Обучение технике письма и развитие мелкой моторики у детей со сложным дефектом развития (ДЦП).
статья на тему

Макарова Алеся Андреевна

Анализ процесса обучения письму детей со сложным дефектом развития (ДЦП) показал, что успешное формирование техники письма у них возможно при специально направленном внимании на это учителя, воспитателя, инструктора ЛФК, логопеда, дефектолога и др. специалистов. Дефекты моторики, обуславливающие изменения в движениях руки, приводят к плохому почерку, низкой скорости письма и являются причиной графических ошибок, а порой способны формировать неправильный двигательный навык письма.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обучение технике письма и развитие мелкой моторики у детей со сложным дефектом развития (ДЦП).

Анализ процесса обучения письму детей со сложным дефектом развития (ДЦП) показал, что успешное формирование техники письма у них возможно при специально направленном внимании на это учителя, воспитателя, инструктора ЛФК, логопеда, дефектолога и др. специалистов. Дефекты моторики, обуславливающие изменения в движениях руки, приводят к плохому почерку, низкой скорости письма и являются причиной графических ошибок, а порой способны формировать неправильный двигательный навык письма.

    Трудности при обучении техники письма у детей с ДЦП вызваны: несформированностью или нарушениями хватательной функции кисти, обеспечивающей формирование способа удерживания ручки. Повышение тонуса мышц кисти, общее напряжение позы, перетическое состояние мышц кисти и пальцев затрудняют формирование двигательного навыка письма. Поэтому учащиеся выполняют письмо за счёт движения кисти. Пальцы при этом неподвижны, они напряжённо сжимают ручку. Иногда ученики используют движение всей руки. Самостоятельно дети с ДЦП не смогут совершенствовать навык письма, необходимо выделять время на уроке для специальных занятий по формированию навыка письма.

      В связи с тем, что дети, поступающие в школу, имеют разную степень выраженности двигательного дефекта и различные возможности манипулятивной деятельности рук нужно сразу выявить готовность каждого к обучению технике письма по единой схеме и проводить повторные обследования в 1 классе – каждую четверть, далее раз в год.

 

Ф.и.

Способ удерживания ручки

штриховка

обводка

Манипуляция мелкими предметами

копирование

Тонус  мышц при удерживании ручки

Поза во время письма

Изолированные движения


Процесс обучения технике письма разбивается на многие виды работ:

  • подготовка руки к письму,
  • коррекция дефектов моторики,
  • обучение учащихся правильной позе во время письма,
  • обучение правильному способу удерживания ручки.


Подготовка руки к письму. Задачи:

  • Формирование умения выделять и выполнять движения в плечевом и локтево-лучезапястном суставах руки и различным движениям пальцев рук: имитационные движения «петушок», «паровозик», «мельница», «насос», «пила», «колка дров», «молоток», «хлопушки», «кошка выпустила когти», «сыпать зерно для птиц», т.д. Эти упражнения необходимо делать на каждом уроке в виде разминки или физкультминутки до достижения результата. Чтобы снять напряжение и обучить дозировать движения при сгибании пальцев хорошо применять: пульвизатор, резиновую грушу, маленькие резиновые мячики, натянутую резинку, специальные тренажёры. Необходимо напоминать, что движения нужно выполнять только пальцами.
  • Научить учащихся воспроизведению изолированных движений руками. Делать различные упражнения, выполняющиеся поочерёдно то одной рукой, то другой: постукивание, сминание бумаги, «звоночек», сгибание – разгибание и т.д.
  • Обучать учащихся брать разными способами различные предметы. Уделять внимание трём рабочим пальцам.
  • Развивать свободное движение рабочей рукой при удерживании предметов.

Особое внимание необходимо обращать на обучение правильным движениям пальцев рук на уроках труда при работе с пластилином, при резании бумаги ножницами.

Очень удобно работать цветными спичками.

Три основных цвета (синий, красный, зелёный) помогут зашифровать звуки для работы со схемами слов или три части речи, три склонения и многое другое. Можно использовать цветные спички и на других уроках и внеклассных мероприятиях.
                                                                                                                                       

 Обучение учащихся правильной позе во время письма.

