Рабочая программа внеурочной деятельности 4 класса духовно-нравственное направление курс "Путешествие в историю улиц"
методическая разработка (4 класс) на тему

Курс «Путешествие в историю улиц» реализует духовно-нравственное направление во внеурочной деятельности в 4 классе в рамках ФГОС НОО. Специфика курса состоит в том, что он имеет интегративный характер, соединяет в себе обществоведческие, исторические, природоведческие знания и дает обучающимся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимых для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_puteshestvie_v_istoriyu_ulits.docx61.82 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание:

Пояснительная записка – стр.3

Личностные универсальные учебные действия – стр.4

Регулятивные универсальные учебные действия – стр.5

Познавательные универсальные учебные действия – стр.6

Коммуникативные учебные действия – стр.6

Метапредметные результаты изучения – стр.7

Предметные результаты изучения – стр.8

Формы подведения итогов – стр.9

Формы работы с детьми – стр.10

Содержание программы – стр.10

Календарно – тематическое планирование – стр.13

Ожидаемые результаты – стр.16

Методические рекомендации -  стр.17

Курс «Путешествие в историю улиц» реализует духовно-нравственное направление во внеурочной деятельности в 4 классе в рамках ФГОС НОО. Специфика курса состоит в том, что он имеет интегративный характер, соединяет в себе обществоведческие, исторические, природоведческие знания и дает обучающимся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимых для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.

Пояснительная записка

Цель: прививать любовь к своей малой Родине городу Павловску. Создать условия для  духовно-нравственное развития и воспитания личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Значение курса состоит в том, что это направление воспитания предполагает деятельность учителя по формированию у юных граждан нравственности и духовности в ходе изучения родного края, бережного отношения к традициям, культуре и истории своего народа, чувства верности своему Отечеству, гордости за свою малую Родину. В ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, обществе и природе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей - умений проводить наблюдения в природе, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому  данный  курс  играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентации младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.

Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы.

Задачи курса:

-   ознакомить с историей и культурой родного края, с бытом местных жителей, их традициями и обычаями;

-   научить младших школьников понимать государственные символы, определять значение изображения, символику цвета;

-   воспитать чувство патриотизма, любви и уважения к России, своей малой Родине;

- сформировать личность с активной гражданской позицией;

- развить навыки общения со сверстниками и взрослыми, эрудицию и общую культуру.

Ожидаемые результаты изучения курса «Путешествие в историю улиц».

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

  •  учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

∙        ориентация на понимание причин успеха во внеурочной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;

∙        способность к самооценке на основе критериев успешности внеурочной деятельности;

∙        основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;

∙        чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Обучающийся получит возможность для формирования:

∙        внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

∙        выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

∙        устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

∙        адекватного понимания причин успешности/неуспешности внеурочной деятельности;

∙        осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

∙        эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

∙        планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

∙        учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

∙        осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

∙        оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;

∙        адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

∙        различать способ и результат действия.

Обучающийся получит возможность научиться:

∙        в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

∙        проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

∙        самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и  в конце действия.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

∙        осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеурочных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;

∙        осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

∙        строить сообщения, проекты  в устной и письменной форме;

∙        проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

∙        устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

∙        строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

Обучающийся получит возможность научиться:

∙        осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

∙        записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;

∙        осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

∙        осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

∙        осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

∙        осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

∙        строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

∙        адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя,  в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

∙        допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной,  и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

∙        учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

∙        формулировать собственное мнение и позицию;

∙        договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

∙        задавать вопросы;

∙        использовать речь для регуляции своего действия;

∙        адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Обучающийся получит возможность научиться:

∙        учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;

∙        учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

∙        понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

∙        аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

∙        задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

∙        осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

∙        адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

∙        адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

Метапредметными результатами изучения курса являются:

    • способность регулировать собственную деятельность, в том числе учебную деятельность, направленную на познание (в сотрудничестве и самостоятельно) закономерностей мира природы, социальной действительности и внутренней жизни человека;

    • умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

• освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе (селе) и др.);

•     способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.

