Внеурочная деятельность Рабочая программа 4 класс
рабочая программа (4 класс) по теме

Подобина Елена Леонидовна

Рабочая программа. Спортивная страна. 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma._sportivnaya_strana_4_klass_.docx41.31 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Спортивная страна» разработана на основе требований ФГОС начального общего образования, в соответствии с ООП НОО и авторской программы В. И. Лях «Физическая культура»

Цель программы: достижение всестороннего развития личности ребенка на основе физического развития и укрепления здоровья.

Задачи:

Образовательные:

  • формирование знаний и представлений о здоровом образе жизни;
  • обучение правилам поведения в процессе коллективных действий;
  • формирование интереса к народному творчеству;
  • расширение кругозора младших школьников.

 Развивающие:

  • развитие познавательного интереса к русским народным играм, включение их в познавательную деятельность;
  •  развитие активности, самостоятельности, ответственности;
  • развитие статистического и динамического равновесия, развитие глазомера и чувства расстояния;
  • развитие внимательности, как черты характера, свойства личности.

Воспитательные:

  • воспитание чувства коллективизма;
  • приобщение к занятиям физической культурой и здоровому образу жизни, содействие гармоническому, физическому развитию;
  • формирование установки на здоровый образ жизни;
  • воспитание бережного отношения к окружающей среде.

       Актуальность программы в том, что подвижные игры являются важнейшим средством развития физической активности младших школьников, одним из самых любимых и полезных занятий детей данного возраста. В основе подвижных игр лежат физические упражнения, движения, в ходе выполнения которых участники преодолевают ряд препятствий, стремятся достигнуть определённой, заранее поставленной цели. Благодаря большому разнообразию содержания игровой деятельности, они всесторонне влияют на организм и личность, способствуя решению важнейших специальных задач физического воспитания.

Ценностные ориентиры содержания курса

Содержание курса «Спортивная страна» направленно на воспитание высоконравственных, творческих, компетентных и успешных граждан России, способных к активной самореализации в общественной и профессиональной деятельности, умело использующих ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации здорового образа жизни.

Общая характеристика курса

           Подвижные игры являются лучшим средством активного отдыха после напряжённой умственной работы. Игровая деятельность развивает и укрепляет основные группы мышц и тем самым способствует улучшению здоровья. Движения, входящие в подвижные игры, по своему содержанию и форме очень просты, естественны, понятны и доступны восприятию и выполнению.

          В играх дети упражняются в ходьбе, прыжках, метании и незаметно для самих себя овладевают навыком основных движений. Улучшается общая координация движений, развивается способность целенаправленно владеть своим телом в соответствии с задачей и правилами игры. Приобретённый двигательный опыт и хорошая общая физическая подготовка создают необходимые предпосылки для последующей спортивной деятельности.

        Ценность подвижных игр в том, что приобретённые умения, качества, навыки повторяются и совершенствуются в быстро изменяющихся условиях. Содержание игр обогащает представление и активизирует наблюдательность, мышление и внимание, развивает память, сообразительность и воображение.

        Игровая деятельность всегда связана с решением определённых задач, выполнением определённых обязанностей, преодолением разного рода трудностей и препятствий. Преодоление препятствий укрепляет силу воли, воспитывает выдержку, решительность, настойчивость в достижении цели, веру в свои силы.

   Многообразие двигательных действий, входящих в состав подвижных игр, оказывает комплексное воздействие на совершенствование координационных и кондиционных способностей (способностей к реакции, ориентированию в пространстве и во времени, перестроению двигательных действий, скоростных и скоростно-силовых способностей и др.).

 Подвижные игры способствуют объединению коллектива, массовому охвату детей физическими упражнениями, являются замечательным средством всестороннего физического развития.

 Раздел «Подвижные игры» образовательной программы пересекается с задачами, которые ставятся для выполнения детьми на уроках физической культуры.

