Методическая разработка конспекта индивидуального дефектологического занятия по коррекции временных представлений, логического мышления с учащимся с лёгкой умственной отсталостью с нарушением опорно-двигательного аппарата
методическая разработка (4 класс) на тему

Евстафьева Ирина Сергеевна

Методическая разработка конспекта

индивидуального дефектологического занятия по коррекции временных представлений, логического мышления с учащимся с нарушением опорно-двигательного аппарата

Учащаяся А.

ДЦП, спастическая диплегия, дизартрия. 

  Наблюдается инертность мышления. Восприятие окружающего мира происходит с акцентом на кинестетическую (деятельную) репрезентацию. Наблюдаются проявления зрительных и тактильных агнозий. Сохраняются трудности концентрации, переключения, распределения, устойчивости внимания, высокая отвлекаемость.Наблюдается инертность мышления. Восприятие окружающего мира происходит с акцентом на кинестетическую (деятельную) репрезентацию. Наблюдаются проявления зрительных и тактильных агнозий. Сохраняются трудности концентрации, переключения, распределения, устойчивости внимания, высокая отвлекаемость. Преобладает   кратковременная память. Особенности развития памяти с акцентом на эмоциональную и механическую память.

Время продуктивной работы 5-7 минут, с частыми динамическими паузами и сменой деятельности. Эмоциональный настрой биполярен. Основная психологическая потребность – удовлетворение физиологических нужд.

Учащаяся сама  себя не обслуживает, нужна постоянная помощь взрослого. Познавательные способности кратковременны и избирательно ориентированы на новые факторы проявления внешней среды.

 Резко ограничены речевые средства общения, связная речь частично прсутствует. Активный словарь состоит из небольшого количества произносимых обиходных слов, звукоподражаний и звуковых комплексов.  Они пользуется одним и тем же комплексом для обозначения предметов, действий, качеств.  Дифференцированное обозначение предметов и действий почти отсутствует. «Фраза» состоит из лепетных элементов, которые последовательно воспроизводят обозначаемую ими ситуацию.

Звуковая сторона речи характеризуется фонетической неопределенностью. Произношение звуков носит диффузный характер, обусловленный нарушением артикуляционной моторики. Наблюдается ограниченная способность восприятия и воспроизведения слоговой структуры слова.

            Несформированность графомоторных навыков обусловлена грубым нарушением психомоторного развития. Нарушение пространственного, зрительного, тактильного восприятий. Грубые нарушения общей и мелкой моторики. Учащиеся испытывают трудности в удержании письменных принадлежностей (ручка, карандаш), необходима помощь взрослого. Захватывают и удерживают небольшие предметы. Могут сдвинуть или указать на нужный предмет. Нарушена зрительно-пространственная координация, что выражается в несоотнесении образов предметов со словом и действием. Имеет место недоразвитие тактильных, зрительных, вкусовых, обонятельных анализаторов. У учащихся наблюдается грубые нарушения всех психических процессов, что ведет к трудностям формирования познавательной деятельности: анализа. Синтеза, сравнения, систематического поиск, полного охвата материала, нахождения нужных способов действий. В связи с этим характер деятельности учащихся часто носит хаотичный, неосмысленный и беспорядочный характер. Основным видом деятельности является игра.

          

 

   Тема: Сказка о потерянном времени. Формирование временных представлений.

Цель: Развитие умений определять время по часам.

Задачи:

Образовательные:

- закрепить знания  учащегося о времени года;

 - познакомить  с видами часов, их устройством и значением в жизни   человека;

 - научить ориентироваться с помощью часов;

 - научить определять заданное время по часам.

Коррекционно-развивающие:

- формировать умение находить и формировать главную мысль, программировать речевое высказывание.

- развивать  связную речь, подготавливать  к развитию навыка краткого пересказа;

- развивать и корректировать неречевые психические процессы (зрительное, слуховое восприятие, произвольное внимание, зрительную, слухоречевая память, воображение);

-  стимулировать мыслительную активность;

- развивать и корректировать просодическую сторону речи;

- формировать умение контролировать свои действия

- пополнить знания ребёнка о временах года и времени;

- развитие и коррекция познавательных процессов.

Воспитательные:

- воспитывать чувство времени, правильное отношение к режимным моментам (не опаздывать, вовремя готовиться к уроку и т. д.).

-формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности

- воспитывать активность и самостоятельность в беседе, уверенность в себе и своих высказываниях;

- воспитывать культуру общения

Тип занятия: смешанный

Форма занятия: индивидуальная

Методы:

По источнику знаний: практические методы:  упражнение в составлении разрезных картинок, контроль над эффективностью коррекционно-развивающего процесса; наглядные: работа с муляжами механических часов: объяснение,  беседа

По типу познавательной деятельности: репродуктивный, частично-поисковый.

