Из опыта работы : «Использование проектной и исследовательской деятельности на уроках и внеурочных занятиях».
учебно-методический материал по теме

Андреева Марина Юрьевна

Из опыта работы : «Использование проектной и исследовательской деятельности на уроках и внеурочных занятиях».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iz_opyta_raboty._proektnaya_deyatelnost.docx25.07 КБ

Предварительный просмотр:

Из опыта работы учителя начальных классов

МБОУ школа №19 имени 212 полка г.о Кинешма

Андреевой Марины Юрьевны

«Использование проектной и исследовательской деятельности на уроках и внеурочных занятиях».

          В школьном возрасте дети проводят большую часть своего времени с нами, учителями. Значит, от нас во многом зависит, вырастут ли они пессимистами и нытиками или уверенными в себе и своем завтра людьми, способными дерзать, созидать, делать успешной свою жизнь и жизнь общества.

        Главным фактором развития для каждого ребенка не должна стать деятельность, совершающаяся по принуждению или необходимости, так как результат может быть отрицательным. Деятельность, которая приносит успех и удовлетворение - вот двигатель развития. Мало того, чтобы деятельность была отмечена другими, надо помочь ребенку преодолеть свой страх и застенчивость, свою робость и неуверенность, помочь поверить в свои силы и добиться хорошего результата своей деятельности. Вот это и будет настоящим успехом, потому что ребенок шагнет вперед в своем личностном развитии. В современной начальной школе происходит активное обновление целей, содержания и методов образования. Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых  и полноценных условий для личностного развития каждого ребенка, формирования активной позиции учащегося в учебном процессе. Ее решение особенно актуально для начального звена школьного обучения, поскольку учебная деятельность в данный период является ведущей в психическом развитии детей 7 – 10 лет. Дети по своей природе исследователи, с радостью и удивлением открывающие для себя окружающий мир. Им интересно все. Поддерживать стремление ребенка к самостоятельной деятельности, способствовать развитию интереса к экспериментированию, создавать условия для исследовательской деятельности – задачи, которые стоят перед начальной школой.

           Учебная исследовательская деятельность – это специально организованная творческая деятельность учащихся, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью, результатом которой является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений.

         В своей работе применяю проектный и исследовательский методы обучения. Что же такое проект?

         Проект – организационная форма работы, которая  ориентирована на изучение законченной учебной темы или учебного раздела и составляет часть стандартного учебного курса.  

        Способы проектно-исследовательской деятельности:  в рамках урочной деятельности – со всеми учащимися,  а  в рамках дополнительного образования с детьми, которые проявили желание и сильную заинтересованность в таком виде работы. Какова цель учебного проекта?

           Цель проекта – развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся.

Какие задачи ставит учитель для достижения цели проекта?

Задачи:

1.Формирование позитивной самооценки, самоуважения.

2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:

умение вести диалог;

координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;

способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;

3.Формирование социально адекватных способов поведения.

Виды учебных исследований:

-по количеству участников: индивидуальные (самостоятельные), групповые, коллективные;

-по месту проведения: урочные, внеурочные;

по времени: кратковременные или долговременные;

-по теме: предметные, свободные.  

Формы и методы исследовательской деятельности в начальной школе:

-общеисследовательские методы (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация)

-эмпирические (наблюдение, опыт, эксперимент, экскурсия)

Умения и навыки в процессе работы над проектом или исследованием:

1.Мыследеятельностные:

выдвижение идеи (мозговой штурм).

2. Проблематизация:

целеполагание, формулировка предположения (гипотезы), обоснованный выбор способа или метода, пути в деятельности, планирование своей деятельности, самоанализ, рефлексия.

2.Презентационные:

построение устного доклада (сообщения) о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации (продукта) результатов деятельности, изготовление предметов наглядности, подготовка письменного отчёта о проделанной работе.

3.Коммуникативные:

слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы.

4. Поисковые:

находить информацию по каталогам, контекстный поиск, в гипертексте, в Интернет, формулирование ключевых слов.

5. Информационные:

структурирование информации, выделение главного, приём и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение, поиск.

6. Проведение инструментального эксперимента:

организация рабочего места, подбор необходимого оборудования, подбор и приготовление материалов (реактивов), проведение собственно эксперимента, наблюдение хода эксперимента, измерение параметров, осмысление полученных результатов.

Последовательность работы над проектом:

1. Беседа, где выдвигаются проблемные ситуации.

