Часть адаптированной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья
материал на тему

Долгополова Анна Сергеевна

Данный материал готовился для самозащиты в рамках курсов "Досупная среда"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chast_adaptirovannoy_obrazovatelnoy_programmy.doc236 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Верх-Обская СОШ им. М.С. Евдокимова»

Часть адаптированной образовательной программы

для детей с ограниченными возможностями здоровья

выполнила: учитель начальных классов

Долгополова А.С.

квалификационная категория: -

2015 год

Оглавление

Введение………………………………………....…………………..……..3

Глава 1. Теоретические аспекты  составления адаптированной  основной образовательной программы начального общего образования обучающихся с ОВЗ…………………………………………………………………6

Глава 2. Практические аспекты деятельности педагогических кадров по работе с обучающимися с ОВЗ…………………………………............................ 19

Заключение……………………………………………………………...…33

Литература………………………………………………….….………….35


Введение

Актуальность. Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья  и детьми – инвалидами образования является их неотъемлемым законодательно закреплённым правом и основополагающим условием успешной социализации. Обеспечения полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в доступных видах социальной деятельности, согласно Закону РФ  «Об образовании» эти дети обладают дополнительными образовательными правами, на особые педагогические подходы и специальные образовательные условия, закреплёнными в ст.2,5,16, 29,31.

Обеспечение реализации прав детей с ОВЗ и детей – инвалидов на образование является одной из важнейших задач  нашей школы.

   Адаптированная программа для детей с ОВЗ — это комплексная программа, направленная на  обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с задержкой психического развития и и умственной отсталостью и оказание помощи детям этой категории в освоении образовательной  программы начального общего образования.

 Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития и умственной отсталостью направлена на формирование у них общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности (нравственное, эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое) в соответствии с принятыми в семье и обществе нравственными и социокультурными ценностями; овладение учебной деятельностью. Всё большее число ребят относят к группе риска - проблемным: интеллектуально пассивным, испытывающим трудности в обучении, поведении. Повышенная уязвимость  детей из группы риска требует большего внимания к индивидуализации образовательного процесса с учетом социальной и психолого-педагогической компенсации трудностей развития и обучения.

Цель программы: создание условий обучения и воспитания детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы начального общего образования, специальной коррекционной программы, коррекцию недостатков в развитии обучающихся, посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса, их социальную адаптацию.

Программа коррекционного  обучения  в образовательном учреждении предусматривает обучение в общеобразовательном классе  или по индивидуальной программе, с использованием надомной и (или) дистанционной формы обучения.

Задачи программы

  • Своевременное выявление детей с трудностями адаптации, обусловленными ограниченными возможностями здоровья;
  • определение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов;
  • определение особенностей организации образовательного процесса для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой нарушения развития и степенью его выраженности;
  • создание условий, способствующих освоению детьми с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы начального общего и основного общего образования или программы коррекционного обучения VII  и VIII вида и их интеграции в образовательном учреждении;
  • обеспечение возможности обучения и воспитания по дополнительным образовательным программам;
  • оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с ограниченными возможностями здоровья по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.

При составлении индивидуальной программы развития ребенка используются следующие методы и приемы:

  • изучение документов, личных дел;
  • знакомство с медицинским обследованием, выделение неблагополучных этапов в развитии ребенка;
  • изучение социума (внешкольных связей) ребенка;
  • диагностические исследования.

Практическая значимость  программы  состоит в том, что дети с ОВЗ могут получить психологическую и педагогическую помощь  в школьном возрасте, но особая ее  ценность  в опыте оказания образовательных услуг для детей разных категорий в условиях обычных общеобразовательных учреждений, когда дети не только совместно проводят досуг, но и получают образование, находясь определенное время, большее или меньшее, среди нормально развивающихся сверстников на учебных занятиях или уроке.

Глава 1. Теоретические аспекты  составления адаптированной  основной образовательной программы начального общего образования обучающихся с ОВЗ.

Государство гарантирует любому ребенку право на получение бесплатного общего образования. За относительно небольшой отрезок времени в России произошел переход от закрытой «медицинской» модели обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) к более открытым моделям, среди которых наибольшее распространение получил интегрированный подход к обучению. Педагогическая интеграция предполагает совместную жизнь детей с отклонениями в развитии и их нормально развивающихся сверстников в стенах образовательного учреждения. Совместное обучение - сложная проблема, поэтому при ее решении необходимо опираться на имеющиеся теоретические обоснования и практические разработки, что позволит осуществить подлинную социально-образовательную интеграцию.

Актуальной становится адаптация образовательного процесса к индивидуальным особенностям обучающихся, различному уровню содержания обучения, условиям развития школы в целом, путем введения в образовательный процесс новых методик обучения и воспитания, диагностики уровня усвоения знаний, умений и навыков, психологической диагностики уровня актуального развития, создания условий для максимального раскрытия творческого потенциала учителя, комфортных условий для развития личности ребенка.

В соответствии с ч. 1 ст. 79 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 № 273 (далее – Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации") установлено: «… содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида».  В связи с этим,  для получения общего образования детьми с ОВЗ в общеобразовательных организациях  должны разрабатываться соответствующие адаптированные основные общеобразовательные программы (отдельными документами) с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей.  

Примерная адаптированная основная образовательная программа (далее ПрАООП) начального общего образования детей с ОВЗ – это учебно-методическая документация, определяющая рекомендуемые федеральным государственным образовательным стандартом объем и содержание образования, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности, включая примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы. В структуру ПрАООП включаются: примерный учебный план, примерный календарный учебный график, примерные рабочие программы учебных предметов и иные компоненты.

Примерная адаптированная основная образовательная программа начального общего образования детей с ОВЗ разрабатывается на основе федерального государственного образовательного стандарта.

Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования обучающихся с ОВЗ – это образовательная программа, адаптированная для обучения этой категории обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию. Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования обучающихся с ОВЗ самостоятельно разрабатывается и утверждается организацией, осуществляющей образовательную деятельность в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования,  для обучающихся с ОВЗ и с учетом примерной адаптированной основной образовательной программы начального общего образования детей с ОВЗ. Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования обучающихся определяет содержание образования, ожидаемые результаты и условия ее реализации.

Нормативно-правовую базу разработки АООП НОО обучающихся с задержкой психического развития составляют:

  • Закон Российской Федерации «Об образовании» (в действующей редакции);
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373, зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г., регистрационный номер 17785);
  • Приказ Минобразования РФ от 10.04.2002 N 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;
  •  Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на  2014/2015 учебный год;
  • СанПиН 2.4.2. 2821 - 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированным в Минюсте России 3 марта 2011 г.,

В структуре варианта В АООП НОО обучающихся с задержкой психического развития представлены:

1. Пояснительная записка, в которой раскрыты: цели и задачи АООП, срок ее освоения, представлена краткая психолого-педагогическая характеристика обучающихся.

2. Планируемые результаты освоения обучающимися адаптированной основной образовательной программы начального общего образования.

