Адаптированная основная Общеобразовательная программа по индивидуальному образовательному маршруту для детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР).
рабочая программа на тему

Панфилова Екатерина Николаевна

Целью данной программы является развитие эмоционального, познавательного  и социально-адаптивного поведения учащегося с выраженным недоразвитием интеллекта, формирование позитивных качеств, развитие познавательной активности адекватной структуре дефекта, развитие способности к посильным видам трудовых навыков,  рекомендованных для данной категории детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_iom.docx27.11 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы

Государственное бюджетное профессиональное

Образовательное учреждение

Колледж сферы услуг№10

Подразделение №4                  

Рассмотрено:                                                                                   Утверждаю :                                      

На заседании пед.                                                            Заместитель директора                                       Совета                                                                     ГБПОУ  по КРО  КСУ №10

№1 от 27.08.2015                                             _________________Е.Д. Мазорук

                                                                           «__1__»_сентября__2015 г.

                                     

Адаптированная основная

Общеобразовательная ПРОГРАММА

по ИНДИВИДУАЛЬНОМУ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ МАРШРУТУ

для детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР).

НА 2014-2015 УЧЕБНЫЙ ГОД

Составили: Панфилова Е.Н.

Кормильчикова И.В.

                                                                                          Бормин А.С.

Москва 2015

Пояснительная записка

Целью данной программы является развитие эмоционального, познавательного  и социально-адаптивного поведения учащегося с выраженным недоразвитием интеллекта, формирование позитивных качеств, развитие познавательной активности адекватной структуре дефекта, развитие способности к посильным видам трудовых навыков,  рекомендованных для данной категории детей.

В данной программе решаются следующие блоки задач: воспитательные, коррекционно-развивающие, образовательные и формирование социально – бытовых навыков.

Блок воспитательных задач направлен на решение вопросов социализации, повышения самостоятельности и автономии учащегося и его семьи, становления нравственных ориентиров в деятельности и поведении учащегося, а также воспитания у него положительных личностных качеств, положительной мотивации к обучению.

Следующим блоком задач является организация коррекционной работы, направленной, во-первых, на развитие компенсаторных механизмов становления психики и деятельности ребенка с ОВЗ, а во-вторых, на преодоление и предупреждение у учащихся вторичных отклонений в развитии их познавательной сферы, поведения и личностных ориентиров. При этом предполагается обучение родителей отдельным психолого-педагогическим приемам, повышающим эффективность взаимодействия с ребенком, стимулирующим его активность в повседневной жизни, укрепляющим его веру в собственные возможности.

Блок образовательных задач направлен на обучение ребёнка способам усвоения общественного опыта, развитие его  познавательной активности, формирование всех видов (учебной, трудовой, игровой) деятельности, характерных для данного возрастного периода. Важной задачей образовательного блока остается обучение учащихся счету, письму и чтению в практической направленности, которая ведется с учетом индивидуальных особенностей и возможностей каждого учащегося.

Расширение представлений об окружающем мире происходит в процессе знакомства с объектами общего пользования, объектами и явлениями живой и неживой природы. Окружающий мир для каждого человека открывается в общении и через общение с людьми. Ребенку необходимо уметь устанавливать контакт со всеми, кто живет рядом с ним, научиться сотрудничать с детьми и взрослыми, благодаря этому возникают предпосылки к активности, появляется стремление к самостоятельности, и понимание собственных возможностей.

В ходе коррекционных занятий у учащихся должны быть сформированы общие представления о мире людей, которые соответствуют понятиям «Я», «Другой», «Другие» (дети, взрослые).

Чтение и письмо являются сложными видами интеллектуальной деятельности, элементами которых могут овладеть некоторые дети. Самые элементарные навыки чтения, узнавание зрительных образов наиболее частых названий, помогут ученику распознавать вывески на учреждениях («Продукты», «Овощи», «Аптека», «Вокзал» и др.), этикетки на товарах (мыло, молоко, сахар, чай и др.) и т. д.  Усвоение даже некоторых сведений,  предлагаемых настоящей программой, дает основание для оптимизма в педагогической работе.

