Агрессивные дети. Причины и последствия детской агрессии.
консультация (2 класс) по теме

Петрунина Ирина Александровна

Цели:

·         исследовать уровень агрессии учащихся;

·         выявить источник возникновения агрессии;

·         определить характер и количество симптомов агрессии;

·         помочь родителям выявить причины детской агрессии и найти способы ее преодоления.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родительское собрание в начальной школе

Тема: Агрессивные дети. Причины и последствия детской агрессии.

Цели:

  • исследовать уровень агрессии учащихся;
  • выявить источник возникновения агрессии;
  • определить характер и количество симптомов агрессии;
  • помочь родителям выявить причины агрессии детей и найти способы ее преодоления.

Форма: работа в группах с применением психологической игры; информационно - практическая беседа.

Участники: учитель, родители, педагог-психолог.

Подготовительный этап:

  • тестирование детей (Анкета для воспитателей, разработанная Лаврентьевой Г.П., Титаренко Т.М. «Критерии агрессивности у ребенка»)

(приложение №1);

  • анализ результатов тестирования совместно с психологом
  • подготовка тестов – ситуаций для дальнейшего совместного анализа;

(памятка № 2)

  • 6 шляп для психологической игры (памятка № 3).
  • памятка для родителей по предупреждению детской агрессивности

(памятка №4);

Ход собрания.

  1. Организационный момент.

При входе в класс, родители получают памятку по предупреждению детской агрессивности, на которой обозначен цвет, соответствующий одной из шляп. Родители занимают место за тем сломом, в соответствии с полученным цветом шляпы.

  1. Вступление.

Драка

Я без шишек и царапин 
Не могу прожить и дня. 
У меня характер папин – 
Лезет драка из меня. 
Пять минут сидел я тихо, 
Рисовал людей, дома… 
Только драка, свистнув лихо, 
Снова вылезла сама!

(Л. Огурцова)

  1. Работа по теме собрания.

Любой человек, независимо от возраста, имеет право на здоровую, ситуативную агрессию, которая возникает в силу определенных жизненных обстоятельств. Рассмотрим несколько примеров.

Самозащита без оружия...

В конце первого класса появился новый мальчик Семён. Он сразу же начал приставать к другим детям. Однажды он выбрал наиболее спокойного мальчика и ударил его. Ребенок, не привыкший к такому поведению, заплакал от боли и сказал: "Драться нельзя!", и получил в ответ новый удар. Тогда тихий, спокойный Игорь на минутку "забыл", что драться плохо, и от души залепил вредному Семёну кулаком в глаз. Спрашивается: а не мог ли он обойтись без физической агрессии?

Даем отпор агрессору

Другой великолепный пример здоровой, нормальной агрессивности продемонстрирован в мультфильме про кота Леопольда. Миролюбивый кот предлагает постоянно досаждающим ему мышам "жить дружно". Но мыши продолжают вредить. Совершенно отчаявшийся кот принимает чудесное лекарство под названием "озверин", и наконец-то дает достойный отпор хулиганам. Мыши, которые раньше абсолютно не внимали добрым, спокойным словам, дают обещание впредь и навсегда "жить дружно". Вывод - бороться с агрессором нужно и можно.

Агрессивность как следствие разочарования...

Жизнь малыша в возрасте от двух до восьми дет не только прекрасна и богата открытиями, но и полна разочарований. И если взрослые умеют справляться с разочарованиями, то нельзя сказать, что это так же легко дается детям.

Одна чудесная семилетняя девочка вдруг стала бить кукол, чего никогда раньше не делала, и вообще стала действовать по принципу "чем хуже, тем лучше". Нотации и поучения отца она выслушивала молча, как нечто неизбежное, всем своим видом выражая упорное противостояние. Наказания ситуацию не меняли. В ответ на просьбу мамы объяснить, как случилось, что такая добрая девочка вдруг превратился в неуправляемого ребенка, дочь неожиданно спросила: "Мама, а почему папа все время обманывает?" Оказалось, что вечно занятый на работе отец постоянно давал обещания дочери: что поедет с ней в зоопарк, или пойдет погулять в парк, или купит ей большого плюшевого медведя. Но обещаний своих он не сдерживал: то поздно приходил с работы, а то попросту забывал, не считая их чем-то важным. Дочь ужасно переживала. Её даже не утешали поездки с матерью туда, куда его обещал свозить отец.