3. Система оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения адаптированной основной образовательной программы начального общего образования.

4. Содержание образования:

― Учебный план, включающий календарный график организации учебного процесса (Примерный календарный учебный график).

― Программы учебных предметов, курсов.

― Программа коррекционной работы.

― Программа формирования универсальных учебных действий.

― Программа духовно-нравственного развития.

― Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.

― Программа внеурочной деятельности.

5. Условия реализации АООП:

― кадровые условия;

― финансово-экономические условия;

― материально-технические условия.

 Определяющие принципы разработки и реализации программы:

Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.

Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.

        Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи  в  решении проблемы или определения подхода к её решению.

        Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии.

        Рекомендательный характер оказания помощи.

        Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения детьми образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ограниченными возможностями здоровья в специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы).

Направления работы

Программа коррекционного обучения  на ступени начального общего и основного         общего         образования включает в себя взаимосвязанные направления. Данные направления         отражают её основное содержание:

- диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и         подготовку документации для обследования на  психолого-медико-педагогической комиссии;

- коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения;

- консультативная работа обеспечивает необходимую помощь  детям  с ограниченными возможностями здоровья и их семьям  по вопросам обучения, воспитания обучающихся;

- информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.

Характеристика содержания

Диагностическая работа включает:

  • своевременное выявление детей, нуждающихся в специализированной помощи;
  • раннюю (с первых дней пребывания ребёнка в образовательном учреждении) диагностику отклонений в развитии и анализ причин трудностей адаптации;
  • изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребёнка;
  • изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребёнка с ограниченными возможностями здоровья;
  • контроль педагогов  за уровнем и динамикой развития ребёнка;
  • анализ успешности коррекционно-развивающей работы.
  • Коррекционно-развивающая работа включает:
  • выбор оптимальных для развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья коррекционных программ/методик, методов и приёмов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями;
  • системное воздействие на учебно-познавательную деятельность ребёнка в динамике образовательного процесса, направленное на формирование универсальных учебных действий и коррекцию отклонений в развитии;
  • социальную защиту ребёнка в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.

Консультативная работа включает:

  • выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, единых для всех участников образовательного процесса;
  • консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.
  • Информационно-просветительская работа предусматривает:
  • различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы,  печатные материалы), направленные на разъяснение участникам образовательного процесса – обучающимся (как имеющим, так и не имеющим недостатки в развитии), их родителям (законным представителям), педагогическим работникам, — вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья;
  • проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья.

Условия реализации программы

                           Организационные условия

 Данная программа предусматривает как вариативные формы обучения, так и различные варианты специального сопровождения учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Это могут быть формы обучения в общеобразовательном классе по общей образовательной программе или по индивидуальной программе; с использованием надомной и (или) дистанционной форм обучения.

             Психолого-педагогическое обеспечение включает:

   - оптимальный режим учебных нагрузок;

   - коррекционную  направленность учебно-воспитательного процесса;

   - учёт индивидуальных особенностей ребёнка;

    - соблюдение комфортного психоэмоционального режима;          

    - использование современных педагогических технологий;

    - оздоровительный и охранительный режим;

     - укрепление физического и психического здоровья;

 -профилактику физических, умственных и психологических перегрузок обучающихся;

        -  соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм;

    - участие всех детей с ограниченными возможностями здоровья, независимо от степени выраженности нарушений их развития, вместе с нормально развивающимися детьми в воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятиях.

Данная работа обеспечивается взаимодействием следующих специалистов и педагогов:

           - педагог-психолог;

           - социальный педагог;

           - учителя- предметники;

           - классный руководитель;

           - медсестра.

 Медсестра контролирует соблюдение требований СанПин 2.4.2.2821-10.

 Педагог - психолог проводит диагностику эмоциональной сферы, эстетических и познавательных потребностей и  оказывает помощь ребенку и родителям (законным представителям) в решении сложных социально-эмоциональных проблем.

Совместно с социальным  педагогом, педагогом – психологом  и медсестрой комплексное психолого-педагогическое и  медико-социального сопровождения учащихся с целью создания условий для их наиболее полной самоорганизации и освоения образовательных программ осуществляет классный руководитель и учителя – предметники.

                    Программно-методическое обеспечение:

    -УМК и  рабочие программы по учебным предметам;

   -  диагностический и коррекционно-развивающий инструментарий, необходимый для осуществления профессиональной деятельности учителя, педагога-психолога, социального педагога;

       -  цифровые образовательные ресурсы.

                               Кадровое обеспечение:

Обучение детей с ОВЗ  осуществляют педагоги и  специалисты соответствующей квалификации, имеющие специализированное образование, прошедшие обязательную курсовую или другие виды профессиональной подготовки. Уровень квалификации для каждой занимаемой должности соответствует квалификационным характеристикам по соответствующей должности.

                     Материально-техническое обеспечение:

 - наличие откидных пандусов и  специально оборудованных учебных мест;

 -  приобретение универсальных цифровых планшетов  для обучения детей с ОВЗ;

 - установка полов без перепадов и порогов;

 - расширение дверных проемов и установка поручней на путях движения.

                    Информационное обеспечение

- создание информационной образовательной среды для дистанционной формы обучения детей, имеющих трудности в передвижении, с использованием современных информационно-коммуникационных технологий.

- создание системы широкого доступа детей с ограниченными возможностями здоровья, родителей (законных представителей), педагогов к сетевым источникам информации, к информационно-методическим фондам, предполагающим наличие методических пособий и рекомендаций по всем направлениям и видам деятельности, наглядных пособий, мультимедийных, аудио- и видеоматериалов.

           Содержание рабочих программ по учебным предметам

    Рабочие программы для учащихся с ОВЗ составляются на основе примерных программ по предметам. Они соответствуют требованию ФКГОС и ФГОС. Программы определяют цели и задачи  изучения предмета,  возможные уровни освоения учебного материала, критерии и способы оценки образовательных результатов. Содержание программ обеспечивает возможность изучать предметы, как на уровне основного общего образования, так и на универсальном и профильном уровнях среднего общего образования. Количество часов, отведенное на изучение программного материала, планируется исходя из индивидуального учебного плана.

       Педагогические технологии, формы и методы обучения и воспитания детей с ОВЗ

    Технологии современного традиционного обучения.

Традиционное обучение предусматривает классно-урочную организацию  обучения, которая позволяет обеспечить:

            - систематический характер обучения;

            - логически правильное изучение учебного материала.

Технологии на основе личностной ориентации  образовательного процесса. Эта группа  педагогических технологий характеризуется ориентацией на  свойства личности, ее формирование и развитие в соответствии с природными  способностями человека, максимальной  реализацией возможностей детей. Она  представлена технологиями педагогики сотрудничества, реализующими гуманно-личностный подход к ребенку, применяющими активизирующий и  развивающий дидактический комплекс, осуществляющими педагогизацию  окружающей среды. Работа с применением данных технологий обеспечивает наиболее полное погружение  учащихся в педагогический процесс, «проживание» в себе особенностей такого взаимодействия участников  педагогического процесса, которое характеризуется гуманно-личностный  и  более того, индивидуальный подход к ребенку.

  Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся. Реализуют принцип активности ребенка в образовательном процессе,  осуществляется мотивация, осознанность потреблений в усвоении знаний и  умений, достигается соответствие социальным запросам учащихся, их  родителей и социального окружения.

В группу этих технологий входят игровые технологии, проблемное обучение, коммуникативная технология элементы которых реализуют педагоги школы.

 Игровые технологии (в основном познавательные и деловые игры) широко применяются на всех уровнях обучения, поскольку они являются  универсальным способом передачи опыта старших поколений, а в структуру  игры как деятельности органично входят целеполагание, планирование,  реализация цели, анализ результатов, в которых личность реализует себя как субъект деятельности.

  Проблемное обучение – такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и  активную самостоятельную  деятельность учащихся по их разрешению, в  результате чего происходит  творческое овладение знаниями, умениями и  навыками и развитие мысленных способностей обучающихся. Проблемное обучение является  важной подготовительной ступенькой к  достижению компетентности как прогнозируемого уровня образованности,  подготовке к решению учебных и жизненных задач.

Информационные (компьютерные) технологии  обеспечивают развитие  умений работать с информацией, развивают коммуникативные способности  учащихся, формируют исследовательские  умения, умения принимать  оптимальные решения, позволяют каждому работать в оптимальном темпе и  на оптимальном для него содержания. Тем самым происходит подготовка  учащихся к жизни в информационном обществе и освоению профессиональных образовательных программ.

Этапы программы и ответственные за их реализацию

         1. Сбор и анализ информации о детях с ОВЗ (психолог, соц. педагог, медсестра и классный руководитель):

 -  оценка контингента обучающихся для учёта особенностей развития и образования детей;

   -  определение способностей и потребностей;

  - оценка образовательной среды с целью соответствия требованиям программно-методического обеспечения, материально-технической и кадровой базы школы.

  Планирование, организация и координация деятельности (администрация, психолог, рук. ШМО, учителя – предметники):

-  организация образовательного процесса для детей с ОВЗ;

- обеспечение специального сопровождения детей с ОВЗ разными специалистами и педагогами;

- разработка рабочих программ.

Подготовка материально технической базы для создания доступной безбарьерной среды (администрация, завхоз):

 - создание в каждом учебном кабинете 1-2 места для инвалидов с дополнительным освещением и подводкой систем связи и информации;

 - приобретение коррекционно – развивающего программного комплекса в комплекте со специальной программируемой клавиатурой;

    - оборудование спортзала и спортплощадки модульным набором для инвалидов;

 - комплектование библиотеки специальными адаптивно - техническими средствами для инвалидов.

  - создание комфортных условий и оборудование зон отдыха и ожидания для детей с ОВЗ.

     Диагностика и контроль (администрация):

-  диагностика соответствия созданных условий и выбранных образовательных программ особым образовательным потребностям ребёнка;

- контроль за результатами освоения образовательных программ;

- контроль и диагностика подготовки учащихся, соответствие ее требованиям ФКГОС и  ФГОС.

Регуляция и корректировка (администрация, психолог, учителя – предметники):

- внесение необходимых изменений в образовательный процесс и процесс сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья;

-  корректировка условий и форм обучения, методов и приёмов работы.

Предполагаемые результаты реализации программы

     Создание комфортной и доступной среды в обучении, развитии и воспитании детей с ОВЗ:  

- способствующей качественному и доступному образованию;

- предоставляющей совместное обучение детей с ОВЗ и детей, не имеющих нарушений развития;

- обеспечивающей социальную адаптацию и интеграцию в социуме детей с ограниченными возможностями здоровья.

Глава 2. Практические аспекты деятельности педагогических кадров по работе с обучающимися с ОВЗ

Выбор приоритетных направлений работы школы, определение цели и задач деятельности педагогического коллектива с детьми с ОВЗ определяется в зависимости от  специфических характеристик образовательного пространства школы, а именно:

  • социальным заказом на обеспечение образовательных услуг для учащихся с ограниченными возможностями здоровья;
  • индивидуальными возможностями, способностями и интересами учащихся с интеллектуальными нарушениями и  их родителей;
  • реальным состоянием физического и нравственного здоровья учащихся; необходимостью поддерживать и развивать здоровый образ жизни;
  • необходимостью активизировать становление ценностных ориентаций обучающихся через систему  воспитания и дополнительного образования, обеспечивающую содержательный образовательно-культурный досуг.

Таким образом, организация инклюзивного образования в школе  строится на принципах личностно-ориентированной педагогики, гуманизации образования и вариативности содержания образования. В данной адаптированной образовательной программе формируются следующие приоритетные направления деятельности педагогического коллектива:

  • осуществление обучения и воспитания личности, способной адаптироваться к социуму и найти свое место в жизни;  сознающей ответственность перед семьей, обществом и государством, уважающей права, свободы других граждан, Конституцию и законы, способной к взаимопониманию и сотрудничеству между людьми,
  • обеспечение непрерывности начального общего, основного общего специального (коррекционного) образования;
  • создание условий для максимально эффективного развития (доразвития нарушенных функций) и социальной реабилитации учащегося с ограниченными возможностями здоровья, для осознанного выбора  им профессии через организацию углубленного трудового обучения,
  • реализация дополнительного образования через систему внеурочной и внешкольной деятельности;
  • обеспечение мер, повышающих эффективность социальной адаптации учащихся;
  • создание условий для сохранения и укрепления физического и нравственного здоровья учащихся.

Приоритетные направления в деятельности школы в вопросах инклюзивного образования могут быть реализованы лишь при четком, взаимодополняющем взаимодействии основных структурных блоков:

  • педагогическая работа, обеспечивающая базовое образование в соответствии с требованиями образовательных программ;
  • психологическая работа, обеспечивающая коррекционную направленность обучения и воспитания и   комфортность учащихся в рамках образовательного пространства школы;
  • дополнительное образование;
  • углубленная трудовая подготовка, направленная  на социализацию учащихся;
  • воспитательная работа, обеспечивающая становление ценностных ориентаций личности;
  • внедрение здоровьесберегающих технологий, обеспечивающих формирование стереотипа здорового образа жизни.

МБОУ « Верх-Обская СОШ имени М.С. Евдокимова» имеет лицензию для организации обучения по программе выравнивания (адаптированная, VII вид) и коррекционной программе для умственно отсталых детей (адаптированная, VIII вид). В обучении детей с ОВЗ школа и педагогический коллектив опираются на нормативные документы, обеспечивающие регламентацию и создание комфортных условий для получения образования на уровне своего развития. В основе обучения детей с ОВЗ лежит личностный, дифференцированный подход.        Образовательный процесс учитывает особенности познавательной деятельности детей с нарушениями интеллектуального развития. Процесс направлен на разностороннее развитие личности учащихся, способствует их умственному развитию, обеспечивает гражданское, нравственное, трудовое, эстетическое и физическое воспитание.

