Открытый урок по русскому языку 3 класс "Дательный падеж имени существительного" для конкурса "Учитель года - 2016."
план-конспект урока (3 класс) по теме

Федотова Татьяна Александровна

В данном материале представлен конспект урока, самоанализ по ФГОС, дополнительный материал и презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiz.docx16.57 КБ
Файл dlya_uroka_kart.docx13.56 КБ
Файл bukvy.docx13.94 КБ
Файл kartochki_urovney.docx14.3 КБ
Microsoft Office document icon konspekt_russkogo_yazyka_datelnyy_padezh_3_kl.doc98 КБ
Файл urok_d.p.pptx676.54 КБ

Предварительный просмотр:

Самоанализ урока русского языка по теме

«Дательный падеж имён существительных»

Урок русского языка  проводился в 3 классе по УМК «Перспектива» по теме «Дательный падеж имён существительных».

Урок я строила в соответствии с требованиями ФГОС, опираясь на принцип сотрудничества, делового партнерства учителя и учащихся, использовала частично-поисковый, наглядно-образный, объяснительно-иллюстративный метод.

Цель данного урока: формирование представлений о дательном падеже через выяснение особенностей данного падежа ( вопросы, предлоги, роль в предложении).

На уроке решались следующие задачи:

- способствовать развитию связной речи учащихся, логического мышления, обогащение словаря;

- развивать умение решать проблему, делать выводы;

- воспитывать коммуникативные качества;

- создание комфортного микроклимата, ситуации успеха.

При подготовке к уроку постаралась учесть работоспособность класса, индивидуальные особенности каждого ребенка и осуществить личностно-ориентированный подход, были учтены возрастные и психологические особенности учащихся.

 Материал урока опирается на знания обучающихся, полученные на предыдущих уроках.

Формы работы на уроке: фронтальная на этапе актуализации знаний; в парах на этапе систематизации и обобщения имеющихся знаний; индивидуальная на этапе применения учебного материала в знакомой и новой учебных ситуациях; групповая на этапе творческой работы.

Организационный момент включал в себя релаксацию на создание доброжелательной атмосферы, настраивал на продуктивную работу.

Актуализация опорных знаний представлена в виде работы над признаками имени существительного и изученными падежами, таким образом, проверила, насколько хорошо дети усвоили материал предыдущего урока, чтобы логически перейти к следующему этапу урока. Дети активно отвечали на вопросы. Опираясь на свои знания, и исходя из выводов, самостоятельно сформулировали тему и цель урока.

На всех этапах ученики были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность, детям нужно было не только использовать уже

имеющиеся знания, но и найти новый способ выполнения уже известного задания.

Работа в парах построена так, чтобы научить детей не ссориться, а выстраивать  свои взаимоотношения со сверстниками, уважать чужое мнение.

Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Умственные действия опирались и подкреплялись практическими. Учебный материал на протяжении всего урока работал на организацию посильного поиска и применению его в новых

условиях.

Для каждого ученика была создана ситуация успеха, что также

способствовало повышению мотивации и поддержанию познавательного

интереса к учению.

Проведение физминуток способствовало предотвращению у учащихся

усталости.

После выполнения самостоятельной работы учащиеся сами оценили качество выполнения своей работы.

Урок я старалась вести таким образом, чтобы мои ученики были активными участниками учебного процесса. Способствовала тому, чтобы на уроке царила доброжелательная, теплая атмосфера. Прослеживалась смена

видов деятельности, что позволили сделать мне урок динамичным, оптимальным по темпу и создать условия для активной работы детей, активизировать их познавательную деятельность.

На уроке  была организована рефлексивная деятельность. Это позволило учащимся  сделать самоанализ, результативность своей деятельности.

Все эти приёмы помогли учащимся в достижении триединой задачи, а значит, цель урока достигнута.



Предварительный просмотр:

Дательный падеж

Слово-помощник

………………

Вопросы

………………

 Предлоги

………………

Дательный падеж

Слово-помощник

………………

Вопросы

………………

 Предлоги

………………



Предварительный просмотр:

Б

Е

Р

Ё

З

К

А

С

О

Л

Н

Ы

Г

К

О

Д

Р

У

Ш



Предварительный просмотр:

Самостоятельная работа

1 уровень

Определите падеж имён существительных.

От  дуба,  по  тропинке,  до  дороги,  по  небу, из  дома, вокруг  леса,  к  бабушке,  у  окна.