По назначению: формирование умений; применение знаний; творческая деятельность.

По дидактическим целям: методы, способствующие усвоению материала (беседа); закреплению и совершенствованию знаний (упражнения).

 Активные методы обучения (опора  на процессы восприятия, памяти, внимания,  на творческое продуктивное мышление, поведение, общение).  Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесные, наглядные, практические; репродуктивный и проблемно-поисковый; самостоятельной работы; методы стимулирования и мотивации интереса к учению; методы контроля и самоконтроля.

Игровые методы (сотрудничество, совместный поиск лучших решений) - неимитационные методы (организованное  ведение занятия, технические средства, обеспечение диалогических взаимодействий учителя-дефектолога  и учащегося), имитационные методы (дидактическая игра).

Место проведения: учебный кабинет.

Время занятия: 20 минут.

Межпредметные связи:

Математика (закрепление темы «Единицы времени. Определение времени по часам.»)

Педагогические технологии (элементы):

- технологии  развития критического мышления (сочетает в себе элементы  информационной, деятельностной и личностно - ориентированной образовательных систем);

- технологии создания условий актуализации и активизации собственного высказывания;

- игровые технологии;

- организация учебной деятельности с учётом коррекционно – педагогических требований;

- психолого – педагогическая поддержка эмоционального состояния школьников;

- технология активной сенсорной среды;

- здоровьесберегающие технологии.

Оснащение урока:

Учебно-методическая документация:

- методическая разработка индивидуального дефектологического занятия «Сказка о потерянном времени. Формирование временных представлений»

Дидактический материал:

- карточки с загадками

- карточки с заданиями

- макет механических часов

- запечатанный конверт

Учебно-наглядные пособия:

- модель со стрелками

- обучающая игра «Изучаем время»

- крупные пазлы «Времена года»

- видеозарядка для глаз «Листья жёлтые»

Оборудование урока:

- интерактивная досканоутбук, проектор – 1 шт.

 

Описание хода  занятия

 

Основные этапы занятия

Ориентировочное время

Методические указания

1

Организационный момент

1мин.

Цель: проверка  организации учащегося к  работе,  организация внимания, включение учащегося  в процесс  занятия.

2

Разминка

2 мин.

Учитель сообщает тему в виде  вопросов на логику. Учитель побуждает сконцентрировать внимание на изучаемом вопросе. Целевая установка. Мотивация учебной деятельности.

 

3

Систематизация и закрепление о временах года.

4 мин.

Цель: систематизация полученных знаний: предлагается вспомнить  части речи, разложить слова-карточки, составить словосочетания.

4

Динамическая пауза: слуховое внимание. Динамическая пауза: развитие длительного плавного выдоха. Динамическая пауза: гимнастика для глаз.

2 мин.

Цель: развивать и корректировать неречевые психические процессы (развитие слухового внимания к звукам природы), развивать и корректировать просодическую сторону речи (развитие речевого дыхания, силы и длительности выдоха, голоса в пении).

5

Осмысление и систематизация полученных знаний

3мин.

Цель: формировать умение находить и формировать главную мысль, программировать речевое высказывание

6

Самостоятельная работа учащегося под руководством учителя

7мин.

Цель: развивать и корректировать лексико-грамматический строй речи, стимулировать мыслительную активность.

7

Подведение итогов. Рефлексия

2 мин.

Цель: Учитель  анализирует работу  ученика. Самооценка. Рефлексия настроения и эмоционального состояния.

 

1.Организационный момент.

Здравствуй!

Прозвенел  звонок, начинается урок.

 

2.Целевая установка. Мотивация учебной деятельности.

Узнаем тему занятия.  Отгадай загадку. (Приложение №1)

Это тема нашего  занятия.

Учащемуся предлагается сложить слово из  разрезных букв.

Что получилось?  - ОСЕНЬ.

 

Коррекция и актуализация опорных знаний.

Вспомним, какие ты знаешь части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол). Учащемуся предлагаются прочитать слова на карточках (приложение №2) и разложить их по частям речи (предлагаются карточки с написанными названиями частей речи - приложение №3).

Объясни свой выбор. Значение  каких слов тебе непонятно?

Составь словосочетания  (2-3 слова на выбор)

 

Динамическая пауза: слуховое внимание

Угадай, что звучит? (аудиозапись «Шум ветра» из серии «Звуки природы»)

 

Динамическая пауза: развитие длительного плавного выдоха.