Программа работы направлена на создание условий обучения и воспитания детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы начального общего и основного общего образования, специальной коррекционной программы, коррекцию недостатков в развитии обучающихся, посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса, их социальную адаптацию.

Программа коррекционного  обучения  в образовательном учреждении предусматривает обучение в общеобразовательном классе  или по индивидуальной программе, с использованием надомной и (или) дистанционной формы обучения.

Характеристика обучающихся, которым адресована программа:

  • Возраст 7-15 лет.
  • Продолжительность обучения –9 лет.
  • Показания к освоению программы: рекомендации ПМПК.
  • Показания: дети, обучающиеся по общеобразовательным программам или  специальным коррекционным   программам VII и VIII видов.

Специальное (коррекционное) обучение по VII виду организованно с учетом программ специальных (коррекционных) ОУ VII вида и классов коррекционно-развивающего обучения в общеобразовательной школе для начальной и основной ступеней, рекомендованных Управлением реабилитационной службы и специального образования РФ, в 1-4 классах по программам общеобразовательной школы, где используются рекомендации по перераспределению учебного материала.

        Учебный план 1-4 классов специальных (коррекционных) учреждений VII вида предусматривает овладение знаниями в объеме базового ядра обязательных учебных курсов, единых для общеобразовательных учреждений Российской Федерации.

        Федеральный компонент в основной школе представлен следующими учебными предметами: Русский язык, Литература, Иностранный язык (английский), Математика, Окружающий мир, Музыка, Изобразительное искусство,   Технология,   Основы безопасности жизнедеятельности,  Физическая культура.  

        Количество часов по предметам полностью соответствует Федеральному базисному учебному плану 2004 г.

         Учебная нагрузка адаптирована под расписание общеобразовательной школы в условиях инклюзивного образования (учащиеся, которым решением ПМПК рекомендованы коррекционные программы,  занимаются в классах, где обучаются школьники по общеобразовательным программам).

        При совместном обучении нормально развивающихся детей и детей с особенностями психофизического развития учитель:

- одинаково понимает  и принимает всех учащихся,

- учитывает их индивидуальные особенности.

- видит  личность, которая способна воспитываться и развиться.

На уроках педагог:

- создает такие условия, чтобы дети могли контактировать друг с другом,

- ученики класса в равной мере вовлечены в коллективную деятельность,

- создает условия,  когда каждый школьник развивается  по мере своих            способностей.

        МБОУ «Верх-Обская СОШ имени М.С. Евдокимова» обеспечивает комфортные условия для обучения детей с диагнозом: задержка психического развития. Педагогический коллектив при  работе с такими детьми обеспечивает:

Организационно-педагогические условия обучения детей с ЗПР:

- индивидуальный подход,

- предотвращение наступления утомляемости,

- активизация познавательной деятельности,

- обогащение знаниями об окружающем мире,

- особое внимание - коррекции всех видов деятельности,

- проявление педагогического такта.

Цель начального обучения детей с ЗПР совпадает с целью традиционного начального обучения:

- научить детей читать, считать, писать,

- сформировать основные умения и навыки учебной деятельности,

- развить элементы теоретического мышления, операции самоконтроля, культуру речи и поведения,

- привить основы личной гигиены.

Задачи коррекционно-развивающего обучения детей с ЗПР:

1. Развитие до необходимого уровня психофизиологических функций: артикуляционного аппарата, фонематического слуха, мелких мышц руки, оптико-пространственной ориентации, зрительно-моторной координации и др.

2. Обогащение кругозора детей, формирование отчетливых разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, которые позволяют ребенку осознанно воспринимать учебный материал.

3. Формирование социально-нравственного поведения (осознание новой социальной роли ученика, выполнение обязанностей, диктуемых данной ролью, ответственное отношение к учебе, соблюдение правил поведения на уроке, правил общения и т.д.).

4. Формирование учебной мотивации.

5. Развитие личностных компонентов познавательной деятельности (познавательная активность, самостоятельность, произвольность), преодоление интеллектуальной пассивности.

6. Формирование умений и навыков, необходимых для деятельности любого вида: умение ориентироваться в задании, планировать работу, выполнять ее в соответствии с образцом, инструкцией, осуществлять самоконтроль и самооценку.

7. Формирование соответствующих возрасту общеинтеллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения, практической группировки, логической классификации, умозаключений и др.).

8. Коррекция индивидуальных отклонений.

9. Охрана и укрепление соматического и психического здоровья школьников.

10. Организация благоприятной социальной среды.

11. Системный и планомерный контроль развития  детей с ЗПР педагогами – членами психолого-медико-педагогического консилиума школы.

Все перечисленные задачи ложатся в основу коррекционных целей, которые учитель ставит перед собой на каждом уроке.

Основные направления коррекционной работы:

1. Совершенствование движений и сенсомоторного развития (развитие мелкой моторики пальцев, навыков каллиграфии).

2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности

- развитие зрительного восприятия и узнавания;

- развитие зрительной памяти и внимания;

- формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);

- развитие пространственных представлений и ориентации;

- развитие представлений о времени;

- развитие слухового внимания и памяти;

-развитие фонетико-фонематических представлений, формирование навыков звукового анализа.

3. Развитие основных мыслительных операций:

- навыков соотносительного анализа;

- навыков группировки и классификации;

- умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;

- умения планировать деятельность;

- развитие комбинаторных способностей.

4. Развитие различных видов мышления:

- развитие наглядно-образного мышления;

- развитие словесно-логического мышления (умения видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).

5. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы детей.

6. Коррекция и развитие речи.

7. Совершенствование представлений об окружающем мире и обогащение словаря.

8. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

В образовательном  процессе МБОУ «Верх-Обская СОШ имени М.С. Евдокимова» с учащимися с ЗПР используются специфические методы обучения, оптимально сочетаются словесные, практические и наглядные методы, которые должны соответствовать следующим требованиям:

- стимулирование у учащихся развитие самостоятельности при решении поставленных учебных задач;

- формирование  умений пользоваться имеющимися знаниями;

- умение делать  четкую структуру и графическое выделение выводов, важнейших положений, ключевых понятий;

- содержать достаточное количество иллюстраций, облегчающих восприятие, понимание материала;

- поэтапное распределение учебного материала и аналитико-синтетический способ его преподнесения с целью отработки каждого элемента и обеспечения целостного восприятия (особое внимание – выявлению причинно-следственных связей и зависимостей);

- акцент на главное при краткости и простоте формулирования правил и выводов;

- опора на ранее усвоенное и имеющийся у учащихся практический опыт;

- достаточное количество практических упражнений для усвоения и повторения учебного материала, заданий разной степени сложности.

Данная программа решает проблему, связанную с возрастанием количества учеников, испытывающих в обучении стойкие трудности, обусловленные задержкой психического развития различного происхождения.

