Рабочая программа "Подвижные игры" 1-4 классы
рабочая программа (3 класс) на тему

подвижные игры

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podvizhnye_igry.docx50.62 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

по

Внеурочной деятельности в начальной школе

«ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ»

На 2014-2015 учебный год

Учитель: Губарева Л.П.

Содержание

  1. Пояснительная записка

  2. Содержание программы

  3. Описание места кружка в учебном плане

  4.  Описание ценностных ориентиров содержания

  5.  Тематическое планирование

  6. Методические рекомендации

  7. Личностные, метапредметныеи предметные результаты

  8. Планируемый результат

  9. Список литературы

  10.  Календарно – тематическое планирование

Пояснительная записка

Программа разработана на основе методических рекомендаций и примерной программы по организации внеурочной деятельности обучающихся начальной школы  (М., Просвещение, 2010 г.)

        Образовательный процесс в современной школе постоянно усложняется, и это требует от обучающихся значительного умственного и нервно-психического напряжения. Доказано, что успешность адаптации к новым условиям обеспечивается, помимо других важных факторов, определенным уровнем физиологической зрелости детей, что предполагает хорошее здоровье и физическое развитие, оптимальное состояние центральной нервной системы и функций организма, определенный уровень сформированности двигательных навыков и развития физических качеств. Это дает возможность выдерживать достаточно серьезные психофизические нагрузки, связанные со школьным режимом и новыми условиями жизнедеятельности.

    Однако невысокий уровень здоровья и общего физического развития многих детей, поступающих в первый класс, дальнейшее его снижение в процессе обучения представляют сегодня серьезную проблему.

У многих первоклассников наблюдается низкая двигательная активность, широкий спектр функциональных отклонений в развитии опорно-двигательного аппарата, дыхательной, сердечно - сосудистой, эндокринной и нервной систем, желудочно-кишечного тракта и др.

Детский организм по своим анатомо-физиологическим особенностям более чувствителен к неблагоприятным влияниям окружающей среды, а потому нуждается в таких внешних условиях обучения и воспитания, которые исключили бы возможность вредных влияний и способствовали бы укреплению здоровья, улучшению физического развития, повышению успешности учебной деятельности и общей работоспособности.

В связи с этим обязательная оздоровительная направленность коррекционно-развивающего образовательного процесса должна быть напрямую связана с возможностями игры, которыми она располагает как средством адаптации младших школьников к новому режиму. Игра способна в значительной степени обогатить и закрепить двигательный опыт детей и минимизировать те негативные моменты, которые имелись в их предшествующем физическом развитии и/или продолжают существовать. Результативно это может происходить только в том случае, если педагог хорошо знает индивидуальные особенности и потребности физического развития своих учеников, владеет рациональной технологией «встраивания» разнообразных подвижных, спортивных игр в режим жизнедеятельности младшего обучающегося и обладает широким арсеналом приемов использования их адаптационного, оздоровительно-развивающего и коррекционного потенциала.

Содержание программы

Программа предусматривает задания, упражнения, игры на формирование коммуникативных, двигательных навыков, развитие физических навыков. Это способствует появлению желания общению с другими людьми, занятиями спортом, интеллектуальными видами деятельности. Формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.

В процессе игры дети учатся выполнять определенный алгоритм заданий, игровых ситуаций, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем выполнение алгоритма – это возможность научить обучающегося автоматически выполнять действия, подчиненные какому-то алгоритму.

Игры – это не только важное средство воспитания, значение их  шире – это неотъемлемая часть любой национальной культуры. В «Подвижные игры» вошли: народные игры, распространенные в России в последнее столетие, интеллектуальные игры, игры на развитие психических процессов, таких как: внимание, память, мышление, восприятие и т.д.  Они помогают всестороннему развитию подрастающего поколения, способствуют развитию физических сил и психологических качеств, выработке таких свойств, как быстрота реакции, ловкость, сообразительность и выносливость, внимание, память, смелость, коллективизм. Некоторые игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами.

Место кружка в учебном плане.

