Внеурочная деятельность в 1 классе "Театральная фантазия"
рабочая программа (1 класс) на тему

Рыбкина Татьяна Владимировна

Внеурочная деятельность общекультурной направленности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon teatralnaya_fantaziya.doc97 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по организации внеурочной деятельности

общекультурной направленности

«Театральная фантазия»

1 класс

Автор программы:

учитель начальных классов

Т.В.Рыбкина


Пояснительная записка

Рабочая программа «Театральная фантазия» для учащихся первого класса по художественно-эстетическому направлению составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, письма Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г. № 03-296 “Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС НОО, в соответствии с портретом выпускника начальной школы и ориентирована на развитие коммуникативной и эмоциональной сферы личности ребёнка, содействие его социализации, выявление и развитие задатков и творческих способностей младших школьников.

Условия современного общества диктуют свои требования к учащемуся начальной школы. Обществу нужен раскрепощенный, творческий, открытый к общению человек, который адаптируется к постоянно меняющимся условиям окружающей действительности. На первой ступени обучения у школьников осуществляется формирование  чувства патриотизма, ответственности, солидарности, толерантности.

Программа внеурочной деятельности «Театральная фантазия» несет в себе одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функции и ни в коей мере занятия не сводятся только к подготовке выступлений, способствует подъему духовно-нравственной культуры и отвечает запросам различных социальных групп нашего общества, обеспечивает совершенствование процесса развития и воспитания детей. 

Внеурочные занятия по данной программе служат своего рода эталоном правильной речи и одновременно упражняют и  развивают слух, дыхательную систему, а последняя тесно связана с сердечно-сосудистой системой. Следовательно, занимаясь в процессе обучения сценической речи дыхательной гимнастикой, ребёнок одновременно укрепляет своё здоровье; тренирует артикуляционный аппарат. Последнее обстоятельство исключительно важно, потому что без навыков активной работы артикуляционного аппарата, заложенных в детстве, речь взрослого человека часто становится нечёткой, неразборчивой, не доносит до слушающего главный компонент речи – её содержание.

Цель  программы:

Главной целью программы является самораскрытие ребенка.

Задачи, решаемые в рамках данной программы:

Развивающие

- развивать  творческие способности и речевую культуру;

Воспитательные 

- способствовать формированию навыков социального поведения в заданных условиях;

- воспитывать  позитивное отношение к окружающей действительности;

Обучающие

- совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа;

Предлагаемая программа соответствует:

- современным целям общего образования;

- основным требованиям Федерального государственного образовательного стандарта;

- перспективным целям начального образования в школе.

По целевой направленности программа является развивающей (направлена на решение первостепенных задач, ведущих к самораскрытию детей, к осознанию ими собственной духовной индивидуальности) и социально-адаптивной (развивает: отношение к себе - реабилитация «Я» в собственных глазах, достижение уверенности в себе; объективная самооценка, отношение к другим – способность к доброжелательному критическому восприятию достоинств и недостатков окружающих, формирование навыков адекватного общения). Способствует персонализации ребенка, которая осуществляется уже на ступени начальной школы.

Программа строится на следующих концептуальных принципах:

Принцип успеха. Каждый ребенок должен чувствовать успех в какой-либо сфере деятельности. Это ведет к формированию позитивной «Я-концепции» и признанию себя как уникальной составляющей окружающего мира.

Принцип динамики. Предоставить ребёнку возможность активного поиска и освоения объектов интереса, собственного места в творческой деятельности, заниматься тем, что нравиться.

Принцип демократии. Добровольная ориентация на получение знаний конкретно выбранной деятельности; обсуждение выбора совместной деятельности в коллективе на предстоящий учебный год.

Принцип доступности. Обучение и воспитание строится с учетом возрастных и индивидуальных  возможностей подростков, без интеллектуальных, физических и моральных перегрузок.

Принцип наглядности. В  учебной деятельности используются разнообразные иллюстрации, видеокассеты, аудиокассеты, грамзаписи.

