Конспект открытого урока: "Железная дорога – детям не игрушка"
план-конспект урока (2 класс) на тему

Грызунова Ирина Викторовна

Цель:

Формирование у детей осознанного и ответственного отношения к выполнению правил поведения и безопасности на железной дороге.

 

Программное содержание:

Задачи образовательной области «Познание»:

Формировать знания детей об окружающем мире – железной дороге, вокзале, видах железнодорожного транспорта, правилах поведения на железной дороге;

Рассмотреть в сравнении 2 поезда: пассажирский и грузовой;

Обобщить знания детей о назначении различных вагонов грузового поезда, грузах, ими перевозимых;

·        Задачи образовательной области «Коммуникация»:

Пополнить словарный запас детей словами: цистерна, вагон-платформа, полувагон;

Учить детей строить предложения, выражающие правила поведения на железнодорожном транспорте;

·        Задачи образовательной области «Художественное творчество»:

Развивать творческие способности дошкольников, воображение, умение пропорционально правильно разместить изображение на листе.

·        Задачи образовательной области «Социализация»:

Развивать самостоятельность, активность, умение работать в коллективе;

Способствовать развитию любознательности;

Воспитывать вежливое, культурное поведение на железнодорожном транспорте.

Обогащение словаря: вокзал, платформа, купе, плацкартный вагон, вагоны грузового поезда: крытый вагон, полувагон (открытый вагон, цистерна, вагон-платформа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_zheleznaya_doroga_detyam_ne_igrushka.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Железная дорога – детям не игрушка»

Цель:

Формирование у детей осознанного и ответственного отношения к выполнению правил поведения и безопасности на железной дороге.

Программное содержание:

Задачи образовательной области «Познание»:

Формировать знания детей об окружающем мире – железной дороге, вокзале, видах железнодорожного транспорта, правилах поведения на железной дороге;

Рассмотреть в сравнении 2 поезда: пассажирский и грузовой;

Обобщить знания детей о назначении различных вагонов грузового поезда, грузах, ими перевозимых;

  • Задачи образовательной области «Коммуникация»:

Пополнить словарный запас детей словами: цистерна, вагон-платформа, полувагон;

Учить детей строить предложения, выражающие правила поведения на железнодорожном транспорте;

  • Задачи образовательной области «Художественное творчество»:

Развивать творческие способности дошкольников, воображение, умение пропорционально правильно разместить изображение на листе.

  • Задачи образовательной области «Социализация»:

Развивать самостоятельность, активность, умение работать в коллективе;

Способствовать развитию любознательности;

Воспитывать вежливое, культурное поведение на железнодорожном транспорте.

Обогащение словаря: вокзал, платформа, купе, плацкартный вагон, вагоны грузового поезда: крытый вагон, полувагон (открытый вагон, цистерна, вагон-платформа

Предварительная работа:

рассматривание иллюстраций об истории развития Российских железных дорог; чтение рассказов, стихов (С. Я. Маршак «Багаж», цикл рассказов «Железная дорога» Б. С. Житкова, сказок о железной дороге; отгадывание загадок; беседы с детьми о железнодорожном транспорте, о профессиях железнодорожной магистрали; рисование на тему «Мои родители – железнодорожники»; сюжетно-ролевые игры «Путешествие на поезде», «Переезд», «Машинист», игры из строительного материала на железнодорожную тематику;

Оборудование:

Демонстрационный материал: презентация с иллюстрациями поездов, вагонов, картинки на правила поведения на железнодорожном транспорте;

Дидактическая игра «Собери поезд»; детская железная дорога, «билеты» на поезд с цифрами, мультимедийная презентация «Правила безопасности на вокзале и в вагоне», материал для рисования (кисти, бумага, краски, карандаши, восковые мелки, фломастеры, книги о железной дороге.

Ход занятия:

Слайд № 1 (имитация звука вокзала)

У: Садитесь, ребята.

Начинаем наше очередное занятие по КЖД

Тема нашего занятия: «Железная дорога – детям не игрушка»

   У: Послушайте загадку:

Здесь грохочут поезда,

Шумно здесь почти всегда.

Если едем на край света,

Покупаем здесь билеты.

Семафоры здесь повсюду,

На перронах люди, люди.

Рельсы в 2 и 3 ряда,

Где же с вами мы, друзья?

