Проект по теме: "Люблю березку русскую"
проект (3 класс) на тему

В наши дни отношение людей к природе приобрело социальную значимость, стало нравственным принципом. Эта проблема актуальна, потому что любовь к Родине начинается с любви к природе. Под этим лозунгом детское экологическое движение  страны проводит все мероприятия, которые направлены на то, чтобы дети научились любить Родину через любовь к окружающему миру.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Материал к выступлению35.66 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление:

1 слайд:  Здравствуйте, мы предоставляем вашему вниманию проект «Люблю березку русскую».

2 слайд: В наши дни отношение людей к природе приобрело социальную значимость, стало нравственным принципом. Эта проблема актуальна, потому что любовь к Родине начинается с любви к природе. Под этим лозунгом детское экологическое движение  страны проводит все мероприятия, которые направлены на то, чтобы дети научились любить Родину через любовь к окружающему миру.  

3 слайд:  Нас заинтересовало особое отношение русского народа  к одному  из видов растения – березе. Почему береза является символом России.  

Цель  нашей  работы:

Выяснить, почему на протяжении многих веков русский народ так бережно, почтительно и с любовью относится к  березе?

Для  осуществления этой цели мы поставили перед собой задачи:

  • Собрать информацию о жизни березы, как живого существа, о ее значении в жизни человека (хозяйственном, оздоровительном, эстетическом).
  • Познакомиться с пословицами, поговорками, загадками, обрядами, связанными с березой.
  • Рассмотреть образ березы в произведениях искусства (в поэзии, в живописи и в музыке)
  • Провести в классе конкурс рисунков и природоохранных знаков.
  • Оформить альбом «Все о березе»
  • Подготовить и провести праздник «Люблю березку русскую»
  • Проанализировать работу над проектом и сделать выводы.

4 слайд:  Для работы над проектом мы разделились 4 творческие группы:

наблюдатели, художники, исследователи аналитики. Каждая группа получила свое задание:

Наблюдатели:

  • наблюдение за жизнью березы,
  • отметить значение березы в жизни человека,

Художники:

Собрать произведения искусств в устном народном творчестве, в поэзии, в живописи и в музыке.

Исследователи:

Найти ответы на проблемные вопросы о жизни березы, ее значении в жизни человека, о творческом отношении к ней.

Аналитики:

Подвести итоги работы над проектом и сформулировать выводы.

Все группы работали в взаимодействии с друг с другом.

5 слайд:  Наша работа походила в три основных этапа:

  • организационный,
  • практический,
  • обобщающий,

где организационный этап включает в себя: постановку цели и задач, планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта,  определение  направлений, объектов и методов исследования, выбор оборудования и материалов;

практический - деятельность  участников проекта: сбор и исследование информации,  конкурс, составление вопросов викторины, праздник.

Обобщающий (итоговый) - обобщение результатов работы проекта, закрепление полученных знаний, формулировка выводов.

6 слайд:  Работая над постановкой цели и задач проекта, у нас возникли проблемные вопросы:

  • Откуда береза получила свое название?
  • Какую роль играет береза в жизни человека?
  • Какие ассоциации вызывает береза?
  • Почему именно береза является символом России?
  • Почему  образ березы пользовался и пользуется такой любовью и популярностью  в устном народном творчестве, в русской поэзии, живописи и музыке?
  • В чем загадка русской березы?
  • Как можно сохранить березы?

Ответы на эти вопросы помогут нам понять особое отношение человека к березе.  

7 слайд:  Сбор и исследование информации о березе показал нам, какое это прекрасное дерево – русская береза.

В ходе работы над проектом мы попытались взглянуть на березу другими глазами, глазами художника, глазами человека, любящего свою Родину.

С чего начинается Родина? С речки, с песчаного берега, с небольшого дворика, где мы живем, а может она начинается «…с той самой березки, что во поле, под ветром склоняясь, растет».

8 слайд:  Красавицей русского леса называют березку.

