Рабочая программа «Путешествие по стране Геометрии» (внеурочная деятельность)
рабочая программа на тему

Алексеева Екатерина Николаевна

В программе курса «Путешествие по стране Геометрии» можно выделить два блока:

  • «Что такое геометрия?» - изучение основных свойств геометрических
    фигур.
  • «Геометрия вокруг нас» - формирование конструкторских умений и графической грамотности.

В рамках каждого блока реализуются цели, перечисленные выше, причем на каждом занятии предполагается единство мыслительной и практической деятельности детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Утверждаю »

Директор ГБОУ СОШ «Центр образования»пос.Варламово                                                   ______________ Кавелина Т.П..

Приказ № ____ от «___» ____2016г

                                               

                   Рекомендовано

Рабочей группой по введению ФГОС

                    протокол №___

     от «____» _________ 2016 года

Рабочая программа

 «Путешествие по стране Геометрии»

(внеурочная деятельность)

Направление внеурочной деятельности: общеинтеллектуальное.

Разработчик:

Алексеева Е.Н.,

учитель начальных классов

2016 г.

Пояснительная записка.

«Путешествие по стране Геометрии»

Рабочая программа по внеурочной деятельности  «Путешествие по стране Геометрии» составлена на основании  следующих нормативно-правовых документов:

1.Закона Российской Федерации «Об образовании». Статья 14. Общие требования к содержанию образования (п. 5); Статья 32. Компетенция и ответственность образовательного учреждения (пп. 2 (части 5,6,7,16,20,23), 3 (часть 2).

2.Типового положения об общеобразовательном учреждении. Постановление правительства РФ от 19.03.2001 г. №196 с изменениями от 10.03.2009 г. №216 ст. 41.

3.Федерального базисного учебного плана и примерного учебного плана для образовательных учреждений РФ, программы общего образования. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312 в редакции от 30.08.2010 г. № 889.

4.Концепции профильного обучения на старшей ступени обучения общего образования (Приказ МО РФ от 18.02.2002 №2783)

5.Приказа О внесении изменений в ФГОС начального общего образования, утверждённый  Министерством образования и науки РФ от 06.10.2009 г. №373

6.Санитарные правила и нормы. (СанПин 2.42. – 2821 10).

7.Учебного плана ГБОУ  СОШ  «Центр образования» пос. Варламово на 2014-2015 учебный год.

Актуальность: Программа по внеурочной деятельности «Путешествие по стране Геометрии» направлена на формирование у школьников приемов умственной деятельности: анализа и синтеза, сравнения, классификации, абстрагирования и обобщения, конкретизации. Это обеспечивается логикой построения содержания курса, методами и формами организации учебной деятельности учащихся, направленной на усвоение геометрических понятий, свойств геометрических фигур и системой заданий, выполняя которые младшие школьники осознают различные учебные задачи, овладевают способами их решения и учатся контролировать свои действия. Направленность процесса обучения пропедевтическому курсу геометрии начальных классов на формирование основных мыслительных операций позволяет включить интеллектуальную деятельность младшего школьника в различные соотношения с другими сторонами его личности, прежде всего, с мотивацией и интересами, оказывая тем самым положительное влияние на развитие внимания, памяти, эмоций и речи ребенка.                                                                                      

Цель: усиление роли геометрического материала и геометрических методов в курсе математики начальной школы, как по содержанию и объему, так и по методам изучения.

Задачи:

  • формирование осознанных геометрических знаний;
  • формирование способности выполнять мыслительные операции с геометрическим материалом: рассуждать и делать выводы, сравнивать и анализировать, находить общее и частное, устанавливать простые закономерности;
  • формирование элементов конструкторских умений и конструкторского мышления;
  • формирование картины мира;
  • обучение способам получения знаний в индивидуальном творческом поиске, способам оперирования с имеющимися знаниями в любой ситуации, в том числе нестандартной, творческой;
  • становление элементов учебной самостоятельности;
  • развитие умений применять знания в нестандартных ситуациях;
  • развитие творческого потенциала, активности, самостоятельности учащихся;
  • воспитание взаимовыручки, уважительных отношений друг к другу;
  • воспитание добросовестного отношения к труду и результатам труда.

В соответствии с учебно-воспитательными задачами курса предполагается:

  1. знакомство и изучение основных линейных, плоскостных и некоторых пространственных геометрических фигур;
  2. знакомство с понятием симметрии, как частного случая движения -  в окружающем мире;
  3. включение упражнений, направленных на развитие памяти и
    внимания;
  4. включение упражнений, связанных с такими мыслительными операциями, как анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение;
  5. использование математических знаний, умений и навыков в новых, нестандартных ситуациях, их закрепление и совершенствование;
  6. конструктивно – практическая деятельность, обеспечивающая умение изобразить на бумаге конструктивную модель и, наоборот, по чертежу собрать объект, изменить его в соответствии с изменениями, внесенными в чертеж, способствующая формированию трудовых умений и навыков работы с различными материалами.

Основными линиями курса являются наблюдение, мыслительная деятельность и практические действия.

