Программа "Образовательный марафон" для 1-4 классов
рабочая программа на тему

Тербова Евгения Викторовна

В данной программе приведены общие положения. Содержание и тематическое планирование выбираете на своё усмотрение. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obrazovatelnyy_marafon_1-4_programma.doc137.5 КБ

Предварительный просмотр:

Общеразвивающая программа

дополнительного образования

«Образовательный марафон»

1-4 классы

Педагог дополнительного образования: Тербова Е.В.

2016-2020 уч. гг

СОДЕРЖАНИЕ

1. Пояснительная записка..................................................................................3

2. Общая характеристика курса........................................................................6

3. Ценностные ориентиры содержания курса ....................................................7

4. Ожидаемые результаты изучения  курса .........................................................8

5. Личностные и метапредметные результаты изучения курса…….…….…..8

6. Планируемые результаты изучения курса по классам………………….…..11

7. Содержание курса по классам............................................................................14

8. Тематическое планирование по классам.....................................................

9. Материально - техническое обеспечение.....................................................

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа  разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования от 6 октября 2009 г. № 373 (в редакции приказа Минобрнауки РФ от 29 декабря 2014 г. № 1643).
  2. Приказ Министерства образования РФ от 29.12.2014 г. № 1643 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,  утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373».
  3. Приказ Министерства образования РФ от 01.02.2012 г. № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года N 1312».
  4. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование.
  5. Методические рекомендации Министерства образования и науки РФ  по разработке рабочих программ.
  6. Письмо  Департамента общего образования Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г. № 03-296 "Об организации внеурочной деятельности при введении  федерального государственного образовательного стандарта общего образования".
  7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 25.12.2013 г. № 72 г. Москва "О внесении изменений N 2 в СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях".

Изменения, происходящие в современном обществе, требуют развития новых способов образования, новых педагогических технологий, способствующих индивидуальному развитию личности, творческой инициативы, выработке у учащихся навыков самостоятельной навигации в информационных полях, формирования универсального умения разрешать проблемы, возникающие в жизни: как в профессиональной деятельности, так и в самоопределении, и в повседневной жизни. Современное начальное образование ставит  главной своей целью развитие личности ребенка. В Концепции  федеральных государственных стандартов в качестве конечного результата образовательной деятельности российской школы фиксируется портрет выпускника начальной школы, в котором важнейшее место отводится творческим качествам  ребёнка: "Любознательный, интересующийся, активно познающий мир; умеющий учиться, способный к организации собственной деятельности...". Успешное развитие обучающегося  начальных классов общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебной деятельности.

   Развитие личности, её творческой индивидуальности и исследовательских способностей становится главной задачей системы образования.  Младший школьный возраст – благоприятный и значимый период для выявления и развития творческого и исследовательского потенциала личности, так как в этом возрасте закладываются основы творческой и образовательной траектории, психологическая база продуктивной деятельности, формируется комплекс ценностей, качеств, способностей, потребностей личности, лежащих в основе её творческого отношения к действительности.  

Всё более актуализируется проблема устранения противоречий между возрастающими потребностями личности и сложившимися условиями, препятствующими творческому росту личности младшего школьника в процессе образования, а также необходимостью использования педагогических технологий развития творческого потенциала младших школьников.

Исходя из этого, чётко вырисовывается тенденция к поиску средств развития мыслительных способностей, связанных с творческой деятельностью ребёнка.

Программа  предназначена для работы с детьми 6,5-11 лет (1-4 классы).

Это междисциплинарная программа. По содержанию она – дополнительная, по структуре – ступенчатая, по базовой технологии – личностно – развивающая. В центре методики обучения – широкое применение групповых форм работы и метода открытия, с помощью которого дети, находясь в позиции исследователей, открывают связи и закономерности окружающего мира, осваивают логику индуктивного и дедуктивного рассуждения.

