Программа дополнительного образования "В гостях у Каиссы"
рабочая программа на тему

Тербова Евгения Викторовна

«Шахматы – это не только спорт - они делают человека мудрее и дальновиднее, помогают объективнее оценить сложившуюся ситуацию, просчитать на несколько «ходов» вперёд» (В.В. Путин в послании участникам Чемпионата мира).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon v_gostyah_u_kaissy_1-3_klassy.doc326 КБ

Предварительный просмотр:

Общеразвивающая программа

дополнительного образования

физкультурно-спортивного направления

«В гостях у Каиссы»

1-3 классы

                                                             Педагог дополнительного образования:

                                                    Тербова Евгения Викторовна

2016-2019 уч. гг

СОДЕРЖАНИЕ

1. Пояснительная записка...........................................................................................3

2. Общая характеристика курса..................................................................................6

3. Ценностные ориентиры содержания курса ...............................................................8

4. Ожидаемые результаты изучения  курса ....................................................................8

5. Личностные и метапредметные результаты изучения курса…….…….………….8

6. Планируемые результаты изучения курса …………..………………….……….....9

7. Содержание курса ………………...............................................................................10

8. Тематическое планирование …………………………………………………….17

9. Материально - техническое обеспечение............................................................23

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа  разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:

  • Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273-ФЗ;
  • Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения начального общего образования приказ МО и науки РФ от 06. 10. 2009г. №373  «Об утверждении и введении в действие ФГОС начального общего образования» (зарегистрировано в Минюсте РФ 22.12. 2009г. № 315785);
  • Федерального базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утверждённым приказом Минобразования РФ №1312 от 09.03.2004 с учётом внесённых  изменений приказами  Министерства образования и науки РФ от 30.08.2010 № 889, от 03.06.2011 № 1994, от 01.02.2012 № 74;
  • Концепция модернизации дополнительного образования детей  Российской Федерации;
  • Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в ОУ;
  • Письмо Министерства образования РФ от 2.04.2002 г. № 13-51-28/13 «О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в ОУ»;
  • Методические рекомендации о расширении деятельности детских и молодёжных объединений в ОУ (Письмо Минобразования России от 11.02.2000 г. № 101/28-16);
  • Авторская программа Сухина И.Г. «Шахматы – школе».

«Шахматы – это не только спорт - они делают человека мудрее и дальновиднее, помогают объективнее оценить сложившуюся ситуацию, просчитать на несколько «ходов» вперёд» (В.В. Путин в послании участникам Чемпионата мира).

В центре современной концепции общего образования лежит идея развития личности ребёнка, формирование его творческих способностей, воспитание важных личностных качеств. В настоящее время, когда весь мир вступил в эпоху компьютеров и информационных технологий, особенно большое значение приобретает способность быстро и разумно разбираться в огромном объеме информации, умение анализировать её и делать логические выводы. Всему этому и многому другому способствует процесс обучения игре в шахматы.

Программа позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков - сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям. Стержневым моментом занятий становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в занятия игровых ситуаций, чтение дидактических сказок и т. д.

Поэтому новизна данной программы состоит в том, что она направлена на организацию содержательного досуга учащихся, удовлетворение их потребностей в активных формах познавательной деятельности и обусловлена многими причинами: рост нервно-эмоциональных перегрузок, увеличение педагогически запущенных детей. 

Исследования, проведённые современными российскими психологами Л. Венгером, В. Давыдовым, В. Мухиной и др., свидетельствуют о том, что возможности маленького человека велики и путём специально организованного обучения можно сформировать у  младших школьников такие знания и умения, которые ранее считались доступными лишь детям значительно более старших возрастов.

Актуальность программы обусловлена тем, что в начальной школе происходят радикальные изменения: на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности младших школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей. Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость.

Цель программы:

Создание условий для личностного и интеллектуального развития учащихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы.

Задачи:

  • ознакомить с историей шахмат;
  • обучить правилам игры;
  • познакомить с шахматными терминами, шахматными фигурами и шахматным кодексом;
  • познакомить с обозначением горизонталей, вертикалей, полей, шахматных фигур;
  • научить ориентироваться на шахматной доске;
  • научить правильно помещать шахматную доску между партнёрами; правильно расставлять фигуры перед игрой; различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
  • познакомить с ценностью шахматных фигур, сравнительной силой фигур;
  • научить играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами;
  • сформировать умение рокировать, объявлять шах, ставить мат;
  • сформировать умение решать элементарные задачи на мат в один ход;
  • сформировать умение записывать шахматную партию;
  • сформировать умение проводить элементарные комбинации;
  • создать условия для формирования и развития ключевых компетенций  учащихся (коммуникативных, интеллектуальных, социальных);
  • формировать универсальные способы мыслительной деятельности (абстрактно-логическое мышление, память, внимание, творческое воображение, умение производить логические операции);
  • развивать восприятие, внимание, воображение, память, мышление,  начальные формы волевого управления поведением (сохранять выдержку, критическое отношение к себе и к сопернику), прививать навыки самодисциплины;
  • способствовать воспитанию волевых качеств, самосовершенствования и самооценки;
  • воспитывать потребность в здоровом образе жизни.

 Основные методы обучения:

  • На начальном этапе преобладают наглядный, игровой и репродуктивный методы. Они применяется при знакомстве с шахматными фигурами, изучении шахматной доски, обучении правилам игры, реализации материального перевеса.
  • Большую роль играют общие принципы ведения игры на различных этапах шахматной партии, где основным методом становится продуктивный. Для того чтобы реализовать на доске свой замысел, учащийся овладевает тактическим арсеналом шахмат, вследствие чего формируется следующий алгоритм  мышления:  анализ позиции - мотив - идея - расчёт - ход. Продуктивный метод играет большую роль и в дальнейшем при изучении дебютов и основ позиционной игры, особенно при изучении типовых позиций миттельшпиля и эндшпиля.
  • При изучении дебютной теории основным методом является частично-поисковый.
  • Наиболее эффективно изучение дебютной теории осуществляется в том случае, когда большую часть работы ребенок проделывает самостоятельно.
  • На более поздних этапах в обучении применяется творческий метод, для совершенствования тактического мастерства учащихся (самостоятельное составление позиций, предусматривающих определённые тактические удары, мат в определённое количество ходов и т.д.).
  • Метод проблемного обучения. Разбор партий мастеров разных направлений, творческое их осмысление помогает ребёнку выработать свой собственный подход к игре.