Эти три линии курса лежат в основе алгоритма изучения геометрических фигур:

  1. Знакома ли тебе эта фигура? Как она называется? Или как ты думаешь, как она называется? Как бы ты ее назвал?
  2. Встречался ли ты в жизни с этой геометрической фигурой? Где ее можно увидеть? Что напоминает эту геометрическую фигуру?
  3. Есть ли у нее сходства с ранее изученными? Какие? Есть ли отличия? Какие?
  4. Можно ли получить эту фигуру из ранее изученных? Попробуй это нарисовать или сконструировать.
  5. Как ты думаешь, какими свойствами может обладать эта фигура? Исследуй их и постарайся запомнить.
  6. Начерти с помощью чертежных инструментов эту фигуру различных размеров. Раскрась их в соответствии со своим настроением.
  7. Для чего нужно изучение этой геометрической фигуры и ее свойств? Преобразуй геометрическую фигуру в реальные предметы, окружающие тебя.

В программе курса «Путешествие по стране Геометрии» можно выделить два блока:

  • «Что такое геометрия?» - изучение основных свойств геометрических
    фигур.
  • «Геометрия вокруг нас» - формирование конструкторских умений и графической грамотности.

В рамках каждого блока реализуются цели, перечисленные выше, причем на каждом занятии предполагается единство мыслительной и практической деятельности детей.

Каждая тема факультативного курса завершается конструкторско-практической деятельностью, которая в свою очередь направлена не только на формирование элементов конструкторских умений, но и на закрепление и использование полученных теоретических знаний.

Кроме того, проводимая на занятиях конструирования практическая деятельность включает в себя не только воспроизведение, но и выполнение самостоятельно некоторых элементов, а также включение элементов творческого характера.

Курс «Путешествие по стране Геометрии» предполагает связь трех курсов:

Математика

Изобразительное искусство

Трудовое обучение

- формирование геометрических представлений методом конструкторско-практического действия с объектами и моделями;

- развитие пространственных представлений и в- совершенствование вычислительных умений и навыков;

- использование свойств сложения, вычитания, умножения и деления для рационального решения геометрических задач;

- формирование представлений об округлении числа.

 -знакомство с конструктивным образом древнерусских городов- крепостей;

- знакомство с видами архитектурных объектов и их стилями;

- развитие  навыков конструирования из бумаги и работы с графическими материалами,

- знакомство учащихся с организацией внутреннего пространства древних и современных городов.

- формирование трудовых умений и навыков работы с различными материалами (бумагой, картоном, проволокой.)

- формирование умений выполнять задания по техническому рисунку, чертежу, делать чертеж по анализу готового изделия, вносить изменения в чертеж и в объект с целью его совершенствования.

Курс «Путешествие по стране Геометрии» построен по тематическому принципу, т.е. на изучение каждой темы отводится определенное количество часов. В течение этого времени ведется целенаправленное изучение новых вопросов, а закрепление и повторение ранее изученного материала органически включается в процесс усвоения новых понятий, свойств и способов действий. Такое построение курса создает условия для целенаправленного формирования всех компонентов учебной деятельности – мотивов, учебных задач, действий, операций самоконтроля.

Формы организации занятий: беседы, выставки рисунков, поделок, викторины, проектная деятельность, исследования, практикумы, экскурсии, посещение музеев, выход на природу, соревнование.

Режим занятий: программа предназначена для учащихся 1 – 4 классов (270 часов) В 1 классе – 66 часов, со второго по четвертый класс – 68 часов в год, 2 раза в неделю (68 часов в год).

Место проведения занятий: кабинеты начальной школы, медиатека, пришкольная территория, спортивный зал, библиотека.

Виды деятельности: познавательная, игровая, проблемно-ценностное общение.

Основные методы обучения: частично – поисковый; исследовательский; деятельностно – творческий; наблюдения; наглядности. Все они направлены на поддержку индивидуального развития ребенка, на предоставление учащимися свободы для творчества, для принятия самостоятельных решений.

Характеристика условий ОУ при реализации программы: интерактивная доска, нетбуки, ноутбук преподавателя, интернет, проектор, колонки, документ-камера, цифровой микроскоп,  ПМК «Фантазеры», ПМК «Академия младшего школьника.

Формы контроля: диагностическая игра, проектная деятельность, тесты, презентации, сообщения.

Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности :

К концу первого года обучающиеся научатся различать:

  • термины: точка, прямая линия, кривая линия, отрезок, луч, угол и его элементы, виды углов, ломаная, замкнутые и незамкнутые линии;
  • названия простейших многоугольников, элементы многоугольников (вершины, углы, стороны);
  • виды треугольников;
  • свойства прямоугольника и квадрата, свойства их диагоналей;
  • название и назначение различных инструментов (линейка, угольник, циркуль)
  • знать единицы длины и соотношения между изученными единицами длины;
  • правила безопасности при работе ручным инструментом;
  • иметь представления и узнавать в фигурах и предметах окружающей среды простейшие геометрические фигуры: отрезок, угол, ломаную линию, прямоугольник, квадрат, треугольник.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • изготавливать и чертить модели изученных геометрических фигур;
  • сравнивать, классифицировать, обобщать изученные геометрические фигуры;
  • использовать изученные свойства геометрических фигур при изготовлении различных изделий;
  • измерять, сравнивать, находить сумму и разность длин отрезков; в том числе длину звеньев ломаной, сторон геометрических фигур,
  • переводить одни единицы измерения в другие;
  • самостоятельно изготавливать несложные изделия по образцу, по техническому рисунку, по описанию; уметь проводить анализ образца или изделия;
  • вносить изменения (преобразовывать) по заданным дополнительным условиям, отражать изменения в технических рисунках.

