Статья на тему: "Использование аналогии при изучении математических понятий в начальных классах"
статья по теме

Царькова Татьяна Алексеевна

Математика в жизни человека занимает особое место. Мы настолько срослись с ней, что попросту не замечаем её. А ведь с математики начинается всё. Ребёнок только родился, а первые цифры в его жизни уже звучат: рост, вес. Малыш растет, не может выговорить слова "математика", а уже занимается ею, решает небольшие задачи по подсчету игрушек, кубиков. Да и родители о математике и задачах не забывают. Готовя ребенку пищу, взвешивая его, им приходится использовать математику.

Эффективное обучение математике невозможно без организации продуктивной деятельности учащихся, что предполагает формирование и развитие основных мыслительных приемов или логических операций, таких как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия. Аналогия, в переводе с греческого, означает сходство, соответствие между предметами, явлениями, понятиями, способами действий. При обучении математике аналогия широко используется как для закрепления изученного материала, так и при получении новых знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_-_analogiya.doc160 КБ

Предварительный просмотр:

Использование аналогии при изучении

математических понятий в начальных классах

Математика в жизни человека занимает особое место. Мы настолько срослись с ней, что попросту не замечаем её. А ведь с математики начинается всё. Ребёнок только родился, а первые цифры в его жизни уже звучат: рост, вес. Малыш растет, не может выговорить слова "математика", а уже занимается ею, решает небольшие задачи по подсчету игрушек, кубиков. Да и родители о математике и задачах не забывают. Готовя ребенку пищу, взвешивая его, им приходится использовать математику.

Эффективное обучение математике невозможно без организации продуктивной деятельности учащихся, что предполагает формирование и развитие основных мыслительных приемов или логических операций, таких как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия. Аналогия, в переводе с греческого, означает сходство, соответствие между предметами, явлениями, понятиями, способами действий. При обучении математике аналогия широко используется как для закрепления изученного материала, так и при получении новых знаний.

Одной из характерных черт математики является ее связь с другими изучаемыми предметами, с жизнью. Задачи с межпредметным содержанием или прикладного характера помогают лучше раскрыть каждую тему, способствуют непроизвольному запоминанию, развивают интерес учащихся не только к предметам, но и самому процессу познания, повышают качество их знаний и умение их добывать. Связь математики с русским языком и литературой, с иностранным языком, историей и географией естественна. Математические термины точны и выразительны, наиболее близко передают смысл сказанного. Значение этих терминов чаще всего связано с их возникновением. Поэтому при изучении математических терминов целесообразно рассматривать их происхождение, а также значение в других областях человеческой деятельности. Это позволит повысить интерес к происхождению математических понятий, следовательно, и к математике, и к другим предметам, показать связь их с жизнью, с другими предметами.

Ниже представлены примеры некоторых понятий, изучаемых в начальном курсе математики, дополнительные сведения о которых можно использовать на уроках в начальной школе.

Значение понятия в математике

Значение понятия в других областях

Перевод с греческого, латинского

Квадрат –

1) прямоугольник с равными сторонами. 2) вторая степень числа (а), то есть а2

Квадрат  –  в полиграфии единица длины, применяемая для измерения шрифтов, формата набора. 1 квадрат = 48 пунктам (ок. 18,05 мм).

от лат . quadratus - четырехугольный

Круг - часть плоскости, ограниченная окружностью (содержащая ее центр). Площадь круга S = R , где R - радиус окружности, а π = 3,141592654… - отношение длины окружности к диаметру.

Круг – в древности,  повязка на плече как знак отличия

От лат.  «кольцо»

Линия - общая часть двух смежных областей поверхности. Движущаяся точка описывает при своем движении некоторую линию.

Прямая линия – черта или прямая

Линия -  1) единица длины в системе английских мер, 1 линия = 1/12 дюйма =0,21167 см. 2) В России - мера длины, 1 линия = 10 точкам =2,54 мм.

от лат. linea – льняная нить

Периметр - длина замкнутого контура, сумма длин всех сторон многоугольника

Периметр - в математике: граница плоской фигуры, а также длина этой границы.

от греч . perimetreo - измеряю вокруг греч. perimetron - окружность

Ромб – параллелограмм с равными сторонами

Ромб - Название высшего офицерского знака различия такой формы на петлицах в Красной Армии

греч . rhombos

Треугольник - геометрическая фигура - многоугольник с тремя углами.

Часть плоскости, ограниченная тремя отрезками прямых (сторонами треугольника), имеющими попарно по одному общему концу

Треугольник - Созвездие Северного полушария; с территории России лучше всего видно в конце лета, осенью и зимой.

лат . Triangulum

Угол (плоский) - геометрическая фигура, образованная двумя лучами (сторонами угла), выходящими из одной точки (вершины угла).

Угол – перелом, излом, колено, локоть, выступ или залом (впадина) об одной грани. Часть плоскости между двумя прямыми линиями, исходящими из одной точки

Ср. лат. angulus – “угол”

Шар - геометрическое тело, получающееся при вращении круга вокруг своего диаметра. Шар - часть пространства, ограниченная сферой.

