Факультативное занятие в разновозрастных классах 1,4 класс "Я гражданин России. Имею права жить."
учебно-методический материал по теме

Чеботарёва Лидия Александровна

Занятие направлено на изучение прав ребёнка на основе русских народных сказок. Используется кукольный театр, мультипликация, тексты сказок. Хорошо помогает в дальнейшем изучении прав граждан России. Тетради на печатной основе и учебники используются на каждом занятии.

 

Проводимое занятие используется при ведении факультатива Основы духовной культуры и светской этики  в начальной школе. Содержание занятия направлено на воспитание чувства патриотизма и любви к малой родине, родителя и согражданнам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СУХОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

Факультативное занятие: «Я гражданин России 1,4 класс»

Тема:

         

                                                                                                                     Учитель начальных классов

                                                                                                                                   Чеботарева Л.А.

  Цели:  Довести до сознания детей, что каждый человек имеет право на жизнь    

  и здоровое развитие; государство заботиться об охране жизни детей.

 Закрепить знания школьников от Конвенции о правах ребенка.

  Продолжить развивать правовое сознание, воспитывать уважения к правам и  

  обязанностям каждого человека, прививать веру, любовь и доброе  отношение    

  детей к окружающим, развивать уверенность в себе и своих возможностях.

Активизировать словарь: Конвенция.

Оборудование:

 - Тетрадь «Ваши права»;

 - Кукольный театр;

 - Телевизор, видео;

 - Сказка «Вовка в тридесятом царстве»;

 - Большие цветные кубы с правами детей;

 - Запись музыки.

I. Организация класса.

 Дети входят под музыку в класс. Садятся на свои места

Учитель: Доброе утро дети и гости. Я рада приветствовать вас всех в Доме Счастливого Детства!

Учитель:

                                                      Раз этаж,

                                                      Два этаж

 Десять раз по дважды,

                                                      Достает до неба наш

                                                      Дом многоэтажный

                                                      Раз окно, два окно,

     В каждом светит солнце,

Словно с нами заодно

                                                      Новый дом смеётся.

      Раз балкон, два балкон…

                                                      Вита, Макс, Алешка,

                                                      Дмитрий и Данил,

                                                      Яша и Аленка,

Саша, Макс, Марина

  И конечно же Карина

         Мой балкон под облаком,

                                                       Приходите в гости!

  В новом доме я живу,

         В гости всех друзей зову!

- это занятие пройдет у нас в Доме Счастливого Детства. Хочу, чтобы все кто пришёл сегодня сюда, стали добрее, счастливее, отзывчивее. А для этого мы все должны потрудиться и взрослые и дети.

Релаксация. (звучит музыка) «Маленький зверек».

Закройте глаза, сядьте поудобнее.

Положите руки на колени, соединив ладони вместе.

Представьте, что вы держите в руках маленького котенка, щенка или птичку.

Он такой маленький, что помещается у нас в ладошках. Он засыпает, поэтому вы стараетесь сидеть не шевелясь, чтобы не разбудить его.

Если кому-то очень хочется погладить зверька, сделайте это осторожно, легким движением больших пальцев, улыбнитесь ему.

Мысленно успокойте зверька, скажите ему что-нибудь ласковое.

Чувствуете, как его дыхание становится более ровным спокойным?

И вы тоже дышите в такт с ним.

Осторожно переложите зверька на теплое одеяльце, которое находится рядом с вами на стуле.

Убедитесь, что он в полной безопасности, улыбнитесь ему ещё раз.

Теперь можно открыть глазка.

II. Знакомство с новой темой.

- Ребята приложите руку к своему сердцу, слышите, как оно бьётся?

- Какое счастье жить и радоваться жизни.

- Дети, благодаря кому вы появились на свет?  (Маме, папе)

- Родители были очень рады вашему появлению на свет, они очень счастливы что вы есть.

У каждого из вас своя жизнь, о которой заботятся родители, учителя, врачи и многие другие. Никто и никогда не может лишить человека жизни. Это самое важное и главное наше право?

- В каком документе записаны права? (в Конвенции)

- Что такое Конвенция? (Записать на доске «Конвенция-это договор, согласие по специальному вопросу»)

- Что такое Конвенция о правах ребенка? (Конвенция о правах ребенка – это международный договор о защите прав всех детей)

(Любой человек, взрослый или маленький, должен соблюдать права ребенка, занесенные в Конвенции и нее нарушать их.)

Учитель:

- Этот документ даёт вам право на счастливое детство и исполнение всех ваших желаний.

- Расскажите мне о своих мечтах?

                                                     (рассказы детей)

Учитель:

- У каждого человека есть своя мечта. Мечта это то, что тебе очень хочется. Рассказывая о своих мечтах,  вы используете свои права и в первую очередь право на жизнь.

- Как бы вам жилось, если бы везде нарушали ваши права?

(Все были бы не счастливы, жизнь превратилась в неразбериху и кошмар)

Учитель:

- Сказочные герои тоже решают правовые проблемы. Посмотрите отрывок сказки.

- Что это за сказка? (р.н. «Морозко»)

-Какое право детей нарушала старуха?

-Назовите ещё сказки, где жизнь героев подвергалась опасности?

        (Дети перечисляя сказки, сразу перечисляют и другие изученные права)

III. Закрепление материала.

       Просмотр отрывка мультфильма и его обсуждение.