К концу второго года обучающиеся научатся различать:

  • термины: прямой угол, кривая линия, окружность, овал, круг, радиус окружности, центр
  • окружности (круга), диаметр окружности (круга), дециметр, метр;
  •  соотношения между изученными единицами длины: сантиметром, дециметром, метром;
  •  правила безопасности при работе ручным инструментом;

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • изготавливать и чертить модели изученных геометрических фигур;
  • сравнивать, классифицировать, обобщать изученные геометрические фигуры;
  • использовать изученные свойства геометрических фигур при изготовлении различных изделий;
  • измерять, сравнивать, находить сумму и разность длин отрезков; в том числе длину звеньев ломаной, сторон геометрических фигур,
  • переводить одни единицы измерения в другие;
  • самостоятельно изготавливать несложные изделия по образцу, по техническому рисунку, по описанию; уметь проводить анализ образца или изделия;
  • вносить изменения (преобразовывать) по заданным дополнительным условиям, отражать изменения в технических рисунках.

К концу третьего года обучающиеся научатся различать:

  • термины прямая линия, кривая линия, параллельные прямые, перпендикулярные прямые, отрезок, луч, угол, ломаная, замкнутые и незамкнутые линии, правильный и неправильный многоугольник;
  • элементы угла, ломаной, многоугольника, виды углов;
  • названия простейших многоугольников;
  • названия четырехугольников по особенностям их сторон или по типу углов: прямоугольник, квадрат, трапеция, ромб, параллелограмм, неправильный многоугольник;
  • свойства прямоугольника и квадрата, свойства их диагоналей;
  • виды треугольников;
  • термины: круг, окружность, радиус, диаметр;
  • единицы длины и соотношения между изученными единицам длины;
  • термины периметр, площадь, центральная и осевая симметрия;
  • способы контроля точности построения деталей (с помощью шаблона, угольника, линейки, циркуля);
  • единицы измерения площади;

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • изготавливать и чертить модели изученных геометрических фигур;
  • использовать изученные свойства геометрических фигур при изготовлении различных изделий;
  • находить периметр и площадь прямоугольника, квадрата, треугольника;
  • находить неизвестную сторону прямоугольника по его периметру и известной стороне, по площади и известной стороне;
  • рационально размечать материал с помощью шаблона, угольника, линейки;
  • выполнять технический рисунок несложного изделия по его образцу;
  • прочитать технический рисунок и изготовить по нему изделие;
  • внести в изделие изменения по заданным условиям и отразить их в техническом рисунке.

К концу четвёртого года обучающиеся научатся различать:

  • термины прямая, кривая линия, отрезок, луч, замкнутая и незамкнутая линия, ломаная , угол, виды углов, многоугольник, круг, окружность, хорда окружности, концентрические окружности;
  •  название геометрических тел: куб, прямоугольный параллелепипед, призма, пирамида, шар;
  • понятие «развертка»;
  •  термины «периметр», «площадь», «объем», единицы измерения периметра, площади, объема;

Обучающиеся получат возможность научиться :

  •  различать развертки геометрических тел;
  • анализировать плоскостные и пространственные объекты, составленные из геометрических фигур, выделять их в конструкциях не сложного вида;
  • конструировать объект по схематическому рисунку, техническому чертежу, видоизменять его по заданным условиям;
  • контролировать правильность изготовления деталей конструкции, а также всей конструкции в целом;
  • вычислять периметр фигуры и длины отдельных ее частей по заданному периметру и другим линейным данным;
  • вычислять площадь треугольника, прямоугольника (квадрата), поверхности прямоугольного параллелепипеда (куба);
  • распознавать изученные геометрические фигуры в окружающей действительности, конструировать их модели, зарисовывать и вычерчивать на бумаги, собирать из частей, делить на задуманные части.

Тематический план 1 класс

Тема занятия

Всего часов

Аудиторные

Внеаудиторные

Формы контроля

1

Точка. Кривая линия. Прямая линия.

8 ч

100 %

-

Презентация , тест.

2

Кривая, отрезок. Их сходство и отличие.

14ч

100%

-

Тест

3

Единицы длины .Отрезок. Сравнение отрезков.  

10ч

100%

-

Тест, презентация.

4

Луч. Виды лучей.

7 ч

100%

-

Тест, взаимоконтроль

5

Многоугольники.

27ч

100%

-

Тест, взаимоконтроль

Итого:

66ч

Содержание программы 1 класс

Тема занятия

Кол-во часов

Аудиторные

Внеаудиторные

Формы организации

Формы контроля

Точка. Кривая линия. Прямая линия. (8 часов)

1.

Путешествие в страну Геометрию.

1

1

Беседа «Что такое «геометрия»

2

Знакомство с Веселой Точкой.

1

1

Беседа» Что такое «точка»

3

Цвета Радуги.

1

1

Практикум

4

Цвета Радуги. Их очередность.

1

1

Практикум

Презентация

5

Сравнение величин.

1

1

Беседа

6

Взаимное расположение предметов.

1

1

Практикум

7

Прямая линия.

1

1

Практикум «Построение линий»

8

Прямая линия и её свойства.

1

1

Практикум «Построение линий»

Тест

Кривая, отрезок. Их сходство и отличие. (14 часов)

9

Кривая линия.

1

1

Беседа

10

Замкнутые и незамкнутые кривые линии.

1

1

Беседа

11

Замкнутые и незамкнутые кривые линии.

1

1

Практикум «Строим замкнутые и незамкнутые линии»

Тест

12

Кривая линия.