Использование этих методов предусматривает, прежде всего, обеспечение самостоятельности детей в поисках решения самых разнообразных задач.

Формы занятий: групповые, индивидуальные, парные, коллективные, самостоятельные, индивидуально-обособленные.

Методы проведения занятий: рассказ педагога, показ, упражнения, тренировки, приучение детей к игре. 

Формы подведения итогов:

  1. Доклады.
  2. Проектные работы
  3. Сеансы одновременной игры.
  4. Конкурсы по решению шахматных задач.

Для раскрытия уровня знаний, умений и навыков, приобретённых учащимися проводится своего рода зачёт, который включает в себя:

  • вопросы по теории и истории шахмат,
  • игра с руководителем кружка,
  • соревнование, в котором участвуют все занимающиеся.

Данные по уровню усвоения программы воспитанниками заносятся в таблицу, где основными критериями диагностики являются: знание истории шахмат и правил проведения соревнований, владение тактическими приёмами и умение комбинировать, умение строить стратегические планы, знание основных принципов разыгрывания дебюта и эндшпиля, умение анализировать позиции, участие в мероприятиях, умение работать самостоятельно, соблюдение правил этикета.

Диагностика успешности овладения учащимися содержания программы проводится следующим образом: устный опрос изученного теоретического материала, проверка тетрадей с решениями задач, а также проверка конкретных дидактических заданий индивидуально у каждого занимающегося на шахматной доске, тестирование, контрольные задания на решение задач, кроссворды, викторины. 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА

Шахматы – это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное, эффективное средство их умственного развития.

Они выполняют сразу несколько функций.

- Познавательная: играя в шахматы, ребёнок научится мыслить, логически рассуждать, просчитывать свои действия, предвидеть реакцию соперника, сравнивать. Малыш узнает много нового и интересного. Кроме того, игра способствует развитию фантазии и творческих способностей.

- Воспитательная: придя в школу, многие дети не могут усидеть на одном месте и сосредоточиться на уроках. Шахматы же вырабатывают выдержку, собранность, внимательность. Дети учатся самостоятельно принимать решения и спокойнее относиться к неудачам.

- Физическая: сидеть долго за доской очень трудно. Надо обладать большим запасом сил и выносливости. Поэтому у всех гроссмейстеров есть тренеры по физической подготовке.

Сейчас шахматы стали профессиональным видом спорта, к тому же все детские соревнования носят  спортивную направленность. Поэтому развитие личности ребёка происходит через шахматную игру в ее спортивной форме. Спорт вырабатывает в человеке ряд необходимых и требуемых в обществе качеств: целеустремлённость, волю, выносливость, терпение, способность к концентрации внимания, смелость, расчёт, умение быстро и правильно принимать решения в меняющейся обстановке и т.д.    Шахматы, сочетающие в себе также элементы науки и искусства, могут вырабатывать в учащихся эти черты более эффективно, чем другие виды спорта. Формирование этих качеств нуждается, безусловно, в мотивации, а в шахматах любое поражение и извлечённые из него уроки способны создать у ребёнка сильнейшую мотивацию к выработке у себя определенных свойств характера. Ребёнок, обучающийся этой игре, становится собраннее, самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах.

О социальной значимости шахмат, их возрастающей популярности можно судить по таким весомым аргументам как создание международных организаций, занимающихся популяризацией и пропагандой шахмат, проведение всемирных шахматных олимпиад и многочисленных международных соревнований. Шахматы становятся все более серьёзным занятием огромного количества людей и помогают становлению человека в любой среде деятельности, способствуя гармоничному развитию личности.  

Древние мудрецы сформулировали суть шахмат так: «Разумом одерживать победу».

Жизнь заставляет нас на каждом шагу отстаивать правильность своих воззрений, поступать решительно, проявлять в  зависимости от обстоятельств выдержку и твердость, осторожность и смелость, умение фантазировать и умение смирять фантазию. И всё это же самое требуется в шахматах. Они многогранны и  обладают огромным эмоциональным потенциалом, дарят «упоение в борьбе», но и одновременно требуют умения мобилизовать и концентрировать внимание, ценить время, сохранять выдержку, распознавать ложь и правду, критически относиться не только к сопернику, но и к самому себе.

Обучение осуществляется на основе общих методических принципов:

  • Принцип развивающей деятельности: игра не ради игры, а с целью развития личности каждого участника и всего коллектива в целом.
  • Принцип активной включённости каждого ребёнка в игровое действие, а не пассивное созерцание со стороны;
  • Принцип  доступности, последовательности и системности  изложения программного материала.

Основой организации работы с детьми в данной программе является система дидактических принципов:

  • принцип психологической комфортности - создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стресс образующих факторов учебного процесса;
  • принцип минимакса - обеспечивается возможность продвижения каждого ребёнка своим темпом;
  • принцип целостного представления о мире - при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира;
  • принцип вариативности - у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;
  • принцип творчества - процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.

 Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах организации развивающего обучения, и обеспечивают решение задач интеллектуального и  личностного развития. Это позволяет рассчитывать на  проявление у детей устойчивого  интереса к занятиям шахматами, появление умений выстраивать внутренний план действий, развивать пространственное воображение, целеустремленность, настойчивость в достижении цели, учит принимать самостоятельные решения и нести ответственность за них.

Занятия проводятся для учащихся начальных классов по 1 часу в неделю в 1 классе (всего 39 часов) и по 2 часа в неделю во 2-3 классах  (по 78 часов, всего 156 часов). Общее количество часов -  195 ч. Состав группы занимающихся постоянный, возраст —6,5- 11 лет. Срок реализации программы – 3 года.

