Представление инновационного педагогического опыта работы учителя начальных классов Карповой Елены Анатольевны
материал на тему

Карпова Елена Анатольевна

«Учебные проекты как средство развития навыков исследовательской деятельности младших школьников»

Основными задачами современного образования являются развитие творческих способностей учащихся, подготовка их к различным формам творческой деятельности, выработка адекватного отношения к окружающему миру. У каждого учителя своя цель при обучении и воспитании школьников.

 

Цель моей работы с учениками заключается в воспитании всесторонне развитой личности, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника. На каждом уроке, при выполнении любой работы ученики усваивают новые задания и включены в самостоятельную учебно-познавательную деятельность. Так происходит обучение, строящееся на гуманных началах. Ученики чувствуют доверие к себе, уважение к своей личности. Стараюсь не только учить детей, но и к ним обращаюсь за помощью и советом. В результате такого сотрудничества формируется взаимное доверие друг к другу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Представление инновационного педагогического опыта работы

учителя начальных классов

Карповой Елены Анатольевны

«Учебные проекты как средство развития навыков исследовательской деятельности младших школьников»

Актуальность опыта

Основными задачами современного образования являются развитие творческих способностей учащихся, подготовка их к различным формам творческой деятельности, выработка адекватного отношения к окружающему миру. У каждого учителя своя цель при обучении и воспитании школьников.

Цель моей работы с учениками заключается в воспитании всесторонне развитой личности, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника. На каждом уроке, при выполнении любой работы ученики усваивают новые задания и включены в самостоятельную учебно-познавательную деятельность. Так происходит обучение, строящееся на гуманных началах. Ученики чувствуют доверие к себе, уважение к своей личности. Стараюсь не только учить детей, но и к ним обращаюсь за помощью и советом. В результате такого сотрудничества формируется взаимное доверие друг к другу.

Это очень актуально для развития современного общества, которое требует от человека способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.

Свою задачу как учителя вижу в том, чтобы при обучении, помочь максимально раскрыться духовным силам ребёнка. Ведь дети поступают в школу с разным уровнем подготовки. И важно помочь развить потенциал каждого ребенка в процессе его собственной деятельности. Стараюсь выработать и сформировать устойчивую потребность каждого ученика в саморазвитии, самообразовании. Учу анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему и давать адекватную самооценку, быть ответственным, уметь творить и сотрудничать.

Концептуальность

Изучение методической литературы федерального государственного образовательного стандарта наталкивает на идею формирования исследовательской культуры учащихся на уроках и во внеурочное время через метод проектов. Действенность этого метода обусловлена тем, что он позволяет учащимся выбрать работу по своим интересам и через дело, которое соответствует их способностям, формирует ключевые компетенции. Выполняя проекты, учащиеся осваивают методы творческой деятельности, учатся самостоятельно находить и анализировать информацию, получать и применять знания по различным отраслям, приобретать умения и навыки практической работы, опыт решения реальных задач.

Теоретическая база опыта

Ориентируясь на цели и задачи, которые стоят перед учителем, зная запросы обучающихся в современном мире, я стала использовать в своей работе проектный метод. Свою деятельность по внедрению проектного метода начала в 2013 году, с изучения теоретической литературы.

В России идеи проектного обучения возникли у русских педагогов еще в начале XX века (С.Т.Шацкого, А.И.Зеленского). Они считали, что нельзя создать рациональную организацию школьной жизни ученика без проектной деятельности, а полученные знания должны реально применяться на практике. Станислав Теофилович Шацкий называл метод проектов, как «подход к обучению, согласно которому ученик в своей работе должен исходить из факта и его восприятия, а наблюдение и эксперимент – обязательная часть процесса обучения».

В пособии Н.Ю. Пахомова «Метод учебного проекта» представлены дидактические возможности учебного проекта и особенности методики его осуществления, которые позволят учителю глубже понять и эффективно использовать психолого-педагогические факторы этого метода в практической работе.

