Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юный театрал" для 1-4 классов
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Погодина Светлана Васильевна

Школьный (кукольный) театр- одно из самых любимых зрелищ детей. Он привлекает детей своей яркостью, красочностью, динамикой. В кукольном театре дети видят знакомые и близкие игрушки: мишку, зайку, собачку, кукол и др. - только они ожили, задвигались, заговорили и стали еще привлекательнее и интереснее. Необычайность зрелища захватывает детей, переносит их в совершенно особый, увлекательный мир, где все необыкновенно, все возможно. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Новониколаевская основная общеобразовательная школа

Рассмотрено

На заседании МС

протокол № __ от

__________2015г.

Руководитель МС

________ Дрозд Т.Н.

Согласовано

Заместитель директора по воспитательной работе

________________

Леонова М.Е.

Утверждаю:

приказ №___ от

_____________2015г.

Директор школы:

______ Макаренко С.А.

Рабочая программа

по курсу: «Юный театрал»

для 1,2,3,4 классов на 2015-2016 учебный год

Учитель: Погодина С.В.

с. Новониколаевка

2015г.

2.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Школьный (кукольный) театр- одно из самых любимых зрелищ детей. Он привлекает детей своей яркостью, красочностью, динамикой. В кукольном театре дети видят знакомые и близкие игрушки: мишку, зайку, собачку, кукол и др. - только они ожили, задвигались, заговорили и стали еще привлекательнее и интереснее. Необычайность зрелища захватывает детей, переносит их в совершенно особый, увлекательный мир, где все необыкновенно, все возможно.

Кукольный театр доставляет детям удовольствие и приносит много радости. Однако нельзя рассматривать спектакль кукол как развлечение: его воспитательное значение намного шире. Младший школьный возраст это период, когда у ребенка начинают формироваться вкусы, интересы, определенное отношение к окружающему, поэтому очень важно уже детям этого возраста показывать пример дружбы, праведности, отзывчивости, находчивости, храбрости и т.д.

Кукольный театр играет большую роль в формировании личности ребенка. Он доставляет много радости, привлекает своей яркостью, красочностью, динамикой, благотворно воздействует на зрителей. Кукольный театр располагает целым комплексом средств. Художественные образы-персонажи, оформление, слово и музыка - все это вместе взятое, в силу образно-конкретного мышления младшего школьника, помогает ребенку легче, ярче и правильнее понять содержание литературного произведения, влияет на развитие его художественного вкуса. Кукла, играющая на сцене, живет для ребенка не условно, она реальность, ожившая сказка. В отличие от персонажей телевизионных передач и мультипликационных фильмов, она реально зрима в трехмерном пространстве и материально ощутима, присутствует рядом, ее можно потрогать.

Младшие школьники очень впечатлительны и быстро поддаются эмоциональному воздействию спектакля. Они активно включаются в действие, отвечают на вопросы, задаваемые куклами, охотно выполняют их поручения. Дети передают в рисунках различные эпизоды спектакля, лепят фигурки отдельных персонажей и целые сцены.                                                      Но самое яркое отражение кукольный спектакль находит в творческих играх: дети устраивают театр и сами или при помощи игрушек разыгрывают увиденное. Эти игры развивают творческие силы и способности детей, способствуют развитию речи и умению выражать свои чувства.

Кукольный театр заключает в себе большие потенциальные возможности для всестороннего развития личности ребенка. Однако эти возможности могут быть реализованы лишь тогда, когда дети чувствуют радость и удовлетворение от созданного ими, если у них процесс творчества вызывает хорошее настроение.

Кукольный театр - это еще и целый мир новых слов, понятий, которые в обыденной жизни не употребляются. Это сцена, занавес, кулисы, куклы. Знакомство со многими удивительными словами и понятиями ожидает тех, кто пожелает заглянуть за кулисы театра...

        Рабочая программа  составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы.   

  Программа занятий кукольного театра разработана  на основе:

•примерной программы внеурочной деятельности «Школьный театр «Петрушка»» В.А. Горского, подготовленной в рамках проекта «Разработка, апробация и внедрение Федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения»;

• программы общеобразовательных учреждений «Театр. 1-11 классы», рекомендованной Главным управлением общего среднего образования Министерства образования и науки РФ;

 

• авторской программы А.Д. Крутенковой «Кукольный театр».

 учебно-методические пособия Н.Ф. Сорокиной, И.Б. Караманенко, С.М. Альхимович, Ю.Л. Алянского, Л.Б. Баряевой, И.Б. Белюшкиной, в которых рассматриваются вопросы организации театра, в том числе и кукольного,  в общеобразовательной школе.

Курс  введен в часть учебного  плана, формируемого образовательным учреждением в рамках общекультурного  направления.

Новизна  данной рабочей программы определена федеральным государственным стандартом начального общего образования 2010 года. Отличительными особенностями являются:

1.Определение видов    организации деятельности учащихся, направленных  на достижение  личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.

2. В основу реализации программы положены  ценностные ориентиры и  воспитательные результаты. 

3.Ценностные ориентации организации деятельности  предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.  

4.Достижения планируемых результатов отслеживаются  в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, психологом

5. При планировании содержания занятий  прописаны виды  деятельности учащихся по каждой теме.

Цель образовательной программы – эстетическое воспитание участников, создание атмосферы радости детского творчества, сотрудничества.

Задачи:

  1. Формирование навыков плодотворного взаимодействия с большими и малыми социальными группами.
  2. Развитие эмоциональной сферы ребенка, воспитание чувства сопереживания к проблемам друзей из ближнего и дальнего окружения.
  3. Формирование интереса к театру как средству познания жизни духовному обогащению.
  4. Развитие творческих способностей.

            Все дети – творцы, у каждого ребенка есть способности и таланты. Одни склонны к изобразительному творчеству, другие – к конструированию, третьи – к сочинительству, а четвёртые – ещё к чему-либо.  Но все они, такие разные,  любят кукольный театр. Дети всегда с нетерпением ждут встречи с театром кукол, ведь куклы могут всё или почти всё, куклы творят чудеса: веселят, обучают, развивают творческие способности детей, корректируют их поведение. Вот почему ребята так быстро включаются в спектакль: отвечают на вопросы кукол, исполняют кукольные роли.

     Кукольный театр – искусство синтетическое, оно воздействует на детей целым комплексом художественных средств. При показе спектаклей кукольного театра применяются и художественное слово, и наглядный образ – кукла, и живописно-декоративное оформление, и музыка – песня, музыкальное сопровождение.

     Театральная деятельность развивает личность ребёнка, прививает устойчивый интерес к литературе, театру, совершенствует навык воплощать в игре определённые переживания, побуждает к созданию новых образов. Благодаря занятиям в театре кукол жизнь ребят становится более интересной и содержательней, наполняется яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.

      Описание ценностных ориентиров содержания курса

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.  

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.

Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма  одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России,  народу, в осознанном желании служить Отечеству.

Ценность искусства и литературы-  как способ  познания красоты, гармонии, духовного мира человека, нравственного выбора, смысла жизни, эстетического развития человека

Цель занятий в театре кукол: развитие творческих способностей детей средствам кукольного театрального искусства.

Данная цель реализуется через решение следующих задач:

  • реализация творческого потенциала личности младшего школьника;
  • знакомство учащихся с основами кукольной театрализации (театральная игра и актёрское мастерство, приёмы кукловождения, сценическое движение, сценическая речь, музыкальное оформление пьесы, декорации, история кукольного театра);
  • систематическое и целенаправленное развитие зрительного восприятия, пространственного мышления, фантазии, речи детей;
  • развитие художественного и ассоциативного мышления младших школьников;
  • обогащение эмоционально-образной сферы школьников;
  • формирование художественных предпочтений, этических, эстетических оценок искусства, природы, окружающего мира;
  • формирование нравственных качеств,  гуманистической личностной позиции, позитивного и оптимистического отношения к жизни;
  • развитие коммуникативной культуры детей.

