Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя начальных классов МБОУ «Редкодубская средняя общеобразовательная школа» Ардатовского муниципального района Республики Мордовия Рязановой Елены Александровны.
учебно-методическое пособие (3 класс) по теме

Рязанова Елена Александровна

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта

учителя начальных классов  МБОУ «Редкодубская средняя общеобразовательная школа»

Ардатовского  муниципального района Республики Мордовия

Рязановой Елены Александровны.

       Педагогическая проблема, над которой я работаю «Развитие познавательной активности на уроках математики».                             

1. Актуальность и перспективность опыта.

             

 Выбор моей методической темы – неслучаен.  Актуальность исследования данной проблемы обусловлена тем, что в последнее время отмечен спад интереса к предмету. Обучение счету, навыкам вычислений, решение логических задач – это основные знания, которые необходимы не только в начальной школе, но и в старшем звене, а также обязательной во внеурочной и внешкольной жизни. Сегодня начальное образование призвано решать свою главную задачу: закладывать основу формирования учебной деятельности ребенка - систему учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат. Помочь учащимся в полной мере проявить свои способности, развивать инициативу, самостоятельность – одна из важнейших задач современной школы. А успешная реализация этой задачи во многом зависит от сформированности у учащихся познавательных интересов. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта

учителя начальных классов  МБОУ «Редкодубская средняя общеобразовательная школа»

Ардатовского  муниципального района Республики Мордовия

Рязановой Елены Александровны.

       Педагогическая проблема, над которой я работаю «Развитие познавательной активности на уроках математики».                             

1. Актуальность и перспективность опыта.

             

 Выбор моей методической темы – неслучаен.  Актуальность исследования данной проблемы обусловлена тем, что в последнее время отмечен спад интереса к предмету. Обучение счету, навыкам вычислений, решение логических задач – это основные знания, которые необходимы не только в начальной школе, но и в старшем звене, а также обязательной во внеурочной и внешкольной жизни. Сегодня начальное образование призвано решать свою главную задачу: закладывать основу формирования учебной деятельности ребенка - систему учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат. Помочь учащимся в полной мере проявить свои способности, развивать инициативу, самостоятельность – одна из важнейших задач современной школы. А успешная реализация этой задачи во многом зависит от сформированности у учащихся познавательных интересов. 

            В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, в «Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников» математика рассматривается как средство, способствующее личностному развитию ученика, его умению адаптироваться в обществе, решающее задачу воспитания ответственного, инициативного и компетентного гражданина. В названных документах признается необходимость формирования у учащихся образовательных компетенций, основополагающих математической грамотности, логики мышления, нестандартности математического мышления          

            Каждого ребенка можно научить считать, однако не все дети полноценно воспринимают и осознают сущность выполнения задания, что требует совершенствования и изменения подходов к организации деятельности младших школьников, осмысления процесса формирования основ математической грамотности.

            Практическая значимость данной проблемы заключается в том, чтобы научить своих учеников самостоятельно приобретать знания, логически  мыслить, быть востребованным и успешным.

2. Концептуальность опыта.

 Сегодня начальное образование призвано решать свою главную задачу: закладывать основу формирования учебной деятельности ребенка - систему учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат. Помочь учащимся в полной мере проявить свои способности, развивать инициативу, самостоятельность – одна из важнейших задач современной школы. Общеизвестно, что обучение математике не сводится только к сообщению определенных фактов и отработке специальных навыков и умений. Оно призвано развивать познавательные и творческие способности ребенка, должно способствовать развитию любознательности, творческого мышления учащихся. Уместно в связи с этим привести слова М. Монтена: «Мозг, хорошо устроенный, стоит больше, чем мозг, хорошо наполненный».
Для того, чтобы обучение на самом деле проявляло развивающий эффект, необходимо соблюдать одно универсальное условие – развивающий субъект должен быть включен в активную деятельность и общение.
Активизация познавательной деятельности учащихся – одна из самых основных задач учителя. Среди всех мотивов учебной деятельности самым действенным является познавательный интерес, возникающий в процессе учения. Он не только активизирует умственную деятельность в данный момент, но и направляет её к последующему решению различных задач. Устойчивый познавательный интерес формируется разными средствами. Одним из них является занимательность. Занимательный математический материал рассматривается и как одно из средств, обеспечивающих рациональную взаимосвязь работы учителя на занятиях и вне их.  Такой материал можно включать в основную часть урока по формированию элементарных  математических представлений или использовать в  конце его, когда наблюдается снижение  умственной активности детей.  Элементы занимательности вызывают у детей богатое своими последствиями чувство удивления, помогает им усвоить любой учебный материал.

