Викторина по математике - технологическая карта по внеурочной деятельности «Умники и умницы», 1 класс
статья (1 класс) на тему

Миронова Ирина Александровна

Проведённое занятие соответствует требованиям ФГОС НОО. Материал урока опирается на знания обучающихся, полученных в детском саду и приобретенных на уроках в 1 классе. По типу – это урок изучения новых знаний и способов действий. Занятие проходило в форме  викторины. При подготовке к занятию постаралась учесть работоспособность класса, индивидуальные особенности каждого ребенка и осуществить личностно-ориентированный подход. Использовала проблемные технологии. Свое занятие я строила, опираясь на принцип сотрудничества, делового партнерства учителя и учащихся, использовала частично-поисковый метод. Старалась ставить такие вопросы, где у учащихся возникала необходимость обосновывать свою точку зрения, т.е. использовался принцип обоснованного ответа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneurochka.docx326.91 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Автор, разработчик

Миронова Ирина Александровна

Дата

ФЕВРАЛЬ, 2016

Предмет

Внеурочная деятельность «Умники и умницы»

Класс

1 класс

Тип урока

Урок изучения и первичного закрепления знаний                                                                                                                                      

Тема урока

Викторина по математике

Цель (планируемые результаты)

- развитие математических способностей.

- увлечь детей математикой.

Задачи урока

- закрепить понятия «больше», «меньше», «равно».

- учить решать задачи в одно действие

- отработка вычислительных навыков в пределах 10 (сложение, вычитание)

- учиться решать логические задачи и графические задания

- умение разгадывать ребусы, кроссворды

Оборудование

- ТСО, Интернет ресурсы.

Пособия:

- кроссворд

- презентация

- карточки на каждого ребенка.

- ребусы

Этапы урока

Планируемые результаты (формирование УУД)

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

- Настрой на занятие

Познавательные умения (общеучебные)

Есть такое высказывание: «Математика – царица наук, арифметика – царица математики» К.Ф. Гаусс

- Как вы его понимаете?

Ответы детей

Арифме́тика (др.- греч. — число) — раздел математики, изучающий числа, их отношения и свойства. Предметом арифметики является понятие числа в развитии представлений о нём (натуральныецелые и рациональныедействительныекомплексные числа) и его свойствах.

В арифметике рассматриваются измерения, вычислительные операции(сложениевычитаниеумножениеделение) и приёмы вычислений. Изучением свойств отдельных целых чисел занимается высшая арифметика, или теория чисел. Теоретическая арифметика уделяет внимание определению и анализу понятия числа. Арифметика является древнейшей и одной из основных математических наук, она тесно связана с алгебройгеометрией и теорией чисел. Причиной возникновения арифметики стала практическая потребность в счёте, простейших измерениях и вычислениях. Наука развивалась вместе с усложнением задач, требующих решения. Большой вклад в развитие арифметики внесли греческие математики, в частности философы - пифагорейцы, пытавшиеся с помощью чисел постичь и описать все закономерности мира. Предметом арифметики являются числовые множества, свойства чисел и действия над числами. К ней также относят вопросы, связанные с техникой счёта, измерениями, происхождением и развитием понятия числа. Арифметика изучает натуральные и рациональные числа или дроби.

Первый этап (определение темы урока, постановка цели и задач)

регулятивные умения (целеполагания)

- Сегодня наше занятие пройдет в виде викторины. А что такое викторина? Кто мне может объяснить? 

- Какие цели мы с вами поставим перед собой.

Виктори́на — игра, заключающаяся в ответах на устные или письменные вопросы из различных областей знания. Викторины в основном отличаются друг от друга правилами, определяющими очерёдность хода, тип и сложность вопроса, порядок определения победителей, вознаграждение за правильный ответ. Существуют настольные викторины с заранее подготовленными вопросами. Очень часто на рынке настольных игр одновременно представлено несколько версий одной и той же игры, различающихся набором (часто уровнем сложности) вопросов. Встречаются также дополнительные наборы вопросов, продающихся отдельно от игры.

