Внеклассное занятие на тему « История изобретения бумаги» в рамках проекта День науки и творчества
план-конспект занятия (3 класс) на тему

Внеклассное занятие на тему « История изобретения бумаги» в рамках проекта День науки и творчества

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneklassnoe_zanyatie_na_temu.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное занятие на тему « История изобретения бумаги» в рамках проекта День науки и творчества

Составила: Каракулина О.В.

                      учитель начальных классов МОУ «СОШ №8» г. Ржева

Цель занятия:

  1. Познакомить детей с историей изобретения бумаги;
  2. Обратить внимание школьников на значение и разнообразие бумаги в нашей жизни;
  1. рассказать о ее назначении и изготовлении;
  2. развивать исследовательские действия, воспитывать интерес к познанию окружающего мира;
  1. Развивать память, внимание, мышление, речь;
  2. Обратить внимание на необходимость бережного использования бумаги, на связь охраны леса с нашей повседневной жизнью.

Ход занятия

  1. Вступительная беседа.

Входит Буратино, который держит в руках конверт, в котором находится бумага.

- Что у меня в руках?

- Какое значение имеет слово «Бумага»?

- Какое назначение имеет бумага?

                 2. Презентация на тему: Кто и когда изобрёл бумагу?

Слайд 2: Человек изобрел материал для письма задолго до того, как появилась бумага.

Сначала писали на сырых глиняных табличках. Наши далекие предки сушили их на солнце или обжигали в огне, чтобы закрепить текст. После этого таблички можно было посылать друг другу, в том числе и на весьма большие расстояния. Но эти письма-плитки были очень неудобными (тяжелыми и хрупкими), а их изготовление отнимало очень много времени.

Слайды 3 и 4: В Древней Греции и в Риме люди писали на деревянных дощечках, покрытых воском. Это уже был существенный прогресс, так как слой воска позволял стирать старый и писать на той же дощечке новый текст. На Руси такие покрытые воском дощечки называли церами.

Слайд 5: А вот наши предки-славяне наносили свои тексты на бересту, то есть на наружный слой березовой коры. Их древние письма называют берестяными грамотами.

Слайд 6: Древние египтяне около 4000 лет назад брали стебли папируса (местное растение), снимали кожицу и распрямляли ее. Потом полоски папируса клали крест-накрест и спрессовывали так, чтобы они склеивались. Высушенный лист папируса представлял собой хороший материал для письма.

Слайд 7: Книга того времени представляла собой папирусный свиток. При чтении папирусную ленту постепенно перекатывали с одной стороны на другую так, что в поле зрения находились одновременно два столбца, а остальная часть свитка была скатана

Слайд 8: Во 2 веке до нашей эры в Малой Азии в городе Пергаме делали материал для письма, но не из папируса, а из обработанных особым способом кож молодых животных – телят, ягнят, козлов, ослов. По имени города этот материал стал называться пергаментом. В отличие от папируса пергамент был значительно прочнее, эластичнее, долговечнее, на нем было легче писать, причем с обеих сторон, а в случае необходимости текст можно было легко смыть и нанести новый. Но, несмотря на эти преимущества пергамента, изготовление его трудоемко, и он был дорогим материалом.

Слайды 9 и 10: До изобретения бумаги в Китае писали или на бамбуковых дощечках, или на шелке. Но шелк был всегда очень дорогим, а бамбук - очень громоздким и тяжелым. На одной дощечке помещалось в среднем 30 иероглифов. Легко представить, сколько места должна была занимать такая бамбуковая "книга". Не случайно пишут, что для перевозки некоторых сочинений требовалась целая телега.

Слайд 11: Но собственно бумагу изобрел в Китае Цай Лунь. Он нашел способ делать бумагу из волокнистой внутренней части коры тутового дерева.

Слайд 12: Торговцы из Китая путешествовали далеко на север и запад, и пришли в город Самарканд. Там арабы переняли секрет изготовления бумаги и привезли его в Испанию. Оттуда искусство делать бумагу разошлось по всему миру.

Слайд 13: Со временем были открыты всевозможные методы и созданы разные машины для выпуска бумаги. Одним из самых важных стал станок, позволяющий делать длинные и очень тонкие листы бумаги. Его изобрели во Франции в 1798 году.

Слайд 14: В настоящее время бумагу делают из измельченной древесины. Сначала в лесу рубят деревья. Бревна везут на фабрику. Здесь их очищают от коры и перемалывают на мелкие кусочки – дробят в машине (дробилке). Крошку, которая получилась, перемешивают с особой жидкостью, превращая в мягкую массу. Она идет на изготовление бумаги. Но дерево растет долго, а бумаги людям нужно много. Кроме того, деревья и другие растения нужны, чтобы очищать воздух, которым мы дышим. Люди стараются беречь леса, поэтому придумали машины, которые изготовляют новую бумагу из использованной (макулатуры).

  1. Вопросы по просмотренному материалу.

- На чем писали наши далекие предки?

- На чем писали в Древней Греции и Риме?

- Что использовали для письма наши предки – славяне?

- Какое растение для письма использовали древние египтяне?

- Какой материал для письма использовали в Малой Азии во 2 веке до н.э.?

- Где изобрели бумагу? Кто ее изобрел и из чего она была сделана?

- Где и в каком веке был изобретен 1 станок для изготовления бумаги?

- Из чего в наше время делают бумагу?

  1. Разбор схемы: охрана леса, экономное использование бумаги, бережное отношение к учебникам, макулатура.
  2. Исследовательская работа на тему: Как можно самим изготовить бумагу.

6.Рефлексия.

Ученики оценивают свою работу при помощи смайликов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Творческая игра как способ развития одарённости". Внеклассное занятие по теме "Обучение совместному творчеству".

Современное состояние общества характеризуется повышением внимания к внутреннему миру и уникальным возможностям отдельно взятой личности. В этой связи на пер...

Внеклассное занятие по теме "День Земли"

Традиция праздновать 22 апреля День Земли восходит к 1840-м годам, когда Дж.Стерлинг Мортон приехал со своей семьёй на территорию штата Небраска. Там его взору открылись бескрайние прерии с одинокими ...

День науки и творчества

Фотоотчёт о прошедшем в школе Дне науки и творчества...

день науки и творчества

день науки и творчества...

История изобретения бумаги

https://nsportal.ru/nikitina-natalya-sergeevna   Внеклассное мероприятие...

Методическая разработка внеклассного занятия на тему "День матери. История праздника"

Любите маму, маленькие дети,Ведь без неё так трудно жить на свете,Её внимание и, ласку и заботу,Вам не заменит посторонний кто-то.Любите маму, юные подросткиОна — ваш ствол, а вы — её отро...

Презентация к занятию по теме: История праздника День матери

Представляю презентацию к внеклассному занятию по теме "День матери". К презентации также можно добавить свои слайды этапов работы над поделкой. Спасибо...