Интегрированный урок ко Дню защитника Отечества
план-конспект урока (3 класс) на тему

Терентьева Марина Петровна

Интегрированный урок в предверии праздника Дня защитника Отечества

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integrirovannyy_urok_k_23_fevralya.doc96.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Дерзайте отчизну мужеством прославить!»

Предмет: Интегрированный урок (окружающий мир + математика + русский язык +литературное чтение)

Класс: 3-4

Цель: Способствовать формированию патриотических чувств, через историческое  

            прошлое нашей страны.

Задачи урока:

  • познакомить учащихся с историческими событиями в истории Государства Российского; закрепить вычислительные навыки сложения и вычитания многозначных чисел, решение задач на проценты;
  • развивать любознательность, внимание,  патриотические чувства;
  • воспитывать уважение к прошлому и настоящему своей страны.

Оборудование: компьютер, медиапроектор, экран, Карта России.

Аннотация:

Данный урок проводится в преддверии Дня Защитника Отечества. На уроке ребята обзорно знакомятся  с основными историческими датами, связанными с защитой нашего государства: Русь у истоков образования, Ледовое побоище, Куликовская битва, Бородинское сражение, Великая Отечественная война. Вспоминают изученный материал (былинные богатыри) и узнают героев нашего Отечества разных времен: Александр Невский, Дмитрий Донской, М.И.Кутузов, П.И.Багратион, Г.К.Жуков и др. В ходе занятия дети выполняют задания по основным учебным предметам.

Ход урока:

Добрый день! В преддверии Дня Защитника Отечества мы проведем необычный урок. Всегда Россия славилась своими защитниками – от простых солдат до генералов. А откуда русские люди берут силу великую? Говорят, она досталась нам от предков – русских богатырей.

Сегодня я предлагаю совершить путешествие по реке времени нашего Государства, чтобы вспомнить защитников нашего Отечества.

Для любого путешествия необходимо проложить маршрут движения. Для этого необходимо выполнить 1-е задание в ваших рабочих листах.

Решение примеров:

 Расположите ответы в порядке возрастания.

(862, 1242, 1380, 1941,)

Итак, наше путешествие началось.

1)Год 862-образование нашего Государства Русь.

Доблестными героями тех времен считались богатыри.

Каких русских  богатырей вы знаете?

Сейчас я предлагаю выполнить вам второе задание

Прочитайте отрывки из текстов. Угадайте о каком из богатырей идет речь? Ответы пишите в скобках

В славном городе Ростове у ростовского попа соборного был один-единственный сын. Грамоте не учился, за книги не садился, а учился с малых лет копьём владеть, из лука стрелять, богатырских коней укрощать. Силой - не большой богатырь, зато дерзостью да хитростью взял. Вот подрос он  до шестнадцати лет, и скучно ему стало в отцовском доме..(Алёша Попович)

 Жила-была под Киевом вдова Мамелфа Тимофеевна. Был у неё любимый сын-богатырь. По всему Киеву о нем слава шла: он и статен, и высок , и грамоте обучен, и в бою смел, и на пиру весел. Он и песню сложит, и на гуслях сыграет, и умное слово скажет. Да и нрав спокойный, ласковый. Никого он не заругает, никого зря не обидит. (Добрыня Никитич)

В старину стародавнюю жил под городом Муромом, в селе Карачарове крестьянин Иван Тимофеевич со своей женой Ефросиньей Яковлевной. Был у них один сын. Любили его отец с матерью, да только плакали, на него поглядывая: тридцать лет он на печи лежит, ни рукой, ни ногой не шевелит. И ростом богатырь, и умом светел, и глазом зорок, а ноги его не носят, словно брёвна лежат не шевелятся. Вылечили его калики перехожие, наградили его силушкой богатырской и наказали: «Будешь ты велик богатырь ,бейся с врагами земли родной, с разбойниками да с чудищами. Защищай вдов, сирот, малых деточек.» (Илья Муромец)

Проверка. Рассмотрите репродукцию картины Васнецова Богатыри. Сможете ли вы узнать богатырей на картине? Илья Муромец – самый старший и сильный, Добрыня Никитич – ссправедливый и умный воин, Алеша Попович – самый молодой и дерзкий, не силой так смекалкой возьмет.

2)Следующая наша остановка в 1242 году.

В 1242 году на Русь ополчились войска немецких рыцарей Тевтонского и Ливонского орденов. 5 апреля 1242 года на Чудском озере под предводительством знаменитого русского полководца Александра Невского состоялось знаменитое сражение, которое получило название Ледовое побоище. Русские войска нанесли поражение немецким рыцарям. Вот как это было. ( видеофрагмент)

Еще  одну из причин победы мы узнаем, решив задачу:

 «Масса немецкого рыцаря вместе с конем составляет 750 кг, а масса русского воина 45 кг меньше. Какова масса экипированного русского воина?»  

Так какова же одна из причин поражения немецких войск? (тяжелее, проваливались под лед)

Молодцы! Продолжаем наше путешествие.

3) Год 1380.  К этому времени уже более 150 лет Русь вынуждена была терпеть иго Золотой Орды монголо-татарского государства. Русские князья каждый год вынуждены были ездить в золотую Орду на поклон и платить дань ( налог)  (деньги, зерно, меха) Знаменитое сражение с моноголо-татарскими полчищами в 1380 г. получило название Куликовская битва

Прочитаем историческую справку об этом сражении.

