Доклад "Вариативность специальных образовательных условий для детей с РАС при обучении в общеобразовательном учреждении "
консультация (1 класс) на тему

Рассмотрены: способы адаптации образовательной среды для детей с РАС; адаптационный период; зонирование пространства; индивидуальная маркировка; визуальное расписание; система визуальных подсказок; система поощрений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx23.52 КБ

Предварительный просмотр:

ОГКОУ «Школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья №89»

Доклад на тему:

«Вариативность специальных образовательных условий

 для детей с РАС

при обучении в общеобразовательном учреждении.»

                                                      Выполнила: учитель начальных классов

                                                      Стрыгина Т.В.

                              г. Ульяновск, декабрь 2015г.

Слайд 1.Добрый день, уважаемые гости. Я работаю учителем начальных классов с детьми с РАС. Тема моего Доклада: «Вариативность специальных образовательных условий для детей с РАС при обучении в общеобразовательном учреждении.»

Слайд 2. Наши специалисты обучались в Школе «Кошёнкин луг» Центра психолого-медико-социального  сопровождения детей и подростков, которая является структурным подразделением ГБОУ ВПО  Московского Городского Психолого-Педагогического Университета

Руководитель курса: Хаустов Артур Валерьевич, кандидат психологических наук, учитель-дефектолог.

- Во время обучения нам показали эффективные программы для детей с аутизмом различной степени выраженности. 

- Увидели, как работают учителя начальной школы, где целью работы является поэтапный перевод детей с индивидуальной формы обучения на классно-урочную.

Обучение в этой школе сочетается с коррекционной работой, которую проводят специалисты разного профиля: педагоги-психологи, учителя-дефектологи, учителя-логопеды, педагоги дополнительного образования (студии: музыки, театра, рисования, лепки, домоводства, плавания, ЛФК).

В дальнейшем наши педагоги- специалисты поделятся своими полученными знаниями и опытом.  

Слайд 3. Посмотрев на это фото, каждый спросит: «Что это?» Когда мы едем очень быстро, мы многое не успеваем не то чтобы рассмотреть, но и увидеть. В результате в голове возникает страх. Вот так видит и чувствует мир наш ребенок.

Слайд 4. Ожидая такого ребенка в садике, в школе мы заранее должны подготовиться и знать его особенности, чтобы использовать определенные способы адаптации в образовательной среде. В данной таблице указаны главные особенности ребенка и пути их разрешения. В нашей школе было так…

Мы знаем, что у ребенка есть трудности в переработки информации, значит нам необходимо его заранее готовить в образовательное учреждение (показать фото школы дома; гулять около школы; зайти в школу:знакомиться с гардеробом, кабинетом, столовой и т.д).

Мы знаем, что у детей отсутствует мотивация к посещению образовательного учреждения, тогда мы должны с родителями подумать, как обеспечить сенсорный и эмоциональный комфорт ребенка (это может быть любимая деятельность ребенка, это сладости, это аутостимуляция и т.д.)

Мы знаем, что ребенку трудно ориентироваться в пространстве, мы должны наклеить везде, где будет ребенок ориентировочные подсказки (это могут быть слова, картинки, схемы).

Мы знаем, что у детишек отсутствует речь, существуют трудности в коммуникации, должны детям сделать подсказки в виде картинок или фото, например, как и когда нужно приветствовать, прощаться и.д.; научить пользоваться коммуникативной доской (ребенок может общаться при помощи картинок, соотнося реальные предметы с рисунком, мы будем знать, чего хочется  ребенку).

Мы знаем, что у детей имеются поведенческие трудности, мы должны наклеить картинки, например, как пользоваться кулером, правила поведения в туалете и т.д.

Мы знаем, что  детишки трудно усваивают последовательность событий и для решения этой особенности мы должны в школе, а родители - дома, подготовить наглядное расписание режима дня, если занятия, то каждого этапа занятия.

Слайд 5. Все эти особенности нужно учитывать,  начиная с адаптационного периода.

Сроки адаптационного периода у всех детей проходят по разному, кому-то нужен год, кому-то больше)

При организации занятий используются адаптивные образовательные программы,  разработанные в соответствии с рекомендациями ЦПМПК.