При обучении чтению и письму чрезвычайно важно широко использовать игровой и занимательный материал, наглядные и технические средства обучения. Предпочтение отдается заданиям, построенным на игровом материале, в игровой форме.

Одни из самых сложных знаний, умений и навыков, включенных в содержание общественного опыта, которым овладевают дети, являются математические. Они носят отвлеченный характер, и оперирование ими требует выполнения системы сложных умственных действий.

Под математическим развитием мы понимаем количественные и качественные изменения в познавательных процессах ребенка, происходящие под влиянием специально организованного обучения, обеспечивающие овладение математическим содержанием, умением использовать его в различных ситуациях.

Ребёнок с ограниченными возможностями здоровья обнаруживает большие трудности в освоении математических представлений в связи с глубоким недоразвитием познавательной деятельности. Без специального обучения не может овладеть даже элементарными математическими представлениями. Но при длительной, целенаправленной, специальным образом организованной коррекционной работе формирование математических представлений происходит очень медленно, с большими трудностями.

Процесс формирования элементарных математических представлений неразрывно связан с решением наиболее важной коррекционной задачи – социально-бытовой адаптацией этой категории детей. В связи с этим обучение элементарным математическим представлениям должно носить прежде всего выраженную практическую направленность.

Занятия по развитию элементарных математических представлений проводится 1 раз в неделю. На них ведущая роль принадлежит педагогу. Для обучения создаются такие условия, которые дают возможность ребенку работать в доступном темпе, проявляя возможную самостоятельность. Учитель подбирает материал по объему и компонует по степени сложности, исходя из особенностей элементарного математического развития ребенка.

Чтение и развитие речи.

1 час в неделю (34 часа).

Формирование зрительных эталонов букв на основе восприятия их в виде целостных нерасчленённых структур (без называния буквы и с называнием буквы и соотнесения её со звуком). Нахождение заданной буквы среди других букв и знаков. Нахождение буквы в зашумленном изображении с опорой на образец и без него. Узнавание букв наложенных друг на друга. Выделение из ряда правильно написанной буквы с опорой на образец и без него.

Анализ целого и синтез отдельных элементов буквенных кодов: складывание букв из палочек, полосок бумаги, проволоки и т. д. по образцу. Конструирование изученных букв из предложенных элементов. Дополнение недостающего элемента буквы (с использованием всех возможных вариантов). Преобразование букв на основе общих элементов, называние и сравнение графических сходных букв.

Последовательное изучение звуков и букв, усвоение основных слоговых структур. Практическое знакомство с гласными и согласными звуками.

Учащийся выделяет звук из речи, учится правильно и отчетливо его произносить, различает в сочетании с другими звуками. Буква изучается в следующей последовательности: восприятие общей её формы, изучение состава буквы (элементов и их расположения), сравнение с другими, ранее изученными буквами. Соотнесение буквы и звука.

Слияние звуков в слоги и чтение слоговых структур осуществляется постепенно. Сначала читаются слоги-слова (ау, уа), затем обратные слоги (ам, ум), после этого прямые слоги (ма, му), и после них слоги со стечением согласных.

Большое внимание уделяется чтению по букварю, использованию иллюстрированного материала для улучшения понимания читаемого.

Письмо.

1 час в неделю ( 34 часа).

Развитие крупной моторики руки, упражнения на напряжение – расслабление рук, формирование плавности движений руками. Развитие мелкой моторики рук, пальчиковая гимнастика с проговариванием, использование разных видов штриховки, работа с сыпучими материалами.

Письмо печатными буквами.

Усвоение элементов  рукописного начертания изучаемых заглавных и строчных прописных букв .

Письмо по обводке, по образцу, данному учителем печатных и прописных букв.

Списывание с таблиц, доски, букваря букв, слогов.

Письмо под диктовку букв, слогов после предварительного звукобуквенного анализа.

 Написание строчных и заглавных прописных букв.

Списывание с таблиц, с классной доски, с букваря (рукописный шрифт) прочитанных и разобранных слогов и слова «мама». Письмо под диктовку  букв, слогов в соответствии с возможностями ребенка.

Математика (Счет).

1 час в неделю (34 часа).