Программа отражает необходимость целенаправленного и непрерывного формирования приёмов интеллектуальной деятельности в процессе обучения: анализа и синтеза, сравнения, классификации, аналогии, обобщения. Она предусматривает оптимальное чередование развивающих методов: проблемных и исследовательских; активные формы обучения: деловые игры, диспуты, соревнования, клубные формы.

Практика использования методов исследовательского обучения в основном учебном процессе современной российской школы находит всё большее применение. Современный учитель все чаще стремится предлагать задания, включающие детей в самостоятельный творческий исследовательский поиск.

Новизна настоящей программы создаёт условия для развития познавательных потребностей учащихся, исследовательских способностей и психических качеств. Сегодня перед нашим обществом остро стоят вопросы подготовки учащихся к взрослой жизни, в которой сейчас, как никогда ценятся деловые качества личности. Стране нужны деятельные, коммуникабельные, умеющие входить в контакт с разными людьми граждане.  

Занятия проводятся для учащихся начальных классов по 5 часов в неделю в каждом классе, всего 185 часа в 1 классе,  по 190 часа во 2-4 классах. Общее количество часов -  755 ч. Состав группы занимающихся постоянный, возраст —6,5- 11 лет. Срок реализации 4 года.

 Цели программы:

  • Развитие обще интеллектуальных умений на материале, дополняющем школьную программу, с формированием навыков саморазвития;
  • Трансформация процесса развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка путём совершенствования его исследовательских способностей в процесс саморазвития;
  • Формирование у детей устойчивого интереса и положительной мотивации к обучению;
  • Подготовка учащихся начальных классов к предметным олимпиадам, развитие мышления и логики.

Задачи программы:

  • Формировать   умения и навыки выполнения нестандартных логических и творческих заданий различной направленности, навыки самостоятельной деятельности: определения цели, планирования этапов работы, самоконтроля, самоанализа, самооценки;
  • Обучать детей младшего школьного возраста специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;
  • Формировать и развивать у детей младшего школьного возраста умения и навыки исследовательского поиска;
  • Развивать  межпредметные связи, активно использовать знания,  полученные при изучении одного предмета в другом;
  • Создание условий для применения полученных знаний в нестандартных ситуациях.
  • Воспитывать  коммуникативную культуру, внимание и уважение к своим товарищам, терпимость к чужому мнению;
  • Раскрывать творческие способности детей;
  • Воспитывать  интерес к познавательной деятельности.

Реализация целей и задач определяется формулой:

ПОЗНАНИЕ  +   УВЛЕЧЕНИЕ   +   САМОВЫРАЖЕНИЕ  +  ОБЩЕНИЕ  +    РАЗВЛЕЧЕНИЕ  =  ИНТЕЛЛЕКТ

Методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, мини-конференция, консультация.

Технологии, методики: уровневая дифференциация, проблемное обучение, моделирующая деятельность, поисковая деятельность, исследовательская деятельность, информационно-коммуникационные технологии.

Формы  организации занятий: работа в группах, работа в парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей.

Формы представления результатов: выставка, презентация, выступление, проектные и исследовательские  работы, портфолио достижений.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА

В содержании  курса  интегрированы задания из различных областей знаний:  русского языка, математики, окружающего мира, изобразительного искусства, литературного чтения,  представленные в игровой деятельности.  Тематические занятия, поданные в игровой форме, способствуют непринуждённой коррекции и развитию умственных качеств учащихся, формированию обще интеллектуальных умений, расширению кругозора, развитию познавательных способностей и в конечном итоге – достижению хороших результатов в учёбе. На каждом занятии ребёнок сталкивается с трудностями и необходимостью их преодоления.

В основе заданий, которые предлагается выполнить детям, лежит игра, преподносимая на фоне познавательного материала. Известно, что, играя, дети всегда лучше понимают и запоминают материал. Данная программа построена так, что большую часть материала учащиеся не просто активно запоминают, а фактически сами же и открывают: разгадывают, расшифровывают, составляют. При этом идёт развитие основных интеллектуальных качеств: умения анализировать, синтезировать, обобщать, конкретизировать, абстрагировать, переносить, а также развиваются все виды памяти, внимания, воображение, речь, расширяется словарный запас.