IV. Работа с документами.

1. Работа в тетрадях «Ваши права»    

                    1класс.                                                                  4 класс.

 Работа с учителем по заданию.            1. Найдите не правильное

- Обведите цифру, где в сказке         высказывание.

   нарушается право героя на жизнь.        2. Отметить 6 прав (примеры

-Какое право поросят было нарушено ещё?        из сказок к каждому)

Осторожность героев и выполнение самими всех жизненных правил.

V. Охрана жизни и здоровья.

Учитель:

Ребята вы тоже должны быть очень осторожны, чтобы не причинять вред своему здоровью и здоровью окружающих.

- Как предупредить несчастный случай?

- Можно ли их избежать?

- Какие правила поведения вы знаете?

-Ваша обязанность их выполнять.

-Вспомните в каких сказках герои нарушали эти правила и попали в беду?

( Примеры из сказок « Колобок», «Волк и семеро козлят», «Спящая царевна и семь богатырей» и т. д.)

Люди придумали для всех на Земле   и для детей и для взрослых – эти правила поведения: дома, на улице, в школе.

-Если вы будете знать их и соблюдать, то ничего плохого с вами не случится.

- Какие организации по охране жизни и здоровья вы знаете?

- Как звонить?

VI. Итог занятия

Учитель:

- Ваша жизнь это яркий солнечный лучик. Чем ярче этот лучик, тем счастливее вы живёте.

- На стенах нашего Дома записаны права, которыми  мы пользуемся. Выберите самое главное из них?

- Нарушается ли это право в современном мире? (рассказы ребят)

- Все люди имеют право на жизнь, никто не может лишить человека самого дорогого.

(выступление первоклассников)

1. Пусть, наконец, узнает каждый

    И расскажет всем, всем, всем,

    Что ребенок – тоже человек,

     Только маленький совсем.

2. Никто не может оскорблять

    И к плохому  направлять

3. Могу учить все, что меня интересует

    и имею право сам выбирать, с кем мне играть

4. Никто не может меня бить обзывать,

    и каждого могу к ответу призвать.

5. Никто не может читать моих писем без разрешения

    Имею право на собственное суждение.

6. Хочу, чтобы каждый признавал мои права всегда,

    а если отличаюсь от других, то это не беда.

Все вместе: Права детей надо знать

                     И никогда не нарушать!

   Дорогие ребята, уважаемые взрослые, Все мы равны в правах.

Так давайте относиться ко всем людям доброжелательно, поступать по отношению к другим так, как вы хотели бы, что бы поступали по отношению к вам.

Вот и подошло к концу наше занятие. Те из вас, кто узнал что-то новое, кому было интересно, встаньте  слева от меня!

Спасибо, до свидания!



Предварительный просмотр:

                                     Чеботарёва Лидия Александровна

                                     Преподаватель начальных классов

                                     первой  категории

                                    Муниципального бюджетного                           образовательного учреждения

«Суховская средняя общеобразовательная школа»

(МБОУ Суховская СОШ )

п. Новосуховый  Ростовской области

Тема факультативного занятия: Моё Отечество - моя Россия.

Цель: сформировать патриотизм младших школьников через обобщение знаний о России.

Задачи: 

  • Воспитание  чувства патриотизма и гордости за свою Родину, желания стать наследниками славных традиций русской истории;
  • формирование  у детей образа родной страны, как Родины, как многонационального государства, огромного по своей территории, богатого природными ресурсами, народными традициями, историей, великими людьми;
  •  развитие  умение работы с различными источниками, формулировать и обобщать свои мысли, умение работы в группах.

Методы организации обучения:

  • Наглядность - для развития самостоятельности в учебной деятельности;
  • Самостоятельная работа - для развития самостоятельности;
  • Частично-поисковый (самостоятельный отбор информации);
  • Индуктивность (развитие умений общаться, отвечать на поставленные вопросы, с высказыванием своей точки зрения);
  • Рефлексивность - для установления обратной связи.

Принципы обучения:

  • Учёт возрастных и физиологических особенностей
  • Наглядность (демонстрация фотографий, иллюстраций)
  • Научность (применение понятийного аппарата, введение новых понятий, их осмысление)
  • Доступность (использование презентации)
  • Системность и последовательность (методически обоснованный переход от одного этапа к другому, их взаимосвязь и взаимозависимость, а так же использование межпредметного восприятия нового материала)

Предполагаемый результат: способствовать формированию любви и уважительного отношения к своей Родине, развитие нравственных ориентиров, стимулирование способностей к размышлению, развить чувство патриотизма, позитивное отношение к мнению окружающих, активность.

Словарик к занятию

  • Государственные символы - это внешние отличительные признаки, знаки государства, объявляющие всем другим государствам мира о самобытности данного государства, отличии его от других государств и, главное, о его суверенитете. Именно поэтому государственные символы определяются высшими законодательными органами суверенных государств.
  • Традиции (от лат. tradere, что значит передавать) – то, что имеет большое значение для человека, но не создано им самим, а получено от предшественников и в последующем будет передано младшим поколениям. Например, поздравлять родных и близких с днем рождения, отмечать праздники и др.
  • Ценность – какой-либо материальный или духовный объект, который имеет большое значение для человека и общества в целом. Например, Отечество, семья, любовь, доброта, здоровье, образование, природные богатства страны и др. – всё это ценности.
  • Духовные традиции – ценности, идеалы, жизненный опыт, передаваемые от одного поколения к другому. К важнейшим духовным традициям России относятся: христианство, прежде всего русское православие, ислам, буддизм, иудаизм, светская этика.