Упражнение «Осенние листочки». Медленно набираем воздух через нос. Следим, чтобы не поднимались плечи. Вытягиваем губы трубочкой, дуем на ладошку, не раздувая щёк.

Медленно набираем воздух через нос. Следим, чтобы не поднимались плечи. Вытягиваем губы трубочкой, дуем на листочек, не раздувая щёк. (Повторяем 2-3 раза.)

 

Динамическая пауза: гимнастика для глаз

На интерактивной доске включается видеозарядка для глаз и учащемуся предлагается следить глазами за движущимися листиками и повторять слова песни «Листья желтые».

Осмысление и систематизация полученных знаний

Сегодня мы будем писать  синквейн. (слайд №1)

Показ презентации на интерактивной доске.

 Слайд №2 -   «Что такое синквейн?»

 Слайд №3 - «Схема написания синквейна»

Учащемуся даётся бумажная карточка «Схема написания синквейна»                                                         

 

Самостоятельная работа  под руководством учителя.

Тема нашего стихотворения - Осень. (Слайд № 4)

В процессе составления синквейна учащийся выбирает слова с карточек или придумывает свои слова, на доске сменяются слайды. 

 Слайд № 5 - Первая строка – одно существительное (тема)

 Слайд №6 - Вторая строка – два прилагательных

 Слайд №7 - Третья строка – три глагола

 Слайд №8 - Четвертая строка – предложение по теме

 Слайд№9 - Пятая строка – одно слово – моё отношение

 

(Т.к. учащийся владеет альтернативным навыком письма, слова набираются им на клавиатуре и выводятся на интерактивную доску с помощью учителя.В случае нарастающих трудностей моторной реализации письма,  придуманные учащимся слова записывает  учитель).

Зачитывание получившегося синквейна.

 

Подведение итогов. Рефлексия.

Самооценка работы.

Положительная оценка деятельности учащегося.

 

Литература:

1.Видеозарядка для глаз. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.youtube.com/watch?v=tL70-B_5q6E

2. С.В. Вохринцева. «Раскраска. Осень»  Страна Фантазий, 2005г.

3.Звук ветра. [Электронный ресурс ресурсы] Режим доступа: http://boobooka.com/zvuki/zvuki-prirody/zvuk-vetra/

4.Современная технология «дидактический синквейн». Центр Современных Методик Преподавания/ [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.dioo.ru/praktika/sinkveyn.html   

 

Приложение №1

 

Эта рыжая лиса сейчас по лесу бродит.

Потемнели небеса, ветер хороводит.
Журавли на юг летят, дым над домом синий.

Листья жёлтые кружат, на травинках иней. (Осень)

Приложение №2

дождь

ветер

урожай

льёт

срывает

дует

перелетные

дождливая

золотая

Приложение №3

 

Имя существительное

Имя прилагательное

Глагол

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka.doc88 КБ

Предварительный просмотр:

ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ

АДМИНИСТРАЦИЯ ВЫБОРГСКОГО РАЙОНА САНКТ- ПЕТЕРБУРГА

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для детей с  ограниченными  возможностями  здоровья  специальная (коррекционная)  общеобразовательная школа (VI вида)

№ 584 «Озерки» Выборгского района Санкт-Петербурга.

   __________________________________________________________________________

                                      

Методическая разработка

индивидуального дефектологического занятия

с использованием 

самостоятельно созданного электронного образовательного ресурса  

с нарушением опорно-двигательного аппарата

        Составила

Учитель-дефектолог

                                                                                                          Ирина Сергеевна Евстафьева

                                                                                             первая квалификационная категория

Санкт-Петербург

2014 – 2015 учебный год

   

Тема: Сказка о потерянном времени. Формирование временных представлений.

Цель: Развитие умений определять время по часам.

Задачи:

Образовательные:

- закрепить знания  учащегося о времени года;

 - познакомить  с видами часов, их устройством и значением в жизни   человека;

 - научить ориентироваться с помощью часов;

 - научить определять заданное время по часам.

Коррекционно-развивающие:

- формировать умение находить и формировать главную мысль, программировать речевое высказывание.

- развивать  связную речь, подготавливать  к развитию навыка краткого пересказа;

- развивать и корректировать неречевые психические процессы (зрительное, слуховое восприятие, произвольное внимание, зрительную, слухоречевая память, воображение);

-  стимулировать мыслительную активность;

- развивать и корректировать просодическую сторону речи;

- формировать умение контролировать свои действия

- пополнить знания ребёнка о временах года и времени;

- развитие и коррекция познавательных процессов.

Воспитательные:

- воспитывать чувство времени, правильное отношение к режимным моментам (не опаздывать, вовремя готовиться к уроку и т. д.).

-формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности

- воспитывать активность и самостоятельность в беседе, уверенность в себе и своих высказываниях;

- воспитывать культуру общения

Тип занятия: смешанный

Форма занятия: индивидуальная

Методы:

По источнику знаний: практические методы:  упражнение в составлении разрезных картинок, контроль над эффективностью коррекционно-развивающего процесса; наглядные: работа с муляжами механических часов: объяснение,  беседа.

По типу познавательной деятельности: репродуктивный, частично-поисковый.

По назначению: формирование умений; применение знаний; творческая деятельность.

По дидактическим целям: методы, способствующие усвоению материала (беседа); закреплению и совершенствованию знаний (упражнения).

 Активные методы обучения (опора  на процессы восприятия, памяти, внимания,  на творческое продуктивное мышление, поведение, общение).  Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесные, наглядные, практические; репродуктивный и проблемно-поисковый; самостоятельной работы; методы стимулирования и мотивации интереса к учению; методы контроля и самоконтроля.

Игровые методы (сотрудничество, совместный поиск лучших решений) - неимитационные методы (организованное  ведение занятия, технические средства, обеспечение диалогических взаимодействий учителя-дефектолога  и учащегося), имитационные методы (дидактическая игра).

Место проведения: учебный кабинет.

Время занятия: 20 минут.

Межпредметные связи:

Математика (закрепление темы «Единицы времени. Определение времени по часам.»)

Педагогические технологии (элементы):

- технологии  развития критического мышления (сочетает в себе элементы  информационной, деятельностной и личностно - ориентированной образовательных систем);

- технологии создания условий актуализации и активизации собственного высказывания;

- игровые технологии;

- организация учебной деятельности с учётом коррекционно – педагогических требований;

- психолого – педагогическая поддержка эмоционального состояния школьников;

- технология активной сенсорной среды;

- здоровьесберегающие технологии.

Оснащение урока:

Учебно-методическая документация:

- методическая разработка индивидуального дефектологического занятия «Сказка о потерянном времени. Формирование временных представлений»

Дидактический материал:

- карточки с загадками

- карточки с заданиями

- макет механических часов

- запечатанный конверт

Учебно-наглядные пособия:

- модель со стрелками

- обучающая игра «Изучаем время»

- крупные пазлы «Времена года»

- видеозарядка для глаз «Листья жёлтые»

Оборудование урока:

- интерактивная доска,  ноутбук, проектор – 1 шт.

Описание хода  занятия

Основные этапы занятия

Ориентировочное время

Методические указания

1

Организационный момент

1мин.

Цель: проверка  организации учащегося к  работе,  организация внимания, включение учащегося  в процесс  занятия.

2

Разминка

2 мин.

Учитель сообщает тему в виде  вопросов на логику. Учитель побуждает сконцентрировать внимание на изучаемом вопросе. Целевая установка. Мотивация учебной деятельности.

3

Систематизация и закрепление о временах года.

4 мин.

Цель: систематизация полученных знаний: предлагается вспомнить  части речи, разложить слова-карточки, составить словосочетания.

4

Динамическая пауза: слуховое внимание. Динамическая пауза: развитие длительного плавного выдоха. Динамическая пауза: гимнастика для глаз.

2 мин.

Цель: развивать и корректировать неречевые психические процессы (развитие слухового внимания к звукам природы), развивать и корректировать просодическую сторону речи (развитие речевого дыхания, силы и длительности выдоха, голоса в пении).

5

Осмысление и систематизация полученных знаний

3мин.

Цель: формировать умение находить и формировать главную мысль, программировать речевое высказывание

6

Самостоятельная работа учащегося под руководством учителя

7мин.

Цель: развивать и корректировать лексико-грамматический строй речи, стимулировать мыслительную активность.

7

Подведение итогов. Рефлексия

2 мин.

Цель: Учитель  анализирует работу  ученика. Самооценка. Рефлексия настроения и эмоционального состояния.

1.Организационный момент.

Здравствуй!

Прозвенел  звонок, начинается урок.

2.Целевая установка. Мотивация учебной деятельности.

Узнаем тему занятия.  Отгадай загадку. (Приложение №1)

Это тема нашего  занятия.

Учащемуся предлагается сложить слово из  разрезных букв.

Что получилось?  - ОСЕНЬ.

Коррекция и актуализация опорных знаний.

Вспомним, какие ты знаешь части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол). Учащемуся предлагаются прочитать слова на карточках (приложение №2) и разложить их по частям речи (предлагаются карточки с написанными названиями частей речи - приложение №3).

Объясни свой выбор. Значение  каких слов тебе непонятно?