   

 В основе курса:

  • тематический принцип планирования учебного материала, что отвечает задачам нравственного, трудового и эстетического воспитания школьников, учитывает интересы детей, их возрастные особенности;
  •  обучение в порядке постепенного усложнения – от выполнения отдельных тренировочных упражнений по кукловождению до разыгрывания роли, от упражнений с наиболее простыми в обращении куклами до сложных постановочных композиций, например, с использованием кукол-марионеток, а также театра «люди-куклы».  Таким образом ребёнок поднимается по ступенькам знаний, отталкиваясь от того, чему он уже научился.
  • построение занятий согласно логике творчества – от постановки творческой задачи до достижения творческого результата. Таким результатом может быть театральный этюд, крошечное стихотворение, сказка, мини-представление, открытие чего-то нового для каждого ребёнка – в зависимости от того, чему посвящено занятие.  Но творческий итог должен быть.
  •   взаимосвязь развития творческих и познавательных способностей учащихся. Реализация данного принципа предполагает коррекцию и развитие памяти, внимания, речи, восприятия, воображения, мышления детей наряду с развитием их творческих способностей. Огромную роль в развитии познавательной сферы играет этюдный тренаж, который проводится на каждом занятии кукольного театра. Работа над спектаклем (кукловождение, работа над выразительностью речи, характерами героев, выступления перед зрителями и пр.) способствует развитию словарного запаса, фонетико-фонематического восприятия, произвольного внимания, памяти, восприятия, мышления, воображения школьников.
  •   построение занятий таким образом, чтобы в активной работе могли участвовать все ученики. Это достигается несколькими путями: работой группы как единого организма, делением всех детей на малые творческие группы, выполнение индивидуальных заданий.
  •    построение занятий таким образом, чтобы дети имели возможность сменить типы и  ритмы работы, т.е. чередовались покой и движение, тишина и оживление, интеллектуальная и физическая деятельность, ведь человек представляет собой единство физического и психического. Игнорирование той или иной составляющей в процессе обучения ведёт к деформации всей органики развития личности ребёнка.
  •   создание на занятиях эмоционально-комфортной среды через:

             -  обучение с опорой на идеи педагогического сотрудничества: паритетные отношения с детьми, обучение без принуждения, личностный подход;

       - переориентацию стиля педагогического общения с детьми в направлении насыщения теплотой, терпимостью, ровностью;

       - технику эмоционально-выразительного и тактичного проявления отрицательных и положительных эмоций, чувств, настроений самого педагога;

       - устранение причин эмоционального дискомфорта ребёнка на занятии;

       - насыщение процесса обучения и образовательной среды эмоциональными стимулами: игрой, интеллектуальными эмоциями удивления, необычности, положительными эмоциями уверенности, успеха, достижения;

  • создание художественной среды. Школьный возраст является самым продуктивным периодом становления ребенка как личности. Духовная жизнь школьников неразрывно связана с «миром вещей». Эстетически организованная среда оказывает огромное влияние на мировоззрение человека. Художественная среда в кукольном театре это:

       - помещение, где красиво и уютно, где стены  в меру украшены панно, картинами, где находятся декорации, ширма, выставлены куклы;

      - музыкальное оформление занятий, пьес. Музыка – неотъемлемая часть кукольного спектакля, она усиливает его эмоциональное восприятие. Дети очень любят, когда куклы поют, танцуют. Выбор песен, музыки определяется содержанием спектакля. Звучание инструментов за ширмой должно соответствовать действию, происходящему на ширме.

      - подбор репертуара.  Кукольный театр – это не только средство развлечения, он оказывает  большое воспитательное воздействие на детей. В связи с этим необходимо серьёзно относится к подбору репертуара. Ученики младших классов любят спектакли с простым, ясным и забавным сюжетом, знакомыми персонажами и благополучным концом. Пьесы должны быть увлекательными, они должны «будить» и развивать фантазию ребёнка, способствовать формированию положительных черт характера. Хорошо, если в спектакле показывается, что такое настоящая дружба, честность, смелость, отзывчивость и др.

    Программа «Школьный театр Петрушка» предназначена для детей  младшего школьного возраста и рассчитана на 4 года обучения:

первый год обучения –  учащиеся первого класса;

второй год обучения – учащиеся второго класса;

третий год обучения  - учащиеся третьего класса;

четвёртый год обучения – учащиеся четвёртого класса.

Участниками  группы являются учениками одной параллели.    

 Количество учебных часов в неделю – 1час, в год- 33, 34 часа.

                                           Этапы работы кукольного театра

     1 год обучения

     Азы сценического мастерства (движения кукол, особенности речи, характера героя). Работа над небольшими по объёму спектаклями. Работа с театром картинок и перчаточными куклами. Создание декораций и бутафории к спектаклям.

     2 год обучения

     Расширение репертуара. Увеличение объёма пьес. Работа с перчаточными. Изготовление кукол. Создание декораций и бутафории к спектаклям.

     3 год обучения

     Свободное владение куклой (перчаточной, тростевой). Усложнение репертуара. Работа над спектаклями. Самостоятельная разработка и постановка мини-пьес детьми. Работа с перчаточными, тростевыми куклами и куклами-марионетками. Изготовление кукол. Создание декораций и бутафории к спектаклям.

     4 год обучения

     Свободное владение куклой (перчаточной, тростевой, куклой-марионеткой). Усложнение репертуара. Работа над спектаклями. Самостоятельная разработка и постановка мини-пьес детьми. Работа с перчаточными, тростевыми куклами, куклами-марионетками . Изготовление кукол. Создание декораций и бутафории к спектаклям.

     Формы подведения итогов занятий младших школьников в кукольном театре:

  • выступления перед зрителями в  начальной школе ;
  • участие в конкурсах театральных коллективов.

     Результативность работы помогут оценить и результаты анкетирования самих участников кукольного театра, их родителей, а также зрителей.

Содержание 1 этапа

1.        Вводное занятие. Особенности театральной терминологии

Знакомство детей с историей театра  в России. Понятие о пьесе, персонажах, действии, сюжете и т. д. Особенности организации работы театра . Понятие «кукловод». Ознакомление детей с принципом управления движениями куклы (движения головы, рук куклы). Техника безопасности. Особенности театральной терминологии.

Практическая работа: отработка техники движений куклы на руке.

2.        Устройство ширмы и декораций

Знакомство с понятием «декорация». Ознакомление с элементами оформления (декорации, цвет, свет, звук, шумы и т. п.) спектакля кукольного театра. Первичные навыки работы с ширмой. Понятие о плоскостных, полуплоскостных и объёмных декорациях. Изготовление плоскостных декораций (деревья, дома и т. д.). Понятие о физико-технических свойствах материалов для изготовления театрального реквизита.

Практическая работа: установка ширмы и изготовление элементов декораций.

3.   Виды кукол и способы управления ими

     Расширение знаний о видах кукол. Изготовление кукол.

Практическая работа: Развитие умения кукловедения.

4. Кукольный театр

Знакомство с особенностями театра.

Практическая работа: Этюдный тренаж. Обучение приёмам работы с куклами-картинками. Работа над спектаклем.

5.Особенности работы кукловода

Понятие о разнообразии движений различных частей кукол. Отработка навыков движения куклы по передней створке ширмы. Особенности психологической подготовки юного артиста-кукловода.

Закрепление навыков жестикуляции и физических действий. Отработка навыков движения куклы в глубине ширмы. Понятие о театральных профессиях (актёр, режиссёр, художник, костюмер, гримёр, осветитель и др.).

Практическая работа: расчёт времени тех или иных сцен, мизансцен и протяжённости всего спектакля. Этюдный тренаж.

6. Просмотр  театра кукол. Обсуждение спектакля (зарисовки)

Посещение областного художественного театра кукол. Знакомство с правилами поведения в театре.

Знакомство детей с театром предполагает просмотр телеспектаклей. . Дети учатся различать понятия “театр” как здание и театр как явление общественной жизни, как результат коллективного творчества. А также учатся одновременно и последовательно включаться в коллективную работу.                                                                              

   Практическая работа: Обсуждение спектакля (зарисовки). Этюдный тренаж.

7.        Речевая гимнастика

Понятие о речевой гимнастике и об особенностях речи различных персонажей кукольного спектакля (детей, взрослых персонажей, различных зверей). Голосовые модуляции. Понятие об артикуляции и выразительном чтении различных текстов (диалог, монолог, рассказ о природе, прямая речь, речь автора за кадром и т.п.). Речевая гимнастика (в декорации). Работа со скороговорками. Природные задатки человека, пути их развития. Посещение спектакля кукольного театра.

Практическая работа: отработка (тренинг) сценической речи, Этюдный тренаж..

8.        Выбор пьесы

Выбор пьесы. Чтение сценария. Распределение и пробы ролей (два состава). Разучивание ролей с применением голосовых модуляций. Оформление спектакля: изготовление аксессуаров, подбор музыкального оформления. Соединение словесного действия (текст) с физическим действием персонажей. Отработка музыкальных номеров, репетиции. Понятие об актёрском мастерстве и о художественных средствах создания театрального образа. Драматургия, сюжет, роли.

Практическая работа: тренинг по взаимодействию действующих лиц в предлагаемых обстоятельствах на сцене.

7.        Генеральная репетиция. Спектакль

Подготовка помещения для презентации кукольного спектакля. Состав жюри. Установка ширмы и размещение всех исполнителей (актёров). Звуковое, цветовое и световое оформление спектакля. Установка оборудования для музыкального и светового сопровождения спектакля (имитация различных шумов и звуков). Управление светом, сменой декораций. Разбор итогов генеральной репетиции.

Практическая работа: организация и проведение спектакля; организация и проведение гастролей (подготовка коробок для хранения и перевозки ширмы, кукол и декораций); показ спектакля учащимся начальных классов, дошкольникам; участие в смотре школьных кукольных театров.


