Эссе. От образования «на всю жизнь» к образованию «через всю жизнь»
статья на тему

Муравьёва Ольга Николаевна

В работе представлены размышления учителя

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moe_esse.docx22.84 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Михайловская средняя школа»

 Сакского района Республики Крым

Эссе

 От образования «на всю жизнь»

к образованию «через всю жизнь».

  Подготовила учитель начальных классов – Муравьёва Ольга Николаевна.

с.Михайловка, 2015

Век живи — век учись. Известная с давних времён поговорка идеально подходит для выражения сути непрерывного образования — обучения через всю жизнь.

Уже 16 лет я работаю в школе с детьми. Это годы поисков, раздумий, разочарований, колебаний, открытий, которые перевернули всю мою жизнь, на протяжении которой я учусь. Учусь все время. Учусь всегда. Учусь везде. И мне нравиться учиться. Мой девиз: От образования «на всю жизнь» к образованию «через всю жизнь».
Школа – самая удивительная страна, где каждый день не похож не предыдущий, где каждый миг – это поиск чего-то нового, интересного, где нет времени скучать, ссориться и тратить время на пустое, где каждый ученик – это строитель будущего, а значит все жители этой страны в ответе за будущее. Где все время надо торопиться, торопиться успеть, где все время надо спешить, спешить стать интересным для окружающих тебя людей, оставаться интересным всегда, дарить окружающим свою энергию, знания, умения, торопиться узнать новое, торопиться не опоздать.

С кого начинается школа? Конечно же, с учителя. Учителя, обладающего щедростью души, любознательного, готового понять радость и горе каждого, и прежде всего ребёнка, любящего детей, относящегося к детям как к чему-то особенному и исключительному.  Важным «кирпичиком» в строительстве новой школы непременно видится учитель - профессионал, ищущий, способный педагогически мыслить, т. е. не скользить по поверхности, а докапываться до сути явления, до настоящих причин, и принимать решения, иногда неожиданные, порой рискованные, но в большинстве своём ведущие к педагогическому результату. Учитель – это человек из будущего, пришедший к детям для того, чтобы воодушевить их мечтой о будущем, научить их утверждать идеалы будущего. Учитель – это человек, который должен дать образование на всю жизнь, а дети должны эти знания пронести через всю жизнь.
Каждый день на меня смотрят глаза моих учеников. За партами на моих уроках сидит будущее России. И в этом будущем мне тоже предстоит жить. И от того, какими станут эти дети, зависит не только жизнь страны, но и моя тоже. 
         Конечно, главные жители этой страны – это дети. Именно они заставляют нас постоянно учиться. И я благодарна им за это. Ведь они «закалили» меня и многому научили. Научили принимать их такими, какие они есть, быть терпимей к ошибкам других, но требовательней к самой себе. Воспитывая их, я изменилась сама. Считаю, что настоящий учитель тот, кто способен спуститься с высот своих знаний до незнания ученика и вместе с ним совершить восхождение. Это стало первым принципом, которым я сегодня руководствуюсь в своей педагогической деятельности.
Приходя на урок, да и просто общаясь с детьми, я раскрываю им свое мироощущение, свою систему ценностей, отношение ко всему, что происходит вокруг, несу им то, что интересно мне. Быть честным, искренним – второй мой принцип.
Следующий принцип – это принцип организации на систему ценностей-идеалов, обращенных в нравственные ориентиры воспитания: истина, добро, личность, свобода, любовь, творчество, через восприятие которых формируется духовная культура человека.
Создание условий для реализации индивидуальных способностей каждого ребенка – четвертый принцип моей педагогической деятельности.

Все дети разные. Одни - копии своих родителей, другие - “себе на уме”, третьи - тихони, а четвертые... Дети, которые приходят в школу, хотят быть принятыми, жаждут успеха, интересной и веселой жизни. Именно в создании комфортности обучения и воспитания каждого такого ученика и вижу свою роль.
Роль педагога заключается в том, чтобы способствовать развитию способности ребенка, осознавать себя личностью во взаимоотношениях с другими людьми и миром в целом, осмысливать свои действия, прогнозировать и оценивать свои результаты, развить самостоятельность, инициативу, творческий потенциал. Умение увлечь учеников, как мне кажется, и есть педагогическое мастерство, к которому мы все стремимся. Это пятый принцип моей педагогической философии.
 Шестой принцип – формирование стойкой мотивации ребенка к развитию. На своих уроках я часто разговариваю с детьми на эту тему, желая вызвать у них интерес к получению знаний. Пытаюсь каждому на примерах объяснить как ему в жизни пригодятся знания, полученные на моих уроках.
Седьмой принцип – принцип сотрудничества. Внимание – каждому, ждущему – похвала, мыслящему – радость от общего успеха. Урок окончен, но вопросы не кончаются. Значит есть оно – сотрудничество.

 Таковы мои основные принципы, которыми я руководствуюсь в своей работе. Среди них нет более или менее важных, главных и второстепенных. Они взаимодействуют и каждый из них является отдельным звеном единой системы воспитания и обучения .

Все эти принципы помогают  сформулировать главную цель нашей педагогической работы – от образования « на всю жизнь» к образованию «через всю жизнь».  
Идут дни, годы. Идут очень быстро. А хочется успеть многое. Дети всегда остаются детьми, учителя – учителями. Меняются времена, но не меняются задачи учителя:
-дать учащимся прочные и глубокие знания по предмету;
-содействовать творческому развитию каждого ученика как на уроке, так и вне урока;
-вызвать у ребенка интерес к знаниям, научить его иметь собственное мнение;
-воспитывать у детей самостоятельность, любознательность, честность, личную инициативу, веру в себя; стать им другом, раскрыть богатство их душ.