Берёза - лиственное дерево с тонкими розовато- коричневыми веточками с гладкой корой, покрытой тёмными полосками. Своё название получила по цвету коры. Корень «бер» означает ясный свет, светлый, белый. Прежде её звали берзой, а теперь берёзой, берёзкой. Есть еще одно высказывание, что слово «береза» появилось примерно в VII веке и произошло от глагола «беречь». Во время язычества у древних славян было божество, которое считалось матерью всех духов – Берегиня. Берегиня была и символом плодородия, и защитницей людей. Славяне представляли ее в образе березы.

9слайд:  Русская береза – это одно из наиболее почитаемых у славян деревьев.

Нет в русском лесу дерева более родного и близкого, чем берёзка. И может быть, нет на свете дерева красивее берёзы! Тонкая ажурная бледно-зелёная листва над молочно-белым стволом удивительно хорошо сочетается с серо-голубым сибирским  небом, всегда пробуждает в нас нежное и доброе чувство, рождает ощущение необыкновенной радости, лёгкости, простора и полноты жизни.

10 слайд:  Какие добрые, красивые чувства рождает в душе русская березка, как хороша она в любое время года. Ею можно любоваться бесконечно. И трудно сказать, когда она бывает красивее: весной или летом, осенью или зимой?

Русской берёзе одинаково к лицу и алмазный зимний убор, и золотая парча осени. А как удивительно хороша берёза весной в зелёном наряде. Вот почему нет для россиян более любимого и прекрасного дерева.

11 слайд:  Береза занимала значительное место в жизни русского человека,  ее называли  деревом 4-х дел:

Первое дело — мир освещать,

Другое дело — крик утешать,

Третье дело — больных исцелять,

Четвертое  дело — чистоту соблюдать.

 Береза согревала избу, дом (березовые дрова — поленце), освещала (лучина), мыла (веничек, с которым ходили в баню).

12 слайд:  Прочная древесина берёзы шла на изготовление мебели, а из бересты делали украшения, обувь, посуду: кузовки для грибов и ягод, туесы для сметаны и творога. В берестяных туесах мука не плесневела, а ягода хранилась долго и не кисла.

13 слайд:  На бересте писали письма и грамоты. Новгородцы говорили: «Я послал тебе бересту». 

14 слайд:  Береза очень музыкальное дерево. Во многих народных инструментах используется именно береза – древесина и береста: рожок, жалейка, балалайка, ложки, трещотки, бубен, ксилофон, баян.

15 слайд:  Милая наша березка не только всесторонне обогащает нас, она еще универсальный врачеватель, исцелитель и предсказатель погоды. Это дерево может заменить собою компас, если вы заблудитесь в лесу. Из березовых почек и листьев изготавливают отвары, настои, мази, активированный уголь, масла. А как ароматен и полезен настой березового гриба-чаги! Не зря его называют березовым бальзамом. Полезен и приятен освещающий древесный эликсир – березовый сок!

16 слайд:  В древности год начинался не елкой, а березой, название первого месяца года было «березовым»: березозол — апрель (от берёза и зол/зел — зеленый). В это время береза еще не зеленела, только-только начиналось движение сока. «Березовый» Новый год существовал до середины XIV века, когда начало Нового года было перенесено на сентябрь, на время сбора урожая.

17 слайд:  А праздник березки остался. Береза является символом самого любимого на Руси праздника – Троицы.

 Четверг перед Троицей – это седьмой четверг после Пасхи, поэтому и называется он Семиком. На Семик в старину шли в лес, завивали венки на берёзках, украшали берёзки лентами и цветами, водили хороводы и пели песни.

18 слайд:  Береза – это символ России. Ни одно из деревьев не вмещает столько национальных понятий, не рождает столько образов и сравнений. Нет дерева в России, которому так повезло бы в фольклоре, литературе, живописи, музыке.

В устном народном творчестве нередко можно встретить приметы, пословицы, поговорки, загадки про березу.

Приметы:

  • Лопаются серёжки у берёзки – время сеять хлеб.
  • Весной берёзовый сок невкусен – хлеб уродится на славу.
  • Из берёзы течёт много сока – к дождливому лету.