Составь словосочетания  (2-3 слова на выбор)

Динамическая пауза: слуховое внимание

Угадай, что звучит? (аудиозапись «Шум ветра» из серии «Звуки природы»)

Динамическая пауза: развитие длительного плавного выдоха.

Упражнение «Осенние листочки». Медленно набираем воздух через нос. Следим, чтобы не поднимались плечи. Вытягиваем губы трубочкой, дуем на ладошку, не раздувая щёк.

Медленно набираем воздух через нос. Следим, чтобы не поднимались плечи. Вытягиваем губы трубочкой, дуем на листочек, не раздувая щёк. (Повторяем 2-3 раза.)

Динамическая пауза: гимнастика для глаз

На интерактивной доске включается видеозарядка для глаз и учащемуся предлагается следить глазами за движущимися листиками и повторять слова песни «Листья желтые».

Осмысление и систематизация полученных знаний

Сегодня мы будем писать  синквейн. (слайд №1)

Показ презентации на интерактивной доске.

 Слайд №2 -   «Что такое синквейн?»

 Слайд №3 - «Схема написания синквейна»

Учащемуся даётся бумажная карточка «Схема написания синквейна»                                                        

Самостоятельная работа  под руководством учителя.

Тема нашего стихотворения - Осень. (Слайд № 4)

В процессе составления синквейна учащийся выбирает слова с карточек или придумывает свои слова, на доске сменяются слайды.  

 Слайд № 5 - Первая строка – одно существительное (тема)

 Слайд №6 - Вторая строка – два прилагательных

 Слайд №7 - Третья строка – три глагола

 Слайд №8 - Четвертая строка – предложение по теме

 Слайд№9 - Пятая строка – одно слово – моё отношение

(Т.к. учащийся владеет альтернативным навыком письма, слова набираются им на клавиатуре и выводятся на интерактивную доску с помощью учителя.В случае нарастающих трудностей моторной реализации письма,  придуманные учащимся слова записывает  учитель).

Зачитывание получившегося синквейна.

Подведение итогов. Рефлексия.

Самооценка работы.

Положительная оценка деятельности учащегося.

Литература:

1.Видеозарядка для глаз. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.youtube.com/watch?v=tL70-B_5q6E

2. С.В. Вохринцева. «Раскраска. Осень»  Страна Фантазий, 2005г.

3.Звук ветра. [Электронный ресурс ресурсы] Режим доступа: http://boobooka.com/zvuki/zvuki-prirody/zvuk-vetra/

4.Современная технология «дидактический синквейн». Центр Современных Методик Преподавания/ [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.dioo.ru/praktika/sinkveyn.html   

Приложение №1

Эта рыжая лиса сейчас по лесу бродит.

Потемнели небеса, ветер хороводит.
Журавли на юг летят, дым над домом синий.

Листья жёлтые кружат, на травинках иней. (Осень)

Приложение №2

дождь

ветер

урожай

льёт

срывает

дует

перелетные

дождливая

золотая

Приложение №3

Имя существительное

Имя прилагательное

Глагол


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Карта индивидуального развития обучающегося по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Вариант 8.1)

Основными направлениями и целями оценочной деятельности в соответствии с тре­бо­ваниями Стандарта являются оценка образовательных до­сти­жений обучающихся.Система оценки достижения пла...

Адаптированная образовательная программа начального общего образования обучающихся с лёгкой умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями) (ВАРИАНТ 1)

Адаптированная образовательная программа начального общего образования обучающихся с лёгкой умственной отсталостью составлена на основе примерной АООП НОО....

Индивидуальное логопедическое занятие в 1 классе 2 год обучения (учащиеся с лёгкой умственной отсталостью) "Звук и буква М"

Конспект индивидуального логопедического занятия по развитию фонетико-фонематических процессов у учащихся с ОВЗ в 1 классе (2 год обучения). Тема занятия : "Звук и буква М"...

АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ С ЛЁГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) (ВАРИАНТ 1)

АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ С ЛЁГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) (ВАРИАНТ 1). Рабочие программы по предметам составле...

Конспект индивидуального логопедического занятия по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у учащегося 3 класса

Конспект индивидуального логопедического занятия по коррекции дисграфии на почве нарушения языковогоанализа и синтеза у учащегося 3 класса Тема: Слова со стечением согласных в начале слова.Задачи...

Методическая разработка: Конспект индивидуального логопедического занятия: В гостях у сказки «Рукавичка».

Цель: Учить  слушать сказку, понимать её содержание.Задачи:- развитие импрессивной и экспрессивной речи, умения понимать простые вопросы по содержанию сказки и отвечать на них доступными способам...