В книге И.С. Сергеева «Как организовать проектную деятельность учащихся» изложены подходы к вопросам организации проектной деятельности учащихся в школе: что такое проектный метод, каковы основные требования к проекту, как правильно спланировать проектную деятельность на уроке и в масштабах школы, каковы основные проблемы и трудности метода проектов и мн. др.

По определению доктора педагогических наук Е.С. Полат метод проектов – это метод обучения, который предполагает определённую совокупность учебно-познавательных приёмов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате действий учащихся с обязательной презентацией проекта. 

Целью использования проектного метода является создание условий для формирования исследовательских умений учащихся, способствующих развитию творческих способностей и логического мышления. 

Поэтому в своей работе я большое внимание уделяю учебным проектам как средству развития навыков исследовательской деятельности младших школьников.

Технология опыта

Учебный проект – специально организованный педагогом и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий по решению значимой для учащегося проблемы, завершающихся созданием творческого продукта.

Главная идея организации проектной деятельности учащихся: развитие познавательных интересов обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развивать критическое мышление.

Основным тезисом современного понимания проектной деятельности учащихся является: "Все, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить".

Я начинаю вовлекать своих учеников в мини-исследования на уроках с первого класса. С этой целью я провожу специальные родительские собрания, на которых разъясняю суть проектно-исследовательской работы и ее значимость для развития личности ребенка, рассказываю об основных этапах проектной деятельности и формах возможного участия в ней родителей. Это будут лишь элементы проектной деятельности в её классическом понимании. Но это будет "проект". Родители могут помочь детям подобрать фотографии к проектам по окружающему миру: «Моя малая Родина» - собрать сведения о родном крае; «Моя семья», «Мой класс и моя школа», «Мои домашние питомцы» - помочь выполнить несложные исследования по наблюдению. Защищая свои проекты на уроках математики дети узнают новое про цифры и вычислительные машины – «Математика в числах, загадках и пословицах», «Математика вокруг нас. Форма, размер, цвет. Узоры и орнаменты» - подбирают информацию для теоретического обоснования проектов; выполняют задания в проектах по русскому языку: «Скороговорки», «Сказочная страничка»; проявляют познания в защите своей работы по литературному чтению: «Сказочная страна».

Это дает ребятам возможность активно участвовать в овладении новыми знаниями.

Проектно-исследовательская деятельность присутствует как в процессе обучения, так и во внеклассной работе. При организации проектной деятельности обязательно учитываю возрастные и психолого-физиологические особенности учащихся, на первом этапе использую наглядность, образец, шаблоны.

Оптимальность и эффективность средств

При изучении нового материала стремлюсь лишь направлять деятельность учеников. Они самостоятельно участвуют в процессе исследовательской деятельности, в завершении подводим итог, даем точную формулировку установленным алгоритмам действий и знакомимся с общепринятой системой обозначения.

Реализация исследовательской деятельности позволяет мне не только повысить мотивацию учащихся на предмет получения новых знаний, но и

выявить наиболее одаренных детей, склонных к исследовательской деятельности, учить детей творчеству, воспитывать в каждом ребенке самостоятельную личность, владеющую инструментарием саморазвития и самосовершенствования, умеющую находить эффективные способы решения проблемы, опираясь на имеющийся жизненный опыт, осуществлять поиск нужной информации, критически мыслить, вступать в дискуссию.                                    

Результативность опыта

Результативность - главный стимул любой деятельности. Результативность исследовательской деятельности в урочной работе находит отражение в качестве обученности учащихся.

Анализ успеваемости и качества знаний по предметам, диагностика учебной мотивации, проведённые среди моих учеников, наглядно демонстрируют это утверждение.

Качество знаний обучающихся по итогам года составляло:

2013-2014 учебный год - 72 % (4 класс)

2014-2015 учебный год - не аттестовывались (1 класс)

2015-2016 учебный год – 85% (III четверть 2 класс)

У обучающихся формируются основные учебные умения, позволяющие им успешно адаптироваться в основной школе и продолжить предметное обучение по любому учебно-методическому комплекту. Наши дети – это люди нового поколения, нового информационного общества. А значит, им нужны новые навыки и умение, касающиеся работы с информацией.