 (ответы детей)

У: Правильно, на вокзале, и сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие на железнодорожном транспорте.

У: До прибытия  поезда у нас есть время. Обратите внимание вот на этот плакат.

Соблюдают ли люди здесь правила безопасности?

(ответы детей)

У: Найдите нарушения, покажите и сформулируйте правила поведения в различных ситуациях.

(Дети находят несоответствия и формулируют правила безопасности на перроне)

  • Не прыгай с пассажирской платформы на железнодорожные пути!
  • Каждый ребенок должен знать: у края платформы и на железнодорожных путях нельзя играть!
  • Не ходи по железнодорожным путям!
  • Находясь рядом с железнодорожными путями, при приближении поезда отойди на безопасное расстояние!
  • Не бегай по пассажирской платформе рядом с прибывающим или отправляющимся поездом! Не устраивай различные подвижные игры!
  • Не переходи железнодорожные пути на красный свет светофора.
  • Не используй наушники и мобильные телефоны при переходе через железнодорожные пути.
  • Невнимательность на кривом участке пути приводит к несчастным случаям.
  • Не сиди на краю платформы!
  • Не подлезай под подвижным составом!
  • Не заходи за линию безопасности у края пассажирской платформы.

Д: А я знаю еще одно правило:

  • На перроне теснотища

Дочка маму, папу ищет:

Она за маму не держалась,

Потому и потерялась

Чтоб на перроне не потеряться,

За руку взрослых надо держаться

У: Молодец

Слайд № 2

У. А сейчас мы слышим голос диспетчера, приглашающего нас на посадку.  Чтобы у каждого из нас осталось от поездки хорошее впечатление, чтобы ни с кем не случилось беды, необходимо соблюдать правила безопасного поведения, ведь ж. д. – не игрушка.

Мы отправляемся в наш  вагон и рассаживаемся согласно заранее приобретенным билетам.


(Дети “рассаживаются” в поезд на места с номерами, соответствующим цифрам билета).

У: Перед отправлением поезда есть желающие что – то сказать?

– Вот она, сторона отправленья,

До свидания, домашний уют,

Вот она, сторона удивления,

За которой -  открытья встают.

У: Все заняли свои места, есть возможность оглянуться вокруг.

Слайд № 3 (купе)

У: Посмотрите, как обустроены места для пассажиров.  Вот купе.

У: Кто представит нам купе?

- Есть в купе окно и стол

Полки – их четыре.

Две внизу и две вверху

Все не как в квартире

Слайд № 4(плацкарт)

У: А так выглядит плацкартный вагон.

Чем он отличается от купе?

Послушайте загадку

Мимо рощи, мимо яра,

Мчит без дыма, мчит без пара

Паровозова сестричка.

Кто такая? (электричка)

- Посмотрите, как выглядит вагон электропоезда

Слайд № 5 (электричка)

А так выглядит общий вагон пассажирского поезда

Слайд № 6

У: Чтобы в пути всем пассажирам комфортно было, необходимо тоже соблюдать правила.

Правила эти железнодорожные -

Строгие очень, но вовсе не сложные,

Ты их запомни, слушай внимательно,

В жизни помогут они обязательно.

- Назовем правила поведения в ж. д. транспорте

Слайд №7

Не имей при себе предметы, которые могут травмировать граждан!

Слайд №8

Нельзя также бегать, кричать, приставать к другим пассажирам в вагоне.

Слайд №9.

Есть в вагоне нужно аккуратно, не сорить, после еды собрать весь мусор.

Слайд №10.

Нельзя ничего выбрасывать в окно. Бросать мусор нужно в мусорные ящики.

Слайд №11.

– Не высовывайтесь из окна на ходу поезда!

У: На это правило есть стихотворение, кто знает?

– Жарко в вагоне, проветрюсь немножко, –

Высунул голову Лешка в окошко.

– Что же ты делаешь! Вот озорник!

Сядь-ка на место, – сказал проводник, –

Впредь так не делай, прошу, никогда,

Чтобы с тобой не случилась беда.

У:

Правила запомнил –

В тайне не держи:

Всем друзьям, знакомым

Ты их – расскажи!

У: Ребята, а что можно делать в поезде? (сидеть, лежать, спать, кушать, смотреть в окно, играть) .

У: Конечно, дорога длинная, можно и поиграть.