Программа рассчитана на 33-1 кл, 34-2-4кл часа в год с проведением занятий 1 раз внеделю, продолжительность занятия 40-45 минут. Содержание кружка отвечает требованию к организации внеурочной деятельности. Подбор игр и заданий отражает реальную физическую, умственную подготовку детей, содержит полезную и любопытную информацию, способную  дать простор воображению.

Ценностными ориентирами содержанияданного кружка являются:

– формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;

– формирование физических, интеллектуальных умений, связанных с выбором алгоритма действия,

– развитие познавательной активности и самостоятельности обучающихся;

– привлечение обучающихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.

Цель программы: удовлетворить потребность младших школьников в движении, стабилизировать эмоции, научить владеть своим телом, развить физические, умственные и творческие способности, нравственные качества.

Основными задачами данного курса являются:

  • укрепление здоровья обучающихся посредством развития физических качеств;
  • развитие двигательных реакций, точности движения, ловкости;
  • развитие сообразительности, творческого воображения;
  • развитие коммуникативных умений;
  • воспитание внимания, культуры поведения;
  • создание проблемных ситуаций, активизация творческого отношения обучающихся к себе;
  • обучить умению работать индивидуально и в группе,
  • развить природные задатки  и способности детей;
  • развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказание помощи тем, кто в ней нуждается.
  • развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности;

Тематическое планирование 1 класса

Разделы

Кол-во часов

1

Русские народные игры

8

2

Подвижные игры

17

3

Эстафеты

8

итого

33

Разделы

Кол-во часов

1

Русские народные игры

11

2

Подвижные игры

8

3

Эстафеты

8

4

Игры народов России

7

итого

34

Тематическое планирование 2 класса

Тематическое планирование 3 класса

Разделы

Кол-во часов

1

Русские народные игры

11

2

Эстафеты

6

3

Игры народов России

17

итого

34

Тематическое планирование 4 класс

Разделы

Кол-во часов

1

Русские народные игры

19

2

Эстафеты

8

3

Игры народов России

7

итого

34

Методические рекомендации

  1. Простые и усложненные игры-догонялки, в которых одним приходится убегать, а другим догонять убегающих. Догонялки имеют много разновидностей, начиная от простых салок и кончая сложными салками, разные условия и разные правила.
  2. Игры-поиски. Игры, направленные на развитие координации, скорости движения, умения соблюдать правила. Эмоциональный тонус игры способствует отдыху участников после работы не только интеллектуальной, но и физической, поскольку в процессе игры активизируются иные центры нервной системы и отдыхают у томленные центры.
  3. Игры с быстрым нахождением своего места . В этот раздел входят игры, в которых играющие по сигналу разбегаются и затем по новому сигналу должны быстро найти себе место (старое или новое). Эти игры развивают быстроту реакции, сообразительность, вырабатывают способность ориентироваться в пространстве.

Весь материал разделяется на отдельные разделы:

  1. раздел - «Русские народные игры», изучается с 1-го по 4-й
    класс.
  2. раздел - «Игры народов России», изучается со 2 по 4-й класс.
  3. раздел - «Подвижные игры», изучается в 1-х и 2-х классах.
  4. раздел - «Эстафеты», изучается в 1-4-х классах.

Такое распределение изучения игр позволяет учителю следовать от простого к сложному, а детям - знакомиться с играми, которые соответствуют их возрастным способностям. Детям 6-7 лет присуще постоянно находиться в движении, поэтому учебный материал в этих классах простой и легко запоминающийся. Он позволяет детям удовлетворить их потребность в движении. А вот для обучающихся 8-10 лет, помимо движения, нужен еще и занимательный материал. Знакомясь с историей и играмиразличных народов, они не только развиваются физически, но еще и развивают свой кругозор.

Мы должны стремиться к тому, чтобы сделать из детей не атлетов, акробатов или людей спорта, а лишь здоровых, уравновешенных физически и нравственно людей.

цели изучения по каждому разделу

«Русские народные игры»

Цели: провести знакомство с играми своего народа, развивать физические способности детей, координацию движений, силу и ловкость. Воспитывать уважительное отношение к культуре родной страны.

