Статья "Сказка в работе учителя начальных классов."
статья по теме

В статье рассматривается сказка как средство воспитания и развития ребенка. Авторы делают вывод о необходимости использования сказок в работе с учащимися начальной школы. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Гладких С.В., учитель начальных классов,

Чухлебова Т.В., учитель начальных классов,

МКОУ Скнаровская ООШ,

с. Скнаровка,

Кантемировский район,  Воронежская область

Сказка  в работе учителя начальных классов

Аннотация: В статье рассматривается сказка как средство воспитания и развития ребенка. Авторы делают вывод о необходимости использования сказок в работе с учащимися начальной школы.

Ключевые слова: сказка в педагогике успеха, сказка как средство воспитания,  сельская школа.

Сказка сопровождает жизнь ребенка с раннего детства и остается с ним на всю жизнь. Именно со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих ценностей и взаимоотношений. Порой правильно и вовремя рассказанная сказка может послужить стимулом к дальнейшим успехам ребенка.

В «Словаре русского языка» Евгеньевой А.П. сказка определяется, «во-первых, как повествовательное произведение устного народного творчества о вымышленных событиях, лицах (обычно с участием волшебных сил), во-вторых, как выдумка, неправда, небылица» [2; 102]

Театральные спектакли, кино, мультфильмы – это форматы новых сказок, в которых язык метафоры и захватывающий сюжет показаны в новых красках. Сказки – это  не только народные или авторские рассказы. Сказки – повсюду в нашей культуре, если присмотреться… [4; 15]

Сказки расширяют детский кругозор и знания, дают понять, что кроме реального существует волшебный мир разнообразных приключений. Именно через сказки, не подверженные влиянию современной цивилизации, ребёнок получает представления о человеке, ситуациях нравственного выбора, способах решения возникающих в жизни проблем. При этом сказка остается одним из самых доступных средств развития личности ребенка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители. Бабушки через сказки образовывали и воспитывали своих внуков. Погружение в сказку – это особая ситуация успеха, переживаемая ребенком вместе с героями.

Сказка позволяет через сюжет и композицию, особые художественные образы воспитывать ненавязчиво, формировать отношение к добру и злу, прекрасному и безобразному. И это воспитание будет эффективным,  если сказка будет интересной и захватывающей, понятной и волнующей.

Теория сказки базируется на идеях социальных ценностей. В символической форме сказка содержит информацию о социальных ролях человека и его социальном поведении. Сказка является, может быть, самой устойчивой, стабильной формой передачи данных, информации в культуре. Она передает социальный опыт не только своих предков, но и социальный опыт, накопленный целым народом. Поэтому так важны народные сказки, которые несут народную мудрость и остаются в памяти надолго. Русская народная сказка на примере идеала мужчины и женщины, их отношений формирует представления детей о семье, семейных ценностях и традициях.

О глубинном смысле сказок пишет И.В. Вачков: «Сказки являются символическим отражением древнейших ритуалов, важнейшим из которых можно назвать инициацию: преодолевая различные трудности, препятствия и проблемы, человек (герой) получает возможность перейти на иной качественный уровень, он превращается во взрослого» [1].

«В сущности, все сказочное наследие – это Учебник Жизни, путеводитель по различным жизненным испытаниям, сокровищница стратегий разрешения сложных ситуаций. Через сказки, притчи, мифы и легенды нам передается  информация о скрытых уроках жизни» [3;18-19].

Сказка используется и для коррекционной работы с ребенком. Для каждого конкретного случая педагогами либо подбираются, либо специально сочиняются соответствующие сказки.

Сказка, как средство воспитания и формирования социального опыта личности, является наиболее актуальной для детей дошкольного и младшего школьного возраста. В этот период дети лучше воспринимают социальные нормы поведения и устои общества именно через сказку. Для ребенка сказка является проводником во «взрослую» жизнь, полную новых открытий, трудностей, жизнь с ее порой строгими нравственными законами; сказочные уроки становятся первой «школой жизни», а действия героев – мерой добра и зла и путеводной нитью, выводящей на самостоятельное принятие решений. Сказка состоит из  ярких, эмоциональных образов, которые ребенок очень легко воспринимает, так как он мыслит преимущественно  образами.

Ребенку нужно, чтобы все его страхи были персонифицированы. Лучше, если они будут представлены в виде образов: драконы, страшные чудовища и злые ведьмы в сказках олицетворяют трудности, проблемы, которые необходимо пройти. Разрешение этих сказочных конфликтов способствует преодолению страха – ведь образность сказок подсказывает ребенку возможность победы над собственной боязливостью.