       

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА

Ценность жизни и человека – осознание ответственности за себя и других людей, своего и их душевного и физического здоровья.

Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

Ценность добра и истины – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями.

Ценность труда и творчества – признание труда как необходимой составляющей жизни человека, творчества как вершины, которая доступна любому человеку в своей области.

Ценность социальной солидарности – обладание чувствами справедливости, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям. 

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА

  • Увеличение числа детей, охваченных организованным  досугом.
  • Рост личностного, интеллектуального и социального развития воспитанника, развитие коммуникативных способностей, инициативности, толерантности, самостоятельности.
  • Приобретение теоретических знаний и практических навыков в шахматной игре.
  • Освоение новых видов деятельности (дидактические игры и задания, игровые упражнения).

Личностные и метапредметные результаты изучения курса

Личностные результаты:

  • Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
  • Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
  • Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
  • Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
  • Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

  • Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
  • Проговаривать последовательность действий.
  • Учиться работать по предложенному учителем плану.
  • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД:

-Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

-Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.

-Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы.

-Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие шахматные объекты, как ходы шахматных фигур, сильная и слабая позиция, сила шахматных фигур.

-Преобразовывать информацию из одной формы в другую: находить и формулировать решение шахматных задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
  • Слушать и понимать речь других.
  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА

      За время обучения дети могут:

  • научиться владеть шахматной доской (уметь быстро находить шахматные поля и грамотно их называть);
  • изучить все шахматные фигуры с правилами на каждую фигуру;
  • научиться решать задачи на мат в 1 ход и записывать свои решения, а также иметь понятия о шахматной игре;
  • усвоить разнообразные шахи (открытый, двойной) и маты разными фигурами;
  • получить понятие о шахматных комбинациях и дебютных ловушках, изучить основные законы дебюта и много новых шахматных терминов;
  • научиться записывать шахматные партии, а также решать более сложные шахматные задачи и повысить уровень шахматной игры.

К концу обучения в 1 классе

Обучающиеся  будут знать:

  • шахматные термины;
  • названия шахматных фигур;
  • правила хода и взятия каждой фигуры.

Обучающиеся  будут уметь:

  • ориентироваться на шахматной доске;
  • согласовывать действия пешек с пешками, пешек с каждой фигурой, каждой фигуры друг с другом.
  • правильно помещать шахматную доску между партнёрами;
  • правильно расставлять фигуры в начальном положении;
  • различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
  • рокировать;
  • объявлять шах;
  • решать шахматные элементарные задачи.   

К концу обучения во 2 классе

Обучающиеся  будут знать:

 шахматные правила FIDE;

 обозначение горизонталей, вертикалей, полей, шахматных фигур;

 ценность шахматных фигур.

Обучающиеся  будут уметь:

 правильно вести себя за доской;

 записывать шахматную партию;

 матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, королем и ферзем, королем и ладьёй.

К концу обучения в 3 классе

Обучающиеся  будут знать:

  • принципы игры в дебюте;
  • основные тактические приёмы;
  • термины дебют, миттельшпиль, эндшпиль, темп, оппозиция, ключевые поля.

Обучающиеся  будут уметь:

  • грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте;
  • находить несложные тактические приёмы;
  • точно разыгрывать простейшие окончания.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен младшим школьникам. Большое значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность, использование приёма обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций.

Особенность программы в том, что на первом году обучения ребёнок делает первые шаги в мире шахмат. Учащиеся знакомятся с историей возникновения шахматной игры, шахматной доской, фигурами, учатся выполнять различные дидактические задания, разыгрывать положения с ограниченным количеством фигур, блоки игровых позиций на отдельных фрагментах доски.  Большое место отводится изучению "доматового" периода игры.   На занятиях используется материал, вызывающий особый интерес у детей: загадки, стихи, сказки песни о шахматах, шахматные миниатюры и инсценировки. Ключевым моментом занятий является деятельность самих детей, в которой они наблюдают за передвижением фигур на доске, сравнивают силу фигур и их позицию, делают выводы, выясняют закономерности, делают свои первые шаги на шахматной доске. 

Содержание второго года обучения  включает непосредственно обучение  шахматной игре, освоение правил игры в шахматы, а так же знакомятся с шахматной нотацией, творчеством выдающихся шахматистов.

Третий год обучения предполагает обучению решения шахматных задач.  На занятиях используются обучающие плакаты, диаграммы задачи для самостоятельного решения, загадки, головоломки по темам, лабиринты на шахматной доске, кроссворды, ребусы, шахматное лото, викторины и др., решение которых дают не только информацию о какой-либо фигуре, но и представление об ее игровых возможностях и ограничениях. Кроме этого учащимся предлагаются темы для самостоятельного изучения: «Ферзь против пешки», «Ферзь против короля» и др., занимательные рассказы из истории шахмат, тесты для проверки  полученных знаний.  

Формирование шахматного мышления у воспитанника  проходит через ряд этапов от репродуктивного повторения алгоритмов и схем в типовых положениях, до творческого применения знаний на практике, подразумевающих, зачастую, отказ от общепринятых стереотипов.

Первый год обучения

(39 часов, из расчета 1 час в неделю)

1. Шахматная доска. Шахматная доска, белые и черные поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр.

Дидактические игры и задания

  • "Горизонталь". Двое играющих по очереди заполняют одну из горизонтальных линий шахматной доски кубиками (фишками, пешками и т. п.).
  • "Вертикаль". То же самое, но заполняется одна из вертикальных линий шахматной доски.
  • "Диагональ". То же самое, но заполняется одна из диагоналей шахматной доски.

2. Шахматные фигуры. Белые, черные, ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.