2 уровень

Из данных слов составьте словосочетания с существительными в дательном падеже

Подарить, дед, шарф;

дать, товарищ, книга;

ходить, деревня, трава;

расчесать, сестра, волосы;

смастерить, птицы, скворечник;

поменять, рыбы, вода.

Самостоятельная работа

1 уровень

Определите падеж имён существительных.

От  дуба,  по  тропинке,  до  дороги,  по  небу, из  дома, вокруг  леса,  к  бабушке,  у  окна.

2 уровень

Из данных слов составьте словосочетания с существительными в дательном падеже

Подарить, дед, шарф;

дать, товарищ, книга;

ходить, деревня, трава;

расчесать, сестра, волосы;

смастерить, птицы, скворечник;

поменять, рыбы, вода.



Предварительный просмотр:

Урок русского языка, 3 класс, УМК «Перспектива».

Учитель: Федотова Татьяна Александровна

Тема урока: «Дательный падеж имени существительного»

Дидактическая цель: ознакомление с особенностями дательного падежа; развитие умения определять падеж по вопросу и предлогу.

Тип урока: урок формирования новых знаний.

Задачи урока:

Образовательная: создать условия для знакомства детей со способом определения дательного падежа имен существительных; организовать практическую деятельность, в ходе которой дети могут научиться распознавать имена существительные в дательном падеже; развивать орфографическую зоркость.

Развивающая: создать условия для развития умений планировать и контролировать свою деятельность, сравнивать, обобщать и делать выводы.

Воспитательная: создать условия для положительной мотивации к учению; воспитывать уважительное отношение к одноклассникам,  стремление прийти на помощь товарищу.

Методы обучения: практический; словесный; информационный.

Формирование УУД:

1.  Коммуникативные  УУД:

- умение участвовать в коллективном обсуждении проблемы;

- умение взаимодействовать со сверстниками, умение слушать.

2. Познавательные УУД:

- формулирование познавательной цели;

- доказательство;

- синтез: составление целого из частей, самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

- построение логической цепи рассуждений;

- структурирование знаний, осознанное построение речевого высказывания в устной форме;

- рефлексия способов действия;

- навык самоконтроля;

- анализ объектов с целью распределения по признакам.

3. Личностные УУД:

- самоопределение;

- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

4. Регулятивные УУД:

- целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно);

- формирование самоконтроля;

- осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, парная, коллективная.

Средства обучения: рабочая тетрадь, задания на дополнительных карточках

Оборудование урока: - мультимедийный проектор, презентация к уроку;

- карточки с заданием;

- сигнальная карточка «Дательный падеж»;

- кластер «Имя существительное»;

- карточки для рефлексии.

  • Технологическая карта урока

Этап урока

Методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные д

ействия

I. Организационный момент.

Цель: привлечение внимания учащихся, проверка их готовности к уроку и обеспечение необходимой мотивации к учебной деятельности.

Метод стимулирования и мотивации интереса к учению.

Проверяет готовность класса к работе.

Громко прозвенел звонок.

Начинается урок.

Девочки за парты сели,

Мальчики за парты сели.

На меня все посмотрели.

Слушаем, запоминаем,

Ни минутки не теряем.

- Какое нужно настроение, чтобы урок получился интересным и полезным?

- Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Посмотрите и улыбнитесь друг другу.

- Молодцы! Я желаю вам всем хорошего настроения, активности, работоспособности.

Подготовка класса к работе.

Личностные: самоопределение.

Коммуникативные: сотрудничество с учителем и сверстниками.

II. Актуализация знаний.

1. Орфографическая минутка 

Цель – тренировка навыка письма, орфографической зоркости; формирование самоанализа и самоконтроля.

Здоровьесберегающие технологии

Наблюдение, работа по алгоритму

Чтобы буквы ложились на строку красиво мы сделаем пальчиковую гимнастику.

Упражнения:

  1. Солнышко – тучка (4 раза)
  2. Покатать ручку между ладонями.
  3. –Откроем тетради и запишем число и классную работу.

- Хочу напомнить вам правило письма: «Красиво пишет тот, кто правильно сидит». Проверьте свою посадку.

-Начнем урок с орфографической минутки.

На доске три слова. Буквы в них рассыпались.

1.Составьте первое слово (Один ученик работает у доски)

2. Запишите, какие орфограммы есть, подчеркните.

 (Записываем слова на доске и в тетради с проговариванием орфограмм)

берёзка                                            

солнышко

друг…

- Рядом со словом «друг» запишите имя своего лучшего друга .

