Объем и особенности домашнего задания для младших школьников.
статья (1, 2, 3, 4 класс) по теме

Лебедева Елена Николаевна

 

Объем и особенности домашнего задания для младших школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dom._zadaniya.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Объем и особенности домашнего задания для младших школьников.

Учитель: Лебедева Е. Н.

Объем домашнего задания должен соответствовать требованиям Санитарно-эпидемиологических правил к условиям обучения в общеобразовательном учреждении.

Домашние задания даются обучающимся начальной школы с учетом возможности их выполнения в следующих пределах:

- во 2-м - до 1,5 часа;

- в 3 - 4-м - до 2 часов.

Примерный объем домашних заданий

для учащихся 2 — 4 классов

        

        

                                          Математика        

2 класс               Задача или 2 столбика примеров        

        

3 класс               Задача или 3 столбика примеров, но не более 16        

4 класс             Задача и 2 выражения, или 2 задачи, или задача и 4 примера

        

               Русский  язык

2 класс               15 — 17 слов упражнение для домашней работы может включать не                        более одного дополнительного грамматического задания        

3 класс               25 — 28 слов упражнение для домашней работы может включать не более одного дополнительного грамматического задания        

4 класс         35 — 37 слов упражнение для домашней работы может включать не более одного дополнительного грамматического задания

        

                       Литературное чтение        

            2 класс         не более 1 – 1,5 страниц        

           3 класс           не более 2 – 2,5 страниц        

           4 класс          не более 3 – 3,5 страниц

        

Окружающий мир        

           2 класс         не более 1 – 1,5 страниц        

           3 класс         не более 2 – 2,5 страниц        

           4 класс         не более 3,5 – 3 страниц

Особенности домашних заданий в начальной школе

 Домашнее задание – типичный пример самостоятельной работы учащихся, без которой невозможно обеспечить единство преподавания и самостоятельного учения школьников. Без домашних заданий невозможно полноценное усвоение и запоминание изложенного на уроке материала. Не менее важное значение эти задания имеют также для воспитания учащихся, поскольку способствуют формированию у них прилежания, самостоятельности и организации своего внешкольного времени.

Выделяют шесть главных целей домашних заданий:

1. Усвоение фактического материала. В первую очередь здесь предлагается закрепление знаний и навыков, полученных на уроке. Это достигается различными письменными упражнениями, решением задач, работой над текстом учебника, наблюдениями за окружающими явлениями.

2. Усвоение знаний в системе. Имеются в виду такие задания, которые требуют установления причинно-следственных и других связей и отношений между изучаемыми явлениями или процессами. Учащиеся должны выделить в изучаемом материале наиболее существенные понятия или закономерности, определить последовательность событий, классифицировать фактические данные.

3. Формирование обобщения. Здесь речь идет о сложной мыслительной работе, предполагающей достаточно прочные навыки и умения, связанные с применением мыслительных операций, особенно сравнения, анализа, синтеза, обобщения. Ученик должен самостоятельно изучить материал, выделить из него существенное, установить имеющиеся связи между рассматриваемыми явлениями и сделать обобщающие выводы.

4. Применение знаний. Здесь речь идет о различных практических работах, позволяющих установить тесную связь между теорией и практикой. Обычно подобные задания завершают изучение теоретического материала и требуют от учащихся целого ряда практических умений и навыков, которые вырабатываются как в классной, так и во внеклассной работе.

5. Контроль знаний учащихся. Здесь предполагаются такие задания, которые специально предназначены для проверки знаний, умений и навыков. От учащихся требуется не только знание фактов и понятий, но и достаточно глубокое их осознание, умение применять знания в различных условиях, устанавливать необходимые связи и т.д.

6. Нравственное воспитание учащихся. Речь идет о заданиях; специально направленных на формирование научного мировоззрения учащихся и на нравственное воспитание их. Несомненно, что почти все виды заданий способствуют решению этой задачи, но в данном случае учитель подчеркивает специальную цель и при проверке задания акцентирует на ней внимание учащихся.

В школьной практике используют следующие виды домашней учебной работы:

индивидуальная;

групповая;

творческая;

дифференцированная;

одна на весь класс;

составление домашней работы для соседа по парте.

Индивидуальная учебная домашняя работа задаётся, как правило, отдельным учащимся класса. В этом случае учителю легко проверить уровень усвоенных знаний конкретного ученика. Такая работа может быть выполнена на карточках или с использованием тетрадей на печатной основе.

