Содержание и технология реализации ИОМ ребенка со сложной структурой нарушения. Исправление недостатка в развитии детей с тяжелой формой.
методическая разработка на тему

Панфилова Екатерина Николаевна

Тема моего доклада обусловлена тем, что в последнее время у педагогов возникла проблема в обучении детей, которым не подходит классические  формы обучения.  И самая главная трудность, что фронтальная форма обучения для таких детей не подходит.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл individualnyy_obrazovatelnyy_marshrut.docx21.06 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание и технология реализации ИОМ ребенка со сложной структурой нарушения.  Исправление недостатка в развитии детей с тяжелой формой

      Тема моего доклада обусловлена тем, что в последнее время у педагогов возникла проблема в обучении детей, которым не подходит классические  формы обучения.  И самая главная трудность, что фронтальная форма обучения для таких детей не подходит.

          Все вы прекрасно помните трудности с Шустовым Иваном, Беркутой Сергеем,  Пожитковой  Тоней. Эти дети не могли усваивать знания  при фронтальной работе по классно-урочной системе.

           Вследствие этого в прошлом году было принято решение организовать ИОМ. Индивидуальное обучение практически не было легальным, так как не было нормативных документов, локальных актов. Был составлен график работы , выделили педагогов, которые индивидуально занимались с этими детьми.  У всех педагогов возникло много вопросов связанные с диагностикой, мониторингом, результативностью обучения, так как любой образовательный процесс должен был организован в соответствии с учебным планом.

                  В июне Елена Дмитриевна дала задание разработать положение об ИОМ, разработать договор с родителями, разработать карту обследования ребенка, учебный план. И в июне месяце нами был разработано положение о ИОМ. Разработано в целях созданий условий для максимальной реализаций особых образовательных потребностей ребенка с ограниченными возможностями здоровья в процессе обучения и воспитания.

             Индивидуальный образовательный маршрут -  это структурированная программа действий по индивидуальному обучению ученика на определенном этапе его пребывания в специальном коррекционном образовательном учреждении.

           Содержание ИОМ определяется комплексом факторов – особенностями и потребностями самого ребенка, профессионализм педагога, возможностями образовательного учреждения удовлетворить образовательные потребности обучающихся, возможностями материально – технической базы учреждения.

Эффективность разработки ИОМ обуславливается рядом условий:
- осознанием всеми участниками педагогического процесса необходимости и значимости ИОМ как одного из способов обучения школьника;
- осуществлением психолого-педагогического сопровождения и информационной поддержки процесса разработки ИОМ учащегося;

Индивидуальный образовательный маршрут включает:

  1. Содержательный компонент  (вариативные учебные планы,

образовательные программы, определяющие ИОМ)

  1. Технологию организации образовательного процесса (разработанный способ реализации ИОМ)

Причины вывода ребенка на индивидуальный образовательный маршрут:

  1. степень умственной отсталости, не позволяющая вывести ребенка на форму обучения на дому
  2. учащиеся, которые не могут усваивать знания при фронтальной работе по классноурочной системе обучения:

- в силу психофизических особенностей

- со стойким нарушением эмоционально- волевой сферы

- требуется длительный период адаптации к новым условиям

- после длительного отсутствия по болезни или по другим причинам

Алгоритм перевода учащихся на ИОМ:

  1. - по рекомендации ПМПК
  2. - по заявке классного руководителя и/или специалиста
  3. - по решению ПМПк школы (представления специалистов на учащегося, характеристика, протокол консилиума)

Направление работы по ИОМ:

  1. Социальное развитие (формирование роли ученика, освоение образовательного пространства)
  2. Усвоение минимума учебных знаний по программе своего класса
  3. Коррекция недостатков впсихофизическом развитие

Формы организации деятельности ученика при обучении по ИОМ:

  1. Индивидуальные занятия – это занятие с психологом, логопедом, дефектологом по коррекции недостатка развития

При разработке индивидуального образовательного маршрута специалисты, педагоги руководствуются рядом принципов:

  • принцип опоры на обучаемость ребенка, принцип соотнесения уровня актуального развития и зоны ближайшего развития. Соблюдение данного принципа предполагает выявление потенциальных способностей к усвоению новых знаний.
  •   принцип соблюдения интересов ребенка.
  •   принцип отказа от усредненного нормирования, т.е. избегание прямого
  •   принцип тесного взаимодействия и согласованности работы специалистов в процессе реализации индивидуального образовательного маршрута.

