Методическая разработка по ОРКСЭ (4 класс) на тему: Презентация к уроку "Дружба" (ОРКиСЭ)
методическая разработка (4 класс) по теме

Милованова Нино Тамазиевна

Презентация к уроку "Дружба" (ОРКиСЭ) 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл druzhba_prezentatsiya_222.pptx1.8 МБ
Файл konspekt_uroka_po_etike_druzhba.odt27.3 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ДРУЖБА

Слайд 2

www.themegallery.com

Слайд 3

Диалогическое общение Почему волк сказал, что нужно с овощами дружить? Кого из персонажей мультфильма можно назвать настоящим другом? Почему? www.themegallery.com

Слайд 4

www.themegallery.com тот, кто связан с кем-нибудь взаимным доверием, преданностью, любовью. ДРУГ

Слайд 5

www.themegallery.com ДРУЖБА привязанность друг к другу на основе уважения, общих интересов и взглядов

Слайд 6

Ценностные ориентиры www.themegallery.com Доброжелательность Умение прощать обиды Взаимовыручка Сопереживание Понимание ценности дружбы и дружеских отношений Эмоционально-нравственная отзывчивость Самопожертвование Храбрость Доброта Какие ценностные ориентиры формируются на данном этапе урока?

Слайд 7

Не имей сто рублей, а имей сто друзей Старый друг лучше новых двух Друзья познаются в беде Нет друга - ищи, а найдешь - береги Дружный табун волков не боится

Слайд 8

www.themegallery.com

Слайд 9

Мне приятно тебе сказать, что я ценю в тебе…



Предварительный просмотр:

ДРЕВЕГРЕЧЕСКИЕ МЫСЛИТЕЛИ О ДРУЖБЕ

светская этика

     тип урока:     изучение нового учебного материала

      контингент учащихся: 4 класс

      тема урока: « Древнегреческие мыслители о дружбе»

        Учебные задачи:

     1.  актуализация т развитие понимания понятия дружбы,его роли и

            места в жизни уч-ся;      

  1. объяснение значения дружбы в жизни людей,развитие представления о законах человеческого общежития;
  2. совершенствование умений в области коммуникаций,умений выстраивать эффективную коммуникацию;

       Цель:

       определить , что такое дружба,кто такой друг, какими качествами    

       должен обладать друг;

        Предметные результаты:

        усвоение понятия « дружба», «друг».

      Познавательные УУД:  понимать причины успеха и неуспеха в учебной деятельности,

                                              связанными с понятием  «дружба», умение осуществлять  

                                              информационный поиск, овладение логическим и действиями

                                              сравнения,общения, рассуждения.

                                             

       Регулятивные УУД: умение выражать свои мысли,осознание качества и уровня усвоения

                                         знаний.

       Коммуникативные УУД: владение монологической и диалогической формами речи.

       Личностные УУД:  ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных

                                         поступков  так и поступков  окружающих людей, развитие этичес-

                                         ких чувств , как регуляторов поведения, знание основных моральных

                                         норм, формирование моральной самооценки.

        Ход урока:

   1 Мотивация(самоопределение) к учебной деятельности:звучит песня : гр. «Барбарики»

      « Друзья»   -на доске клип

   2. Актуализация и пробное учебное действие :

  1. - Какие эмоции вызвала у вас эта песня?

 -Может вы о ком -нибудь даже подумали ?

 -Как вы думаете , почему прозвучала эта песня ?   -ответы детей

   3. Формулирование темы и цели урока. Постановка проблемы.

  1. —  Сформулируйте тему урока.

   -Какие вопросы мы поставили перед собой, что мы хотим узнать сегодня на уроке?

— Мы поговорим с вами о дружбе, друзьях — о тех человеческих качествах, которые помогают каждому из нас обрести друзей, найти взаимопонимание, стать настоящим Человеком.

 Поиск решения проблемы. «Открытие новых знаний».

1.Упражнение«Мозговойштурм
— Какое красивое слово «Дружба»! Взрослые часто говорят вам, что нужно быть дружными, уметьдружить,т.е.Дружножить.Такчтожетакоедружба?
2.Упражнение«Расшифруйтеслово».
—Давайте расшифруем слово «дружба» необычным способом. Используя каждую букву, назвать слова, объясняющие, что такое дружба…

д—доверие,доброта,доброжелательность
р—радость
У—уважение,ум,уверенность
Ж—жизнь,желание,жалость
Б—борьба,благодушие,бескорыстие,благополучие
А— активность, аккуратность

3.Работастолковымсловарём.
—Обратимся к толковому словарю Сергея Ивановича Ожегова. Найдите в словаре слово «дружба»иузнайтеегозначение.
Дружба— близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.
—Владимир Иванович Даль в своем знаменитом «Толковом словаре» проводит такое определение дружбы: «Дружба — … это бескорыстная приязнь». Ты дружишь с человеком не для того, чтобы он тебе что-нибудь хорошее сделал, не потому, что это выгодно. Ты дружишь с человеком потому, что он близок тебе, близки его интересы, взгляды.

