Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта
статья (1, 2, 3, 4 класс) по теме

Катина Тамара Викторовна

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта на тему "Формирование читательской самостоятельности младших школьников через умения и навыки работы с книгой на уроках по ФГОС"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта

учителя начальных классов  МБОУ «Редкодубская средняя общеобразовательная школа»

Ардатовского  муниципального района Республики Мордовия

Катиной Тамары Викторовны.

       Педагогическая проблема, над которой я работаю «Формирование читательской самостоятельности младших школьников через умения и навыки работы с книгой на уроках по ФГОС».                             

1. Актуальность и перспективность опыта.

               Выбор моей методической темы – неслучаен.  Актуальность исследования данной проблемы обусловлена тем, что в последнее время отмечен спад интереса к чтению. Чтение – это основной навык, который необходим не только в начальной школе, но и в старшем звене, а также обязательной во внеурочной и внешкольной жизни.

            В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, в «Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников» чтение рассматривается как средство, способствующее личностному развитию ученика, его умению адаптироваться в обществе, решающее задачу воспитания ответственного, инициативного и компетентного гражданина. В названных документах признается необходимость формирования у учащихся образовательных компетенций, основополагающих читательских умений и знаний, приемов понимания текста, овладения техникой чтения.

          Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования выдвигает также требования, направленные на развитие читательских универсальных умений младших школьников, что подтверждает актуальность предпринятого мною исследования как важной проблемы обучения и целесообразность формирования основ читательской компетентности в начальном звене общеобразовательной школы.

            Каждого ребенка можно научить читать, однако не все дети полноценно воспринимают и осознают сущность прочитанного, что требует совершенствования и изменения подходов к организации читательской деятельности младших школьников, осмысления процесса формирования основ читательской компетентности.

            Практическая значимость данной проблемы заключается в том, чтобы научить своих учеников самостоятельно приобретать знания, мыслить, быть востребованным и успешным.

2. Концептуальность опыта.

          Современный читатель в условиях господства телевидения, радио и кино не должен потерять интерес к чтению книг,  наоборот, через знания о жизни и окружающей среды развивать в детях навык читательской самостоятельности, а также развивать самостоятельность мышления и доставлять детям художественное наслаждение. Так что чтение действительно самое главное учение.

          Задача учителя: сформировать у детей смысловое, осознанное, а не «озвучивающее» чтение.  Работа над технической стороной навыка чтения, способом чтения, правильностью, выразительностью, скоростью и темпом чтения, несомненно, важна. Но её необходимо рассматривать как средство, при помощи которого ребёнок может воспринимать в книге речь конкретного собеседника, слушать её, понимать, переживать, а это значит прививать навык читательской самостоятельности. Необходимо помочь детям увидеть в сшитых листках бумаги не вещь, а как бы человека, который разговаривает с тобой как с читателем. Цель чтения - искать и найти что-то или кого-то, чтобы вглядевшись, вдумавшись в чужой опыт найти себя.           Умение думать над книгой до чтения, в процессе чтения и после того, как книга прочитана, и есть тип правильной читательской деятельности, когда процесс чтения обогащает и развивает.

3. Наличие теоретической базы опыта.

            Теория формирования читательской самостоятельности принадлежит Н. Н. Светловской и существует в методической науке более 30 лет. Она дала школе научно – обоснованную систему внеклассного чтения. Н. Н. Светловская определяет читательскую деятельность как личностное свойство, которое характеризуется наличием у читателя мотивов, побуждающих его обращаться к книгам, и системы знаний, умений и навыков, дающих ему возможность с наименьшей затратой сил и времени реализовывать свои побуждения в соответствии с общественной и личной необходимостью. Объективным показателем того, что читательская самостоятельность сформирована, следует считать устойчивую потребность и способность читать книги по осознанному выбору, применяя в процессе чтения все знания, умения и навыки, которыми читатель располагает к моменту деятельности с книгой. Читательская самостоятельность – надёжная основа непрерывного самообразования, самовоспитания и саморазвития.

4. Ведущая педагогическая идея опыта.

             Понимая значимость обучения чтению в образовании, воспитании и развитии детей, я ищу пути повышения качества обучения на каждом уроке. Работа учителя должна быть систематической и регулярной. Только тогда она может дать положительный результат. В течение всех лет работы в начальной школе, стараюсь привить детям интерес к познанию нового, всеми силами показать им, что знания они могут получить из книг, если научатся хорошо читать и понимать прочитанное. Работу по формированию читательской самостоятельности начинаю с формирования умения читать творчески, квалифицированно, т. е. владеть чтением-общением с первого учебного дня, с первого урока в школе. При этом опираюсь на теорию формирования типа правильной читательской деятельности у начинающего читателя. Совершенствование техники чтения про себя – лучший фундамент совершенствования техники чтения вслух. Применяю в работе и метод динамического чтения, чтения только глазами. Ученик читает не буквы,  слоги и слова, а целые группы слов, блоки, видит всю графическую информацию. Читает текст  в целом. С этой целью можно использовать « чтение-спринт», которое заключается в том, что учащиеся на максимальной для них  скорости читают глазам (про себя) незнакомый  текст, плотно сжав зубы и губы, а после чтения текста отвечают на вопросы к тексту.  «Чтение со счётом слов», когда учащиеся при чтении считают слова текста. Одновременно дети должны уяснить его содержание. Назвать число слов и ответить на вопросы к  тексту.  «Чтение-разведка» заключается в том, что учащиеся на максимальной для них скорости просматривают текст и находят ответы на вопросы, поставленными перед чтением. Это упражнение помогает преодолению такого фактора, мешающего быстрому чтению, как умению найти главное в тексте.

