Развивающие игры,игровые ситуации, задания и упражнения
учебно-методический материал на тему

Романова Марина Олеговна

Формированию учебной мотивации способствует использование игровых смтуаций и других элементов занимательности. Одним из наиболее действенных приемов формирования мотивации к обучению является дидактическая игра. Представленные игры могут быть использованы учителями начальных классов для повышения работоспособности младших школьников, развития интереса к учебной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развивающие игры, задания, упражнения

Игра «Грамматический торт»

Учитель предлагает детям испечь торт с необычным названием «Грамматический», состоящий из трех больших и разных по весу, а главное вкусу частей.

Ингредиенты:

  • 3 стакана с вопросами

(первый стакан - вопросы кто?, что?

Второй – какой?, какая?, какие? …

Третий – что делает?, что сделал? …)

  • 3 щепотки «числа»
  • 3 чайные ложки «рода»
  • ½ столовой ложки «лица»
  • 100 гр. «времени»
  • 150 гр. «падежей».

Способ приготовления:

Все перечисленные ингредиенты просеять через «сито ваших знаний» и осторожно разделить на три части так, чтобы каждая в итоге имела свой особый запах и вкус. Вымесить тесто для каждого кусочка и выпекать 3-5 минут каждый при температуре поочередно жарких споров и рассуждений.

С помощью грамматической стружки (вопросов друг другу) склеить все 3 куска между собой и украсить каждую часть словом.

Торт разделить на 20 порций (по количеству учеников в классе)

Приятного аппетита!

Данную игру можно использовать и на других уроках, изменяя название торта, количество его частей, ингредиенты и форму организации (от коллективной до групповой).

Игра «Хоккей». 

Она пользуется особой симпатией первоклассников.

Сначала в заданном учителем слове дети находят путем протягивания первый звук. Например, нашли путем протягивания первый звук в слове ШАЙБА [шшшшайба]. Несколько человек по очереди называют (произносят) этот звук. Затем класс приступает к игре. Дети ставят на парты согнутые в локтях руки. Это хоккейные ворота.

– Проверим, кто из вас лучший вратарь. Я буду говорить слова. Все они начинаются звуком [ш]. Эти слова должны пропустить через ворота. Но я, конечно, постараюсь забросить «шайбу». Шайба у нас – слово, которое начинается на другой звук, но не на [ш]. Как только я попробую забросить шайбу, захлопывайте ворота. Начали: ШАР! ШУРИК! ШИРМА! МОЛОДЦЫ! Что же вы не захлопываете ворота? С какого звука начинается слово МОЛОДЦЫ? Верно, это слово начинается на звук [М]. Значит, это шайба. Продолжаем:

ШИНА! МАШИНА! МОЛОДЦЫ! ШЕСТЬ! ВЕСТЬ!

Игра продолжается с другими звуками в начале слова. Особенно внимательными должны быть учитель и школьники, когда «шайбой» назначается согласный звук, имеющий пару по твердости-мягкости. Это условие относится ко всем играм со звуками. Например,

Игра «Внимательные покупатели».

Учитель раскладывает на столе различные предметы. Среди них те, названия которых начинаются на один и тот же звук.

Задание:

– Вы пришли в магазин. Ваши родители заплатили за игрушки, название которых начинается на звук [м]. Эти игрушки вы можете взять. Но не ошибитесь: не берите игрушку, за которую не платили!

Сложность задания в том, чтобы вместо игрушки, название которой начинается на звук [м] (матрешка, мышка, машина и т.д.), не взять игрушку, название которой начинается на звук [м’] (мяч, мишка и т.п.).        

При обучении на фонемной основе постоянно возникают условия для постановки проблемных вопросов и заданий, например:

  • Придумайте слово, в котором три звука, четыре буквы, один слог (конь, пень, день ...).
  •  Придумайте слово, в котором один слог, две согласных и два гласных звука (задание «ловушка»), а так же
  • Я задумала слово, в котором три звука. Первый звук обозначен буквой Т, второй гласный, третий – согласный, мягкий, звонкий. Постройте звуковую схему моего слова (недостаточно информации о первом согласном звуке).

Игры-поиск, игры-наблюдения:

1. «Гласные-близнецы».

Предлагаю учащимся две или три одинаковые гласные. Дети находят и записывают слова:

БАрАбАн, сАхАр, зАвтрАк, ОкОлО, мОлОкО, вЕчЕр, бЕрЕг. Дома дети продолжают эту игру-поиск, игру-наблюдение. Находят слова, не входящие в словарь и содержащие одинаковые гласные.

На следующих уроках учащиеся обмениваются новыми интересными словами, запоминают их правописание: кАрАвАн, вОдОпрОвОд, фИнИкИ, бУрУндУк и т.д.

С большим интересом дети ищут слова, в которых встречаются три, четыре или даже пять непроверяемых гласных. Так легче воспринимаются трудные для написания существительные: тОвАрИщ, прАвИтЕльствО.

2. «Зашифрованное слово».

На доске записываю слова: автор, товарищ, мотор, бильярд.

Задание: из каждого слова взять только первые слоги и записать полученное (ав-то-мо-биль).

Эту игру иногда усложняю. Дети самостоятельно должны увидеть и почувствовать «спрятанное» слово, это зависит от уровня подготовки учащихся. Вот несколько примеров:

пластилин, картина, павлин (плас–ти–лин);

сапоги, парашют, фантазия (са–ра–фан);

пастух, плотина, лагерь (пас–ти–ла).

Игра «Лото».

Для проведения игры нужно приготовить несколько предметных картинок. Набор картинок должен состоять из двух пересекающихся множеств, одно из которых подобрано по лингвистическому признаку (все слова начинаются на один и тот же звук), а второе – по предметно-ситуативному единству. Например:

Санки

самолет

сапоги

Стол

стул

сыр

Тарелка

хлеб  

яблоко

ложка

Вывешиваю все картинки на доску, прошу детей назвать все, что здесь нарисовано, и формулирую задание: «Сейчас я проверю ваше внимание. Я выберу отсюда (указываю на картинку) все слова на звук [с]. А вы будете внимательно оценивать каждое мое действие. Если я называю слово правильно, вы ставите мне «плюс», если неправильно – «минус». (Оценки дети ставят на листочках бумаги).

Следите внимательно. Я беру слово СТОЛ (вынимаю из ряда картинок рисунок стола, прикрепляю его отдельно). Поставьте мне «+» или «–». Теперь я к столу приставлю стул (рисунок стула прикрепляю рядом с рисунком стола).

Поставьте мне «+» или «–». На стол ставлю ТАРЕЛКУ (кладу над рисунком стола рисунок тарелки), поставьте мне «+» или «–», и не забуду, конечно, хлеб и сыр (добавляю еще две картинки). Вы поставили мне «оценки» еще за два слова? А теперь внимательно посмотрите на оставшиеся картинки. Я ничего не пропустила? Если я что-то пропустила, нарисуйте картинки для этих слов на своих листочках.

Как правило получается три варианта ответов.

1) Ребенок поставил три «+» и два «–» (для слов ТАРЕЛКА и ХЛЕБ) и нарисовал санки, самолет, сапоги. Такой ответ означает, что на данном этапе обучения ребенок не испытывает трудностей в освоении основного лингвистического понятия «звуковая форма слова», может отличить слово от предмета, обозначаемого данным словом.

2) Ребенок, нарисовав яблоко и ложку, и поставил пять «+». Ясно, что для этого ученика слово все еще прозрачно для значения, и его взгляд на языковые явления качественно отличается от учительского.

3) Ребенок поставил пять «+», а нарисовал санки, самолет и сапоги. Этот ребенок, скорее всего, освоил понятие «форма слова», но испытывает затруднения в отличии предмета от слова.

Задача про слог.

Слова КОТ и МЯУ давно дружили между собой. Однажды друзья принялись считать свои звуки.

[ К,О,Т] – три звука! – сообщило первое слово.

[М’ , А, У] – тоже три. Одинаково! – радостно воскликнуло второе.

- Давайте посчитаем слоги! – предложило слово КОТ.

- Давайте, – согласилось МЯУ. Оно было уверено, что и слоги у них одинаковые.

- Приятели посчитали свои слоги и загрустили.

- Почему?

Сказка про ослика и кенгурёнка.

- Как звали старого серого ослика – друга Вини Пуха? (Иа)

- А как звали крошку – кенгурёнка, сына мамы Кенги? (Ру)

- Сколько звуков в каждом из слов?

- Чему мог обрадоваться печальный ослик?

- Почему?

«Отзовись!»

Ребенок отсылает сигнал другому и , как в азбуке «Морзе», кодирует (дает характеристики) первому звуку имени и фамилии задуманного ребенка. В лучшем случае хлопает в ладоши тот, кому был адресован сигнал. В случае затруднения, неплохо, если это сделает другой ученик класса.

Лингвистические задачи.

- Придумайте слово, в котором три звука, четыре буквы, один слог ( конь, пень, день…)

- Придумайте слово, в котором один слог, две согласных и два гласных звука (задание «ловушка»), а так же я задумала слово, в котором три звука. Первый звук обозначен буквой Т, второй гласный, третий – согласный, мягкий, звонкий. Постройте звуковую схему моего слова (недостаточно информации о первом согласном звуке – «ловушка»).

- В слове всего один звук. Какой он: гласный или согласный?

- В слове два звука. Какие это звуки?

- В слове два звука. Сколько в слове слогов?

Игра «И, ИЛИ» (на разъяснение логических связок)

  1. Посмотрите: что нарисовано на плакате (с одной стороны было нарисовано большое красное яблоко, а с другой маленькое красное яблоко).

  - Какое это яблоко? (Красное)

  - А еще какое? (Большое)

     Значит, яблоко красное и большое?

  - А это какое яблоко? Показываю маленькое (Маленькое и красное)

  - Молодцы! Вы правильно ответили.

    Показываю другие рисунки. На них изображены различные фигуры:  

    треугольники, квадраты, круги разных цветов.

  - Покажите круг большой и красный.

  - Зеленый и маленький. Желтый и большой.

   Дети никак не могут найти такой круг, так как на рисунке есть только желтый

    и маленький.

  - Как же быть? Может сказать по-другому?

    Послушайте внимательно! Покажите большой или маленький круг.

  - Кто  заметил, что изменилось в вопросе? (Вы сказали «ИЛИ»)

  - А теперь попробуйте сказать, что нужно вставить  - И или ИЛИ:

Яблоко красное … большое.

Сосна зеленая … высокая.

У меня в руках яблоко. Оно горькое … сладкое?

В этой книжке чай … кофе?

А в этой кружке чай холодный … горячий?

  2) Нарисуйте дом, чтобы он был высокий и низкий (Такой дом нарисовать

    нельзя.)

  - Как же, правильно сказать? (Дом высокий или низкий)

Нарисуйте круг, чтобы он был красный и зеленый. (Можно нарисовать круг красный или зеленый)

- Ребята, правильно ли я скажу: Я живу в высоком и низком доме? (Неправильно, дом не может быть сразу высоким и низким)

-Как же нужно сказать правильно?

В споре дети решают, что учитель сам должен сказать, в каком доме она живет: в высоком или низком.

В числе предлагаемых высказываний использую и такие:

Маше может быть шесть … семь.

Карандаш может быть красный … синий … зеленый.

Это животное может насекомым … млекопитающим.

и т. д.

Так постепенно дети начинают осознавать смысл таких связок.

Игра «верно, неверно»

Цель этой игры – разъяснить слова каждый, все, некоторые, а также частицу не.

Учитель предлагает детям высказывания. Если высказывание верно, они показывают зеленый кружок, если неверно – красный.

Например:

- Каждый ребенок – мальчик.

- Все полоски одинаковой длины (полоски разной длины и разного цвета).

- Все полоски одинаковые по ширине.

- Некоторые полоски одинаковые по ширине и по длине.

«Башенка» (игра на умозаключение)

В процессе  таких игровых ситуаций дети смелее учатся рассуждать и обосновывать свои действия.

На столе пирамидка.

- Как составлена данная конструкция?

- В каком порядке расположены звенья?

- Что можно сказать о величине каждого последующего звена?

Пирамидка убирается.

Предлагаю решить следующее задание:

«Ребенок собрал пирамидку из трех колечек, расположив их, начиная с самого большого колечка и кончая маленьким. В каком порядке ребенок надел колечки, если зеленое колечко больше синего, а синее колечко больше красного?»

«Мальчик составил пирамидку из трех колечек. В каком порядке он расположил колечки, если желтое больше зеленого, а красное меньше зеленого?»

(Для выяснения правильного ответа, выслушав мнение детей, показываю аппликацию соответствующей пирамиды).

«Задание для товарища»

Игра используется после того, как новый материал уже неоднократно отрабатывался на уроке.

Дома дети готовят задания для соседа, чтобы его «подготовить» к проверочной или контрольной работе (накануне обговаривается количество и объем заданий).

В начале урока соседи по парте обмениваются заданиями, выполняют их и оценивают результаты знаками

«+» - выполнено(верно)

«-» - не согласен        

«?» - не уверен в правильности ответов и не смог (автор заданий)  

         убедительно отстоять свою точку зрения.

Игра «Путаница»

Дети распределяют  между собой роли: 

одни – «ученики»

другие – «учителя»

«Учителя» задают «глупые» вопросы, а ученики – дают ответы «невпопад».

Игра «Возьми интервью»

Цель: формирование умений задавать вопросы, выслушивать ответы, в доброжелательной форме вносить коррективы в ответы товарищей, воспитание у детей эмоциональной отзывчивости.

Дети надевают маски животных. «Корреспондент» «Лесной газеты» берет интервью у «животных», как они подготовились и проводят зиму.

Игра «Машина времени».

Цель: развитие критического творческого мышления, речи.

В изучаемые произведения разных жанров вводятся новые «необычные» персонажи. Герои народных сказок пересекаются с героями современных. (Гарри Поттером и т. д.).

Игра «Мне очень нужно!»

Учитель раздает предметы некоторым учащимся.

Цель других: попытаться убедить, доказать насколько нужны им эти предметы.

Результат: данные предметы в руках других учеников.

Задание «Закончи фразу...» (на этапе рефлексии)

Учитель предлагает каждому ученику продолжить фразу:

«Я считаю, что работал  на уроке хорошо, потому что …»

Дети стараются обосновать свою позицию на уроке и отметить то, что могли не заметить другие.

Задание «Похвали каждого!» (на этапе рефлексии)

Задание: найти то, за что можно похвалить каждого на уроке даже, если кажется не за что. Попытаться объяснить причину его участия, поведения на уроке.

Игровой прием: «Кто главный герой» (в качестве разминки на каждом уроке)

Учитель раздает учащимся карточки с именами героев и названиями произведений (например, дед-баба А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»)

Задание каждому в паре: отстоять свою точку зрения, постараться найти аргументы (можно опираться на текст произведения) в пользу того героя, который достался (имя которого написано на карточке).

Игровой прием: «Загляни в окно».

Учитель в процессе изучения произведения предлагает детям заглянуть в «воображаемое окно» дома, в котором живет тот или иной герой (например, к рыбаку, который поймал Золотую рыбку) и дать описание увиденного.

- По ходу описания все остальные дети могут задавать вопросы:

- Кто эти люди? Сколько им лет?

- Кем они приходятся герою? Чем занимаются?

- Какого цвета мебель и т. д.

Учитель: А я вижу: «…» (слово детям незнакомое)

- Что это? На что похоже? Для чего оно в комнате?

Можно дать маленькие подсказки (на нем можно сидеть …)

Игровой прием: «Ни за что не соглашусь»

(можно использовать на минутках чистописания и других этапах урока)

Задание в парах:

Прописать друг другу буквы, которые не получаются у соседа по парте.

Оценить работу друг друга.

Обсуждая оценку, каждому ученику стараться свою работу похвалить или раскритиковать. Начать спор фразой «Ни за что с тобой не соглашусь…»

Игра «Подбери пару…»

Задание: из вариантов ответов подбери пару к третьему символу (слову) так, чтобы во второй паре сохранилось то же отношение между символами (словами).

1) 7 - 14     9 -…                                                         9  21  10  18  42

2) 67 - 76    85 -…                                                     58  83  45  64  56

3) б - ф     в -…         к  з  п  ж  ж

2) птица – самолет                                                 кит, вертолет, машина,

   рыба - …                                                              чайка, корабль.

   

3)дядя Степа – Гулливер,                              мышка, гном, лилипут,

   Дюймовочка - …                                         мальчик-с-пальчик,      

                                                               Иванушка.

4) дерево – ветка,                                           буква, листья, слово,                 

    книга - …                                                   страница, древесина.

Игра «Фантастический мир»

        Эта игра используется при наблюдении за объектом или явлением для угадывания, о каком объекте идет речь.

        Дети задают ведущему вопросы такого типа:

  • На что это похоже?
  • Что фантастическое может возникнуть, если …?

Игра «Неизвестное в известном»

После изучения произведения учитель задает вопросы:

  • Что мы знаем о главном герое? (Например, Золушке)
  •  Что не знаем? (- Сколько ей лет? Была ли наказана мачеха … и т. д.)
  • Что случилось бы, если Золушка в сказке поменялась «местами» с мачехой и ее дочерьми.
  • Что было бы, если убрать одно действующее лицо («доброго» героя или «злого»)?

        Этот прием позволяет развивать творческое мышление ребенка, приучает оригинально, но в то же время адекватно реагировать на новый неожиданный элемент, перестраивая систему смысловых связей.

Игра «Узнай, что это?»

        Класс разделен на две группы. Каждая группа готовит для другой рассказ – загадку о каком-либо предмете, а другая группа по основным признакам из рассказа должна угадать и назвать его.

Игра «Как перелить?!»

        Учитель предлагает ученикам две пустые банки 5 литров и 3 литра и ведро воды.

Задание:  Отмерить с помощью данных емкостей 6 литров воды.

 1 переливание                      0л.   3л.

 2 переливание                      3л.   0л.

 3 переливание                             3л.

Сюжетно – ролевые игры.

«Я учитель»,

«Мы – художники», «Мы – строители» и т. д.

        Предварительно учитель готовит интерьер и расширяет словарь детей.

Вначале учитель подсказывает детям выбор действий, нужных для учебных целей, создает воображаемую ситуацию.

( «Предположим, что тебе нужно это объяснить детям …», «Как бы ты построил урок …» и т. д.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развивающие задания и упражнения по русскому языку 1-2классы

Материал может быть использован для отработки учебных навыков по темам, предварительного и итогового контроля в 1-2 классах....

Советы родителям при выполнении детьми заданий и упражнений

Важно не количество времени, проведённое с ребёнком, а качество общения!!!...

Доклад на тему" Развивающие игры и творческие задания на уроках окружающего мира, их роль в формировании познавательных интересов младших школьников"

В докладе я описала как развивающие игры и творческие задания на уроках окружающего мира формируют познавательные интересы младших школьников. Привела примеры игр, которые я использую на уроке....

Развивающие игры и творческие задания на уроках окружающего мира

Развивающие игры и творческие задания на уроках окружающего мира. Начальная школа....

Игры, задания и упражнения, развивающие внимание младших школьников

Предлагаю ознакомиться с игровыми упражнениями и заданиями, которые способствуют развитию внимания затем, чтобы применять их, помогая своим детям....

Комплекс коррекционно-развивающих заданий и упражнений, направленных на формирование каллиграфического письма у младших школьников с ОВЗ.

Основными причинами каллиграфических ошибок у детей с ОВЗ, являются:  напряжение мышц плечевого пояса, недостаточность развития познавательных процессов, в частности восприятия  (слухового и...