3.Календарно- тематическое планирование

1 класс

п/п

Дата

Тема учебного занятия

                                            Содержание деятельности

Всего  часов

Теоретическая часть

Практическая часть

1

02.09

Вводное занятие. Особенности театральной терминологии

Знакомство детей с историей  кукольного театра  в России. Понятие о пьесе, персонажах, действии, сюжете и т. д. Особенности театральной терминологии. Беседа о  разновидностях  кукол: 1.-перчаточная  кукла и ее виды

2.-тростевая  кукла  -  эффектнее  перчаточной,  её руки длиннее  и сгибаются  в  локте..  3-   марионетка-  кукла, управляемая  с  помощью  нити. 4-большая напольная  кукла.  Знакомство с  основными  театральными   терминами:

- антракт-  промежуток   между  действиями  спектакля.

- бутафория – предметы  и украшения,  имитирующие  подлинные.

- декорации  ( от латин.- украшение)- худ.оформление  действия   на  ширме.

- мизансцена – определённое расположение  декораций,  предметов и  действующих   лиц  на сцене   в  отдельные  моменты  спектакля.

- монолог-  речь  одного  лица.

- папье-маше-  способ  изготовления   кукол  с помощью   пластилиновой   формы, оклеиваемой   бумагой.

- реквизит-  вещи и предметы, используемые  по  ходу действия  спектакля.

- репертуар- спектакли,  идущие  в  определённый   промежуток   времени.
- ширма-  сцена  кукольного  театра.

Практическая работа: отработка техники движений куклы на руке.

1

2

09.09

Особенности театра

Особенности организации работы театра. Понятие «кукловод». Техника безопасности. Понятие о театральных профессиях (актёр, режиссёр, художник, костюмер, гримёр, осветитель и др.).

Просмотр видео фрагмента  и  его последующий анализ.

1

3-4

16.09

23.09

Устройство ширмы и декорации

Знакомство с понятием «декорация». Ознакомление с элементами оформления (декорации, цвет, свет, звук, шумы и т. п.) спектакля кукольного театра.

Понятие о плоскостных, полуплоскостных и объёмных декорациях. Изготовление плоскостных декораций (деревья, дома и т. 

Практическая работа: установка ширмы и изготовление элементов декораций.

Первичные навыки работы с ширмой. д.).

2

5

30.09

Изготовление декораций

 

  Выбор спектакля.

Изготовление плоских декораций и героев сказки ( по выбору учащихся)

1

6

7

8

9

07.10

14.10

21.10

28.10

Работа с куклами- картинками

Работа с куклами- картинками

Речевая гимнастика

 Этюдный тренаж.

 “Превращении и перевоплощении” главное явление театрального искусства.

 Этюдный тренаж.

 “Превращении и перевоплощении” главное явление театрального искусства.

Понятие о речевой гимнастике и об особенностях речи различных персонажей кукольного спектакля (детей, взрослых персонажей, различных зверей).

 Обучение приёмам работы с куклами-картинками.

Обучение приёмам работы с куклами-картинками.

Работа над спектаклем.

4

10

11.11

Спектакль

Анализ спектакля.

Показ спектакля учащимся 1 классов.

1

11

18.11

Пальчиковый театр

      Виды кукол и способы управления ими. Расширение знаний о видах кукол- пальчиковые куклы.  Отбор спектакля. Голосовые модуляции

Практическая работа: Развитие умения кукловождения.

1

12

13

25.11

02.12

Изготовление пальчиковых кукол и декораций

Работа над спектаклем

 

Работа над спектаклем. Распределение ролей. Речевая гимнастика

Изготовление пальчиковых кукол и декораций для спектакля

2

14

09.12

Работа над спектаклем

Работа над спектаклем. Артикуляция.

1

15

16.12

Движение куклы по передней стенке ширмы

Отработка навыков движения куклы по передней створке ширмы.

1

16

23.12

Движение куклы в глубине ширмы

 

Отработка навыков движения куклы в глубине ширмы.

1

17

13.01

Движение куклы в глубине ширмы

Отработка навыков движения куклы.

1

18

20.01

Психологическая готовность актера

Особенности психологической подготовки юного артиста-кукловода.

1

19

27.01

Работа над спектаклем.  

Соединение словесного действия (текст) с физическим действием персонажей. тренинг по взаимодействию действующих лиц в предлагаемых обстоятельствах на сцене.

1

20

21

03.02

17.02

Генеральная репетиция спектакля

Спектакль

Генеральная репетиция. Разбор спектакля

Показ спектакля учащимся 1-2 классов. Анализ.

2

23

24

24.02

02.03

Посещение театра кукол Обсуждение спектакля (зарисовки)

Особенности работы кукловода

Посещение областного художественного театра кукол. Знакомство с правилами поведения в театре.

Знакомство детей с театром предполагает просмотр телеспектаклей. . Дети учатся различать понятия “театр” как здание и театр как явление общественной жизни, как результат коллективного творчества. А также учатся одновременно и последовательно включаться в коллективную работу.                                                                              

Понятие о разнообразии движений различных частей куклы перчатки.

Закрепление навыков жестикуляции и физических действий

Выбор пьесы.

   Практическая работа: Обсуждение спектакля (зарисовки). Этюдный тренаж.

2

25

09.03

Пробы ролей

  Чтение сценария. Распределение и пробы ролей (два состава). Речевая гимнастика .

Работа со скороговорками.

26

16.03

Сценическая речь

Отработка (тренинг) сценической речи, Этюдный тренажер

27

30.03

Актерское мастерство

Понятие об актёрском мастерстве и о художественных средствах создания театрального образа.

Разучивание ролей с применением голосовых модуляций.

28

06.04

Изготовление декораций

Оформление спектакля: изготовление аксессуаров, декораций, подбор музыкального оформления.

1

29

13.04

Соединение словесного и физического действия

Соединение словесного действия (текст) с физическим действием персонажей. тренинг по взаимодействию действующих лиц в предлагаемых обстоятельствах на сцене.

1

30

20.04

Работа над спектаклем

Работа над спектаклем.

Репетиция

1

31

27.04

Работа над спектаклем

Работа над спектаклем.

Репетиция

1

32

04.05

11.05

Работа над спектаклем

Работа над спектаклем. Репетиция

Подготовка помещения для презентации кукольного спектакля.  Установка ширмы и размещение всех исполнителей (актёров). Генеральная репетиция. Разбор итогов генеральной репетиции.

1

33

18.05

25.05

Генеральная репетиция

Анализ спектакля.

Организация и проведение спектакля учащимся начальных классов; Показ спектакля.

1


Результаты 1 года обучения

1 уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе, о правилах групповой работы и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Личностные

Метапредметные

Предметные

Знать

– о формах проявления заботы о человеке при групповом взаимодействии;

- правила поведения на занятиях, раздевалке, в игровом творческом процессе.

- знать о ценностном отношении к театру как к  культурному наследию народа.

- о  способах взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми  в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.

  •  необходимые сведения о видах изученных кукол, особенностях работы с куклами картинками, пальчиковыми и перчаточными куклами;
  • о способах  кукловождения кукол этих систем;
  • о сценической речи;

- о декорациях к спектаклю;

Уметь

  • Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
  • В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

-соблюдать правила игры и дисциплину;

- Определять и формулировать цель деятельности   с помощью учителя.

- Проговаривать последовательность действий  .

- высказывать своё предположение (версию)

- работать по предложенному учителем плану.

- отличать верно выполненное задание от неверного.

  • совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

- Слушать и понимать речь других.

- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

                    -   работать с куклами изученных систем при показе спектакля;

  • импровизировать;
  •  работать в группе, в коллективе.
  •  выступать перед публикой, зрителями.

Применять

 


Содержание 2 этапа

  1. Азбука театра.

Особенности кукольного театра. Роль кукловода. Оформление декораций. Сцена. Зрители.

Практическая работа: Театральный словарь - работа с театральными словами в группах, объяснение слов и терминов. Этюдный тренаж.

  1. Виды кукол и способы управления ими.

     Расширение знаний о видах кукол.

Практическая работа: отработка техники движений куклы на руке.

Развитие умения кукловождения.

  1. Секреты сценического мастерства. 

Роль. Озвучивание пьесы. Музыкальное оформление спектакля.

    Практическая работа:

 Этюдный тренаж.

  1. Театр Петрушек.

     Расширение знаний о театре Петрушек. Роль декораций в постановке.

Практическая работа:  Этюдный тренаж. Кукловождение над ширмой.

  1. Выбор пьесы и работа над ней.

Чтение пьесы, её анализ.  Распределение ролей. Работа над характерами героев.

Практическая работа: Отработка чтения каждой роли. Приёмы кукловождения. Разучивание ролей. Репетиции. Импровизация.

6. Особенности изготовления кукол

Знакомство с технологией разработки выкроек кукол. Выбор материалов для изготовления различных частей куклы. Порядок изготовления головы. Изготовление одежды кукол. Понятие о технологии изготовления различных кукольных персонажей.

Практическая работа: изготовление различных кукол

7. Изготовление декораций и бутафории

   Практическая работа:  Изготовление декораций и бутафории

8. Генеральная репетиция. Спектакль. Коллективный анализ выступлений.

Практическая работа:  Выступление перед зрителями.


Календарно-тематическое планирование      2 год обучения

№ п/п

Дата

Всего часов

Тема учебного занятия

Содержание деятельности

Теоретическая часть

Практическая часть

1

03.09

1

Азбука театра.