Содержание включает в себя несколько разделов: тренировка психических процессов, развитие логического мышления, задачи геометрического характера, нестандартные задания алгебраического характера, игры, нестандартные задания логического характера, тренинг исследовательских способностей, исследовательская работа.

Самостоятельная исследовательская работа в первом классе не планируется (это возможно только для одарённых детей). По возможности исследовательская практика выполняется ребёнком с высокой долей самостоятельности, но при участии педагога. Результаты собственной исследовательской работы первоклассники представляют только на мини-конференциях и семинарах, проводимых после различных экспресс-исследований. Выделено специальное время для участия первоклассников в качестве зрителей в конкурсных защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся 2-4 классов.

Исследовательская деятельность позволяет привлекать к работе разные категории участников образовательного процесса (учащихся, родителей, учителей), создаёт условия для работы с семьёй,  с социальным окружением, общения детей и взрослых, их самовыражения и самоутверждения, развития творческих способностей, предоставляет возможность для отдыха и удовлетворения своих потребностей.

В каждый год обучения необходимо акцентировать внимание на речевой культуре говорящего и умении других ребят слушать своего товарища.

Программирование данного учебного материала осуществляется по принципу «концентрических кругов». Занятия группируются в относительно цельные блоки, представляющие собой самостоятельные звенья общей цепи. Пройдя первый круг в первом классе, учащиеся вернутся к аналогичным занятиям во втором, третьем и четвертом классах. Естественно, что при сохранении общей направленности заданий они будут усложняться от класса к классу.

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА

Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.  

Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России,  народу, в осознанном желании служить Отечеству.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.

Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.

Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.

Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства.

Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, само познание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.

Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.

Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА

  • Увеличение числа детей, охваченных организованным  досугом;
  • Воспитание у детей толерантности, навыков здорового образа жизни;
  • Формирование  чувства гражданственности и патриотизма, правовой культуры, осознанного отношения к профессиональному самоопределению;
  • Увеличение числа учащихся, занимающих призовые места и входящих в десятку в предметных олимпиадах школьного, муниципального уровня, всероссийского и международного уровней;
  • Повышение интереса учащихся к предметам: математика, информатика, литературное чтение, русский язык, окружающий мир.

Личностные и метапредметные результаты изучения курса

Личностными результатами  является формирование следующих умений:

- определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);

– оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;

-  делать выбор при поддержке других участников группы и педагога;

— развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

— развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности — качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;

— воспитание чувства справедливости, ответственности;

— развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

Метапредметными результатами изучения курса   являются формирование следующих универсальных учебных действий.

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

  • положительное отношение к исследовательской деятельности;
  • широкая мотивационная основа исследовательской деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
  • интерес к новому содержанию и новым способам познания;
  • ориентация на понимание причин успеха, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей;
  • способность к самооценке.

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости деятельности, выраженного в преобладании познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки деятельности;
  • выраженной познавательной мотивации;
  • устойчивого интереса к новым способам познания.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • принимать и сохранять учебную задачу;
  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия;
  • планировать свои действия;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
  • адекватно воспринимать оценку учителя;
  • различать способ и результат действия;
  • оценивать свои действия;
  • вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
  • выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • проявлять познавательную инициативу;
  • самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;
  • самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи;
  • отличать верно выполненное задание от неверного.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. Интернет;
  • использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;
  • высказываться в устной и письменной формах;
  • ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;
  • владеть основами смыслового чтения текста;
  • анализировать объекты, выделять главное;
  • осуществлять синтез (целое из частей);
  • проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения об объекте;
  • обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);
  • подводить под понятие;
  • устанавливать аналогии;
  • оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.;
  • видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
  • фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;
  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
  • использованию исследовательских методов обучения в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • допускать существование различных точек зрения;
  • учитывать разные мнения, стремиться к координации;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться, приходить к общему решению;
  • соблюдать корректность в высказываниях;
  • задавать вопросы по существу;
  • использовать речь для регуляции своего действия;
  • контролировать действия партнера;
  • владеть монологической и диалогической формами речи.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
  • аргументировать свою позицию и координировать её с позицией партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • с учётом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
  • допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и учитывать позицию партнера в общении и взаимодействии;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА

ПО КЛАССАМ

Учащиеся научатся:

  •   Находить и называть закономерность, достраивать логический ряд в соответствии с заданным принципом, самостоятельно составлять элементарную закономерность;
  •   Находить сходства и различие предметов (по цвету, форме, размеру, базовому понятию, функциональному назначению и т. д.);
  •   Уметь определять причинно - следственные связи, распознавать заведомо ложные фразы, исправлять аналогичность, обосновывать своё мнение;
  •   Выделять существенные признаки предмета, объяснять свой выбор;
  •   Называть положительные и отрицательные качества характера;
  •   Проявлять быстроту реакции при выборе правильного ответа среди нескольких предложенных;
  •   Запоминать не менее 8 пар слов, связанных между собой по смыслу, и не менее 5 пар, явно не связанных между собой по смыслу после однократного прослушивания.

Учащиеся получат возможность научиться:

  •   Пользоваться приёмами театрализации: инсценировать маленькие пьесы, разыгрывать ситуации, «перевоплощаться» в неодушевлённый предмет, используя жесты, мимику и другие актёрские способности;
  •   Свободно ориентироваться в пространстве, оперируя понятиями;
  •   Самостоятельно составлять рисунки с использованием данных понятий;
  •   Составлять рассказ на заданную тему, придумывать продолжение ситуации, сочинять сказки на новый лад;
  •   Уметь выделять существенные признаки предмета, объяснять свой выбор;
  •   Выражать словами чувства, которые испытывает герой произведения;
  •   Высказывать своё отношение к происходящему, делиться впечатлениями.

Учащиеся должны овладеть специальными знаниями, умениями и навыками исследовательского поиска:

  • видеть проблемы;
  • ставить вопросы;
  • выдвигать гипотезы;
  • давать определение понятиям;
  • классифицировать;
  • наблюдать;
  • проводить эксперименты;
  • делать умозаключения и выводы;
  • структурировать материал;
  • готовить тексты собственных докладов;
  • объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

К концу обучения в 1 классе

Учащиеся должны научиться:

  • слушать и читать на основе поставленной цели и задачи;
  • вести рассказ от начала до конца;
  • ставить вопросы;
  • классифицировать;
  • объяснять и защищать свои идеи;
  • наблюдать.

Учащиеся должны уметь:

  • выделять учебные задачи;
  • организовывать свою деятельность во времени;
  • распределять своё внимание, необходимое для успешного выполнения любой деятельности;
  • решать нестандартные задачи.

К концу обучения во 2 классе

Учащиеся должны научиться:

  • работать с несколькими книгами сразу, пытаясь выбрать материал с определённой целевой установкой.
  • пересказывать подробно и выборочно;
  • выдвигать гипотезы;
  • давать определение понятиям;
  • наблюдать и фиксировать значительное и существенное в явлениях и процессах;
  • делать выводы на основе простых   обобщений.

Учащиеся должны уметь:

  • совершенствовать способности в совместной деятельности;
  • использовать предложенные задания для развития своего интеллекта;
  • уметь работать в малых группах при выполнении общих проектов;
  • применять приемы саморегуляции, самоконтроля, самооценки.                                      

К концу обучения в 3 классе

Учащиеся должны научиться:

  • структурировать материал;
  • выделять существенное в рассказе, разделив его на логически законченные части;
  • делать выводы из фактов, совокупности фактов;
  • выявлять связи зависимости между фактами, явлениями, процессами;
  • делать выводы на основе простых и сложных обобщений, заключение на основе выводов.

