Эссе "Мои первые уроки"
статья на тему

Титова Светлана Валерьевна

   Человек учится всю свою жизнь...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse.docx16.68 КБ

Предварительный просмотр:

Эссе «Мои первые уроки»

   Человек учится всю свою жизнь. Это на самом деле так, ведь первые уроки для нас — это и первый шаг, сделанный без поддержки, это и первое слово, и первое общение на площадке со сверстниками, это первая любовь, и постижение той мудрости, что приходит к нам вместе со зрелостью — тоже урок. Нас учит великая мудрая жизнь, терпеливо и заботливо раскрывая в нас запасы мудрости и жизненной силы,  и проверяя их в испытаниях. И мы постепенно становимся мудрее и сильнее для того, чтобы однажды поставить самим себе оценку, полученную за долгие годы этого урока.

     И я горжусь тем, что главное в моей профессии — это возможность уподобиться самой жизни, которая каждый день учит нас чему-то неизменно важному. Мне выпала честь дать детям первые уроки в их  новой, школьной жизни, и видеть, как они на моих глазах растут и набираются знаний.

Это ни с чем не сравнимое ощущение, ведь они воспринимают меня как человека, знающего практически все, способного ответить на любой вопрос, и поневоле приходится самой совершенствовать свои знания, чтобы быть достойной того восхищения в их глазах, с которым они смотрят на меня. В моем классе они делают первые шаги в жизнь, полную открытий, получая те знания, что останутся с ними всю жизнь, развивая способности, которые подскажут им, какую выбрать в будущем профессию. Они учатся думать, рассуждать и выбирать верное решение, они учатся слушать и понимать тех, кто рядом, и помогать тем, кому это действительно нужно.

     Но они не знают того, что для меня они — это тоже первые уроки, что я тоже учусь вместе с ними каждый день. Такова уж профессия учителя — обучая других, самому учится, прекрасно зная, что за каждую небрежность или несделанный урок будет судить никто иной, как сама жизнь, сурово указывая на ошибки.

     Наивно полагать, что учебники по педагогике и лекции самых замечательных педагогов научат всем премудростям профессии учителя. Нет, этот путь проходишь сам, подобно тому, как все мы сами проходим свой жизненный путь, учась на своих достижениях и ошибках. Свою педагогическую практику неизменно начинаешь с чистого листа, и приходя в класс, волнуешься также, как первоклашка, впервые ступая за порог неизведанного, манящего, в то же время пугающего. И в этот момент всегда вспоминаешь своего первого учителя, и мысленно обращаешься к нему, ища поддержки в такой непростой для себя момент.

     Вот они смотрят на меня — их так много, и все они разные, с разными характерами, с разным уровнем знаний,  разные по интеллекту и эмоциональным реакциям, по воспитанию и социальному положению родителей. И мне нужно их, разных, объединить в ту целостность, называемую классом, и дать им одинаково хорошие знания, и одинаковые правила поведения, научить уважать друг друга, и научить все-таки ценить те отличия, что есть в каждом из нас, и то, что на все-таки объединяет.

     Мои первые уроки были для меня, конечно, трудны — ведь я и сама начинала тогда учиться быть учителем. Сорванный голос поначалу был первой моей ошибкой — я пыталась докричаться до них, пока не поняла, что надо просто прислушаться. Урок разумной строгости — самый трудный, и я не стала исключением. Трудно понять вообще, как реагировать на ребенка, который испытывает терпение учителя своим неадекватным поведением, а ты никак не поймешь, как с ним быть. И только с опытом начинаешь понимать, сколь важно в профессии учителя умение прислушаться к тем знакам, что подает в своем поведении ученик, и как правильно себя повести в той или иной ситуации. Прислушиваться надо постоянно, смотреть пристально и все замечать — дети ведь сами не могут объяснить причины своего непослушания, а их просто масса, и учитель должен уметь их видеть.  Почему ребенок невнимательный такой сегодня — возможно, у него дома проблемы или просто голова болит? А может, его мучает какой-то неразрешимый по детским меркам вопрос, и вот он пытается его осмыслить?  Прислушаться, увидеть и понять — это мой ежедневный урок, и даже мой девиз, потому что это на самом деле очень важные компоненты учебного процесса.

     И еще я постоянно учусь, если так можно назвать, ораторскому искусству. Ведь детям нужно уметь объяснить урок так, чтобы они все поняли, а это очень сложно. Можно, конечно, сказать, что есть учебник, и так все написано, достаточно только вызубрить « от сих до сих». Но я знаю и то, что через зубрежку никто не полюбил учиться, а учеба — это процесс сложный, но и увлекательный одновременно. Я убеждена, что дети должны уметь и любить учиться, а зубрежка — не самый лучший в этом помощник. Значит, нужно понятно и доходчиво объяснять, нужно работать над своим словарным запасом  и совершенствовать подачу материала, придумывать такие задания, которые можно преподнести в игровой форме. Учиться играя — вот тот принцип, которому я учусь сама, и который пытаюсь преподнести своим детям.