Возможность тиражирования

За время работы по теме были проведены уроки по защите проектов, выступление на заседании методического объединения учителей начальных классов «Учебные проекты как средство развития навыков исследовательской деятельности младших школьников», участвовала на Межрегиональном научно-практическом  семинаре «Актуальные проблемы педагогики и методики дошкольного и начального образования» с докладом на тему: «Учебные проекты как средство развития навыков исследовательской деятельности младших школьников», проводила демонстрацию проектов учащимся других классов школы «Выставка проектов».

Наличие обоснованного числа приложений, наглядно иллюстрирующих основные формы и приёмы работы с учащимися

Участие и победы в конкурсах, защита своих проектов и исследовательских работ — важнейший итог реализации творческой активности учеников.

Учащиеся осваивают методы творческой деятельности, учатся самостоятельно находить и анализировать информацию.

Проекты некоторых моих учеников:

Зоткин Максим  Мой прапрадед  70-летию Победы посвящается…

http://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2016/01/18/prezentatsiya-70-letiyu-pobedy-posvyashchaetsya

Турчаева Яна «Бенгальский тигр»  

http://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2016/02/03/prezentatsiya-okruzhayushchiy-mir-2-klass-krasnaya-kniga-ili-vozmem-pod

Матюшкина Анастасия «Красота воды»

http://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2015/11/19/prezentatsiya-okruzhayushchiy-mir-2-klass-krasota-vody

Плаксина Ксения «Панно из шерсти»

http://nsportal.ru/ap/library/khudozhestvenno-prikladnoe-tvorchestvo/2015/10/13/master-klass-panno-iz-shersti-lebed-n-0 

Защита проектов «Мои домашние питомцы»

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/2015/04/09/prezentatsiya-zashchita-proektov-po

Защита проектов

http://nsportal.ru/user/211310/page/vesti-s-urokov

Участие и победы моих учеников в различных конкурсах— важный показатель реализации их творческой активности, повышение самооценки, желание работать дальше, проявление желания узнать больше.

2015-2016 учебный год

- Призер Открытого российского интернет-конкурса «Пословицы и поговорки» Матюшкина Настя (I степень)

- Призер Открытой российской математической интернет-олимпиады

для школьников  Матюшкина Настя (I степень)

- Призер международной дистанционной олимпиады проекта «Инфоурок» по математике Матюшкина Настя (I степень);

- Призер международной дистанционной олимпиады проекта «Инфоурок» по математике Чудин Дима (II степень);

- Призер международной дистанционной олимпиады проекта «Инфоурок» по

русскому языку Сыбачина Анна (III степень)

- Призер Всероссийской дистанционной олимпиады по предметам начальной школы проекта «Мега-Талант» Федотов Алексей (II степень)

- Призер Открытой российской интернет-олимпиады по русскому языку

для школьников  Матюшкина Настя (I степень)

- Зимняя Открытая Московская онлайн олимпиада по математике

«Олимпиада Плюс»

Победители Матюшкина Настя, Щербаков Максим  

- III  Всероссийский блиц - турнир «Жар-птица»

2 место - Тамонова Екатерина, Сыбачина Анна,

3 место - Хачатрян Арсине

- Международный дистанционный блиц-турнир по русскому языку

проекта «Новый урок»

1 место Фролов Дмитрий

- Международная  дистанционная олимпиада  проекта «Инфоурок»

2 место Девяткин Иван;

- Тестирование по математике на проекте «Новый урок»

«Золотой сертификат знаний»  Девяткин Иван

- Международный  дистанционный блиц-турнир по математике

«В царстве чисел» проекта «Новый урок»

1 место Крайнов Сергей

- III Открытая Московская онлайн – олимпиада по математике

«Олимпиада Плюс»

Победитель Тамонова Екатерина

- Онлайн – олимпиада по предпринимательству «Юный предприниматель» проекта Учи.ру

Победитель Видясов Андрей, Егоров Андрей

Адресные рекомендации по использованию опыта

Описание использования  моего опыта дано в публикациях на моем  личном сайте:

http://nsportal.ru/karpova-elena-anatolevna