       Программный материал по подвижным играм сгруппирован по преимущественному воздействию их на соответствующие двигательные способности и умения. После освоения базового варианта игры рекомендуется варьировать условия проведения, число участников, инвентарь, время проведения игры и др.

Все игры подобраны с учетом возрастных и психологических особенностей детей данного возраста.

         

 Целесообразность программа «Спортивная страна» в том, что занятия способствуют укреплению здоровья, повышению физической подготовленности и формированию двигательного опыта, здоровьесбережению, снятию психологического напряжения после умственной работы на уроках. Занятия проводятся на улице (спортивной площадке), в спортивном зале.

 Тематический план

№ п/п

Разделы

1 год

2 год

3 год

4 год

т

п

т

п

т

п

т

п

1

 Игры на взаимодействие между учащимися

2

10

2

 Игры, содействующие развитию двигательных качеств

1

10

3

  Игры с элементами легкой атлетики

1

8

1

8

1

8

4

  Игры с элементами ритмической гимнастики

1

9

1

9

1

9

5

Игры с элементами спортивных игр

1

7

1

7

1

7

6

Игры с элементами лыжной подготовки

1

6

1

6

1

6

7

Игры по выбору детей

10

Всего часов

33

34

34

34

         Формы и методы, технологии

Формы занятий. Ведущей формой организации обучения является   групповая. 

  • При реализации программы используются различные методы обучения: словесные – рассказ, объяснение нового материала;
  • наглядные – показ новых игр, демонстрация иллюстративного материала;
  • практические – апробирование новых игр: игры на свежем воздухе на школьной спортивной площадке, эстафеты, соревнования, конкурсы. Организация работы групповая.

При этом основным принципом является сочетание на занятиях двух видов деятельности обучающихся: игровой и учебной.  Начало работы по разделу включает знакомство с теоретическим материалом. Затем следует практическая часть занятия: освоение учебной группой новых игр. Такой приём, как беседа, помогает установлению доверительных отношений между педагогом и обучающимися, позволяет расширить кругозор и пополнить знания.

Различного вида игры и упражнения способствуют совершенствованию деятельности основных физиологических систем организма (нервной, сердечно - сосудистой, дыхательной), улучшению физического развития, физической подготовленности детей, воспитанию положительных морально-волевых качеств. Очень ценно, что занятия играми способствуют воспитанию у учащихся младших классов положительных черт характера, создают благоприятные условия для воспитания дружеских отношений в коллективе, взаимопомощи.

Подвижные игры – одно из самых любимых и полезных занятий детей. В их основе лежат физические упражнения, движения, в ходе выполнения которых участники преодолевают ряд препятствий, стремятся достигнуть определенной, заранее поставленной цели. Благодаря большому разнообразию содержания игровой деятельности, они всесторонне влияют на организм и личность, в то же время, способствуя решению важнейших специальных задач физического воспитания, например, развитию скоростно-силовых качеств.

Игровая деятельность всегда связана с решением определенных задач, выполнением определенных обязанностей, преодолением разного рода трудностей и препятствий. Преодоление препятствий укрепляет силу воли, воспитывает выдержку, решительность, настойчивость в достижении цели, веру в свои силы.

Все эти развивающие аспекты усиливаются спецификой подвижных игр. Именно поэтому грамотное использование народных игр не только полезно для детей, но и чрезвычайно актуально, поскольку правильное “включение” элементов игр в процесс физического воспитания активно способствует гармоничному развитию и физической подготовленности учащихся.

Формы, способы и средства проверки и оценки результатов изучения программы

Результативность обучения определяется умением играть и проводить подвижные игры, в том числе и на различных праздничных мероприятиях:

  • весёлые старты;
  • спортивные эстафеты;
  • фестиваль игр;
  • праздник «Игромания»;
  • спортивный праздник «Сильные, смелые, ловкие»;
  • «День здоровья».

 

Отличительной чертой данной программы является ее практическая значимость на уровне индивидуума, школы, социума.