3. Наличие теоретической базы опыта.

Проблема развития познавательной активности рассматривалась в различных трудах педагогов и психологов. Она нашла свое отражение в трудах Б.В.Ананьева, А.Л.Леонтьева, Л.И.Божович, Г.И.Щукиной, Н.Г.Морозовой, В.А.Крутецкого. Теоретическую основу опыта составляют:

идеи Г. И. Щукиной, которая отмечала, что идея развития познавательного интереса – ценный мотив учения, идея активизации познавательной деятельности учащихся – необходимое условие для воспитания их познавательного отношения к миру;

Концепция УМК «Школа России» авторского коллектива ученых (М.И.Моро, А.А.Плешаков, В.П. Канакина и др.), которая в полной мере отражает идеологические, методологические и методические основы ФГОС;

4. Ведущая педагогическая идея опыта.

        Понимая значимость обучения математики  в образовании, воспитании и развитии детей, я ищу пути повышения качества обучения на каждом уроке. Работа учителя должна быть систематической и регулярной. Только тогда она может дать положительный результат. Преподавание в школе не может сводиться только к тому, что бы вооружить учащихся определенным запасом знаний. Необходимо добиться высокого уровня мышления, с тем, чтобы учащиеся могли в дальнейшем самостоятельно расширять и углублять свои знания, находить решения в новых ситуациях. Поэтому важно обучать школьников основным приемам умственной деятельности, сформировать у них умение анализировать и сопоставлять факты, делать обобщения. Математика, как никакой другой предмет способна выполнять эту задачу. Математическое образование является обязательной и неотъемлемой частью общего образования на всех ступенях школы. Среди важнейших вопросов совершенствования обучения основам наук следует выделить активизацию познавательной деятельности школьников в процессе обучения математике. Это результат действия, прежде всего, усиления роли математики в развитии науки, техники, производства и вызванного математизацией (почти всех областей деятельности человека) значительного повышения требований к уровню математической подготовки школьников.

Одной из главных задач учителя является формирование и развитие навыков изучения математики, элементов культуры учения и мышления. Для этого необходимо детально проработать содержательный аспект обучения и отобрать из всего многообразия методов, форм, технологий такие, которые приведут учащихся к усвоению понятийных компонентов программы обучения, позволят развивать познавательные способности учащихся, их активность в учебной деятельности, а также обеспечат формирование и развитие коммуникативных компетенций учащихся. С целью развития у учащихся интереса к предмету, развитию познавательной активности младшего школьника в своей работе я использую различные педагогические технологии. Все они предполагают создание условий, способствующих проявлению самостоятельности учащихся при овладении учебным материалом.

Технология проблемного обучения позволяет формировать познавательные интересы учащихся. В проблемном обучении на общее обсуждение ставится вопрос - тема. Средством создания любой проблемной ситуации в учебном процессе является учебные проблемы (проблемная задача, проблемное задание, проблемный вопрос). Каждая учебная проблема подразумевает противоречие. Я считаю, что именно противоречие между познавательными и практическими задачами, которые выдвигаются самим ходом обучения, и наличным уровнем знаний, умений и навыков учащихся, уровнем их умственного развития, служит движущей силой обучения. 

Информационно-коммуникативные технологииСовременные интерактивные средства обучения позволяют интенсифицировать многие традиционные виды учебно-познавательной деятельности, облегчить понимание учащихся сути изучаемых зависимостей или отношений, превратить работу на уроке в увлекательное занятие по открытию нового.  Для развития познавательной активности  на уроках, учащиеся занимаются на образовательном портале « УЧИ.РУ».  При проведении уроков использую компьютерные презентации на различных этапах урока: для проведения устного счёта, в качестве тренажёра при формировании вычислительных навыков, для осуществления самоконтроля, при проведении физкультминуток. Кроме того, с помощью презентаций можно использовать разнообразные формы организации познавательной деятельности: фронтальную, групповую, индивидуальную.