В течение всего второго года обучения, занятия по формированию элементарных математических представлений состоят из нескольких частей, которые включают формирование различных математических представлений. Уроки могут быть объединены логической связью, а могут последовательно включать формирование различных математических представлений без ориентировки на единый сюжет. Кроме того, уроки по развитию элементарных математических представлений сочетаются с развитием речи, изобразительной деятельностью, игрой и конструированием.

Эти уроки – занятия направлены на:

  • уточнение уровня сформированности элементарных математических представлений у учащихся;
  • определение потенциальных возможностей развития сформированности элементарных математических представлений у учащихся, что даёт возможность учителю создавать для каждого ребёнка индивидуальную программу обучения;
  • формирование у детей положительного эмоционального отношения к урокам по развитию  элементарных математических представлений;
  • развитие интереса и положительного отношения к играм и игрушкам;
  • формирование умения адекватно использовать простые игрушки в соответствии с их функциональным назначением (совместно со взрослым, по подражанию действиям взрослого);
  • развитие интереса и потребности к эмоциональному общению с педагогом и с детьми по ходу урока (с использованием вербальных и невербальных средств);
  • формирование и закрепление у детей социально-бытовых навыков, связанных с использованием элементарных математических представлений;
  • привлечение внимания учащихся к свойствам и отношениям окружающих предметов.

Содержание работы.

Количественные представления.

Закрепление представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина и т.д.) Выделение признаков сходства и различия.

Объединение предметов в различные множества (на дочисловом уровне), ориентируясь на признак цвета (красный, жёлтый, синий, зелёный), формы (треугольник, квадрат, круг), величины (большой, маленький) предметов.

Выбор соответствующего количества предметов без пересчёта, прикладывая или накладывая одно количество предметов или картинок на другое (навыки наложения и приложения).

Выделение одного предмета из множества и группировка предметов в множества.

Обучение действиям, направленным на соотнесение отдельных единиц множества с пальцами, другими предметами без пересчёта (учитель учит детей прикасаться к каждому предмету или картинке последовательно пальцем, подготавливая учащихся к последовательному пересчёту количества предметов).

Обучение различным действиям, направленным на тактильный и слуховой счёт (один хлопок – много хлопков, ударов молоточком, барабанной палочкой, ориентируясь на слово, названное учителем).

Выделение одного множества предметов на основе тактильного обследования по типу игры «Чудесный мешочек».

Узнавание и выделение цифр 1-10.

Соотнесение цифры 1-10 с соответствующим количеством предметов, объёмных и плоскостных моделей.

Обучение прорисовыванию цифры по трафарету, по опорным тачкам, самостоятельно; лепке из пластилина, конструированию цифры из проволоки.

Представления о форме.

Игры с различными строительными наборами («Цветные шары», «Цветные кубики», «Цвет и форма» и другие).

Выбор треугольника, круга, квадрата по подражанию действиям педагога, по образцу, по словесной инструкции.

Обучение объединению фигур в группы по форме (треугольники, круги, квадраты).

Соотнесение плоскостных и объёмных фигур («Где, чей домик?», «Коробка форм» и другие).

Нахождение соответствующих отверстий для плоскостных и объёмных фигур (игры с дидактическим материалом по типу «Доска Сегена», «Вкладыши Монтессори» и другие).

Обводка по трафаретам, по опорным точкам, штриховка круга, квадрата (совместно с учителем, с частичной помощью педагога, самостоятельно), называние и показ их.

Обучение вырезанию круга, квадрата по контурам (совместно с учителем, с частичной помощью педагога).

Представления о величине.

Определение величины большой, маленький. Определение длины предмета длинный, короткий. Пользоваться для сравнения приёмами наложения и приложения, проведение проверки правильности выполнения сравнения.

Раскрашивание, штриховка, обводка по трафаретам, по опорным точкам (с помощью совместных действий, действий по подражанию) изображения различной длины и величины.

Закрепление представлений о величине и длине предмета в процессе различных наблюдений, экскурсий, дидактических игр и игровых упражнений.

Представления о пространстве.

Перемещение в пространстве комнаты с помощью взрослого, по словесной инструкции и самостоятельно.