Особенности кукольного театра. Роль кукловода.. Сцена. Зрители.

Оформление декораций

2

10.09

1

Театральный словарь

Работа с театральными словами в группах, объяснение слов и терминов.

Этюдный тренаж.

3-4

17.09

24.09

2

     

Виды кукол и способы управления ими.

Расширение знаний о видах кукол. Развитие умения кукловождения.

Отработка техники движений куклы на руке.  

5

01.10

1

Выбор пьесы и работа над ней.

Чтение пьесы, её анализ.  Распределение ролей. Работа над характерами героев.

Импровизация.

6

08.10

1

Работа над пьесой

Отработка чтения каждой роли. Приёмы кукловождения.

Отработка чтения каждой роли.

Разучивание ролей.

Репетиции.

7

15.10

1

Работа над пьесой

8

22.10

1

 Секреты сценического мастерства.

 

Роль.

Озвучивание пьесы.

9

29.10

1

Работа над пьесой

Репетиции.

10

12.11

1

Секреты сценического мастерства.

Музыкальное оформление спектакля..

Этюдный тренаж

11

19.11

1

Работа над пьесой

Репетиции.

12

26.11

   

1

Изготовление декораций и бутафории

Изготовление декораций и бутафории к спектаклю

13-14

03.12

10.12

2

Показ спектакля

Анализ

Генеральная репетиция. Показ спектакля.

15

17.12

1

Театр Петрушек.

Расширение знаний о театре Петрушек. Роль декораций в постановке.

16

24.12

1

Кукловождение

Этюдный тренаж.

Кукловождение над ширмой.

17-21

14.01

21.01

28.01

04.02

11.02

5

Особенности изготовления кукол

Знакомство с технологией разработки выкроек кукол. Выбор материалов для изготовления различных частей куклы. Порядок изготовления головы. Изготовление одежды кукол. Понятие о технологии изготовления различных кукольных персонажей.

Практическая работа: изготовление различных кукол

22

18.02

1

Выбор пьесы.

Распределение ролей. Работа над характерами героев.

Чтение пьесы, её анализ.  

23

25.02

1

Работа над пьесой

Репетиции.

24

  03.03

1

Изготовление декораций и бутафории

Изготовление декораций и бутафории к спектаклю

25

10.03

1

Секреты сценического мастерства.

Озвучивание пьесы.

26

17.03

1

Секреты сценического мастерства.

Музыкальное оформление спектакля.

Репетиция

27

31.03

1

Секреты сценического мастерства.

Взаимодействие актеров на сцене.

Манипуляции голоса. Репетиция

28

07.04

1

Работа над пьесой

Репетиции

29

14.04

1

Работа над пьесой

Репетиции.

30

21.04

1

Работа над пьесой

Репетиции.

31

28.04

1

Генеральная репетиция. Показ спектакля

Рефлексия актеров и зрителей

Генеральная репетиция. Показ спектакля.

32

05.05

1

Театр Петрушек.

Расширение знаний о театре Петрушек.

Этюдный тренаж.

33

12.05

1

Театр Петрушек.

Расширение знаний о театре Петрушек.

Этюдный тренаж

34

19.05

1

Театр Петрушек.

Расширение знаний о театре Петрушек.

Импровизация


Результаты 2 года обучения

2 уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

 

Личностные

Метапредметные

Предметные

Знать

– о формах проявления заботы о человеке при групповом взаимодействии;

- правила поведения на занятиях, раздевалке, в игровом творческом процессе.                                      - правила игрового общения, о правильном отношении к собственным ошибкам,  к победе, поражению.

- знать о ценностном отношении к театру как к  культурному наследию народа.

- иметь нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми  в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.

  •  необходимые сведения о видах изученных кукол, особенностях работы с куклами перчатками;
  • о способах  кукловождения ;
  • о сценической речи;
  • о декорациях к спектаклю;                                 -технологию изготовления куклы-перчатки

Уметь

  • Определять и высказывать общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
  • В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, как поступить.

-  анализировать и сопоставлять, обобщать, делать выводы, проявлять настойчивость в достижении цели.

-соблюдать правила игры и дисциплину;

- правильно взаимодействовать с партнерами по команде (терпимо, имея взаимовыручку и т.д.).

-  выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой  и игровой деятельности.

- Определять и формулировать цель деятельности .

- Проговаривать последовательность действий  .

- высказывать своё предположение (версию)

- совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне небольшого текста).

- Слушать и понимать речь других.

- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей          -   адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарища, родителя и других людей

- контролировать и оценивать процесс и результат деятельности ( под руководством учителя);

- выбирать вид чтения в зависимости от цели;                             - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности                                           - формулировать собственное мнение и позицию под руководством учителя

                    -   работать с куклами изученных систем при показе спектакля;

  • импровизировать;
  •  работать в группе, в коллективе.
  •  выступать перед публикой, зрителями.

Применять

- быть сдержанным, терпеливым, вежливым в процессе взаимодействия ;              -подводить самостоятельный итог занятия; анализировать и систематизировать полученные умения и навыки.

- полученные сведения о многообразии театрального искусства

-иметь первоначальный  опыт самореализации в различных видах творческой деятельности,

- в игре использовать накопленные знания.

3 год обучения

№ п/п

Дата

Тема учебного занятия

Всего часов

       Содержание деятельности

Теоретическая часть

Практическая часть

1-2

04.09

11.09

Театр кукол

2

Расширение знаний о театре кукол. Исторические сведения.

Этюдный тренаж.

3-4

18.09

25.09

Азбука театра

2

Актёр, режиссёр, декоратор. Виды сценической речи. Зритель. Театральный плакат

Выпуск альбома «Все работы хороши»

5-6

02.10

09.10

Виды кукол и способы управления ими

2

Расширение знаний о видах кукол.

Развитие умения кукловождения.

7-9

16.10

23.10

30.10

Секреты сценического мастерства

3

Роль. «Озвучивание» роли.

Этюдный тренаж.

10-14

13.11
20.11
27.11
04.12
11.12

Театр Петрушек

5

Расширение знаний о театре Петрушек.  Роль декораций в постановке. Реквизит. Чтение пьесы, её анализ. Работа над характерами героев. Разучивание ролей. Репетиции. Выступление перед зрителями. Коллективный анализ выступлений.

Этюдный тренаж. Кукловождение над ширмой. Приёмы кукловождения. Импровизация.

15-18

18.12
25.12
15.01
22.01

Выбор пьесы и работа над ней

4

Чтение пьесы, её анализ.  Распределение ролей. Работа над характерами героев.

Отработка чтения каждой роли. Приёмы кукловождения. Разучивание ролей. Репетиции.

19-20

29.01
05.02

Изготовление кукол, декораций и бутафории

2

Изготовление кукол, декораций и бутафории

Изготовление кукол, декораций и бутафории

21-22

12.02
19.02

Генеральная репетиция. Спектакль.

2

Коллективный анализ выступлений.

Выступление перед зрителями.

23-26

26.02
04.03
11.03
18.03

Театр тростевых кукол

4

Знакомство с тростевыми куклами.  Кукловождение над ширмой. Роль декораций в постановке.

Кукловождение над ширмой. Этюдный тренаж.

27-31

01.04
08.04
15.04
22.04
29.04

Выбор пьесы и работа над ней

5

Чтение пьесы, её анализ.  Распределение ролей. Работа над характерами героев.

Отработка чтения каждой роли. Приёмы кукловождения. Разучивание ролей. Репетиции.

32

06.05

Изготовление кукол, декораций и бутафории

1

Изготовление кукол, декораций и бутафории

Изготовление, кукол,  декораций и бутафории к спектаклю

33-34

13.05
20.05

Генеральная репетиция. Спектакль.

2

Коллективный анализ выступлений.

Выступление перед зрителями.

Содержание 3 этапа

  1. Театр кукол.

     Расширение знаний о театре кукол. Исторические сведения.

Практическая работа: Этюдный тренаж.

  1. Азбука театра.

     Актёр, режиссёр, декоратор. Виды сценической речи. Зритель. Театральный плакат.

Практическая работа: Выпуск альбома «Все работы хороши»

  1. Виды кукол и способы управления ими.

     Расширение знаний о видах кукол.

Практическая работа: Развитие умения кукловождения.

  1. Секреты сценического мастерства.

       Роль. «Озвучивание» роли.

Практическая работа: Этюдный тренаж.

  1. Театр Петрушек.

     Расширение знаний о театре Петрушек.  Роль декораций в постановке. Реквизит. Чтение пьесы, её анализ. Работа над характерами героев. Разучивание ролей. Репетиции. Выступление перед зрителями. Коллективный анализ выступлений.

Практическая работа: Этюдный тренаж. Кукловождение над ширмой. Приёмы кукловождения. Импровизация.

  1. Выбор пьесы и работа над ней.

Чтение пьесы, её анализ.  Распределение ролей. Работа над характерами героев.

Практическая работа: Отработка чтения каждой роли. Приёмы кукловождения. Разучивание ролей. Репетиции.