 Принцип систематичности и последовательности. Систематичность и последовательность осуществляется как в проведении занятий, так в самостоятельной работе  воспитанников. Этот принцип позволяет за меньшее время добиться больших результатов.

Младшие школьники очень впечатлительны и быстро поддаются эмоциональному воздействию театрального представления. Исходя из особенностей возраста учащихся, доминантной формой учения является игровая деятельность. Они активно включаются в действие, отвечают на вопросы, охотно выполняют  поручения. Самое яркое отражение  театрализация  находит в творческих играх: дети  сами или при помощи игрушек разыгрывают увиденное. Игры развивают творческие способности детей, способствуют развитию речи и умению выражать свои чувства.

Занятия внеурочной деятельности данного направления способствуют успешной адаптации первоклассника к условиям  школьной жизни, являются для ребенка действительно игрой, а не заорганизованной деятельностью, где каждый участник проявляет свою инициативу, свои желания и представления, учится согласовывать свои действия с действиями других участников, с определенными правилами.

Режим и формы занятий:

Занятия проводятся один раз в неделю по 30 минут в рекреации и игровой комнате, специально предназначенных для внеурочной деятельности с первоклассниками. Также может использоваться актовый зал и сцена   для репетиций и прогонов контрольных уроков, самих уроков, репетиций, прогонов инсценированных представлений  и самих представлений.

Виды занятий – практические: игровые упражнения, театральные игры,  работа над выразительностью речи при чтении стихов, инсценировки сказок и др. Игра, игровые упражнения, выступают как способ адаптации ребенка к школьной среде.

Занятия строятся на принципе добровольного вовлечения в игру.  Используются различные виды игр: эмоционально-сенсорные, интеллектуальные, креативные, подвижные.

На занятиях используются как классические для педагогики формы и методы работы, так и игры и упражнения из театральной педагогики, сюжетно-ролевые игры, конкурсы и викторины.

Также используется  актерские тренинги и специальный цикл упражнений, нужных для общего и специального развития учеников.

Формируемые результаты:

В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы личностные, предметные и метапредметные результаты.

Личностные результаты.

У учеников будут сформированы:

- готовность и способность к саморазвитию;

- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

Метапредметными результатами изучения курса  является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

Обучающийся научится:

-планировать свои действия на отдельных этапах работы;

-осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности.

Познавательные УУД:

Обучающийся научится:

-пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;

-проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании.

Коммуникативные УУД:

Обучающийся научится:

- сотрудничеству со сверстниками,  доброжелательному отношению к сверстникам, бесконфликтному поведению,  стремлению прислушиваться к мнению одноклассников;

-договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;

Предметные результаты:

Учащиеся научатся:

- различать виды театрального искусства;

- основам актёрского мастерства;

- умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение);

Формы контроля.

Для полноценной реализации данной программы используются разные виды контроля:

текущий – осуществляется посредством наблюдения за деятельностью ребенка в процессе занятий (н-р: знание своей роли).

промежуточный – участие в школьных мероприятиях, инсценирование сказок, конкурсы;

итоговый – спектакль.      


         Программа является вариативной.  Могут вноситься изменения в содержания тем, дополнять практические занятия новыми приемами практического исполнения.

Учебно-тематический план

Содержание программы

всего часов

теория

практика

форма организации деятельности учащихся

1

Знакомство с театральным

 искусством, театральной терминологией.

2

1

1

Беседа, экскурсия.

2

Речь, её характеристика.

2

1

1

Тренинг.

3

Театральные профессии

2

1

1

Работа в малых группах.

4

Театр зверей

4

1

3

Экскурсия, изготовление реквизита.

5

Пластический театр

4

1

3

Инсценирование.

6

Кукольный театр

8

2

6

Изготовление эскизов декораций. Игра.

7

Музыкальный театр

6

1

5

Постановка сценок, малых театральных жанров.

