Методическая разработка: «ТВОРЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ НА БАЗЕ АВТОМОДЕЛЬНОГО СПОРТА»
методическая разработка на тему

Бельский Георгий Андреевич

1.     Характеристика проблемной ситуации

       В 2016 году численность детей и подростков в Санкт-Петербурге составила более  860 тысяч человек. Количество учреждений дополнительного образования, спортивных школ, клубов сократилось до 132, по программам автомодельных кружков и секций работают только 5 (ЦДЮТТ «Охта», ДДЮТ Выборгского района, ДЮТ Пушкина, ГДТЮ и ЦТТ «Мотор»), а в полном объеме (участие и проведение соревнований как для новичков,  так и для спортсменов-разрядников) – только 3. Между тем, интерес детей и, особенно, подростков к техническим видам спорта и к технике вообще всегда был большим, да и воспитательная роль подобной деятельности не вызывает сомнений.

 

      Разработка и реализация данной программы ориентирована на те проблемы, которые стоят сегодня перед детьми и подростками и строятся с учетом психологических особенностей  детского и подросткового возраста, среди которых следует прежде всего выделить следующие личностные проблемы:

      - непризнание ближайшим окружением;

      - отсутствие понимания, эмоциональной поддержки, чуткости, внимания   со стороны родителей, взрослых, значимого окружения;

      - отверженность, аутсайдерство;

      - неуверенность в себе, заниженная или завышенная самооценка;

      - социальная или личная незащищенность.

Необходимо учитывать, что эти проблемы становятся источником протестных, саморазрушающих и асоциальных форм поведения, заставляют подростка самоутверждаться путем физического и морального доминирования над более слабыми сверстниками.

Низкий уровень физической и психической культуры. Ухудшение здоровья детей в силу:

      - неблагоприятной экологической ситуации;

      - деформации образа жизни как следствие низкого уровня физической культуры населения  (в частности алкоголизм и наркомания, в том числе детские);

      - низкого уровня физической и психической культуры родителей;

      - неразвитости оздоровительных форм проведения досуга.

Отсутствие социально предназначенных мест для общения и для самореализации.

Подобное положение стимулирует :

-интенсивное развитее неинституционных форм жизни в сфере досуга, в которых подросток пытается восполнить дефицит условий самореализации;

 - усиливает деструктивные, разрушающие культуру и личность процессы, асоциальные и противоправные формы поведения.

 Социально-культурные  проблемы, носителями которых являются сегодня дети и подростки, связаны с:

      - снижением моральных критериев во взаимоотношениях;

      - неразвитой способностью к состраданию, сопереживанию, эмпатии;

      - девальвацией ценности образования, труда;

 

      - отсутствием интереса к культурному наследию, истории своего края;

      - разрушением духовно-нравственной атмосферы в семье;    

      - ростом криминальной активности и отклоняющихся форм поведения.

Особенностями интересующей нас возрастной и статусной группы, снижающими социально-педагогический эффект реализуемых проектов являются психологические черты, составляющие «подростковый синдром» - максимализм, негативизм, нетерпимость.

2.Актуальность данной проблемы.

      В настоящее время существует множество программ, связанных с утверждением здорового образа жизни, с воспитанием патриотизма, экологической культуры, техническим творчеством и т.д. Но, в большинстве своем эти программы традиционные, программы не приспособленные к новым рыночным отношениям и не способные решать  в новых условиях наиболее значимые социально-культурные и личностные проблемы детей и подростков, а потому требуется разработка новых технологий, способствующих созданию условий для полноценного проведения досуга, самовыражения и самоутверждения детей и подростков.

Смысл данной программы состоит в том, чтобы предоставить ребенку, подростку условия для самовыражения, признания со стороны сверстников и значимого окружения, эмоциональной поддержки и внимания со стороны родителей и взрослых на протяжении длительного времени – начиная от 6 – 7 летнего возраста и заканчивая переходом к самостоятельной трудовой деятельности – 18-20 лет. Программа использует новые формы, интересные как для детей, так и их родителей. Строится она с ориентацией на ребенка как на объект и субъект творческой деятельности.