Дидактические игры и задания

  • "Волшебный мешочек". В непрозрачном мешочке по очереди прячутся все шахматные фигуры, каждый из учеников на ощупь пытается определить, какая фигура спрятана.
  • "Угадайка". Педагог словесно описывает одну из шахматных фигур, дети должны догадаться, что это за фигура.
  • "Секретная фигура". Все фигуры стоят на столе учителя в один ряд, дети по очереди называют все шахматные фигуры, кроме "секретной", которая выбирается заранее; вместо названия этой фигуры надо сказать: "Секрет".
  • "Угадай". Педагог загадывает про себя одну из фигур, а дети по очереди пытаются угадать, какая фигура загадана.
  • "Что общего?" Педагог берет две шахматные фигуры и спрашивает учеников, чем они похожи друг на друга. Чем отличаются? (Цветом, формой.)
  • "Большая и маленькая". На столе шесть разных фигур. Дети называют самую высокую фигуру и ставят ее в сторону. Задача: поставить все фигуры по высоте.

3. Начальная расстановка фигур. Начальное положение (начальная позиция); расположение каждой из фигур в начальной позиции; правило "ферзь любит свой цвет"; связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур.

Дидактические игры и задания

  • "Мешочек". Ученики по одной вынимают из мешочка шахматные фигуры и постепенно расставляют начальную позицию.
  • "Да и нет". Педагог берет две шахматные фигурки и спрашивает детей, стоят ли эти фигуры рядом в начальном положении.
  • "Мяч". Педагог произносит какую-нибудь фразу о начальном положении, к примеру: "Ладья стоит в углу", и бросает мяч кому-то из учеников. Если утверждение верно, то мяч следует поймать.

4. Ходы и взятие фигур. Правила хода и взятия каждой из фигур, игра "на уничтожение", белопольные и чернопольные слоны, одноцветные и разноцветные слоны, качество, легкие и тяжелые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки.

Дидактические игры и задания

  • "Игра на уничтожение" – важнейшая игра курса. У ребенка формируется внутренний план действий, развивается аналитико-синтетическая функция мышления и др. Педагог играет с учениками ограниченным числом фигур (чаще всего фигура против фигуры). Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.
  • "Один в поле воин". Белая фигура должна побить все черные фигуры, расположенные на шахматной доске, уничтожая каждым ходом по фигуре (черные фигуры считаются заколдованными, недвижимыми).
  • "Лабиринт". Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на "заминированные" поля и не перепрыгивая их.
  • "Перехитри часовых". Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на "заминированные" поля и на поля, находящиеся под ударом черных фигур.
  • "Сними часовых". Белая фигура должна побить все черные фигуры, избирается такой маршрут передвижения по шахматной доске, чтобы белая фигура ни разу не оказалась под ударом черных фигур.
  • "Кратчайший путь". За минимальное число ходов белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски.
  • "Захват контрольного поля". Игра фигурой против фигуры ведется не с целью уничтожения, а с целью установить свою фигуру на определенное поле. При этом запрещается ставить фигуры на клетки, находящиеся под ударом фигуры противника.
  • "Защита контрольного поля". Эта игра подобна предыдущей, но при точной игре обеих сторон не имеет победителя.
  • "Атака неприятельской фигуры". Белая фигура должна за один ход напасть на черную фигуру, но так, чтобы не оказаться под боем.
  • "Двойной удар". Белой фигурой надо напасть одновременно на две черные фигуры.
  • "Взятие". Из нескольких возможных взятий надо выбрать лучшее – побить незащищенную фигуру.
  • "Защита". Здесь нужно одной белой фигурой защитить другую, стоящую под боем.
  • "Выиграй фигуру". Белые должны сделать такой ход, чтобы при любом ответе черных они проиграли одну из своих фигур.
  • "Ограничение подвижности". Это разновидность "игры на уничтожение", но с "заминированными" полями. Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.

5. Шахматная партия. Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и ее правила.

Дидактические игры и задания

  • "Шах или не шах". Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: стоит ли король под шахом или нет.
  • "Дай шах". Требуется объявить шах неприятельскому королю.
  • "Пять шахов". Каждой из пяти белых фигур нужно объявить шах черному королю.
  • "Защита от шаха". Белый король должен защититься от шаха.
  • "Мат или не мат". Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: дан ли мат черному королю.
  • "Первый шах". Игра проводится всеми фигурами из начального положения. Выигрывает тот, кто объявит первый шах.
  • "Рокировка". Ученики должны определить, можно ли рокировать в тех или иных случаях.

6.Повторение.

 Второй год обучения

(78 часов, из расчета 2 часа в неделю)

1.Повторение. Повторение программного материала, изученного за год обучения. 

2.Краткая история шахмат. Рождение шахмат. От чатуранги к шатранджу. Шахматы проникают в Европу. Чемпионы мира по шахматам.

3. Игра всеми фигурами из начального положения.    

    Шахматная партия. Начало шахматной партии. Представления о том, как начинать шахматную партию. Короткие шахматные партии.

Дидактические игры и игровые задания.

    «Два хода». Для того чтобы ученик научился создавать и реализовывать угрозы, он играет с педагогом следующим образом: на каждый ход педагога ученик отвечает двумя своими ходами подряд.

4.Шахматная нотация. Обозначение горизонталей и вертикалей, полей, шахматных фигур. Краткая и полная шахматная нотация. Запись шахматной партии. Запись начального положения.

Дидактические игры и задания

  • “Назови вертикаль”. Педагог показывает одну из вертикалей, ученики должны назвать ее (например: “Вертикаль “е”), Так школьники называют все вертикали. Затем педагог спрашивает: “На какой вертикали в начальной позиции стоят короли? Ферзи? Королевские слоны? Ферзевые ладьи?” И т. п.
  • “Назови горизонталь”. Это задание подобно предыдущему, но дети выявляют горизонталь (например: “Вторая горизонталь”).
  • “Назови диагональ”. А здесь определяется диагональ (например: “Диагональ е1  а5”).
  • “Какого цвета поле?” Учитель называет какое-либо поле и просит определить его цвет.
  • “Кто быстрее”. К доске вызываются два ученика, и педагог предлагает им найти на демонстрационной доске определенное поле. Выигрывает тот, кто сделает это быстрее.
  • “Вижу цель”. Учитель задумывает одно из полей и предлагает ребятам угадать его. Учитель уточняет ответы учащихся.

5.Ценность шахматных фигур. Ценность фигур. Сравнительная сила фигур. Достижение материального перевеса. Способы защиты.