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

 Здравствуйте!

Поклонившись, мы друг другу сказали : «Здравствуйте!»

Что особого мы друг другу сказали?

Просто «здравствуйте»

Больше ведь мы ничего не сказали.

Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?

Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?

Отчего же на капельку радостней сделалось в жизни?

Вот, видите, мы просто сказали: «здравствуйте!»,

А  добрее всё  стало  вокруг!

II. Мотивация и целеполагание.

Наше занятие я хочу начать стихотворением Ю. Друниной  послушайте его.

Только вдумайся, вслушайся
В имя «Россия»!
В нём и росы, и синь,
И сиянье, и сила.
Я бы только одно у судьбы попросила —
Чтобы снова враги не пошли на Россию.

(Ю. Друнина.)

- Закройте глаза и прислушайтесь… что слышит автор в имени Россия? (росы, синь ,сияние ,сила)                                                                                       

Презентация ( С чего начинается Родина)                                                                                                      

(Слайд 1)

Наша Родина – Россия. Посмотрите на карту. (Физическая карта России) Наша Родина очень велика. Так велика, что над ее просторами почти никогда не заходит солнце. Когда стрелки кремлевских часов показывают три часа дня в Москве, то в Петропавловске Камчатском наступает полночь.  Презентация ( С чего начинается Родина)                                                                                                       - О чем поется в этой песне?  

- Как вы думаете на какую тему мы с вами будем разговаривать?                 Вы конечно знаете, что Родина – это страна, где мы родились. Родное для нас место, где мы живем, где стоит отцовский дом. Это может быть небольшое село, поселок  или большой город – место , которое называют малой родиной. Из множества таких маленьких частей состоит наша общая, великая Родина. Она огромна и прекрасна.  Вспомним  рассказ К. Д. Ушинского «Наше Отечество»:

        «Наше отечество, наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы наши и деды наши.

Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным языком, и всё в ней для нас родное; А матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку. Как мать она защищает и бережёт нас от всяких врагов…Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и родина.»

- Родина… Страна, в которой человек родился и гражданином которой является. Родина - это вся необъятная страна с ее лесами и полями, морями и реками, городами и селами. Наша Родина - это Родина Пушкина и Лермонтова, Гагарина и Комарова. Люди живущие в одной стране  похожи    Предлагаю вам поиграть  в игру «Чем мы похожи».

Процедура проведения: Члены группы сидят в кругу. Ведущий приглашает в круг одного из участников на основе какого-либо реального или воображаемого сходства с собой. Например: «Света, выйди, пожалуйста, ко мне, потому что у нас с тобой одинаковый цвет волос (или мы похожи тем, что мы жители Земли, или мы одного роста и т, д.)». Света выходит в круг и приглашает выйти кого-нибудь из участников таким же образом. Игра продолжается до тех пор, пока все члены, группы не окажутся в кругу   Посмотрите, ребята, мы все оказались в одном большом круге, а это значит, что мы все чем-то похожи друг на друга. А еще мы держимся за руки – мы друзья. А друзья живут все рядом, в одной большой стране, как одна семья. Как называют людей в одной семье? ( родственники, родичи).

И живём мы все в России. Чем для нас является Россия?( Родиной)

Какие однокоренные слова можно подобрать к слову Родина? (родились, родители, родственники и т.д.) (слайд 3)

Что общего в этих словах? ( род)

За что мы любим нашу Родину?(Ответы учащихся)

Чтение стихотворения ( Лусинэ)

...Люблю тебя, моя Россия,                                                                                                    За ясный свет твоих очей,                                                                                                     За ум, за подвиги святые,                                                                                                   За голос звонкий, как ручей...                                                                                         Люблю твои луга и нивы,                                                                                         Прозрачный звон твоих равнин,                                                                                                        К воде склонившиеся ивы,                                                                                                     Верха пылающих рябин.                                                                                          Люблю тебя с твоей тайгою,                                                                                                                С воспетым трижды камышом,                                                                                                            С великой Волгою-рекою.                                                                                                     С могучим быстрым Иртышом.                                                                              Люблю, глубоко понимаю                                                                                                          Степи задумчивую грусть.                                                                                   Люблю все то, что называю                                                                                            Одним широким словом «Русь»! (С. Васильев)

III. Новый материал.

1) Беседа.

2) Физкультминутка.                                                                                                                 ( Дети выполняют танцевальные движения под песню о России)

У всякой страны есть три обязательных символа. По ним можно узнать, о какой стране идет речь. Это – герб, флаг и гимн (на экране появляются изображения герба, флага и гимна).( СЛАЙД 4)

Герб. Главный символ любого государства - его герб. Герб России - двуглавый золотой орел, более четырехсот лет олицетворяет нашу державу. Орел - символ солнца, небесной силы, огня и бессмертия. Появился он в 1497 году. Впервые ввел его царь Иван -третий - великий князь всея Руси. Это был вначале герб Московского княжества, затем Русского государства, Российской Империи, а теперь всей России. Двуглавый орел - символ вечности России, символ сохранения в русском народе веры православной, символ глубокого уважения нашим народом своих исторических корней и национальной истории.