Сказка для ребенка может значить столько же, сколько помощь психолога для взрослого. Отличие здесь в том, что ребенок может и не делать выводы вслух, от него этого не требуется. Сказка работает уже на подсознательном уровне.

В сельской школе использованию сказок в учебно-воспитательном процессе по-прежнему уделяется большое внимание. Эта работа проходит успешно и позволяет рассказывать детям важные вещи доступным для них языком и с использованием художественных образов. Дети знают и любят сказки, которые им рассказывают старшие члены семьи: бабушки, дедушки, прабабушки, мамы, тети, старшие братья и сестры.

Большой популярностью у педагогов пользуются различные формы работы на основе сказок и сказочных сюжетов. Это и постановка сказок и сказочных сценок, и участие сказочных героев в различных мероприятиях, это сочинение сказок, диалоги со сказочными героями, чтение сказок в лицах, викторины, творческие конкурсы, изготовление сказочных кукол и костюмов, сказочный интерьер помещений, использование сказочного реквизита в работе (сундуки, волшебные книги, волшебные палочки и др.)

Конечно, современные дети предпочитают смотреть сказки по телевизору, сельские дети любят слушать сказки. Задача учителя – научить ребенка читать сказки, поскольку именно чтение сказок развивает воображение, речь, способность к анализу различных жизненных ситуаций. Не секрет, что сказка на экране отличается от сказки, которая легла в основу экранного произведения и порой глубокие мысли и выводы сказочника остаются непонятыми детьми. Поэтому учитель стремится познакомить детей с первоисточником, с книгой, устным рассказом сказки и, главное, предлагает детям подумать над тем, чему учит та или иная сказка человека.

Сказки позволяют воспитывать ребенка в лучших традициях народной культуры, укрепляют веру ребенка в себя, позволяют ребенку прожить и пережить вместе с героем испытания и ситуацию успеха.

                                                               Литература

  1. Вачков И.В. Сказкотерапия в работе детского психолога / И.В. Вачков // Современное дошкольное образование. Теория и практика. - 2008. - №4.
  2. Евгеньева А.П. Словарь русского языка / А. П. Евгеньева. - М.: Русский язык, 1999.
  3. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. - СПб.: Златоуст, 1998. - 352 с.
  4. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Тайный шифр женских сказок / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. - Спб.: Речь, 2014. - 160 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческого потенциала учащихся начальных классов на уроках и во внеурочное время. Из опыта работы учителя начальных классов МБОУ «Ижевская средняя общеобразовательная школа» Зиганшиной Зинаиды Николаевны.

Актуальность темы основывается на решении следующих проблем:снижение общей культуры учащихся, грамотности, интереса к учёбе, к чтению;отсутствие нравственного ориентира;заниженная самооценка уча...

Психолого-педагогическое сопровождение введения ФГОС в 1-2 классах начальной школы. Из опыта работы учителя начальных классов Щербаковой Татьяны Геннадьевны.

 Так как результаты деятельности учителя предполагают оценку качества образования по ряду обязательных критериев, необходим мониторинг УУД у учащихся начальной школы. В презентации предста...

Презентация на тему: "Работа над мелкой моторикой рук в начальной школе Из опыта работы учителя начальных классов «МАОУ СОШ №1 с. Александровское,Александровского района Томской области» Гагиной Ольги Борисовны — Транслит презентации:

Презентация на тему: "Работа над мелкой моторикой рук в начальной школе Из опыта работы учителя начальных классов «МАОУ  СОШ  №1 с. Александровское,Александровского района Томской обла...

"Формы и методы работы классного руководителя с родителями и учащимися с ОВЗ в начальной общеобразовательной школе". Из опыта работы учителя начальных классов ГБОУ ООШ №21 Деминой Наталии Викторовны.

Эффективность воспитания ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от ...

Устная работа на уроках математики в начальной школе Из опыта работы учителя начальных классов Паршиной Т. П.

  В методическом пособии «Математика» А.Л. Чекина говорится о том, что предлагаемый начальный курс математики призван не только  «ввести» ребёнка в абстрактный мир математических поня...

Сообщение на МО учителей начальных классов "Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в работе учителя начальных классов"

Использование компьютерных технологий – это необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования.«Компьютерные технологии призваны в настоящий момент стать не дополнительным «довеск...

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ «Инновационные образовательные технологии в работе учителя начальных классов. Использование современных информационных технологий на уроках в начальной школе»

     Основная цель обучения в начальной школе – научить каждого ребенка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огром...