Сказкотерапия как средство развития творческого мышления младших школьников
статья на тему


Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_skazkoterapiya.docx23.3 КБ

Предварительный просмотр:

СКАЗКОТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.

Чорман Э.Ш. Учитель начальных классов МБОУ «СОШ №2» г.Симферополя

Введение. На сегодняшний день современное общество ставит завышенные требования к уровню развития человека и личности. Это связано со сложными условиями роста социальной конкуренции, в которых современному человеку просто необходимо творчески мыслить, применять накопленные знания и навыки только с креативной стороны. Из этого следует, что проблема формирование творческого мышления младших школьников носит и социальный характер.

Формулировка цели статьи.  Выявить эффективность использования сказкотерапии в процессе развития творческого мышления младших школьников.

Названные в статье рекомендации и  выводы по применению на уроках сказкотерапии как средство развития творческого мышления получены на основе анализа и обобщения опыта зарубежных и отечественных специалистов в области психологии и педагогики. В своей работе мы опирались на исследования таких психологов и педагогов как: А.Л.Венгер, Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева, И.В.Вачков, В.А.Сухомлинский, О.Я.Савченко, М.М.Зиновкина, А.В.Шегаева, Р.С.Немов и многие другие.

Изложение основного материала.  Изучение уровня развития мышления младших школьников несет за собой огромный практический и теоретический интерес. Известный психолог Р.С.Немов под мышлением подразумевал движение идей, подразумевающий раскрытие сути вещей, итогом которого выступает не образ, а идея или мысль. Также мышление может рассматриваться как особая практическая и теоретическая деятельность, предполагающая систему операций и действий познавательного, исследовательского и преобразовательного характера [3,c.235]. Множеством исследователей этой проблемы пришли к выводу о том, что если ребенок в младшем школьном возрасте не овладевает определенными мыслительными операциями, то в звене средней и высшей школы такого ребенка можно отнести к ряду неуспевающих. На сегодняшний день одной из актуальных проблем является проблема формирования творчески активной личности. По мнению А.Л.Венгера под творчеством младшего школьника принято рассматривать самостоятельную постановку ребенком ряда исследовательских и познавательных задач, формулировку гипотез по их решению, самостоятельный поиск наиболее эффективных вариантов решения задач [2,c.60]. Творческая ориентация воспитания и обучения способствует формированию творческого мышления младших школьников. В.Г.Рындак считает, что творческое мышление характеризуется умением к постановке и решению проблем креативным и нетрадиционным способом, при этом создавать определенно новый продукт, который отличается неповторимостью и оригинальностью,         уникальностью [4,c.37].

Сказка представляет собой один из любимейших жанров детей, которая также является и уникальным средством, создающим благоприятные условия для развития творческого мышления у детей. В ходе анализа сказка требует от ребенка определенного рода рассуждений, тем самым косвенно осуществляется обучение и развитие младшего школьника. Еще великим нашим соотечественником В.А.Сухомлинским было отмечено, что сказка является свежим ветром, раздувающим огонек детской мысли и речи, так как ребенку свойственно мыслить образами, а в свою очередь клетки детского мозга могут функционировать только притом условии, когда образ выступает объектом восприятия и осмысления [6,c.33-34].

Анализируя содержание сказки и установление младшим школьником связи содержания, младший школьник учится мыслить, находить поучительный аспект. Именно поэтому сказкотерапию можно рассматривать и как инструмент развития, так как в процессе придумывания, слушания и обсуждения  сказки у младшего школьника развивается основные механизмы принятия и поиска решений.

Сказкотерапия- это воспитательная система, предметом которой является процесс воспитания внутреннего мира младшего школьника.  Сказкотерапия включает в себя ряд задач таких как: гармонизация внутреннего мира младшего школьника, развитие способности преодолевать страхи и трудности, снижение уровня тревожности и агрессивности, выявление и развитие творческих способностей, формирование умения выражать эмоции. Для сказкотерапии характерно выполнение таких функций как: креативная, социализирующая, терапевтическая, культурно-этническая  и эмоциональная [7, c 30-35] .

Развитие творческого мышления путем применения сказкотерапии на уроках в начальных классах напрямую связано с нравственной составляющей сказки. Именно по этой причине одним из важнейших условий развития творческого мышления младших школьников является эмоциональные переживания ребенка. Задача перед учителем на данном этапе состоит в том, чтобы быть готовым принять любые эмоциональные реакции ученика, достучаться до глубины его души.