На первом занятии проводится знакомство с историей русской игры.

«Игры народов России»

Цели: познакомить с разнообразием игр различных народов, проживающих в России. Развивать силу, ловкость и физические способности. Воспитывать толерантность при общении в коллективе.

«Подвижные игры»

Цели: совершенствовать координацию движений. Развивать быстроту реакции, сообразительность, внимание, умение действовать в коллективе. Воспитывать инициативу, культуру поведения, творческий подход к игре.

 «Эстафеты»

Цели: познакомить с правилами эстафет. Развивать быстроту реакций, внимание, навыки передвижения. Воспитывать чувства коллективизма и ответственности

Личностнымирезультатами кружка «Подвижные игры»

являютсяследующиеумения:

оцениватьпоступки людей, жизненныеситуациисточкизренияобщепринятыхнормиценностей;оцениватьконкретныепоступкикакхорошиеили плохие;

выражатьсвоиэмоции;

пониматьэмоциидругих людей, сочувствовать,сопереживать;

Метапредметнымирезультатамикружка «Подвижные игры»

являетсяформированиеуниверсальныхучебныхдействий(УУД).

  • РегулятивныеУУД:
  • определять иформироватьцель деятельности спомощьюучителя;
  • проговариватьпоследовательностьдействийво время занятия;
  • учитьсяработатьпоопределенному алгоритму
  • ПознавательныеУУД:
  • умение делатьвыводыврезультатесовместнойработыклассаиучителя;
  • КоммуникативныеУУД:
  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
  • постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
  • разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
  • управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий;
  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.
  • сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;

Формы занятий:

Занятия полностью построены на игровых обучающих ситуациях с использованием спортивного инвентаря и без него.                                                  

Режим занятий:

В 1-4 классах начальной школы занятия продолжительностью 40-45 минут проводятся 1 раз в неделю в группах не более 15-ти детей, но и не менее 8-ми.

Планируемый результат:

-у выпускника начальной школы выработается потребность к систематическим занятиям физическими упражнениями и подвижными играми;

- сформировано начальное представление о культуре движении;    

- младшийобучающийся сознательно применяет физические упражнения для повышения        работоспособности, организации отдыха и укрепления  здоровья;

-обобщение и углубление знаний об истории, культуре народных игр;

- умение работать в коллективе.

Список литературы.

  1. «Образовательная система «Школа 2100» федеральный государственный образовательный стандарт, Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Книга2. Программа отдельных предметов для начальной школы /Под науч. ред. Д.И. Фельдштейна- изд. 2-е, испр.- М.: Баласс, 2011.- 432с.
  2. Подвижные игры и физминутки в начальной школе. Методическое пособие / О.А. Степанова. - М.: Баласс, 2012. - С. 128. Образовательная система «Школа 2100», серия «Методическая библиотека учителя
    начальной        школы».
  3. Примерные программы по учебным предметам. П76 Физическая культура. 1-4 классы: проект. – 3 – е изд. – М.: Просвещение, 2011.- 61с. – Стандарты второго поколения.
  4. Спортивно-оздоровительные мероприятия в школе  Дни здоровья, спортивные праздники, конкурсы /авт.-сост. О.В. Белоножкина и др. Учитель 2007-173с.
  5. Справочник учителя физической культуры /Авт.- сост. П.А. Киселев, С.Б. Киселева – Волгоград: Учитель, 2011.- 251 с.
  6. Физическая культура. 1 – 4 классы. Методические рекомендации для учителя. Егоров Б.Б., Пересадина Ю.Е. , Цандыков В.Э. – М.: Баласс, 2012.-128с.
  7. Физическая культура: учебное пособие /В.Л. Мустаев; под научной редакцией Н.А. Заруба, консультант по методике Л.А. Коровина. – Кемерово: изд-во КРИПКиПРО, 2008.- 140с.
  8. Физическая культура. Учебник для начальной школы. Книга 1/авт. Егоров Б.Б., Пересадин Ю.Е – М.: Баласс, 2012.-80с.
  9. Физическая культура. Учебник для начальной школы. Книга 2 /авт. Егоров Б.Б., Пересадин Ю.Е – М.: Баласс, 2011.-80с.
  10. Физическая культура. Входные и итоговые проверочные работы: 1-4 классы / Авт.- сост. В.Н. Верхлин, К.А. Воронцов.- М.:ВАКО, 2011.- 48с.-Контрольно -измерительные материалы

