Дополнительная образовательная программа "Декоративно-прикладное искусство"
рабочая программа (4 класс) на тему

Одинаева Наталья Николаевна

Дополнительная образовательная программа "Декоративно-прикладное искусство"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_dekorativno-prikladnoe_iskusstvo.doc99 КБ

Предварительный просмотр:

Дополнительная образовательная программа

  «Декоративно-прикладное искусство»

Руководитель: Одинаева Наталья Николаевна

Пояснительная записка

Работа, выполненная своими руками, несет в нашу жизнь новые впечатления. Ничто не дарит такого чувства удовлетворения как самостоятельно выполненный подарок,изделие, украшение…Более интересной эта работа становится, если учащиеся имеют возможность поработать не только в  традиционных техниках(шитье, вязание, вышивка) так и нетрадиционных техниках работы с бумагой

Учить человека творчески мыслить, изобретать что-то новое, оригинальное следует с раннего возраста. Программа трудового обучения в школе дает элементарные основы в области прикладного творчества. Опыт работы в школе подтвердил, что наиболее активно развивается пространственное мышление учащихся на занятиях конструирования.. Они  объединяют в себе различные образовательные области: черчение, изобразительное искусство, труд. Данные занятия вырабатывают усидчивость, трудолюбие, развивают глазомер и т.д.

Важной составляющей воспитательной системы является кружковая работа. В данном виде деятельности предоставляются наиболее благоприятные условия для развития способностей, склонностей, интересов детей, профессионального самоопределения, развития познавательной активности. Кружковая деятельность стимулирует учащихся к творчеству, развивает чувство прекрасного.

Бумага находит применение практически во всех областях человеческой деятельности. Трудно найти более подходящий материал для детского творчества, чем бумага. Это один из самых доступных материалов, не требует большой набор инструментов при работе с ней. Очень ценное качество бумаги- способность сохранять ту форму, которую ей придали, что позволяет изготавливать из нее различные поделки, игрушки, а так же предметы, которые мы можем использовать в повседневной жизни. Работа с бумагой очень увлекательное и полезное занятие –развивает мелкую моторику, фантазию и творческую индивидуальность.

Допускается работа с самыми разными материалами и в различных техниках. Это такие как :лепка из пластилина, соленого теста, рисование, бисероплетение, работа с атласной лентой, с ватными дисками, со спичками, с бросовым материалом, «холодный фарфор»,холодный батик, пряжа

Цель программы:         всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения разными видами творчества, подготовка к самостоятельной  жизни в современном мире, и дальнейшему профессиональному самоопределению, нравственно-эстетическое воспитание.

Задачи:

 Образовательная: обучение самым разнообразным методам и приемам работы с разной по фактуре бумагой , расширение знаний и умений, освоение новых техник, формирование умения следовать инструкции

Развивающая: Развитие умения создавать свои собственные дизайнерские объекты,  учить находить новое применение знакомым предметам, по – новому их оформлять и употреблять в быту. развитие моторных навыков, образного мышления, внимания, памяти, фантазии, творческих способностей, умения анализировать, делать выводы

  Воспитывающая: привитие интереса к истокам народного творчества, трудолюбия, аккуратности, усидчивости, терпения, умения довести начатое дело до конца, взаимопомощи, экономичного отношения к используемым материалам, привитие основ культуры труда

 Возраст обучающихся 7-12 лет. Программа рассчитана на 1  год обучения по 2 часа в неделю

Тематика занятий строится с учетом интересов учащихся, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.

Краткая характеристика возрастных особенностей  школьного возраста

Средний школьный  возраст  –  переход  от  детства  к  юности,  период

«полуребенка-полувзрослого».

      У школьника подростка этот переход связан с включением его в доступные

ему формы общественной жизни.  Вместе  с  тем  меняется  и  реальное  место,

которое ребенок занимает в повседневной жизни  окружающих  его  взрослых,  в

жизни своей семьи. Теперь его физический силы, его знания  и  умения  ставят

его в некоторых случаях на равную ступень с взрослыми, а кое в чем  он  даже

чувствует свое преимущество. Иногда он  признанный  «чинильщик»  механизмов,

иногда  он  оказывается  главным   домашним   «комментатором»   общественных

событий.