8

Театр теней

5

2

3

Изготовление реквизита. Постановка спектакля.

9

Итоговое занятие

1

-

1

Показ спектакля.

 

Итого:

34

10

24

 

Содержание программы:

1 раздел. Знакомство с театральным искусством, театральной терминологией.

Беседа о театре. Значение театра, его отличие от других видов искусств. Понятие о пьесе, персонажах, действии, сюжете и т. д. Особенности организации работы театра. Знакомство с театрами  г. Самары.

2 раздел. Речь, её характеристика.

Вербальная и невербальная речь. Разыгрывание речевых ситуаций. Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата.  Упражнения и игры: превращения предмета, превращение в предмет, живой алфавит, ручеек, волна, переходы в полукруге и т.д.

3 раздел. Театральные профессии.

Понятие о театральных профессиях (актёр, режиссёр, художник, костюмер, гримёр, осветитель и др.).

 4 раздел .  Театр зверей.

Театр зверей имени Дурова. «Театр кошек» Юрия Куклачева. Экскурсия в дельфинарий.

5 раздел.  Пластический театр.

Формы современного пластического театра. Пластика. Пантомима.

6 раздел.  Кукольный театр.

Посещение областного художественного театра кукол. Знакомство детей с кукольным театром предполагает просмотр телеспектаклей. Знакомство с  тремя видами театральной куклы (маппет, бибабо или перчаточная кукла и марионетка) через показ педагогом на наглядном примере, отличие и сходство кукол.

Практическая работа «Моя кукла». Обучающиеся пробуют себя в роли кукловода. Материалом для первых попыток работы с театральной куклой служит театрализованная игра, но теперь в роли участников выступают ни дети, а их куклы, которыми они управляют.

7 раздел.  Музыкальный театр.

Музыкальное, вокальное, сценическое искусство.

8  раздел.  Театр теней.

Специфика театра. Знакомство с особенностями марионеток. Пальцевый театр теней.

9 раздел. Итоговое занятие.

 «Постановка спектакля»  - является вспомогательным, базируется на авторских сценариях и включает в себя работу с отрывками и постановку спектаклей. Возможно проявление творчества детей: дополнение сценария учащимися, выбор музыкального сопровождения спектакля, создание эскизов костюмов и декораций. 

       

                                                     


Методическое обеспечение.

Методическое обеспечение реализации программы включает, прежде всего, разнообразие форм проведения занятий.

В образовательном процессе объединения используются различные виды игр:

● эмоционально-сенсорные игры, основанные на развитии чувственной и эмоциональной сферы личности ребёнка (игры-знакомства, игры на внимание, эмоционально-разогревающие игры, пальчиковые игры);

● интеллектуальные игры, ориентированные на развитие нестандартного самостоятельного мышления, логики, интуиции, чувства юмора, интеллектуальной реакции (словесные, наглядно-предметные, соревновательные и интерактивные);

● креативные игры, способствующие развитию ассоциативного, нестандартного, конструктивно-моделирующего взгляда на мир, воображения и фантазии, стремления к творчеству в процессе жизнедеятельности (словесные, пластические и драматические, изобразительные);

● подвижные игры, которые носят полифункциональный характер, развивая чувство ритма, мысль, навыки общения, фантазию, волю, внимание и т.д. Одна из важнейших их особенностей – вариативность и возможность усложнения (сюжетные, соревновательные, эстафеты, аттракционы, народные хороводные игры).

Особое место в методическом обеспечении деятельности объединения играет тренинг – специальная систематическая тренировка, обучение по заранее отработанной методике, сконцентрированное на формировании и совершенствовании определенных умений, навыков и их комбинаций.

Тренинг используется для решения преимущественно обучающих и технических задач; кроме того, в работе объединения возможно и целесообразно использование психологического тренинга как метода активного социально-психологического развития и обучения.