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Спортивная страна» предназначена для обучающихся 1-4 классов. Реализация программы осуществляется посредством двигательной деятельности с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью у младших школьников не только совершенствуются физические качества, но и активно развиваются сознание, мышление, творческая самостоятельность.

Занятия проводятся в учебном кабинете, на улице, в спортивном зале после всех уроков основного расписания, продолжительность соответствует рекомендациям СанПиН, т. е. 35 минут.

Сроки реализации программы – 4 года обучения.

Для изучения курса «Спортивная страна» в 1 классе   отводится 33 часа, во 2 – 4 классах -    34 часа из расчета 1 час в неделю. 

  1. Основное содержание программы

1 год обучения (33 занятия)

Игры на взаимодействие между учащимися -   12 занятий.

Цель: воспитание инициативности, смелости, самостоятельности действий, быстроты реакций и ориентировки в пространстве.  

В играх на взаимодействие дети приучаются играть дружно, уступать и помогать друг другу. Чувство честности, межличностные отношения выступают в игре наиболее темпераментно и ярко.

Игры на развитие двигательных качеств -  21 занятие.

Цель: способствовать усилению деятельности костно-мышечной, сердечнососудистой и дыхательной систем через активные двигательные действия.

Подвижные игры закаливают организм, укрепляют нервную систему.

Двигательные действия в подвижных играх очень разнообразны: подражательные, образно-творческие, ритмические; выполняться в виде двигательных задач, требующих проявления ловкости, быстроты, силы и других физических качеств.  

Игры по выбору учащихся -  10 занятий.

2 – 4 года обучения (102 часа)

(34 часа в год)

Игры с элементами спортивных игр:

1. Легкая атлетика – 27 занятий.

       Ученики приобретают основы умений бега на короткие и длинные дистанции, прыжков в длину и высоту с места и с разбега, метаний в цель и на дальность. Бег, прыжки и метания отличаются большой вариативностью выполнения и применения в различных условиях.  

2. Ритмическая гимнастика – 30 занятий.

Игры с элементами ритмической гимнастики способствуют формированию навыка правильной осанки у детей младшего школьного возраста. Музыкально–ритмическая деятельность направлена на воспитание эстетических, физических, нравственных и умственных качеств, развивается познавательный интерес, память, вырабатывается устойчивость произвольного внимания, совершенствуется творческая активность.

3. Подвижные игры – 25 занятий.

          Развитие разнообразных двигательных способностей и совершенствование умений, развитие творчества, воображения, внимания, воспитание инициативности, самостоятельности действий.

4. Лыжная подготовка - 44 занятия.

Игры с элементами корректирующие движения лыжника и быстроту реакции.

  1. Требования к планируемым результатам программы «Спортивная страна»

        Личностными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Спортивная страна» является формирование следующих умений:

  • целостный, социально ориентированный взгляд на мир;
  • ориентация на успех в учебной деятельности и понимание его причин;
  • способность к самооценке на основе критерия успешной деятельности;
  • активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
  •  проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
  • освоение моральных норм помощи тем, кто в ней нуждается, готовности принять на себя ответственность;
  • развитие мотивации достижения и готовности к преодолению трудностей на основе конструктивных стратегий совладения и умения мобилизовать свои личностные и физические ресурсы стрессоустойчивости;
  • освоение правил здорового и безопасного образа жизни.

               Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Спортивная страна» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

  1. Регулятивные УУД:
  • умения планировать, регулировать, контролировать и оценивать свои действия;
  • планирование общей цели и пути её достижения;
  • распределение функций и ролей в совместной деятельности;
  • конструктивное разрешение конфликтов;
  • осуществление взаимного контроля;
  • оценка собственного поведения и поведения партнёра и внесение  необходимых коррективов;
  • принимать и сохранять учебную задачу;
  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
  • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
  • различать способ и результат действия;
  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата.
                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               

2. Познавательные УУД:

  • добывать новые знания: находить дополнительную информацию по содержанию курса, используя дополнительную литературу, свой жизненный опыт;
  • перерабатывать полученную информацию, делать выводы;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: предлагать свои правила игры на основе знакомых игр;
  • устанавливать причинно-следственные связи.