-Вспомните, как пишутся имена?                                            

Берёзка - безударная гласная е (словарное слово), парная согласная (проверочное слово - береза); солнышко - безударная гласная о;  друг – парная согласная в конце слова (проверочное слово - подруга).

Имена собственные пишутся с  заглавной буквы.

Личностные: самоопределение.

Коммуникативные: сотрудничество с учителем и сверстниками.

2.  Повторение ранее изученного материала об имени существительном

Цель: систематизация ранее полученных знаний, необходимых для открытия нового знания.

Метод проблемного обучения – творческая переработка учебной информации.

Наглядный метод.

Фронтальная работа.

Что общего у этих слов? Докажите.                                                      

-Что мы уже знаем  об имени существительном?

(В результате чего появляется кластер)

- Скажите, а над каким признаком имени существительного вы работали на прошлом уроке?

- Сколько падежей в русском языке? Назовите их.

-С какими 2 падежами мы уже познакомились?

- В каком падеже стоят записанные существительные? Как вы узнали?

На какие вопросы отвечают существительные в родительном падеже?

-С какими предлогами употребляются существительные в родительном падеже?

-Поставьте данные существительные в форму родительного падежа .

берёзка                      без березки                      

солнышко        около солнышка

друг…        у друга

Имена существительные

Называют морфологические признаки имени существительного с опорой на слова из орфографической минутки.

Падеж

6

И.п., Р.п..

И.п.

(кто?) (что?)

 (кого?) (чего?)

Предлоги – из, до, с,  у, около, без, от, для, после, вокруг.

Личностные: самоопределение.

Коммуникативные: сотрудничество с учителем и сверстниками.

III. Постановка учебной задачи

Цель:  подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. Составление плана работы

Наблюдение,  метод проблемного обучения.

Сегодня мы продолжим знакомство с падежами и проведем несколько исследований.

- Прочитайте девиз исследователя (читают дети):

Чтобы видеть все вокруг,

Надо быть внимательным.

Окружающий нас мир

Очень привлекательный.

Ты березке   улыбнись,

Солнышку обрадуйся,

Руку другу протяни -

Вот и замечательно!  

Определим падеж выделенных существительных.

Как это сделать?

(на слайде 1 шаг)

(на слайде 2 шаг)

(на слайде 3 шаг)

   

                                                                                           

-Итак, определим падеж 1 слова. Запишем

                            2 слова. Запишем

                      3 слова. Запишем

берёзка                      без березки             березке          

солнышко             около солнышка        солнышку

друг…                        у друга                          другу

Как вы думаете, какой падеж мы будем изучать сегодня на уроке?

-Назовите тему урока?

1.Найти главное слово

2.Задать вопрос от главного слова к существительному

3.По вопросу определить падеж

Улыбнись (чему?) березке -  Д.п.

Обрадуйся (чему?) солнышку -  Д.п.

Протяни (кому?) другу - Д.п.

Дательный падеж

Дательный падеж имени существительного

Регулятивные: целеполагание, Коммуникативные: постановка вопросов,  Общеучебные: самостоятельное формулирование познавательной цели.

IV. Открытие нового знания

Цель: организация учащихся с целью наблюдения, осознания, систематизации, конкретизации знаний о дательном падеже. Запись нового знания в виде опорного сигнала.

Наглядный метод.

Фронтальная работа, работа в парах.

Работа по алгоритму.

Работа у доски.

Русский писатель, лингвист и филолог Лев Васильевич Успенский называл дательный падеж «щедрым». Как вы думаете, почему?

На какие вопросы отвечают существительные в дательном падеже? С какими предлогами употребляются существительные в дательном падеже?

Проведём исследование.

(Читаю вслух)

1. Как хорошо уметь читать!

Не надо к  маме приставать

Найдите словосочетание глагол + существительное в дательном падеже.

Запишите, подчеркните предлог.

(Читаю вслух)

2. Осень! Обсыпается весь наш бедный сад,

Листья пожелтелые по ветру летят.

Найдите словосочетание глагол + существительное в дательном падеже.

Запишите, подчеркните предлог.

(Читаю вслух)

3. Иногда я размечтаюсь

И подарки всем несу:

Братику, сестричке, псу…

Найдите словосочетание глагол + существительное в дательном падеже.

Запишите, подчеркните предлог.

С какими предлогами употребляются существительные в дательном падеже?

Дательный падеж от слова «дать», «дарить».

Кому? чему?

-Не знаем.

