« Методическая разработка районного краеведческого конкурса для младших школьников «Азбука Московского района».
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Материал посвящен вопросам организации и проведения масштабного краведческого проекта для учеников начальной школы. На протяжении целой четверти творческие группы учащихся, учителей и родителей изучают свой район (по определнному алгоритму, предложенному организаторами), а затем создают свой творческий продукт "Азбука Московского района".

Скачать:


Предварительный просмотр:

 « Методическая разработка районного краеведческого конкурса для младших школьников «Азбука Московского района».

Адресат.

В конкурсе принимают участие группы обучающихся в возрасте 7-10 лет общеобразовательных учреждений района, учреждений дополнительного образования детей, нацеленные на краеведческую деятельность по изучению истории своего района.

Каждая группы должна иметь  руководителя (педагога дополнительного образования, классного руководителя,  члена родительского комитета и т.п.)

Цель: 

активизация изучения истории своей малой родины Московской заставы школьниками посредством участия в исследовательско - творческом проекте.

Задачи:

  • привлечение внимания учащихся к истории и культуре  родного района, к судьбе его памятников  и достопримечательностей, к решению насущных проблем района и города.
  • освоение учащимися различных форм поиска, обработки и анализа разнообразной информации, приобретение навыков обсуждения и выбора путей решения проблем, умений эффективного сотрудничества в команде;
  • выявление и поддержка лучших детских проектов

Прогнозируемый образовательный результат.

Участвуя в конкурсе, учащиеся не только получают новые знания по истории и культуре своего района (достопримечательности, топонимия, планировка, знаменитые люди района и т.п.), но и осваивают новые для них формы поиска, анализа и представления информации.

Необходимое оборудование.

Технические средства: компьютер, проектор, аудиоаппаратура.

Наличие страницы в социальной сети «В контакте»

Листы жюри (смотри Приложения), листы регистрации

Столы для представления творческих «продуктов» - макетов, книг, игр и т.д.

Ход мероприятия

Конкурс проводится в 5 этапов.

  1. Этап. Подготовительный этап. В ходе этого этапа  образовательным учреждениям  района рассылается Положение и проводится организационное совещание. На организационном совещании    разъясняются  все вопросы, связанные с организацией и проведением  конкурса, его номинациями, уточняются критерии оценки проектов.  Команды ОУ заявляют о своем  участии в конкурсе проектов и подают заявку на участие по форме (смотри Приложения). Организаторами создается группа в социальной сети «В Контакте» (Приложения), в которой публикуются необходимые для работы ссылки, фотографии, фильмы и т.п.
  2. Этап. Реализация группового творческого проекта. Постановка проблемы (совместно педагогом с группой участников), проектирование предстоящей  работы (распределение заданий внутри творческой группы), сбор информации, создание макета «Азбуки». Результатом этого этапа должен стать  групповой творческий проект -  « Азбука Московского района».  

Содержание исследовательско-творческих проектов учащихся.

Работа по созданию проекта начинается со знакомства группы участников с перечнем достопримечательностей, памятников, названий улиц, важнейших объектов Московского района, предоставленным организаторами конкурса или выбранными самостоятельно.  Участники проекта могут дополнять его любыми объектами, находящимися в Московском районе.

Например: Авиационная улица, Библиотека имени Маршака, Дом Советов, Благодатная улица, Варшавская улица, Авиаторов парк, Верстовые столбы, Доты, Дворец Детского Творчества…  

Объекты  списка  учащиеся под руководством педагога перегруппировывают по алфавиту: Например ,А: Авиационная улица, Авиаторов парк Б: Благодатная улица, Библиотека имени Маршака В: Варшавская улица, Верстовые столбы Д: Доты, Дворец детского творчества, Дом Советов и т.д.

Далее участники проекта под руководством педагога распределяют между собой все буквы алфавита так, чтоб все 33 буквы были использованы. Такие буквы, как  Ы, Ь, Ъ возможно использовать, если они находятся в середине слова.

 Затем начинается сбор материала о выбранном объекте (можно использовать книги о городе, районе, интернет-ресурсы). Обзорная экскурсия по достопримечательностям района может помочь при работе над проектом. После сбора информации каждый участник делает рисунок выбранного объекта (или его фрагмента), сопровождает его фотографией и кратким описанием (не более 3-5 предложений). Будет  оптимальным, если каждый участник проекта сдаст свою работу в электронном виде руководителю. Представляется удобным, чтоб для работы над проектом была создана, например,  группа «В Контакте», куда все участники могли бы загружать свои работы. Если такой возможности не будет, то можно прибегнуть к помощи старшеклассников или кого-либо из родителей. Когда все участники проекта сдадут свои работы руководителю, коллегиально разрабатывается макет Азбуки (выбирается форма, стиль оформления и т.п.). Важным представляется, чтоб в  «Азбуке» отразилась личность ее создателей. Достичь  этого можно включением в свою работу «визитной карточки» класса или группы создателей, фотографиями авторов на фоне представленных достопримечательностей, авторскими стихотворениями и т.п.