Учащиеся должны уметь:

  • активно экспериментировать;
  • испытывать себя в разных сферах совместной деятельности;
  • включаться в поисковую исследовательскую деятельность;
  • уметь анализировать, сравнивать и обобщать информацию.

К концу обучения в 4 классе

Учащиеся должны научиться:

  • творчески применять знания в новых условиях, проводить опытную работу;
  • готовить тексты собственных докладов;
  • переносить свободно, широко знания с одного явления на другое;
  • отбирать необходимые знания из большого объёма информации;
  • пользоваться энциклопедиями, справочниками, книгами общеразвивающего характера;
  • высказывать содержательно свою мысль, идею;
  • формулировать простые выводы на основе двух – трёх опытов;
  • решать самостоятельно творческие задания.

Учащиеся должны уметь:

  • выполнять общие проекты;
  • активно экспериментировать;
  • использовать предложенные средства для развития своего интеллекта;
  • выполнять рефераты по заданной теме.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

-  список используемой литературы: 

  1. В.Волина «Русский язык» Учимся играя. – М.: Новая школа, 1994.
  2. В.Волина 1000 игр с буквами и словами. – М.: АСТ-пресс, 1996.
  3. В. Волина «Праздник числа» Занимательная математика для детей. – М.: Знание, 1993.
  4. Гейдман Б.П. Подготовка к математической олимпиаде. Начальная школа. 2-4 классы. – М.: Айрис-пресс, 2007.
  5. Господникова М.К., Полянина Н.Б., Самохвалова Е.И. Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе. – М.: Учитель, 2014.
  6. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2010.
  7. Григорьев Д.В. Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение: пособие для учителя общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2011.
  8. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя /А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская. И. А. Володарская, под ред. А. Г. Асмолова. – 3-изд. – М.: Просвещение, 2011.
  9. Кедрова Г.В. Нестандартные задачи по математике: 1-4 классы. – М: ВАКО, 2006.
  10. Козлова Е.Г. Сказки и подсказки. Задачи для математического кружка. – М.: МЦНМО, 2004.
  11. Математика. 2-4 классы. Олимпиадные задания / сост. Г.Т. Дьячкова. – Волгоград: Учитель, 2006.
  12. Методические рекомендации Министерства образования и науки РФ  по разработке рабочих программ.
  13. Мищенкова Л.В. 36 занятий для будущих отличников: Задания по развитию познавательных способностей (6-7 лет) / Методическое пособие, 1 класс. –М.: РОСТ, 2011.
  14. Мищенкова Л.В. 36 занятий для будущих отличников: Задания по развитию познавательных способностей (6-7 лет) / Методическое пособие, 2 класс. –М.: РОСТ, 2011.
  15. Мищенкова Л.В. 36 занятий для будущих отличников: Задания по развитию познавательных способностей / Методическое пособие, 3 класс. – М.: РОСТ, 2013.
  16. Мищенкова Л.В. 36 занятий для будущих отличников: Задания по развитию познавательных способностей (6-7 лет) / Методическое пособие, 4 класс. –М.: РОСТ, 2013.
  17. Олимпиадные задания по русскому языку. 3-4 классы / сост. Г.Т. Дьячкова. – Волгоград: Учитель, 2006.
  18. Олимпиадные задания для учащихся начальной школы. http://nachalka.ucoz.ru/blog/2008-04-14-16
  19. Приказ Министерства образования РФ от 29.12.2014 г. № 1643 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,  утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373».
  20. Приказ Министерства образования РФ от 01.02.2012 г. № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года N 1312».
  21. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование /[В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.] – М.: Просвещение, 2011. – III серия.
  22. Программы внеурочной деятельности. Система Л.В. Занкова: сборник программ/составитель Е.Н. Петрова. - 2-е изд. - Самара: Учебная литература,2012.
  23. Развитие исследовательских умений младших школьников /[Н. Б. Шумакова, Н.И. Авдеева, Е.В. Климанова]; под  редакцией Н.Б. Шумаковой. – М.: Просвещение. 2011.
  24. Савенков А.И. Развитие логического мышления. 6-7 лет. - Самара: Учебная литература, 2010.
  25. Савенков А.И. Развитие логического мышления. 7-8 лет.  - Самара: Учебная литература, 2010.
  26. Савенков А.И. Развитие творческого мышления. 6-7 лет. - Самара: Учебная литература, 2011.
  27. Савенков А.И. Развитие творческого мышления. 7-8 лет.  - Самара: Учебная литература, 2011
  28. Савенков А.И. Развитие познавательных способностей. 6-8 лет. -  Самара: Учебная литература, 2010.
  29. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. - Самара: Учебная литература, 2011.
  30. Савенков А.И. Психология исследовательского обучения. - М.: Академия, 2005.
  31. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – Самара: Учебная литература, 2010г
  32. Савенков А.И. Я - исследователь: рабочая тетрадь для младших школьников. -  Самара: Издательство «Учебная литература», 2012.  
  33. В.Труднев «Внеклассная работа по математике в начальной школе». – М.: Просвещение, 1975.
  34. Н.Ушаков «Внеклассные занятия по русскому языку в начальной школе». Пособие для учителей. — 2-е изд. перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1978. 
  35. 365 задач для эрудитов. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2005.