Цель программы:        

 Создание благоприятных условий для осуществления инклюзивного образования в условиях сельской общеобразовательной школы. Данное направление решает насущную проблему современного образования и воспитания.

Данная программа обеспечивает коррекционно-развивающую направленность больных детей. Указанная направленность предполагает установление причин отставания ребенка через ПМПК, определяет стратегию фронтального и индивидуального обучения при комплексном взаимодействии всех структурных звеньев образовательного и воспитательного процесса, обеспечивает устранение негативных тенденций развития ребенка, препятствующих успешному освоению образовательного стандарта.

     Цель:

обеспечение  усвоения учениками знаний, умений, навыков в пределах программных требований; расширение кругозора; формирование нравственных и эстетических представлений;

развитие наглядно-образного и логического мышления;

Задачи обучения русскому языку:

обогащение словарного запаса, развитие связной речи;

формирование навыков учебной работы;

развитие приемов умственной деятельности, необходимых для осовения программы по русскому языку.

Задачи обучения по литературе, литературному чтению:

Развитие нравственных и эстетических представлений и чувств, художественного вкуса, тврчесокго и воссоздающего воображения, коррекция личностного развития ребенка;

Привитие интереса к книге, к самостоятельному чтению.

Задачи обучения  по предметам естествено-научного и гуманитарного цикла:

Расширение кругозора школьников;

Обогащение жизненного опыта детей путем организации наблюдений в природе;

Уточнение, расширение и активизация лексического запаса, развитие памяти.

Задачи обучения  математике:

Устранение пробелов математического развития;

Обучение поэтапным действиям (в материализованной форме, в речевом плане без наглядных опор, в умственном плане);

Формирование гибкости мышления;

Формирование положительной учебной мотивации, формирование интереса к математике.

Задачи трудового обучения:

Овладение общетрудовыми умениями4

Ознакомление с доступными для понимания школьников профессиями;

Задачи физической культуры:

 Укрепление здоровья детей и совершенствование их физического развития

Программа 7 вида, программа выравнивания, предусматривает основную деятельность: коррекция отклонений в развитии детей, имеющих диагноз ЗПР. Обучение и воспитание проходит в классах, где обучаются дети, не имеющие отклонений. Рабочие программы по предметам предусматривают использование технологий дифференциации, системно-деятельностного подхода, индивидуализации.

Требования к уровню подготовки учащихся с ЗПР указываются в рабочих программах по предмету и соответствуют общим требованиям.

При условии успешного усвоения программ выравнивания школа ходатайствует перед краевой ПМПК о переводе учащихся с ЗПР на обучение по общеобразовательной программе основного общего образования.

Содержание и организация специальной (коррекционной) программы  8  вида.    

Учебный план для детей с ОВЗ (по специальной коррекционной программе VIII вида) в основной общеобразовательной школе для детей, обучающихся в общеобразовательном классе, разработан на основе базисного учебного плана специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида, утвержденного приказом Минобразования РФ от 10.04.2002 N 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»; в соответствии с действующими Санитарными правилами СП 2.4.2. 782-99 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса»; с требованиями Государственного стандарта общего образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Специальное (коррекционное) обучение по VIII виду организованно с учетом программ специальных (коррекционных) ОУ VIII вида и классов коррекционно-развивающего обучения в общеобразовательной школе для начальной и основной ступени, рекомендованных Управлением реабилитационной службы и специального образования РФ.

        При обучении учащихся с 1по 4 класс реализуются программы для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой.

        Предметы учебного плана  программами обеспечены.

        Начало и продолжительность учебного года и каникул устанавливается в сроки, действующие для всех образовательных учреждений.

        Продолжительность урока в 1 -4 классах – 40 минут.

        При составлении  учебного плана для учащихся, обучающихся по программе коррекционной школы 8 вида  ставятся следующие задачи:

  • Выполнение минимума содержания образования по предметам , включенным в перечень предметов для обучения детей с ограниченными возможностями умственной деятельности.
  • Социальная адаптация учащихся  с умственной отсталостью при обучении в условиях массовой школы;
  • Учет материально-технических и организационных условий  реализации программ основного общего образования с учетом  обучении детей  по программе 8 вида.

В специальном (коррекционном) обучении по программе VIII вида предусматривается интегрированное обучение. Основной задачей интегрированного обучения детей с ОВЗ в школе является стремление обучать всех учащихся вместе, не выделяя детей с особенностями в развитии в отдельные группы.

Интегрированное обучение и воспитание не является обязательным. В каждом конкретном случае такая форма обучения организуется по желанию родителей и исходя из интересов ребёнка. Обучение ведется согласно заявлению родителей или их законных представителей.

Общеобразовательные курсы охватывают такие области, как русский язык и литература, математика, природа, история, искусство, трудовая подготовка.

Обучение по специальным (коррекционным) программам для детей с нарушением интеллекта на второй ступени  образования в соответствии с программами для детей с нарушением интеллекта (С(К)ОУ VIII вида) не предусмотрено изучение предметов «Иностранный язык», «Химия», «Физика» в 5-9 классах. Учебные предметы, которые не предусмотрены специальной (коррекционной) программой для детей с нарушением интеллекта, учащиеся с особенностями в развитии не посещают.

Начало учебного года с 1 сентября; продолжительность учебного года  не менее 34 учебных недель без учета государственной итоговой аттестации.

        Продолжительность каникул в течение учебного года соотносится с каникулами обучающихся, получающих образование по общеобразовательным программам.

На всех этапах обучения осуществляется комплексная реализация коррекционных мероприятий по физическому и психическому оздоровлению детей, устранение или сглаживание специфических, индивидуальных нарушений в доступных для них видах деятельности.

Учащиеся с задержкой психического развития посещают различные занятия системы дополнительного образования. Чтобы процессы адаптации и социализации протекали успешно, направление дополнительного образования для умственно отсталых детей идет с учетом возрастных и индивидуальных возможностей, пожеланий ребенка и его родителей.         Выбор того или иного кружка, секции добровольный, отвечает интересам и внутренним потребностям ребенка,  при этом необходимости учитываются рекомендации психоневролога и педиатра. В случае, если ребенок изъявляет желание посещать кружок (секцию), связанный с физическими нагрузками, то он  предоставляет справку медицинского учреждения, где врач записывает, что данному ребенку не противопоказаны занятия в данном кружке.

В конце обучения (9 класс) дети сдают один экзамен по трудовому обучению и получают свидетельство установленного образца.

