Тема инновационного педагогического опыта: «Предметные результаты обучения в условиях ФГОС»
материал на тему

Старостина Лидия Петровна
          В статье рассматривается cистема предметных знаний и предметных действий как важнейшая составляющая предметных результатов. Совокупность всех учебных предметов обеспечивает возможность формирования всех универсальных учебных действий (УУД) при условии, что образовательный процесс ориентирован на достижение планируемых результатов.
Ключевые слова: предметные результаты; планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального образования; 
оценочная деятельность; оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования; контрольно-измерительная деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_no_2_.docx5.85 КБ

Предварительный просмотр:

Тема инновационного педагогического опыта:

«Предметные результаты обучения в условиях ФГОС»

                                                                                    Старостина Лидия Петровна,

                                                                                    учитель начальных классов

                                                                                    МОБУ СОШ № 26

                                                                                    городского округа « город Якутск                       Республики Саха (Якутия)

         В соответствии со Стандартом основным объектом системы оценки её содержательной и критериальной базой выступают планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального образования.

         Основная цель оценочной деятельности в соответствии с требованиями Стандарта – оценка образовательных достижений обучающихся и оценка результатов деятельности образовательных учреждений и педагогических кадров.

         Объект оценки:

         Основным объектом, содержательной и критериальной оценки подготовки выпускников на ступени начального образования выступают планируемые результаты, составляющие содержание блока «Выпускник научится» для каждой программы, предмета, курса.

         Особенностями системы оценки являются:

-комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, а также метапредметных и личностных результатов общего образования);

-использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки;

-оценка успешности освоения обучающимися содержания отдельных учебных предметов на основе системно-деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач;

- оценка динамики образовательных достижений обучающихся;

- сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования;

-использование персонифицированных процедур итоговой оценки и аттестации обучающихся и неперсонифицированных процедур оценки состояния и развития;

-разноуровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария и представлению их;

-использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений;

-использование наряду со стандартизированными письменными работами таких форм и методов оценки, как проекты, практические работы, самоанализ, самооценка, наблюдения и др.;

-включение учащихся в контрольно-измерительную деятельность с тем, чтобы они приобретали навыки и привычку к самооценке и самоанализу (рефлексии);

-использование разнообразных видов, методов, форм и объектов оценивания, в том числе субъективные и объективные методы оценивания; стандартизированные оценки; интегральную оценку, в том числе – портфолио;

-различие оценки (словесной характеристики любых действий) и отметки (знака за решение учебной задачи (учебно-практической или учебно-познавательной);

-использование контекстной информации об условиях и особенностях реализации образовательных программ при интерпретации результатов педагогических измерений;

        Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения обучающимися планируемых результатов по отдельным учебным предметам.

        Достижение этих результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса – учебных предметов, представленных в обязательной части базисного учебного плана.

        В соответствии с ФГОС предметные результаты содержат в себе:

- систему предметных знаний (систему основополагающих элементов научного знания, которая выражается через учебный материал различных курсов);

- систему предметных действий (систему формируемых действий, которые преломляются через специфику предмета и направлены на применение знаний, их преобразование и получение нового знания);

        Система предметных знаний – важнейшая составляющая предметных результатов. В ней выделяются:

- опорные знания;

- дополнительные знания, расширяющие или углубляющие опорную систему знаний, а также служащие пропедевтикой для последующего изучения курсов;

         Действия с предметным содержанием (или предметные действия) – важная составляющая предметных результатов. В основе многих предметных действий лежат познавательные универсальные учебные действия (УУД):

- использование знаково-символических средств;

- моделирование;

- сравнение;

- группировка и классификация объектов;

- действия анализа, синтеза и обобщения;

- установление связей (в том числе причинно-следственных) и аналогий;

- поиск;

Преобразование;

- представление и интерпретация информации;

- рассуждения и т.д.

          На разных учебных предметах эти действия выполняются с разными объектами, например: с числами и математическими выражениями; со звуками и буквами, словами, словосочетаниями и предложениями; с высказываниями и текстами; с объектами живой и неживой природы; с музыкальными и художественными произведениями и т.п. Поэтому при всей общности подходов и алгоритмов выполнения действий сам состав формируемых и отрабатываемых действий носит специфическую «предметную» окраску.

         Совокупность всех учебных предметов обеспечивает возможность формирования всех универсальных учебных действий (УУД) при условии, что образовательный процесс ориентирован на достижение планируемых результатов.

Предметные результаты освоения учебной программы составлены на основе нормативно-правовых документов:

1. «Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования: текст с изм. и доп. на 2011 г./ Министерство образования и науки Российской Федерации, М.-: Просвещение, 2011.- ( Стандарты второго поколения)

2. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч.-М.: Просвещение, 2011.- ( Стандарты второго поколения)

3. Программы по учебным предметам. 1-4 кл.: в 2 ч./ Сост.Р.Г.Чуракова, профессор – М.: Академкнига/Учебник, 2011 (Проект «Перспективная начальная школа». Реализация образовательного стандарта второго поколения)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта по теме: "Основные подходы к организации познавательной деятельности в условиях ФГОС НОО".

Статья содержит материал о наиболее эффективных структурах уроков используемых для организации познавательной деятельности в условиях ФГОС НОО....

Предоставление собственного инновационного педагогического опыта "Гармоничное развитие личности каждого ребенка с учетом его возраста в условиях ГПД»

Воспитание – одна из стратегических задач образования. Воспитывать – значит организовывать деятельность детей. Ребенок развивается, формирует свои навыки, модели поведения, ценности, чувства в п...

Тема инновационного педагогического опыта «Использование информационно – коммуникативных технологий в обучении младших школьников»

Использование мультимедийных средств, интерактивной доски, документ-камеры,   презентаций, позволяет повысить эффективность учебного процесса  и качества обучения детей. Всё это п...

Мониторинг личностных,предметных,метапредметных УУД результатов обучающихся в условиях ФГОС

Мониторинг личностных,предметных,метапредметных УУД результатов обучающихся в условиях ФГОС....