Шар - у землекопов, слой, пласт земли. Класть масло шарами, в переслойку Шар - стар. церк., краска.

слой, пласт или ряд (польск. szar, ряд, гонта, черепицы)

лат. sphaera шар, от греч. – мяч

Сумма – 1. Итог, результат сложения.

2. Общее количество чего-нибудь (сумма всех данных).

3. Определённое, то или иное количество денег (затрачены крупные суммы)

Сумма - итог, общее количество. Например: «К сумме разнородных впечатлений неожиданно прибавилось ещё одно новое» (Лесков); «Сумма всех данных»; «Вся сумма человеческих знаний».

лат. summa – “итог”, “общее количество”

Площадь – 1. В математике: часть плоскости, заключённой внутри замкнутой геометрической фигуры (площади квадрата).

2. Незастроенное большое ровное место (в городе, в селе), от которого обычно расходятся в разные стороны улицы (Красная площадь в Москве).

3. Пространство. Помещение, предназначенное для какой-нибудь цели (полезная площадь в доме).

Площадь - часть поверхности, ограниченная каким-либо замкнутым контуром. Величина П. выражается числом заключающихся в ней квадратных единиц.

греч.  plateia – “широкая”.

Цифра – 1. Знак, обозначающий число.

2. Показатель, расчёт чего-нибудь, выраженный в числах.

Цифра - индийские математики называли знак обозначавший отсутствие некоторого разряда словом “сунья” - пустой.

лат. cifra – “цифра”, происходящего от арабск.слова “сифр”, означающего “нуль”.

ОВАЛ - замкнутая выпуклая плоская кривая. При этом под выпуклостью понимают свойство кривой иметь с любой прямой не более двух (действительных) общих точек.

Овал - овал лица определяется соотношением ширины лба к ширине подбородка, а также пропорцией длины и ширины лица.

от лат. ovum - яйцо

Куб – 1. Правильный шестигранник, все грани которого – квадраты.

2. В математике: произведение от умножения данного числа на само себя дважды.

3. Кубический метр как мера объёма.

4. Сосуд для перегонки и кипячения жидкостей.

Куб - кубоватый, кубастый, кубовидный, -образный, почти кубичный, близкий к кубу по виду, сундуковатый. а³

греч.  kubos – “игральная кость”.

Сфера – 1. Область, пределы распространения чего-нибудь.

2. Среда, общественное окружение.

Сфера — сфера экономики, где производятся блага, полезный эффект которых проявляется в самом процессе их создания.

греч. sfaira – “шар”, “мяч”.

Цилиндр – 1. В математике: геометрическое тело, образуемое вращением прямоугольника вокруг одной из его сторон.

2. Предмет такой формы (напр., часть в машине).

3. Высокая твёрдая шляпа такой формы с небольшими полями.

Цилиндром -  называется тело, которое состоит из двух кругов, совмещаемых параллельным переносом, и всех отрезков, соединяющих соответствующие точки этих кругов

греч. kilindros – “валик”, “каток”

Кроме того, для того, чтобы детям было интереснее изучать предмет, им можно предложить изучение материала в виде игры. Вот один из вариантов.

Подготавливаются карточки двух видов. На одних карточках написаны математические термины. Например: овал, круг, цилиндр, угол, шар, куб, площадь.

 На других – перевод этих слов с латинского или греческого языков с изображением соответствующего объекта. Например:

           

     

     

На обратной стороне этих карточек можно написать историю происхождения и развития этих терминов, интересные сведения из опыта их использования. Это позволит повысить интерес, расширить кругозор детей, повысить мотивацию учения.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

обобщение опыта работы педагога по теме «Использование ИКТ как основной компонент активизации познавательнойдеятельности учащихся начальных классов».

Новизна опыта  заключается в разработке и совершенствовании  форм, методов, приёмов работы по использованию информационных технологий в учебном процессе, в создании и накоплении необходимого...

Методическая разработка на тему: «Использование нетрадиционных техник рисования на уроках ИЗО в начальных классах».

Цель: Формировать художественное мышление и нравственные черты личности через различные способы рисования.Задачи:- Обучение навыкам и умениям общаться с различными художественными материалами, как сре...

Исследовательская работа по теме: «Использование элементов туризма на уроках физической культуры в начальных классах».

  В процессе проведения реформ в нашем государстве особое внимание уделяется состоянию здоровья и физической подготовленности населения, особенно детей и юношей.Согласно последним данным н...

доклад по теме «Использование грамматических сказок на уроках английского языка в начальных классах»

статья, посвященная актуальному вопросу в преподавании иностранного языка в начальных классах...

Статья на тему: «Использование дидактического материала на уроке «Русского языка» в начальной школе»

Цель моей работы: вызвать интерес к занятиям порусскому языку, пробудить интерес к познанию, науке, книге, учению. Научить детей осмысленно читать, писать и говорить...

Отчёт по самообразованию на тему: «Использование интерактивных ресурсов при обучении выразительному чтению в начальных классах».

Новый Федеральный Государственный Образовательный Стандарт ориентирован на становление личностных результатов  выпускника. Одним из главных моментов является то, что основой нового стандарта стан...