      В этом возрасте происходит бурный рост  и  развитие  всего  организма.

Значительно  возрастает  сила  мышц.  А  вот  развитие  внутренних   органов

происходит неравномерно,  что  приводит  к  различным  нарушениям:  учащение

сердцебиения,  учащенное  дыхание.  Характерная  особенность   подросткового

возраста –  половое  созревание  организма.  Продолжается  развитие  нервной

системы, мыслительной деятельности.

      Мировоззрение,  нравственные  идеалы,  система   оценочных   суждений,

моральные принципы, которыми школьник  руководствуется  в  своем  поведении,

еще  не  приобрели  устойчивость,  их  легко  разрушают  мнения   товарищей,

противоречия жизни.

      Правильно организованному  воспитанию  принадлежит  решающая  роль.  В

зависимости от того, какой нравственный опыт  приобретает  подросток,  будет

складываться его личность.

Формы и методы работы:

В процессе занятий используются различные формы :

традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, , праздники, конкурсы.

А также  методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

 словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.)

• наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.)

 практический (выполнение работ по инструкцион-ным картам, схемам и др.)

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

 объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию

 репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности

 частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом

- исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:

 фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися

 индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы

 групповой – организация работы в группах.

 индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий,решение проблем

.

Педагогический контроль знаний, умений и навыков осуществляется в два этапа:

  1.  Промежуточный контроль
  • Фронтальная и индивидуальная беседа
  • Решение ситуационных задач
  • Игровые формы контроля
  1. Итоговый контроль
  • Выполнение изделия по предложенному образцу или по собственным идеям
  • Участие в выставках, конкурсах, смотрах

Принцип деятельности:

Запись в кружок проводится с учетом желания и интереса детей

Кадровое обеспечение

Руководитель Нестерова Марина Николаевна

Права и обязанности педагога:

  • Педагог обязан выполнять свои функциональные обязанности, соответствовать званию и образу педагога
  • Всегда оказывать возможную помощь, поддержку детям
  • Уважать личность ребенка и содействовать его развитию  социализации
  • Педагог комплектует группы самостоятельно и обеспечивает сохранность контингента на весь срок, на который рассчитана программа
  • Выполняет методическую деятельность( принимает участие в работе семинаров, курсов, круглых столов) ведет педагогическую тему, принимает участие в педагогических конференциях
  • Несет ответственность за жизнь и безопасность детей во время занятий
  • Создает материально-техническую базу для своей образовательной программы. Бережно относится к имуществу школы, своего учебного помещения
  • Поощряет воспитанников за достигнутые творческие успехи

Ожидаемые результаты

В результате обучения по данной программе учащиеся I  группы

  • научатся различным приемам работы с бумагой;
  • будут знать основные геометрические понятия и базовые формы в разных техниках
  • научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; создавать изделия , пользуясь инструкционными картами и схемами;
  • будут создавать композиции с изделиями, выполненными в разных техниках
  • будут уметь работать с разной по текстуре бумагой
  • разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер;
  • художественный вкус, творческие способности и фантазию.
  • познакомятся с искусством бумагокручения;
  • овладеют навыками культуры труда;
  • улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.