      Главная черта в психологии подростка – формирование более высокого уровня самосознания, понимаемое обычно на осознании себя, своих качеств, достоинств и недостатков, а наиболее эффективно это может произойти в непосредственной деятельности, предпринемаемой совместно со взрослыми (педагоги и спортсмены – конкуренты) и сверсниками, которая и осуществляется в ходе выполнения данной программы.

      Осуществление программы способствует развитию коллективизма, умению работать в команде, ответственности, инициативы, развитию мышления и трудолюбия, умению преодолевать препятствия, выходить из сложных проблемных ситуаций. Через заинтересованность ребят в технических видах спорта программа позволяет приобщить ребят к технике, ознакомить их с азами конструирования и технологии обработки материалов и, в результате помочь основным формам образования получить технически грамотную творческую личность.

 3.Цели и задачи программы.

      Цель: творческое развитие детей и подростков, овладение ими технических знаний и навыков, разрешение, минимизация или профилактика личностных и социально-культурных проблем детей и подростков с помощью реализации, социального признания и самоутверждения.

      Задачи:

      - создание организационных и педагогических условий для технического творчества детей и подростков;

      - формирование организационных и социально-педагогических условий для самореализации, социального признания и самоутверждения подростков;

 - создание стройной и гибкой системы мероприятий, позволяющей плавно, от более простого к сложному пройти путь совершенствования в техническом творчестве;

      - пропаганда технических видов спорта и здорового образа жизни;

      - патриотическое воспитание,

  - обучение современным технологиям путем применения в изготовлении моделей;

   - получение навыков личной безопасности и умения ориентироваться в экстремальной ситуации, характерной для спортивного состязания

   - развитие мышления и трудолюбия;

  - воспитание чувства ответственности, самостоятельности, инициативы;

  - повышение коммуникативной культуры (развитее навыков поведения в коллективе, расширение круга интересов, формирование социальных ценностных ориентаций).

4. Форма реализации проекта.

      Программа объединяет работу двух объединений модельного отделения ЦДЮТТ «Охта» - "Конструкторская лаборатория" и "Автомодельный спорт". Приступить к занятиям можно в любом возрасте, начиная с 8 лет. Верхнего предела ограничения возраста в автомодельном спорте нет.

      Формирование личности начинается с самого раннего возраста. Поэтому концепция непрерывного развития научно-технического творчества учащихся определяет первый этап как этап обучения, объединяющий дошкольное и начальное общее образование. Здесь тенденция всестороннего развития личности является основой. Общая задача этого этапа – помочь раскрыть имеющиеся творческие наклонности, обеспечив для этого соответствующие условия. Каждый ребенок должен получить возможность ознакомиться с различными аспектами созидательного творчества. Это своеобразный этап профессиональной ориентации в широком смысле этого слова, когда ребенок методом проб начинает определять наиболее значимые для себя стороны творческой деятельности(1).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tvorcheskoe_razvitie_detey_na_baze_avtomodelnogo_sporta.docx24.52 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

центр детского (юношеского) технического творчества

Красногвардейского района «Охта»

Методическая разработка

«ТВОРЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ НА БАЗЕ АВТОМОДЕЛЬНОГО СПОРТА»

Автор проекта:

Бельский Г.А.

Санкт-Петербург

2016 г.

1.     Характеристика проблемной ситуации

       В 2016 году численность детей и подростков в Санкт-Петербурге составила более  860 тысяч человек. Количество учреждений дополнительного образования, спортивных школ, клубов сократилось до 132, по программам автомодельных кружков и секций работают только 5 (ЦДЮТТ «Охта», ДДЮТ Выборгского района, ДЮТ Пушкина, ГДТЮ и ЦТТ «Мотор»), а в полном объеме (участие и проведение соревнований как для новичков,  так и для спортсменов-разрядников) – только 3. Между тем, интерес детей и, особенно, подростков к техническим видам спорта и к технике вообще всегда был большим, да и воспитательная роль подобной деятельности не вызывает сомнений.