Календарно - тематическое планирование

кружка «Подвижные игры»

1-й класс (33 часа)

п/п

Тема занятия

Кол-во

часов

Дата

1

Гуси-лебеди

1

2

У медведя во бору

1

3

Филин и пташки

1

4

Палочка- выручалочка

1

5

Блуждающий мяч

1

6

Классики

1

7

Ловишка в кругу

1

8

Пчелки и ласточки

1

9

К своим флажкам

1

10

Кот идет

1

11

Северный и южный ветер

1

12

Соревнования скороходов

1

13

Колдунчики

1

14

Аисты

1

15

Пчелы и медведи

1

16

Хитрая лиса

1

17

Ловишки с приседаниями

1

18

Переправа с досками

1

19

Туннель

1

20

Собери урожай

1

21

На погрузке арбузов

1

22

Принеси мяч

1

23

Успей перебежать

1

24

С мячом

1

25

Весёлые старты

1

26

Совушка

1

27

Мышеловка

1

28

Пустое место

1

29

Карусель

1

30

Кто быстрее?

1

31

Конники-спортсмены

1

32

Лягушата и цыплята

1

33

Карлики и великаны

1

Календарно - тематическое планирование

кружка «Подвижные игры»

2-й класс (34 часа)

п/п

Тема занятия

Кол-во

часов

Дата

1

Русская народная игра «Жмурки»

1

2

Русская народная игра «Кот и мышь»

1

3

Русская народная игра «Горелки»

1

4

Русская народная игра «Салки»

1

5

Русская народная игра «Пятнашки»

1

6

Русская народная игра «Охотники и зайцы»

1

7

Русская народная игра «Фанты»

1

8

Русская народная игра «Ловушки с приседаниями»

1

9

Русская народная игра «Волк»

1

10

Русская народная игра «Птицелов»

1

11

Подвижная игра «Совушка»

1

12

Подвижная игра «Мышеловка»

1

13

Подвижная игра «Пустое место»

1

14

Подвижная игра «Карусель»

1

15

Подвижная игра «Кто быстрее?»

1

16

Подвижная игра «Конники-спортсмены»

1

17

Подвижная игра «Лягушата и цыплята»

1

18

Подвижная игра «Карлики и великаны»

1

19

Эстафета «Передача мяча»

1

20

Эстафета «С мячом»

1

21

Эстафета зверей

1

22

Эстафета «Быстрые и ловкие»

1

23

Эстафета «Вызов номеров»

1

24

Эстафета по кругу

1

25

Эстафета с обручем

1

26

Эстафета со скакалкой

1

27

Русская народная игра «Гори, гори ясно!»

1

28

Башкирские народные игры «Юрта», «Медный пень»

1

29

Бурятская народная игра «Ищем палочку»

1

30

Дагестанские народные игры «Выбей из круга», «Подними платок»

1

31

Марийская народная игра «Катание мяча»

1

32

Татарская народная игра «Серый волк»

1

33

Якутские народные игры «Сокол и лиса», «Пятнашки»

1

34

Чувашская игра «Рыбки

1

Календарно - тематическое планирование

кружка «Подвижные игры»

3-й класс (34 часа)

п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Дата

1

Русская народная игра «Краски»

1

2

Русская народная игра «Гори, гори ясно»

1

3

Русская народная игра «Ляпка»

1

4

Башкирские народные игры «Юрта», «Медный пень»

1

5

Бурятская народная игра «Ищем палочку»

1

6

Дагестанские народные игры «Выбей из круга», «Подними платок»

1

7

Кабардино-балкарская народная игра «Под буркой»

1

8

Калмыцкие народные игры «Прятки», «Альчик!»