Слайд -определение понятия

Я попросила ребёнка найти материал об истории возникновения слова «дружба». Давайте послушаем это сообщение.

 История возникновения слова дружба.
Я попросила Дениса найти материал об истории возникновения слова «дружба». Давайте послушаем это сообщение.
Прежде всего, слово «дружба» имеет не одно, а несколько различных значений. И не только в наше время. Две тысячи лет тому назад это обнаружил Аристотель, который как раз и пытался дать определение различным типам дружбы, чтобы выделить среди них истинную дружбу. Он различает главным образом дружбу, основанную на интересе, и дружбу благородную, которая одна только и заслуживает права считаться настоящей. Поэтому даже в Древней Греции отношения, связывающие двух деловых людей, воспринимались не как дружба, а как заинтересованность в успехе общего дела.
По одной версии — слово дружба произошло от глагола «дружить».
По другой версии от слова «дружина», которое в русском языке означает воинский отряд. Но по славянскому и болгарскому языку означает домочадцев в семью.

  —Ребята, назовите однокоренные слова к слову дружба.
(Дружина, подруга, друг, друзья, дружить, дружок, содружество, дружненько).

— Подберите к нему синонимы.(Дружелюбие, лад, мир, единение, единство, согласие, общение).

       Давайте послушаем , что говорят современные поэты о дружбе:

 Что такое лучший друг?

Не предаст тебя он вдруг,

Будет верен он тебе,

Не оставит и в беде.

За тебя всегда горой

Спутник жизни верный твой.

С ним общаешься всегда,

Вам не скучно никогда.

Вам обиды не страшны,

Вместе вы всегда дружны.

Ссоры -вовсе не беда-

Вы помиритесь всегда.

Очень важен лучший друг!

С ним пройдёт любой недуг.

Вот его и береги,

Как попросит -помоги.

Дружба- это тёплый ветер,

Дружба -это светлый мир,

Дружба- солнце на рассвете,

Для души весёлый пир,

Дружба- это только счастье,

Дружба- у людей одна

С дружбой не страшны ненастья,

С дружбой жизнь всего полна.

Друг разделит боль и радость,

Друг поддержит и спасёт,

С другом даже злая слабость

Вмиг растает и уйдёт.

Верь ,храни,цени же дружбу,

Это высший идеал.

Тебе она сослужит службу

Ведь дружба это ценный дар.

  -Ребята ,а кого мы можем назвать настоящим другом?

— А считаете ли вы что дружить должны все на свете?
— А кто это все на свете?
— Почему должны дружить все на свете?

   О дружбе задумались ещё в далёкие  древние времена. Человек ставил перед собой  много вопросов — Как выжить в этом мире? Что сделать для того . Чтобы жизнь была спокойной , интересной,радостной. О дружбе размышляли, думали, спорили. Дружбе посвящены многие

древние произведения. Древние философы особенно ценили дружбу,как основу человеческих отношений. Сегодня нам предстоит познакомиться с высказываниями некоторых из них. Откройте учебники на с. 102. Первый мыслитель о изречениях .которого мы поговорим на уроке -это Солон Афинский. Он сказал: «Друзей заводить не спеши, а если завел, не бросай».

- как поняли это высказывание? Почему Солон Афинский советовал делать именно так?

Слайд с портретом и высказыванием

Давайте прочитаем текст( работа с текстом и вопросами  в учебнике)

Следующий древнегреческий мыслитель , с которым мы знакомимся -это Пифагор. Он известен нам с вами по урокам математики- таблица Пифагора. Давайте прочитаем , что говорится в учебнике о нём.  Слайд

Чтение текста с.104

  • Кто называл себя пифагорейцами?

Давайте прочитаем о учениках Пифагора. Чтение текста с.105

  • Расскажите , за что ценили дружбу пифагорейцы,что для них являлось главным в дружбе?

   Работа в группах:

Сейчас нам с вами предстоит сделать выбор- какими качествами по вашему мнению должен обладать настоящий друг. У каждой пары на столе лежат листочки со словами,обозначающие нравственные качества личности. Прочитайте, обсудите и вычеркните те качества, которыми настоящий друг обладать не должен:

Доброжелательность,грубость,лживость,терпимость,уступчивость,

равнодушие,забота,вредность,скупость,честность,щедрость,

драчливость,жадность,бескорыстность,зависть,ответственность,

подлость,эгоизм,хвастовство .вежливость.

-Назовём теперь только те слова , которые говорят, каким должен быть настоящий друг. Слайд

 

Какие слова вы бы добавили к подчеркнутым?
 А нужно ли вам самим обладать такими же нравственными качествами, как   ваш друг? Почему?


