О воспитанности родительское собрание
методическая разработка на тему

Сметанина Елена Валентиновна

Родительское собрание на тему «О воспитанности»

Цели: - способствовать воспитанию культуры поведения у учащихся;

- формировать умения отличать проявление воспитанности и невоспитанности;

- познакомить с педагогическими идеями Д.С. Лихачёва.

Форма проведения: семейная гостиная.

Участники собрания:учащиеся, родители, классный руководитель.

Оборудование: медиапроектор; презентация, карточки с цитатами из книги «Письма о добром» Д.С. Лихачёва; задания для микрогрупп на карточках; памятки «Советы Д.С.Лихачёва».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл o_vospitannosti_roditelskoe_sobranie.docx27.18 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание на тему «О воспитанности»

Цели: - способствовать воспитанию культуры поведения у учащихся;

- формировать умения отличать проявление воспитанности и невоспитанности;

- познакомить с педагогическими идеями Д.С. Лихачёва.

Форма проведения: семейная гостиная.

Участники собрания: учащиеся, родители, классный руководитель.

Оборудование: медиапроектор; презентация, карточки с цитатами из книги «Письма о добром» Д.С. Лихачёва; задания для микрогрупп на карточках; памятки «Советы Д.С.Лихачёва».

Ход собрания

  1. Вступительное слово учителя.

Уважаемые родители, дорогие дети! Наша встреча в семейной гостиной посвящена культуре поведения. Культура поведения – понятие многогранное. Вот её составляющие

                              (работа со слайдом 1)

- Отношение к нам других людей зависит от многих факторов, в том числе насколько мы вежливы, уважительны, внимательны к окружающим.

 Мы будем говорить об очень важном качестве человека, оно называется воспитанность.

На собрании мы решим, какого человека можно назвать воспитанным, а какого невоспитанным.

  1. Знакомство с новой информацией.

Сегодня я хочу познакомить вас с мыслями учёного, председателя Фонда культуры, академика Дмитрия Сергеевича Лихачёва.

                                (работа со слайдом 2)

В 2016 г. ему исполнилось бы сто девять лет. В России и во всём мире любят и уважают этого человека. Наш сегодняшний разговор посвящён памяти Д.С. Лихачёва. Он написал книгу «Письма о добром»

(учитель показывает книгу)

Эта книга составлена в форме писем, адресованных молодому поколению (зачитывается отрывок из книги).

Одно из писем называется «О воспитанности» (работа со слайдом3)

Именно с ним мы и познакомимся. Обращаясь к читателям, Дмитрий Сергеевич говорит: «Я убеждён, например, что настоящая воспитанность проявляется, прежде всего, у себя дома, в своей семье, в отношениях со своими родными».

  1. Пробуждение интереса и мотивации к обсуждению предлагаемой темы.

(работа со слайдами 4 и 5)

Ученики решают, какой из представленных на них поступков может совершить воспитанный человек, а какой – невоспитанный.

  1. Обсуждение ситуации (в разговоре принимают участие и родители и дети)

(работа со слайдом 6)

- Расскажите, где и когда происходит событие, изображённое на рисунке

- Какая ситуация сложилась в доме?

- Как вы можете её прокомментировать?

- Что можете сказать о членах этих семей?

Все высказывания участников разговора обобщаются одной из мудрых мыслей учёного (на экране появляется необходимая запись)

Если человек громко включает радио и телевизор или просто громко разговаривает, когда кто-то дома готовит уроки или читает (пусть это будут даже его маленькие дети), то он невоспитанный человек и никогда не сделает воспитанным своих детей.

  1. Осмысление. Работа в группах

-Теперь подумаем над тем, как ведёт себя воспитанный человек

(работа со слайдом 7)

Для этого будем читать письмо Д.С.Лихачёва. Сейчас мы разделимся на три микрогруппы. Перед каждой группой лежат разные тексты (карточки с цитатами из письма) – это отрывки из письма Д.Лихачёва «О воспитанности»

   Вам предстоит прочитать их, обсудить  и выбрать словосочетания о воспитанном человеке. Другими словами, каким должен быть воспитанный человек.

Эти слова и сочетания слов мы используем для составления этой схемы (на слайде).  

Цитата для группы 1

Воспитанный человек во всех отношениях не ведёт себя «громко», экономит время других («Точность – вежливость королей» - говорит поговорка), строго выполняет данные другим обещания, не важничает, не «задирает нос» и всегда один и тот же – дома, в школе, в институте, на работе, в магазине и в автобусе.

Читатель заметил, вероятно, что я обращаюсь главным образом к мужчине, к главе семьи. Это потому, что женщине действительно нужно уступать дорогу… не только в дверях.

Но умная женщина легко поймёт, что именно надо делать, чтобы , всегда и с признательностью принимая от мужчин данное ей природой право, как можно меньше заставлять мужчину уступать ей первенство. А это гораздо труднее! Поэтому природа позаботилась, чтобы женщины в массе своей (я не говорю об исключениях) были наделены большим чувством такта и большей природной вежливостью, чем мужчины…

  1. Цитата для группы 2

Есть много книг о «хороших манерах». Эти книги объясняют, как держать себя в обществе, в гостях и дома, в театре, на работе, со старшими и младшими, как говорить, не оскорбляя слуха,  и одеваться, не оскорбляя зрение окружающих. Но люди, к сожалению, мало черпают из этих книг. Происходит это, я думаю, потому, что в книгах о хороших манерах редко объясняется, зачем нужны хорошие манеры. Кажется: иметь хорошие манеры фальшиво, скучно, не нужно. Человек хорошими манерами  и в самом деле может прикрыть дурные поступки.