5. Оптимальность и эффективность средств.

         Положительные результаты дают различного вида стимулирования в чтении, самозамеры и взаимозамеры темпа чтения. В течение минуты ребята читают текст.   Дети отмечают,  до какого слова дочитали, пересчитывают прочитанные слова и записывают результаты в дневнике. Такая работа проводится в парах. Дети любят выполнять график по скорости чтения под названием «Как я расту», в котором рисуют фигуру мальчика и девочки, рост которых зависит от количества прочитанных слов в минуту за определённый промежуток времени.

                   Способов механической наработки быстроты чтения много. Основная задача учителя - обучить ребёнка чтению так, чтобы не количество читаемых слов переходило в качественное чтение, качество переходило в количество. Поэтому я считаю, что технические упражнения по формированию читательской самостоятельности надо выносить на короткий этап урока и для этого подбирать или составлять тексты и другой материал, не имеющий большой художественной ценности, а основное время урока отводить чтению и работе над художественным произведением как над произведением искусства слова. Очевидно, что чтение художественной литературы – процесс творческий. Уроки чтения должны раскрывать тайны словесно – художественного произведения, быть уроками развития речи, уроками, где в комплексе должны решаться задачи образования, воспитания и развития.

          На уроках чтения стараюсь учить детей не только читать, но и пересказывать прочитанное произведение. Пытаюсь научить их анализировать произведение, уметь найти главную мысль, сделать выводы, дать характеристику герою, оценить его поступки. В этом мне помогают такие виды работ как составление краткого и развёрнутого плана пересказа текста.

          Одним из важнейших задач начальной школы является создание условий, обеспечивающих умственное прогнозирование (приём адаптации – предугадывание, чем закончится, о чём будем читать), какое название можно дать произведению (после чтения). Уроки могут различаться учебными задачами, но ведущей деятельностью учащихся на таких уроках неизменно остаются чтение и анализ произведения. Таким образом, на уроках чтения, а также на внеклассном чтении решаются основные проблемы начального обучения – совершенствование навыка чтения и работы над пониманием прочитанного, учебным материалом в этом случае является текст литературного произведения.

    6. Результативность опыта.

          Систематическая и целенаправленная работа с детской книгой помогла значительно улучшить процесс обучения чтению, повысить интерес к нему у учащихся, что сказалось на конечных результатах. У всех ребят увеличилась техника чтения, улучшились качественные показатели чтения. Объём оперативной памяти учащихся увеличился. Мои ученики  освоили определённый уровень владения читательской деятельностью.  Формирование читательской самостоятельности была сформирована на нужном уровне, сейчас, когда их вводишь в книжное окружение,  дети умеют правильно действовать с любой книгой и среди книг помнят и знают те, с которыми работали. Есть позитивные сдвиги и в их отношении к самостоятельному чтению детских книг. Они пытаются реализовать свои умения общаться с книгой – собеседником. Работа с книгой оказала весьма благоприятное влияние на общее развитие детей.

             Результаты диагностик  показывают, что формирование читательской самостоятельности  через эффективные методы развивает устойчивую потребность в чтении книг и обеспечивает выпускнику начальных классов достаточный уровень для успешного изучения литературы в среднем звене школы по любой программе.

            Результаты моей работы позволяют сделать вывод о наличии положительного отношения детей и их родителей к литературному чтению, посещение родителями уроков и внеклассных мероприятий, потребности творческой деятельности учащихся, потребности в чтении.

        7. Возможность тиражирования.

        Обобщение собственного педагогического опыта реализовано в   выступлениях на заседаниях ШМО.    Для родителей обучающихся провожу беседы на родительских собраниях, групповые и индивидуальные консультации, круглые столы по обмену опытом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта

Обобщение опыта работы по проблеме «Совершенствование образовательного процесса на основе развивающих технологий обучения»...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта по теме: «Использование информационно-коммуникационных технологии как средство активизации познавательной деятельности младших школьников»

Педагогическая идея.    Усиление мотивации учащихся к учебной деятельности при использовании компьютерных технологий.    Задача. Как повысить интерес учащихся к уроку с п...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта

Применение современных образовательных технологий в начальной школе...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта

Это мой первый опыт работы по УМК "Перспективная начальная школа", но именно он дал толчок при работе над такой методической проблемой как"Обогащение словарного запаса младших школьников на уроках раз...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта

Методическая проблема : "Языковое образование младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения"...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя начальных классов Тимофеевой Наталии Валерьевны

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя начальных классовТимофеевой Наталии Валерьевны...