-Действительно, народная мудрость гласит: «Найти хорошего друга- это только половина дела: нужно ещё самому быть таким».

 -А теперь вернёмся к мнению пифагорейцев, сходятся ли наши исследования в понятии дружба, настоящий друг?

  • Как вы считаете , легко ли быть настоящим другом?

   Анализ ситуации:

     -Давайте посмотрим со стороны на одну девочку   слайд

 Требуется друг . А Л.Барто

Все живут не  тужат,

А со мной не дружат!

Бант у Кати расписной,
Красные колготки,

Бант у Кати расписной,
Красные колготки,

И характер кроткий.
Я шепчу: «Дружи со мной…
Мы же одногодки,

Как сестрички мы почти, мы как две голубки
Из одной скорлупки.
Я шепчу:- Но ты учти-
Ты во всем должна идти
Другу на уступки!

Предлагаю Ильиной:
-Ты дружи со мной одной!
Есть разряд у Ильиной,
И спортивный свитер,
А девчонок свита!
Подружусь я с Ильиной,
И стану знаменита

Все пятерки до одной
У Светловой Нади.
Я прошу: «А ты со мной
Подружись хоть на день.
Мы с тобой поладим:
Будешь ты меня спасать-
Дашь контрольную списать»
А девчонка на дыбы!
Говорит: «Молчала бы!»
Не вставать же на колени
Уговаривать подруг.
Напишу я объявление:
«Срочно требуется друг».

  • Какие вопросы вы бы задали после чтения стихотворения?
    (- Почему с этой девочкой никто не хотел дружить?
    — Можно ли ставить условия для дружбы?).

Работа над понятием «друг».

— А сейчас мы поговорим о том, какими качествами должен обладать человек, умеющий дружить.
Посмотрите на экран и дополните: «Друг—это тот, кто….»
Я начну с себя «Друг — это тот, кто не предаст».

Вывод: У нас получился замечательный портрет друга.

 —Давайте вернемся к началу урока. Что мы хотели сегодня выяснить?
2.Закончите предложения.
Сегодня я узнал….
Я понял, что……
Мне захотелось…….
Я попробую……

Настоящий друг везде
Верен — в счастье и в беде;
Грусть твоя его тревожит,
Ты не спишь — он спать не может,
И во всем без лишних слов
Он помочь тебе готов.

 На память об уроке я вам оставляю законы дружбы.
Помогать друг другу.
Делиться друг с другом.
Не помнить долго обиду.
Доверять друг другу.
Защищать друг друга.
Быть честным.
Быть терпимым.
Быть доброжелательным.
Быть сдержанным.
Уметь прощать.
Не завидовать.

  СЛАЙД

    Итог занятия.
—Вот и подошел к концу наш урок. Пусть на вашем жизненном пути встречаются друзья, чьи сердца будут наполнены добротой, уважением, бескорыстием. ИЩИТЕ И НАХОДИТЕ НАСТОЯЩИХ ДРУЗЕЙ .Границ у дружбы -нет.  Быть может , ваш друг или подруга сейчас находятся на другом конце света.

 На столах лежит воздушный шарик , напишите на нём одно из  нравственных качеств , которое как вам кажется , является одним из главных  качеств вашего настоящего или будущего  друга .Прикрепите по череди на доску

 Спасибо.

Клип песни «дЕТИ РАЗНЫХ НАРОДОВ»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по ОРКСЭ в 4 классе "Совесть" + презентация

Методическая разработка по ОРКСЭ в 4 классе "Совесть" + презентация...

Методическая разработка урока ОРКСЭ для 4 класса на тему «Как я понимаю буддизм»

Методическая разработка урока ОРКСЭ для 4 класса на тему «Как я понимаю буддизм»...

Методическая разработка урока ОРКСЭ (основы светской этики) по теме "Совесть" 4й класс

Данная разработка включает в себя полный конспект урока основы светской этики в 4 классе на тему "Совесть" и презентацию к нему. Целью урока является формирование представления о  совести, как нр...

Методическая разработка урока ОРКСЭ в 4 классе по теме «Христианские праздники и таинства»

Цели: формирование у учащихся первоначальных представлений о роли и значении богослужения, церковных праздников и таинств, заключенных в них духовно-нравственных ценностях, знакомство с наиболее важны...

Методическая разработка урока ОРКСЭ 4 класс по теме «История религий в России. Рассказ о выборе веры» с использованием игры «Как ты думаешь» (Технология критического мышления)

Данная методическая разработка урока по ОРКСЭ поможет преподавателю вышеупомянутого курса провести урок по этой теме в форме увлекательной игры (Технология критического мышления, игра "Как ты думаешь"...

Методическая разработка урока ОРКСЭ в 4 классе по теме "Добро и зло"

В данном материале представлены технологическая карта и структура урока ОРКСЭ для 4 класса с учетом требований ФГОС....