Дифференцированное обучение. Решить проблему обучения учащихся с различным уровнем подготовки мне позволяет технология уровневой дифференциации, которая предполагает, что любое новое знание должно опираться на субъективный опыт ученика, на его склонности, интересы, ценности. Применение его вызывает интерес к изучению предметов, развивает их способности, необходимые навыки и умения, активизирует речемыслительную деятельность.

Нетрадиционные уроки.  Детям нравятся нетрадиционные уроки. На мой взгляд, нетрадиционный урок не только может, но и должен быть использован в начальной школе, так как является одним из действенных способов активизации учебной деятельности. Наиболее распространенные типы нетрадиционных уроков: урок-сказка, урок-КВН, урок-путешествие, урок-спектакль, урок-викторина, урок-игра, урок-аукцион, урок-конференция, урок-соревнование, урок-эстафета... Нетрадиционные уроки чаще имеют место при проверке и обобщении знаний учащихся, закреплении и повторении

5. Оптимальность и эффективность средств.

         Положительные результаты дают внеурочная деятельность с использованием ЭОРов, Детей воодушевляют математические конкурсы, олимпиадные задания в которых они часто занимают призовые места. Например: на образовательном портале «УЧИ ,РУ», работая, дети видят результат работы в поощрительных баллах, которые в последствии оцениваются грамотами. Участие в онлайн-олимпиадах так же придает стимул  работе ребенка.

В моей работе огромную помощь оказывают родители. Они являются не только финансовыми спонсорами  при проведении платных конкурсов по предметам, но и стараются их организовать сами. Это тоже очень сильно  влияет на активность ребенка.

                   

    6. Результативность опыта.

С моей точки зрения, проблема активизации познавательной деятельности является одной из сложнейших задач в педагогической практике. Решение этой проблемы зависит от того, на получение какого именно результата ориентируется учитель в своей работе. Критерием деятельности является конечный результат: либо дать ученику лишь набор по предмету, либо сформировать личность, готовую к творческой деятельности.

Я считаю, что творческая деятельность учащихся не ограничивается приобретением нового. Работа будет творческой, познавательной, когда в ней проявляется замысел учащихся, ставятся новые задачи и самостоятельно решаются при помощи приобретенных знаний. Решение интересных, занимательных задач воспитывает устойчивый интерес к изучению математики.

Могу сказать, что на уроках проводимых по новым педагогическим технологиям, высокая результативность, активность ребят возрастает, развиваются познавательные творческие способности, воспитывается чувство коллективизма, ответственности что достигается тем, что ребята могут проявить свои способности, не боясь услышать критику в свой адрес, видя в учителе коллегу, товарища. На таких уроках тёплая атмосфера, располагающая к интересной, плодотворной работе.

7. Возможность тиражирования.

Опытом своей работы я делилась на заседаниях методического объединения учителей начальных классов школы и на педагогическом совете школы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя начальных классов МБОУ "Лицей № 4" Рузаевского муниципального района Республики Мордовия

Одна из особенностей преподавательской деятельности заключается в том, что учитель  закладывает фундамент личности задолго до того, как это осознанно самим объектом воспитания и я, как учитель на...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя начальных классов МБОУ "Лицей № 4" Рузаевского муниципального района Республики Мордовия

Одна из особенностей преподавательской деятельности заключается в том, что учитель  закладывает фундамент личности задолго до того, как это осознанно самим объектом воспитания и я, как учитель на...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя начальных классов МБОУ "Лицей № 4" Рузаевского муниципального района Республики Мордовия

Одна из особенностей преподавательской деятельности заключается в том, что учитель  закладывает фундамент личности задолго до того, как это осознанно самим объектом воспитания и я, как учитель на...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя начальных классов МБОУ "Лицей № 4" Рузаевского муниципального района Республика Мордовия

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя начальных классов МБОУ "Лицей № 4" Рузаевского муниципального района  Республика Мордовия...

ПУБЛИЧНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ СОБСТВЕННОГО ИННОВАЦИОННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ МБОУ «ЖУКОВСКАЯ СОШ» ЗУБОВО-ПОЛЯНСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ ПАНИШКИНОЙ СВЕТЛАНЫ АЛЕКСЕЕВНЫ.

ПУБЛИЧНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ СОБСТВЕННОГО ИННОВАЦИОННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ МБОУ «ЖУКОВСКАЯ  СОШ» ЗУБОВО-ПОЛЯНСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ  ПАНИШКИНОЙ СВЕТЛАНЫ АЛ...