1

1

Практикум

13

Точки пересечения кривых линий.

1

1

Практикум

14

Замкнутые кривые линии.

1

1

Беседа

15

Незамкнутые кривые линии.

1

1

Беседа

Тест

16

Решение топологических задач.

1

1

Практикум  «Решаем задачи»

17

Пересекающиеся линии.

1

1

Беседа

18

Решение топологических задач.

1

1

Практикум

19

Лабиринт.

1

1

Практикум «Разгадай лабиринт»

Взаимоконтроль

20

Направление движения.

1

1

Практикум

21

Взаимное расположение предметов в пространстве.

1

1

Практикум

22

Вертикальные и горизонтальные прямые линии.

1

1

Беседа

Тест

Единицы длины .Отрезок. Сравнение отрезков.  10 ч

23

Отрезок.

1

1

Практикум «Построение отрезков»

24

Сравнение отрезков. Моделирование отрезков.

1

1

Практикум

25

Отрезок. Имя отрезка.

1

1

Игра

26

Отрезок. Закрепление изученного.

1

1

Практикум

27

Сравнение отрезков. Единицы длины.

1

1

Практикум

Тест

28-30

Ломаная линия.

3

3

Практикум

31-32

Обобщение изученного материала.

2

2

Проектная деятельность

Презентация

Луч. Виды лучей. 7 часов

33-35

Луч

3

3

Практикум

36-38

Луч. Солнечные и несолнечные лучи.

3

3

Выставка рисунков

39

Обобщение изученного материала

1

1

Практикум

Тест

Многоугольники. 27 часов

40-43

Многоугольники.

4

4

Выставка рисунков

44

Математическая викторина.

1

1

Викторина

45-49

Треугольник.

5

5

Выставка  рисунков

50-52

Треугольник. Имя треугольника.

3

3

Практикум «Построение треугольников»

Взаимоконтроль

53-55

Условия построения треугольника.

3

3

Практикум

56-58

Четырехугольник. Прямоугольник.

3

3

Практикум

59-61

Квадрат

3

3

Практикум

Тест

62-65

Равносторонний прямоугольный четырехугольник – квадрат. Ромб

4

4

Практикум

66

Обобщение изученного

1

1

Игра

Взаимоконтроль

Итого

66 часов

66

Тематический план 2 класс

Название  темы (раздела)

Всего

часов

Из них

Формы контроля

аудиторные

внеаудиторные активные

1

Луч. Виды лучей.

12 часов

3

9

Выставка

2

Угол. Виды углов

16 часов

4

12

Конкурс

3

Многоугольники

20 часов

5

15

Выпуск геометрической газеты

4

Плоские фигуры и объемные тела

20 часов

5

15

Выставка,

Геометрический КВН

Содержание программы 2 класс

Тема занятия

Всего

часов

Из них

Формы организ. занятий

Формы контроля

аудиторные

внеаудиторные активные

 1-2

Луч. Виды лучей.

2

1

1

Исследование

Опрос

Решение задач на развитие пространственных представлений

Знакомство с понятием пространства; научаются работать со взрослыми; работе в паре

Применять линейку и карандаш при выполнении учебной задачи

3-4

Луч. Виды лучей.

2

2

Путешествие

Беседа

Обобщение изученного материала.

Тренируются в вычерчивании отрезков, лучей, геометрических фигур, в сравнении отрезков. научаются формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

5-6

Луч. Виды лучей.

2

2

Мастерская

Выставка

Луч

Строят лучи на бумаге, из пластилина, ниток; расширяют понятие о  геометрии; развивают когнитивное мышление.

7-8

Луч. Виды лучей.

2

1

1

Исследование

Беседа

Луч. Солнечные и несолнечные лучи.

Классифицируют объекты

Работают с линейкой. Тренируются в вычерчивании.

9-10-11-12

Луч. Виды лучей.

4

1

3

Эксперимент

Выставка

Луч. Спектральный анализ света. Закрепление изученного материала

Сочиняют геометрическую сказку о луче.

Сравнивают отрезки, находят периметр фигуры, строят геометрические фигуры

13-14-15

Угол. Виды углов Угол.

3

1

2

Мастерская

Геометрический журнал

Различать виды углов

Учатся строить углы на бумаге и сгибанием листа из двух лучей

16-17-18

Угол. Виды углов

3

1

2

Практикум

Геометрический журнал

Прямой угол. Вершина угла. Его стороны.

Классифицировать предметы ближайшего окружения на разновидность углов;

Знакомство с циферблатом.

19-20

Угол. Виды углов Имя

2

2

Путешествие

Геометрический журнал

острого угла. Имя прямого угла.

Разграничивать  понятия «вершина», «сторона», дать имя угла; развитие творческой инициативы детей в свободном моделировании углов с вершиной в центре.

21-22

Угол. Виды углов

2

1

1

Соревнование

Геометрический журнал

Тупой угол. Имя тупого угла.

Знакомство с тупым углом

Развитие умения свободного моделирования в построении углов

23-24

Угол. Виды углов

2

1

1

Практикум

Геометрический журнал

Развернутый угол. Имя развернутого угла.

Развитие умения свободного моделирования в построении углов

Построение углов

25-26

Угол. Виды углов Развёрнутый угол и прямая линия.

2

2

Мастер-класс

Беседа

Развитие умения свободного моделирования в построении углов, умение работать в группе.