1

9

Карельские народные игры «Мяч», «Я есть!»

1

10

Игры народов Коми «Невод»,»Стой, олень!»

1

11

Марийская народная игра «Катание мяча»

1

12

Татарская народная игра «Серый волк»

1

13

Якутские народные игры «Сокол и лиса», «Пятнашки»

1

14

Удмуртские народные игры «Водяной», «Серый зайка»

1

15

Чечено-ингушская игра «Чиж»

1

16

Тувинские народные игры «Стрельба в мишень», «Борьба»

1

17

Мордовские народные игры «Котел», «Круговой»

1

18

Северо-осетинская игра «Борьба за флажки»

1

19

Чувашская игра «Рыбки»

1

20

Игра народов Сибири и Дальнего Востока «Льдинки, ветер и мороз»

1

21

Эстафета «Вызов номеров»

1

22

Эстафета по кругу

1

23

Эстафета с обручем

1

24

Эстафета с мячом

1

25

Эстафета «Быстрые и ловкие»

1

26

Эстафета «Встречная»

1

27

Русская народная игра «Салки»

1

28

Русская народная игра «Пятнашки»

1

29

Русская народная игра «Охотники и зайцы»

1

30

Русская народная игра «Фанты»

1

31

Русская народная игра «Ловушки с приседаниями»

1

32

Русская народная игра «Волк»

1

33

Русская народная игра «Птицелов»

1

34

Русская народная игра «Горелки»

1

Календарно - тематическое планирование

кружка «Подвижные игры»4-й класс (34часа)

п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Дата

1

Русская народная игра «Жмурки»

1

2

Русская народная игра «Кот и мышь»

1

3

Русская народная игра «Горелки»

1

4

Русская народная игра «Салки»

1

5

Русская народная игра «Пятнашки»

1

6

Русская народная игра «Охотники и зайцы»

1

7

Русская народная игра «Фанты»

1

8

Русская народная игра «Ловушки с приседаниями»

1

9

Русская народная игра «Волк»

1

10

Русская народная игра «Птицелов»

1

11

Русская народная игра «Гори, гори ясно!»

1

12

Башкирские народные игры «Юрта», «Медный пень»

1

13

Бурятская народная игра «Ищем палочку»

1

14

Дагестанские народные игры «Выбей из круга», «Подними платок»

1

15

Марийская народная игра «Катание мяча»

1

16

Татарская народная игра «Серый волк»

1

17

Якутские народные игры «Сокол и лиса», «Пятнашки»

1

18

Чувашская игра «Рыбки

1

19

Эстафета «Передача мяча»

1

20

Эстафета со скакалкой

1

21

Эстафета «С мячом»

1

22

Эстафета зверей

1

23

Эстафета «Быстрые и ловкие»

1

24

Эстафета «Вызов номеров»

1

25

Эстафета по кругу

1

26

Эстафета с обручем

1

27

Русская народная игра «Салки»

1

28

Русская народная игра «Пятнашки»

1

29

Русская народная игра «Охотники и зайцы»

1

30

Русская народная игра «Краски»

1

31

Русская народная игра «Гори, гори ясно»

1

32

Русская народная игра «Третий лишний»

1

33

Русская народная игра «Пятнашки»

1

34

Русская народная игра «Охотники и зайцы»

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достиже

Рабочая программа  2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовк...

Рабочая программа 2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достижений).

Рабочая программа  2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихс...

Рабочая программа 1 класс Окружающий мир 1 класс "Школа России"

ОКРУЖАЮЩИЙ МИРПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа разработана на основе Федерального государ­ственного образовательного стандарта начального общего обра­зования, Концепции духовно-нравственного...

Рабочие программы "Начальные классы" 4 класс

Рабочие программы по предметам , изучаемым в 4 классе...

«Знакомство с рабочей строкой, письмо полуовалов на рабочей строке», 1 класс

Конспект и презентация «Знакомство с рабочей строкой, письмо полуовалов на рабочей строке», 1 класс...