Две головы орла напоминают об исторической необходимости для России обороны от Запада и Востока, а три короны над ними, скрепленные одной лентой, символизирующей кровное братство и единую историю трех восточнославянских народов - русских, украинцев и белорусов. Скипетр и держава в когтях орла - образное выражение незыблемости государственных устоев нашего Отечества. Грудь орла, защищенная щитом с изображением Георгия Победоносца, указывает на державную преемственность России от Руси Московской и на Москву как собирательницу и защитницу Земель Русских.

Флаг. Слово "флаг" - греческого происхождения, от слова "флего", что означало "сжигать, озарять, гореть". С глубокой древности восточные славяне - русы имели свои слова для обозначения флагов. Наиболее древнее - стяг.

Государственный флаг, как и герб, является символом государства. Государственные флаги поднимаются над правительственными зданиями и венчают дипломатические представительства, автомобили послов. В торжественные и праздничные дни флагами украшают дома и улицы. Государственному флагу отдают почести и чтят его, как святыню. По решению Государственной думы и президента Россия вступила в 19 век и третье тысячелетие с бело-сине-красным государственным флагом. Знаменем Вооруженных Сил России снова стало Красное знамя. Красными были знамена русских воинов в древности, красными были и русские щиты.

Учитель. Что вы знаете о цветах нашего флага? (Выслушиваются предположения детей)

- Есть разные версии. По одной из них, это единство моря, земли и неба. По другой - это содружество трех славянских народов. По третьей - цвета флага символизировали: белый - веру, чистоту; синий - небо, благородство, верность; красный - героизм, отвагу, смелость. Есть и такая версия: белый - это вера, синий - надежда, а красный - любовь.

Гимн. Гимн - торжественная песнь, прославляет историю государства, его народа, красоту и богатство природы, традиции народа.

С 1 января 2001 г. государственным гимном нашей страны стало произведение с современным текстом С. Михалкова на музыку

В. Александрова. Текст утвержден Государственной думой и президентом.

Государственный гимн страны исполняется при подъеме государственного флага, вручении наград, на официальных встречах представителей других государств. Во время торжественных собраний и митингов гимн слушается стоя.

Помните, дети, что «Родина любимая, что мать родная! Её мы бережём, ею гордимся, ей мы посвящаем свой труд, свои достижения в науке, культуре и искусстве». ( прослушивание гимна). Наша Родина многонациональна. Но все народы стремятся жить в мире и дружбе.( Рассказы ребят о своих национальностях).

Рассказ учителя о Ростовской области и её населении.

-Что же нас объединяет? Единая Родина. Это общая земля. Общая история. Общие законы. Общий язык. Но важнее всего – общие ценности, духовные традиции. Человек остается человеком, пока он ценит и бескорыстно заботится о близком ему человеке, других людях, об интересах народа и Отечества.

- И Родину, и ценности ты получаешь в дар от предшествующих поколений.

Ценности живут в духовных традициях. Вне традиций они погибают, словно растение, которое выдернули из почвы. Источник ценностей понимается по-разному.

- Ценности – это простые правила общественного поведения. Они предостерегают нас от таких отношений с людьми, которые могут причинить боль и страдания. Подобно родителям, старшие поколения заботятся о младших и передают им свой духовный опыт, полученный ими, в свою очередь, от предыдущих поколений.

- Откуда бы ни происходили ценности, все люди убеждены в их исключительной важности для жизни. Без ценностей жизнь человека обесценивается, теряет смысл.

- Главная ценность России – люди, их жизнь, труд, культура. Важнейшие ценности человека – семья, Отечество, Бог, вера, любовь, свобода, справедливость, милосердие, честь, достоинство, образование и труд, красота, гармония.

- Чтобы открыть для себя эти и другие ценности, надо войти в определенную духовную традицию. Духовные традиции позволяют человеку различать добро и зло, хорошее и плохое, полезное и вредное.

      Работа с понятиями.     ( Можно прочесть из учебника стр. 4-5)                                                                                                                   Чтение понятий из Книги мудрых мыслей. 

Важные понятия ( распечатать для каждого ученика)

Традиции (от лат. Tradere – передавать) – то, что имеет большое значение для человека, но не создано им самим, а получено от предшественников и в последующем будет передано младшим поколениям. Например, самые простые - поздравлять родных и близких с днем рождения, отмечать праздники и др.

Ценность – то, что имеет большое значение для человека и общества в целом. Например, Отечество, семья, любовь, и др. – всё это ценности.

Духовные традиции – ценности, идеалы, жизненный опыт, передаваемые от одного поколения к другому. К важнейшим духовным традициям России относятся: христианство, прежде всего русское православие, ислам, буддизм, иудаизм, светская этика.

Патриот - человек, преданный своему народу, любящий своё Отечество, совершающий подвиги во имя интересов своей родины.

Отечество - страна, где родился данный человек и к гражданам которой он принадлежит.

-  Какие народы живут в России?

- Что такое традиции?

- Что такое духовные традиции?

- Какого человека называют духовным?

- Как люди должны относиться  друг к другу?

- А сейчас мы поиграем в игру, которая поможет уважительно относиться друг к другу.

Сундучок комплиментов.

   Учитель, начиная упражнение, говорит детям, что сегодня он принёс с собой сундучок комплиментов. Комплименты крылаты, как бабочки, и если сундук открыть, то они вылетят на свободу. «Открывая « сундучок, учитель говорит комплимент кому-то из учеников. Тот, кто  получил комплимент, должен выбрать следующего участника и сказать комплимент ему, пока все не получат по комплименту.  Нужно сразу договориться, что нельзя повторяться и что комплименты должны быть искренними.