Я понимаю и принимаю это.
Таковы мои педагогические аксиомы. Может они очень просты? Но что я твердо усвоила за эти годы – это то, что мастерство учителя не случайная удача, не счастливая находка, а систематический, кропотливый поиск и труд, часто черновой, будничный, наполненный тревожными раздумьями, открытиями и неудачами.

В наши дни, когда с невиданной скоростью происходит радикальная смена представлений о мире, о жизненных приоритетах и моральных ценностях, требуется формировать у детей такие  понятия, как любовь к Родине, толерантность, уважение к старшим, наследуя моральные и нравственные ценности, оставленные нашими предками. Ведь воспитанный человек это не тот, который ведёт себя правильно, когда за ним наблюдают, а тот, который поступает честно, когда родителей и учителей нет рядом. 
 Моё педагогическое кредо – Быть союзником и другом ученика, чтобы учить его жизни. 
«Истинный учитель знает, чем мы больше знаем, тем больше мы не знаем, потому всякий учитель навсегда остаётся учеником». И это тоже моё педагогическое кредо: учиться всегда и учиться везде.
 И я счастлива, что я училась у таких замечательных людей, как моя первая учительница Черномазова Лидия Ивановна. Низкий ей поклон и огромное спасибо. Вообще,  я очень благодарна своей родной Михайловской  школе, Грузиновой Людмиле Григорьевне, Щербань Евгении Федотовне, Горному Григорию Кирилловичу и многим другим.  Здесь  меня научили учиться ,эти знания я несу вот уже много лет. Здесь  учили  жить, общаться. Безмерно благодарна Сакским общеобразовательным школам, где я  начинала работать  учителем. Вот уже 16 лет я работаю в школе и ни разу не пожалела о своём выборе профессии, о возможности учить и постоянно учиться. Школа меня привела к тому, что я получила 2 высших образования.
      Я благодарна  Трибрат Альбине Ивановне, которая принимала меня на работу 16 лет назад.  Многому я научилась у этого человека, которая всегда говорила, что мы учим детей прежде всего для жизни.

Детство – это не период подготовки к будущей жизни. Это часть всей жизни. В нём ребята получают первый опыт решения возникающих проблем, учатся жить и работать с другими людьми, познавать себя и окружающий мир. Рано или поздно наступает время, когда каждого растущего человека начинают мучить вопросы «кто я?», «каков я?», «зачем я?». Ответить на них могут помочь их друзья, сверстники и, конечно же, мы взрослые. 

      Кто-то в шутку сказал, что важно родиться в нужное время и в нужной семье. Я как раз угадала и время, и семью. Мои родители  помогли мне получить образование «на всю жизнь» и нести его через всю жизнь.

    Мир не стоит на месте, и в нашей специальности появляются новые технологии, новаторские подходы, интересные методы и приёмы, помогающие развивать школьника на современном историческом этапе. О новшествах в работе мы узнаём на конференциях, семинарах, из методической литературы. Я считаю, что учиться  учитель должен всю жизнь.

Что же является мудростью моей педагогической работы? Это школа, где ребёнок «открывает» себя и мир, где родители открывают себя. Это школа, где я создаю условия для «открытий», тем самым раскрываюсь сама и расту профессионально. Я считаю, что процесс образования начинается с момента рождения человека и постоянно формирует способности человека. Я считаю, что образование имеет 2 стороны: это социальная и психическая. Потому что собственные инстинкты и способности ребёнка являются исходным материалом и главной точкой всего образования. Немаловажным считаю в образовании ребёнка – это любовь. Образование без любви не будет живой и полезной. Любая методика, даже самая новейшая и рациональная без любви не будет совершенной, а значит, и завершённой.  Детей в сельской школе очень мало. И, среди них, бывают разные: слабые и сильные, трудные и послушные, всякие. Но если я их принимаю такими, то они счастливы, следовательно, счастлива и я. Великое предназначение образования для общества заключается в том, что оно есть связующая нить поколений. Из поколения в поколение передаётся самое лучшее, что накоплено человечеством через систему образования. Что получает человек от своих учителей, родителей, то он и проносит через всю жизнь и передаёт потомкам.

И это всё заставляет меня вновь искать, добывать, достигать, образовываться. Всю жизнь я учусь и буду учиться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе на тему: «Роль, место духовно-нравственного образования и воспитания в образовательной системе современной России»

Одна из проблем современного образования, состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей живших в прошло...

Эссе на тему: "Москва - столица культуры и образования".

В статье  помещены рассуждения  на тему эссе....

Эссе «Профессиональная компетентность учителя –важный фактор современного образования»

Эссе«Профессиональная компетентность учителя –важный фактор современного образования»                      ...

Эссе «Профессиональная компетентность учителя –важный фактор современного образования»

Эссе«Профессиональная компетентность учителя –важный фактор современного образования»                      ...

Эссе: « Качество образования как составляющая успешности спортсмена»

В статье говорится о  качестве образования,  которое влияет на  успешность спортсмена...

Эссе – размышление «Мой взгляд на воспитание и образование в ХХ1 веке» Сушко Н. Н. учитель начальных классов. Внедряйте новое с душой.

Данный материал может пригодиться для участия в профессионсльном конкурсе или для предисловия к обобщению опыта работы....