      Разработка и реализация данной программы ориентирована на те проблемы, которые стоят сегодня перед детьми и подростками и строятся с учетом психологических особенностей  детского и подросткового возраста, среди которых следует прежде всего выделить следующие личностные проблемы:

      - непризнание ближайшим окружением;

      - отсутствие понимания, эмоциональной поддержки, чуткости, внимания   со стороны родителей, взрослых, значимого окружения;

      - отверженность, аутсайдерство;

      - неуверенность в себе, заниженная или завышенная самооценка;

      - социальная или личная незащищенность.

Необходимо учитывать, что эти проблемы становятся источником протестных, саморазрушающих и асоциальных форм поведения, заставляют подростка самоутверждаться путем физического и морального доминирования над более слабыми сверстниками.

Низкий уровень физической и психической культуры. Ухудшение здоровья детей в силу:

      - неблагоприятной экологической ситуации;

      - деформации образа жизни как следствие низкого уровня физической культуры населения  (в частности алкоголизм и наркомания, в том числе детские);

      - низкого уровня физической и психической культуры родителей;

      - неразвитости оздоровительных форм проведения досуга.

Отсутствие социально предназначенных мест для общения и для самореализации.

Подобное положение стимулирует :

-интенсивное развитее неинституционных форм жизни в сфере досуга, в которых подросток пытается восполнить дефицит условий самореализации;

 - усиливает деструктивные, разрушающие культуру и личность процессы, асоциальные и противоправные формы поведения.

 Социально-культурные  проблемы, носителями которых являются сегодня дети и подростки, связаны с:

      - снижением моральных критериев во взаимоотношениях;

      - неразвитой способностью к состраданию, сопереживанию, эмпатии;

      - девальвацией ценности образования, труда;

      - отсутствием интереса к культурному наследию, истории своего края;

      - разрушением духовно-нравственной атмосферы в семье;    

      - ростом криминальной активности и отклоняющихся форм поведения.

Особенностями интересующей нас возрастной и статусной группы, снижающими социально-педагогический эффект реализуемых проектов являются психологические черты, составляющие «подростковый синдром» - максимализм, негативизм, нетерпимость.

2.Актуальность данной проблемы.

      В настоящее время существует множество программ, связанных с утверждением здорового образа жизни, с воспитанием патриотизма, экологической культуры, техническим творчеством и т.д. Но, в большинстве своем эти программы традиционные, программы не приспособленные к новым рыночным отношениям и не способные решать  в новых условиях наиболее значимые социально-культурные и личностные проблемы детей и подростков, а потому требуется разработка новых технологий, способствующих созданию условий для полноценного проведения досуга, самовыражения и самоутверждения детей и подростков.

Смысл данной программы состоит в том, чтобы предоставить ребенку, подростку условия для самовыражения, признания со стороны сверстников и значимого окружения, эмоциональной поддержки и внимания со стороны родителей и взрослых на протяжении длительного времени – начиная от 6 – 7 летнего возраста и заканчивая переходом к самостоятельной трудовой деятельности – 18-20 лет. Программа использует новые формы, интересные как для детей, так и их родителей. Строится она с ориентацией на ребенка как на объект и субъект творческой деятельности.

      Главная черта в психологии подростка – формирование более высокого уровня самосознания, понимаемое обычно на осознании себя, своих качеств, достоинств и недостатков, а наиболее эффективно это может произойти в непосредственной деятельности, предпринемаемой совместно со взрослыми (педагоги и спортсмены – конкуренты) и сверсниками, которая и осуществляется в ходе выполнения данной программы.

      Осуществление программы способствует развитию коллективизма, умению работать в команде, ответственности, инициативы, развитию мышления и трудолюбия, умению преодолевать препятствия, выходить из сложных проблемных ситуаций. Через заинтересованность ребят в технических видах спорта программа позволяет приобщить ребят к технике, ознакомить их с азами конструирования и технологии обработки материалов и, в результате помочь основным формам образования получить технически грамотную творческую личность.

 3.Цели и задачи программы.

      Цель: творческое развитие детей и подростков, овладение ими технических знаний и навыков, разрешение, минимизация или профилактика личностных и социально-культурных проблем детей и подростков с помощью реализации, социального признания и самоутверждения.

