СОВРЕМЕННЫЙ УРОК В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС.
статья на тему

Аксёнова Валентина Яковлевна

В помощь молодому учителю мною подготовлена статья "Современный урок в соответствии с требованиями ФГОС"

Скачать:


Предварительный просмотр:

СОВРЕМЕННЫЙ УРОК В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС.

Уважаемые коллеги!

     Не секрет, что дети, которые приходят к нам сегодня в школу,     резко отличаются от тех детей, которых мы набирали несколько лет назад.

    Современные дети обладают ограниченным диапазоном способов общения, разным уровнем подготовки к школе, слабым здоровьем, но они более информированы и раскованны.

   Причина информированности заключается в непосредственном опыте общения с окружающим миром и бессистемным опытом, полученным из телевизора и интернета.

   Многие ученые, философы, педагоги, методисты утверждают, что самую главную роль в обучении и воспитании играет именно начальная школа. Здесь ребенок учится читать, писать, считать, слушать, слышать, говорить, сопереживать.

   Поэтому именно мы – учителя начальных классов  должны решить важнейшую задачу современной системы образования - это  формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию

   Универсальные учебные действия выступают… как цель, результат и одновременно как средство специально организованной деятельности детей.

   Формирование универсальных действий обеспечивает личности переход от осуществляемой  совместной  учебной деятельности к деятельности самообразования и самовоспитания.

   Научиться учить себя - вот та задача, в решении которой школе сегодня замены нет.

   Ведь ещё Герберт Спенсер утверждал, что «Великая цель образования – это не знания, а действия».
Учащийся сам должен стать "архитектором и строителем" образовательного процесса. Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий.

   ЛИЧНОСТНЫЕ, РЕГУЛЯТИВНЫЕ, ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ И КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД - это обобщенные

действия порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания.

   Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями.

   Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения.

   Познавательные действия включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания.

   Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества.

   Формирование любого умения проходит через этапы:  

         1. Приобретение первичного опыта и мотивация.

         2. Получение теоретических знаний о новом способе    действия.

         3. Тренинг в применении установленного алгоритма,  уточнение связей, самоконтроль и коррекция.

        4. Контроль.

  Всё это достигается путём сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т.е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся.

   Ведь не зря  гласит китайская мудрость: «Расскажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню.  Вовлеки меня, и я научусь»

   Как проходит обычный урок ?

Учитель вызывает ученика, который должен рассказать домашнее задание – параграф, прочитанный по учебнику. Затем ставит оценку, спрашивает следующего. Вторая часть урока – учитель рассказывает следующую тему и задает домашнее задание.

   Теперь же, в соответствии с  новыми стандартами,

нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию

окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия  – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни.

   Современных урок носит личностно-ориентированный индивидуальный характер с использованием современных образовательных технологий.

   Уроки должны строиться по совершенно иной схеме. В соответствии с изменениями упор должен делаться на взаимодействие учащихся и учителя, а также взаимодействие самих учеников. Ученик должен стать живым участником образовательного процесса. На сегодняшний день некоторые дети так и остаются незамеченными в течение урока. Хорошо, если они действительно что-то услышали и поняли во время занятия…

 А если нет?

   Основные типы уроков остались прежними, но в них внесены изменения.

  1. Урок изучения нового имеет цель изучение и первичное закрепление новых знаний.
  2. Урок закрепления знаний направлен на выработку умений по применению знаний.
  3. Урок комплексного применения знаний - на выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе в новых условиях.
  4. Урок обобщения и систематизации знаний – это обобщение единичных знаний в систему.
  5. Урок контроля, оценки и коррекции знаний направлен на определение уровня овладения универсальных учебных действий.

   Уходит в прошлое практика, когда учитель работает фронтально с целым классом. Чаще организуются индивидуальные и групповые формы работы на уроке. Постепенно преодолевается авторитарный стиль общения между учителем и учеником

«Высший пилотаж» в проведении урока и идеальное воплощение новых стандартов на практике – это урок, на котором учитель, лишь направляя детей, дает рекомендации в течение урока. Поэтому дети ощущают, что ведут урок сами.

    Приоритетна развивающая функция обучения, которая должна обеспечить становление личности младшего школьника, раскрытие его индивидуальных возможностей.