VI. Итоговая рефлексия.                                                                                        

Кто из вас знает пословицы о Родине?

Где родился – там и сгодился.

На чужой сторонушке рад родной воронушке.

Родина –мать, умей за нее постоять.

Своя земля и в горсти мила.

От Родины теплом веет.                                                                                            За что же любили, любят и будут любить Русь, Россию. (За то, что Россия наша Родина)

Песня о России.

Каков итог нашего занятия? (Россия - Родина моя!)

VII. Подведение итогов. (Слайды  с великими людьми)

Мы любим свою Родину за красоту природы, за могучие реки, за талантливость народа, за его смелость в опасные для России времена. Любовь к Родине помогала людям покорять космос, осваивать новые земли, возводить города. Вы пока ещё школьник, но, что вы можете сделать для благополучия и процветания своей Родины. (Хорошо учиться, помогать родителям, уважать старших, не обижать младших, уметь дружить, не при чинять вреда природе и т.д.)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Россия - наша Родина Россия - наша Родина

Слайд 2

Что такое духовный мир человека. Что такое культурные традиции и для чего они существуют.

Слайд 3

Гнездо слов «Родина»: род , род ители, род иться, род ной, род ня, род ственники, род ич, род ом, род ство, род оначальник, род ненький, по род ниться, род имый, рож дение, рож дество, рож дественский, за рож дение, на род , на род ный, при род а, род ник, род никовый, род инка, род ословная, за род ыш…

Слайд 4

05.05.17 ГЕРБ ФЛАГ ГИМН Государственные символы

Слайд 5

05.05.17 «Двуглавый орел с гербом Москвы на груди» -символизирует преемственность со славным историческим прошлым, величие государства . Современный герб

Слайд 6

1991 г. Современный флаг Российской Федерации восходит к флагу Петра I . Поднимается на государственных зданиях и в дни государственных праздников. История флага

Слайд 7

Значение цветов флага России : белый цвет означает мир, чистоту, совершенство; синий – цвет веры и верности, постоянства; красный цвет символизирует энергию, силу, кровь, пролитую за Отечество. По этому флагу и стали повсеместно узнавать мощное Российское государство. 11.09.2012

Слайд 8

"Гимн РФ" Россия — священная наша держава, Россия — любимая наша страна. Могучая воля, великая слава — Твое достоянье на все времена! Припев: Славься, Отечество наше свободное, Братских народов союз вековой, Предками данная мудрость народная! Славься, страна! Мы гордимся тобой! От южных морей до полярного края Раскинулись наши леса и поля. Одна ты на свете! Одна ты такая — Хранимая Богом родная земля. Припев. Широкий простор для мечты и для жизни Грядущие нам открывают года. Нам силу дает наша верность Отчизне. Так было, так есть и так будет всегда! Припев. 2001. Муз. А.Александров Слова С.Михалков,

Слайд 9

Россия- Родина- Столица- Президент- выборный глава государства Государственные символы- Культурные традиции – богатство нашей многонациональной страны

Слайд 10

Еврей и тувинец, бурят и удмурт, Русский, татарин, башкир и якут- Разных народов большая семья, И этим гордиться должны мы, друзья. Россией зовется общий наш дом, Пусть будет уютно каждому в нём. Любые трудности мы осилим, И только в единстве сила России. 13.09.2012г.

Слайд 11

05.05.17

Слайд 13

Словарик Родина – род, народ, родные, родители, рождение, родился, Россия – могущественное государство Президент - выборный глава государства Отечество - обозначает страна предков (отцов) Патриот - человек, преданный своему народу, Отечеству Любовь – великое чувство Гордость – сильное чувство, которое испытывает патриот по отношению к своей Родине Культурные традиции – это богатство нашей многонациональной страны

Слайд 14

Ценности – это … значимость (польза, полезность) некоторого множества объектов для множества живых существ.

Слайд 15

набор представлений, обычаев, привычек и навыков практической деятельности, передаваемых из поколения в поколение, выступающих регуляторами общественных отношений.… Традиции – это …

Слайд 16

Суворов Александр Васильевич Жуков Георгий Константинович Кутузов Михаил Илларионович Патриоты России

Слайд 17

Патриоты России Дмитрий Александрович Хворостовский Александра Николаевна Пахмутова Пётр Ильич Чайковский

Слайд 18

Патриоты России Самуил Яковлевич Маршак Виктор Петрович Астафьев Агния Львовна Барто

Слайд 19

Василий Иванович Суриков «Взятие снежного городка»

Слайд 20

Патриоты России Айвазовский Иван Константинович «Девятый вал»

Слайд 21

Патриоты России 05.05.17 Андрей Рублев

Слайд 22

Патриоты России Алексей Архипович Леонов Валентина Владимировна Терешкова Юрий Алексеевич Гагарин

Слайд 23

Патриоты России Анатолий Евгеньевич Карпов Ирина Роднина и Александр Зайцев Евгений Устюгов Евгений Плющенко

Слайд 24

Михаил Фёдорович Решетнёв – основатель космической фирмы Патриоты России

Слайд 25

Игорь Васильевич Курчатов Патриоты России Сергей Павлович Королев

Слайд 26

Как называется страна, в которой мы живем? Кто является главой нашего государства? Какие народы живут на территории России? Какие города вам известны? Назовите столицу России. А где ты родился? Ответим на вопросы:

Слайд 27

05.05.17 Домашнее задание Проведи интервью с родителями по вопросам : Каких героев России они знают, в чем их заслуги перед Отечеством? Каких русских писателей, художников, композиторов они знают, чем они знамениты? Какие книги о нашей Родине они посоветовали бы тебе прочитать? Есть ли среди ваших родственников те, кто много сделал для Родины? Кто это, в чем их заслуги? 2. Как стать таким ,чтобы Родина гордилась тобой ?