Приставать (к кому?) к маме

Летят (по чему?) по ветру

Несу (кому?) братику

К, по , -

Познавательные: моделирование,

логические: решение проблемы; коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

2. Самостоятельно заполните сигнальную карточку

- Заполним сигнальную карточку.

-Проверим

Физкультминутка

Здоровьесберегающие технологии

Наклоните голову к правому плечу.

Наклоните голову к левому плечу.

Повернитесь к  соседу справа,  к соседу слева.

Повернитесь к учителю.

Погладьте себя по голове.

Улыбнитесь одноклассникам, учителю.

-К плечу, по голове…В каком падеже стоят имена существительные?

- Как вы догадались?

Дети показывают движения

В дательном падеже.

Вопросы кому? чему?, предлоги к, по.

Развивающие: установка на здоровый образ жизни.

V. Первичное закрепление

Цель: закрепление нового знания, способов действия.

Метод самостоятельной познавательной деятельности

1. Появляется картинка «Ворона и лисица»

- Посмотрите на иллюстрацию, к какой басне она нарисована? Кто автор этой басни? О чем эта басня?

- Чему учит нас эта басня?

1. Вороне где-то Бог послал кусочек сыру.

2. Плутовка к дереву на цыпочках подходит.

Поработаем по вариантам.

Прочитайте предложения. Спишите предложение. Найдите существительное в дательном падеже.

1 вариант – 1 предложение, 2 вариант – 2 предложение.

Проверим.

Послал (кому?) вороне

Подходит (к чему?) к дереву

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция;

Познавательные: выбор наиболее эффективных способов выполнения заданий, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера.

2. Работа в парах

Раскройте скобки, поставив имена существительные в нужном падеже. Определите их падеж.

Хочу помочь (товарищ). Написала записку (подруга). Вечером позвоню (Пётр Егорович). При первых признаках болезни надо обратиться к (врач).

Проверим словосочетания с вопросом.

-Очень хорошая посадка у …. Наверно, он(она) красиво напишет.

3. Работа с пословицами

Поиграем в игру «Проверим внимание»

Ум да разум надоумят сразу.

Нет ума, считай калека.

Сила уму уступает.

Старость придет – веселье на ум не пойдет.

Всяк живи своим умом.

-Прочитайте пословицы.

-Что в них общего?

-Определите падеж существительного ум в каждой пословице (устно)

-Какую закономерность вы заметили?

Запишите пословицу, которая понравилась вам больше всего.

Какую пословицу вы записали?

Почему?

Физкультминутка. Гимнастика для глаз.

Здоровьесберегающие технологии

-Ребята, встаньте, выполним гимнастику для глаз.

Чтобы зоркими нам быть,

Нужно глазками крутить.

(Вращать глазами по кругу по  2-3 сек.)

Зорче глазки, чтоб глядели,  

Разотрем их еле – еле.           

 (В течении минуты массажировать  верхние и нижние веки,   не закрывая глаз.)

 Нарисуем большой круг  

 (Глазами  рисовать круг)

  И осмотрим все вокруг   

(влево, вправо)                                             

Глазки влево, глазки вправо,  

Вверх и вниз и все сначала.    

(Поднять глаза вверх, опустить,  повернуть вправо, влево)

Быстро, быстро поморгать,

(Моргать в течение минуты)

Отдых глазкам нужно дать.

Нарисуем мы подряд

Треугольник, круг, квадрат,  

 ( Нарисовать глазами геометрические фигуры по  и против часовой стрелки)    

Развивающие: установка на здоровый образ жизни.

Занимательная минутка

А вы знаете, ребята, что в древнерусском языке был еще один падеж – звательный. Он служил для выражения обращения.Например:

Приплыла к нему рыбка, спросила:

«Чего тебе надобно, старче?»

Слово «старче» - старик, как раз слово в звательном падеже. Со временем звательный падеж упростился и слился  с именительным: кто? старче. Но вернемся к дательному падежу.

Минутка реллакса

VI. Включение знаний в систему

Цель: организация работы по карточкам с целью выявления уровня владения знаниями о падежах имени существительного.

Самостоятельная работа

- Проверим, как вы усвоили тему «Дательный падеж имени существительного», а для этого проведем разноуровневую самостоятельную работу. 1 уровень – легкий, 2 уровень сложный. Каждый для себя выбирает уровень самостоятельно.

Самостоятельная работа

1 уровень

Определите падеж имён существительных.

От  дуба,  по  тропинке,  до  дороги,  по  небу, из  дома, вокруг  леса,  к  бабушке,  у  окна.

