Формы оценивания образовательных достижений учащихся и формирование навыков самоанализа в процессе обучения
статья (2 класс) на тему

Сомова Наталия Григорьевна

Выступление на городском методическом объединении учителей начальных классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gmo_2016_avg.docx20.66 КБ

Предварительный просмотр:

Формы оценивания образовательных достижений учащихся и формирование навыков самоанализа в процессе обучения

Изменения, произошедшие в содержании современного образования за последнее десятилетие – перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков как основной цели обучения на формирование общеучебных умений, на развитие самостоятельности учебных действий, влекут за собой изменение системы оценивания.

Формы оценки деятельности ученика многообразны: от словесных обозначений, отметок по пятибалльной системе (и более широким шкалам) до показателей и коэффициентов по тестам. Оценка - это мера, которая показывает отношение знаний ученика с нормами, установленными обществом для определения различных этапов освоения культуры. Оценка имеет свои функции. Оценка показатель готовности индивида к переходу на следующую ступень образования или к определённой деятельности. Она средство социального утверждения, показатель продвижений и успехов в учёбе. Оценка знаний учащихся важна и необходима.

 Особую аткулаьность переход на безотметочное обучение представляет для первоклассников

Словесная оценка на уроках присутствует всегда. Это и обращение учителя, его суждения, похвала или порицание.

 В первом классе  далеко не каждый ребенок может оценить свои действия. Для этого в помощь ученику я предлагаю алгоритм самооценки своих достижений, своей деятельности.

Алгоритм самооценки (основные вопросы после выполнения задания).

 1. Какова была цель задания (задачи)?

 2. Удалось получить результат (решение, ответ)?

 3. Правильно или с ошибкой?

 4. Самостоятельно или с чьей-то помощью?

На первых этапах обучения очень большое значение имеет сотрудничество педагога и родителей, Ранее родители получали информацию о достижениях ребенка в виде отметок. В процессе безотметочного обучения потребность родителей в получении информации об успехах ребенка и требованиях учебной программы остается такой же актуальной, однако формы предоставления этой информации могут быть различными.

Некоторые учителя начальной школы используют оценку деятельности учащихся в форме медалей, жетонов и т.д. В основном дети получают такие медали за стремление к знаниям, за старание, независимо от результата, и у них возникает положительная мотивация учения.

Используют другие виды оценки, например        «растущего человечка» - символ, который вырастает на несколько клеток, если у ребёнка растут успехи, и предела роста у этого «человечка» нет. Ребёнок видит это и тоже растёт в своих глазах и в глазах окружающих.

В нашей школе в течении нескольких лет осуществляет информирование родителей об успехах ребенка посредством Листа достижений учащихся. Данная форма фиксации достижений учащихся разработана в соответствии с требованиями к уровню подготовки обучающихся к концу первого класса по соответствующим учебным предметам.

При работе с Листом достижений классный руководитель не оглашает индивидуальные результаты, а также результаты класса, но может выявить некоторые общие тенденции, достижения и типичные трудности. Цель такой консультации: познакомить родителей с учебными требованиями по предметам, дать родителям представления об учебных успехах и трудностях ребенка, рекомендовать родителям конкретные способы сотрудничества, направленные на более успешную учебную адаптацию ребенка.

Структура Листа достижений включает в себя: учебные предметы с перечнем знаний, умений и навыков, а также общеучебные критерии - учебная активность, интерес к предмету. Достижения учащихся фиксируются по итогам учебных четвертей, заполняются по мере овладения детьми теми или иными ЗУНами и по окончании учебного года. Графы Результаты заполняются по выбору учителя: в виде указания процента качества выполнения работы, указания количества правильных ответов и ошибок, отдельные параметры можно фиксировать в виде наличия или отсутствия соответствующих умений. Графы рекомендации заполняются учителями по предметам свободно, обычно предлагают родителям указания на возможные тренировочные упражнения.

Следует отметить, что на основе Листа достижений может быть сделан анализ качества обучения детей по учебным четвертям, по учебным предметам. Таким образом, Лист достижения может быть активно востребован классным руководителем, классным воспитателем, учителями по предметам, завучем и директором школы.

Для оценки личностного развития, учителя начальной школы используют «папки» или «копилки» личных достижений, где хранятся стихи, творческие работы, рисунки, фотографии детей. Эти папки вручаются при выпуске из начальной школы и продолжают накапливаться в средней, растут вместе с ребёнком до выпускного вечера в старшей школе. Обычно дети с умилением, рассматривают свои ранние работы и видят, как они выросли даже за один год.

Одним из возможных вариантов оценки проявлений детского творчества в процессе обучения является «Тетрадь открытий».

  Это классный альбом (книга), в которой фиксируются авторские записи детей, помогающие ученикам класса продвигаться в учебном материале. «Тетрадь открытий» может быть представлена тремя блоками: записи-«догадки» детей (вопросы, гипотезы, версии, мнения, выводы); записи-результаты Письменных работ детей; записи-обобщения пройденного материала. Для того, чтобы «Тетрадь открытий» стала действенным инструментом формирования ценности личностно значимого открытия, необходимо, ;чтобы для детей"стали доступны критерии отбора материала для записи в тетрадь. Их учитель выделяет совместно с детьми, исходя из той ситуации, которая возникла на уроке.

Одной из популярных в настоящее время альтернативных форм оценки является учебное портфолио

Основной смысл учебного портфолио - "показать все, на что ты способен". Педагогическая философия учебного портфолио как формы оценки предполагает:

• смещение оценки с того, что учащийся не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет по данной теме и предмету;

• интеграцию количественной и качественной оценок;

• перенос педагогического ударения с оценки на самооценку.

В учебное портфолио могут быть включены:

- рисунки, сделанные на компьютере;

- самостоятельно разработанные программы с демонстрацией на научно - практической конференции;

    - реферат по теме и его защита;

    - собственные презентации ;

    - выпуск школьной газеты;

    - копии статей, работ по интересующей теме;

    - нестандартное, более рациональное решение задачи;

    - задачи, составленные самим учеником;

    - дипломы, награды и т. п.

 Хочу поделиться опытом использования «листа индивидуальных достижений» как средством мониторинга сформированности метапредметных умений. Лист достижений построен на основе программы развития универсальных учебных действий, разработанной под руководством А.Г. Асмолова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Портфолио как одна из форм оценивания учебных достижений учащихся»

В статье раскрывается  опыт работы с брошюрой организатором А.В.Иванова «Мой Портфолио».Материал будет полезен учителям начальной школы для организации работы с индивидуальным Портфолио учащегося...

«Технология оценивания образовательных достижений учащихся, как средство оптимизации учебного процесса»

Федеральный государственный образовательный стандарт содержит чёткие требования к системе оценки достижения планируемых результатов (пункт 4.1.8). В соответствии с ними система оценки должна:1. Фиксир...

Формирование УУД средствами технологии оценивания образовательных достижений учащихся

Выступлениена школьном  методическом объединении учителей начальных классов...

Методы и формы оценивания образовательных достижений

Методы и формы оценивания образовательных достижений...