Предметными результатами изучения курса являются:

    • усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности (в пределах изученного);

    • сформированность целостного, социально-ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религии;

•владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для получения дальнейшего образования в области естественно-научных и социально-гуманитарных дисциплин;

• умение наблюдать, фиксировать, исследовать (измерять, сравнивать, классифицировать, ставить опыты, получать информацию из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве) явления окружающего мира; выделять характерные особенности природных и социальных объектов; описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества в контексте базовых национальных духовных ценностей, идеалов, норм;

•владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире природы и социума;

    • овладение основами экологической грамотности, элементарными правилами нравственного поведения в мире природы и людей, нормами здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

    • понимание роли и значения родного края в природе и историко-культурном наследии России, в ее современной жизни;

    • понимание места своей семьи в прошлом и настоящем своего края, в истории и культуре России;

    • понимание особой роли России в мировой истории и культуре, знание примеров национальных свершений, открытий, побед.

Курс помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родного города.

Формы подведения итогов.

Формы подведения итогов реализации данной программы являются:

 Участие в конкурсах различного уровня (школьного, муниципального);

 Создание и реализация социальных проектов. Участие в социальных акциях.

 

Формы работы с детьми.

Особенностью организации внеурочной деятельности по краеведению является динамичность ее форм. Принципиальное изменение форм организации занятий заключается в том, что занятие из класса, по возможности, переносится в ту среду, которая изучается (парк, лес, водоем, пришкольный участок, музей, улица, дом, место отдыха, учреждения, предприятия и т. д.). Как можно больше экскурсий, целевых прогулок, походов, тематических актов, игр и праздников на воздухе, т.е. необходимо расширение образовательного пространства. В ходе воспитательной работы потребуется глубокое изучение систем правил поведения и жизнедеятельности детей. Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и методики: технология развивающего воспитания и обучения, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии, проектные технологии, краеведческая деятельность. Тематическое планирование – 4 класс.

Содержание программы по курсу (4класс – 34 часа).

Тема 1.С чего начинается город Павловск?

( Привокзальная площадь)

Начинаем свою экскурсию с Павловского вокзала. Рассмотрим вокзал и карту города. Что я знаю о своем городе? Обращается внимание на название города, историю его названия, его размеры, значение.

Тема 2. Дорога от вокзала к школе.

( улица Детскосельская )

История названия улицы. Какие социально значимые объекты находятся на этой улицы. Какой памятник и кому он посвящен?

Виртуальное путешествие.

Тема 3. На какой улице находится твоя школа?

Рассмотрим карту города, найдем на карте города улицу, на которой находится школа. Какое название носила улица раньше? Что интересного связано с этой улицей?

Тема 4. По какой улице надо пройти, чтобы Николаевские ворота найти?

Познакомимся с Николаевскими воротами. Проложим маршрут от вокзала до ворот. Пройдем по заданному маршруту.

Тема 5. Герб города.

Работа над историей герба Павловска. Когда и кем был утвержден герб. О чем говорят символы, изображенные на гербе?

Тема 6. Я павловчанин.

Семейные традиции. Мои родители. Моя родословная.

Конкурс на лучшую краеведческую находку из семейного архива «Семейная реликвия».

Тема 7. Путешествие по названиям улиц….

Как назывались улицы раньше и почему их переименовали?

Практические занятия: просмотр слайдов, работа с источниками в библиотеке, экскурсия на одну из улиц.

Тема 8. Моя школа - моя судьба.

Учащиеся продолжают знакомиться с традициями, историей своей школы. Знакомство с биографиями знаменитых выпускников школы. Права и обязанности школьника. Взаимоотношения в классе. Бережное отношение к книгам и школьным принадлежностям.

Практические занятия: игра путешествие, разработка правил классного сообщества, выпуск газет.

Тема 9. С любовью о городе.

Улица, на которой я живу. История моей улицы : исторические объекты на улице, интересные люди, проживающие на улице.