      Задачи:

      - создание организационных и педагогических условий для технического творчества детей и подростков;

      - формирование организационных и социально-педагогических условий для самореализации, социального признания и самоутверждения подростков;

 - создание стройной и гибкой системы мероприятий, позволяющей плавно, от более простого к сложному пройти путь совершенствования в техническом творчестве;

      - пропаганда технических видов спорта и здорового образа жизни;

      - патриотическое воспитание,

  - обучение современным технологиям путем применения в изготовлении моделей;

   - получение навыков личной безопасности и умения ориентироваться в экстремальной ситуации, характерной для спортивного состязания

   - развитие мышления и трудолюбия;

  - воспитание чувства ответственности, самостоятельности, инициативы;

  - повышение коммуникативной культуры (развитее навыков поведения в коллективе, расширение круга интересов, формирование социальных ценностных ориентаций).

4. Форма реализации проекта.

      Программа объединяет работу двух объединений модельного отделения ЦДЮТТ «Охта» - "Конструкторская лаборатория" и "Автомодельный спорт". Приступить к занятиям можно в любом возрасте, начиная с 8 лет. Верхнего предела ограничения возраста в автомодельном спорте нет.

      Формирование личности начинается с самого раннего возраста. Поэтому концепция непрерывного развития научно-технического творчества учащихся определяет первый этап как этап обучения, объединяющий дошкольное и начальное общее образование. Здесь тенденция всестороннего развития личности является основой. Общая задача этого этапа – помочь раскрыть имеющиеся творческие наклонности, обеспечив для этого соответствующие условия. Каждый ребенок должен получить возможность ознакомиться с различными аспектами созидательного творчества. Это своеобразный этап профессиональной ориентации в широком смысле этого слова, когда ребенок методом проб начинает определять наиболее значимые для себя стороны творческой деятельности(1).

Форма подведения итогов реализации программы:

Оценка умения и мастерства учащегося – соревнования, конкурсы и выставки. В год планируется провести 5 – 7 мероприятий, в которых можно оценить уровень знаний и умения учащихся каждого года обучения.

Программа предполагает занятия в автомодельной секции начиная с 10 – 11 – летнего возраста, но разнообразие объектов изготовления позволяет справиться с моделью и 8 – 9 – летнему ребёнок, прошедшему подготовку в секции начального технического моделирования и быть  достаточно интересным для 12 – 13 – летнего подростка. Верхнего возрастного предела не существует. На освоение программы предполагается затрачивать по 144 часа в группе первого и второго года обучения и 216 часов в группе третьего годов обучения. Образовательный процесс проходит в форме подготовки моделей к соревнованиям различного уровня и выступлений в состязаниях начиная с простейших моделей внутри коллектива (3 ступени обучения), городских соревнований в классе моделей ЭЛ-2 (2) ( 3-4 ступени обучения), городским соревнованиям среди юношей и взрослых ( 4-5 ступени обучения)

С моделями с двигателями внутреннего сгорания и заканчивая международными соревнованиями по автомодельному спорту (8).

Заключительная ступень программы – этап профессиональной подготовки. Современный уровень развития технических видов спорта и автомодельного в частности требует от желающих добиться успеха фундаментальных знаний в различных вопросах науки и техники и профессионального мастерства конструктора, технолога, мастера по подготовке производства, станочника, слесаря-лекальщика, сборщика-юстировщика точных механизмов, жестянщика и маляра.

Именно этот комплекс и именно в этом техническом виде спорта обеспечивает наиболее многогранную подготовку профессионала.

Ожидаемые результаты освоения программы:

      Предполагается, что по окончании курса обучения учащиеся должны иметь познания в области конструирования и обработки металлов, основам теории автомобиля и двигателя внутреннего сгорания. У учащихся сформированы устойчивые навыки в основах слесарного дела, обработке металлов резанием, пайке, электромонтаже, работе со стеклопластиком.

Форма подведения итогов реализации программы:

      Оценка знаний, умения и мастерства учащихся – соревнования различного уровня. В год планируется проведение семи соревнований внутри коллектива для учащихся II, III и IV ступени обучения с моделями с электродвигателем. Лучшие учащиеся в составе команды ЦТТ «Мотор» участвуют в четырех городских соревнованиях в классе моделей ЭЛ-2, организуемых городским методическим объединением по автомодельному спорту.