При выполнении групповой учебной домашней работы группа учащихся выполняет какое – то задание, являющееся частью общего классного задания. Например, при изучении темы «Цена. Количество. Стоимость» школьникам предлагается собрать материал о ценах на различные товары: одна группа узнаёт цены на учебные принадлежности, другая – цены на продукты, третья – на игрушки. Домашние задания в этом случае подготавливают учащихся к работе, которая будет проводиться на предстоящем уроке. Такие задания целесообразнее задавать заранее.

Дифференцированная домашняя работа – такая, которая может быть рассчитана как на «сильного», так и на «слабого» ученика. Основой дифференцированного подхода на этом этапе является организация самостоятельной работы младших школьников, которая реализуется посредством следующих типичных приёмов и видов дифференцированных заданий.

Задания одинаковы для всех по содержанию, но различны по способам выполнения, например: «Вырежи из клетчатой бумаги прямоугольники одинаковой площади, равной 36 см2, но с разными сторонами». Получив такое задание, каждый ребёнок индивидуально подходит к выполнению: одни могут вырезать один прямоугольник, другие – два-три или большее число вариантов. При этом деятельность учащихся носит поисковый характер.

Задания, включающие несколько вариантов с правом самостоятельного выбора любого из них.

Одна на весь класс – самый распространённый вид домашней работы. Постоянное применение таких заданий не ведёт к развитию творческих способностей учащихся, однако исключать их не стоит , так как в ходе их выполнения у учащихся отрабатываются различные навыки, формируются умения.

Составление домашней работы для соседа по парте – новаторский вид домашней работы. Например: «Составь для своего соседа два задания аналогично тем, что рассматривались на уроке».

Творческую домашнюю работу необходимо задавать не на следующий день, а на несколько дней вперёд. Так как ребенок должен поработать с различной литературой, с разными источниками, обработать  найденный материал. Например: приготовить сообщение или  придумать сказку и т.д.

 

Нельзя:

– завышать объем предлагаемой домашней работы;

– давать задания на выходные, праздничные и каникулярные дни;

– перекладывать на учащихся изучение нового материала (под предлоговм развития их самостоятельности);

– предлагать для выполнения дома задания на неотработанный материал, который не был еще объяснен на уроке и который заведомо является непосильным для учащихся (в этом случае вся тяжесть усвоения переносится с урока на домашнюю работу);

– задавать домашнее задание «под звонок», без необходимых разъяснений сущности предлагаемых задач и упражнений;

– предлагать для домашней работы задачи и упражнения, подобные которым еще ни разу не выполнялись на уроке;

– давать задачи и упражнения, чрезвычайно насыщенные заданиями, так как это приводит к ослаблению внимания учащихся к основному заданию, допускать перегрузку такими заданиями, которые значительно увеличивают время приготовления уроков (составление схем, таблиц, подготовка докладов, домашние сочинения);

– отсылать к другим источникам информации, помимо учебников, без указания на то, какие это именно источники и где их можно найти;

– не учитывать индивидуальных особенностей учеников, уровень их работоспособности.

Дозируя домашнее задание, учитель должен спланировать работу такого объема и содержания, чтобы учащиеся не испытывали перегрузки, для чего необходимо учитывать и то, как заняты учащиеся по другим предметам в этот день.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности развития творческих способностей младших школьников средствами творческих заданий в учебном процессе

Зачем нужно развивать творческие способности у младших школьников? Счего начать? Творческие задания для младших школьников в учебном процессе....

Объем и особенности домашнего учебного задания

Материал содержит рекомендации для учителей начальных классов по планированию такой домашней работы, которая не допустит перегрузки детей, будет интересна и разнообразна. Приведен примерный объем по к...

Объем и особенности домашнего задания для школьников

Объем и особенности домашнего задания для младших школьников...

Конкурсная работа "Особенности развития креативных способностей младших школьников средствами творческих заданий в учебном процессе"

В работе проведено исследование о развитии творческих способностей младших школьников. Представлены различные тематические серии групп творческих заданий, фрагменты уроков, рассмотрена система критери...

Объем и особенности домашнего задания для учащихся начальной школы по ФГОС.

Нормативы, лежащие в основе организации домашнего задания. Цели и виды домашней работы, формы проверки....

Домашнее задание для младших школьников

Домашнее задание  - цели, нормы и виды...

Рекомендации. Как выполнять домашние задания с младшим школьником

Очень важно правильно организовать выполнение домашних заданий....