3. Коммуникативные УУД:

  • взаимодействие, ориентация на партнёра, сотрудничество и кооперация (в командных видах игры);
  • адекватно использовать коммуникативные средства для решения различных коммуникативных задач;
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • совместно договариваться о правилах общения и поведения и следовать им;
  • учиться выполнять различные роли в группе.

Планируемые результаты к концу четвёртого класса

В ходе реализация программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Спортивная страна» обучающиеся должны знать:

  • основы истории развития подвижных игр  в России;
  • педагогические, физиологические и психологические основы обучения двигательным действиям и воспитания физических качеств;
  • возможности формирования индивидуальных черт свойств личности посредством регулярных занятий;
  • индивидуальные способы контроля за развитием адаптивных свойств организма, укрепления здоровья и повышение физической подготовленности;
  • правила личной гигиены, профилактика травматизма и оказания доврачебной помощи; влияние здоровья на успешную учебную деятельность;
  • значение физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья;

Должны уметь:

  • адекватно оценивать своё поведение в жизненных ситуациях;
  • отвечать за свои поступки;
  • отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора;
  •  технически правильно осуществлять двигательные действия, использовать их в условиях соревновательной деятельности и организации собственного досуга;
  • проводить самостоятельные занятия по развитию основных физических способностей, коррекции осанки и телосложения;
  • разрабатывать индивидуальный двигательный режим, подбирать и планировать физические упражнения;
  • управлять своими эмоциями, эффективно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками , владеть культурой общения; 
  • соблюдать правила безопасности и профилактики травматизма на занятиях физическими упражнениями, оказывать первую помощь при травмах и несчастных случаях; 
  • пользоваться современным спортивным инвентарем и оборудованием.                                     

Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности.

Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности является физическая подготовленность и степень совершенства двигательных умений, высокий уровень развития жизненных сил, нравственное, эстетическое, интеллектуальное развитие.

  • двигательная подготовленность как важный компонент здоровья учащихся;
  • развитие физических способностей;
  • освоение правил здорового и безопасного образа жизни;
  • развитие  психических и нравственных качеств;
  • повышение социальной и трудовой активности; планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической активности;
  • организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры;
  • взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
  • применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.

4. Календарно-тематическое планирование. Спортивная страна.

 4 класс (1 ч в неделю)

п/п

Наименование разделов и тем

Характеристика деятельности учащихся

Плановые сроки прохождения

Скорректированные сроки прохождения

1

Игры с элементами лёгкой атлетики

«Волк и ягненок»

Ознакомление с организационно-методическими требованиями, применяемыми на занятиях. Разучивать подвижные игры.

Организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели. Взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований. Включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей.   Находить ошибки при выполнении заданий, отбирать способы их исправления.  Доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.  Организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий.

Планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения. Характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса, регулировать её напряжённость во время занятий по развитию физических качеств. Управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность.  Бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности.

04.09

2

Игра «Кто раньше»

11.09

3

Игра «У ребят порядок строгий»

18.09

4

Игра «К своим флажкам»

25.09

5

Игра «Перебежки»

02.10

6

Веселые старты «Лабиринт»

09.10

7

Игра «Прыжки по полосам»

16.10

8

Игра «Рыбная ловля»

23.10

9

Прыжки в длину и высоту с прямого разбега  

30.10

10

Ритмическая гимнастика

Элементы основной гимнастики (общеразвивающие, строевые и прикладные упражнения)

Выполнять акробатические и гимнастические комбинации на необходимом техничном уровне, характеризовать признаки техничного исполнения.  Анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения. Видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека. Оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами. Управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность. Бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения.