Загадки:

Клейкие почки, зеленые листочки.
С белой корой стоит под горой…

Русская красавица стоит на поляне,

В зеленой кофточке, в белом сарафане.

Кудрявая, нарядная, белая.

Зелена, а не луг, бела, а не снег,

Кудрява, а без волос. 

Пословицы и поговорки:

  • Береза не угроза – где она стоит там и шумит.
  • Белая береста – да деготь чернь.
  • Кривая береза не держит снега, плохой человек не сдержит слова.

19 слайд:  В стихотворениях русских поэтов береза сливается с образом России. Вот так писал о ней поэт О. Шестинский. 

Без березы не мыслю России, -
Так светла по-славянски она,
Что, быть может, в столетья иные

От березы вся Русь рождена… 

20 слайд:   Береза, во многом благодаря С. Есенину, стала национальным поэтическим символом России.

Белая береза под моим окном

Принакрылась снегом, точно серебром.

На пушистых ветках снежною каймой

Распустились кисти белой бахромой.

И стоит береза в сонной тишине

И горят снежинки в золотом огне.

А заря, лениво обходя кругом,

Обсыпает ветки новым серебром.

21слайд: Александр Прокофьев одушевляет березу, наделяет ее человеческими качествами. Как человек она может быть разной по характеру: грустной, веселой, печальной, жизнерадостной. Ее одеяние выделяется среди остальных растений. Белая кора – красивый белый сарафан, черные пятна на коре – карманы или застежки.

Поэт в стихотворении «Березка» использует единственный глагол – «люблю», в котором передается отношение автора к необычному дереву. Сравнение березы с нарядной девушкой помогают словесно изобразить и ярко представить образ дерева «в беленом сарафанчике», …«с зелеными сережками», а используемые эпитеты «светлую, грустную, плакучую березку» помогают автору передать его мысль и эмоции.

22 слайд: 

Люблю березу русскую, то светлую, то грустную,

В беленом сарафанчике, с платочками в карманчиках,

С красивыми застежками, с зелеными сережками.

Люблю ее нарядную, то ясную, кипучую,

То грустную, плакучую. Люблю березу русскую.

Под ветром низко клонится и гнется, но не ломится!

23 слайд:  Стихи, посвященные березе, мы также найдем и у Александра Сергеевича  Пушкина,  и у Михаила Юрьевича Лермонтова,  у Афанасия Фета,  у Самуила Маршака, у Константина Симонова и у многих других поэтов.

24 слайд:  Образ березы как символ Родины, России постоянно встречается в произведениях многих выдающихся художников: А.И. Куинджи «Березовая роща», И.И. Левитана «Березовая роща», «Золотая осень», И.Э. Грабаря «Февральская лазурь»и многие другие. И каждый художник видел в березке свою красоту.

25 слайд:  Глядя на картины Исаака Левитана, на самом деле трудно сказать, в какое время года березка бывает красивее.

Зритель словно оказывается посреди благоуханного, нагретого солнцем леса, под сенью шумящих зеленью берез (Березовая роща).

Белоствольные берёзки в ярком  осеннем убранстве сияют в лучах солнца (Золотая осень).

Картины очаровывают своей свежестью и игрой красок, трепетом самой жизни.

26  слайд:  В картине Игоря Грабаря «Февральская лазурь» на передний план вынесена береза, которая покрыта тонким  слоем инея. Он переливается,  блестит, поэтому, кажется, что дерево обзавелось янтарными бусами. Сам автор восторженно отзывается о березе: «Что может быть прекраснее березы… Фантастическое, сверхъестественное дерево, дерево – сказка».

27 слайд:  В своей картине «Березовая роща Архип Куинджи создает удивительно живую и яркую картину летнего солнечного дня. Залитые светом, белые, почти светящиеся березы — и густая тень, пронизанная солнечными зайчиками; темная зелень — и ослепительно-голубое небо.

28  слайд:  В музыке также часто возникает образ березы: в русских народных песнях, в русском романсе, песнях, написанных на стихи российских поэтов.

Наряд её легок, чудесен

Нет дерева сердцу милей.

А сколько задумчивых песен

Поётся в народе о ней.