27-28

Угол. Виды углов

2

2

Брейн-ринг

Конкурс

Острый. Прямой и тупой углы.

Анализировать существенные признаки углов, работать в паре.

29

Многоугольники.

1

1

Исследование

Беседа

Развивать представление о мире фигур

30

Многоугольники.

1

1

Викторина

Викторина

Математическая викторина.

Моделирование фигур при помощи предметов (карандаши, палочки)

31

Многоугольники.

1

1

Путешествие

Беседа

Треугольник.

Творческое моделирование фигур при помощи предметов (пластилина и кусочков проволоки)

32-33

Многоугольники.

2

1

1

Практикум

Выставка

Треугольник. Имя треугольника.

Классифицировать предметы

Творческое моделирование фигур (цветная бумага, ножницы, клей, альбомные листы); умение работать в группе

34-35

Многоугольники.

2

2

Условия построения треугольника.

Творческое моделирование фигур (цветная бумага, ножницы, клей, альбомные листы)

36-37

Многоугольники.

2

1

1

Мастерская

Выставка

Типы треугольников: прямоугольный, остроугольный, тупоугольный.

Определить связь между названием треугольника и названием его угла-начальника.

Начертить и вырезать модели треугольников.

38-39

Многоугольники.

2

2

Студия мозаики

Опрос

Треугольник. Виды треугольников.

Учить создавать геометрические узоры из треугольников. Сложить из деталей мозаики: домик, машину, ёлочки.

40-41-

Многоугольники.

2

1

1

Исследование

Беседа

Четырехугольник. Прямоугольник. Трапеция.

Сложить из деталей мозаику

42-43

Многоугольники.

2

2

Мастерская Деда Мороза

Выставка

Четырехугольник. Прямоугольник.

Учить видеть в предметах фигуры прямоугольной формы. «Снежинка» - ёлочная подвеска из квадратика бумаги.

44-45

Многоугольники.

2

1

1

Клуб «Любители кошек»

Выставка

Равносторонний прямоугольный четырехугольник – квадрат. Ромб.

Знакомство  с разновидностью четырехугольников. Уточнить признаки квадрата, ромба.

Закреплять умение пользоваться для построения фигур линейкой, циркулем при составлении аппликации «Кошка».

46

Многоугольники.

1

1

Путешествие «Летние посиделки»

Выставка

Квадрат.

Вычерчивать квадраты, нахождение их периметра; моделировать квадраты из пластилина и проволоки при составлении аппликация «Бабочка».

47-48

Многоугольники.

2

2

Творческая студия

Выпуск геометрической газеты

Обобщение изученного.

В свободном моделировании закрепить понятия(аппликация «Лодочка»)

49-50

Плоские фигуры и объемные тела

2

2

Исследование

Опрос

Творческое преобразование плоской фигуры в объемную через  аппликацию («Звёздочка» - склеена из одинаковых узких полосок бумаги, а внутри лучей звёздочки сделаны колечки)

51-52

Плоские фигуры и объемные тела

2

1

1

Мастерская Деда Мороза

Выставка

Развивать понятия композиции, плоскостного воображения, художественной фантазии ( «Птичка» - подвеска на ёлку. Тельце и головка – бумажные кольца)

53-54

Плоские фигуры и объемные тела

2

2

Мастерская Деда Мороза

Выставка

«Веселые игрушки».

Развивать понятия композиции, плоскостного воображения, художественной фантазии (создание из бумаги «Бабочки»)

55-56

Плоские фигуры и объемные тела

2

1

1

Студия

Выставка

Многоугольники.

Конструирование узоров из геометрической мозаики; развитие умения работать в паре

57

Плоские фигуры и объемные тела

1

1

Студия

Выставка

Многоугольники.

Составление аппликации «Кошка»

58-59

Плоские фигуры и объемные тела

2

2

Студия

Выставка

Периметры многоугольников.

Развивать творческий потенциал через складывание фигуры «Рыбка»

60-61

Плоские фигуры и объемные тела

2

1

1

Студия

Выставка

Периметры многоугольников.

Знакомство с операцией умножение через нахождение периметра квадрата

Складывание фигуры «Робот»

62-63

Плоские фигуры и объемные тела Круг.

2

2

Исследование

Беседа

Построение орнаментов

64-65

Плоские фигуры и объемные тела

2

1

1

Путешествие «Летние посиделки»

Выставка

Окружность.

Определить место положения окружности по отношению к кругу

Изображения предметов круглой формы через творчество (Аппликация «Две гусеницы».)

66

Плоские фигуры и объемные тела

1

1

Мастерская Деда Мороза

Выставка

Циркуль-помощник.

Использование циркуля для получения деталей аппликации «Снеговик»

67

Плоские фигуры и объемные тела

1

1

Выставка

Окружность и круг.

Тренироваться в  вычерчивании фигур и узоров с помощью циркуля, симметричного орнамента в круге

68

Плоские фигуры и объемные тела

1

1

КВН

Геометрический КВН

Геометрический КВН.

Работать в группе.

Тематический план 3 класс

№ п/п

Название темы (разделов)

Всего,

час.

Из них

Форма

контроля

аудиторные

внеаудиторные

I

Круг. Окружность

8

2

6

Игра

II

Касательная

9

1

8

КВН

III

Простые геометрические узоры

7

1

6

Викторина

IV

Окружность. Круг. Радиус и диаметр окружности  

9

1

8

Презентация

V

Задачи на построение  

10

3

7

Школьный кон-курс проектов

VI

Диагонали. Деление окружности.

