Рабочая программа и КТП по обучению грамоте (азбука) Горецкий В. Г. "Школа России" 1 класс ФГОС
рабочая программа (1 класс) на тему

Киселёва Марина Васильевна

 

Рабочая программа разработана на основе  авторской программы Канакина В.П., Горецкий В.Г. , Дементьева М.Н., Стефаненко Н.А., Бойкина М.В.    УМК «Школа России»     Москва «Просвещение» 2011; примерной программы   федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г), Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon rpktp_1_klass_azbuka_shkola_rossii_fgos.zip213.58 КБ

Предварительный просмотр:

Раздел I
Пояснительная записка

Первый абзац

Нормативная база:

    Рабочая программа по русскому языку предназначена для 1 класса общеобразовательных учреждений и разработана на основе:

  • Закон «Об образовании»;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт НОО;
  • Примерная программа по иностранным языкам, созданная на основе федерального государственного образовательного стандарта;
  • Учебный план общеобразовательных учреждений ФГОС НОО;

Раздел I
Пояснительная записка
Абзац второй…

  1. Программа разработана на основе  авторской программы Канакина В.П., Горецкий В.Г. , Дементьева М.Н., Стефаненко Н.А., Бойкина М.В.    УМК «Школа России»     Москва «Просвещение» 2011; примерной программы   федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г), Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.
  • Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: Учебник: 1 класс: В 2 ч.:  с приложением на электронном носителе, М. Просвещение, 2011год
  • Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: Рабочая тетрадь: 1 класс: В 2 ч.: Ч. М. Просвещение, 2015год
  • Поурочные разработки по русскому языку 1 класс О. Е. Жиренко, Л. А. Обухова Москва «Вако»,2011г.
  • Календарно-тематическое планирование для комплекта «Школа России» 1-4 классы, Москва «Вако»,2011г.

3. Место курса «Русский язык» в учебном плане

На изучение русского языка в начальной школе выделяется 675 ч. В 1 классе — 165 ч (5 ч в неделю, 33 учебные недели): из них 115 ч (23 учебные недели) отводится урокам обучения письму в период обучения грамоте и 50 ч (10 учебных недель) — урокам русского языка.

Во 24 классах на уроки русского языка отводится по 170 ч (5 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).

Раздел I
Пояснительная записка

Абзац третий…

 Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников. Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. «Дитя входит в духовную жизнь окружающих его людей единственно через посредство отечественного языка, и, наоборот, мир, окружающий дитя, отражается в нём своей духовной стороной только через посредство той же среды — отечественного языка» (К. Д. Ушинский).

Изучение русского языка в начальных классах — первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.

            Обучение грамоте направлено на формирование навыка чтения и основ элементарного графического навыка, развитие речевых умений, обогащение и активизацию словаря, совершенствование фонематического слуха, осуществление грамматико-орфографической пропедевтики.

Цели обучения грамоте:

-помочь учащимся овладеть механизмом чтения;

-обеспечить речевое развитие  учащихся;

-дать первичные сведения о языке и литературе, которые предоставят возможность постепенного осознания языка как средства общения и познания окружающего мира, заложат необходимый фундамент для последующего успешного изучения русского я освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;

-овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;

-овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;

-воспитание позитивного эмоционально-целостного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты;

-пробуждение познавательного интереса к родному слову; стремления совершенствовать свою речь.

          Задачи обучения грамоте решаются на уроках обучения чтению и на уроках обучения письму. Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению с учётом принципа координации устной и письменной речи.

-выработка навыка осознанного, правильного и выразительного чтения;

-обогащение и активизация словарного запаса учащихся;

-формирование азов культуры речевого общения как неотъемлемой части общей культуры человека;

-воспитание любви к чтению, развитие познавательного интереса к детской книге, начало формирования читательской деятельности, расширение общего кругозора первоклассников на основе разнообразного содержания

Целями изучения предмета «Русский язык» в первом классе являются:

• ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;

• формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач образовательной области «Филология»:

— формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

— развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;

— развитие коммуникативных умений;

— развитие нравственных и эстетических чувств;

— развитие способностей к творческой деятельности.

Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:

• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

• формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;

• формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;

• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

Раздел II
Результаты освоения предмета за 1 класс

Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения:

-осознавать роль языка и речи в жизни людей;

-эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

-понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

-высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Средство достижения этих результатов – тексты литературных произведений из азбуки и учебников «Русский язык».

Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

ЗУН

УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

Универсальные учебные действия

К концу первого класса обучающиеся должны знать:

Виды предложений по цели высказывания;

  • Оформление предложения на письме;
  • Слова, называющие предмет, действие предмета и признак предмета;
  • Различия между буквами и звуками;
  • Слогообразующую роль гласного звука в слове;
  • Гласные ударные и безударные;
  • Согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие;
  • Соотношение количества звуков и букв в таких словах как мел, мель.

Оформление на письме предложений. Деление слов на слоги. Передача в устной речи эмоциональной окраски предложений и выбора интонации, соответствующей речевой ситуации. Письмо под диктовку текстов (15-17 слов) с известными орфограммами и знаками препинания. Устное составление текста из 3-5 предложений на определенную тему.

Познавательные общеучебные действия

  • Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме;
  • Выделение познавательной цели;
  • Выбор наиболее эффективного способа решения;
  • Смысловое чтение;

У П логические Д

  • Анализ объектов
  • Синтез как составление частей целого;
  • Доказательство;
  • Установление причинно-следственных связей;
  • построение логической цепи рассуждений

Коммуникативные УУД

  • Постановка вопросов;
  • Умение выражать свои мысли  полно и точно;
  • Разрешение конфликтов.
  • Диалогическая и монологическая контекстная речь.

Регулятивные УУД

  • Целеполагание;
  • Волевая саморегуляция
  • Прогнозирование уровня усвоения
  • Оценка;
  • Коррекция

Личностные УУД

  • Смыслополагание.

Предметные результаты

1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.

2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.

3. Формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.

4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.

5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.

6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.

7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;

9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ

Особенности организации контроля по русскому языку

Контроль за уровнем достижений учащихся 1 класса по родному языку проводится в форме письменных работ: диктантов, контрольных списываний.

Диктант служит средством проверки орфографических и   пунктуационных умений и навыков.

Контрольное списывание, как и диктант - способ проверки усвоенных орфографических и пунктуационных правил, сформированности умений и навыков.

Тексты диктантов подбираются средней трудности, с расчетом на возможность их выполнения всеми детьми. Каждый текст включает достаточное количество изученных орфограмм (примерно 60% общего числа всех слов диктанта). Текст не должен иметь слова на неизученные к данному моменту правила, или такие слова, правописание которых находится на стадии изучения.

В качестве диктанта предлагаются связные тексты - либо авторские, адаптированные к возможностям детей, либо составленные учителем. Тематика текста должна быть близкой и интересной детям: о природе, родной стране, путешествиях, ит.д. Предложения должны быть простыми по структуре, различными по цели высказывания и состоять из 2-3 слов с включением синтаксических категорий, которые изучаются в начальной школе (однородные члены предложения). Для контрольных списываний предлагаются связные тексты с пропущенными знаками или деформированные тесты.

Согласно нормам СанПиН 2.4.1178-02 учащимся 1 классов оценка (отметка) не выставляется

Контроль и оценка планируемых результатов

Для отслеживания результатов  предусматриваются в следующие формы контроля:

•        Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся;

•        Текущий:

-прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;

- пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;

-рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;

-контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.

•        Итоговый контроль   в формах

-тестирование;

-практические работы;

-творческие работы учащихся;

-контрольные работы:

•        Комплексная работа по итогам обучения

•        Стандартизированная  контрольная работа.

•        Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания -  незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить  в ходе осуществления   деятельности.

        Содержательный контроль и оценка  результатов  учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает  сравнения его с другими детьми. Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя. В рамках накопительной системы, создание портфолио.

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся к концу 1 класса.

Обучающиеся должны знать и понимать:

  • виды предложений по цели высказывания (без терминологии) и эмоциональной
    окраске, предложения восклицательные и невосклицательные;
  • оформление предложений на письме;
  • смысл близких детям по тематике пословиц и поговорок;
  • слова, называющие предмет, признак предмета, действие предмета;
  • различие между звуками и буквами, гласные и согласные звуки и буквы, их обозначение;
  • звук и буква и;
  • слогообразующую роль гласного звука в слове, деление слова на слоги и для переноса;
  • гласные ударные и безударные;
  • согласные твёрдые и мягкие, обозначение мягкости согласных на письме;
  • согласные только твёрдые, согласные только мягкие;
  • согласные, парные по звонкости и глухости;