2. Выбор проблемы (Самый важный и сложный момент. Дети младшего школьного возраста самостоятельно выдвинуть проблему не могут. Здесь необходима помощь учителя.)

3. Выбор темы проекта по поставленной проблеме.

4. Определение цели и задач проекта.

5. Составление плана работы над проектом.

6. Сбор информации: анализ предметной и дополнительной литературы, опрос, использование коммуникативных источников, посещение музеев, выставок, библиотек.

7.     Индивидуальные или групповые сообщения для одноклассников и их обсуждение.

8.     Подведение итогов, составление  портфолио (папка документов).

9.     Защита проекта.

           Исследовательский метод  обучения предполагает организацию процесса выработки новых знаний. Принципиальное отличие исследования от проектирования состоит в том, что исследование не предполагает создание какого-либо заранее планируемого объекта, даже его модели или прототипа. Исследование, по сути, - процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности. При организации проектно-исследовательской деятельности приходится учитывать интересы и возможности детей каждой возрастной группы и использовать соответствующие методические приемы. Помощь учителям и ученикам оказывает автор методики исследовательского обучения младших школьников А.И.Савенков.

Уже с первого класса он предлагает учить детей методам  исследовательской деятельности:

«подумать самостоятельно»;

«спросить у другого человека»;

«посмотреть в книгах»;

«посмотреть по телевизору»;

«получить информацию у компьютера»;

«понаблюдать»;

«провести эксперимент»;

«связаться со специалистом».

               Работа по развитию исследовательских умений должна проходить в классе постоянно, как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Учитель должен использовать уроков с целью формирования умений исследовательской деятельности, постоянно использовать исследовательский метод в преподавании тем.

           Необходимо помогать  учащимся  видеть смысл их творческой исследовательской деятельности, видеть в этом возможность реализации собственных талантов и возможностей, способ самореализации и самосовершенствования.

          Учитель должен способствовать созданию творческой, рабочей атмосферы, поддерживать интерес к исследовательской деятельности.

           Одна из  задач учителя – поощрять творческие проявления учащихся, стремление к творческому поиску. Важно, чтобы они не боялись допустить ошибку, воздерживаться от негативных оценок. Задача учителя – не подавлять желания, порывы, творческие идеи учащихся, а поддерживать и направлять их. Суждения «ты сделал неправильно, ты совсем не старался, не думал…» блокируют желание работать, двигаться дальше. Каждому ученику необходимо дать возможность ощутить свои силы, поверить в себя, утверждает Т.Я. Шпикалёва .

          Для развития творческих способностей,  к которым относятся и исследовательские, нужен творчески работающий учитель, стремящийся к созданию творческой, рабочей обстановки и обладающий определенными знаниями и подготовкой для  ведения занятий по исследовательской деятельности.

           Обучение исследовательским умениям должно осуществляться на доступном для детского восприятия уровне, само исследование быть посильным, интересным и полезным.

            В процессе работы над проектами и исследовательскими работами могут возникнуть трудности объективного характера. Это связанно с рядом возрастных особенностей. В работе над проектами необходимо участие взрослых, в той мере, которое необходимо детям. Практика показывает, что совместная проектная деятельность предоставляет такие возможности, которые ведут к сплочению детско – взрослого союза. Совместная проектная деятельность  детей младшего школьного возраста, педагогов, родителей создает ситуацию успеха, радости, удовлетворения, способствует формированию чутких взаимоотношений между родителями, детьми, учителями».

         Использование данных методов предполагает отход от авторитарного стиля обучения, но вместе с тем предусматривает хорошо продуманное, обоснованное сочетание методов, форм и средств обучения.

А для этого учителю необходимо:

-Владеть всем арсеналом исследовательских, поисковых методов, уметь организовать исследовательскую самостоятельную работу учащихся;

-Уметь организовывать и проводить дискуссии, не навязывая свою точку зрения, не подавляя учеников своим авторитетом;

-Устанавливать и поддерживать в группах, работающих над проектом деловой, эмоциональный настрой, направляя учащихся на поиск решения поставленной проблемы;

-Уметь интегрировать содержание различных предметов для решения проблем выбранных проектов.

       Хочется добавить, что «проектное обучение не должно вытеснять классно-урочную систему и становиться некоторой панацеей, его следует использовать как дополнение к другим видам обучения».

        Я придерживаюсь мнения, что каждый проект, исследовательская работа достойны  рассмотрения, уважения.