10

4

6

Тест

VII

Площадь. Единицы площади

8

2

6

Диагностическая игра

VIII

Угол. Сетки

7

2

5

Викторина

Итого: 

68

16

52

                                                                       Содержание программы  3  класс

№ п/п

Наименование разделов и дисциплин

Всего

час.

Из них

Форма организ. занятий

Форма

контроля

аудиторные

вне-аудиторные

I

Круг. Окружность

8

2

6

1.1

Круг. Окружность

2

1

1

Практикум

1.2

Диаметр, радиус окружности.

2

1

1

Практикум

1.3

Круг. Окружность, диаметр, радиус окружности.

2

2

Практикум

Радиус, диаметр круга.

1

1

Практикум

1.4

Радиус, диаметр круга.

1

1

Практикум

Игра

II

Касательная

9

1

8

2.1

Касательная.

1

1

Игра

2.2

Касательная.

1

1

Практикум

2.3

Закрепление изученного материала.

1

1

Практикум

2.4

Закрепление изученного материала.

1

1

Практикум

2.5

Закрепление изученного материала.

1

1

Проектная деятельность

2.6

Контроль и учёт знаний.

1

1

тест

2.7

Урок-праздник «Хвала геометрии!»

1

1

2.8

Решение задач.

1

2

КВН

III

Простые геометрические узоры

7

1

6

3.1

Простые круговые геометрические  узоры.

1

2

Беседа

3.2

Геометрический КВН.

1

1

КВН

3.3

Закрепление изученного материала.

2

2

Практикум

3.4

Типы криволинейных геометрических фигур на плоскости.

1

1

Беседа

3.5

Типы криволинейных геометрических фигур на плоскости.

1

1

Викторина

IV

Окружность. Круг. Радиус и диаметр окружности  

9

1

8

4.1

Радиус и диаметр окружности.

1

1

Беседа

4.2

Радиус и диаметр окружности.

1

1

Практикум

4.3

Решение геометрических задач

1

1

Практикум

4.4

Использование геометрических фигур для иллюстрации долей величины.

1

1

Презентация

4.5

Использование геометрических фигур для иллюстрации долей величины.

1

1

Практикум

4.6

Решение задач на нахождение долей

1

1

Практикум

4.7

Сектор круга.

1

1

Игра

4.8

Сектор круга.

1

1

Практикум

4.9

Сектор. Сегмент.

1

1

Презентация

V

Задачи на построение  

10

3

7

5.1

Параллельные прямые.

2

1

1

Беседа

 5.2

Виды четырёхугольников.

2

1

1

Беседа

 5.3

Построение на нелинованной бумаге. Построение прямого угла..

2

2

Практикум

5.4

Перпендикулярные прямые

2

1

1

Беседа

5.5

Построение прямоугольника и квадрата на нелинованной бумаге.

2

2

Школьный конкурс проектов

VI

Диагонали. Деление окружности

10

4

6

6.1

Диагонали многоугольника..

2

1

1

Беседа

6.2

Свойства диагоналей прямоугольника

3

1

2

Практикум

6.3

Деление окружности на 4.6 равных частей.

3

1

2

Практикум

6.4

Многоугольники выпуклые и невыпуклые.

2

1

1

Тест

VII

Площадь. Единицы площади

8

2

6

7.1

Площади. Единицы площади.

2

1

1

Беседа

7.2

Решение задач на нахождение площади

2

2

Практикум

7.3

Нахождение площади равностороннего треугольника.

2

1

1

Практикум

7.4

Решение задач

2

2

Диагностическая игра

VIII

Угол. Сетки

7

2

5

8.1

Угол. Угловой радиус.

3

1

2

Беседа

8.2

Сетки. Решение топологических задач.

3

1

2

Практикум

8.3

Театрализованная викторина.

1

1

Викторина

Итого:

68

16

52

Мониторинговая карта

  1. Класс
  1. Цель

Прогнозируемый  результат

  1. Продукт деятельности учащихся

Прогнозируемый  эффект

  1. Диагностический инструментарий
  1. 3

Усиление роли геометрического материала и геометрических методов в курсе математики начальной школы, как по содержанию и объему, так и по методам изучения.

 Знать термины прямая линия, кривая линия, параллельные прямые, перпендикулярные прямые, отрезок, луч, угол, ломаная, замкнутые и незамкнутые линии, правильный и неправильный многоугольник;

  • элементы угла, ломаной, многоугольника, виды углов;
  • названия простейших многоугольников;
  • названия четырехугольников по особенностям их сторон или по типу углов: прямоугольник, квадрат, трапеция, ромб, параллелограмм, неправильный многоугольник;
  • свойства прямоугольника и квадрата, свойства их диагоналей;
  • виды треугольников;
  • термины: круг, окружность, радиус, диаметр;
  • единицы длины и соотношения между изученными единицам длины;
  • термины периметр, площадь, центральная и осевая симметрия;
  • способы контроля точности построения деталей (с помощью шаблона, угольника, линейки, циркуля);

единицы измерения площади;

Проект «Площадь моего дома»

Проект «Геометрия вокруг нас»

Аппликации,

Моделирование  из бумаги

  • Уметь изготавливать и чертить модели изученных геометрических фигур;
  • использовать изученные свойства геометрических фигур при изготовлении различных изделий;
  • находить периметр и площадь прямоугольника, квадрата, треугольника;
  • находить неизвестную сторону прямоугольника по его периметру и известной стороне, по площади и известной стороне;
  • рационально размечать материал с помощью шаблона, угольника, линейки;
  • выполнять технический рисунок несложного изделия по его образцу;
  • прочитать технический рисунок и изготовить по нему изделие;
  • внести в изделие изменения по заданным условиям и отразить их в техническом рисунке.
  1. тесты, самостоятельные работы

Тематический план 4 класс

Тема занятия

Всего часов

Аудиторные

Внеаудиторные

Формы контроля

I

Геометрические тела  

17

7

10

Проектная деятельность, защита проекта

II

Построение углов, треугольников.