•        соотношение количества звуков и букв в таких словах, как мел, мель, яма, ель. Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • передачи в устной речи эмоциональной окраски предложений и выбора интонации, соответствующей речевой ситуации;
  • соблюдение орфоэпических норм в наиболее употребительных словах;
  • оформление на письме предложений;
  • деление слов на слоги и для переноса;
  • определение ударного слога в слове;
  • использование прописной буквы в именах собственных;
  • написание слов с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу;
  • обозначение в словах мягкости согласных звуков на письме;
  • правильного написания слов типа пень, яма;
  • правописание слов с непроверяемыми орфограммами;
  • четкого, без искажений написания строчных и прописных букв, соединений, слов;
  • правильного списывания слов и предложений, написанных печатным и
    рукописным шрифтом;
  • письма под диктовку текстов (15-17 слов) с известными орфограммами и знаками препинания;
  • устного составления текста из 3-5 предложений, разных по цели высказывания, на определенную тему.

Основные виды письменных работ по русскому языку: списывание, диктанты (объяснительные, предупредительные, зрительные, творческие, контрольные, словарные и т. д.), обучающие изложения и сочинения. 

          Предметом постоянного внимания учителя на всех этапах обучения является развитие навыков грамотного письма. В программе и учебниках представлены четыре группы правил:

  1. обозначение звуков буквами;
  2. перенос слов;
  3. раздельное написание слов;
  4. написание заглавной буквы.

          Одной из важных задач обучения русскому языку в I-IV классах является также формирование навыков каллиграфически правильного написания слов.

 

Раздел III. Содержание

Синтаксис и пунктуация (10ч).

Предложение, его смысловая и интонационная законченность. Предложения, различные по    цели    высказывания    (без    терминологии)    и    интонации    (восклицательные, невосклицательные).  Оформление предложения в устной речи  и  на письме.  Знаки препинания (точка, вопросительный и восклицательный знаки).

Слово (12 ч).

Предмет и слово. Действие и слово. Признак и слово. Имена собственные.

Фонетика и графика (28ч).

Звуки речи и слово. Гласные и согласные. Гласные звуки и буквы. Звук и буква и. мягкие и твердые согласные, обозначение мягкости согласных на письме ь, гласными буквами е, ё, к>, я. Произношение и обозначение на письме слов с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу. Соотношение звуков и букв в словах типа мел-мель, яма, ель. Перенос слов. Ударение. Произношение и обозначение на письме ударных и безударных гласных. Согласные звонкие и глухие, парные и непарные. Произношение и обозначение на письме парных согласных в конце слова и перед гласными.

Упражнения по каллиграфии и связной речи проводятся на уроках русского языка в процессе всего программного материал.

Раздел V
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

Д - демонстрационный экземпляр (не менее одного на класс);        К - полный комплект (на каждого ученика);

Ф - комплект для фронтальной работы (не менее одного на двух учеников);        П - комплект для работы в группах (один на 5-6 учащихся)

Предмет

Учебно-методическое и информационное                обеспечение

Библиотечный фонд комплектуется на основе федерального перечня учебников, рекомендованных и допущенных Минобрнауки  РФ.

Технические средства обучения

Оборудование класса

Русский язык

Книгопечатная продукция:

Примерная программа начального общего образования по русскому языку

Методические пособия и книги для учителя

« Поурочные разработки по русскому языку 1 класс» И.Ф.Яценко, « Поурочные разработки по русскому языку

1класс» О.Е.Жиренко

Рабочие тетради по русскому языку .

д

к

Классная доска

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий

д

Печатные пособия: Комплекты для обучения грамоте (наборное полотно, набор букв, образцы письменных букв, универсальная лента букв)

письменных букв)

д

Аудиоцентр/магнитофон

д д

Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.

д

Таблицы к основным разделам грамматического материала 1 класс

1. Правописание жи,ши.

2. Правописание ча, ща.

3.Правописание чу, щу.

4.Правописание чн, чк.

5. Главные члены предложения.

6. Обозначение мягкости согласных звуков буквами е,ё, и, ю,я.

7.Мягкий знак для обозначения мягкости согласных в конце и в середине слова.

8. Правописание безударных гласных в словах.

9. правописание звонких и глухих согласных на конце слова.

10. Разделительный мягкий знак.

11. Слова, которые обозначают предметы.

12. Большая буква в именах, фамилиях, отчествах.

13. Большая буква в кличках животных.

14. Большая буква в названиях городов.

15. Картинный словарь 1-2 класс

16.Модель-аппликация «Звукобуквенная лента»

17. Касса слогов демонстрационная.