Слайд 28

05.05.17

Слайд 29

Как стать таким, чтобы Родина гордилась тобой?



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ                                                               СУХОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

Мастер-класс родительского собрания                                                                                                                              по теме « Активные формы работы с родителями»                                                                                           Учитель  начальных классов первой категории                                                                                           Чеботарева Лидия Александровна.

П. Новосуховый                                                                                                                                                          2015 год.

(Слайд 1)                          Уважаемые коллеги!

Вашему вниманию предлагается мастер-класс по теме: «Активные формы работы с родителями».

(Слайд 2)

Актуальность мастер-класса объясняется стремлением педагогов повысить качество и эффективность работы с родителями.

Цель мастер-класса: способствовать повышению мотивации участников мастер-класса в использовании представленных приемов и методов работы при проведении родительских собраний.

(Слайд 3)

Задачи мастер-класса:

  • продемонстрировать участникам мастер-класса использование активных форм работы с родителями;
  • показать возможность формирования представления о новых формах проведения родительских собраний;
  • выяснить целесообразность применения использованных приемов и методов.

(Слайд 4)

Форма проведения мастер-класса: интегрированное (лекционно-практическое) занятие.

Оборудование: интерактивная доска, презентация, информационные листы (приложение 1) и карточки для рефлексии (приложение 2) набор для изготовления поделок (папка, заготовка «Ангел», самоклеящаяся бумага цвета золота, ножницы) по количеству участников мастер-класса.

Ожидаемые результаты:

  • участники мастер-класса будут погружены в процесс знакомства и применения методов и приемов работы классного руководителя, направленных на совершенствование форм работы с родителями; поймут их важность и необходимость для современного воспитания школьников;
  • практический выход: информационный лист, содержащий перечень наиболее удачных приемов, используемых в работе с родителями, а также советы классным руководителям для подготовки и проведения родительских собраний.

(Слайд 5)

  1. Презентация педагогического опыта

Все мы знаем, какую роль несёт семья в  развитии  личности ребёнка, ведь именно в семье дети получают первые уроки нравственности, формируется их характер, стиль поведения, представления о трудолюбии  и  многое  другое.

 Как часто мы сталкиваемся с тем, что   у   ребенка, который отказывается  навести порядок  на  собственной   парте – нет перед глазами примера родителей,  наводящих  порядок  в  доме; что плохое настроение ребёнка и снижение успеваемости связано с раздорами в семье.

Работа с родителями занимает огромное место в деятельности классного руководителя.  Я стараюсь сделать родителей соучастниками всего педагогического процесса. Для этого используются различные формы этой работы – назову основные из них:

1. Изучение семей учащихся.

2. Работа с родительским комитетом.

3. Индивидуальная работа с родителями.

4. Классные родительские собрания.

Остановлюсь подробнее на последних.

 (Слайд 6) 

  1. Представление системы учебных занятий

На мой взгляд, собрание должно проходить динамично, в деловой обстановке, по заранее составленному плану, чтобы родителям не было жалко “потерянного” времени. Каждый из присутствующих на собрании должен почерпнуть информацию, касающуюся его ребенка, почувствовать себя сопричастным ко всему происходящему в классе, иметь возможность высказаться и, в случае необходимости, получить рекомендации или советы по воспитанию ребёнка.

Очень хорошо, если удастся привлечь к подготовке собрания самих родителей.   Родители моих  классов  не  раз  принимали  участие  в  подготовке  и  проведении  собраний: участвовали в анкетировании, выступали с итогами совместных проектов с детьми, помогали изготавливать раздаточный материал.

(Слайд 7) 

  1. Проведение имитационной игры 

И сейчас я продемонстрирую вам один из фрагментов таких собраний, подготовленных мною с родителями совместно.

Цели и задачи: развитие сознания родителей и формирование основных базовых ценностей: духовный мир человека, смысл жизни, эстетическое восприятие, эмоциональное переживание, нравственная позиция; воспитание нравственных чувств и этического сознания, а также осознание ценности человеческой жизни, нравственного  здоровья человека, эстетических чувств.

 Планируемые результаты: воспитание ценностного отношения к прекрасному: научить родителей ценить душевную красоту, знать художественные ценности культуры, иметь опыт эстетических переживаний, опыт самовыражения в творчестве.

Итак, «Пища для размышления».

Перед семьёй и общеобразовательной школой стоит задача воспитания ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием  общекультурных компетенций, устойчивых духовно-нравственных свойств и качеств личности школьника.

ВОСПИТАНИЕ – это нечто иное, как питание физическое и питание духовное (питание души). Воспитание души (т.е. духовно-нравственное воспитание) – это непрерывный процесс, он начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь. Так постигая  жизнь, которая учит различать добро и зло, жизнь и смерть, мы обращаемся к культуре народа, к историческим корням, заложенные в сказках и былинах, пословицах и поговорках, песнях и притчах.