        

Индивидуальный учебный план

Содержание программы разделено на четыре блока:

  1. Общие сведения. Данные о ребенке, родителях (законных представителях), заключение и рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии, рекомендации специалистов: учителя- логопеда, педагога-психолога, учителя – дефектолога
  2. Сведения об усвоении образовательной программы, которая включает рабочую программу педагога
  3. Организация коррекционно - развивающей работы

Условия разработки индивидуального образовательного маршрута

Организация, содержание и технологическая реализация  ИОМ для учащихся со сложной структурой нарушения, зависит от следующих факторов:

  1. Возраст и диагноз ребенка
  2. Наличие и характер психолого-медико-педагогической помощи, оказываемой ребенку до начала разработки ИОМ
  3. Активной позиции семьи в воспитании и обучении ребенка
  4. Место жительства семьи
  5. Индивидуальные особенности ребенка

ИОМ разрабатывается на определенный срок ( от несколько месяцев до года), по окончанию указанного в ИОМ срока или ранее ( если для этого есть основания) проводится комплексная диагностика с целью изучения эффективности коррекционно- развивающей работы, корректировки и разработки ИОМна следующий период.

        При разработки ИОМ специалисты опираются на:

  1. Заключение ПМПК
  2. Рекомендации, полученные из учреждений, раннее оказывавших помощь ребенку со сложной структурой нарушения и его семье
  3. Другую медицинскую и психолого- педагогическую документацию, отражающую особенности психофизического развития ребенка и динамику его состояния с с момента начала оказания помощи

ПМПК может рекомендовать включение таких видов коррекционно-развивающей работы, которые могут отсутствовать в данном учреждении ( например,  занятия в бассейне для ребенка с двигательными нарушениями)

Разработчики  и участники реализации ИОМ:

  1. Педагог-психолог, учитель-логопед , педагог-дефектолог предоставляют результаты комплексного обследования психолого-педагогического статуса ребенка  с ограниченными возможностями здоровья
  2. Директор школы несет ответственность за содержание и выполнение индивидуальной образовательной программы
  3. ПМП консилиум планирует формы работы по реализации  индивидуальной программы: индивидуальные, индивидуально- групповые, коллективные, проектирует необходимые структурные составляющие индивидуальной образовательной программы,  корректирует содержание индивидуальной программы на основе результатов промежуточной диагностики

                    На сегодняшний день в нашей школе насчитывается, 101 инвалид из них было, выведено на ИОМ 4 человека.  Самая  сложная из них это девочка Пожиткова Тоня. Нами была разработано диагностика , где ребенку давалось задание в соответствии его возраста и уровня развития. После того как провели диагностику каждый специалист разрабатывал ИОМ. С детьми проводилась коррекционно-развивающая и образовательная работа по реализации ИОМ. В  конце года также проводится диагностика ребенка.  Дети фактически включены в список класса, но программа естественно сильно различается с учебной программой данного класса.



.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие просодической стороны речи с использованием арт терапии у ребенка со сложной структурой дефекта»

Развитие просодики у рубенка с дизартрией по мотивам сказки "Колобок" с использованием психо-развивающего пособия "Пертра"....

Сенсорное развитие детей с тяжелыми множественными нарушениями развития в условиях полифункциональной интерактивной среды

Проблема определения путей, методов и средств оказания комплексной психолого- педагогической помощи детям с выраженной умственной отсталостью является чрезвычайно актуальной задачей....

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ И МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ (ТМНР)

В данной статье представлены современные педагогические подходы и технологии речевого развития детей с тяжелыми нарушениями психофизического и интеллектуального развития в условиях школы и семьи.Рассм...

Индивидуально-ориентированная коррекционно-развивающая программа для ребенка, имеющего сложную структуру дефекта (нарушение опорно-двигательного аппарата, задержка психического развития).

Индивидуально-ориентированная коррекционно-развивающая программа для ребенка, имеющего сложную структуру дефекта (нарушение опорно-двигательного аппарата, задержка ...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ И МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ (ТМНР)

Всероссийская научно-практическая очная онлайн-конференция с международным участием «Инновации в образовании: сущность, проблемы, практический опыт, перспективы»...

Отечественный опыт психолого-педагогической помощи детям с тяжелыми формами умственной отсталости

На протяжении многих лет в России дети и взрослые с резко сниженной интеллектуальной недостаточностью воспитываются и проживают в специализированных домах-интернатах Министерства социальной защиты (до...

Обучение и развитие детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития.

Дети с тяжелыми множественными нарушениями все чаще принимаются в образовательные учреждения. Чем больше таких детей попадает в образовательные учреждения, тем больше возникает вопросов и проблем у пе...