7. Изготовление кукол, декораций и бутафории

   Практическая работа:  Изготовление, кукол,  декораций и бутафории к спектаклю

8. Генеральная репетиция. Спектакль. Коллективный анализ выступлений.

Практическая работа:  Выступление перед зрителями.

  1. Театр тростевых кукол

         Знакомство с тростевыми куклами.  Кукловождение над ширмой. Роль декораций в постановке.

Практическая работа: Кукловождение над ширмой. Этюдный тренаж.

  1. Выбор пьесы и работа над ней.

Чтение пьесы, её анализ.  Распределение ролей. Работа над характерами героев.

Практическая работа: Отработка чтения каждой роли. Приёмы кукловождения. Разучивание ролей. Репетиции.

11. Изготовление кукол, декораций и бутафории

   Практическая работа:  Изготовление, кукол,  декораций и бутафории к спектаклю

12. Генеральная репетиция. Спектакль. Коллективный анализ выступлений.

Практическая работа:  Выступление перед зрителями.

Результаты 3 года обучения

2 уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

 

Личностные

Метапредметные

Предметные

Знать

– о формах проявления заботы о человеке при групповом взаимодействии;

- правила поведения на занятиях, раздевалке, в игровом творческом процессе.                                      - правила игрового общения, о правильном отношении к собственным ошибкам,  к победе, поражению.

- знать о ценностном отношении к театру как к  культурному наследию народа.

- иметь нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми  в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.

  •  необходимые сведения о видах изученных кукол, особенностях работы с куклами перчатками;
  • о способах  кукловождения ;
  • о сценической речи;
  • о декорациях к спектаклю;                                 -технологию изготовления куклы-перчатки

Уметь

  • Определять и высказывать общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
  • В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, как поступить.

-  анализировать и сопоставлять, обобщать, делать выводы, проявлять настойчивость в достижении цели.

-соблюдать правила игры и дисциплину;

- правильно взаимодействовать с партнерами по команде (терпимо, имея взаимовыручку и т.д.).

-  выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой  и игровой деятельности.

- Определять и формулировать цель деятельности .

- Проговаривать последовательность действий  .

- высказывать своё предположение (версию)

- совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне небольшого текста).

- Слушать и понимать речь других.

- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей          -   адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарища, родителя и других людей

- контролировать и оценивать процесс и результат деятельности ( под руководством учителя);

- выбирать вид чтения в зависимости от цели;                             - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности                                           - формулировать собственное мнение и позицию под руководством учителя

                    -   работать с куклами изученных систем при показе спектакля;

  • импровизировать;
  •  работать в группе, в коллективе.
  •  выступать перед публикой, зрителями.

Применять

- быть сдержанным, терпеливым, вежливым в процессе взаимодействия ;              -подводить самостоятельный итог занятия; анализировать и систематизировать полученные умения и навыки.

- полученные сведения о многообразии театрального искусства

-иметь первоначальный  опыт самореализации в различных видах творческой деятельности,

- в игре использовать накопленные знания.

     

4 год обучения

п/п

Дата

Тема учебного занятия

Всего часов

Содержание деятельности

Теоретическая часть

Практическая часть

1

03.09

Театр кукол

1

Расширение знаний о театре кукол. Исторические сведения.

Этюдный тренаж.

2-3

10.09

17.09

Азбука театра

2

Актёр, режиссёр, декоратор. Репертуар. Бутафория.  Виды сценической речи. Зритель. Театральный плакат. Мини-пьесы.

Этюдный тренаж. Изготовление театрального плаката

4

24.09

Кукол и  управление ими

1

Расширение знаний о видах кукол.

Изготовление кукол. Развитие умения кукловождения.

5-7

01.10
08.10
15.10
22.10

Секреты сценического мастерства

3

      Роль. «Озвучивание» роли.

Этюдный тренаж.

8

29.10

Театр Петрушек

1

Расширение знаний о театре Петрушек. Импровизация. Роль декораций в постановке. Реквизит

Этюдный тренаж. Кукловождение над ширмой.

9-10

12.11
19.11

Изготовление кукол, декораций и бутафории

2

Ремонт и изготовление кукол. Подбор и изготовление декораций и бутафории.

11-14

26.11
03.12
10.12
17.12

Пьесы - миниатюры

4

Чтение пьес, их анализ. Работа над характерами героев. Коллективный анализ выступлений. Отбор пьес-миниатюр. Их постановка.

Приёмы кукловождения. Разучивание ролей. Репетиции. Выступление перед зрителями. Анализ пьес.

15-16

24.12
14.01

Театр тростевых кукол

2

         Знакомство с тростевыми куклами. Роль декораций в постановке. Импровизация

Этюдный тренаж. Кукловождение над ширмой.

17-18

21.01
28.01

Изготовление кукол, декораций и бутафории

2

Ремонт и изготовление кукол. Подбор и изготовление декораций и бутафории.

19-22

04.02
11.02
18.02
25.02

Пьесы - миниатюры

4

Чтение пьес, их анализ. Работа над характерами героев. Коллективный анализ выступлений. Отбор пьес-миниатюр. Их постановка.

Приёмы кукловождения. Разучивание ролей. Репетиции. Выступление перед зрителями. Анализ пьес.

23-26

03.03
10.03
17.03
31.03

Театр марионеток

4

Куклы-марионетки. Приёмы кукловождения.. Чтение пьесы, её анализ. Работа над характерами героев. Разучивание ролей. Репетиции. Импровизация. Выступление перед зрителями. Коллективный анализ выступлений.

Составление пьес-миниатюр и их постановка. Анализ пьес. Ремонт и изготовление кукол

27-28

07.04
14.04

Изготовление кукол, декораций и бутафории

2

Ремонт и изготовление кукол. Подбор и изготовление декораций и бутафории.

29-32

21.04
28.04
05.05
12.05

Пьесы - миниатюры

4

Чтение пьес, их анализ. Работа над характерами героев. Коллективный анализ выступлений. Отбор пьес-миниатюр. Их постановка.

Приёмы кукловождения. Разучивание ролей. Репетиции. Выступление перед зрителями. Анализ пьес.

33-34

19.05

Генеральная репетиция. Спектакль

2

Коллективный анализ выступлений.

Выступление перед зрителями.

Содержание 4 этапа

  1. Театр кукол.

     Расширение знаний о театре кукол. Исторические сведения.

Практическая работа: Этюдный тренаж.

  1. Азбука театра.

     Актёр, режиссёр, декоратор. Репертуар. Бутафория.  Виды сценической речи. Зритель. Театральный плакат. Мини-пьесы.

Практическая работа: Этюдный тренаж. Изготовление театрального плаката

  1. Куклы и управление ими

     Расширение знаний о видах кукол.

Практическая работа: Изготовление кукол. Развитие умения кукловождения.

  1. Секреты сценического мастерства

      Роль. «Озвучивание» роли.

Практическая работа: Этюдный тренаж.

  1. Театр Петрушек

     Расширение знаний о театре Петрушек. Импровизация. Роль декораций в постановке. Реквизит

Практическая работа: Этюдный тренаж. Кукловождение над ширмой.

  1. Изготовление кукол, декораций и бутафории 

Практическая работа Ремонт и изготовление кукол. Подбор и изготовление декораций и бутафории.

  1. Пьесы-миниатюры. Чтение пьес, их анализ. Работа над характерами героев. Коллективный анализ выступлений. Отбор пьес-миниатюр. Их постановка.

Практическая работа: Приёмы кукловождения. Разучивание ролей. Репетиции. Выступление перед зрителями. Анализ пьес.

  1. Театр тростевых кукол.

         Знакомство с тростевыми куклами. Роль декораций в постановке. Импровизация

Практическая работа: Этюдный тренаж. Кукловождение над ширмой.

  1. Изготовление кукол, декораций и бутафории 

Практическая работа: Ремонт и изготовление кукол. Подбор и изготовление декораций и бутафории.

  1. Пьесы-миниатюры. Чтение пьес, их анализ. Работа над характерами героев. Коллективный анализ выступлений. Отбор пьес-миниатюр. Их постановка.

Практическая работа: Приёмы кукловождения. Разучивание ролей. Репетиции. Выступление перед зрителями. Анализ пьес.

  1. Театр марионеток.

     Куклы-марионетки. Приёмы кукловождения. Ремонт и изготовление кукол. Чтение пьесы, её анализ. Работа над характерами героев. Разучивание ролей. Репетиции. Импровизация. Выступление перед зрителями. Коллективный анализ выступлений. Составление пьес-миниатюр и их постановка. Анализ пьес. 

  1. Изготовление кукол, декораций и бутафории 

Практическая работа: Ремонт и изготовление кукол. Подбор и изготовление декораций и бутафории.

  1. Пьесы-миниатюры. Чтение пьес, их анализ. Работа над характерами героев. Коллективный анализ выступлений. Отбор пьес-миниатюр. Их постановка.

Практическая работа: Приёмы кукловождения. Разучивание ролей. Репетиции. Выступление перед зрителями. Анализ пьес

14. Генеральная репетиция. Спектакль. Коллективный анализ выступлений.