Показ на себе основных частей тела и лица (руки, ноги, голова, глаза, нос, уши и т. п.).

Нахождение, показ, а по возможности, и называние основных частей тела и лица на кукле (с начала используется кукла крупного размера). По мере формирования представлений учитель предлагает учащимся куклы меньшего размера, мягкие игрушки: кота, собаку, медведя и другие игрушки.

Обведение по контурам ладони и пальцев карандашом с помощью взрослых, показ и соотнесение руки с контурным изображением в процессе различных игровых упражнений типа: «Где мой пальчик?», «Пальчики здороваются» и т. п.

Выполнение различных игровых упражнений на перемещение в пространстве, на изменение положений частей тела (поднять руки, вытянуть их вперёд, поднять одну руку и т. п.) по подражанию действиям взрослого, по образцу, по словесной инструкции.

Перемещение различных игрушек вперёд и назад по полу, по поверхности стола по подражанию действиям взрослого, по образцу, по словесной инструкции.

В процессе формирования пространственных представлений учитель обращает внимание на сопровождение действий детей речью или жестовыми указаниями.

Временные представления.

Узнавание и называние простейших явлений погоды (холодно, тепло, идёт снег, идёт дождь) в процессе наблюдений за изменениями в природе.

Узнавание и называние на основе наиболее характерных признаков (по наблюдениям в природе, по изображениям на картинках) времени года (лето и зима).

Изображение соответствующих явлений природы с помощью имитационных действий: холодно – нахмуриться и сжаться, тепло – улыбнуться, потянуться вверх и раскрыть руки, как бы подставляя их солнцу, дождь – имитационные движения пальцами рук по поверхности пола или стола и сопровождение словами «кап-кап» и т.п.

Выделение солнца и луны в природе и по иллюстрациям. Имитация действий, соответствующих действиям людей, животных и растений в разные части суток (днём и ночью) по подражанию действиям взрослого, по образцу, по словесной инструкции.

Предполагаемые результаты обучения.

Наличие у детей положительных эмоциональных реакций на действия с игрушками и изображениями, выполняемыми в контексте математического содержания следующих умений:

  • осуществлять действия с множествами на дочисловом уровне (совместно с учителем, по подражанию действиям взрослого, по образцу, по словесной инструкции);
  • понимать названия используемых игрушек и словесного обозначения выполняемых с ними действий;
  • выделять признаки цвета (красный, жёлтый, синий, зелёный), формы (куб, шар, квадрат, круг), величины (большой, маленький), длины (длинный, короткий) в предметах по подражанию действиям учителя, (задания типа «Найди такой же»), по образцу, по словесной инструкции;
  • понимать и использовать приёмы наложения и приложения при образовании дочисловых множеств и соотнесение предметов по величине и длине;
  • выделять один предмет из множества и собирать множество предметов по подражанию и образцу действия взрослого;
  • узнавать цифру 1-10 и соотносить её с количеством пальцев и предметов;
  • писать цифру 1-10 по трафарету, по опорным точкам, самостоятельно;
  • осуществлять выбор геометрических фигур (шар, куб, квадрат, круг) по подражанию действиям взрослого, по образцу, по словесной инструкции;
  • производить объединение фигур в группы по форме (кубы, шары, квадраты, круги);
  • соотносить плоскостные и объёмные фигуры в процессе игр и игровых упражнений;
  • перемещаться в пространстве комнаты с помощью взрослого, по словесной инструкции и самостоятельно;
  • показывать на себе и на кукле основные части тела и лица (руки, ноги, голова, глаза, нос, уши и т. п.);
  • перемещать различные предметы вперёд и назад по полу и поверхности стола по подражанию действиям взрослого, по образцу, по словесной инструкции;
  • узнавать и называть на основе наиболее характерных признаков ( по наблюдением в природе, по изображениям на картинках) время года (лето и зима) и части суток (день и ночь).

Список литературы:

1.  Аксенова Л. И. Правовые основы специального образования и социальной защиты детей с отклонениями в развитии // Дефектология.-1997. -№ 1.

2.  Андреев В. И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития.-2-е изд. Казань: Центр инновационных технологий.

3.  Бгажнукова И. М. К проблеме вузовской подготовки специалистов в области коррекционной педагогики // Дефектология. 1994. - № 4.

4.  Бочкарев Н. Е. Педагогика Монтессори в критическом освещении. Пермь: Пермкнига.

5.  Власова Т. А., Певзнер М. С. Учителю о детях с отклонениями в развитии. - М.: Просвещение.

6.  Гончарова О. Л. О возможности интеграции детей-инвалидов через образование и реабилитацию // Социальная реабилитация инвалидов: Состояние, проблемы, перспективы. Маг. респ. науч.-практ. конф.-Казань, 1996.

7.  Горин Н. В., Оганесов Е. В. Современные проблемы зарубежной дефектологии (по материалам Пекинской международной конференции по специальному обучению) И Дефектология. 1991. - № 1.

8.  Дети с нарушениями общения: Ранний детский аутизм / К. С.Лебединская, О. С.Никольская, Е. Р.Баенская и др. М.: Просвещение.

9.  Дефектологический словарь / Под ред. А. И.Дьячкова. 2-е изд., доп. - М.: Педагогика.

10.  Диагностика и коррекция психического развития дошкольников / Под ред. Я. Л.Коломинского, Е. А.Панько. Минск: «Ушверспэцкае».

11.  Долгорук Л. Р., Матягина Л. И., Шайдуллина Е. В. Педагогика Марии Монтессори для детей с ограниченными возможностями // Проблемы реабилитации в детской неврологии. Казань: Медицина, 2000.

12.  Лауве Д. Пути интеграции: Учебный план в помощь социально-эмоциональному развитию детей с особыми нуждами: (Пер. с англ.) // Дефектология. 1994. - № 6.

13.  Лебединский В. В. Нарушения психического развития у детей: Учеб. пособие. М.: Изд-во Моск. ун-та.

14.  Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка: (Пер. с фран.) / Вступ. статья Эд. Клапаред. Москва, Ленинград: Гос. уч.-пед. изд-во, 19с

 15.  Социальная реабилитация инвалидов: состояние, проблемы, перспективы: мат. респ. науч.-практ. конф. Казань.

16.  Специальная педагогика: Уч. пос. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л. И.Аксенова, Б. А.Архипов, Л. И.Белякова и др.; под ред. Н. М.Назаровой. — М.: Академия.

17.  Томеле Г. Реабилитация развития при синдроме депривации // Проблемы реабилитации в детской неврологии. Казань: Медицина, 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Расширение представлений учащихся о предметах быта и убранстве дома" (урок устной речи для детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития)

Цель урока:развитие коммуникативных навыков учащихся.Задачи урока:Образовательные:- формировать и расширять пассивный и активный словарный запас, связанный с содержанием бытового, предметного, игровог...

Обучение детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития.

Обучение - это выработка умения слушать учителя и слышать его задания. Дети должны научиться работать в коллективе, вести правильно тетрадь, работать с дидактическим материалом и наглядными пособиями....

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ И МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ (ТМНР)

В данной статье представлены современные педагогические подходы и технологии речевого развития детей с тяжелыми нарушениями психофизического и интеллектуального развития в условиях школы и семьи.Рассм...

Программа учителя-дефектолога для обучающихся с умеренной, тяжелой степенью интеллектуальной недостаточности и для детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития

Программа учителя-дефектолога направлена на развитие жизненной компетенции благополучателей (детей с интеллектуальной недостаточностью и детей с ТМНР), позволяющей достичь максимальной самостоятельнос...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ И МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ (ТМНР)

Всероссийская научно-практическая очная онлайн-конференция с международным участием «Инновации в образовании: сущность, проблемы, практический опыт, перспективы»...

Обучение и развитие детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития.

Дети с тяжелыми множественными нарушениями все чаще принимаются в образовательные учреждения. Чем больше таких детей попадает в образовательные учреждения, тем больше возникает вопросов и проблем у пе...

Использование метода визуальной поддержки, как средство формирования начальных этапов самоконтроля у детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР)

Использование  метода визуальной поддержки, как средство формирования начальных этапов самоконтроля у детейс тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР). Самоконтроль – ...