Дидактические игры и задания

  • “Кто сильнее”. Педагог показывает детям две фигуры и спрашивает: “Какая фигура сильнее? На сколько очков?”
  • “Обе армии равны”. Педагог ставит на столе от одной до четырех фигур и просит ребят расположить на своих шахматных досках другие наборы фигур так, чтобы суммы очков в армиях учителя и ученика были равны.
  • “Выигрыш материала”. Педагог расставляет на демонстрационной доске учебные положения, в которых белые должны достичь материального перевеса.
  • “Защита”. В учебных положениях требуется найти ход, позволяющий сохранить материальное равенство.

6.Техника матования одинокого короля. Две ладьи против короля. Ферзь и ладья против короля. Король и ферзь против короля. Король и ладья против короля.

Дидактические, игры и задания

  • “Шах или мат”. Шах или мат черному королю?
  • “Мат или пат”. Нужно определить, мат или пат на шахматной доске.
  • “Мат в один ход”. Требуется объявить мат в один ход черному королю.
  • “На крайнюю линию”. Белыми надо сделать такой ход, чтобы черный король отступил на одну из крайних вертикалей или горизонталей.
  • “В угол”. Требуется сделать такой ход, чтобы черным пришлось отойти королем на угловое поле.
  • “Ограниченный король”. Надо сделать ход, после которого у черного короля останется наименьшее количество полей для отхода.

7.Достижение мата без жертвы материала. Учебные положения на мат в два хода в дебюте, миттельшпиле и эндшпиле (начале, середине и конце игры). Защита от мата.

Дидактические игры и задания

  • “Объяви мат в два хода”. В учебных положениях белые начинают и дают мат в два хода.
  • “Защитись от мата”. Требуется найти ход, позволяющий избежать мата в один ход.

8.Шахматная комбинация. Достижение мата путем жертвы шахматного материала (матовые комбинации). Типы матовых комбинаций: темы разрушения королевского прикрытия, отвлечения, завлечения, блокировки, освобождения пространства, уничтожения защиты и др. Шахматные комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Комбинации для достижения ничьей (комбинации на вечный шах, патовые комбинации и др.).

Дидактические игры и задания

  • “Объяви мат в два хода”. Требуется пожертвовать материал и дать мат в два хода.
  • “Сделай ничью”. Требуется пожертвовать материал и достичь ничьей. “Выигрыш материала”. Надо провести простейшую двухходовую комбинацию и добиться материального перевеса.

9. Повторение.

Третий год обучения

(78 часов, из расчета 2 часа в неделю)

1.Повторение. Повторение программного материала, изученного за 2-й год обучения.

2.Три стадии шахматной партии. Три стадии шахматной партии: дебют, миттельшпиль, эндшпиль. Двух – и трёхходовые партии.

3.Основы дебюта. Двух- и трёхходовые партии. Невыгодность раннего ввода в игру ладей и ферзя. Игра на мат с первых ходов. Детский мат и защита от него. Игра против “повторюшки-хрюшки”. Принципы игры в дебюте. Быстрейшее развитие фигур. Понятие о темпе. Гамбиты. Наказание “пешкоедов”. Борьба за центр. Безопасная позиция короля. Гармоничное пешечное расположение. Связка в дебюте. Коротко о дебютах.

Дидактические задания

  • “Мат в 1 ход”, “Поставь мат в 1 ход нерокированному королю”, “Поставь детский мат” Белые или черные начинают и объявляют противнику мат в 1 ход.
  • “Поймай ладью”, “Поймай ферзя”. Здесь надо найти ход, после которого рано введенная в игру фигура противника неизбежно теряется или проигрывается за более слабую фигуру.
  • “Защита от мата” Требуется найти ход, позволяющий избежать мата в 1 ход (как правило, в данном разделе в отличие от второго года обучения таких ходов несколько).
  • “Выведи фигуру” Здесь определяется, какую фигуру на какое поле лучше развить.
  • “Поставить мат в 1 ход “повторюшке”. Требуется объявить мат противнику, который слепо копирует ваши ходы.
  • “Мат в 2 хода”. В учебных положениях белые начинают и дают черным мат в 2 хода.
  • “Выигрыш материала”, “Накажи “пешкоеда”. Надо провести маневр, позволяющий получить материальное преимущество.
  • “Можно ли побить пешку?”. Требуется определить, не приведет ли выигрыш пешки к проигрышу материала или мату.
  • “Захвати центр”. Надо найти ход, ведущий к захвату центра.
  • “Можно ли сделать рокировку?”. Тут надо определить, не нарушат ли белые правила игры, если рокируют.
  • “В какую сторону можно рокировать?”. В этом задании определяется сторона, рокируя в которую белые не нарушают правил игры.
  • “Чем бить черную фигуру?”. Здесь надо выполнить взятие, позволяющее избежать сдвоения пешек.
  • “Сдвой противнику пешки”. Тут требуется так побить неприятельскую фигуру, чтобы у противника образовались сдвоенные пешки.

4.Основы миттельшпиля. Самые общие рекомендации о том, как играть в середине шахматной партии. Тактические приемы. Связка в миттельшпиле. Двойной удар. Открытое нападение. Открытый шах. Двойной шах. Матовые комбинации на мат в 3 хода и комбинации, ведущие к достижению материального перевеса на темы завлечения, отвлечения, блокировки, разрушения королевского прикрытия, освобождения пространства, уничтожения защиты, связки, “рентгена”, перекрытия и др. Комбинации для достижения ничьей.

Дидактические задания

  • “Выигрыш материала”. Надо провести типичный тактический прием, либо комбинацию, и остаться с лишним материалом.
  • “Мат в 3 хода”. Здесь требуется пожертвовать материал и объявить красивый мат в 3 хода.
  • “Сделай ничью” Нужно пожертвовать материал и добиться ничьей.