Следует обязательно обратить  внимание на поведение ребенка, возможно потребуется:

-  дозировать нагрузку (предвидеть ситуацию и менять по обстановке);

-  наличие помощи тьютора;

-  изменить режим посещения занятий (наши дети посещают столовую отдельно от других детей);

 количество уроков увеличивается постепенно и индивидуально;

планируется постепенное включение детей в общественные  мероприятия;

Слайд 6-7. Для помощи детям пространство нужно зонировать, разделить по функциям при помощи оборудования, двери и т. д. Каждый вид деятельности должен проходить в определенной зоне при минимальном материале на стене. Обязательно должны быть: учебная, сенсорная зона; зона отдыха.

Слайд 8. Для  детей мы ввели маркировку вещей. Они должны знать, где находятся их вещи;  должны уметь их использовать по назначению.

Слайд 9-10. Чтобы использовать их по назначению, дети должны видеть, на каком этапе ими можно воспользоваться. Для этого мы и родители дома делаем визуальное расписание. В котором ребенок видит, что он будет делать, в каком порядке в течение дня, в течение недели, где в результате ребенок обязательно должен увидеть и получить поощрение (или пакетиком пошуршать, книжку полистать..). Количество заданий может со временем увеличиваться, обязательно нужно соблюдать последовательность и выполнение заданий, даже если осталось совсем мало времени (каждого этапа по чуть-чуть , но выполнить). Мы можем использовать разнообразные расписания, там могут быть фото, картинки, названия предметов, выполнение действий, схемы.

Слайд 11-12-13-14. При выполнении расписания или какой- либо задачи поставленной перед ребенком мы должны обязательнопоказать как это нужно сделать, ребенок должен повторить (возможна помощь учителя) и ребенок должен показать самостоятельно, а со временем меняя место и ситуацию. Для этого мы используем визуальные подсказки: правила поведения на уроке (перемене), переодевание на физкультуру и т.д.

Слайд 15. После каждого выполненного, а в последующем за ряд выполненных заданий дается то, что очень любит ребенок. Это могут быть сладости, потом жетоны, а потом остается «молодец». Ребенка нужно поощрять и хвалить всегда, за самое простое движение. Ребенок сам Вам сказал: «Пока» или показал «пока» в определенной нужной ситуации- это важный этап его жизни. Он «Молодец». Потому что он сделал осознанно и сам.

Слайд 16. Для того чтобы детям было интересно, эмоционально  мы стараемся использовать максимум разных технических средств: планшеты, компьютеры, диктофон, часы с таймером и т.д.

Слайд 17-18. Учебные пособия, учебники: матем. Алышева, букварь Воронкова, развитие речи Худенко.

Слайд 19-20. Учебники, учебные пособия мы применяем индивидуально к каждому ребенку отдельно, это зависит от того что более развито. Например, развита у ребенка крупная моторика и самообслуживание, значит, чтобы повысить коммуникацию, восприятие, познавательную деятельность комплекс заданий будет разработан, используя те навыки, с которыми ребенок хорошо справляется. Чтобы на выходе каждого вида деятельности ребенок получал положительные эмоции.

Слайд 21. Если мы будем терпимее, будем любить наших детей, если будем одной семьей: это администрация, специалисты, родители и цель одна « Максимально социализировать ребенка», то для ребенка такого страха, как на картинке не будет.

Литература и материал:

из опыта работ Красносельская Е.Л., учитель-дефектолог, ЦПМССДиП

из опыта работ Хаустова И.М., учитель-дефектолог, ЦПМССДиП

из опыта работы АНО «Центр реабилитации инвалидов детства «Наш Солнечный Мир» Шпицберг И.Л.

из опыта работы Гончаренко Мария , учитель начальных классов 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Расписание уроков для первоклассников с учётом санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях.

Расписание уроков для первоклассников с  использованием «ступенчатого» режима обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре - по 3 урока в день по 35 минут каждый, вноябре-декабре – по 4 урока...

Требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях для начальной школы.

Материал содержит санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях для начальной школы....

Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях

Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях...

Создание специальных условий, для детей с нарушением зрения, в условиях общеобразовательной начальной школы.

Нарушение зрительного анализатора затрудняет получение и понимание детьми информации об окружающей его действительности, вследствие чего у школьника обнаруживается значительный дефицит словарного запа...