Практические занятия: фотоконкурсы, заочные путешествия, презентации классных коллективов. Важно, чтобы с занятий дети вынесли практическое желание сделать что либо для того, чтобы их город стал еще краше.

Тема 10. Краеведческий музей города.

Экскурсия в музей. Узнаем историю нашего города: «Путешествие в прошлое…»

Тема 11. Социально-значимые объекты города.

На какой улице находится : детская поликлиника, взрослая поликлиника, здание МЧС, детская и взрослая библиотеки, здание администрации, почта, сбербанк, школы, детские сады, Дом Культуры, Дом Творчества Юных.

Практические занятия: работа с источниками в библиотеке - составление кратких сообщений, сбор материалов, экскурсия по городу.

Тема 12. Православные объекты.

Узнаем название улиц на которых находятся церковь и собор города Павловска.

Практические занятия: экскурсия, работа с источниками в библиотеке, просмотр фильмов.

Тема 13. Наш край в годы Великой Отечественной войны.

Данная тема предполагает изучение событий истории, жизни и деятельности героев войны, живших и живущих на территории города.

Практические занятия: детям предлагается узнать, кто из героев или членов их семей проживает рядом, взять над ними шефство Встречи с ветеранами, героями Великой Отечественной войны, тружениками трудового фронта.

Тема 14. Культурное наследие Павловска.

Павловский парк- наследие юнеско.

Практические занятия: посещение музея. Поделки, участие в акциях.

Календарно-тематическое планирование

внеурочной деятельности

курса « Путешествие в историю улиц»

4 класс 34 часа(1 раз в неделю)

Содержание темы

Кол-во часов

Виды деятельности

Теоретическая

часть

Практическая часть

1.

С чего начинается город Павловск?

2

Начинаем свою экскурсию с Павловского вокзала. Рассмотрим вокзал и карту города. Что я знаю о своем городе? Обращается внимание на название города, историю его названия, его размеры, значение.

1

1

2.

Дорога от вокзала к школе.

 

2

История названия улицы. Какие социально значимые объекты находятся на этой улицы. Какой памятник и кому он посвящен?

Виртуальное путешествие.

1

1

3.

 На какой улице находится твоя школа?

2

Рассмотрим карту города, найдем на карте города улицу, на которой находится школа. Какое название носила улица раньше? Что интересного связано с этой улицей?

2

4.

По какой улице надо пройти, чтобы Николаевские ворота найти?

2

Познакомимся с Николаевскими воротами. Проложим маршрут от вокзала до ворот. Пройдем по заданному маршруту.

1

1

5.

 Герб города.

1

Работа над историей герба Павловска. Когда и кем был утвержден герб. О чем говорят символы, изображенные на гербе?

1

6.

Я павловчанин.

3

Семейные традиции. Мои родители. Моя родословная.

Конкурс на лучшую краеведческую находку из семейного архива «Семейная реликвия».

2

1

7.

Путешествие по названиям улиц….

3

Как назывались улицы раньше и почему их переименовали?

Практические занятия: просмотр слайдов, работа с источниками в библиотеке, экскурсия на одну из улиц.

1

2

8.

Моя школа - моя судьба.

4

Учащиеся продолжают знакомиться с традициями, историей своей школы. Знакомство с биографиями знаменитых выпускников школы. Права и обязанности школьника. Взаимоотношения в классе. Бережное отношение к книгам и школьным принадлежностям.

Практические занятия: игра путешествие, разработка правил классного сообщества, выпуск газет.

2

2

9.

С любовью о городе.

3

Улица, на которой я живу. История моей улицы : исторические объекты на улице, интересные люди, проживающие на улице.

Практические занятия: фотоконкурсы, заочные путешествия, презентации классных коллективов. Важно, чтобы с занятий дети вынесли практическое желание сделать что либо для того, чтобы их город стал еще краше.

1

2

10.

Краеведческий музей города.

2

Экскурсия в музей. Узнаем историю нашего города: «Путешествие в прошлое…»

2

11.