Практическая работа:  Выступление перед зрителями.

Результаты 4 года обучения

3 уровень результатов - получение школьником опыта самостоятельного общественного действия,  публичного сценического выступления, взаимодействия с большими и малыми социальными группами

Личностные

Метапредметные

Предметные

Знать

– о формах проявления заботы о человеке при групповом взаимодействии;

- правила поведения на занятиях, раздевалке, в игровом творческом процессе.

- правила игрового общения, о правильном отношении к собственным ошибкам,  к победе, поражению.

- знать о ценностном отношении к театру как к  культурному наследию народа.

- иметь нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми  в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.

  •  необходимые сведения о видах изученных кукол, особенностях работы с куклами разных систем;
  • о способах  кукловождения кукол разных систем;
  • о сценической речи;
  • о декорациях к спектаклю;

- о подборе музыкального сопровождения к спектаклю.

Уметь

-  анализировать и сопоставлять, обобщать, делать выводы, проявлять настойчивость в достижении цели.

-соблюдать правила игры и дисциплину;

- правильно взаимодействовать с партнерами по команде (терпимо, имея взаимовыручку и т.д.).

-  выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой  и игровой деятельности.

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей          -   адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарища, родителя и других людей

- контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;

- выбирать вид чтения в зависимости от цели;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

- формулировать собственное мнение и позицию

 

                    -   работать с куклами изученных систем при показе спектакля;

  • импровизировать;
  •  работать в группе, в коллективе.
  •  выступать перед публикой, зрителями.

Применять

- быть сдержанным, терпеливым, вежливым в процессе взаимодействия ;

-подводить самостоятельный итог занятия; анализировать и систематизировать полученные умения и навыки.

- полученные сведения о многообразии театрального мискусства

красивую, правильную, четкую, звучную речь как средство полноценного общения.

- самостоятельно выбирать, организовывать  небольшой творческий проект

-иметь первоначальный  опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирования потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества, игре и использовать накопленные знания.

4.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

I раздел - Речевая гимнастика ценическая речь) - объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией, логикой речи и орфоэпией. В этот же раздел включены игры со словом, развивающие связную образную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы. Упражнения и игры из этого раздела должны помочь детям сформировать правильное, четкое произношение, научить точно и выразительно передавать мысли автора (интонацию, логическое ударение, диапазон и силу голоса, темп речи, а также развить воображение, умение представить то, о чем говорится, расширить словарный запас, сделать их речь ярче и образнее).

Детей необходимо научить делать бесшумный вдох через нос, не поднимая плеч, и плавный, ровный, без напряжения и толчков выдох. В зависимости от поставленной задачи акцент делается то на дыхание, то на артикуляцию, то на дикцию, то на интонацию или высоту звучания.

Чтобы голос звучал свободно, необходима тренировка мышц всего речевого аппарата. В предложенной артикуляционной гимнастике использованы известные упражнения для развития мышц губ, челюсти и языка. Свобода звучания голоса непосредственно связана с положением, когда смыкание связок совпадает началом выдоха. Больше внимания нужно уделить работе над дикцией, диапазоном звучания и силой голоса, темпом речи и т.д. Все эти компоненты речи прекрасно тренируются на скороговорках и стихотворениях, без использования специальных актерских тренингов. Дети должны понять, что голос похож на музыкальный инструмент и может звучать то низко, то высоко, то постепенно повышаться, то понижаться. С разной силой голоса можно читать стихотворения от имени тех или иных сказочных героев.

С точки зрения исполнительской деятельности важно научить детей пользоваться интонациями, с помощью которых могут быть выражены разнообразные чувства. Одно и то же слово или фразу можно произнести грустно, радостно, сердито, удивленно, таинственно, восхищенно, жалобно, тревожно, презрительно, осуждающе и т. п.

Говоря с детьми о логическом ударении, надо отметить, что под ним мы подразумеваем выделение отдельных слов во фразах, определяющих ее смысл и выразительность. Когда дети поймут, что такое логическое ударение, при работе над стихотворным текстом или сценарием будущего спектакля надо будет обращать их внимание на ключевые слова в отдельных фразах предложениях, выделять их.

В раздел «Речевая гимнастика» включены творческие игры со словами. Они развивают воображение и фантазию детей, пополняют словарный запас, учат вести диалог с партнером, составлять предложения и небольшие сюжетные рассказы, необходимо связывать со специальными театральными играми (на превращение; на действия с воображаемыми предметами и т. п.)

II раздел - «Театральная игра» - подготовительный этап к репетициям спектакля, направленный на формирование в ребенке готовности к творчеству. Здесь развиваются такие качества, как внимание и наблюдательность, без которых невозможно творческое восприятие окружающего мира, воображение и фантазия, которые являются главным условием для любой творческой деятельности. Не менее важно научить ребенка ориентироваться в окружающей обстановке, развивать произвольную память и быстроту реакции, воспитывать смелость и находчивость, умение согласовывать свои действия с партнерами, активизировать мыслительный процесс в целом.

Игра помогает ребёнку сосредоточиться, снять зажимы, учит внимательно слушать друг друга, понимать смысл происходящего, отвечает на вопросы, зачем и для чего он выходит на сцену. Она направлена не столько на приобретение ребенком профессиональных умений и навыков, сколько на развитие игрового поведения, эстетического чувства, способности творчески относиться к любому делу, уметь общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях.

Все игры этого раздела условно делятся на два вида: общеразвивающие игры и специальные театральные игры (упражнения с предметами; этюды; игры на превращения; игры на действия с воображаемыми предметами или на память физических действий).

Задача театральных игр - расшевелить детей, помочь им обрести на сцене все те качества, которыми они в избытке обладают в реальной жизни. Все они строятся согласно нескольким принципам:

• игрового самочувствия;

• от простого к сложному;

• от элементарного фантазирования к созданию образа.

III раздел - «Ритмопластика» - включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей школьников, обретение ими ощущений гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений, слияние актёра с куклой.

Узнать язык своего тела ребёнку помогут занятия ритмопластикой. Ребёнок выполняет определённые упражнения, игр под музыку, потом эти же движения старается перенести куклу, пытается слиться с куклой. Не зная сначала её характер манеры говорить, он «выжимает» из неё максимум движении испытывает, на что способна данная кукла. Причём каждый раз кукла меняется; ребёнок испытывает новую куклу, знакомится с еёособенностями. Занятие ритмопластикой с куклами помогает «зажатым» детям открыться. Порой они забывают, что это кукла выделывает определённые «зигзаги удачи», а они сами! Особенно интересные пластические образы возникают под влиянием музыки. Различные по характеру и настроениям музыкальные произведения стимулируют фантазию ребенка, помогают творчески использовать пластическую выразительность. Помочь ребенку раскрепоститься и ощутить возможности своего тела, слиться с куклой можно с помощью разнообразных ритмопластических упражнений и игр. Занятия ритмопластике предполагают решение следующих задач:

• развитие двигательных способностей детей (ловкости, подвижности, гибкости, выносливости);

• развитие пластической выразительности (ритмичности, музыкальности, быстроты реакции, координации движений);

• развитие воображения (способность к пластической и импровизации с куклой).

Необходимым условием решения этих задач является умение владеть своим телом, так называемая мышечная свобода.

IV раздел. «Особенности работы кукловода (кукловождение)».

Дети знакомятся с различными видами кукол, их устройством, и понимают, что система управления куклами напрямую зависит от их конструкции. Существуют общие правила ведения кукол, которые дети отрабатывают на занятиях. Главная задача раздела - не только познакомить детей с различными видами и устройством кукол, но и добиться гармоничного слияния актёра с куклой. При отработке упражнений с куклами желательно использовать знакомые приёмы и игры для детей, в которые они уже умеют играть, тогда ребёнку легче понять смысл движений и жестов куклы. Важно, чтобы ребёнок не просто «махал» на сцене куклой, а понимал значение каждого жеста, знал основные правила работы с куклой. Тогда кукла оживёт в его руках и «заговорит» образно и выразительно.

Жесты - важное средство выразительности при работе с куклой. Ребёнок не только должен знать основные правила вождения куклы, но и применять их на практике. И ещё. Кукла может делать то, чего не может делать человек, и наоборот, человек не может делать то, что может делать кукла. Простое, но самое главное и необходимое для работы с куклой правило. Оно зависит от устройства куклы, и поэтому при работе с ней всегда надо «выжимать» максимум движений и возможностей. Например, в любом состоянии у человека действует мимика, а у куклы её нет. Зато в волшебных сказках куклы могут летать, легко превращаться в любые предметы, поворачивать голову на 180—360 градусов и вытворять всевозможные недоступные человеку движения. Необходимо показать ребёнку, что театр кукол находится в постоянном движении, и потому любой предмет может «ожить» и заговорить голосом актёра, будь то книга или шарфик. Здесь действует принцип «все может быть всем».

Ребёнок сам находит ответы на вопросы: что же такое театр кукол, в чем сила куклы?