Во время устной презентации своего проекта команда из 4-5 человек творчески представляет свою работу. Время выступления 3-5 минут.

Конечным продуктом проекта «Азбука Московского района» может стать компьютерная презентация, фильм, газета, брошюра, календарь, стенгазета и т.п.

  1. Этап. Презентация групповых творческих проектов. Презентация должна быть организована в удобном просторном зале, например, в районной библиотеке, удобно расположенной по отношению ко всем школам-участницам конкурса. Этот этап проходит в режиме конкурса и оценивается жюри.
  2. Этап. Подведение итогов и  награждение победителей в разных  номинациях. 

Критерии оценки проектов

-соответствие работы теме проекта и полнота ее раскрытия

-отражение в проекте личности авторов

-творческий подход

-качество выполнения работы, ее оформление

-выступление на представлении проекта

В состав жюри конкурса могут входить педагоги отдела краеведения и музееведения Дворца Детского (Юношеского) творчества,  методисты информационно-методического центра района, библиотекари.  

В зависимости от материальных возможностей организаторов наградой (кроме грамот и сертификатов участника) может стать пешеходная или автобусная экскурсия по району. Учитывая юный возраст участников, разумно увеличить число победителей конкурса, добавив победителей в номинациях (Приложения)

  1. Этап. Анализ проведенной работы. Рефлексия. После окончания конкурса организаторам целесообразно провести   обсуждение работы среди педагогов-руководителей проектов. По итогам обсуждения можно снять видео-ролики, которые войдут в фильм, который будет посвящен всему конкурсу. В качестве примера я предлагаю ознакомиться с отзывом о работе коллектива 373 лицея Московского района.

«Мы, учителя и учащиеся лицея №373, патриоты нашего района, нашей малой Родины, любящие традиции, памятники природы, истории и культуры. Мы захотели внести свой личный вклад в сохранение культурного наследия нашего района.

Нашу творческую группу заинтересовал проект «Азбука Московского района». Мы живем в этом районе, любим его и хотим, чтобы он стал еще лучше, богаче и заметнее на карте города. Мы привлекли к работе над проектом учащихся 2-4 классов, учителей ИЗО, информатики, истории, географии и родителей.

У нас в районе интересных мест оказалось много. А есть такие достопримечательности, которые трудно было найти на карте и о которых не знали даже родители! И перед нами встала проблема: как интересно рассказать жителям нашего города и страны о Московском районе.

На первом этапе был проведён опрос детей и родителей и составлен список малоизвестных мест, о которых учащиеся захотели рассказать всем. Затем инициативная группа обсудила форму работы. Ребята предлагали различные варианты, но самой интересной и полезной показалась форма закладки. Дома учащиеся с родителями выполнили эскизы закладок, написали сочинения-описания. Все работы были представлены на обсуждение в творческой группе. Были отобраны лучшие идеи для оформления итоговой  работы. На занятиях внеурочной деятельности по изобразительному искусству, истории города, технологии, смысловому чтению была выполнена итоговая работа по созданию комплекта закладок «Интересный Московский»

Этот проект помог обучающимся самореализоваться; научиться взаимодействовать с ребятами из других классов начальной школы, со старшеклассниками, учителями старшей школы; узнать больше о Московском районе.»

Приложения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка спортивно – интеллектуальной игры для младших школьников «Здоровейка», посвящённая 70 – летию победы в ВОв

Методическая разработка спортивно-интеллектуальной игры "Здоровейка" представляет собой работа команд по маршрутным листам, где отмечены пункты прохождения очередного этапа.  Этапы ориентированы ...

Методическая разработка по теме: "Воспитание толерантности младших школьников".

В разработку входят игры на обучение общению, УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ЭЛЕМЕНТОВ  ТОЛЕРАНТНОСТИ, НА РАЗВИТИЕ КАЧЕСТВ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ЛИЧНОСТИ, УПРАЖНЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ СОТРУДНИЧЕСТВА....

Методическая разработка родительского собрания "Развиваем мышление младших школьников"

Методическая разработка родительского собрания для 3 класса...

Методическая разработка по формированию толерантности у младших школьников: игровой тренинг для младших школьников "Планета Толерантность"

В занятии дети учатся пониманию толерантности и интолерантности. Задача занятия - научить детей проявлять толерантность — это значит бережно относиться ко всему живому на нашей планете, вместе б...

Методическая разработка по исправлению дисграфии у младших школьников "Игры и упражнения для исправления дисграфии у школьников 1-2 класса"

В последние годы дисграфия в той или иной степени обнаруживается у большинства младших школьников. Это логопедическое нарушение проявляется в том, что ребенок неможет овладеть письменной речью не из-з...