Выступление на педсовете "Начальная школа - фундамент в обучении и образовании. Подготовка учащихся к проектной деятельности в начальной школе".
статья (2 класс) на тему

Салова Анна Евгеньевна

Проектная деятельность в начальной школе

в рамках реализации ФГОС НОО

«Единственный путь, ведущий к знаниям,  - это деятельность».

                                                                Бернард Шоу

         Слайды 1-2.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования  впервые  фиксирует  в  правовых  нормах  те  элементы  новой школы,  которые  за  много  лет  убедительно  доказали  свою  практическую целесообразность. 

•               Слайд 3-4-5-6 по слайдам. Современная система образования требует активных методик преподавания, способных развивать творческие способности ребенка, его самостоятельность, инициативу, стремление к самореализации и самоопределению.

•      Под учебно-исследовательской  деятельностью учащихся сегодня понимается такая форма организации учебно-воспитательной работы, которая связана с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования.

Проект – это 6 - П

•      Проблема.

•      Поиск информации.

•      Планирование.

•      Продукт.

•      Презентация.

•      Портфолио (папка с рабочими материалами проекта)

 

 

Слайд 7. ФГОС задает следующий результат образования на выходе из начальной школы:

         «– умение решать творческие задачи на уровне комбинаций, импровизаций.

         – овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; поиск (проверка) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки;

         – определение способов контроля и оценки деятельности (ответ на вопросы:«Такой ли получен результат?», «Правильно ли это делается?»); определение причин возникающих трудностей, путей их устранения; предвидение трудностей (ответ на вопрос «Какие трудности могут возникнуть и почему?»), нахождение ошибок в работе и их исправление;

         – учебное сотрудничество: умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад и общий результат деятельности».

         Слайд 8. Ведущая роль при этом отводится системно – деятельностному подходу: практическому содержанию образования, конкретным способам деятельности, приобретению знаний и умений в реальных жизненных ситуациях. Приоритетным направлением становится переход к организации такой учебной деятельности, субъектом которой является обучающийся, а учитель выступает в роли организатора и помощника.

         В связи с этим все большую популярность приобретают приемы и методы, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Новая модель образования предполагает активную творческую деятельность учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проектная деятельность в начальной школе

в рамках реализации ФГОС НОО

«Единственный путь, ведущий к знаниям,  - это деятельность».

                                                                Бернард Шоу

        Слайды 1-2.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования  впервые  фиксирует  в  правовых  нормах  те  элементы  новой школы,  которые  за  много  лет  убедительно  доказали  свою  практическую целесообразность.  

  •         Слайд 3-4-5-6 по слайдам. Современная система образования требует активных методик преподавания, способных развивать творческие способности ребенка, его самостоятельность, инициативу, стремление к самореализации и самоопределению.
  • Под учебно-исследовательской  деятельностью учащихся сегодня понимается такая форма организации учебно-воспитательной работы, которая связана с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования.

Проект – это 6 - П

  • Проблема.
  • Поиск информации.
  • Планирование.
  • Продукт.
  • Презентация.
  • Портфолио (папка с рабочими материалами проекта)

Слайд 7. ФГОС задает следующий результат образования на выходе из начальной школы:

        «– умение решать творческие задачи на уровне комбинаций, импровизаций.

        – овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; поиск (проверка) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки;

        – определение способов контроля и оценки деятельности (ответ на вопросы:«Такой ли получен результат?», «Правильно ли это делается?»); определение причин возникающих трудностей, путей их устранения; предвидение трудностей (ответ на вопрос «Какие трудности могут возникнуть и почему?»), нахождение ошибок в работе и их исправление;

        – учебное сотрудничество: умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад и общий результат деятельности».

        Слайд 8. Ведущая роль при этом отводится системно – деятельностному подходу: практическому содержанию образования, конкретным способам деятельности, приобретению знаний и умений в реальных жизненных ситуациях. Приоритетным направлением становится переход к организации такой учебной деятельности, субъектом которой является обучающийся, а учитель выступает в роли организатора и помощника.

        В связи с этим все большую популярность приобретают приемы и методы, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Новая модель образования предполагает активную творческую деятельность учащихся.

        Слайд 9. Под проектной технологией понимается способ достижения цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться практическим результатом, оформленным тем или иным образом. В основу, положена прагматическая направленность проекта на результат, полученный при решении проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить. Находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей знаний, способность прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно- следственные связи.

        Слайд 10. Проект, – прежде всего цель, принятая, осознанная детьми, актуальная для них. Проект – это детская самодеятельность, конкретное практическое творческое дело, поэтапное движение к цели. Проект – метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды.