5.Основы эндшпиля. Элементарные окончания. Ферзь против слона, коня, ладьи (простые случаи), ферзя (при неудачном расположении неприятельского ферзя). Ладья против ладьи (при неудачном расположении неприятельской ладьи), слона (простые случаи), коня (простые случаи). Матование двумя слонами (простые случаи). Матование слоном и конем (простые случаи). Пешка против короля. Пешка проходит в ферзи без помощи своего короля. Правило “квадрата”. Пешка проходит в ферзи при помощи своего короля. Оппозиция. Пешка на седьмой, шестой, пятой, четвертой, третьей, второй горизонтали. Ключевые поля. Удивительные ничейные положения (два коня против короля, слон и пешка против короля, конь и пешка против короля). Самые общие рекомендации о том, как играть в эндшпиле.

Дидактические задания

  • “Мат в 2 хода”. Белые начинают и дают черным мат в 2 хода. “Мат в 3 хода”. Белые начинают и дают черным мат в 3 хода. “Выигрыш фигуры”.
  • “Квадрат”. Надо определить, удастся ли провести пешку в ферзи.
  • “Проведи пешку в ферзи”. Тут требуется провести пешку в ферзи.
  • “Выигрыш или ничья?”. Здесь нужно определить, выиграно ли данное положение.
  • “Куда отступить королем?”. Надо выяснить, на какое поле следует первым ходом отступить королем, чтобы добиться ничьей.
  • “Путь к ничьей”. Точной игрой надо добиться ничьей.

6.Шахматная комбинация. Пути поиска комбинации. Достижение мата путем жертвы шахматного материала (матовые комбинации). Типы матовых комбинаций: темы разрушения королевского прикрытия, отвлечения, завлечения, блокировки, освобождения пространства, уничтожения защиты и др. Матовые комбинации на мат в три хода. Шахматные комбинации, ведущие к достижению материального перевеса, на темы завлечения, отвлечения, блокировки, разрушения королевского прикрытия, освобождения пространства, уничтожения защиты, связки, «рентгена», перекрытия и др..

Дидактические задания

  • «Объяви мат в два хода». Требуется пожертвовать материал и объявить мат в два хода.
  • «Сделай ничью». Требуется пожертвовать материал и достичь ничьей.
  • «Выигрыш материала». Надо провести тактический прием или комбинацию и достичь материального перевеса.
  • «Мат в три хода». Здесь требуется пожертвовать материал и объявить красивый мат в три хода.

7.Повторение.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

                                             1-й год обучения (39 ч)

№ п/п

Наименование раздела, темы

Кол-во

часов

Введение (1 ч)

1

Формирование учебной группы. Вводное занятие. Инструктаж по ОТ и ТБ во время занятий.

1

Шахматная доска (7 ч)

2

«В   Стране   Шахматных Чудес».         

1

3

«Проспекты, улицы и переулки Волшебной Доски».

1

4

Волшебная шахматная доска. Горизонталь.

1

5

Волшебная шахматная доска.  Вертикаль.

1

6

Волшебная шахматная доска. Диагональ.

1

7

Центр шахматной доски.

1

8

«Ворота Каиссии».

1

Шахматные фигуры (5 ч)

9-11

Шахматные фигуры.

3

12-13

Сравнительная ценность фигур.

2

Начальная расстановка фигур (2 ч)

14

Начальная позиция.

1

15

Связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальным положением фигур.

1

Ходы и взятие фигур (21 ч)

16

«Прямолинейная, бесхитростная фигура».

1

17

«Я - Ладья».

1

18

«Совсем этот слон на слона не похож».

1

19

«Вежливые   Слоны».

1

20

Ладья против слона.

1

21

В гостях у Ферзя.

1

22

«Могучая фигура».

1

23

Ферзь против ладьи.

1

24

Ферзь против слона.

1

25

«Прыг, скок   и вбок».

1

26

«Хитрая фигура».

1

27

Конь против ладьи.

1

28

Конь против слона.

1

29

Конь против ферзя.

1

30

«Чудесная Пешка».

1

31

«Ни    шагу    назад!»

1

32

Пешка против ладьи. Пешка против слона.

1

33

Пешка против коня. Пешка против ферзя.

1

34

Куда идёт Король?

1

35

«И Король жаждет боя».

1

Шахматная партия (4 ч)

36

Шах. Мат.

1

37

Ничья. Пат.

1

38

Рокировка.

1

Повторение (1ч)

39

Повторение основных вопросов курса. Практическая игра.

1

                                             2-й год обучения (78 ч)

№ п/п

Наименование раздела, темы

Кол-во

часов

Введение (1 ч)

1

Вводное занятие. Инструктаж по ОТ и ТБ во время занятий.

1

Повторение (7 ч)

2

Шахматная доска. Вертикаль. Горизонталь.

1

3

Шахматная доска. Диагональ. Центр.

1

4-5

Шахматные фигуры.

2

6

Начальная позиция.

1

7

Шах. Мат. Ничья. Пат.

1

8

Рокировка.

1

Краткая история шахмат (4 ч)

9

Краткая история шахмат.

1

10

Краткая история шахмат. Игровая практика.

1

11

Выдающиеся шахматисты нашего времени.

1

12

Шахматные правила FIDE. Этика шахматной борьбы.

1

Игра всеми фигурами из начального положения (5 ч)  

13

Шахматная партия.

1

14

Игра всеми фигурами из начального положения.

1

15-16

Самые общие рекомендации о принципах разыгрывания дебюта. Игра всеми фигурами из начального положения.

2

17

Демонстрация коротких партий. Игра всеми фигурами из начального положения.

1

Шахматная нотация (10 ч)

18-19

Шахматная нотация. Обозначение горизонталей, вертикалей, полей.

2

20

Шахматная нотация. Запись начального положения.

1

21-22

Шахматная нотация. Обозначение шахматных фигур и терминов.

2

23

Шахматная нотация. Игровая практика (фрагмента шахматной партии).

1

24-25

Шахматная нотация. Игровая практика (с записью шахматной партии или фрагмента шахматной партии).

2

26-27

Шахматная нотация. Игровая практика (с записью шахматной партии).

2

Ценность шахматных фигур (12 ч)

28-29

Ценность шахматных фигур. Сравнительная сила фигур.