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Музыкальный центр;

музыкальная фонотека;

аудио и видео кассеты;

СД– диски;

костюмы, декорации, необходимые для работы над созданием театральных постановок;

элементы костюмов для создания образов;

 сценический грим;

видеокамера для съёмок и анализа выступлений.

Электронные презентации «Правила поведения в театр, «Виды театрального искусства».


 

Список литературы

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (второго поколения).
  2. Письмо Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г. № 03-296 “Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС НОО.
  3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Тишков В.А., Данилюк А.Я., Кондаков А.М. М., Просвещение, 2014 г.
  4.  Генералова И.А. Театр. Пособие для дополнительного образования, -М. Баласс, 2004
  5.  Гурков А.Н. Школьный театр – Ростов н/ Д Феникс, 2005
  6.  Колчеев Ю.В., Колчеева Н.М. Театрализованные игры в школе – М.: Школьная пресса, 2000
  7.  Мастерская чувств (Предмет «Театр» в начальной школе), Методическое пособие. – М., ГОУДОД ФЦРСДОД, ч.1,2 – 2006
  8.  Основы актерского мастерства по методике З.Я. Горогодского – М.: ВЦХТ («Я вхожу в мир искусств»), 2008
  9.  Чурилова Э.Г. Методика и организация театральной деятельности: Программы и репертуар.- М. Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 2004
  10.  Янсюкевич В.И. Репертуар для школьного театра. Пособие для педагогов. М. Гуманит. изд., центр ВЛАДОС
  11.  Я познаю мир: Театр: Дет. энцикл., И.А. Андриянова-Голицина. – М.: ООО «Издательство АСТ». – 2002
  12.  Шорохова О.А. Играем в сказку. Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников.- М.: ТЦ Сфера, 2007
  13.  Скурат Г.К. Детский психологический театр: развивающая работа с детьми и подростками.- Спб.: Речь, 2007
  14. Сакович Н.А. Практика сказкотерапии. – Спб., Речь, 2007
  15.  Погосова Н.М. Погружение в сказку. Коррекционно-развивающая программа для детей. – Спб.: Речь – М.: Сфера, 2008
  16. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Т.М. Грабенко. Игры в сказкотерапии. – СПБ., Речь, 2006
  17. Буяльский Б.А. Искусство выразительного чтения. М., просвещение, 1986
  18.  Гагай В.В. Диагностика Творческих способностей. Шадринск, 1997
  19.  Сергей Афанасьев, Сергей Коморин. Триста творческих конкурсов. Методический центр «Вариант»
  20. Рубина Ю.И. Театральная самодеятельность школьников. – М., 1983

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия внеурочной деятельности "Природа и фантазия" : Работа с ватными дисками. Изготовление ромашки.

Конспект занятия и презентация по изготовлению ромашки из ватных дисков на внеурочной деятелности "Природа и фантазия". поэтапное объяснение изготовления ромашки....

Открытое занятие II год обучения Тема: Аппликация «Семья пингвинов» внеурочной деятельности курса «Бумажная фантазия»

Конспект занятия аппликации по теме:«Семья пингвинов» Тема: «Семья пингвинов».Цель: Воспитывать бережное отношение к живой природе. Задачи:Учить детей вырезать пингвина, используя прием...

Занятие по внеурочной деятельности (технология) "Страна фантазий"

Занятие по внеурочной деятельности (технология) "Страна фантазий"...

Методическая разработка занятия на тему: Аппликация «Пасхальная открытка» внеурочной деятельности курса «Бумажная фантазия»

Пасха — один из самых светлых и душевных праздников в году. Приближается день Светлой Пасхи  - главный христианский праздник, лучший подарок - это красивая открытка, сделанная детскими ...

Программа внеурочной деятельности младших школьников "Фантазия без границ"

Программа кружка «Фантазия без границ» разработана на основании программы Б. М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд в начальной школе».Актуальность и пе...

Рабочая прграмма курса внеурочной деятельности Студия "Бумажная фантазия"

Направленность программы - художественная. Программа предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуаль...