Учебные ситуации на развитие мотивации обучающихся к процессу познания
учебно-методический материал на тему

Романова Марина Олеговна

Примеры учебных ситуаций могут быть использованы учителями начальных классов для проведения уроков с целью развития основных ключевых компетентностей младших школьников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учебные ситуации на развитие мотивации обучающихся

к процессу познания

Мотив – «энергетическая батарейка»        личности, которая превращает потребность в учебную деятельность, поэтому тщательно продумываю начало каждого урока и его завершение, так как важно заинтересовать и мотивировать учащихся к процессу познания, обеспечивая успех каждого ученика в обучении.

На практике зачастую урок начинается так: «Здравствуйте. Садитесь. Тема нашего урока...» И так продолжается из урока в урок, из класса в класс все 11 лет.

После таких слов у детей, по-моему мнению, не возникает положительный настрой, мотивация, приглашение к действию, а главное – желание что-то узнать, думать и мыслить.

Приведу несколько примеров того, как можно начать урок и закончить его.

Урок письма

3 класс

Тема: Кто, зачем, о чем и как пишут письма.

I. Мотивационно-ориентировочный этап.

1. Вхождение в контакт. Создание ситуации успеха.

  В начале урока проводятся упражнения – энергизатор.

  «Лицом к лицу»

Все встают в двойной круг: внутренний  - спиной друг к другу, внешний – лицом к внутреннему. Так образуются пары. Работать начинает внешний круг. Необходимо глядя в глаза друг другу, повторять слова и выполнять движения относительно стоящего напротив.

- Здравствуй, друг! (жмут руку)

- Где ты был? (касаются плеча)

- Я скучал! (качают головой)

- Ты пришел?! (разводят руки в стороны)

- Хорошо! (обнимаются)

II. Операционально-исполнительский этап.

2. Создание учебной ситуации.

- Сколько хороших слов вы можете сказать друг другу при встрече.

А как еще, с помощью чего, можно в наше время пообщаться с другом, родственниками, с кем-либо, находясь не рядом, а проживая в разных городах и странах? (с помощью телефона, мобильного, Интернета).

Может ли нам в этом помочь этот простой лист бумаги?

- Правильно, можно написать письмо. Так бы не задумываясь, ответили дети ХХ века. Сейчас телефон, телефакс, Интернет вытеснили письма деловые и личные. Но не следует забывать об этом древнем способе общения людей.

Давайте немного попутешествуем и заглянем в глубь веков.

Урок

окружающего мира

3 класс.

Тема урока: Древесина. От свойств к применению.

I. Мотивационно-ориентировочный этап.

Энергизатор.

- Ребята, мы в скором времени должны отправиться в экспедицию и исследовать одну очень интересную тему. К экспедиции нужно серьёзно подготовиться. Начнём со сбора рюкзака. Положим туда всё самое необходимое. Я, например, беру в дорогу мыло. А ты?... Ты должен вспомнить и назвать, что взяла я и положить туда свою вещь. Итак,

                       Я беру с собой в дорогу мыло, полотенце.

                       Я беру с собой в дорогу мыло, полотенце, бутерброд…    и т.д.

- Каким тяжёлым становится рюкзак.

- А что надо знать, чтобы ничего не забыть и идти налегке?

(Предполагаемые ответы: Зачем? С какой целью отправляемся в исследование? Что будем изучать?)

- Вот в этом нам и предстоит разобраться.

Нам предстоит трудная, но интересная работа. Я готова начать и поэтому показываю вам этот знак – открытые ладони.

- Пожалуйста, кто хочет начать работу, ответьте мне этим же знаком. Спасибо.

II. Операционально-исполнительский этап.

III. Рефлексивно-оценочный этап.

- Успех урока я бы хотела определить сейчас с помощью вот этих листочков, которыми предлагаю украсить это дерево (объект исследования).

Листок зелёного цвета скажет нам о том, что урок понравился, ты узнал много нового.

Листок жёлтого цвета – урок понравился, но много знакомого.

Листок розового цвета – урок  неинтересный, ничего нового не узнал.

/Таким образом, дерево нарисованное на доске  в начале урока «оживает»/

- А теперь, оцените свою работу на уроке.

Зелёный цвет выбирает тот, кто считает, что делал всёвозможное, активно обсуждал проблемы.

Жёлтый цвет выбирает тот, кто потрудился не в полную меру своих сил.

Розовый цвет выбирает тот, кто не доволен собой.

- И я рада, что многим из вас урок оказался полезным и интересным, и поэтому тоже прикрепляю на дерево листочек зелёного цвета.

Урок

окружающего мира

4 класс

Тема: Климат и природные зоны.

  1. Создание ситуации успеха.
  • С чего начнем урок окружающего мира? (С проверки домашнего задания)
  • Что было задано на дом? (Подготовить сообщение об одном из животных литорали (зоны на берегу океанов и морей, покрытой соленой водой во время прилива))
  • Покажите своим выражением лица, довольны ли вы своей работой дома? Если «да» - улыбнитесь.
  • Как будем работать: прослушаем все сообщения, а потом приступим к изучению новой темы. (Да)
  • Сколько вам в таком случае потребуется времени для проверки домашнего задания? (Это замет почти весь урок)        
  • Как организовать работу на уроке, чтобы за короткий срок все ученики смогли услышать только самую интересную и полезную информацию? (Поработать в группах)
  • Давайте уточним, что будет делать каждая группа? Какие задачи будет решать на данном этапе!  (В ходе обсуждения дети составляют план работы каждой группы:
  1. Распределить роли между учениками (кто будет организатором, кто будет записывать, кто следить за временем и т. д.)
  2. Прослушать и проанализировать все сообщения в группе. Выбрать 1-2 выступающих).

- Сколько вам потребуется времени?

- Как и по каким критериям будете оценивать работу группы? (Дети предлагают  использовать знаки)

 - Молодцы, быстро и правильно справились с заданием, в работе участвовали все  ученики, входящие в группу.

 - Хорошо, неплохо справились с заданием, в работу вовлечены почти все ученики группы.

 

- Плохо, медленно справились или вовсе не выполнили задание, в группе работали 1-2  ученика.

Урок обучения грамоте

1 класс

Тема: Звуковой анализ слов

  1. Мотивационно-ориентировочный этап.

     - Любите ли вы ходить по магазинам? Названия как магазинов

       вы знаете?

     - А давайте сейчас отправимся в магазин. Чтобы узнать, в какой

       магазин отправимся мы, я предлагаю вам отгадать загадки:

1.            Закружится на острой ножке,
             Жужжит, как будто бы жучок.
             Захочет - вскачь пройдет немножко,
             Захочет — ляжет на бочок.

                                             (юла)

2.            Сам пустой, голос густой,
             Дробь отбивает, шагать помогает.

                                         (барабан)

3.           Стукнешь о стенку - а я отскочу,
             Бросишь на землю - а я подскочу.
             Я из ладоней в ладони лечу,
             Смирно лежать я никак не хочу.

                                              (мяч)

- Как одним словом сказать юла, барабан, мяч - это что? (игрушки)

- Итак, мы с вами отправляемся в магазин «Игрушки». Чтобы магазин

  открылся, нужно   постараться   красиво   и   без   ошибок   списать с доски  

  слово МАГАЗИН.

- Записывая слово, обращайте внимание на соединение и начертание букв.

- Оцените работу друг друга (работа в парах).

- Кого можно похвалить?

- Сколько в слове МАГАЗИН звуков? Назовите их.

- Чего больше в этом слове гласных звуков или согласных?

- В каком из слов МАГАЗИН  и ИГРУШКИ больше согласных (гласных)? Докажите.

- В связи с нашими рассуждениями, скажите, чему вы будете

  учиться сегодня на уроке?  (Учиться различать гласные и согласные звуки)

- Давайте войдем в магазин. ( Открывается доска с играми и игрушками)

- Посмотрите, сколько здесь всяких игр, игрушек. Нравится?        

- Урок у нас необычный, вы покупатели необычные, а я необычный продавец. В игры я буду разрешать играть прямо здесь в магазине, но только за правильно выполненные задания. Договорились?

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

2 КЛАСС

Тема урока: Н. Носов «Клякса».

I. Мотивационно – ориентировочный этап.

а)   - Сегодня у нас необычный урок. Мы отправимся с вами на экскурсию.        

- «Куда?» - спросите вы.

- Сейчас узнаете. Отгадайте загадку. (Доска закрыта. На картинке изображен дом.)

Снаружи смотреть - дом как дом,

Но нет жильцов обычных в нем,

В нем книги интересные

Стоят рядами тесными:

И Черномор, и царь Гвидон,

И добрый дед Мазай.

Как называют этот дом?

Попробуй, угадай.

  • Правильно, это библиотека (На дом прикрепляется надпись библиотека).
  • Давайте войдем в двери (Открывается доска) и попадаем мы  в читальный  зал.
  • А это кто нас встречает? (Книги)  Что-то вид у них неважный. Сейчас узнаем, что случилось.

      ( Сценка « Две книжки » М. Ильин)

Однажды встретились две книжки,

Разговорились меж собой.

  • Ну, как идут твои делишки? -

Одна спросила у другой.

  • Ох, милая, мне стыдно перед классом,

Хозяин мой обложки вырвал с мясом.

Да что обложки ... Оборвал листы!

Из них он делает кораблики, плоты

И голубей...

Боюсь,  листы пойдут на змей,

Тогда лететь мне в облака.

- Есть такая пословица: « Книга - самый лучший друг».

- А разве с друзьями так можно поступать? (Нет)

- Почему к книгам нужно относиться бережно?

- В книгах вы можете найти ответы на свои многочисленные вопросы. Книга – источник знаний.  Книга развивает ум и душу, помогает понять окружающую нас жизнь.

        Поэтому читать книги нужно внимательно, вдумчиво. Беречь их.

II. Операционально-исполнительский этап.

III. Рефлексивно – оценочный этап.

- А мне очень хочется узнать,  какое настроение у вас.

- У каждого на парте есть три лепестка: красный,  желтый, синий. Вы должны выбрать один.

- Если у вас прекрасное настроение, то вы берете лепесток красного цвета, если настроение хорошее - то желтый, а синий лепесток расскажет о плохом настроении. (Все лепестки прикрепляются на ватман)

  • Мы видим, что наши цветы очень красивые с красными и желтыми лепестками. Настроение у всех очень хорошее.  И, значит, урок вам понравился.
  • А что больше всего понравилось каждому из вас?
  • Чему учились на уроке? (Слушать, думать, фантазировать. Учились быть грамотными читателями.)
  • А у меня тоже прекрасное настроение, (учитель берет лепесток красного цвета и присоединяет его к другим лепесткам) потому что почти все ребята были активными в течение всего урока, правильно отвечали. Но больше всего я рада… Экскурсия заканчивается. Пора возвращаться в класс.

Математика

4 класс

Тема: Умножение многозначных чисел и десятичных дробей.

I Создание учебной ситуации.

- Посмотрите на меня  внимательно. Хочу видеть ваши глаза.

- Вы готовы к уроку?

- Что нам нужно, чтобы урок прошел успешно?

- Над чем работали на  последних уроках математики. (Над умножением многозначных и десятичных дробей)

- Чему учились на прошлом уроке?

- Какие операции необходимо произвести при умножении многозначных чисел?

  (записать в столбик, поставить контрольные точки...)

- Что самое главное здесь надо помнить? (разряд записывается под разрядом)

- Какие ошибки можно допустить?

- Кто испытывал трудности?

- В чем?

- Кто считает, что научился?

- Хотите проверить насколько вы готовы?

- Как это можно сделать?

- Ваши предложения.

- Я согласна с вами и предлагаю небольшую самостоятельную работу (10-15 минут),  которая позволит каждому из вас оценить свою готовность к проверочной работе по теме.

II. Постановка учебной задачи.

III. Решение частных задач.

IV. Итоговая рефлексия.

-Поднимите руки те дети, чей сосед  справился с заданием без ошибок.

- Какие вопросы вы задали друг другу при взаимопомощи?

- Я предлагаю каждому из вас закончить одну из этих  эти фраз.

1. Мне было интересно…

2. Мы сегодня разобрались…

3. Я сегодня понял, что...

4. Мне было трудно…

5. Завтра я хочу на уроке…

6. Кого ты хотел бы похвалить за урок

7. Если сможешь, дай оценку своей работе на уроке.

V.  Домашнее задание.

Придумать и решить задания для проверочной работы по теме: «Умножение десятичных дробей» Условия заданий записать на отдельных карточках.

Урок русского языка

3 класс

Тема: Части речи.

I. Мотивационно-ориентировочный этап (русский язык)

- На уроках русского языка вы выполняете всякие упражнения со словами, предложениями. А торты вы пекли?

-Сегодня на уроке я предлагаю испечь торт. Но сначала нужно подготовить руки. Они должны быть теплыми и чистыми. (Гимнастика для рук)

- Торт у нас будет не простой и название необычное – «Грамматический» (В приложении 40 смотри подробное описание данной  игры)

А вот это начало урока математики:

I. Мотивационно-ориентировочный этап.

- Здравствуйте, ребята. Я очень рада вас видеть в хорошем настроении. Я уверена, что наша работа с вами пройдет успешно.

- Какие задания вы хотели выполнить на нашем уроке?

- Какие задания вы могли бы предложить своим товарищам на урок, чтобы всем было интересно и чтобы вы могли все научиться чему-то новому или закрепить изученное? (Предложения детей и фиксация на доске в виде моделей)

- Молодцы, ребята!

- Какой интересный урок помогли мне составить. Как много заданий! Успеть бы со всем справиться. Как будем работать, чтобы работа прошла успешно? За работу!

Урок литературного чтения можно начать так:

I. Мотивационно-ориентировочный этап.

- Здравствуйте дети! Я очень рада встрече с вами. У вас у всех хорошее настроение. Это я вижу по вашим глазам.

-Сегодня наш урок будет связан с тайной. А что такое «тайна»?

- Моете ли вы хранить тайны? Хотите узнать еще одну?

- Для этого необходимо многое сделать и поэтому постараемся работать быстро и организованно, не забывая правила:

- Обсуждай проблему вежливо.

- Говори по очереди.

- Старайся понять мнение других и т. д.

Для того чтобы ребенок чувствовал себя не малоценным и незначительным, стараюсь не использовать следующие фразы:

«постройте мне»

«я скажу»

«я тебя слушаю»

И вопросы:

«Правильно?» или «Неправильно?»

        Не говорю о ребенке как об отсутствующем (в третьем лице).

Не только в 1 классе, но и в дальнейшем выдерживаю (с улыбкой) паузу перед началом урока; произношу какие-то, казалось бы, случайные слова (погода, шутка, комплимент и т. д.)

Я стараюсь установить в классе особую атмосферу обучения, которая не стоит на грани вседозволенности. Это деловые доброжелательные отношения. Ищу то, за что можно похвалить каждого ребенка. Любое негативное чувство угнетает, сковывает человека. Даже обычные реплики: «Кто скажет лучше», «Кто его исправит?» не использую, так как они также оказывают тормозящее действие на умственное деятельность ученика.

Тот ученик, кому строго сказали «Садись!», больше не думает над вопросом. Я стараюсь понять состояние ребенка во время ответа, пойти навстречу его даже коряво высказанным размышлениям, создать атмосферу заинтересованности  вокруг его ответа, тактично его исправить. Это снимает внутреннее напряжение, расковывает детей, будет мысль, формирует положительное отношение к учению.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы : «Развитие мотивации в учебной деятельности младших школьников посредством создания ситуации успеха»

Из опыта работы: «Развитие мотивации в учебной деятельности  младших школьников посредством создания ситуации успеха»...

Игровые образовательные технологии, способствующие развитию мотивации обучающихся

      В современных условиях особенно актуальными целями образования становятся адаптация обучающихся к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и последующего ус...

Рабочая учебная программа по развитию психомоторики и сенсорных процессов для 1-4 классов

Пояснительная запискаНастоящая программа разработана и составлена на основании авторской программы курса коррекционных занятий по «Развитию психомоторики и сенсорных процессов» для обучающ...

Справка о результатах мониторинга развития мотивации обучающихся начальной школе

Справка о результатах мониторинга развития мотивации обучающихся начальной школе...

Методы и приемы развития мотивации обучающихся на уроке

Мотивация ребенка на уроке - УСПЕХ продуктивного урока...

Буклет «Развитие мотивации в учебной и внеурочной деятельности  младших школьников посредством создания ситуации успеха».

С педагогической точки зрения ситуация успеха – это целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создаётся возможность достичь значительных результатов в деятельности как отде...

Доклад на тему " Развитие способностей обучающихся в процессе игровой деятельности на уроках математики в условиях введения новых ФГОС"

Развитие способностей обучающихся в процессе игровой деятельности  на уроках математики в условиях введения новых ФГОС...