 

Битва состоялась на южном берегу Дона, на Куликовом поле 8 сентября 1380 года. После нескольких стычек передовых отрядов перед войсками выехали от татарского войска – Челубей, а от русского – инок Пересвет, и состоялся поединок, в котором они оба погибли. После это началось основное сражение.

Куликовская битва закончилась победой русских войск во многом благодаря военной хитрости русского князя Дмитрия Ивановича Донского.

 

Выполните задание в рабочих листах

Выпишите из текста имена собственные. Найдите синонимы к слову БИТВА

Проверка

Течение реки времени вынесло нас к новому историческому событию.

4) Одна из самых памятных дат -1941год. Чем известна эта дата? (Великая Отечественная война)

Июнь. Россия. Воскресенье.

Рассвет в объятьях тишины.

Осталось хрупкое мгновенье

До первых выстрелов войны.

Фонограмма Левитана.

На первом этапе Великой Отечественной войны наша Армия терпела одно поражение за другим, отходя все дальше в глубь страны. Около двух миллионов советских солдат попало в плен или погибло.  Немецкие захватчики рассчитывали завоевать российскую республику осенью. Но благодаря героизму русских солдат их план был сорван . Главным военачальниклом был назначен Георгий Жуков. Русские войска мужественно сражались за каждую пядь земли, за каждый город и каждый дом. Зимой 1242-43 года  в войне наступил перелом.  Под ударами Красной Армии   немецкие войска стали отступать.  За свою победу в этой войне страна заплатила огромную цену, около 27 млн. человек погибло, миллионы остались инвалидами, была уничтожена третья часть национального достояния.  9  мая 1945 года Жуков вместе с военачальниками  принял капитуляцию Германии. Великая Отечественная война заверщилась победой русского народа.

Рассмотрите свои таблицы. Го́род-Геро́й — высшее звание, которого удостоены двенадцать городов Союза ССР, прославившихся своей героической обороной во время Великой Отечественной войны 1941—1945 годов. Кроме того, Брестской крепости присвоено звание Крепости-Героя.

Страна

Город-герой

Дата присвоения звания

1

Flag of Russia.svg Россия

Ленинград (ныне Санкт-Петербург)

8 мая 1965 года

2

Flag of Ukraine.svg Украина

Одесса

8 мая 1965 года

3

Flag of Ukraine.svg Украина

Севастополь

8 мая 1965 года

4

Flag of Russia.svg Россия

Волгоград (бывш. Сталинград)

8 мая 1965 года

5

Flag of Ukraine.svg Украина

Киев

8 мая 1965 года

6

Flag of Belarus.svg Белоруссия

Брестская крепость (крепость-герой)

8 мая 1965 года[5]

7

Flag of Russia.svg Россия

Москва

8 мая 1965 года

8

Flag of Ukraine.svg Украина

Керчь

14 сентября 1973 года

9

Flag of Russia.svg Россия

Новороссийск

14 сентября 1973 года

10

Flag of Belarus.svg Белоруссия

Минск

26 июня 1974 года

11

Flag of Russia.svg Россия

Тула

7 декабря 1976 года

12

Flag of Russia.svg Россия

Мурманск

6 мая 1985 года

13

Flag of Russia.svg Россия

Смоленск

6 мая 1985 года

Прочитайте задание № 5 в рабочих листах.

Большое спасибо за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-беседа. Образ защитника Отечества глазами художника Павла Дмитриевича Корина.

Урок-беседа к Дню Победы.Цели: познакомить учащихся с жизнью и творчеством Русского художника Павла Дмитриевича Корина;  расширять общекультурный кругозор учащихся на основе ценностных орие...

Интегрированный урок "Защитники Отечества"

Цель урока: формирование у обучающихся представлений о воинском долге, защите Отечества, земли и веры . Задачи : - закрепить понятие «защитник Отечества», воинский долг; - формировать уважительн...

Интегрированный урок "Защитники Отечества"

Цель урока: формирование у обучающихся представлений о воинском долге, защите Отечества, земли и веры . Задачи : - закрепить понятие «защитник Отечества», воинский долг; - формировать уважительное отн...

Слайдовая презентация к уроку по теме "Защитники Отечества",

Слайдовая презентация "Защитники Отечества". ОРКСЭ, модуль «Основы православной культуры» 4 класс....

ОРКСЭ. Модуль "Основы светской этики". Урок по теме "Защитники Отечества"

Методическая разработка содержит подборку дополнительного материала о боевых страницах в истории нашей Родины, вопросы для посторения диалога между учащимися, материал для работы в парах....

План урока по ОРКСЭ "Защитники отечества"

Цель урока: формирование понимания христианского взгляда на войну как объективное зло современного мира, на которую христианин идет во имя защиты добра и справедливости, развитие и углубление пон...

Технологическая карта урока технологии "День защитника Отечества", 4 класс, УМК "Школа России"

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ТЕХНОЛОГИИДата: 19.04.2022Школа: №3Класс: 4Урок: ТехнологияВремя: 12:10   Кабинет: 3Студент: Илларионов ГригорийГруппа: 43Учитель: Солдаткина Яна АлексеевнаМетодист: Ч...