- печатные пособия:

  1. Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой, определённой  в рабочей  программе курса (в том числе в цифровой форме).
  2. Словари различного назначения.
  3. Репродукции картин и художественные фотографии, отражающие красоту природы.

- технические средства:

  1. Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.
  2. Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок.
  3. Компьютер.
  4. Мультимедийный проектор.
  5. Интерактивная доска.

- экранно-звуковые пособия:

  1. Аудиозаписи  и видеозаписи материалов, необходимых для  занятий.
  2. Видеофильмы, соответствующие тематике программы.
  3. Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы.

- интернет – ресурсы:

  1. Большая детская энциклопедия (6-12 лет). [Электронный ресурс] http://all-ebooks.com/2009/05/01/bolshaja-detskaja-jenciklopedija-6-12.html
  2. Большая Детская энциклопедия. Русский язык.  [Электронный  ресурс] http://www.booklinks.ru/
  3. Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС начального общего образования. Может ли учебник стать помощником? [Электронный ресурс] http://www.fsu-expert.ru/node/2696
  4. «Внеурочная деятельность школьников» авторов Д.В.Григорьева, П.В. Степанова [Электронный ресурс] http://standart.edu.ru/
  5. «Жидкие» фокусы http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_10k.shtml
  6. Занимательные научные опыты для детей   http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_10o.shtml
  7. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_10f.shtml
  8. Занимательные опыты на кухне http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_10m.shtml
  9. Изучаем животный мир - ставим опыты http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_10n.shtml
  10. Познавательные опыты для детей http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_10g.shtml
  11. Почему и потому. Детская энциклопедия. [Электронный ресурс] http://www.kodges.ru/dosug/page/147/
  12. Проектная деятельность в начальной школе. [Электронный ресурс] http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,24968/Itemid,118/http://www.nachalka.com/proekty

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

родительское собрание в 5 классе или в конце 4 класса по адаптации

Конспект родительского собрания в конце 4 класса или в начале пятого учебного года с презентацией для родителей...

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс) Тема урока: 1 класс Прописная буква З. 2 класс Проверяемые и не проверяемые гласные в корне слова

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс). По теме: 1 класс Правописание буквы З. 2 класс Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Поможет учителю при работе с двумя кл...

Примеры математических ребусов: 1 класс, 2 класс, 3 класс, 4 класс, в картинках, с ответами

Родина ребуса — Франция. Именно в этой стране в 16 веке был издан первый сборник ребусов, составленный Этьеном Туаро. В переводе с латинского rebus означает — «при помощи вещей». К настоящему времени ...

Технологическая карта изучения темы по математике "Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч" 3 класс

Технологическая карта изучения темы по математике "Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч" 3 класс...