Структура урока при внутренней дифференциации

(инклюзивное образование)

Этапы урока

Методы и приемы

Организация работы по общеобразовательной программе

Организация работы по программе для С(К)ОУ VIII вида

Оргмомент

Словесный (слово учителя)

Общий

Общий

Проверка домашнего задания

Словесный (беседа), практический (работа с учебником, по карточке)

Фронтальный опрос. Проверка и взаимопроверка

Индивидуальная проверка

Повторение изученного материала

Словесный (беседа), практический (работа с учебником, по карточке)

Беседа, письменное и устное выполнение упражнений

Работа по карточкам

Подготовка к восприятию нового материала

Словесный (беседа)

Беседа

Беседа по вопросам, соответствующим уровню развития детей, обучающихся по данной программе

Изучение нового материала

Словесный (беседа), практический (работа с учебником, по карточке)

Объяснение нового материала

Объяснение нового материала (обязательно с опорой на наглядность, работой над алгоритмом выполнения задания)

Закрепление изученного

Словесный (беседа), практический (работа с учебником, по карточке)

Выполнение упражнений. Проверка

Работа над усвоением нового материала (работа по алгоритму). Выполнение упражнений по учебнику, работа по карточкам

Итог урока

Словесный (беседа)

Общий

Общий

Инструктаж по выполнению домашнего задания

Словесный

Уровень домашнего задания для детей с нормальным интеллектом

Уровень домашнего задания для детей с нарушением интеллекта

Нормы оценок по математике (VIII вид)

Отметка

Оценивание

«5»

Нет ошибок

«4»

2-3 негрубые ошибки

«3»

Решены простые задачи, но не решена составная или решена одна из двух составных задач, хотя и с негрубыми ошибками, правильно выполнена большая часть других заданий

«2»

Выполнено не менее половины заданий, не решена задача

«1»

Не выполнены задания

Примечание

Негрубыми ошибками считаются: ошибки, допущенные в процессе списывания  числовых данных (искажение, замена); ошибки, допущенные в процессе списывания знаков арифметических действий; нарушение в формировании вопроса (ответа) задачи; нарушение правильности расположения записей, чертежей; небольшая неточность в измерении и черчении

 

Критерии оценивания письменных работ учащихся по русскому языку

Отметка

Оценивание

«5»

Нет ошибок

«4»

1-3ошибки

«3»

4-5 ошибок

«2»

6-8 ошибок

«1»

Более 8 ошибок

Примечание

За одну ошибку в письменной работе считаются: все исправления, повторение ошибок в одном и том же слове, две пунктуационные ошибки. За ошибку не считаются: ошибки на те разделы программы, которые не изучались (такие орфограммы предварительно оговариваются с учащимися, выписывается трудное слово на карточке), единичный случай пропуска точки в предложении, замены одного слова без искажения смысла

Заключение

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики не только в области образования, но и в области демографического и социально- экономического развития Российской Федерации. В Конституции РФ и Законе «Об образовании» сказано, что дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование. Важнейшей задачей модернизации является обеспечение доступности качественного образования, его индивидуализация и дифференциация, систематическое повышение уровня профессиональной компетентности педагогов коррекционно-развивающего обучения, а также создание условий для достижения нового современного качества общего образования.
Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Группа школьников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушение слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой и комплексными нарушениями развития. Таким образом, самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка. Особые образовательные потребности различаются у детей разных категорий, поскольку задаются спецификой нарушения психического развития и определяют особую логику построения учебного процесса, находят свое отражение в структуре и содержании образования. 

Все обучающиеся с ОВЗ испытывают в той или иной степени выраженные затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные недостаточными познавательными способностями, специфическими расстройствами психологического развития (школьных навыков, речи и др.), нарушениями в организации деятельности и/или поведения. Образование обучающихся с ЗПР предполагает ту или иную форму и долю обязательной социальной интеграции обучающихся, что требует обязательного регулярного и качественного взаимодействия специалистов массового и специального образования. Предусматривается для тех и других специалистов возможность обратиться к информационным ресурсам в сфере специальной психологии и коррекционной педагогики, включая электронные библиотеки, порталы и сайты, дистанционный консультативный сервис, получить индивидуальную консультацию квалифицированных профильных специалистов. Также предусматривается организация регулярного обмена информацией между специалистами разного профиля, специалистами и семьей.

Таким образом, адаптированная основная образовательная программа начального общего образования обучающихся с ОВЗ направлена на формирование у них общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности (нравственное, эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое) в соответствии с принятыми в семье и обществе нравственными и социокультурными ценностями; овладение учебной деятельностью.

Список использованной литературы

  1. Айбазова М. Ю. Подготовка будущих учителей к работе в условиях инклюзивного образования/М. Ю. Айбазова, К. Ю. Лавринец // Педагогика, 2014,N № 5.-С.82-86
  2. Галанина Ж. А. Специфика обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе/Ж. А. Галанина // Образование в современной школе, 2014,N № 6.-С.37-39
  3. Головчиц Л. А. Федеральный государственный образовательный стандарт для обучающихся с ОВЗ как условие доступности образования для детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития/Л. А. Головчиц, А. М. Царев // Дефектология, 2014,N № 1.-С.3-13
  4. Еромыгина М. В. Методические рекомендации по использованию здоровьесберегающих технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ/М. В. Еромыгина // Дошкольная педагогика, 2014,N № 3.-С.46-49
  5. Исаков А. Ю. Вопросы получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья в Федеральном законе "Об образовании в Российской Федерации"/А. Ю. Исаков // Вестник образования России, 2013,N № 16.-С.67-71
  6. Комплексное сопровождение детей и взрослых, нуждающихся в специальной психолого-педагогической помощи/отв. ред. Н. А. Першина ; ред. Н. Б. Шевченко [и др.] Ч. 1. – 2009
  7. Лазуренко С. Б. Коррекционно-педагогическая помощь детям с нарушением интеллектуального развития в системе комплексной реабилитации/С. Л. Лазуренко // Дефектология, 2012,N № 5.-С.26-33
  8. Малофеев Н. Н. Дети с отклонениями в развитии в общеобразовательной школе: общие и специальные требования к результатам обучения/Н. Н. Малофеев, О. С. Никольская, О. И. Кукушкина // Дефектология, 2010,N N 5.-С.14-20
  9. Проблемы сельской малокомплектной школы и пути их решения/науч. ред. К. Г. Колтаков, С. М. Жарков, М. П. Жихарев. – 1998
  10. Психолого-педагогическая и медико-социальная поддержка лиц с проблемами в развитии/ред.: И. В. Семенченко, И. В. Аношкин, Я. Г. Казанцева Ч. 2. - 2008
  11. Рекомендации для руководителей ОО по созданию специальных образовательных условий для детей с ОВЗ // Здоровье детей - Первое сентября, 2014,N № 10.-С.46-51
  12. Российская Федерация. Министерство образования и науки. Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии/Российская Федерация, Министерство образования и науки // Вестник образования России, 2013,N № 22.-С.61-67
  13. Российская Федерация. Министерство образования и науки. Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам/Российская Федерация, Министерство образования и науки // Вестник образования России, 2014,N № 1.-С.20-28
  14. Смолин О. Н. Эксклюзив об инклюзиве/О. Н. Смолин // Дефектология, 2012,N № 6.-С.3-7
  15. Специальный федеральный государственный стандарт общего образования детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения концепции/Н. Н. Малофеев [и др. ] // Дефектология, 2009,N N 1.-С.5-19
  16. Чудесникова О. Н. Интегрированные занятия в системе коррекционно-развивающей помощи детям с ОВЗ как основа взаимодействия специалистов/О. Н. Чудесникова, И. Ю. Юдина, Е. Б. Семилеткина // Современный детский сад, 2014,N № 8.-С.15-19
  17. Щербакова А. М. Особенности отношения младших школьников к детям с ограниченными возможностями здоровья/А. М. Щербакова // Справочник классного руководителя, 2015,N № 1.-С.57-62
  18. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/Министерство образования и науки РФ. – 2011