(Слайд 8) Вашему вниманию притча (запись музыки)

- Учитель, я уже целый год живу у тебя, но до сих пор выполняю только работы по хозяйству. Когда ты будешь меня учить? Разве я для этого пришёл к тебе в ученики, скажи?

- Имей терпение, - ответил учитель, - ещё не пришло время. Иди в нижнюю долину и посади дерево, вырасти его, а я подумаю.

Долгий и тяжёлый путь проделал ученик, пока спустился в долину. По дороге он выкопал маленький саженец и посадил его. С той поры, дважды в день он проходил опасный путь, между хижиной и долиной, чтобы полить деревце. В любую погоду он уходил ранним утром и возвращался поздним вечером совсем без сил. И однажды он не вернулся. Чтобы ухаживать за деревом и не тратить силы на дорогу, юноша построил себе хижину на берегу ручья и остался жить в долине. Изо дня в день, он присматривал за деревом. Защищал молодые листочки

от птиц и палящего солнца - летом, закрывал от мороза и снега, зимой. Так прошёл год. Усилия его не пропали даром. Дерево выросло высоким и крепким.

Однажды на рассвете, он вышел из хижины и увидел своего учителя, сидящего у ручья под деревом.

- Учитель! – обрадовался юноша. – Как я счастлив вновь увидеть тебя! Я должен извиниться перед тобой, что не смог стать твоим учеником, обманув твоё доверие! Ты подумал, что я слаб, когда я остался жить в долине. Но я должен был заботиться о своём дереве. Много ли я мог сделать, когда все силы уходили на дорогу? Поэтому я принял такое решение. И теперь, ты вряд ли возьмёшь меня обратно…

Выслушав пылкую речь юноши, старик сказал ему:

Продолжите фразу, что сказал  юноше мудрец…   (мнение родителей)

 (Именно в этот год, ты, вместе с деревом взращивал такие качества своего характера, которые тебе помогут постигать знания. Что значит взращивать  качества своего характера - это значит воспитывать).

- Именно в этот год, ты вместе с деревом взращивал такие качества своего характера, которые тебе помогут постигать знания. Твоё дерево говорит о твоей готовности. Посмотри! Когда ты нашёл саженец, он был маленький и хилый. Ствол его был тонкий и качался от слабого ветерка, грозя вырвать его с корнем. При этом веточки переплетались между собой и обрывали только что появившиеся листочки. Таким был и ты. Ответственность ты имел, но только по необходимости. Был нетерпелив и эмоционален, как переплетенные побеги саженца.

Чтобы обрести знания, нужна, прежде всего, дисциплина. Ибо корни дерева – твоя ответственность, ствол дерева – твоё терпение, ветви дерева – спокойствие,

а листья – знания.

Каждый из нас родитель и знает, что дети очень радуются и гордятся своими родителями, когда они участвуют  в школьных мероприятиях, собраниях и конечно праздниках. Верно подмечено, что  праздник это душа народа.

(Слайд 9)

Упражнение-активатор «Поиграем в ассоциации»

Назовите первые ассоциации, образы, которые придут вам в голову, и таким образом продолжите предложения:

Праздник – это…

Праздник - это счастье….

Праздник - это жизнь….

Праздник  - это путешествие

Праздник - это история

А какой сегодня праздник?

(Слайд 10)

ДЕНЬ ПАМЯТИ СВЯТИТЕЛЯ ИОАННА МИЛОСТИВОГО 25 ноября. (Видеоролик).

Уважаемые родители, это был один из примеров воспитания наших детей средствами мультипликации. Вашему вниманию был представлен один из сюжетов детской программы «Мульткалендарь» всероссийского православного телеканала «Союз». Советую вам чаще просматривать с детьми эту передачу. Она учит доброте, милосердию, воспитывает нравственные и духовные качества ребенка.

Каждый человек развивается духовно по-разному, так как учений и путей познания истины достаточно много, как через религии, так и минуя их. Поэтому кто-то по этому пути идет медленно, постепенно накапливая знания и опыт, кто-то продвигается легко и без препятствий, а есть такие люди, у кого просветление происходит мгновенно. Все равно, если человек самосовершенствуется, настроен на духовные знания, познает себя и мир, то рано или поздно он придет к истинным знаниям и ему удастся обрести мир и покой внутри себя.

(Слайд 11)

Не зря  подмечено «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай мне сделать – и  я пойму» Конфуций.

Душе не хватает мира и красоты?

Берем бумагу, ножницы, и…

Я предлагаю сделать открытку «Ангел-Хранитель!»  Каждый из вас при  изготовлении наполнит её теплом своих рук и сердец, добрыми мыслями.

Будем использовать  современную технику художественного вырезания из бумаги и декорирования. Обращение к искусству – это и возможность обретения корней, и возможность подняться еще на одну ступень духовного самосовершенствования.

Практическая работа (выполняю вместе с родителями). Щелчок (появляется Ангел)

Во время выполнения работы звучит «Хрустальный перезвон»

А сейчас все возьмите ангелов в руки, поверните их ко мне лицом.

Фоном звучит музыка «Ангел»

Чтение стихотворения после окончания работы.

Есть у тебя в этом Mиpe заступник,

Посланный светлой судьбой.