2 уровень

Из данных слов составьте словосочетания с существительными в дательном падеже

Подарить, дед, шарф;

дать, товарищ, книга;

ходить, деревня, трава;

расчесать, сестра, волосы;

смастерить, птицы, скворечник;

поменять, рыбы, вода.

 

Самостоятельно выбирают уровень работы

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; личностные: самоопределение

Самопроверка по эталону.

Кто все сделал все без ошибок – зеленый кружок

1-2 ошибки – желтый кружок

3 и более ошибок – красный кружок на полях.

-У кого зелёный кружок? Молодцы.

-У кого жёлтый и красный кружки? Надо поработать.

Сверяют по эталону, осуществляют самооценку

VII. Рефлексия деятельности.

Цель: анализ успешности овладения новыми знаниями, пути преодоления недостатков

Самоанализ, самооценка результатов коллективной и групповой работы на уроке

Итак, наш урок подходит к концу.

Какой падеж  мы изучали на сегодняшнем уроке?

Что вы узнали о существительных в дательном падеже?

Дательный падеж.

Отвечают на вопросы кому? чему?, употребляются с предлогами к, по, слово-помощник – дать, подарить. 

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия,

личностные: самоанализ, самооценка.

- Оцените свою работу на уроке. Кто считает, что у него все получилось, на полях в тетради поставьте восклицательный знак (!). Если кто-то сомневается, что все выполнял правильно, если не до конца освоил тему – поставьте на полях вопросительный знак (?).

- Молодцы! Встаньте, урок окончен!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Девиз исследователя Чтобы видеть все вокруг, Надо быть внимательным. Окружающий нас мир Очень привлекательный. Ты березке улыбнись, Солнышку обрадуйся, Руку другу протяни - Вот и замечательно!

Слайд 3

Алгоритм определения падежа имени существительного 1. Найти слово, от которого зависит имя существительное. 2. Поставить от него вопрос к имени существительному. 3. По вопросу определить падеж.

Слайд 4

Девиз исследователя Чтобы видеть все вокруг, Надо быть внимательным. Окружающий нас мир Очень привлекательный. Ты березке улыбнись, Солнышку обрадуйся, Руку другу протяни - Вот и замечательно!

Слайд 5

Дательный падеж и мени существительного

Слайд 6

Как хорошо уметь читать! Не надо к маме приставать … приставать к маме Д.п.

Слайд 7

Осень! Обсыпается весь наш бедный сад, Листья пожелтелые по ветру летят . летят по ветру Д.п.

Слайд 8

Иногда я размечтаюсь И подарки всем несу : Братику, сестричке, псу… несу братику Д.п.

Слайд 9

Дательный падеж слово -помощник вопросы предлоги дать кому? чему? К, ПО

Слайд 10

1. В о роне где-то Бог послал кусоч е к сыру. 2. Плутовка к дер е ву на цыпочках подходит .

Слайд 11

Ум да разум надоумят сразу. Нет ума, считай калека. Сила уму уступает. Старость придет – веселье на ум не пойдет. Всяк живи своим умом. Что на уме, то и на языке.

Слайд 12

Ум да разум надоумят сразу. Нет ума , считай калека. Сила уму уступает. Старость придет – веселье на ум не пойдет. Всяк живи своим умом . Что на уме , то и на языке.

Слайд 14

Звательный падеж Приплыла к нему рыбка, спросила: «Чего тебе надобно, ?» старче

Слайд 15

Самостоятельная работа 1 уровень – легкий 2 уровень - сложный

Слайд 16

1 уровень От дуба, по тропинке, до дороги, по небу, из дома, вокруг леса, к бабушке, у окна. Р.п . Д.п. Р.п. Д.п. Р.п. Р.п. Д.п. Р.п.

Слайд 17

2 уровень подарить деду дать товарищу расчесать сестре смастерить птице поменять рыбе

Слайд 18

Дательный падеж имени существительного


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по русскому языку. Тема: Падеж имен существительных.

Тип урока: изучение нового материалаЦель:- познакомить учеников с падежами русского языка; Задачи:- формировать  умения  правильно изменять имена существительные  по падежам;- разв...

Конспект урока по русскому языку "Родительный падеж имени существительного"

Данный конспект урока разработан в соответствии с ФГОС по УМК "Школа России"...

конспект урока по русскому языку «Зависимость падежа имени прилагательного от формы падежа имени существительного».

laquo;Зависимость падежа имени прилагательного от формы падежа имени существительного»....