Да, хорошие манеры могут быть внешними, но в целом хорошие манеры созданы опытом множества поколений и знаменуют многовековое стремление людей быть лучше, жить удобнее и красивее.

  1. Цитата для группы 3.

В основе всех хороших манер лежит забота о том, чтобы человек не мешал человеку, чтобы все вместе чувствовали бы себя хорошо.

Надо уметь не мешать друг другу. Поэтому не надо шуметь. От шума не заткнёшь уши – вряд ли это во всех случаях и возможно. Например, за столом во время еды. Поэтому не надо чавкать, не надо звонко класть вилку на тарелку, с шумом втягивать в себя суп, громко говорить за обедом или говорить с набитым ртом, чтобы у соседей не было опасений. И не надо класть локти на стол – опять-таки чтобы не мешать соседу. Быть опрятным одетым надо потому, что в этом сказывается уважение к другим – к гостям, к хозяевам или просто прохожим: на вас не должно быть противно смотреть. (….)

Старайтесь не только сами развлекать других, но и позволяйте другим что-то рассказать…  

  1. Обобщение

Представитель группы зачитывает цитату и называет слова и словосочетания, характеризующие воспитанного человека. Остальные дополняют

(заполняется схема на слайде)

  1. Обсуждение ситуации.

(работа со слайдом 8)                                                          

Рассмотрите картинку. Что можете рассказать по ней. Можно ли сказать, что они воспитанные люди. Что указывает на это? (после обсуждения на экране появляется необходимая запись)

Воспитанный человек хочет и умеет считаться с другими, собственная вежливость ему не только привычна и легка, но и приятна, он в равной степени вежлив и со старшим, и с младшим.

(работа со слайдом 9)

- Прокомментируйте рисунки. Сделайте вывод (после обсуждения зачитывается мысль академика)

Внутренняя культура человека угадывается во многих её проявлениях. И по тому, как человек держится в обществе, как он разговаривает, как оценивает те или иные явления в жизни, как следит за собой и за своим жильём – по всему этому можно определить, культурный это человек или нет.

  1. Рефлексия

       Ученики выполняют практическое задание с карточками за отдельным столом.

Чтение и обсуждение с родителями рассказа М.Зощенко «Бабушкин подарок»

  1. Заключение

 Девочки исполняют частушки:

Тётя Вера попросила                    Коля ссорится с друзьями,

Слазить Юру на чердак                В ход пускает кулаки.

«Извините, тётя Вера,                   У задиры под глазами

Я вам вовсе не батрак»                Не проходят синяки.

                 В поезд входят три юнната               Говорит лентяйке мать

- Ух, народу сколько тут                     - Убери свою кровать

- Занимай места, ребята,                   - Я бы, мама, убрала,

А то бабушки займут                             Только я ещё мала.

- О чём нам девочки спели частушки? (о вежливости, о воспитанности)

-Кто главные герои частушек?

- Чего им не достаёт?

   Хочется пожелать всем нам, чтобы мы не были похожи на таких ребят, они не заслуживают уважения.

      Всем людям хочется, чтобы их друзья, соседи, незнакомые прохожие уважали и относились по-доброму. Секрет в том, что только к вежливому, воспитанному, интеллигентному человеку люди относятся с большим уважением, по-доброму. Только у такого человека есть верные и надёжные друзья, с которыми ему никогда не бывает скучно.

Обращаясь к вам в своём письме «О воспитании», Д.С. Лихачёв просит вас запомнить его советы

(работа со слайдом 10)

Запомни!

  1. В основе хороших манер лежит забота о том, чтобы человек не мешал человеку, чтобы все вместе чувствовали бы себя хорошо.
  2. Воспитывать в себе нужно не столько манеры, сколько то, что выражается в манерах, бережное отношение к миру: к обществу, к природе, к животным и птицам, к растениям, к красоте местности, к прошлому тех мест, где живёшь.
  3. Надо не запоминать сотни правил, а запомнить одно - необходимость уважительного отношения к другим.

И ещё по секрету: получить хорошее воспитание можно не только в своей семье или в школе, но и …. у самого себя.

Дорогие ребята, уважаемые родители, наша встреча в семейной гостиной подошла к концу.  Будьте всегда вежливыми, не забывайте о правилах культуры поведения, и тогда всем окружающим будет приятно  с вами общаться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание на тему «Типы семейного воспитания. Возможные нарушения процесса воспитания в семье»

Актуальными на сегодняшний день являются типы семейного воспитания. Что же это такое?...

Родительское собрание Тема: «Родительская любовь и воспитание»

- Дорогие родители, сегодня мы постараемся выяснить, какую роль играет семья и любовь родителей  в воспитании детей. Часто чтобы вырастить полноценного человека, культурную, социально зрелую...

Родительское собрание. Тема: «Воспитание сознательной дисциплины». Родительское собрание. Разработка на тему "Воспитание сознательной дисциплины"Презентация к родительскому собранию "Воспитание сознательной дисциплины"

Родительское собрагние-разработка. Презентация создана  к собранию "Воспитание сознательной дисциплины" Содержание: название темы родительского собрания; кластер  (графическая организа...

Родительское собрание на тему: «Роль взаимоотношений в семье в духовно-нравственном становлении человека». Родительское собрание на тему "Десять ошибок в воспитании"

На собраниях рассматриваются вопросы:  ненасилия в семейном воспитании; стиль взаимоотношений родителей  с детьми; меры поощрения и наказания; формирования у родителей представлений об истин...