Приложение1

                                                 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

                                                       «Верх-Обская  средняя общеобразовательная   школа

                                                                              им. М.С.Евдокимова»

СОГЛАСОВАНО

 Заместитель директора по УВР МБОУ «Верх-Обская  средняя общеобразовательная   школа им. М.С.Евдокимова»

__________/ Е.А.Лапшина/

«  » __________ 20________г.

УТВЕРЖДЕНА

Директор МБОУ «Верх-Обская  средняя общеобразовательная   школа им. М.С.Евдокимова»

_____________/ О.В. Смагина/

Приказ  № ___от________20  г.

СОГЛАСОВАНО

на заседании

Педагогического совета

Протокол № ________

«   » ______________201___г.

Индивидуальная программа развития ребенка-инвалида,

ученика   2 Б  класса

Агеева Дениса Сергеевича

                                               Составила классный руководитель

                                                                                     Долгополова А.С.

2015-2016 уч. г.

Пояснительная записка

Дети – инвалиды традиционно одна из наиболее  уязвимых категорий детей.

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья  и детьми – инвалидами образования является их неотъемлемым законодательно закреплённым правом и основополагающим условием успешной социализации. Обеспечения полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в доступных видах социальной деятельности, согласно Закону РФ  «Об образовании» эти дети обладают дополнительными образовательными правами, на особые педагогические подходы и специальные образовательные условия, закреплёнными в ст.2,5,16, 29,31.

Обеспечение реализации прав детей с ОВЗ и детей – инвалидов на образование является одной из важнейших задач  нашей школы.

    Роль системы  образования для этой категории людей как наиболее продуктивный путь к социализации в обществе  существенно возрастает для каждого из детей – инвалидов и  детей с ограниченными возможностями здоровья. Образование решает задачи не только развития личности детей с ограниченными этой социальной группы, их реабилитации в условиях организованной общественной поддержки на пути к истинной интеграции.

Получение детьми данной категории полноценного образования способствует их социальной защищенности на всех этапах социализации, повышению социального статуса, становлению гражданственности и способности активного участия в общественной жизни и трудовой деятельности.  Полноценное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья (инвалидов) означает, что им создаются условия для вариативного вхождения в те или иные социальные роли, расширения рамок свободы выбора при определении своего жизненного пути.

 В современных условиях  учащиеся должны обладать не только высоким уровнем подготовки, но и набором определенных личностных качеств:

- активностью,

- самостоятельностью,

- креативностью,

- уверенностью в себе,

- коммуникабельностью,

- способностью быстро и успешно адаптироваться к новым условиям.

Обучение, воспитание и образование являются основными путями развития, реабилитации, социализации и интеграции в общество и обуславливают специфику формирования и реализации индивидуальной программы развития (ИПР). Индивидуальная программа развития направлена на развитие индивидуальных возможностей ребенка для получения полноценного образования, достижения максимальной адаптации, социальной реабилитации.

Цель программы: Формирование благоприятных условий для социализации  детей – инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья и обеспечение прав детей с ограниченными возможностями здоровья на доступное и качественное образование . Психологическая поддержка ребенка и его семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Задачи программы

  • Обеспечение максимально полного охвата детей  - инвалидов, детей с ограниченными возможностями  здоровья качественным и доступным образованием в соответствии с их психофизическими возможностями в различных вариативных условиях: интегрированное, инклюзивное, дистанционное, надомное.
  • Формирование и дальнейшее развитие оказания социально – психолого – педагогической   помощи родителям и детям  из данной категории семей в реальных условиях их проживания;
  • Формирование активной педагогической  позиции родителей;
  • Активное привлечение включению в учебный процесс, во внеурочную досуговую занятость своих детей;
  • Привлечение внимания общественности к проблемам семей с детьми – инвалидами, детьми с ограниченными возможностями здоровья;
  • Формирование толерантного отношения в школе к детям – инвалидам,  детям с ограниченными возможностями здоровья;
  • Предупреждать родителей от наиболее распространённых ошибок в воспитании детей;
  • Повышение правовой, психолого – педагогической  грамотности родителей  детей – инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья;
  • Расширение возможностей детей – инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в школе, для самореализации и социализации детей – инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья;
  • Оказание помощи педагогам в развитии навыков формирования психологического комфорта при взаимодействии с родителями, воспитывающих ребёнка – инвалида, ребёнка с ограниченными возможностями здоровья и с детьми данной категории;
  • Повышение качества социальных услуг, предоставляемых семьям «группы риска»

Данная программа разработана в результате социального заказа родителей и составлена с целью комплексного развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья и комплексной помощи её родителям.

Предполагаемый результат:

- Совершенствование обучение детей – инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья.

- Создание условий для интеграции детей  данной категории  в общество.

-  Повышение авторитета родителей и их роли в воспитании,  образовании детей.

-Умение замечать и принимать индивидуальные проявления ребенка, семьи данной категории.

-Накопление педагогического опыта в работе с семьями, имеющими детей – инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья.

 -Оказание консультационной помощи.

-По итогам работы Программы  провести анкетирование и выяснить какую бы ещё  форму работы с семьёй, с детьми данной категории  могли бы предложить сами родители, дети  и оценить на сколько необходима помощь социально – психолого -  педагогической направленности семьям, детям  и на сколько она важна для них и полезна.

 - Увеличение доли числа  детей – инвалидов,  детей с ограниченными возможностями здоровья  вовлечённых в досуговую деятельность в системе дополнительного образования

-  Увеличение результативности  участия  детей – инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в школе, в различных проектах по самореализации и социализации детей.  

Особенности реализации программы:

Обучение ребенка затруднено в связи с низкой работоспособностью обучающегося, повышенной утомляемостью и истощаемостью, стойким нарушением познавательной деятельности.

Обучение направлено на усвоение социального опыта с учетом недостатков психического и физического развития ребенка.

Особое внимание уделено психологической реабилитации ребенка-инвалида. Акцент в значительной степени смещен на семейную психологическую реабилитацию т. к. семья является ближайшим окружением ребенка, ее заинтересованность, отношение к ребенку, включенность в реабилитационный процесс определяют эффективность реабилитации. Поэтому индивидуальная программа развития направлена не только на ребенка-инвалида, но и на его семью, на ее информирование, обучение реабилитационным мероприятиям, коррекцию семейных взаимоотношений.