На наших уроках представление работ скорее «рабочее», нет помпезности, театральности, некоторые из них занимали по длительности на уроке 4-5 минут, а некоторые длились около  10 минут. Присутствие моментов  «необычности» (элементы одежды, музыка) в представлении работ  обусловлено задачами проектов, исследований и они носили «чисто рабочий характер».

Во внеурочной деятельности мы использовали и выпуск газет, и проведение презентаций, и разыгрывали мини–сценки, на некоторые занятия приглашали родителей, так как позволяло время, выбирая ту форму работы, которая была необходима и интересна  ребятам. Также  считаю, что  любое бальное выражение оценки результатов исследовательской деятельности в начальных классах не должны иметь места, так как учащиеся должны чувствовать себя успешными, они только учатся проводить исследования, любое их достижение уже продвижение вперед, выполнить исследовательскую работу – значит самим постигать новое. Следовательно, никто другой так, как сам ребенок, не сможет почувствовать, увидеть, оценить свой труд. Но это вовсе не означает бесконтрольность данной деятельности. С целью преодоления подобных проблем педагог, учащиеся, другие участники  могут высказывать  оценочные суждения, имеющие форму пожелания, совета, провести рефлексию своей работы.

Рассмотрим проектную деятельность по классам.

 1 класс:

Подготовительный этап (творческие работы  рисунки, устные рассказы.

Сбор информации по плану, составленному совместно с учителем.

Темы близкие и значимые («Моё имя», «Моя семья», «Моё любимое животное», «Я умею», «Я и моё имя», «Осенние листья».

2 класс.

Цель: развитие умений определять тему исследования, анализировать, сравнивать, формулировать выводы, оформлять результаты исследования; поддержание инициативы, активности и самостоятельности школьников.

Формы и способы в урочной деятельности:

-учебная дискуссия

-наблюдения по плану

-рассказы детей и учителя

-упражнения на развитие способов мыслительной деятельности

-мини-исследования

Во внеурочной деятельности:

-экскурсии,

-индивидуальное составление моделей и схем,

-мини-доклады,

-ролевые игры,

-эксперименты.

3 и 4 классы:

Дальнейшее накопление представлений об исследовательской деятельности, средства и способы, осознание логики исследования, развитие исследовательских умений.

 Цели: увеличении сложности учебно-исследовательских задач, постановка и решение самими школьниками учебно-исследовательских задач, развернутость и осознанность рассуждений, обобщений и выводов.

Формы и способы:

-мини-исследования,

-уроки-исследования,

-групповая работа,

-ролевые игры,

-самостоятельная работа,

-коллективное выполнение и защита исследовательских работ («Так вот ты какая, каша», «Земля наш общий дом, но не все хозяева в нем»  «В чае я души  не чаю»),

-составление энциклопедий,

-наблюдение,

-анкетирование,

-эксперимент и другие.

Таким образом, основные характеристики метода учебного проекта как:

-Личностно – ориентированного;

-Обучающего взаимодействию в группе и групповой деятельности;

-Развивающего умения самовыражения, самопрезентации и рефлексии;

-Формирующего навыки самостоятельности в мыслительной, практической и волевой сферах;

-Воспитывающего целеустремленность, ответственность, инициативность и творческое отношение к делу;

-Интегрирующего знания, умения и навыки из разных дисциплин;

-Здоровьесберегающего

на практике полностью подтвердились. Организовав поисково – исследовательскую работу в начальной школе, мы оказываем ученику поддержку при выполнении заданий  за курс общеобразовательной школы, так как учим самостоятельно учиться.    

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектно-исследовательская деятельность на уроках и внеурочных занятиях

СтатьяПроектно – исследовательская  деятельность   на уроках и   внеурочных занятияхНаджафова Е.Н.В школьном возрасте дети проводят большую часть своего времени с нами, учителями....

Обобщение опыта работы по использованию проектной и исследовательской деятельности для активизации познавательного интереса и творческой деятельности учащихся начальных классов

Обобщение материала по работе над проектной и исследовательской деятельностью учащихся начальных классов. В тексте отражены формы и методы используемые мной во внеурочной деятельности. ...

Использование проектной и исследовательской деятельности в начальной школе (из опыта работы)

Проектная деятельность - неотъемлемая часть реализации ФГОС нового поколения...

Статья Проектно-исследовательская деятельность на уроках и внеурочных занятиях в начальной школе

В статье представлены приемы работы по организациитворческой деятельности учащихся в проектах....

Обобщение опыта по теме:«Проектная и исследовательская деятельность во внеурочной работе»

В данном материале представлена работа с младшими школьниками во внеурочное время по таким направлениям как исследовательская и проектная деятельность....