- ВЫПОЛНИТЬ ВСЕ ЗАДАНИЯ, ИСПОЛЬЗУЯ СВОИ ЗНАНИЯ

Основной этап

1 задание

Познавательные умения (логические)

http://v.900igr.net:10/datai/matematika/Uroki-matematiki-v-shkole/0017-025-Uroki-matematiki-v-shkole.png  http://uch.znate.ru/tw_files2/urls_15/11/d-10625/img20.jpg

http://kak.znate.ru/pars_docs/refs/53/52945/52945_html_m37e63780.gif

http://fs00.infourok.ru/images/doc/241/205012/1/hello_html_121b9619.png

http://uch.znate.ru/tw_files2/urls_8/14/d-13292/13292_html_38087ec5.png

Ответы детей:

КВАДРАТ, ВЕРШИНА, УГОЛ, РАЗНОСТЬ, РОМБ

http://allforchildren.com.ua/10-016.gif

http://festival.1september.ru/articles/634620/Image2823.gif

КОРЕНЬ, РАВЕНСТВО

http://evropit.by/news/pictures/c782305dbd.jpg

http://static.wixstatic.com/media/56618c_c2293241cb475c321e27fa098c9c9c7f.png_srz_345_145_85_22_0.50_1.20_0.00_png_srz

КУБ, ЛОБАЧЕВСКИЙ

РАСШИРЕНИЕ КРУГОЗОРА ОБУЧАЮЩИХСЯ

Lobachevsky 03 crop.jpg

Никола́й Ива́нович Лобаче́вский (20 ноября (1 декабря1792Нижний Новгород — 12 (24) февраля1856Казань) — русский математик, один из создателей неевклидовой геометрии, деятель университетского образования и народного просвещения.

Известный английский математик Уильям Клиффорд назвал Лобачевского «Коперником геометрии». Лобачевский в течение 40 лет преподавал в Казанском университете, в том числе 19 лет руководил им в должности ректора; его активность и умелое руководство вывели университет в число передовых российских учебных заведений. По выражению Н. П. Загоскина, Лобачевский был «великим строителем» Казанского университета.

2 задание

Коммуникативные умения (работа в парах)

Найди ошибки: (работа в парах)

8 = 8   4 + 3 = 8   2 + 7 = 9    7 > 4

3 < 1   3 + 1 < 6    6 – 4 > 3

7 + 1 = 1 + 7         5 < 5 + 4

Ответы детей:

4 + 3 = 7   3 > 1    6 – 4 < 3 

3 задание

Коммуникативные умения (работа в группах)

регулятивные умения (оценка)

Найди лишние выражения и зачеркни их: (работа в группах)

1 + 6           3 + 4               2 + 3          5 + 2

7 – 2       7 – 6        8 – 3           7 – 3

- ОЦЕНИТЕ ОТВЕТЫ ДРУГИХ!

Ответы детей:

1 + 6 = 7 – всего фигур

3 + 4 – 3 треугольника и 4 круга

2 + 3 – 2 маленьких треугольника и 3 маленьких круга

7 – 2 – из 7 фигур убрать 2 большие = останутся маленькие

7 – 6 - из 7 фигур убрать 6 красных = останутся зеленые

7 – 3 - 7 фигур убрать 3 круга = останутся треугольники

8 – 3   и   5 + 2 – лишние

4 задание

Коммуникативные умения (работа в группах)

Кроссворд по сказке «Буратино»

1. Утром Мальвина потратила 2 минуты на умывание и 3 минуты на чистку зубов. Сколько времени потребовалось Мальвине на утренний туалет?
2. Спасаясь от Карабаса Барабаса, Буратино залез на сосну, на которой росло 9 шишек. 2 шишки Буратино сбросил на директора кукольного театра. Сколько шишек осталось на сосне?
3. Черепаха Тортилла дружила с 3 маленькими и 3 большими лягушками. Сколько всего лягушек были подругами Тортиллы?
4. Лиса Алиса и Кот Базилио выкопали 5 золотых, которые спрятал Буратино на Поле Чудес в Стране Дураков. Лиса отдала коту 2 золотых. Сколько золотых лиса оставила себе?
5. На пуделя Артемона напали 4 полицейских пса. 3-х псов Артемон прогнал. Сколько полицейских псов продолжали сражаться с Артемоном?

http://academy4baby.ru/wp-content/uploads/2013/02/matem_krossvord11.jpg

  1. Пять
  2. Семь
  3. Шесть
  4. Три
  5. Один

 Контрольное слово: Пьеро

5 задание

Познавательные умения (логические)

Сколько треугольников ты видишь на рисунке?