Родители – основные участники реабилитации. Задача родителей – помочь ребенку в сложных условиях болезни раскрыть весь заложенный в него природой потенциал развития, сформировать компенсаторные возможности, помочь в приготовлении домашних заданий ,подготовке к экзаменам в процессе школьного обучения и в перспективе к максимальной интеграции в обществе. Решение возложенных на родителей задач невозможно без специальных знаний об особенностях развития детей, специфике их воспитания и обучения, методах коррекционной работы. Консультацию об особенностях развития ребенка и помощь в проведении реабилитационных мероприятий, воспитании и обучении получают у учителя, школьного психолога, ведущих ребенка, в соответствии с рекомендациями ИПР.

Один раз в четверть необходимо проводить школьный психолого-педагогический консилиум с анализом результатов реализации данной программы.

Участники программы: родители, классный руководитель, педагог-психолог, учителя школы, ученики школы, заместитель директора по УВР, заместитель директора по ВР.

План поэтапной реабилитации.

Наименование этапа

Цель этапа

Ответственные

Сроки исполнения

Форма отчетности

Социальное обследование семьи, установление проблемы

Обновление  сведений о семье и ребенке

Классный руководитель

Апрель-май

Карта социального обследования семьи


Разработка индивидуального плана реабилитации (ИПР)


Координация реабилитационных мероприятий


Специалисты согласно ИПР

Апрель-май


Записи в журналах регистрации реабилитационных мероприятий


Корректировка ИПР

Пересмотр ИПР с учетом изменения возраста, здоровья, семейной ситуации

Команда специалистов и родителей

В течение учебного года

ИПР (новый вариант)

Индивидуальная программа реабилитации:

Компоненты реабилитационного воздействия

Задачи

Формы

Ответственный

Социальная реабилитация

Обеспечить социальное, эмоциональное, интеллектуальное и физическое развития ребенка, и попытаться максимально раскрыть его потенциал для обучения.

1. Интеграция в совместную деятельность детей с ограниченными возможностями, и детей, не имеющих проблем со здоровьем.

Классный руководитель

Психолого-педагогическая реабилитация

Своевременно оказывать психологическую помощь и поддержку ребенку и родителям информировать, обучать реабилитационным мероприятиям, корригировать семейные взаимоотношения.

а) психологическая поддержка и психологическое консультирование ребенка и взрослых членов семьи. Ознакомление их с основами психологических знаний, спецификой воспитания ребенка-инвалида (индивидуальные беседы, лекционная форма работы в режиме on-line, консультации с помощью электронной почты);

б) решение семейных психологических проблем с участием, как взрослых членов семьи, так и ребенка-инвалида. Обучение рациональным способам самостоятельного решения внутрисемейных проблем.

педагог-психолог

Образовательная реабилитация

1) формировать основы целостной эстетической культуры через развитие его способностей и задатков;

2) развивать наблюдательность у ребенка, способность живо откликаться на события окружающей действительности;

3) вырабатывать осознанное отношения к учебе и к труду, нравственное, интеллектуальное и физическое развитие личности;

  1.  Обучение учащегося с учетом его возможностей (согласно учебному плану -надомное обучение)
  1. Психолого-педагогическая коррекция (согласно учебному плану)

учитель

педагог-психолог.

Творческая реабилитация, формирование и становление ребенка как творческой личности.

Постигать механизмы творческого процесса.

Преодолевать одиночество.

Помочь развитию чувства ощущения равенства с окружающим миром.

Воспитывать социальный оптимизм в масштабах всей будущей жизни.

Посещение концертов, праздников, внеклассных мероприятий, литературных праздников в школе для оптимизации самочувствия ребёнка, отвлечению от сосредоточенности на заболевании, пробуждению интереса к самостоятельному чтению книг как к одному из способов познания мира.

Организация и проведение свободного времени, полноценное участие в общественной и культурной жизни. Включение в процесс реабилитации и адаптации не только ребенка, но и членов его ближайшего окружения.

Классный руководитель,

   родители

Индивидуальный паспорт ребенка с ограниченными возможностями

ФИО ребенка: Агеев Денис Сергееевич

Дата рождения 19.01.2007

Место учебы, 2 б  класс МБОУ «Верх-Обская СОШ им. М. С. Евдокимова»

Данные паспорта или свидетельства о рождении:  I-TO № 792625 выдано 07.02.2007 Отдел ЗАГС Администрации г. Бийска Алтайского края

№ пенсионного удостоверения

№ серии справки МСЭ, дата освидетельствования: МСЭ-1014 № 1380701 от 01.02. 2014 г

Диагноз__________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Какие кружки посещает_________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Где участвовал, результаты________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Какая помощь была оказана_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

                                                                                          Директору

МБОУ «Верх-Обская СОШ

                                                                                                                 им. М. С. Евдокимова»

                                                                                                    О.В. Смагиной

                                                                                                      родителя ученика 1 Б класса

________________________

                                                                                                   инвалида _______    группы,
                                                                                                     проживающего по адресу:

               _______________________

_______________________





ЗАЯВЛЕНИЕ


Прошу разработать для моего сына ___________________, ученика 2 Б класса, индивидуальную программу реабилитации с обязательным отражением в ней следующих рекомендаций, мероприятий:

1.Обеспечить социальное, эмоциональное, интеллектуальное и физическое развития ребенка.

2.Своевременно оказывать психологическую помощь и поддержку ребенку и родителям информировать, обучать реабилитационным мероприятиям, корригировать семейные взаимоотношения.

3. Формировать основы целостной эстетической культуры через развитие его способностей и задатков, развивать наблюдательность у ребенка, способность живо откликаться на события окружающей действительности, вырабатывать осознанное отношения к учебе и к труду, нравственное, интеллектуальное и физическое развитие личности.

4.Постигать механизмы творческого процесса. Преодолевать одиночество. Помочь развитию чувства ощущения равенства с окружающим миром. Воспитывать социальный оптимизм в масштабах всей будущей жизни.



Дата____________                                        Подпись__________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

В статье представлены практические рекомендации по организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, в частности, детей с задержкой психического развития (ЗПР)....

Методические рекомендации по организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей–инвалидов в образовательной организации.

Методические рекомендации составлены с учетом следующих документов, регламентирующих отношения в сфере образования:1. Федеральный Закон от 29.12.2012 года № 273 «Об образовании в Российской Федерации»...

Статья. « Стратегические линии Российской образовательной политики в интересах детей с ограниченными возможностями здоровья, обеспечивающие соблюдение социально правовых гарантий детей с ОВЗ на получение качественного образования »

Одним из важнейших направлений государственной политики Российской Федерации в области образования является обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе...

Основная адаптированная образовательная программа для детей с ограниченными возможностями здоровья

Группа школьников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна.Большинство детей общеобразовательной школы, имеющих комплекс трудностей, составляют учащиеся с различными формами отклонений в психическом развитии, в ...