        Умение управлять проектной работой – показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития учащихся. Недаром эти технологии относят к инновационным технологиям, предусматривающим, прежде всего, умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека постиндустриального общества.

        Для организации самостоятельного добывания школьниками знаний с целью более эффективного их усвоения применяют учебные проекты. Учебный проект - это и форма организации учебного процесса, это и метод обучения, который может применяться на уроке и во внеурочное время. В учебном проекте ученики работают  самостоятельно, и степень этой самостоятельности зависит не от их возраста, а от сформированности умений и навыков проектной деятельности.

 Слайд11. Каковы бы ни были опыт учащихся и их возраст, какова бы ни была сложность учебного проекта, степень активности – самостоятельности можно представить в следующей схеме:

        Как видно из схемы, роль учителя, несомненно, велика на первом и последнем этапах. И от того, как учитель выполнит свою роль на первом этапе – этапе погружения в проект, - зависит судьба проекта в целом. На последнем этапе роль учителя велика, поскольку ученикам не под силу сделать обобщение всего того, что они узнали или исследовали, протянуть мостик к следующей теме, прийти, может быть, к неожиданным умозаключениям, которые поможет сделать учитель с его богатым житейским опытом, научным кругозором, аналитическим мышлением.

        Слайд 12. Как метод обучения учебный проект эффективен, так как он ориентирован на достижение целей самих учащихся, дает ученикам опыт деятельности. Процесс работы над учебным проектом направлен на достижение намеченного результата в виде конкретного «продукта» (проекта), позволяет научить школьников проектированию, которое помогает решать различные проблемы творческой активности учащихся. Поэтому целью моей работы, как и всех учителей начальной школы является формирование у младших школьников умений использовать приемы проектирования для самоорганизации собственного учения – «научить учиться».

        Слайд 13. Проектная деятельность позволяет раскрыть индивидуальные особенности учеников и дает возможность младшим школьникам попробовать свои силы и возможности, приложить свои знания, и показать достигнутый результат.

        

        Для себя я выбрала следующие принципы организации проектной деятельности:

        1)Учёт интересов детей.

Ситуация, когда учеников "строят" и заставляют делать "проект", который им не интересен, не имеет ничего общего с проектированием. В проекте ребёнок решает личностно-значимую для себя задачу. Если личностной включённости нет, нет и проекта.

        2) Учение через деятельность.

Проектная деятельность предполагает включение ученика в поисковую, исследовательскую деятельность; систематическое отслеживание учителем и учеником результатов работы.

        3) Познание и знание являются следствием преодоления трудностей.

        4) Сотрудничество участников педагогического процесса.

Здесь я могу говорить не только о сотрудничестве между мной и учениками, но между родителями и учениками, и самими учениками.

        5) Свободное творчество в выборе темы проекта, решения проблемы, оформления и защиты проекта.

        На основе этих принципов сложилась моя методическая система работы над проектами, пришло понимание целей образования, места проектной деятельности в образовательном процессе.

        Слайд 14. Метод проектов – это одна из конкретных возможностей использовать жизнь для воспитательных и образовательных целей.

Слайд 15,16,17,18- по слайдам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта по теме «Проектная деятельность в начальной школе как метод обучения и воспитания в условиях ФГОС II поколения»

Обобщение педагогического опыта по теме«Проектная деятельностьв начальной школе как метод обучения и воспитания в условиях ФГОС II поколения»...

Модульные обучение в начальной школе с применением ИКТ с целью вовлечения учащихся в проектно-исследовательскую деятельность.

Выступление на МО по теме: "Модульные обучение в начальной школе с применением ИКТ с целью вовлечения учащихся в проектно-исследовательскую деятельность."...

"Проектная деятельность в начальной школе как метод обучения и воспитания в условиях ФГОС II поколения" (из опыта работы)

Метод проектов не что иное, как попытка моделирования жизни, который никак не противоречит способам обучения, он помогает активизировать учеников, у большинства детей появляется интерес к новым знания...

"Проектная деятельность в начальной школе" Выступление на педагогическом совете школы.

Проектная деятельность - важное направление деятельности в сответствии с ФГОС, которое основывается на идее о направленности учебно-познавательной деятельности на результат, который получается при реш...

Проектная деятельность в начальной школе - эффективный метод обучения в свете ФГОС

       Я убеждена, что в проектную деятельность необходимо включать школьников с 1 класса, постепенно. Для каждого класса определяется своя специфика работы над проектом с у...

Проектная деятельность в начальной школе как метод реализации развивающего обучения в современном образовании

В статье рассматривается вопрос организации проектно-исследовательской деятельности учащихся в начальной школе, где определено позитивное влияние исследовательской...