 У учащихся с ДЦП приходится очень тщательно отрабатывать все детали, обеспечивающие правильную позу при письме.

  1. Ставить стул на нужное расстоянии
  2. Учитывать не только положение спины, но и положение головы, т.к. у детей патологически усилены позотонические реакции – шейно-тонический рефлекс: от положения головы зависит положение конечностей.

Упражнения: руки параллельно, не напрягая, голову поворачиваем, наклоняем; сгибание рук с поворотом головы и без; сгибание пальцев. Необходимо отметить, что при позотоническом рефлексе нужна фиксация зрения на выполняемом движении.

Необходимо напоминать, что при письме рука должна иметь три точки опоры. Расстояние между грудью и краем стола 2 – 3 см.
ОБУЧЕНИЕ ПРАВИЛЬНОМУ СПОСОБУ УДЕРЖИВАНИЯ РУЧКИ И ДВИЖЕНИЙ РУКИ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ ПИСЬМО.
Чрезвычайно важным и ответственным моментом для учеников с ДЦП является взятие ручки. Часто необходимы индивидуальные занятия. На первых уроках нужно оценивать правильное положение и движение ручкой.
Упражнения: имитация, левой в правую, расслабление – напряжение пальцев с ручкой, передвижение пальцев вверх – вниз по ручке, вращение, брать мелкие предметы из коробки пальцами не сдвигая руки, вырывать из бумаги пальцами, тянуть резиночку концом ручки, работа цветными мелками, постукивание; ставим точки, штрихи, спирали, «улитку» только движением пальцев.
В 1 классе планируется материал по трём разделам:

  •       «письмо в воздухе» от 10-7 мин. на уроке.
  •        письмо пальцем, смоченным в воде – 15 мин.
  •                 письмо ручкой – 15-20 мин.

В 1 классе учитель ЛФК должен уделять 15 – 20 мин. от урока на развитие мелкой моторики, изолированных движений руки, пальцев.

А так же учителя труда , ИЗО, воспитатель, родители. Конечная цель – автоматизация двигательного навыка письма. При работе с леворукими детьми можно использовать методику М.М. Безруких. При письме левое плечо выдвинуто вперёд. Положение тетради – прямо, не загораживая себе линию строки. Категорически противопоказано требовать безотрывного письма. Направление: слева – направо. Необходимо очень подробно и внимательно разобрать траекторию движений при письме каждого элемента – алгоритм. Особое значение имеет положение ручки при письме – выше 4см от конца.       

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Использование техники пластилинографии в развитии мелкой моторики у детей младшего школьного возраста в школе VIII вида» .

Выступление на заседании м.о. учителей начальных классов« Использование техники пластилинографии в развитии мелкой моторики у детей младшего школьного возраста в школе VIIIвида» ....

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА «Развитие мелкой моторики у детей с нарушениями интеллекта посредством нетрадиционных техник рисования»

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «СЕВЕРО-ВОСТОЧНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени М.К. АММОСОВА» ИНСТИТУТ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕСС...

Значение развития мелкой моторики у детей младшего школьного возраста с ОВЗ для успешного процесса обучения.

Значение развития мелкой моторики  у детей младшего школьного возраста с ОВЗ для успешного процесса обучения....

Мастер-класс для родителей с детьми "Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста посредством техники "миллефиори"

Проводила мастер-класс для родителей вместе с детьми на тему "Развитие мелкой морики у детей раннего возраста посредством техники "миллефиори". Мастер-класс был напрвлен на сближение и ...

«Развитие мелкой моторики у детей младшего школьного возраста через нетрадиционные техники рисования»

laquo;Развитие мелкой моторики у детей младшего школьного возраста через нетрадиционные техники рисования»...

Развитие мелкой моторики у детей с задержкой психического развития на уроках русского языка, 1 класс

          Развитие мелкой моторики и тактильно-двигательного восприятия у детей с ограниченными возможностями развития, коррекция имеющихся у них двигательных нарушений...