Социально-значимые объекты города.

4

На какой улице находится : детская поликлиника, взрослая поликлиника, здание МЧС, детская и взрослая библиотеки, здание администрации, почта, сбербанк, школы, детские сады, Дом Культуры, Дом Творчества Юных.

Практические занятия: работа с источниками в библиотеке - составление кратких сообщений, сбор материалов, экскурсия по городу.

1

3

12.

Православные объекты.

2

Узнаем название улиц на которых находятся церковь и собор города Павловска.

Практические занятия: экскурсия, работа с источниками в библиотеке, просмотр фильмов.

2

13.

Наш край в годы Великой Отечественной войны.

3

Данная тема предполагает изучение событий истории, жизни и деятельности героев войны, живших и живущих на территории города.

Практические занятия: детям предлагается узнать, кто из героев или членов их семей проживает рядом, взять над ними шефство Встречи с ветеранами, героями Великой Отечественной войны, тружениками трудового фронта.

2

1

14.

Культурное наследие Павловска.

1

Павловский парк- наследие юнеско.

Практические занятия: посещение музея. Поделки, участие в акциях.

1

Всего часов

34

16

18

Ожидаемые результаты.

 В результате освоения программы учащиеся должны уметь…

  • Ориентироваться в городе.
  • Знать где находятся социально-значимые объекты города.
  • Умение составлять свой маршрут от дома к школе.
  •         Получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о социальных объектах, овладеют основами практико-ориентированных знаний, человеке и обществе, приобретут целостный взгляд на мир;
  •         обретут чувство гордости за свой город, народ и его историю;
  •         приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к культуре своего города;
  •         получат возможность осознать своё место в мире;  
  •         познакомятся с некоторыми способами изучения общества, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи ;
  •         получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ  средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения и проекты, готовить и проводить небольшие презентации.
  • Обучающийся получит возможность научиться:
  •         узнавать символику своего города; описывать достопримечательности и улицы ; находить их на карте,        различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами; находить место изученных событий ;
  •         оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников, этнос);
  •         использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.

Методические рекомендации.

В условиях перехода на Федеральные государственные стандарты

образования второго поколения организация  внеурочной деятельности

школьника :

 обеспечивает формирование универсальных учебных действий школьника,

воспитание ответственности учащегося за свой учебный опыт, принятие решений, дальнейшее

образование, духовно- нравственного воспитания.

В условиях правильной организации деятельности дети незаметно

для себя овладевают нравственными нормами, усваивают моральные требования, у них развиваются нравственные чувства, закрепляются определённые формы поведения, т.е. формируются так называемые “нравственные привычки”. Трудолюбие, ответственность, самостоятельность, предприимчивость –

такими качествами личности овладевают учащиеся в результате освоения курса. Выполняя работу в группах, дети и сильные, и слабые

имеют возможность развить лидерские качества. Участие в самостоятельной деятельности повышает уверенность в себе, что позволяет успешнее учиться.

                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению для обучающихся 1-4 классов факультатив «Путешествие по стране этикета»

Актуальность и социальная значимость данного факультатива состоит в том, что он призван помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений и на их основе искать путь самовоспитан...

Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению для обучающихся 1-4 классов «Путешествие по стране этикета»

Программа духовно-нравственного развития образовательного учреждения содержит теоретические положения по формированию целостной образовательной среды и целостного пространства духовно-нравственного ра...

Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению для обучающихся 1-4 классов «Путешествие по стране этикета»

Программа духовно-нравственного развития образовательного учреждения содержит теоретические положения по формированию целостной образовательной среды и целостного пространства духовно-нравственного ра...

Методическая разработка "РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению для 1 класса «Я – гражданин и патриот России»"

В данной публикации представлена РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению для 1 класса  «Я – гражданин и патриот России». Разработа программа в соответ...

Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению для учащихся 1-4 классов.

Главной целью данного курса в соответствии с реализацией принципов государственной политики в сфере образования является: дать первичное представление о православной культуре, знакомство с крас...