На уроках в начальной школе обычно используют дидактические сказки, которые создаются учителями для систематизации учебного материала. В этом случае используемые символы и зачастую понятия одушевляются, зачастую это могут быть цифры, буквы и арифметические действия, создается иллюзорный воображаемый мир, в котором обитают герои сказки. Дидактическая сказка позволяет скомпоновать и преподнести почти весь учебный материал, поставить проблемные ситуации и т.д.

При работе с дидактическими сказками учителю необходимо придерживаться определенного алгоритма построения сказки [1,c.45-48]:

  1. Введение в сказочную страну, в которой проживают одушевленные символы. Включает небольшой рассказ о повседневной жизни героев, их жизненных правилах и устоях.
  2. Разрушение благополучия, в качестве которого может выступить введение в сказку злых сказочных персонажей, негативное эмоциональное состояние, вымышленные стихийные бедствия и т.д.
  3. Просьба ребенка спасти героев, вернуть в вымышленную страну благополучие и т.д.

При построении дидактической сказки учителю необходимо учитывать ряд принципов работы со сказками [5,c.65-66]:

  1. Осознанность, которая подразумевает осознанность младшим школьником причинно-следственных связей в сказке по ходу сюжета, понимание о выполняемой роли каждого персонажа. Младший школьник должен с легкостью ответить на такие вопросы как: что произошло и по какой причине? кому это событие было выгодно и необходимо? Задача учителя заключается в объяснении младшим школьникам о взаимосвязи событий с сказке, ученики должны усвоить закономерность о том, что события вытекают плавно друг из друга, о закономерности главных героев и т.д.
  2. Множественность, сутью которой является понимание младшим школьником о том, что одно и то же событие может иметь несколько значений и смыслов. Задача учителя заключается в том, чтобы показать младшему школьнику событие со всевозможных сторон.
  3. Связь сказки с реальностью, заключается в первую очередь с тем, что каждая сказка должна нести определенный жизненный урок для учеников. Учитель должен при разработке урока учитывать и прорабатывать сказку с той позиции, с которой жизненный урок будет отражаться в реальной жизни младшего школьника.

Проанализировав целый ряд психологических показателей можно прийти к такому выводу, что наиболее оптимальным возрастом для начала педагогического воздействия на развитие творческого мышления ребенка является младший школьный возраст. Сказки представляют собой прекрасное средство для развития творческого мышления младший школьников, так как сказка является кладезем человеческой мудрости и жизненного опыта. В младшем школьном возрасте ребенок еще не способен к операциям логического мышления, но сказки заставляют ребенка мыслить и рассуждать и косвенно еще и обучает его. Сказка ставит перед младшим школьником нравственные проблемы и побуждает их решить. Каждый персонаж сказки имеет определенный моральный оттенок и совершает определенные поступки, в свою очередь помогая младшему школьнику усвоить информацию, необходимую в его дальнейшей жизни.

        

Литература:

  1. Вачков И.В. Сказкотерапия: Развитие самосознания через психологическую сказку. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.; Ось-89, 2007. - 144 с.
  2. Венгер Л.А., Венгер А.Л. Домашняя школа мышления. -М.:Знание, 1984.- 400с.
  3. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. Заведений: 4-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Кн. 1: Общие основы психологии. - 688 с.
  4. Рындак В.Г. Творчество. Краткий педагогический словарь. –М. «Педагогический вестник», 2001г.-84 с.
  5. Савченко О.Я. Современный урок в начальных классах / А.Я. Савченко. — М.: Магистр-S, 1997. — 256 с.
  6. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям / В.А. Сухомлинский / Избранные произведения: в 5-ти т. — М.: Просвещение, 1976. — Т. 3.
  7. Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева Практикум по сказкотерапии. — СПб.: ООО «Речь», 2000. - 310с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческие задания как средство развития творческих способностей младших школьников на уроках математики

Современные социально-экономические условия побуждают систему образования уделять внимание проблеме творчества и формированию творческой личности в процессе обучения и воспитания. На протяжении многих...

Творческий отчет по теме: «Развитие творческого мышления младших школьников на уроках математики»

Творческий отчет по теме:«Развитие творческого мышления младшихшкольников на уроках математики»...

Дивергентные задачи — средство развития творческого мышления младших школьников

В наше время система школьного образования подчинена глобальной задаче - интеллектуальному развитию личности. Постоянно увеличивающийся поток информации требует особого внимания к развитию мыслительны...

«Проблемные ситуации как средства развития творческого мышления младших школьников на уроках математики по системе Л.В.Занкова».

Актуальность данной темы в том, что именно проблемные ситуации, направленные на развитие творческого мышления, активизируют такие качества личности какнаходчивость,сообразительность,способность к нест...