Дети - максималисты, они не признают полутонов, для них существует только черное и белое. Поэтому человек, который не выполняет своих обещаний, для них - лжец. Ведь именно этому его учат сами родители. Кроме того, невнимание родителей к чувствам и переживаниям ребенка воспринимается им еще и как отрицание его собственной значимости. Подобные переживания могут показаться взрослому незначительными, но для ребенка они - настоящая эмоциональная катастрофа: он сталкивается с отрицательными ощущениями такой силы, что просто не в состоянии с ними справиться. И тогда решение проблемы переносится в физическую агрессию, особенно если способность к иному самовыражению у ребенка ограничена.

  1. Психологические ситуации и вопросы для обсуждения.

Ситуация 1.

Папа забирает ребенка из школы. По дороге домой, дочь рассказывает о том, как одноклассник забрал ее любимую игрушку и не хотел отдавать. Папа посоветовал в следующий раз ударить мальчика как следует ногой под коленную чашечку, чтобы больше ему было неповадно отбирать игрушки.

  • Правильный ли совет дает папа?
  • Чтобы вы посоветовали своему ребенку в подобной ситуации?

Ситуация 2.

На перемене мальчик специально обижает детей. Дерется, обзывается, провоцирует на конфликт. При разговоре с родителями мальчика учительница подняла вопрос агрессивности их ребенка. Папа ответил, что его ребенок очень силен и в этом никто не виноват.

  • С какой целью ребенок специально обижает одноклассников?
  • Правильно ли рассуждают родители мальчика?

  1. Работа в группах.

Каждой группе родителей дается индивидуальный вопрос. Родители обсуждают его в своей микрогруппе, записывают варианты ответа на одном альбомном листке бумаги. После того, как все группы готовы, один представитель из каждой группы зачитывает полученные ответы. Идет коллективная работа по обобщению полученных ответов.

1. Красная шляпа. Что такое агрессия?

2. Желтая шляпа. Причины возникновения детской агрессивности?

3. Черная шляпа. Как проявляется детская агрессивность?

4. Зеленая шляпа. Какие положительные моменты можно извлечь из детской агрессивности?

5. Белая шляпа. Как детская агрессивность может повлиять на будущее ребенка.

6. Синяя шляпа. Как можно предупредить детскую агрессивность?

  1. Знакомство с памяткой для родителей по предупреждению детской агрессивности.

1. Постарайтесь сохранить в своей семье атмосферу открытости и доверия.                                                

2. Не давайте своему ребенку несбыточных обещаний, не вселяйте в его душу несбыточных надежд.                        

3. Не ставьте своему ребенку, каких бы то ни было условий.

4. Будьте тактичны в проявлении мер воздействия на ребенка.

5. Не наказывайте своего ребенка за то, что позволяете делать себе.

6. Не изменяйте своим требованиям по отношению к ребенку в угоду чему-либо.

7. Не шантажируйте ребенка своими отношениями друг с другом.

8. Не бойтесь поделиться с ребенком своими чувствами и слабостями.

9. Не ставьте свои отношения с собственным ребенком в зависимость от его учебных успехов.

10. Помните, что ребенок — это воплощенная возможность! Воспользуйтесь ею так, чтобы она была реализована в полной мере!

Полезные ссылки:

1. http://adalin.mospsy.ru/l_02_00/l_02_09d.shtml

2. http://www.kalitva.ru/153348-situativnaya-agressiya-u-detej.html

3. h ttp://www.umnichka.ua/poems/?rid=125-Pro..._draki_-

Приложение №1

Критерии агрессивности у ребенка (анкета)

(Лаврентьева Г.П., Титаренко Т.М.)

1. Временами кажется, что в него вселился злой дух.

2. Он не может промолчать, когда чем-то недоволен.

3. Когда кто-то причиняет ему зло, он обязательно старается отплатить тем же.

4. Иногда ему без всякой причины хочется выругаться.

5. Бывает, что он с удовольствием ломает игрушки, что-то разбивает, потрошит.

6. Иногда он так настаивает на чем-то, что окружающие теряют терпение.

7. Он не прочь подразнить животных.

8. Переспорить его трудно

9. Очень сердится, когда ему кажется, что кто-то над ним подшучивает.

10. Иногда у него вспыхивает желание сделать что-то плохое, шокирующее окружающих.

11. В ответ на обычные распоряжения стремится сделать все наоборот.

12. Часто не по возрасту ворчлив.

13. Воспринимает себя как самостоятельного и решительного.

14. Любит быть первым, командовать, подчинять себе других.

15. Неудачи вызывают у него сильное раздражение, желание найти виноватых.

16. Легко ссорится, вступает в драку.

17. Старается общаться с младшими и физически более слабыми.

18. У него нередки приступы мрачной раздражительности.

19. Не считается со сверстниками, не уступает, не делится.

20. Уверен, что любое задание выполнит лучше всех.

Обработка результатов:

Положительный ответ на каждое предложение  утверждение оценивается в 1 балл.