9 треугольников

6 задание

Коммуникативные умения (работа в группах)

Вставь вместо звёздочки знак «+» или «-»:

5 * 3 = 8       7 * 2 = 9     3 * 5 = 8      2 * 7 = 9                    8 * 3 = 5       9 * 7 = 2      8 * 5 = 3     9 * 2 = 7                   5 * 4 = 9       6 * 4= 10     3 * 7 = 10        1 * 9 = 10

7 * 4 = 3       5 * 4 = 1      10 * 0= 10

2 * 2 * 3 = 1     3 * 2 * 1 = 4            4 * 1 * 2 =1

Ответы детей:

5 + 3 = 8       7 + 2 = 9         3 + 5 = 8           2 + 7 = 9               8 + 3 = 5      

9 - 7 = 2        8 - 5 = 3          9 - 2 = 7           5 + 4 = 9                6 + 4= 10    

3 + 7 = 10        1 + 9 = 10     7 - 4 = 3          5 - 4 = 1            10 + (-) 0= 10

2 + 2 - 3 = 1     3 + 2 - 1 = 4            4 - 1 - 2 = 1

7 задание

Познавательные умения (общеучебные)

Расшифруй слово: 7 – 2 – 1 = … М

5 + 4 + 1 = … Р        4 - 1 – 2 = …  П

2 + 2 + 2 = … Я       3 + 4 – 2 = … А

    1      10        6       4         5       6

 

 

 

 

 

 

7 – 2 – 1 = 4 … М

5 + 4 + 1 = 10… Р        

4 - 1 – 2 = 1…  П

2 + 2 + 2 = 6… Я

3 + 4 – 2 = 5… А

Кодовое слово: ПРЯМАЯ

8 задание

Коммуникативные умения (работа в группах)

Познавательные умения (общеучебные)

- Вспомним состав числа:http://astaforova.ucoz.ru/_si/0/s83102538.jpg

Дети на скорость вместе раскрашивают снеговика.

9 задание

Коммуникативные умения (работа в группах)

Познавательные умения (логические)

Реши задачи:

1. Женя, Вадим, Андрей и Кирилл играли в шахматы. Каждый сыграл с каждым по одной партии. Сколько всего партий сыграно?

2. Три брата живут в одном доме, но в разных подъездах. Кто в каком подъезде живёт, если известно, что старший брат живёт не во втором подъезде, а средний не во втором и не в третьем?

1.

Женя

Вадим

Андрей

Кирилл

Женя

=

=

=

Вадим

=

=

=

Андрей

=

=

=

Кирилл

=

=

=

Всего: 12 игр

2. ответ: 1 подъезд – средний брат

               2 подъезд – младший брат

               3 подъезд - старший брат

Заключительный этап (подведение итогов, оценивание, рефлексия)

Подводим итоги вместе: коммуникативные, личностные, регулятивные,

Разбалловка (оценка) мах

1 команда

2 команда

3 команда

4 команда

5 команда

1 задание – 9 баллов

 2 задание – 3 балла

 3 задание – 2 балла, с пояснение +2 балла

 4 задание – 4 балла

 5 задание – 5 баллов

 6 задание – 9 баллов

 7 задание – 3 балла

 8 задание – 3 балла

 9 задание - 1зад. – 5 баллов

                    2 зад. – 3 балла

Мах кол-во баллов- 48

Всего:  

«Я справился с заданием самостоятельно на «отлично»;

Я справился с заданием «хорошо»

« Я не справился  с заданием так, как хотелось. Мне надо ещё поучиться…»


Самоанализ открытого занятия

по внеурочной деятельности «Умники и умницы» 

1 класс, от19.02.2016 г.