8

1

7

Самостоятельная работа

III

Сетки. Координатная плоскость.

15

3

12

Диагностическая игра, проектная деятельность

IV

Симметрия

19

4

15          

Проектная деятельность

V

Повторение

9

0

9

Тест

Итого

68

15

53

Содержание программы 4 класс

Тема занятия

Всего часов

Аудиторные

Внеаудиторные

Формы организации занятий

Формы контроля

Геометрические тела  17 ч

1-2

Куб.

2

1

1

Практикум, беседа

Чертёж

3-4

Прямоугольный параллелепипед. Куб. Развёртка параллелепипеда.

2

1

1

Практикум, беседа

Модель параллелепипеда

5-6

Куб. Площадь полной поверхности куба.

2

1

1

Практикум, беседа

7-8

Каркасная модель куба. Развёртка куба.

2

1

1

Самостоятельная работа, беседа

Модель куба из проволоки

9-10

Цилиндр.

2

1

1

Самостоятельная работа, беседа

Модель цилиндра из бумаги

11-12

Пирамида.

2

1

1

Беседа, практикум

Сообщение, презентации «Египетские пирамиды, пирамиды в Канаде»

13-14

Конус.

2

1

1

Беседа, практикум

Модель конуса из бумаги

15-16

17

Проект «Макет древнерусской церкви и древнерусской колокольни».

Защита проекта «Макет древнерусской церкви и древнерусской колокольни».

2

1

2

1

Проектная деятельность, защита проекта

Проектная деятельность, защита проекта

Построение углов, треугольников (8 ч.)

18-19

Измерение углов. Транспортир.

2

1

1

Беседа, практикум

20-21

Построение углов заданной градусной меры.

2

2

Самостоятельная работа

Самостоятельная работа «Построение

 углов заданной градусной меры.»

22-23

Построение треугольников по трём заданным сторонам.

2

2

Самостоятельная работа

Самостоятельная работа «Построение треугольников

по трём заданным сторонам»

24-25

Построение равнобедренного и равностороннего треугольников.

2

2

Беседа, практикум

Практикум

Сетки. Координатная плоскость. (15 ч.)

26-27

Числовой луч.

2

1

1

Беседа, практикум

28-29

Числовой луч. (Закрепление)

2

2

Самостоятельная работа

Самостоятельная работа

«Построение на числовом луче»

30-31

Сетки. Игра «Морской бой».

2

2

Диагностическая игра

Диагностическая игра

32-33

Сетки. Координатная плоскость.

2

1

1

Беседа, практикум

34-35

Координатная плоскость. Построение фигуры по заданным точкам.

2

1

1

Беседа, самостоятельная работа

Самостоятельная работа.

«Построение фигуры по заданным точкам».

36-37

Рисуем по координатам.

2

2

Практикум

38-39

40

Проект «Карта сказочного королевства»

Защита проекта «Карта сказочного королевства»

2

1

2

1

Проектная деятельность

Проектная деятельность,

защита проекта

Симметрия (19 ч.)

41-42

Осевая симметрия.

2

1

1

Беседа

Практикум

43-44

Симметрия кленового листа   (осевая  симметрия).    

           

2

2

Практикум

Рисунок «Кленовый лист»

45-46

 Поворотная симметрия   (движение часовой  стрелки).

2

1

1

Беседа

Практикум

47-48

Симметрия окружности, круга, шара ( центральная симметрия)

2

1

1

Беседа

Практикум

49-50

51

  Симметрия в орнаментах.

Рисование орнамента

3

1

2

Самостоятельная работа

Рисунок «Орнаменты народов мира»

52-53

Рисуем по координатам.

2

1

1

Беседа, практикум

54-55

Геометрический круговой орнамент.

2

2

Самостоятельная работа

Рисунок «Круговой орнамент»

56-57,

58-59

Проект «Орнаменты народов мира»

Защита проекта «Орнаменты народов мира»

2

2

2

2

Проектная деятельность

Проектная деятельность, защита проекта

Повторение (9 ч.)

60-61

Геометрические тела

2

2

Практикум, тестирование

Тест

62-63

Построение углов, треугольников

2

2

Практикум, тестирование

Тест

64-65

Сетки. Координатная плоскость

2

2

Практикум, тестирование

Тест

66-67

Симметрия

2

2

Практикум, тестирование

Тест

68

Урок – игра «В стране Геометрии»

1

1

Викторина

Диагностическая игра

Итого

68

16

52

  1. Мониторинговая карта
  1. Класс
  1. Цель

Прогнозируемый  результат

  1. Продукт деятельности учащихся

Прогнозируемый  эффект

  1. Диагностический
  2. инструментарий
  1. 4

 усиление роли геометрического материала и геометрических методов в курсе математики начальной школы, как по содержанию и объему, так и по методам изучения.