2

30-34

Ценность шахматных фигур. Достижение материального перевеса.

5

35-37

Ценность шахматных фигур. Способы защиты.

3

38-39

Способы защиты. Игровая практика.

2

Техника матования одинокого короля (8 ч)

40-41

Две ладьи против короля, «линейный» мат. Игровая практика.

2

42

Ферзь и ладья против короля. Игровая практика.

1

43

Ферзь и король против короля. Игровая практика.

1

44

Ладья и король против короля. Игровая практика.

1

45-47

Решение заданий.

3

Достижение мата без жертвы материала (12 ч)

48

Достижение мата без жертвы материала. Учебные положения на мат в два хода в эндшпиле.

1

49-50

Учебные положения на мат в два хода в эндшпиле. Весёлое слово  Цугцванг. Защита от мата. Игровая практика.

2

51

Достижение мата без жертвы материала. Учебные положения на мат в два хода в миттельшпиле.

1

52-53

Учебные положения на мат в два хода в миттельшпиле. Защита от мата. Игровая практика.

2

54

Достижение мата без жертвы материала. Учебные положения на мат в два хода в дебюте.

1

55-56

Учебные положения на мат в два хода в дебюте. Защита от мата. Игровая практика.

2

57-59

Решение заданий на мат в два хода.

3

Шахматная комбинация (12 ч)

60-61

Достижение мата путём жертвы шахматного материала (матовые комбинации). Игровая практика.

2

62-64

Типы матовых комбинаций.

3

65-66

Шахматные комбинации, ведущие к достижению материального перевеса.

2

67-69

Комбинации для достижения ничьей.

3

70-71

Решение шахматных задач.

2

Повторение (7 ч)

72-73

Повторение основных вопросов курса. Практическая игра.

2

74-75

Игра в турнире. Турнирные партии.

2

76-77

Повторение основных вопросов курса. Практическая игра.

2

78

Шахматный КВН.

1

3-й год обучения (78 ч)

№ п/п

Наименование раздела, темы

Кол-во

часов

Введение (1 ч)

1

Вводное занятие. Инструктаж по ОТ и ТБ во время занятий.

1

Повторение (6 ч)

2

Поля. Горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Ходы шахматных фигур. Шах, мат, пат. Начальное положение.

1

3

Рокировка. Превращение пешки. Взятие на проходе. Игровая практика (игра всеми фигурами из начального положения).

1

4

Варианты ничьей. Самые общие рекомендации о принципах разыгрывания дебюта. Задания на мат в один ход. Демонстрация коротких партий.

1

5

Шахматная нотация. Обозначение горизонталей, вертикалей, диагоналей, полей. Обозначение шахматных фигур и терминов. Краткая и полная шахматная нотация.

1

6

Запись шахматной партии. Ценность шахматных фигур. Пример матования одинокого короля.

1

7

Решение учебных положений на мат в два хода (с жертвой и без жертвы материала).

1

Три стадии шахматной партии (4 ч)

8-10

Три стадии шахматной партии: дебют, миттельшпиль, эндшпиль.

3

11

Двух – и трёхходовые партии. Игровая практика.

1

Основы дебюта (21 ч)  

12

Основы дебюта. Двух- и трёхходовые партии. Выявление причин поражения в них одной из сторон.

1

13

Основы дебюта. Невыгодность раннего ввода в игру ладей и ферзя.

1

14

Игра «на мат» с первых ходов партии. Детский мат. Защита.

1

15

Вариации на тему детского мата. Как отражать скороспелый дебютный наскок противника.

1

16

Основы дебюта. Другие угрозы быстрого мата в дебюте. Защита.

1

17

Основы дебюта. «Повторюшка-хрюшка» (чёрные копируют ходы белых)

1

18

«Повторюшка-хрюшка». Наказание «повторюшек».

1

19-20

Принципы игры в дебюте. Принцип быстрейшего развития фигур. Темпы. Гамбиты.

2

21

Решение заданий.

1

22

Основы дебюта. Наказания за несоблюдение принципа быстрейшего развития фигур.

1

23

«Пешкоедство». Неразумность игры в дебюте одними пешками (с исключениями из правила).

1

24

Основы дебюта. Борьба за центр.

1

25-26

Принципы игры в дебюте. Рокировка. Правила рокировки.

2

27

Принципы игры в дебюте. Гармоничное пешечное расположение.

1

28

Основы дебюта. Связка в дебюте.

1

29

Основы дебюта. Классификация дебютов.

1

30

Как изучать дебюты.

1

31

Решение заданий. Типичные комбинации в дебюте.

1

32

Типичные комбинации в дебюте (более сложные примеры).

1

Основы миттельшпиля (12 ч)

33

Основы миттельшпиля. Самые общие рекомендации о том, как играть в миттельшпиле.

1

34-35

Правила миттельшпиля. Игровая практика.

2

36

Основы миттельшпиля. Понятие о тактике. Связка в миттельшпиле.

1

37

Основы миттельшпиля. Тактические приёмы. Двойной удар.

1

38

Игровая практика.

1

39

Основы миттельшпиля. Открытое нападение.

1

40

Открытый (вскрытый) шах. Двойной шах.

1

41

Решение задания “Выигрыш материала”.

1

42

Основы миттельшпиля. Классическое наследие. «Бессмертная» партия. «Вечнозелёная» партия.

1

43

Решение заданий.

1

44

Правила миттельшпиля. Игровая практика.

1

Техника матования одинокого короля (14 ч)

45

Основы эндшпиля. Ладья против ладьи. Ферзь против ферзя. Ферзь против ладьи (простые случаи).

1

46

Основы эндшпиля. Ферзь против слона. Ферзь против коня.

1

47

Игровая практика. Решение заданий.

1

48

Ладья против слона (простые случаи). Ладья против коня (простые случаи).

1

49

Основы эндшпиля. Матование двумя слонами (простые случаи). Матование слоном и конём (простые случаи).

1

50

Основы эндшпиля. Матование слоном и конём (простые случаи).

1

51

Игровая практика.