    Учащиеся III и IV ступеней обучения, подготовившие модели с двигателями внутреннего сгорания, участвуют в трех городских соревнованиях среди взрослых и в первенстве и чемпионате России. В случае финансовой возможности организуются поездки на международные соревнования среди юношей по автомодельному спорту «Кубок Балтии» и Первенства сопредельных государств среди юношей по автомодельному спорту.

          По окончании каждого года обучения учащимся вручаются свидетельства о прохождении курса соответствующей ступени.

После завершения обучения учащиеся могут продолжать соревнования в рамках автомодельного спорта, выступая в соревнованиях различного уровня.

Общие принципы организации процесса на всех ступенях следующие:

      - обучение проводится в группах;

      - количество учащихся в группе не более 12 человек;

      - ЦТДЮТТ «Охта» предоставляет помещение, необходимое оборудование для образовательного процесса и все материалы для изготовления моделей;

      - все изготавливаемое детьми уносится ими домой (исключая сложные модели с двигателями внутреннего сгорания), поэтому все домашние видят «овеществленный результат» занятий своих детей;

      - исходя из предположения об индивидуальной предрасположенности к техническому творчеству делается попытка ограничить число детей, переходящих с одной ступени на другую. При  общем ограничении числа часов это приводит к увеличенному количеству новичков, что помогает выполнению одной из целей программы – дать технические знания и задатки творчества как можно большему количеству детей;

      - соревнования являются неотъемлемой частью учебного процесса;

      - любые изменения в конструкции изготавливаемого изделия, предлагаемые ребенком или подростком, должны быть воплощены, даже в том случае, если это ухудшит какие-либо свойства изделия. Преподаватель обязан приложить силы для обеспечения изменения материалами и комплектующими изделиями. В данной ситуации приоритет должен отдаваться признанию ценности учащегося как личности, его права на проявление своих способностей и ответственности за принимаемое решение [4 ], т.е. в конечном итоге гуманизации образования;

      - на всех ступенях подготовки, кроме первой (в ее начале) работа строится сугубо индивидуально, т.е. каждый учащийся делает модель, отличающуюся от других. Рамками разнообразия могут быть лишь ограничения, полагаемые Правилами [6 ] и Положениями ГМО по АМС [5 ].

5. Программа предполагает занятия с детьми и подростками различного возраста, поэтому на различных ступенях творческой лестницы цели и задачи адаптированы к возрасту, а, следовательно, и к знаниям и навыкам учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока физической культуры "Зимние Олимпийские виды спорта"

Программа по физической культуре состоит из трёх разделов: «Основы знаний», «Способы деятельности», «Физическое совершенствование». В школах необходимо организовывать занятия трех видов с использовани...

Методическая разработка урока английского языка по теме «Виды спорта» в 2 классе.

Данный урок является уроком овладения новыми знаниями, первый урок на изучение темы «Виды спорта»На уроке были реализованы следующие принципы:-  принцип направленности обучения на комплексное реш...

Методическая разработка творческого задания на тему: «Поздравительная открытка к 8 марта», 1 класс

Разработка предназначена для учителей, работающих в начальной школе....

Методическая разработка по развитию познавательных процессов детей с ОВЗ для начальной школы

 Цель: работа направлена на коррекцию и развитие уровня познавательных процессов (восприятия, внимания, память, логического мышления); развитие пространственной ориентации, зрительно-прост...

Методическая разработка «Система обучения детей творческому конструированию из бумаги»

В любом возрасте ребенку трудно выделить предпочтительный интерес к какому-либо одному виду искусства. Необходимо дать ему возможность попробовать свои силы в работе с различными изобразительными...

Методическая разработка по развитию регулятивных умений у детей с ТНР на уроках литературного чтения

Методическая разработка по развитию регулятивных умений у детей с ТНР на уроках литературного чтения...

Методическая разработка по развитию наглядно-образных представлений детей с интеллектуальными нарушениями на уроках «Альтернативного чтения»

У детей с интеллектуальными нарушениями имеются определенные индивидуальные особенности в степени сформированности наглядно-образных представлений. Этот комплекс направлен на развитие наглядно-образны...