Рабочая программа по внеурочной деятельности "Доноведение" 2 класс
рабочая программа (2 класс) на тему

Погодина Светлана Васильевна

Исторически сложилось так, что территорию, на кото­рой расположена Ростовская область и по которой проте­кает река Дон, называют Донской край. Отсюда название вариативного курса — «Доноведение»

Мир, окружающий ребенка, постоянно изменяется, происходит обогащение социального опыта ребенка (се­мья, школа, друзья), у него возникает потребность рас­ширить знания о природной и социальной среде, в кото­рой он проживает. Основной целью курса «Доноведение» является фор­мирование у детей младшего школьного возраста целост­ного представления о малой Родине — Донском крае и адекватного понимания места человека в нем. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ Новониколаевская ООШ

Рассмотрено                Согласовано        Утверждаю

на заседании МС                                             заместитель директора        директор школы

протокол №    от        .08.2013г.                      по учебно-воспитательной

руководитель                  /Ковтун Н.Ф./        работе                 /Костюкова Е.А/        /Макаренко С.А./

Рабочая программа

по курсу «Доноведение»

              для  2 класса на 2013-2014 учебный год

                                                        Учитель: Погодина С.В.

                         с. Новониколаевка. 2013г.

Пояснительная записка.

Исторически сложилось так, что территорию, на которой расположена Ростовская область и по которой протекает река Дон, называют Донской край. Отсюда название вариативного курса — «Доноведение»

Мир, окружающий ребенка, постоянно изменяется, происходит обогащение социального опыта ребенка (семья, школа, друзья), у него возникает потребность расширить знания о природной и социальной среде, в которой он проживает.

Основной целью курса «Доноведение» является формирование у детей младшего школьного возраста целостного представления о малой Родине — Донском крае и адекватного понимания места человека в нем.

Педагогическое обоснование введения {вариативного интегрированного курса «Доноведение» составляют такие факторы, как общность целей интегрируемых учебных предметов, соблюдение принципов дидактики с учетом специфики разных видов деятельности, возрастные и индивидуальные особенности детей младшего школьного возраста, органичное единство разных видов ощущений в познании действительности, целостности окружающего мира.

При отборе содержания курса учитывались принципы, отраженные в «Концепции содержания непрерывного образования» (начальное звено).

Ведущим из них является принцип целостности, который достигается за счет интеграции содержания. В основу интеграции содержания по курсу «Доноведение»

положено диалектическое единство системы «природа — человек — общество». Особенностью данного содержания является то, что знания группируются вокруг следующих идей:

  1. Окружающий мир есть многообразная система природных объектов и явлений, которые влияют на деятельность человека в Донском крае.
  2.  Человек Донского края имеет свои индивидуальные черты и проявления, исторически развивающиеся в деятельности и во взаимоотношениях с другими.
  3.  История Донского края — часть истории Отечества.


Сведения о каждой составляющей этой системы носят интегрированный характер и относятся к различным отраслям научных знаний. Так сведения о природе Донского края включают элементы природоведения, географии, метеорологии, биологии. Интеграция этих элементов создает условия для формирования у младших школьников представлений о природе Донского края как едином целом, в котором все компоненты взаимодействуют друг с другом.

Сведения о социальной составляющей действительности представлены в курсе элементами истории и технологии. В данном курсе перед ребенком раскрывается историческая картина проживания человека на донской земле, начиная с древних времен до современности. В связи О этим сведения о человеке являются связующим звеном между знаниями о природе Донского края и знаниями о социальной действительности.

Принцип развития предполагает стимулирование эмоционального, духовно-нравственного и интеллектуального развития ребенка. Данный принцип реализуется за счет создания условий для проявления самостоятельности, инициативности, творчества детей в различной деятельности.

Принцип культуросообразности предполагает включение материала о достижениях культуры Дона; воспитание у учащихся уважения к истории Донского края и его людям, бережного отношения к объектам культуры; осознание детьми их непреходящей ценности и необходимости их охраны.

