Занятие курса внеурочной деятельности "Я - исследователь" по теме "Воздух занимает место"
план-конспект занятия (1, 2, 3, 4 класс) по теме

Петрокина Александра Владимировна

Занятие практической направленности можно провести с учащимися 1-4-х классов. Ребята практическим путем убеждаются в том, что воздух - не пустота.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Разработка занятия490.32 КБ
Office presentation icon Презентация451.5 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\каб24\Desktop\4680_html_4be27d6d[1].jpg

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 3 г. Амурска

Амурского муниципального района Хабаровского края

Занятие курса внеурочной деятельности

«Я – исследователь»

Тема: Воздух занимает место

Петрокина Александра Владимировна,

учитель начальных классов

2016г.

Цель: подвести учащихся к выводу о свойстве воздуха: воздух занимает место

Задачи:

-провести опыты  для определения свойства воздуха убедиться опытным путем, что воздух занимает место;

- зафиксировать результаты  своих наблюдений;

-сравнить результаты наблюдений, проведенных в разных группах и сделать вывод о свойстве воздуха

Оборудование: 

комплект оборудования для проведения опытов по теме «Воздух» (бассейн с водой, стакан, носовой платок,  чашечка от плавающей свети с ватой, бутылка  целая, бутылка с отверстием, воздушный шарик – по количеству групп);

2 фартука;

2 полотенца;

скотч;  

ножницы;

2 фотоаппарата;

бейджики с ролью сотрудника лаборатории;

карты – инструкции;

таблицы с номерами станций;

ручки, цветные карандаши;

компьютер, проектор,  экран,  презентация.

(адресная ссылка на ресурс в сети Интернет: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/2014/02/17/prezentatsiya-vodolaznyy-kolokol-k-uroku-vozdukh).  

Методы работы:

-работа с информацией – чтение карт - инструкций;

-практическая работа – проведение опытов;

-наблюдения – обобщение, выводы;

-беседа – расширение знаний по теме.

План проведения занятия

  1. Постановка учебной задачи
  2. Формирование групп и распределение обязанностей в группах
  3. Изучение  заданий станций, проведение опытов, фиксирование результатов
  4. Обсуждение: сравнение результатов, формулирование вывода
  5. Информация о применении данного свойства воздуха.

Рекомендации по организации занятия: На этом занятии ребята не сидят за столами, а свободно перемещаются по классу. Ребята заходят в кабинет, где стоит нужное оборудование на одном столе. Опыты будут проводиться на других столах, там лежат карты – инструкции. Дети сами должны определить, какое оборудование им понадобиться для опыта и  самостоятельно взять его.  

Конспект занятия

  1. Постановка учебной задачи

(Беседа проводиться в круге)

Ребята, сегодня мы - исследователи в научной лаборатории.

 Наша задача: определить предмет исследования и сформулировать вывод о его свойстве.

Окружает нас всегда,

Мы им дышим без труда.

Он без запаха, без цвета.

     Угадайте, что же это? (Воздух)

Назовите известные вам свойства воздуха. (Ответы учащихся)

О каких свойствах воздуха говорилось в загадке? (Без запаха и без цвета)

Сегодня мы будем исследовать необычное свойство воздуха.

Исследования вы будете проводить на станциях самостоятельно. Карта-инструкция (Приложение 1) поможет провести опыт правильно. В ней подробно описан план работы и даны рекомендации. Внимательно наблюдайте, что будет происходить и фиксируйте свои наблюдения в карте. Проведя все опыты, расскажите, что вы наблюдали и что выяснили.

Работать будем в группах.  У каждого  в группе есть своя обязанность:

 -лаборант проводит опыт;

-корреспондент фотографирует;

-наблюдатели формулируют выводы;

-секретарь записывает наблюдения, выводы.

Обязанности можно менять.

2. Ребята распределяют обязанности, обозначают свою роль бейджем.

3) Самостоятельная работа в группах 

На картах – инструкциях указан порядок проведения опытов, но ребята могут его поменять и проводить опыты в другом порядке.

этапы

Опыты

Наблюдения

Выводы

Оборудование

1.

Водолазный колокол

Исследователи помещают носовой платок в стакан таким образом, чтобы он не выпал, если стакан перевернуть. Затем они опускают стакан отверстием вниз вертикально в воду, пока стакан не опустится на дно. Зарисовывают или записывают свои наблюдения.