29  слайд:  Какая задушевная мелодия звучит в песне Григория Пономаренко. Слышится в ней искренность, чистота и красота русской души.

Отговорила роща золотая 
Березовым, веселым языком, 
И журавли, печально пролетая, 
Уж не жалеют больше ни о ком

30  слайд:  Во все времена образ березы, ее красота, ее чистота и свежесть неразрывно связывались с самым нежным образом – с прекрасной девушкой - березки, стройной, белоствольной с «шелковыми косами» и «с зелеными сережками».

31  слайд:  Наша белоствольная красавица нуждается в заботе и охране. Много ран наносит природе человек. Чтобы не повредить хороших деревьев, заготовку сока, почек, листьев и веников рекомендуется вести на участках, специально отведенных для рубки леса.

Весной берёзы, как мощные насосы, гонят кверху, к кончикам ветвей, к почкам, к будущей листве, земные соки. Этот сок часто является причиной гибели многих берёзок, поскольку не все знают, как правильно взять его, не повредив дереву.

Чтобы дерево не обессилело, с каждой  березы собирали не больше одного литра сока, рану тщательно замазывали и благодарили дерево за помощь. Больше в течении года это дерево не трогали и с дерева – донора не обрезали ветвей.

Охранять березку станем мы гурьбою,

Чтоб краса-березка выросла большою!

32  слайд:  Анализируя информацию о березе, мы узнали, какую огромную ценность имеет это простое русское дерево. Мы поняли, что с древних времен береза была и есть одно из любимых деревьев в России, о котором сложено много песен, стихов, загадок, пословиц и поговорок. Она не только глаз радует, но и лечит душу человека и организм. Каждый мастер слова, красок или звука изображает березку как чудо. Глядя на картины художников, создается настроение восхищения и радости, любви и бережного отношения к родной природе.

33  слайд:  В заключение работы, в классе проведены конкурс: «Люби  и охраняй русскую березу» и 34  слайд:  праздник «Люблю березку русскую» с целью бережного отношения к природе.

35  слайд:  Подводя итоги работы над проектом, мы пришли к таким выводам:

  1.  Береза имеет как хозяйственное, медицинское, так и эстетическое значение для человека.
  2. Если с добротой относится к природе, то и она по-доброму ответит нам.
  3. Художник, создавая свое произведение искусства, учи нас видеть красивое, прекрасное, гармоничное в природе, любить и ценить ее.

36  слайд:  У нас все. Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ ВО 2 КЛАССЕ. Тема. Стихотворения о первом снеге. И.А. Бунин, К.Д.Бальмонт, Я.Л.Аким. (первый урок по теме: «Люблю природу русскую. Зима».)

                                                     -1-                КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ                           ВО 2 КЛАССЕ.Тема. Стихотворения о первом снеге. И.А. Бунин, К.Д...

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ ВО 2 КЛАССЕ. Тема. Проверка знаний учащихся по теме «Люблю природу русскую. Зима». (девятый урок по теме: «Люблю природу русскую. Зима».)

                                                                     -1-                КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ                          ВО 2 КЛАССЕ.Тема. Проверка знаний учащихся по те...

Презентация классного часа на тему "Люблю березку русскую"

Презентация классного часа  на тему "Люблю березку русскую"...

Кл.час с использованием проектной деятельности Тема: «Люблю березку русскую»

По всем странам славится Стройная красавица: Белые одежки, золото – сережки, С расплетенною косой, Улыбается росой.– вопрос к нашим гостям, о каком дереве идет речь?...

Проект по теме: «Люблю тебя мой край родной» в рамках межшкольного проекта «80 лет Саратовской области»

Проект по теме:«Люблю тебя мой  край родной»в рамкахмежшкольного проекта«80 лет Саратовской области»...

Экологический проект для дошкольников «Люблю березку русскую!»

Данный проект разработан с целью реализации экологического воспитания дошкольников через приобщение любви к природе родного края....

Проект "Люблю березку русскую"

Данный проект позволит ребятам познакомиться с традициями, связанных с берёзой и ответить на поставленные задачи...