При конструировании содержания программы курса использовался принцип спиралевидности. Младший школьный возраст отличается интенсивным формированием многих психических новообразований. В связи с этим обучение по данному курсу целесообразно рассматривать как ряд этапов. Во 2 классе рассматриваются отдельные объекты и явления окружающей ребенка природной и социальной действительности. При этом на самых доступных для детей этого возраста примерах устанавливаются связи и зависимости, существующие между ними. Программа обучения в 3 и 4 классах построена таким образом, что получаемые знания базируются на ранее полученных, дополняя и углубляя их.

        Планируемые результаты

В процессе изучения курса «Доноведение» учащиеся будут иметь представление:

  • о связях между живой и неживой природой родного края;
  • о связях между деятельностью человека в крае и состоянием природы Ростовской области;
  • об истории человека в древние времена, проживающего на донской земле;
  • об истории родного края;

учащиеся научатся называть:

  • объекты неживой и живой природы Ростовской области;
  • особенности погоды, рельефа, растительного и животного мира своей местности;
  • водоемы Ростовской области и их значение в хозяйстве;
  • полезные ископаемые родного края, их месторождения и значение в хозяйстве;
  • правила поведения в природе и меры ее охраны в Ростовской области;
  • государственную символику Ростовской области, своего района;
  • важнейшие события в истории родного края;
  • народы, населяющие Ростовскую область (не менее трех);
  • родственные связи в семье;

правила поведения в общественных местах и на улице.

Учащиеся научатся:        

  • различать объекты живой и неживой природы родного края, приводить примеры (3-4 названия каждого вида);
  • различать растения родного края — деревья, кустарники, травы, приводить   примеры (3-4 названия каждого вида);
  • узнавать наиболее распространенные лекарственные растения родного края;
  • приводить примеры представителей животного мира родного края (3-4 названия каждого вида);
  • приводить примеры бережного и негативного взаимодействия человека с природой родного края;
  • приводить примеры достопримечательностей родного края (не менее 3);
  • описывать наиболее важные события истории родного края;
  • рассказывать по результатам экскурсии о достопримечательностях родного города (села);
  • показывать на карте Ростовской области границу области, крупные города и свое местонахождение;
  • приводить примеры профессий людей сельского хозяйства и промышленности Ростовской области;
  • использовать географическую карту Ростовской области как источник информации;
  • пользоваться учебной и справочной литературой для подготовки устных сообщений, выполнения самостоятельных исследований и проектов;

учащиеся могут научиться:

1. личностным универсальным учебным действиям,

обеспечивающим ценностно-смысловую ориентацию

учащихся в окружающем мире:

- анализировать влияние современного человека на природу, приводить примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы родного края;

-        объяснять правила поведения в различных ситуациях. Оценивать характер своего поведения в природе, поступки по отношению к природе других людей. Моделировать ситуации по сохранению природы родного края и ее защите;

2.        регулятивным универсальным учебным действиям,

обеспечивающим организацию учащимся своей учебной деятельности:

  • ставить цель и задачи к собственной деятельности (на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно);
  • составлять план исследований и проектов по заданной теме и определять последовательность собственных действий;
  • вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения с предлагаемым эталоном;
  • оценивать собственные знания и умения;
  • доводить дело до конца;

3.        познавательным универсальным учебным действиям, включающим общеучебные,  логические действия постановки и решения проблем:

  • находить и пользоваться учебной и справочной литературой для подготовки устных сообщений, выполнения самостоятельных исследований и проектов, в том числе с помощью компьютерных средств; использовать географическую карту Ростовской области как источник информации;
  • проводить индивидуальные и групповые наблюдения во время экскурсий; исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности растений, животных и времени года;
  • -  ставить и формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
  • . 4.коммуникативным универсальным учебным действиям, обеспечивающим социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности:

-        слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;

-        осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; пересказывать и понимать тексты о природе, истории родного края. Готовить рассказы о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи, занятиях людей в родном городе (селе) на основе бесед школьников с родителями, со старшими родственниками, местными
жителями.

