Выступление на августовском совещании "Реализация пилотного проекта «Шахматы – школе»
консультация на тему

Чернова Вероника Александровна

Шахматы учат детей мыслить, оценивать ситуацию и делать свой выбор, организовывать свою деятельность, общаться и взаимодействовать с людьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_po_shahmatam.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

«Реализация пилотного проекта «Шахматы – школе»

 в МБОУ «Гимназия №32»

Современная школа динамична, она предъявляет к ребенку, оказавшемуся на ее пороге, массу серьезных требований. С первых дней учебы первоклассники должны ответственно к ней относиться, выполнять требования и правила школьной жизни, обладать развитыми волевыми качествами.  Произвольным, управляемым должно быть не только внешнее поведение, но и умственная деятельность ребенка – его внимание, память, мышление.

 В решении многих из вышеперечисленных вопросов в состоянии помочь более широкое введение шахмат в сетку школьных занятий. Ведь игровая деятельность детей сильно влияет на формирование произвольных психических процессов, в игре у ребят развиваются произвольное внимание и память,  дети лучше сосредотачиваются и больше запоминают. Игровой опыт позволяет стать на точку зрения других людей, предвосхитить их будущее поведение и на основе этого строить свое собственное поведение.

Понимая необходимость и значимость введения шахматного всеобуча, администрация гимназии создала условия для продуктивного проведения занятий: с 2003г. был открыт отдельный кабинет, приобретено необходимое оборудование – демонстрационная шахматная доска, шахматные партии, методическая литература. Занятия с детьми вел педагог дополнительного образования, мастер спорта по щахматам – Талипов В.Р.

Следует отметить, что шахматные уроки во многих школах проводили хорошие игроки-практики (перворазрядники и кандидаты в мастера спорта по шахматам), блестяще владеющие теорией шахматной игры, но не специалисты в детской психологии и педагогике. Они не знают в должной мере психофизиологических возможностей детей каждой возрастной группы и не всегда четко представляют себе, как учить детей. Каждый из них применяет свою программу, подчас весьма сложную и зачастую ставит перед детьми спортивные задачи. Так получилось и в нашей гимназии. Хороший специалист по шахматам не всегда мог организовать работу с классом или группой, найти подход к каждому ребенку. Ведь только учитель начальных классов, знающий психологию, может ввести детей в удивительный мир шахмат, используя  сказки, загадки и викторины, понимая, чтобы переварить знания надо поглощать их с аппетитом.

Именно поэтому уроки шахмат в нашей гимназии начали проводить учителя начальных классов, а дополнительные занятия с детьми, проявляющими особый интерес к игре,  специалист. В этом случае учителя задались вопросом: «Как можем мы обучить детей игре, если сами в должной степени не владеем необходимыми знаниям и умениями?» Здесь необходимо вспомнить цель проекта: не столько дать методику обучения будущих чемпионов, сколько привить малышам интерес к мудрой игре, ненавязчиво помочь ребенку самому разобраться в сравнительной силе фигур и, главная содействовать формированию качеств, необходимых для успешной учебы в школе.

Все учителя прошли курсовую подготовку по шахматам. В кабинетах имеются демонстрационные шахматные доски, шахматные партии, методическая литература, в этом году во всех кабинетах  установлены компьютеры, имеются шахматные программы.  Неоднократно в нашей гимназии  проводились семинары по теме «Реализация пилотного проекта «Шахматы – школе». Учителя  показывают открытые уроки и внеклассные мероприятия, а за «круглым» столом обмениваются опытом. В 2008 году мы получили диплом I степени в номинации «Шахматная школа года» и переходящий кубок, который удерживали до 2011г.

Традиционно в школе проводятся внеклассные мероприятия, шахматные турниры среди учеников,  родителей, а так же учителей.

С сентября  2010 года  мы начали работать по новым стандартам образования. Помимо других вопросов, возник вопрос об организации внеурочной деятельности.

Всегда говорилось о важности внеурочной работы, при этом она находилась в стороне. Теперь же нужно понимать, что результаты, которые должны продемонстрировать выпускники начальной школы, зависят, в том числе от эффективности  внеурочной работы. Поскольку каждая школа должна работать на достижении результатов, определенных стандартом, без такой важнейшей составляющей школьной жизни, как внеурочная работа, этих результатов не достичь.

В базисном учебном плане определяется 5 направлений внеурочной деятельности: спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, военно-патриотическое, проектная деятельность. Возможна работа в таких формах как экскурсии, кружки, секции, школьные научные общества и т. д.

И бесспорно первое направление, которое мы планировали организовать, это были шахматы. Ведь именно шахматы учат детей мыслить, оценивать ситуацию и делать свой выбор, организовывать свою деятельность, общаться и взаимодействовать с людьми. Занятия проводит учитель начальных классов – Клещевникова И.М. Педагог, который сам с детства влюблен в шахматы, не раз проводивший занятия по шахматам на городских семинарах. Её воспитанники являются победителями и призерами различных шахматных турниров.

Главная задача, которую ставят перед собой  педагоги нашей гимназии - помочь ребенку войти в удивительный мир шахматных королей, а затем он сам решит, будет ли просто любителем мудрой игры или будущим чемпионом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на августовской конференции

Выступление на августовской конференции учителя  начальных классовМБОУ «Новоибрайкинская СОШ»Хайруллиной Альфии ГалимзяновныТема выступления:«Погружение в развивающую среду младших школьников на ...

Выступление на Августовской конференции работников образования.

Выступление на секции "Управление внедрением ФГОС в образовательной организации" по теме "Проблемы реализации ФГОС, выявленные на ступени начального общего образования и опыт их разрешения"...

Выступление на августовской конференции 2012

Выступление на августовской конференции - 2012...

Выступление на августовской конференции на тему: Формирование познавательных УУД на уроках русского языка в начальной школе средствами проблемного обучения

Из опыта учителя начальных классов  МБОУ «Средней школы №9» ЕМР РТ Соловьевой Ирины ИвановныФормирование познавательных УУД  на уроках русского языка  в начальной школе средствами пробл...

Выступление на августовской конференции 2016 год.

Приветствуется на уроке парная и групповая работа т.к. пассивное сидение на своих местах не дает эффективного результата. Применение сингапурских структур способствует живому мышлению и общению среди ...