1

52

Основы эндшпиля. Пешка против короля. Когда пешка проходит в ферзи без помощи своего короля. Правило «квадрата».

1

53

Основы эндшпиля. Пешка против короля. Белая пешка на седьмой и шестой горизонтали. Король помогает своей пешке. Оппозиция.

1

54

Игровая практика. Решение заданий.

1

55

Основы эндшпиля. Пешка против короля. Белая пешка на пятой горизонтали. Король ведет свою пешку за собой.

1

56

Основы эндшпиля. Пешка против короля. Белая пешка на второй, третьей и четвертой горизонтали. Ключевые поля

1

57

Игровая практика.

1

58

Основы эндшпиля. Удивительные ничейные положения.

1

59

Основы эндшпиля. Два коня против короля. Слон и пешка против короля. Конь и пешка против короля.

1

60

Основы эндшпиля. Самые общие рекомендации о том, как играть в эндшпиле.

1

61

Игровая практика. Решение заданий.

1

Шахматная комбинация (12 ч)

62

Понятие о шахматной комбинации. Признаки комбинации.

1

63

Пути поиска комбинации. Типичный путь нахождения комбинации по схеме «мотив – средства – тема», путь нахождения комбинации «мотив – тема – средства».

1

64

Шахматная комбинация. Матовые комбинации. Темы отвлечения и завлечения.

1

65

Шахматная комбинация. Матовые комбинации. Тема блокировки.

1

66

Шахматная комбинация. Матовые комбинации. Тема связки.

1

67

Шахматная комбинация. Матовые комбинации. Тема разрушения королевского прикрытия.

1

68

Шахматная комбинация. Матовые комбинации. Тема освобождения пространства.

1

69

Шахматная комбинация. Матовые комбинации. Тема перекрытия.

1

70

Шахматная комбинация. Матовые комбинации. Тема уничтожения защиты.

1

71

Шахматная комбинация. Матовые комбинации. Тема «рентгена». Тема «батареи».

1

72

Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема превращения пешки.

1

73

Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Сочетание тактических приемов.

1

Повторение (5 ч)

74-75

Повторение основных вопросов курса. Практическая игра.

2

76-77

Игра в турнире. Турнирные партии.

2

78

Повторение основных вопросов курса. Практическая игра.

1

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

-  список используемой литературы: 

1. Гришин В.Г., Ильин Е. Шахматная азбука. – М.: Детская литература, 1980.

2. Гончаров В. Некоторые актуальные вопросы обучения дошкольника шахматной игре. – М.: ГЦОЛИФК, 1984.

3. Зак В., Длуголенский Я. Я играю в шахматы (издание второе): Для старшего дошкольного и младшего школьного возраста. – Издательство «Детская литература», 1985.

4. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя /[А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2010.

5. «Малыши играют в шахматы» В.Г. Гришин Москва «Просвещение» 1991.

6. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / сост. Е.С.Савинов. – М.: Просвещение, 2011.

7. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / под ред. В.А.Горского – М.: Просвещение, 2011.

8. Программа «Шахматы – школе», автор А.А.Тимофеев.

9. Сухин И. Шахматы для самых маленьких. – М.: Астрель, АСТ, 2000.

10. Сухин И.Г. Программы курса "Шахматы – школе: Для начальных классов общеобразовательных учреждений". - Обнинск: Духовное возрождение, - 2011. -40 с.

11. Сухин И. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны: Учебник для 1 класса четырёхлетней и трёхлетней начальной школы. – Обнинск: Духовное возрождение, 1998.

12. Сухин И. Шахматы, первый год, или Учусь и учу: Пособие для учителя – Обнинск: Духовное возрождение, 1999.

13. Сухин И. Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем. - 2002.

14. Сухин И. Шахматы, второй год, или Учусь и учу. - 2002.

15. Сухин И.Г. Шахматы, третий год, или Тайны королевской игры.- Обнинск: Духовное возрождение, 2004.

16. Сухин И.Г. Шахматы, третий год, или Учусь и учу.- Обнинск: Духовное возрождение, 2005.

17. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011.

- наглядные пособия:

1. Демонстрационная настенная магнитная доска с комплектом шахматных фигур.

2. Настольные шахматы разных видов (или коробки с деревянными шахматами)

3. Портреты выдающихся шахматистов

4. Тренировочные диаграммы.

5. Иллюстрации, фотографии, плакаты.

- технические средства:

  1. Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.
  2. Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок.
  3. Компьютер.
  4. Мультимедийный проектор.
  5. Интерактивная доска.

- электронные образовательные ресурсы:

1. Обучающие видеокурсы.

2. Презентации.

3. Обучающие и игровые шахматные программы.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГОУ СОШ № 854 ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. БАТИК» Педагог дополнительного образования Плотникова С.Н

В ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. БАТИК» представлена пояснительная записка, в которой отражены обоснование, актуальность программы, цели и задачи, особенности возрас...

Рабочая программа по кружку юных журналистов "Умное пёрышко" программа дополнительного образования

В рамках введения ФГОСов в школе организуются кружки  по внеурочной деятельности. Представляю рабочую программу, созданную по программе внеурочной деятельности "Умное пёрышко" социального направл...

Программа дополнительного образования "Все игры в гости к нам"

Программа дополнительного образования "Все игры в гости к нам"....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей художественной направленности "Творчество мастеров"

Цель программы: Развитие творческих способностей ребенка, проявляющего интерес к техническому и художественному творчеству.Данная программа предназначена к реализации для обучающихся в возрасте 7-16 л...

Предпрофессиональное образование учащихся средней школы в рамках раздела «Архитектура» по программе дополнительного образования изостудии «Радуга»

Профессия архитектор всегда была актуальна и пользовалась уважением общества. У учащихся на начальном этапе средней школы уже есть возможность попробовать себя в этой сфере и сделать выводы и перспект...

Дополнительная общеразвивающая программа дополнительного образования детей естественнонаучной направленности «Ментальная математика»

Ментальная математика - это уникальная методика гармоничного развития умственных и творческих способностей, которая содействует более полному раскрытию интеллектуального и творческого потенциала обуча...