V раздел. «Работа над кукольным спектаклем». Большое значение имеет выбор спектакля. Необходимо, чтобы он понравился не только педагогу, но и ребятам. Идёт чтение и обсуждение нескольких пьес, затем подробный разбор и анализ. Анализ пьесы помогает ребёнку лучше понять назначение каждого героя, его характер: кто герой, а кто антагонист, кто соратник, а кто объект; что они делают и для чего это необходимо; что такое конфликт, для чего он нужен. Ребёнок усваивает основную конструкцию спектакля: завязка - кульминация - развязка; экспозиция; эпилог; для чего они нужны в пьесе; какие события являются главными, а какие - промежуточными. Это помогает определить сверхзадачу, сквозные действия, жанр спектакля. Анализ пьесы помогает в создании речевой характеристики, речевого поведения персонажа. Дети определяют сквозные мотивы, вечные сюжеты и характеры, то, в какое время происходят действия в спектакле, какие приметы времени об этом говорят. Необходимо музыкальное оформление спектакля, надо подобрать готовые фонограммы, использовать различные звуки.

VI раздел. «Прикладное творчество».

После анализа пьесы идёт знакомство с понятием «декорация». Ознакомление с элементами оформления (декорации, цвет, свет, звук, шумы и т. п.) спектакля кукольного театра. Понятие о плоскостных, полуплоскостных и объёмных декорациях. Понятие о физико-технических свойствах материалов для изготовления театрального реквизита. Знакомство с технологией разработки выкроек кукол. Выбор материалов для изготовления различных частей куклы. Порядок изготовления головы куклы (куклы-девочки, зайца, волка, медведя, деда, бабушки и др.). Изготовление одежды кукол. Понятие о технологии изготовления различных кукольных персонажей.

После приступают к выбору декораций, системы кукол для спектакля. Здесь помогает метод «мозгового штурма». Дети предлагают, спорят, какой конструкцией кукол лучше пользоваться, как сделать декорации и какие. По желанию дети рисуют по очереди свои варианты декораций, кукол на доске, тут же исправляют, добавляют, доказывают, как лучше. На следующем занятии снова обсуждают, более обоснованно. Затем, придя к тому или иному варианту решения проблемы, начинают разрабатывать эскизы кукол, декораций в цвете. Эскиз даёт возможность лучше представить куклу, ее типаж, цвет, фактуру и форму костюма. Можно посмотреть литературу по истории костюма. Костюм куклы должен решаться лаконично, без лишних деталей, которых зритель может даже не заметить. Необходимо научиться видеть куклу как единое целое, как одно цветовое пятно или геометрическую форму. Цвет костюма должен гармонировать с фоном, и подбирать его надо так, чтобы кукла смотрелась, не терялась на сцене. Проверять это надо при подходящем освещении и на расстоянии. После выполнения эскизов начинается разработка выкроек, подбор материала, инструментов и приспособлений, проводится инструктаж по технике безопасности.

VII раздел. «Особенности театральной терминологии (основы театральной культуры)». Содержание этой главы знакомит детей с основными понятиями и терминологией театрального искусства, носит практический характер, то есть происходит во время игр, работы над пьесой, просмотра видеозаписей спектаклей. Нет смысла строго требовать усвоения всего материала каждым ребенком; достаточно того, чтобы дети понимали педагога, использующего театральные термины, и постепенно пополняли свой словарный запас. Знания они получают в ходе театральных игр, диалогов с педагогом и виде вопросов и ответов.

На театральных занятиях и репетициях педагог расширяет и систематизирует знания детей о театре в соответствии с их возрастом. Данная глава включает рассмотрение пяти основных тем.

Особенности театрального искусства. Необходимо объяснить детям, что театр использует и объединяет другие виды искусства - литературу, живопись, музыку, хореографию. Но главное в кукольном театре - это кукла. Можно использовать высказывание В. И. Немировича-Данченко: «Вы можете построить замечательное здание, посадить великолепных директоров и администраторов, пригласить музыкантов, и все же театр не будет; а вот выйдут на площадь три актера, постелят коврик начнут играть пьеску даже без грима и обстановки - и театр уже есть. Ибо актер - царь сцены».

На практике дети познают, что театральное искусство коллективное, так как создается усилиями всех участников творческого процесса, и, в отличие от произведений живописи, литературы, музыки, которые создаются художником единожды, театральное искусство творится каждый раз заново, в присутствии и при поддержке зрителей.

Различные виды театрального искусства. Говорить о ни можно лишь после того, как дети посмотрели видеозаписи спектаклей кукольного и драматического театров, отрывки из балетных, оперных спектаклей. Затем им предлагается поставить хорошо знакомую сказку, например «Теремок», используя такие виды театра, как кукольный, драматический, музыкальный.

Рождение спектакля. Этот подраздел предполагает формирование представлений о театральных профессиях, а также о театральном спектакле глазами актеров и зрителей.

Здесь встречается много понятий и слов, которые легче усваиваются в процессе игр и этюдов. Знакомство с такими понятиями можно начать, предложив игру «Идем в театр» или «О чем рассказала театральная программка».

Театр снаружи и изнутри. Театральное здание, как правило, отличается от жилых домов и учреждений своей архитектурой красивым фасадом, часто с лестницами и колоннами, недаром театр называют «храмом искусства». Знакомство происходит при рассматривании фотографий или иллюстраций с изображением театров (Большого, Малого, МХАТа, Музыкального детского, театра кукол).

Культура поведения в театре. Эту тему желательно рассмотреть в практической деятельности детей, используя театральные игры и этюды: «Покупка театрального билета», «О чем рассказала театральная программка», «Сегодня мы идем в театр» и др. Можно организовать выход детей в кукольный театр.

Знакомство с историей развития кукольных театров России. Здесь уместно использование Интернет - ресурсов, видеоматериалов областных фестивалей кукольных самодеятельных театров, видеозаписей телепередач.

VIII раздел. Выбор пьесы (проблемы), планирование работы.

Подготовка спектакля строится по следующей схеме:

 • выбор пьесы или инсценировки и обсуждение ее детьми;

•  деление пьесы на эпизоды и пересказ их детьми;

 • работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом;

•  поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев (если есть необходимость); создание совместно с детьми эскизов и костюмов;

•  переход к тексту пьесы, работа над эпизодами; уточнение предлагаемых обстоятельств и мотивов поведения отдельных персонажей;

•  работа над выразительностью речи и подлинностью поведения в сценических условиях; закрепление отдельных сцен;

•  репетиции отдельных картин в разных составах с деталями декораций и реквизита (можно условными), музыкальным оформлением;

 • репетиция всей пьесы целиком с элементами костюмов, реквизита и декораций; назначение ответственных за смену декораций и реквизит (этот этап должен быть самым коротким, поскольку текст дети уже знают, пластическое решение образов готово, а непосредственно действие, которое происходит на сцене, должно каждый раз «твориться» заново;

•  премьера спектакля; обсуждение со зрителями и детьми;

IX «Культура общения». Этот раздел направлен на различные формы общения между детьми, на развитие внутреннего мира ребёнка путем проведения театральных игр в непринужденной дружеской обстановке, на развитие сопереживания, умения понимать психическое состояние партнера, на развитие способности к самоуглублению, к имитации мыслей партнера, расширение эмоционального спектра личности. Задачей этого раздела является также моделирование межличностных отношений, развитие способности к адаптации» в различных ситуациях, воспитание коллективизма, социализация ребёнка. Здесь рассматриваются темы:

1- й год обучения:

• «Волшебные слова»;

• «Диалог по телефону»;

• «Ежели вы вежливы»;

• «От чего зависит настроение»;

• «Золотое правило общения»;

• «Чувство времени».

2-й год обучения:

• «Правила культуры деятельности»;

• «Веселые правила хорошего тона»;

• «Повседневный этикет»;

• «Хочу, не хочу и надо»;

3-й год обучения:

• «Аукцион достоинств»;

• «Ссоры»;

• «Как правильно общаться»;

• «Как правильно просить и отказывать»;

X «Генеральная репетиция. Спектакль.»

Подготовка помещения для презентации кукольного спектакля. Состав жюри. Установка ширмы и размещение всех исполнителей (актёров). Звуковое, цветовое и световое оформление спектакля. Установка оборудования для музыкального и светового сопровождения спектакля (имитация различных шумов и звуков). Управление светом, сменой декораций. Разбор итогов генеральной репетиции.

Практическая работа: организация и проведение спектакля; показ спектакля учащимся начальных классов, дошкольникам; участие в смотре школьных театров.

Формы работы

При проведении занятий рекомендуется использовать различные методы работы:

• словесные методы (лекция, объяснение, консультация);

• демонстративно-наглядные (показ кукол, технологий, схем и пр.);

• метод практической работы;

• репродуктивно-исследовательский;

• проблемно-поисковый;

• проектные методы (разработка проекта, моделирование ситуации, планирование деятельности, художественное конструирование);

• активные формы познавательной деятельности («мозговой штурм», защита проекта). Практическая часть — игра. Это могут быть различные направления: игра с «ожившими» предметами, с куклами, на перевоплощение, со словом; создание этюдов, постановка маленьких сценок.