Высокая агрессивность – 15-20 баллов.

Средняя агрессивность -7-14 баллов.

Низкая агрессивность -1-6 баллов.

Приложение №2

Ситуация 1.

Папа забирает ребенка из школы. По дороге домой, дочь рассказывает о том, как одноклассник забрал ее любимую игрушку и не хотел отдавать. Папа посоветовал в следующий раз ударить мальчика как следует ногой под коленную чашечку, чтобы больше ему было неповадно отбирать игрушки.

  • Правильный ли совет дает папа?
  • Чтобы вы посоветовали своему ребенку в подобной ситуации?

Ситуация 2.

На перемене мальчик специально обижает детей. Дерется, обзывается, провоцирует на конфликт. При разговоре с родителями мальчика учительница подняла вопрос агрессивности их ребенка. Папа ответил, что его ребенок очень силен и в этом никто не виноват.

  • С какой целью ребенок специально обижает одноклассников?
  • Правильно ли рассуждают родители мальчика?


Памятка № 3


Памятка для родителей по предупреждению

детской агрессивности.

1. Постарайтесь сохранить в своей семье атмосферу открытости и доверия.                                                

2. Не давайте своему ребенку несбыточных обещаний, не вселяйте в его душу несбыточных надежд.                        

3. Не ставьте своему ребенку, каких бы то ни было условий.

4. Будьте тактичны в проявлении мер воздействия на ребенка.

5. Не наказывайте своего ребенка за то, что позволяете делать себе.

6. Не изменяйте своим требованиям по отношению к ребенку в угоду чему-либо.

7. Не шантажируйте ребенка своими отношениями друг с другом.

8. Не бойтесь поделиться с ребенком своими чувствами и слабостями.

9. Не ставьте свои отношения с собственным ребенком в зависимость от его учебных успехов.

10. Помните, что ребенок — это воплощенная возможность! Воспользуйтесь ею так, чтобы она была реализована в полной мере!

Памятка для родителей по предупреждению

детской агрессивности.

1. Постарайтесь сохранить в своей семье атмосферу открытости и доверия.                                                

2. Не давайте своему ребенку несбыточных обещаний, не вселяйте в его душу несбыточных надежд.                        

3. Не ставьте своему ребенку, каких бы то ни было условий.

4. Будьте тактичны в проявлении мер воздействия на ребенка.

5. Не наказывайте своего ребенка за то, что позволяете делать себе.

6. Не изменяйте своим требованиям по отношению к ребенку в угоду чему-либо.

7. Не шантажируйте ребенка своими отношениями друг с другом.

8. Не бойтесь поделиться с ребенком своими чувствами и слабостями.

9. Не ставьте свои отношения с собственным ребенком в зависимость от его учебных успехов.

10. Помните, что ребенок — это воплощенная возможность! Воспользуйтесь ею так, чтобы она была реализована в полной мере!

Памятка для родителей по предупреждению

детской агрессивности.

1. Постарайтесь сохранить в своей семье атмосферу открытости и доверия.                                                

2. Не давайте своему ребенку несбыточных обещаний, не вселяйте в его душу несбыточных надежд.                        

3. Не ставьте своему ребенку, каких бы то ни было условий.

4. Будьте тактичны в проявлении мер воздействия на ребенка.

5. Не наказывайте своего ребенка за то, что позволяете делать себе.

6. Не изменяйте своим требованиям по отношению к ребенку в угоду чему-либо.

7. Не шантажируйте ребенка своими отношениями друг с другом.

8. Не бойтесь поделиться с ребенком своими чувствами и слабостями.

9. Не ставьте свои отношения с собственным ребенком в зависимость от его учебных успехов.

10. Помните, что ребенок — это воплощенная возможность! Воспользуйтесь ею так, чтобы она была реализована в полной мере!

Приложение № 4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Детская агрессия. Причины и последствия детской агрессии"

Агрессия в более или менее развитом обществе всегда находится под контролем, но контроль этот будет эффективен настолько, на­сколько развито в обществе сопротивление агрессии....

Агрессия у детей. Причины и последствия детской агрессии.

Выявить и понять причины агрессии у детей школьного возраста. Почему возникает агрессия? Как можно с ней справиться?...

Агрессивные дети. Причины и последствия детской агрессии

презентация на родительскам собрании...

Родительское собрание во 2 классе по теме "Агрессивные дети. Причины и последствия детской агрессии (анкетирование детей и родителей)"

Родительское собрание ставит цель: обсудить с родителями причины агрессивности и ее влияния на взаимодействие школьника с окружающими людьми; формировать у родителей культуру понимания проблемы агресс...