Вода не попадает в стакан,  и носовой платок остается сухим.

Вода не может проникнуть в стакан, значит там нет места, в стакане  находится что –то невидимое, скорее всего - воздух.

Для каждой станции

1 емкость для воды,

1 стакан,

1 бумажный носовой платок,

скотч, ножницы

C:\Users\каб24\Desktop\петрокина воздух\PC2413540.jpgC:\Users\каб24\Desktop\петрокина воздух\PC240136.JPG

2.

Подводная лодка

Исследователи наполняют чашечку от плавающей свечи ватой и опускают на воду. Затем они располагают над этой конструкцией перевернутый стакан и опускают его под воду. Важно: надо очень внимательно и осторожно, опускать стакан под воду, чтобы он оставался расположенным строго вертикально. Зарисовывают или записывают свои наблюдения.

Чашечка с ватой опускается вниз, как в лифте, хотя стакан ее не касается.

Находящийся в стакане воздух выталкивает

воду, двигая ее вниз (туда, где есть воздух, вода проникнуть не может). Запертый в стакане воздух сдвигает воду вниз.

Для каждой станции

1 емкость для воды,

1 стакан,

1 чашечка от плавающей свечи,

1 маленькая салфетка,

немного ваты.

C:\Users\каб24\Desktop\петрокина воздух\PC2413570.jpgC:\Users\каб24\Desktop\петрокина воздух\PC2401390.jpg

3.

Переливание воздуха

Исследователи опускают стакан в воду, чтобы он полностью наполнился водой, и под водой переворачивают его отверстием вниз. Затем они опускают под воду пустую бутылку горлышком вниз и помещают горлышко под стакан. Только теперь они переворачивают бутылку так, чтобы горлышко бутылки смотрело вверх. Затем зарисовывают или записывают свои наблюдения.

При переворачивании бутылки воздух начинает выходить в виде различимых воздушный пузырей, которые поднимаются в стакан. Стакан все больше заполняется воздухом, а вода постепенно вытесняется из стакана. В бутылке уровень воды повышается.

Воздух можно переливать из одной емкости в другую. Воздух требует места и вытесняет воду.

Для каждой станции

1прозрачная емкость для воды,

1 стакан,

1 маленькая бутылка

C:\Users\каб24\Desktop\петрокина воздух\PC2401400.jpg

4.

Надувание воздушного шарика

Дети помещают воздушный шарик в бутылку

без отверстия и пытаются его надуть. При этом они должны полностью взять горлышко бутылки в рот, чтобы воздух из бутылки не мог выходить наружу. Затем они помещают тот же шарик в бутылку с отверстием и снова пытаются его надуть. Теперь шарик надувается. Затем обсуждают и зарисовывают/ записывают свои наблюдения

Сначала шарик не надувается совсем или надувается очень слабо. Когда шарик помещается в бутылку с отверстием, он хорошо надувается. Если зажать отверстие в бутылке пальцем, то шарик не будет дальше надуваться.

Там, где воздух заперт, нельзя надуть воздушный шарик.

Воздух препятствует надуванию шарика

Для каждой станции:

1 пустая бутылка с отверстием и   1 пустая бутылка без отверстия ,  1маленький воздушный шарик

C:\Users\каб24\Desktop\петрокина воздух\PC2401430.jpgC:\Users\каб24\Desktop\петрокина воздух\PC2413690.jpg

5.

Что закрывает воронку

Дети держат воронку над стаканом, наполняют ее водой и наблюдают. Затем они плотно вставляют воронку в бутылку и снова наполняют ее водой. Они обсуждают и зарисовывают/записывают результаты наблюдений.

Если держать воронку над стаканом, вода протекает через нее. Если же воронка плотно вставлена в бутылку, то вначале в бутылку просачивается немного воды, а затем вода

перестает протекать (или в нее попадают только отдельные капли).

Туда, где заперт воздух, не может проникнуть вода.

Для каждой станции

1 пустая бутылка с дыркой в крышке,

1 воронка,

стакан с водой,

1 салфетка

4) Обсуждение (подведение итогов наблюдений).

Представители от каждой  группы озвучивают результаты наблюдений, зафиксированные   в картах по каждому опыту отдельно.  

C:\Users\каб24\Desktop\2015-01-13\001.jpgC:\Users\каб24\Desktop\2015-01-13\003.jpg

C:\Users\каб24\Desktop\2015-01-13\002.jpgC:\Users\каб24\Desktop\2015-01-13\004.jpg

Общий вывод наблюдений: воздух занимает место. 