18. Перекидное табло букв и слогов.

19. Связь слов в предложении.

Наборы сюжетных (предметных) картинок в соответствии с тематикой

д д

д

д

д

д

д

д

д

д

д

д

д

д

д

д

д

д

д

д

Принтер лазерный

д д

Стол учительский с тумбой

д

Словари: толковый

ф

д

Экспозиционный экран размером не менее 159X159 см (по возможности)

д

д

Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы

д

Компьютер (по возможности)

д

Информационно-коммуникативные средства Экранно-звуковые пособия

Аудиозаписи в соответствии с программой обучения

д

МФУ

д

•Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы по русскому языку

д

Проектор

Раздел VI
Список литературы

Для учителя

  •  Поурочные разработки по русскому языку 1 класс Е.М.Тихомирова, М: «Экзамен», 2012г.
  • СД. Поурочные планы. Обучение письму. Русский язык. 1 класс. УМК «Школа России». 2014г.
  • Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: Учебник: 1 класс: В 2 ч.: Ч. с приложением на электронном носителе, М. Просвещение, 2012год
  • Горецкий В.Г. , Н.А.Федосова. Русский язык: Прописи: 1 класс: В 4 ч.: Ч. М. Просвещение, 2014год
  • Поурочные разработки по русскому языку 1 класс О.И. Дмитриева, М: «ВАКО», 2013г.
  • Тесты по русскому языку 1 класс М: «Экзамен», 2013г
  • Тесты по русскому языку 1-4 классы. Волгоград. Издательство «Учитель»2008.
  • Рабочая тетрадь по каллиграфии. М: «Школа-Пресс»1993.
  • Универсальный словарь русского языка. Под ред. О. Л. Соболевой. М: «АСТ-ПРЕСС», 2001.
  • С, И. Ожегов и Н. Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка. М, 2009.

Для учащихся

  • Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: Учебник: 1 класс: В 2 ч.: Ч. с приложением на электронном носителе, М. Просвещение, 2011год
  • Горецкий В.Г. , Н.А.Федосова. Русский язык: Прописи : 1 класс: В 4 ч.: Ч. М. Просвещение, 2014год

  • Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык:  тетрадь для проверочных работ: 1 класс: В 2 ч.: Ч. М. Просвещение, 2014год

Раздел VII
Приложение

  • Тесты

Комбинированные тесты. Г. НШ № 7,2011.

  • Контрольные работы

Проверочные и контрольные работы за 1 полугодие 2010-2011 уч. год.ж. НШ№10,2010

Проверочные и контрольные работы за 2 полугодие 2010-2011 уч. год.ж. НШ№3 ,2011

Проверочные и контрольные работы за 1 полугодие 2010-2011 уч. год.ж. НШ№10,2012

Проверочные и контрольные работы за 2 полугодие 2010-2011 уч. год.ж. НШ№3 ,2012

Итоговые проверочные и контрольные работы  г. НШ № 4, 2012.

Контрольные работы. Г. НШ №3, 2011.

Контрольные работы за 2 четверть. Г. НШ №11, 2012.

Контрольные работы за 1 четверть. Г. НШ №15, 2011.

Контрольные работы за 1 четверть. Г. НШ №9, 2012.

Итоговые проверочные и контрольные работы  г. НШ № 4, 2013.

  • Презентации
  • Перфокарты по русскому языку для начальных классов.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа и КТП по обучению грамоте (чтение и русский язык - резерв). 1 класс. Программа "Школа России". ФГОС

Технологические карты (часть № 1)                по чтению и по русскому языку...

Рабочая программа по учебному курсу "Обучение грамоте (чтение)". 1 класс."Школа России."

Рабочая программма по учебному курсу "Обучение грамоте (чтение)". 1 класс. Программа "Школа России."...

КТП по обучению грамоте (азбука) Горецкий В. Г. "Школа России" 1 класс ФГОС

КТП составлено на основе авторской программы Канакина В.П., Горецкий В.Г. , Дементьева М.Н., Стефаненко Н.А., Бойкина М.В.    УМК «Школа России»     Москва «Просвещение» 2011; прим...

Рабочая программа по русскому языку (обучение грамоте) 1 класс "Школа России"

Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач образовательной области «Филология». Программа определяет ряд практических задач, реше...

Рабочая программа и КТП по обучению грамоте. 1 класс. Программа "Школа России". ФГОС

Рабочая программа и КТП по обучению грамоте. 1 класс. Программа "Школа России". ФГОС...