 Я читаю стихотворение, а вы выполняете действия, о которых говорится.

Слайд №12.

4. Физкультминутка. «Поезд»

Мы в вагончиках сидим (Повороты головы вправо, влево)

Мы сидим, мы сидим

И в окошко мы глядим

Весело глядим

Едет, едет паровоз (согнуть руки в локтях, сжать пальцы в кулак, круговые движения рук вперед-назад)

Чух-чух-чух, чух-чух-чух

Ребятишек он повез

Чух-чух-чух, чух-чух-чух

А колесики стучат – (Ударить ладонями по коленям)

Так-так-так, так-так-так,

Будто с нами говорят

Так-так-так, так-так-так.

Громко подаем гудок: (согнуть руки в локте, сжать в кулак, поднять и опустить руку)

Ту-ту-ту, ту-ту-ту,

Подъезжает паровоз

Ту-ту-ту, ту-ту-ту.

У: Ребята, мы сейчас с вами пассажиры, и поезд, в котором мы едем, называется ?

Д: (пассажирский)

У: Но железная дорога перевозит не только пассажиров, но и грузы.

 Как называются такие поезда?

Д: (грузовые)

У: Есть еще пожарные, ремонтные поезда.

У: Перед вами пазлы. Ваша задача собрать их и определить, какой поезд у вас получился.

Беседа о разных поездах с показом слайдов. (После того, как дети собрали пазлы)

Слайд №13. Пассажирский

Слайд №14. Грузовой

Слайд №15. Пожарный ( Пожарный - помогает при пожаре)

Д: (пассажирский - везет людей; грузовой - который перевозит разнообразные грузы, поэтому и вагоны у него различные; пожарный - помогает при пожаре; ремонтный – используется при ремонте или прокладке новых путей).

У: Дома вы записали по одному правилу безопасного поведения. Назовем свое правило, соберем состав  и отправим его вашим школьным товарищам.

(Дети называют свое правило и последний за столом приклеивает  свой вагончик от группы)

У: Дадим нашему поезду зеленый свет.

У: На основе правил безопасного поведения режиссер – мультипликатор создал увлекательный мультфильм, давайте его посмотрим.

Слайд №16.

У: Ребята, сегодня мы с вами расширили свои знания о ж. д. Вспомнили правила поведения вблизи ж. д. ,на перроне, в вагоне поезда.

 У: Надеюсь, что эти правила будете соблюдать и передавать их своим друзьям.

Слайд №17.

У: Урок окончен. Всем спасибо

Слайд №18.

https://www.youtube.com/watch?v=Shq-l0cCxYQ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого тематического мероприятия для детей разновозрастной группы «Тайна имени моего»

Конспект   открытого тематического мероприятиядля детей разновозрастной  группы«Тайна имени моего»   Программное содержание: ·...

Конспект открытого урока во 2 классе "Повторение и закрепление материала по теме: "Игрушки""

Конспект данного открытого урока содержит различные игровые приемы, используемые на уроках английского языка во 2м классе....

Конспект открытого урока английского языка во 2 классе по теме: "Игрушки".

Конспект открытого  урока английского языка во 2 классе по теме: «Игрушки».   Подготовилаучитель английского языкаШевлягина Юлия Борисовна 2012-2...

Конспект открытого занятия в детском объединении «Умелые ручки» по теме: Выполнение игрушки Гномик в технике оригами.

Изучение техники "оригами", практическое выполнение игрушки "Гномик" для детей младшего школьного возраста с применением игровых технологий....

Викторина "Железная дорога - детям не игрушка"

Викторина направлена на закрепление знаний учащихся о железнодорожном транспорте, как об одном из средств передвижения, расширение представления о профессиях железнодорожников, правилах...

Конспект открытого занятия-викторины "Дорога в космос"

Занятие подготовлено группой студентов МПГУ Дефектологического факультета кафедры инклюзивного образования Институт детства под руководством Шуваловой Л.Н....

Конспект открытого урока по окружающему миру (ПДД) на тему «Дорога от школы до дома, правила безопасного поведения на дорогах. Забота о здоровье и безопасности окружающих людей».

Цели и задачи:проверить и закрепить знания правил дорожного движения на улицах и дорогах;учить понимать сигналы светофора, жесты регулировщика, дорожные знаки;воспитывать навыки выполнения основных пр...