Тематическое планирование

№ п/п

Дата (план)

Дата (факт)

Тема

Вид деятельности

Образовательные ресурсы

1

С чего начинается Родина…

ПК Презентация «Моя Родина»

2

С днём рождения, родное село!

Форма проведения – экскурсия.

3

Школа – светлая гавань детства.

Форма проведения – конкурс (конкурс на лучший рисунок)

ПК

4

Дорога от дома до школы.

Форма проведения – экскурсия.

Карта, атлас

5

Природа.

Форма проведения – экскурсия

6

Природа.

Форма проведения – практическая работа.

ПК

7

Город и природа.

Форма проведения – практическая работа.

ПК

8

Растительный мир Ростовской области. Что за дерево такое?

Форма проведения – практическая работа.

ПК, каталог растений

9

Растительный мир Ростовской области. Что за дерево такое?

Форма проведения – экскурсия на школьный двор.

ПК

10

Кустарники.

Форма проведения – экскурсия на школьный двор

ПК презентация «Виды кустарников»

11

Травушка – муравушка.

Форма проведения – экскурсия на школьный двор

12

Травушка – муравушка.

Форма проведения – практическая работа.

ПК

13

Растения и мы.

Форма проведения – практическая работа.

14

Краски Тихого Дона.

Форма проведения – экскурсия.

ПК Презентация «Красавец Тихий Дон»

15

Мои имя, отчество, фамилия.

Форма проведения – практическая работа.

ПК Презентация «Древо моей семьи»

16

Что ты знаешь о роде своём.

Форма проведения – практическая работа.

Фото, рассказы родителей.

17

Чудесный праздник – Новый год!

Форма проведения – практическая работа.

ПК Презентация «Новый год в разных уголках мира!

18

Зимние обряды на Дону. Коляда.

Форма проведения – экскурсия.

ПК Презентация «Виды Коляда»

19

Зимние обряды на дону. Масленица.

Форма проведения – практическая работа.

ПК Презентация «Масленица»

20

Животный мир Ростовской области.

Форма проведения – экскурсия.

ПК Презентация «Животный мир»

21

Домашняя мохнатая азбука.

Форма проведения – конкурс.

ПК, рисунки, картинки.

22

Мой домашний милый друг.

Форма проведения – конкурс.

рисунки

23

Правила дружбы с мохнатыми и  пернатыми.

Форма проведения – практическая работа.

ПК Презентация «Как правильно дружить с братьями нашими меньшими?»

24

Родные просторы.

Форма проведения – экскурсия.

25

Чем богаты наши недра.

Форма проведения – конференция.

ПК

26

Что такое почва?

Форма проведения – конференция.

ПК

27

Почва нам и стол и дом.

Форма проведения – дискуссия.

ПК

28

Рядом с домом лес и луг, озеро и речка.

Форма проведения – экскурсия на речку.

ПК

29

Человек – хозяин природы?

Форма проведения – практическая работа.

ПК

30

Человек хозяин природы?

Форма проведения – практическая работа.

31

С днём Победы, родное село!

Форма проведения – экскурсия к памятнику погибшим воинам.

32

Вместе – дружная семья.

Форма проведения – экскурсия по фото галерее своей семьи.

ПК, фотографии

33

Международный день защиты детей.

Форма проведения – конкурс. Рисунки на асфальте.

ПК, рисунки

34

Обобщающий урок.

Форма проведения – конференция..

ПК

Лист коррекции

№ п/п

Дата (план)

Дата (факт)

Тема

Примечание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Сильные, смелые, ловкие"...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Крепыш"...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Крепыш"...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 4-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 4-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Крепыш"...


 

Комментарии

Шилова Лариса Юрьевна

Светлана Васильевна, начало положено! Умничка! Так держать и не сдаваться!!!