Ангел-Хранитель, невидимый спутник,

Всюду он рядом с тобой.

 

В радости, горе, беде и разлуке,

В полночь, в сиянии дня

Всюду ты чувствуешь верные руки,

Всюду хранит он тебя.

 

В храм ли войдешь для вечерней молитвы,

Городом шумным пойдешь,

Он от тебя, словно щит среди битвы,

Грозно беду отведет.

 

Всюду тебя, осеняя крылами,

Светлую тайну храня,

В жизни, огромном бушующем море,

Он не оставит тебя.

(открытки остаются в подарок участникам мастер-класса)

  1. Моделирование

Вашему вниманию был представлен один из способов ПИТАНИЯ детской ДУШИ – использование сказок, притч, легенд, которыми я пользуюсь в воспитательном  и образовательном процессе.

Притчи всегда играли важную роль в жизни людей и давали пищу для размышления. Это удивительное средство воспитания, обучения и развития. Мудрость, поданная в простой и ясной форме, учит  думать, находить решения проблем, развивает  воображение и интуицию. Притчи помогают задуматься над своим поведением, над улучшением качества своей жизни, над своими мыслями, над чистотой своих помыслов, сознательный контроль над действиями может быть, заставят и посмеяться над своими ошибками, над самим собой. Так же позволяют раскрыть творческие способности. Занятие творчеством и искусством настраивают душу на позитивное восприятие и мироощущение, что двигает человека на совершенствование.

«Однажды человеку приснился сон, будто он идет по городу и заходит в торговую лавку. Он долго ходит среди разнообразных экзотических заморских овощей и фруктов. Там есть весьма странные и необычные плоды и ягоды, даже и близко не похожие на те, что он ранее видел.

Одни привлекают его своими невероятными красками, другие манят предвкушением райского аромата, третьи – изысканными звуками, доносящимися из сердцевины фрукта. И, конечно же, каждый из людей выбирает то, что ему по душе, и часто оказывается, что именно это ему и необходимо.

Но как только человек брал в руки какой-нибудь фрукт, он исчезал, оставляя на ладони крохотное семечко. Немало удивленный, он решил схитрить и подошел к хозяину лавки: «Дайте мне, пожалуйста, вон тот фрукт», - сказал он и показал на полку. Однако хозяин ответил ему:

Щелчок «Мы не торгуем плодами, мы торгуем семенами…».

Сейчас вы просмотрели фрагмент родительского собрания, где были использованы активные методы работы с родителями.

(Слайд 13)

А теперь вашему вниманию предлагаю перечень наиболее удачных приемов при проведении подобных занятий, т.е. те самые «семена». Они перед вами на экране. Кроме того, все они имеются на дисках, которые я для вас приготовила. Также здесь размещены все методические материалы сегодняшнего мероприятия, как подготовленного мною, так и Надеждой Николаевной.  

(Вручаю присутствующим диски с материалами семинара).

Уважаемые участники мастер-класса, предлагаю и вам использовать вышеназванные приемы работы в своей педагогической практике и пополнить вашу методическую копилку советами классному руководителю и активными формами работы с родителями.

(Слайд 14)

V.Рефлексия  

Сейчас я предлагаю поделиться Вас своими впечатлениями о проведенном мастер – классе. Выберите понравившееся начало незаконченного предложения и ответьте. (Слайд)

  1. Сегодня я узнал(а), что …
  2. Мне понравился прием …
  3. Это я возьму на вооружение …
  4. Могу предложить …
  5. Хочу пожелать …

Познание начинается с удивления. Я думаю, что если я вас немножко удивила, то цель моя достигнута и день прожит не напрасно. Я надеюсь, что сегодняшний мастер-класс будет полезен для каждого из присутствующих. Благодарю за сотрудничество.

(Слайд 17)

 


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Я гражданин России. Мои права."

познакомить детей с Конвенцией ООН о правахребенка, осмыслить суть конвенции, разработать вместе с детьми вариант ( фрагмент) Конвенции, чтобы он был понятен детям; развивать творческие способности; в...

«Я имею право» Интеллектуально – познавательная игра. Тема: «Права гражданина»

      На первой ступени (начальное образование) закладываются основные моральные ценности, нормы поведения, начинается формирование личности, осознающей себя частью общества и гр...

Мастер-класс «Лексико-орфографическая работа на факультативных занятиях в 4 классе»

В процессе знакомства учащихся с особенностями основных разделов школьного языкознания, функционированием слова в системе языка во время изучения на факультативных занятиях «Путь к слову» вводится инт...

Классный час в 4 классе на тему "Я - гражданин России"

Цели: воспитание чувства патриотизма, эстетическое воспитание; развитие речи, памяти и логического мышления учащихся....

Классный час: «Права гражданина. Я имею право…″.

Цель: Формирование правовой культуры учащихся начальной школы через ознакомление с основными правами и свободами, изложенными в Конвенции о правах ребёнка....

Внеурочное занятие для 4 класса на тему «Я – гражданин России»

Внеурочное занятия  в 4 классеТема занятия «Я – гражданин России»Цель: формировать у учащихся гражданские качества: знание законов и мотивацию к их выполнению, знание своих граж...

Рабочая программа факультативного занятия для 2 класса УЧИСЬ-УЧИТЬСЯ

программа факультативного занятия для 2 класса общеинтеллектуального направления УЧИСЬ-УЧИТЬСЯ...