Ожидаемые результаты

2 группа

На занятиях  дети знакомятся с новыми техниками работы с бумагой. Научатся самостоятельно проектировать и выполнять композиции для творческих работ. Предполагаемая работа позволит расширить кругозор учащихся, углубит их познания и творческую активность в разных областях творчества. В ходе работ  ребята овладеют умением организовывать свою деятельность, что поможет в дальнейшей трудовой деятельности

Занятия способствуют развитию мелкой моторики,а значит стимулируют развитие головного мозга.Для любого ребенка важно испытывать чувство собственной значимости,успешности,и именно эти занятия-творчеством,дают ребенку испытать эти чувства.Кроме того ребенок видит конкретный результат своего труда,испытывает удовлетворение,Не случайно,психологи рекомендуют,такие занятия детям,у которых занижена самооценка,у которых трудности с концентрацией внимания,с пониженным эмоциональным фоном.поскольку процесс творчества выравнивает эмоциональный  фон,способствует формированию чувства собственной успешности

Формы подведения итогов реализации программы

  • Проведение открытых занятий, творческих выставок
  • Выступление с докладами, участие в конкурсах, выставках, фестивалях, мастер-классах
  • Проектная работа

Материальное обеспечение:

  • Бумага цветная двусторонняя, гофрированная, картон, салфетки
  • Бумага белая офисная
  • линейка; циркуль
  • ножницы; ножницы фигурные,дырокол (фигурный)
  • канцелярский нож,пластиковая доска
  • потолочная плитка
  • клей-карандаш, клей ПВА;
  • дополнительные аксессуары.

Дополнительная образовательная программа

«Декоративно-прикладное искусство»

                                                                 

                                                 Составила:

                                                 Одинаева Н.Н.

                                                 Учитель начальных классов

                                     Москва 2015

 Учебно-тематический план 1 группа

Темы

Общее количество часов

Теория

Практика

1

Вводное занятие

2

2

2

Осенние подарки

10

2

8

3

Модульное оригами

10

1

9

4

Работа с соломкой

6

1

5

5

Новогодние приготовления

18

1

17

6

Бисероплетение

10

1

9

7

Пасхальные сувениры

4

1

3

8

Квиллинг

6

1

5

9

Оформление творческой выставки

2

1

1

ИТОГО

68

11

57

Учебно-тематический план 2 группа

Темы

Общее количество часов

Теория

Практика

1

Вводное занятие

2

2

2

Осенние подарки

20

20

3

Вязание

10

1

9

4

Новогодние приготовления

8

1

7

5

Тестопластика

4

1

3

6

Оригами модульное

6

6

7

Бумажный тоннель

3

1

2

8

Пасхальные приготовления

4

3

9

Бумагопластика

7

6

10

Творческий проект

3

1

2

11

Оформление выставки работ

1

1

ИТОГО

68

8

60

Содержание программы

1 группа

1.  Вводное занятие (2 часа)

Цель и задачи объединения, режим работы, план занятий. Демонстрация изделий. История возникновения бумаги, виды бумаги. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Организация рабочего места. Правила техники безопасности, ППБ

2 Осенние подарки (10ч)

Теория : Знакомство с бумагопластикой, свойствами бумаги, ,элементами оригами,  тематика и виды открыток .Основные приемы работы. Диагностика умений и навыков. Порядок сборки изделий

Практическая работа: Выполнение «звездочек счастья», сердечки-оригами, бумажные листья,  поздравительные открытки к дню учителя, изготовление сувениров, оформление, сборка. Изготовление куба «Осенний листопад»

3 Модульное оригами 10ч)

Теория: Знакомство с материалами, техникой,. Техника безопасности. Организация рабочего места.

Практическая работа: Изготовление рамок из модулей, ваза из модулей оригами, цветы, сборка изделий(групповая работа)

 Дед Мороз,елочка, ляушка,лебеди

4 Работа с соломкой(6ч)

Теория:   изготовление,покраска,соломки

Практическая работа: Изготовление плоского панно настенного(индивидуальная или групповая работа

5  Новогодние  приготовления.  Рождество(18ч)

Теория: История праздника, обычаи, традиции, украшения

Практическая работа: изготовление елочных игрушек, снежинок, ангелочков, декоративных елочек., снеговиков. Составление композиций из «ладошек»

6 Бисероплетение(10 ч)

Теория : показ изделий. Изучение и выполнение базовых форм. Материалы ,необходимые для сборки и оформления работ из бисера

Практическая работа: Изготовление деревьев из бисера

7 Пасхальные сувениры (4ч)

Теория: история  праздника, обычаи, символика.