     И еще я учусь терпению — это для меня безумно трудный, но не менее важный урок. В дикой природе птицы не выкидывают птенцов из гнезда, едва те вылупляются из яйца — нет, птицы — родители терпеливо учат их летать, преодолевая страх перед высотой и расстоянием. Да, интеллектуальные возможности у всех разные — кто-то занимался едва не с пеленок, а кто-то только в школе узнал буквы и цифры, кто-то быстро запоминает и схватывает все на лету, а кому-то нужно долго объяснять для того, чтобы все стало понятным. И пусть с такими детьми трудней, и они требуют к себе больше внимания — я не имею права выкидывать их из гнезда лишь потому, что у меня не хватает терпения учить их летать. Я всегда думаю о том, что есло обратиться за сравнением к природе, то все мы подобны цветам, что распускаются в положенный им срок: самые первые — гиацинты и подснежники, последние -  георгины, гладиолусы и астры, но разве цветы, что цветут позже всех, хуже в чем-то первоцветов? Нет, просто они другие. Также и дети в моем классе — я понимаю, что все они разные, и моя задача в том, чтобы их интеллектуальные способности раскрывались, как бутоны, в свой срок, и чтобы мои цветочки так и продолжали тянуться к солнцу знаний. И мне нужно учиться терпению постоянно — как садовнику, который заботится о большом красивом саде с множеством растений.

     Иногда я чувствую себя ювелиром, который невзрачный маленький камушек превращает в бриллиант, сияющий драгоценными гранями. И если бы я могла изобразить свой герб, то изобразила бы как раз бриллиант, наполовину ограненный, наполовину удерживаемый в моей руке, а я в этот момент пристально смотрю на него. В этом гербе как раз и выразились бы основные мои педагогические принципы — умение видеть, терпеливо отшлифовывать грани детской души, понимая, что драгоценнее её нет ничего в мире. Мне действительно доверено самое ценное, и каждый раз мне нужно доказывать, что я достойна этой чести — учить.

     Дети даже не подозревают, как трудны для меня эти уроки. Труднее вдвойне, потому что я не имею права на ошибку, что каждым своим уроком я доказываю себе, что мои знания соответствуют выбранной профессии, и еще я не перествая расту интеллектуально. Я убеждена — в учительской профессии нет предела совершенству, потому что совершенствуя других, неизбежно совершенствуешься сама. И поэтому я так люблю свою работу. Если обратить свой взгляд в будущее, то я вижу себя именно в своей выбранной професии.

      Говорят, что каждый солдат видит себя в будущем генералом. Но я планирую расти только как учитель, не претендуя занимать более высокие должности, и вовсе не потому, что у меня нет стремления расти. Мне хочется расти, но расти как учитель, совершенствовать свои интеллектуальные данные, копить багаж знаний для того, чтобы больше передать своим ученикам,   посвящать все свое время, чтобы думать о том, как преподнести детям школьный материал, уделять  все свое внимание и терпение для того, чтобы интеллект моих учеников расцветал день ото дня, и радоваться вместе  с ними тому, что день прошел не зря, и мы ( я тоже!) научились чему-то важному.

     Мои первые уроки — они продолжаются каждый день,  и дают ту истинную радость жизни, без которой пропадёт весь её смысл. А смысл для меня — учиться у жизни, потому что она учит нас каждый день, и учиться учить.  Приходя в класс, я ощущаю себя колодцем, наполненным живой водой знаний, и эта вода — неисчерпаема, пока она нужна моим ученикам, и это самое прекрасное из ощущений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

День Знаний. Первый урок в первом классе

ЦЕЛИ:1. Познакомить  первоклассников друг с другом.2. Развивать мышление, познавательную активность, коммуникативные способности учащихся....

Первый урок в первом классе "Первый раз-в первый класс"

Первый урок  для первоклассника - это праздник. который он должен запомнить на всю жизнь....

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ ВО 2 КЛАССЕ. Тема. Стихотворения о первом снеге. И.А. Бунин, К.Д.Бальмонт, Я.Л.Аким. (первый урок по теме: «Люблю природу русскую. Зима».)

                                                     -1-                КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ                           ВО 2 КЛАССЕ.Тема. Стихотворения о первом снеге. И.А. Бунин, К.Д...

Первый раз в первый класс План первого урока в первом классе

Первый урок познакомит детей со школой, правилами поведения в ней.Создаст праздничное настроение, чувство радости от встречи с учителем, ребятами-одноклассниками....

Сценарий первого урока "Первый раз в первый класс!"

Сценарий первого урока "Первый раз в первый класс!"...

Сценарий первого урока "Первый раз в первый класс"

Разработка интересного сценария первого урока для первоклашек....

Проведение первого урока в 1-м классе 1 сентября, посвященного Дню знаний «Первый раз в первый класс!»

Цель: создание условий для быстрой и безболезненной адаптации детей в школе и классном коллективе.Задачи:создать условия для первичного знакомства детей с учителем и друг другом.познакомить детей...