учителя  начальных классов

Мироновой Ирины Александровны

Тип урока: «Урок изучения новых знаний и способов действий»

Тема урока: «Викторина по математике»

Цели:

  • Развитие математических способностей.
  • Увлечь детей математикой.
  • Организовать деятельность по восприятию, осмыслению, запоминанию знаний по математике.
  • Помочь детям осознать социальную, практическую, личностную значимость учебного материала.

Задачи:

  • закрепить понятия «больше», «меньше», «равно».
  • учить решать задачи в одно действие
  • отработка вычислительных навыков в пределах 10 (сложение, вычитание)
  • учиться решать логические задачи и графические задания
  • умение разгадывать ребусы, кроссворды

Проведённое занятие соответствует требованиям ФГОС НОО. Материал урока опирается на знания обучающихся, полученных в детском саду и приобретенных на уроках в 1 классе. По типу – это урок изучения новых знаний и способов действий. Занятие проходило в форме  викторины. При подготовке к занятию постаралась учесть работоспособность класса, индивидуальные особенности каждого ребенка и осуществить личностно-ориентированный подход. Использовала проблемные технологии. Свое занятие я строила, опираясь на принцип сотрудничества, делового партнерства учителя и учащихся, использовала частично-поисковый метод. Старалась ставить такие вопросы, где у учащихся возникала необходимость обосновывать свою точку зрения, т.е. использовался принцип обоснованного ответа.

Организационный момент включал в себя релаксацию на создание доброжелательной атмосферы, настраивал на продуктивную работу.

С помощью раскрытия понятия «Викторина» дети ставят цели урока.

На основном этапе данного занятия была актуализация  субъектного опыта учащихся, которая помогла  закрепить знания по темам: «понятия «больше», «меньше», «равно», решать задачи в одно действие, вычислительные навыки в пределах 10 (сложение, вычитание), решать логические задачи и графические задания. А также использованы такие задания, как разгадывание ребусов, кроссвордов, что способствует развитию логического мышления, расширению кругозора и прослеживается матапредметность: на ряду с математикой - литературное чтение, окружающий мир, русский язык. Применение мультимедийных технологий позволило воспринимать большой объем материала в доступной и интересной форме. Рефлексия и подведение итогов занятия проходили вместе с детьми. Было интересно, обосновывая постановки баллов за каждое задание.

Занятие я старалась вести таким образом, чтобы мои ученики были активными участниками учебного процесса для достижения поставленных целей. Способствовала тому,  чтобы царила доброжелательная, теплая атмосфера и дети активно работали. На занятии прослеживалось смена видов деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое планирование внеурочной деятельности Умники и умницы (математика) 4 класс

Программа курса «Умники и умницы»  для учащихся 4  класса составлена  на основе  положения о рабочей программе по внеурочной деятельности в МБОУСОШ №5 в начальной школе. Данное пол...

Технологическая карта внеурочной деятельности "Умники и умницы". 4 класс.

В данной технологической карте вы найдете подробное описание хода мероприятия...

Программа внеурочной деятельности Умники и умницы класс

Настоящая программа  внеурочной деятельности  разработана для обеспечения развития познавательных и творческих способностей младших школьников, расширения математического кругозора и э...

Технологическая карта по внеурочной деятельности « Юным умникам и умницам».

Тема: Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Умники и умницы» (Информатика, логика, математика) 1 – 4 классы

Программа курса реализована в рамках «Внеурочной деятельности» общеинтеллектуального направления....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Умники и умницы» (Информатика, логика, математика) 1 – 4 классы

Программа курса реализована в рамках «Внеурочной деятельности» общеинтеллектуального направления....

Технологическая карта к занятию внеурочной деятельности "Умники и умницы" в 3 классе по теме "Занимательные задачи. Агенты"

Название кружка: «Умники и умницы»Направленность внеурочной деятельности: общеинтеллектуальноеКласс / возраст детей: 3 «В» / 9 летТема: «Занимательные задачи»....