13.11

11-12

Игра на развитие гибкости тела «Гимнасты».

20.11, 27.11

13

Игры с лентами «Осенний лес»

04.12

14-16

Упражнения с элементами хореографии и танца

11, 18, 25.12

17

Ритмические упражнения с обручами  

18

Игра «Верёвочка под ногами»

19

Соревнование «Лабиринт»

20

Лыжная подготовка

Эстафета 4х50 без лыжных палок.

Технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.

Характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса, регулировать её напряжённость во время занятий по развитию физических качеств. Доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.  Планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения. Оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения.

Бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности.

21

Поворот переступанием

22

Игра «Два мороза»

23

Игра «Перевозка груза»

24-25

Игры на развитие скорости

«Кто дальше уедет»

26

Игра – соревнование

«Не уступлю горку!»

27

Подвижные игры

Игры на внимание и быстроту «Кто точнее?»

Организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство. Доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.  Планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения. Оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения. Управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность. Бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности.

28

Игры с прыжками и бегом

«Прыгуны и пятнашки»

29

Игра "Снайперы"

30-31

Игра "Эстафета с лазаньем и перелазанием"

32

Игра «Перетягивание через черту».

33-34

Повторение изученных игр

  1. Перечень учебно-методического обеспечения.

Литература

1.Стандарты второго поколения Примерная программа по учебным предметам часть 2, Москва, «Просвещение», 2010

2. В.И. Лях. Комплексная программа физического воспитания 1 – 4 классы Москва, «Просвещение», 2007

3. Сборник нормативных документов Физическая культура. Москва, Дрофа, 2004

4. А. Ю. Патрикеев. Подвижные игры, - издательство «ВАКО», 2007

Учебно – практическое оборудование

 

Перекладина гимнастическая (пристеночная),

стенка гимнастическая,

скамейка гимнастическая жёсткая (2 м; 4м),

комплект навесного оборудования (перекладина, мишени для метания, тренировочные баскетбольные щиты),

мячи: набивной 1 и 2 кг, мяч малый (мягкий), мячи баскетбольные, волейбольные, футбольные,

палка гимнастическая,

скакалка детская,

мат гимнастический,

коврики: гимнастические, массажные,

кегли,

обруч пластиковый детский,

планка для прыжков в высоту,

стойка для прыжков в высоту,

флажки: разметочные с опорой, стартовые,

лента финишная.

 

Материально- техническое обеспечение

 

п/п

Наименование

Сокращение

Периодичность использования

1

Система тестирования качества знаний

СТКЗ

2

Интерактивная доска Interwrite

ИД

Каждое занятие

3

Проектор Vivitek D791ST

П

Каждое занятие

4

МФУ KYOCERA

МФУ

5

Акустические колонки TopDevise

АК

Совместно с

ПК

6

Разветвитель Axiom

7

Документ камера Gaoke GK -9000A

ДК

8

Универсальная платформа для перемещения, хранения и подзарядки

9

Компьютер мобильный (ноутбук) педагога

ПК

Каждое занятие

10

Фотоаппарат Canon

Ф

Внеклассная и внеурочная деятельность

11

Система организации беспроводной сети D-link DIR-320

12

Гарнитура компактная Senmai

Г

13

Практические рекомендации

(пособие для учителя)

14

Компьютер мобильный (ноутбук) обучающихся

ПКУ

1-2 раза в месяц

Рассмотрено на заседании

методического объединения

учителей начальных классов

Протокол №_____________

От «______» ________________201___г.

Согласовано                                                                                                                                                                                                                                

                                                                                                                     «_____»___________201       г.

Заместитель директора по УВР       ____________________________

Шлеткова О.С.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Сильные, смелые, ловкие"...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Крепыш"...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Крепыш"...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 4-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 4-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Крепыш"...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов, духовно - нравственное направление - кружок "Школа вежливых наук"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов,  духовно - нравственное направление -  кружок "Школа вежливых наук"...