   Поэтому формулировки заданий на уроках звучат несколько иначе.Например, на уроке окружающего мира учитель просит назвать прогрессивные силы, участвовавшие в Гражданской войне. А потом говорит, представь, что ты оказался на месте своего предка – участника Гражданской войны на стороне белых или красных. За какие действия своих соратников ты бы испытывал угрызения совести? Свое мнение объясни.

   В связи с этим, на уроках окружающего мира,  предлагается

не столько усвоить конкретные знания, как было раньше, сколько научить работать с «популярными естественно - научными текстами, рисунками, таблицами и простейшими схемами с целью отбора источников, поиска и извлечения информации для создания собственных устных или письменных текстов, ответов на вопросы, аргументации своей точки зрения».

   Какие же действия учителя позволяют сформировать универсальные учебные действия?

   Учитель, создавая проблемную ситуацию, обнаруживая противоречивость или недостаточность знаний, вместе с детьми определяет цель урока,  учит ребенка ставить цели и искать пути их достижения, а также решения возникающих проблем.

   Перед началом решения составляется совместный план действий.

   1. Учитель привлекает детей к открытию новых знаний. Они вместе обсуждают, для чего нужно то или иное знание, как оно пригодится в жизни, организует формы деятельности, в рамках которой дети могли бы усвоить нужные знания и ценностный ряд.

   2. Учитель учит детей тем навыкам, которые им пригодятся в работе с информацией - пересказу, составлению плана, знакомит с разными источниками, используемыми для поиска информации.

   3. Учитель и ребенок общаются с позиции сотрудничества; педагог показывает, как распределять роли и обязанности, работая в коллективе. При этом учитель активно включает каждого в учебный процесс, а также поощряет учебное сотрудничество между учениками, учениками и учителем. В их совместной деятельности у учащихся формируются общечеловеческие ценности.

  4. Учитель обучает детей приемам работы в группах, дети вместе с учителем исследуют, как можно прийти к единому решению в работе в группах, анализируют учебные конфликты и находят совместно пути их решения, уделяет большое внимание самопроверке детей, обучая их тому, как можно найти и исправить ошибку. Педагог не сравнивает детей между собой, а показывает достижения ребенка по сравнению с его вчерашними достижениями.

  5. Учитель учит разным способам выражения своих мыслей, искусству спора, отстаивания собственного мнения, уважения мнения других,  показывает и объясняет, за что была поставлена та или иная отметка, учит детей оценивать работу по критериям и самостоятельно выбирать критерии для оценки. Согласно этим критериям учеников учат оценивать и свою работу.

   6. Учитель и ученики вместе решают возникающие учебные проблемы. Ученикам дается возможность самостоятельно выбирать задания из предложенных.

  7. Учитель учит детей планировать свою работу и свой досуг.

  Много зависит от желания и характера учителя и от уровня его профессиональной подготовки. Если человек сам по себе открыт для нового и не боится перемен, он сможет в более сжатые сроки начать делать первые уверенные шаги в новых условиях.  

          Учить детей сегодня трудно,

И раньше было нелегко.

Читать, считать, писать учили:

«Даёт корова молоко».

Век ХХI – век открытий,

Век инноваций, новизны,

Но от учителя зависит,

Какими дети быть должны.

Желаю Вам, чтоб дети в вашем классе

Светились от улыбок и любви,

Терпенья вам и творческих успехов

В такие непростые наши дни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектирование современного урока в соответствии с требованиями ФГОС ООО

Проектирование  современного урока  в соответствии с требованиями ФГОС ООО...

Статья СОВРЕМЕННЫЙ УРОК В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС НОО И ООО.

В статье указаны основные требования к современному уроку с учетом внедрения ФГОС....

Статья СОВРЕМЕННЫЙ УРОК В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС НОО И ООО.

В статье указаны основные требования к современному уроку  в условиях внедрения ФГОС....

Современный урок в соответствии с требованиями ФГОС.

Основные вопросы: 1.Отличие современного урока от традиционного. 2.  Структура урока по ФГОС.  3. Типология современного урока. ...

Проектирование современного урока в соответствии с требованиями ФГОС НОО

Какие требования к уроку предъявляются сегодня?Меняются цели и содержание образования, требования к результатам, появляются новые технические средства и технологии обучения, а урок, оставаясь основной...

Проектирование современного урока в соответствии с требованиями ФГОС НОО.

Требования нового стандарта не являются чем-то абсолютно новым для практикующих учителей. И всё же у многих педагогов они вызвали тревогу и неуверенность в своих силах.Как спроектировать урок, который...