Важно учить ребёнка самостоятельно анализировать пьесу, давать характеристику героев, места действия. Каждый спектакль создаётся «с нуля», поэтому большое значение придается выбору спектакля – необходимо, чтобы он понравился ребятам, тогда они работают с удовольствием и любовью.

5.Материально-техническое обеспечение программы

     Одним из непременных условий успешной реализации курса является разнообразие форм и видов работы, которые способствуют развитию творческих возможностей учащихся, ставя их в позицию активных участников. С целью создания  условий для самореализации детей используется:

  • включение в занятия игровых элементов, стимулирующих инициативу и активность детей;
  • создание благоприятных диалоговых социально-психологических условий для свободного межличностного общения;
  • моральное поощрение инициативы и творчества;
  • продуманное сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм деятельности;
  • регулирование активности и отдыха (расслабления).

     На занятиях широко применяются:

  • словесные методы обучения (рассказ, беседа, побуждающий или подводящий диалог);
  • метод наблюдений над «языком» театра, секретами создания образа, сценической речи и пр.;
  • наглядные методы обучения (работа с рисунками, картинами, просмотр пьесы, показ образца движения куклы и пр.);
  • работа с книгой (чтение литературного произведения, получение нужной информации на определённую тему).

      Ребята с удовольствием участвуют в проведении конкурсов на лучшее сочинение, загадку, сказку, рисунок, пантомиму, мини-пьесу и пр. Здесь активен каждый, он не слушатель, не сторонний наблюдатель, а непосредственный участник, вникающий во все детали работы. Соревнования обычно проводятся в занимательной форме, что гораздо более эффективно в данном возрасте, чем просто указание условий конкурса.

     Значительное место при проведении занятий занимают  театральные игры, способствующие развитию фантазии, воображения, мышления, внимания  детей, помогающие устранить телесные и  психологические зажимы, которые могут возникнуть во время выступления перед зрителями.

      Большинство игровых упражнений выполняется коллективно, часто в кругу. Все они строятся согласно нескольким принципам:

  • игрового самочувствия;
  • от простого к сложному;
  • от элементарного фантазирования к созданию образа.

      Существует большое разнообразие театральных игровых упражнений, благодаря чему педагог может подбирать и варьировать их по своему усмотрению.

     Используемая литература

  1. Альхимович С.М. Театр Петрушек в гостях у малышей. - Минск, 1969.
  2. Алянский Ю.Л. Азбука театра. - Ленинград , 1990.
  3. Баряева Л.Б. и др. Театрализованные игры-занятия с детьми с проблемами в интеллектуальном развитии. – С-П., 2001.
  4. Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. – Ярославль, 1998.
  5. Белюшкина И.Б. и др. Театр, где играют дети. – М., 2001.
  6. Винокурова Н.К. Развитие творческих способностей учащихся. – М., 1999.
  7. Караманенко Т.Н., Караманенко Ю.Г. Кукольный театр – дошкольникам. - М., 1982.
  8. Савенков А.И. Детская одарённость: развитие средствами искусства. – М., 1999.
  9.  Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр. – М., 2000.
  10. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. – Ярославль, 1997.
  11. Синицина Е.И. Умная тетрадь. – М., 1999.
  12. Субботина А.Ю. Развитие воображения у детей. – Ярославль, 1997.
  13. Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей. – Ярославль, 1998.
  14. Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей. – Ярославль, 1996.
  15.  Флинг Х. Куклы-марионетки. С-П., 2000.
  16. Черемошкина Л.В. Развитие внимания детей. – Ярославль, 1997.
  17. Черемошкина Л.В. Развитие памяти детей. – Ярославль, 1997.

18.Изготовление реквизита в кукольном театре. — М., 1979. Михеева    Л. Н.      Молодёжный    любительский    театр    / Л. Н. Михеева. — М., 2006.

19. Наш школьный кукольный театр. — М., 1978.

С.А.Прибыловская. Школьный кукольный театр.

                                                                                    Приложения

Примеры театральных игр

  1. «Существительное – прилагательное». Группа делится пополам. Участники садятся друг против друга, на некотором расстоянии. Члены первой команды по очереди бросают небольшой мяч соперникам. При броске каждый называет любое существительное. Ребёнок, поймавший мяч, бросает его участнику другой команды, называя при этом подходящее по смыслу прилагательное. Например: «Солнце – хрустальное». Важно не правильно ответить, а придумать первый возникший образ. В дальнейшем игра усложняется. Используется литературный материал, литературные образы, что помогает детям разобраться в своём отношении к персонажам, «вскрыть» их внутренний мир. Например: «Муми мама – тёплая».
  2. «Звучащие игрушки». Все участники игры равномерно распределяются по пространству помещения, выбирают для себя воображаемую звучащую игрушку: погремушку, машинку, пищалку и пр., садятся на пол. У каждого игрушка со своим звуком. По команде ведущего играющие «превращаются» в маленьких детей. Их задача заключается в том, чтобы, воспроизводя звучание своего инструмента, доползти, как это делают малыши, до ближайшего  соседа и обменяться с ним игрушками. Главная задача этого упражнения – развитие актёрской смелости.
  3. «Конкурс инсценированной песни». Дети делятся на команды. Каждая команда выбирает песню на определённую тематику и на фоне музыки и слов песни, инсценирует её. Получается маленький музыкально-пластический спектакль.

      Обязательный элемент каждого занятия - этюдный тренаж. Этюдный тренаж – это своеобразная школа, в которой дети постигают азы сценического мастерства, основы кукловождения. Это работа актёра над собой. Она помогает развить память, внимание, воображение детей, их умение двигаться на сцене (ширме), общаться с партнёрами. Прежде, чем начать работу над этюдом, детям предлагается поиграть с куклой, подержать её в руках, попытаться «оживить».

     Этюдный тренаж включает в себя:

  1. этюды (упражнения) на развитие внимания;
  2. этюды на развитие памяти;
  3. этюды на развитие воображения;
  4. этюды на развитие мышления;
  5. этюды на выражении эмоций;
  6. этюды по развитию сценической речи («разогрев суставов»; дыхательные комплексы; артикуляционная гимнастика; упражнения по активному использованию междометий, слов, фраз, стихов, поговорок; упражнения на развитие диапазона голоса);
  7. этюды на выразительность жеста;
  8. этюды на воспроизведение отдельных черт характера;
  9. этюды на отработку движений кукол различных видов.

     Театр не может существовать без творчества, поэтому на занятиях кукольного кружка большая роль отводится импровизации. Импровизация позволяет уйти от рутинного труда, от зубрёжки, от необходимости заучивать реплики, позы, движения. Творческий подход к работе с младшими школьниками  даёт возможность развивать одновременно всех детей, независимо от уровня их подготовленности.  Каждый ребёнок имеет возможность импровизировать индивидуально, так как он умеет. Например, при создании танцевальной характеристики Снежной Королевы у одних девочек танец получился ярче, выразительнее, менее подготовленные дети стремились им подражать, используя в своей импровизации то, что им понравилось. Такими общими усилиями рождалась танцевальная характеристика персонажа.

    Для организации кукольного театра используются куклы разных систем, начиная с самых простых в управлении:

  • картинки – куклы ;
  • куклы-перчатки;
  • тростевые куклы;
  • куклы-марионетки;

     В репертуар кукольного театра включены:

  • инсценировки литературных произведений для детей младшего школьного возраста;
  • адаптированные к условиям школьного кукольного театра готовые пьесы;

     При выборе репертуара театра кукол учитываются интересы, возрастные особенности детей, их развитие. Пьесы должны быть увлекательными, развивающими фантазию и творческие способности ребёнка, способствующими формированию положительных черт характера школьника. Предложенный в программе репертуар на каждый год обучения может изменяться. Любой педагог имеет возможность его варьировать по своему усмотрению, опираясь при этом на интересы и возможности конкретного коллектива детей.

     Музыка – неотъемлемая часть кукольного спектакля, она усиливает его эмоциональное восприятие. Выбор песни и музыки определяется содержанием спектакля.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я - исследователь" 2 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности «я – исследователь» (2 класс) составлена на основе авторской программы курса А. И. Савенкова «Я – исследователь» -  Программы внеурочной деятельности....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мир профессий" 2 класс

Перед младшими школьниками не стоит проблема выбора профессии. Но поскольку профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, то младший школьный возраст м...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юный исследователь" 2 класс

Программа по внеурочной деятельности «Юный исследователь» рассчитана на 1 год и включает в себя 34 учебных часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю....

Авторская рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательная математика" 1 класс

Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о пробл...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательная математика", 1 класс

Рабочая программа кружка "Занимательная математика" соответствует ФГОС...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Волшебный клубок" 1 класс

Рабочая программа создана для организации внеурочной деятельности младших школьников первого года обучения и рассчитана на 34 часа в год...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Риторика" для 1 класс

Пояснительная записка и тематическое планирование по внеурочной деятельности . Курс "Риторика"...