Практическая работа: изготовление пасхальных яиц, корзинок, подставок под яйца в разных техниках

8 Квиллинг (6ч)

Теория: Знакомство с техникой –бумажная филигрань, показ изделий. Материалы, инструменты, необходимые для выполнения элементов. Приемы изготовления роллов.

Практическая работа: Изготовление базовых элементов «капля», «листочек», «глаз», « изогнутый глаз», «треугольник», «полумесяц», соединение 2-3 полос. Упражнения в технике бахромчатого квиллинга, петельного. Изготовление открытки с хризантемами, шкатулка или корзинка , панно «Цветочная композиция»

9 Оформление выставки творческих работ(2ч)

. Организация выставки работ. Обсуждение работы в течение года. Награждение

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

  1.  ГРУППА

1 Вводное занятие(2ч)

Цель и задачи объединения, режим работы, план занятий. Демонстрация изделий. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Организация рабочего места. Правила техники безопасности, ППБ

2.Осенние подарки (20ч)

Практическая работа: варианты оформления помещения кленовыми листами,изготовление осенних бумажных шаров на основе шара из ниток

3.Вязание(10ч)

Теория: знакомство с разновидностью узоров, готовыми работами

Практическая работа: вязание крючком- салфетки,спицами -шарф

)

 4 Новогодние приготовления (8ч)

Практическая работа: : изготовление елочных игрушек, снежинок, ангелочков, декоративных елочек., снеговиков,оформление окон,создание рождественских венков

5 Тестопластика(4 ч)

Теория:знакомство с соленым тестом,технологией изготовления

Практическая работа: лепим различные фигурки, раскрашиваем, покрываем лаком

6. Оригами модульное (6ч)

Практическая работа: изготовление животных (коллективная работа)

7. Бумажный тоннель (3ч)

Теория: знакомство с техникой ,показ готовых работ ,разбор этапов работы

Практическая работа: создание трехмерной открытки(индивидуальная работа)

8. Пасхальные сувениры (4ч)

Практическая работа: изготовление пасхальных  яиц, корзинок, подставок под яйца в разных техниках

9. Бумагопластика (7ч)

Практическая работа: изготовление роз из гофрированной бумаги в разных техниках ,создание объемных подарков

10. Творческий проект(3ч)

Выполнение творческой работы по собственным эскизам с использованием разных материалов в разных техниках. Защита проекта

11. Оформление выставки работ (1ч)

Организация выставки,  обсуждения работы в течение года, чаепитие, награждение

Литература

1.Анна Зайцева.Квиллинг.Новые идеи для творчества

2. Т.Б.Сержантова Оригами.Базовые формы

3. Хелен Уолтер. “Узоры из бумажных лент”.

4. Д.Чиотти. “Оригинальные поделки из бумаги”.

5 Сайт «Страна Мастеров» Творчество для детей и взрослых


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа "Педагогика здоровья" (Направление - здоровьесбережение в образовательном процессе)

Дополнительная программа для общеобразовательных учреждений, составлена на основе авторской программы  "Педагогика здоровья" под редакцией В.Н.Касаткина.- М.: Линка - Пресс, 2007 год, рекомендова...

Дополнительная образовательная программа по изобразительному искусству «Народная фантазия»

Дополнительная образовательная программа по изобразительному искусству «Народная фантазия» содержит информационную карту программы, паспорт программы, пояснительную записку, концептуальную часть...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для дополнительных образовательных услуг – групповые консультации по углубленному изучению образовательной программы по русскому языку во 2 классе

Цель программы: углубление знаний о русском языке, формирование у обучающихся позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, развитие познавательных УУД, интеллектуальных и творчески...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для дополнительных образовательных услуг – групповые консультации по углубленному изучению образовательной программы по русскому языку в 3 классе

Целью данной программы является формирование личности, полноценно владеющей устной и письменной речью в соответствии со своими возрастными особенностями....