 Знать термины прямая линия, кривая линия, параллельные прямые, перпендикулярные прямые, отрезок, луч, угол, ломаная, замкнутые и незамкнутые линии, правильный и неправильный многоугольник;

элементы угла, ломаной, многоугольника, виды углов;

названия простейших многоугольников;

названия четырехугольников по особенностям их сторон или по типу углов: прямоугольник, квадрат, трапеция, ромб, параллелограмм, неправильный многоугольник;

свойства прямоугольника и квадрата, свойства их диагоналей;

виды треугольников;

термины: круг, окружность, радиус, диаметр;

единицы длины и соотношения между изученными единицам длины;

термины периметр, площадь, центральная и осевая симметрия;

способы контроля точности построения деталей (с помощью шаблона, угольника, линейки, циркуля);

единицы измерения площади;

Проект «Орнаменты народов мира»

Проект «Карта сказочного королевства»

Проект «Макет древнерусской церкви и древнерусской колокольни».

Рисунок «Круговой орнамент»

Рисунок «Орнаменты народов мира»

Рисунок «Кленовый лист»

Построение моделей объемных фигур

Уметь изготавливать и чертить модели изученных геометрических фигур;

использовать изученные свойства геометрических фигур при изготовлении различных изделий;

находить периметр и площадь прямоугольника, квадрата, треугольника;

находить неизвестную сторону прямоугольника по его периметру и известной стороне, по площади и известной стороне;

рационально размечать материал с помощью шаблона, угольника, линейки;

выполнять технический рисунок несложного изделия по его образцу;

прочитать технический рисунок и изготовить по нему изделие;

внести в изделие изменения по заданным условиям и отразить их в техническом рисунке.

  1. О.В.Узоров
  2. «300 задач и примеров по математике Москва «Астрель», 2014 г
  3. «Планируемые
  4. результаты
  5. НОО»

Л.Л.Алексееева, С.В.Анащенкова, М.З.Биболетова под ред. Ковалевой,О.Б.Логиновой, 2-е изд. М.,Просвещение, 2014

Список литературных источников курса «Путешествие по стране Геометрия»

Учебно-методические компоненты комплекса

Для учителя

Для обучающихся

Информационное обеспечение

Основная литература:

1.Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьника .Методический конструктор / Григорьев Д.В., Степанов П.В./- М., 2014

2.Программа. Математика и конструирование (С.И.Волкова, О.Л.Пчёлкина), Москва, Просвещение, 2014.

3.Программа. Математика и конструирование (Г.М.Капустина), Москва, Просвещение, 2014.

4.Программа. Технология (В.Д.Симоненко), Москва, Просвещение, 2014.

Дополнительная литература:

1.Планируемые результаты НОО/Л.Л.Алексеева, С.В.Анащенкова и др.3- е издание М.,2014

2.Айзик Х., Эванст Д.Развитие умственных способностей школьника. Ярославль, Академия развития, 2014

3.Андрущенко А.В. Развитие пространственного воображения на уроках математики. Москва. Владос, 2014

Основная литература:

Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. Умные руки. Моделирование и конструирование. Учебная литература, Самара, 2014.

Дополнительная литература:

1.Действер И.В. Игра «Первые шаги в Геометринске», газета «Педагогическое творчество» №4, 2014.

2.Технология под редакцией В.Д.Симоненко. Учебник для 4 класса. Москва, издательский центр «Вентана – Граф», 2014.

Алгоритмы деятельности

Положение о конкурсах, проектах

Алгоритм   оформления проектов

Контрольно-измерительные материалы

Планируемые результаты НОО Л.Л.Алексееева, С.В.Анащенкова, М.З.Биболетова под ред. Ковалевой,О.Б.Логиновой, 2-е изд. М.,Просвещение, 2014

Аппликации, проекты,тесты


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Путешествие в страну Поэзия"

Российские педагоги издавна считали очень важной работу по приобщению младших школьников к миру поэзии. В настоя­щее время существенной помехой этому стало широкое распро­странение внешне эффектной, н...

Воспитательная программа «Путешествия по Солнечной стране»

Целостный педагогический процесс – это процесс, в котором воедино слиты «воспитывающее  обучение» и «обучающее  воспитание»....

Рабочая программа "Путешествие по стране слов" 1 класс

Факультативный курс “Путешествие по стране слов”, являющийся закономерным продолжением урока, его дополнением. Программа курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного об...

Путешествие в страну Информатики. Внеурочная деятельность в рамках ФГОС.

Презентация к выступлению на педсовете по теме "Внеурочная деятельность в рамках ФГОС"...

Рабочая адаптированная коррекционно-развивающая программа по внеурочной деятельности педагога-психолога по курсу «Психомоторика и развитие деятельности» для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата(вариант 6.2) 1-4 классов

Адаптированная рабочая программа по курсу «Психомоторика и развитие деятельности» для обучающихся по варианту 6.2.  начального общего образования для обучающихся с НОДА – это пр...

Рабочая адаптированная коррекционно-психологическая программа по внеурочной деятельности «Психомоторика и развитие деятельности» для обучающихся с НОДА с легкой умственной отсталостью

Рабочая программа внеурочной деятельности «Психомоторика и развитие деятельности» разработана в соответствии с требованиями ФГОС для детей с ментальными нарушениями. Программа реализуется ...