Повсюду вокруг нас находится воздух - в пустых бутылках, стаканах и в этом помещении. Там, где есть воздух, не может быть ничего другого. Поэтому, например, в наших опытах в бутылку или стакан не проникает вода. Воздух требует места, хотя он и невидим. C:\Users\каб24\Desktop\петрокина воздух\PC240148.JPG

5) Информация о применении  данного свойства воздуха.

Водолазный колокол существует уже более двух тысяч лет. Известный ученый древности, Аристотель, описывал его так: в «воду опускают сосуды отверстием вниз, так воздух не может улетучиться» Слайд 2 . Сосуды надо медленно опускать на дно и следить, чтобы они оставались стоящими вертикально. Как вы понимаете «вертикально»? Покажите.

При наклоне, внутрь попадет вода. Сосуды назвали «водолазными колоколами», потому что часто они имели форму колокола. В таком водолазном колоколе сидели или стояли люди. Их погружали под воду. Посмотрите на слайд 3. На древней картине изображено использование «водолазного колокола». Опустившись на дно моря, люди делали вдох, задерживали воздух и выходили из колокола наружу, чтобы, например, искать жемчуг или затонувшие сокровища. Когда им снова нужно было вдохнуть, они возвращались обратно в колокол. Таким образом, они могли некоторое время работать под водой. Когда они хотели, чтобы их вытащили наверх, они снова садились или становились в колокол, дергали за шнур, который был привязан к корабельному колоколу, и их поднимали на поверхность моря.

-Почему в водолазном колоколе, нельзя было оставаться под водой сколь угодно долго?  (Предположения ребят)

Когда люди дышали в водолазном колоколе, воздух в нем «вырабатывался»: кислорода становилось мало, поскольку в колокол неоткуда было поступать свежему воздуху. От этого у людей кружилась голова, и их срочно нужно было поднимать на поверхность воды.

Со временем водолазный колокол улучшили, направив в него через шланг свежий воздух. Слайд 4. Теперь работать на дне моря можно дольше. Водолазные колокола использовали также, чтобы ремонтировать под водой корабли, строить мосты и тоннели. Позже стали применять так называемые кессоны, в которых работать на дне водоемов могли несколько человек. Слайд 5. При строительстве знаменитого Бруклинского моста в Нью-Йорке было установлено, что слишком быстрый подъем наверх по окончании подводных работ приводит к заболеванию людей. Это заболевание получило название «кессонной болезни». Кессонами и сегодня пользуются при работах под водой.

Список используемой литературы:

  1. Мёллер Корнелия. Воздух и атмосферное давление. Комплект лабораторного оборудования: Руководство для учителя. Адаптированный перевод с немецкого. – М.: ИНТ., 2009г.  – 351с.
  2. Сайт «Социальная сеть работников образования nsportal.ru»  Выдолоб Татьяна Николаевна,  презентация "Водолазный колокол" к уроку "Воздух занимает место " http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/2014/02/17/prezentatsiya-vodolaznyy-kolokol-k-uroku-vozdukh 

Ресурс:

http://lit-yaz.ru/literatura/4680/index.html

Приложение 1C:\Users\каб24\Desktop\бланки к занятию с воздухом\001.jpg

C:\Users\каб24\Desktop\бланки к занятию с воздухом\002.jpg

C:\Users\каб24\Desktop\бланки к занятию с воздухом\003.jpg

C:\Users\каб24\Desktop\бланки к занятию с воздухом\004.jpg

C:\Users\каб24\Desktop\бланки к занятию с воздухом\005.jpg


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБОУ СОШ № 3 г. Амурска Занятие курса внеурочной деятельности «Я – исследователь» «Воздух занимает место» Петрокина А.В., учитель начальных классов январь 2016г.

Слайд 2

Водолазный колокол для поиска жемчуга ВОДОЛАЗНЫЙ КОЛОКОЛ СУЩЕСТВУЕТ УЖЕ БОЛЕЕ ДВУХ ТЫСЯЧ ЛЕТ АРИСТОТЕЛЬ ОПИСЫВАЕТ ЕГО ТАК: ОПУСКАЮТ СОСУДЫ ОТВЕРСТИЕМ ВНИЗ, ТАК ВОЗДУХ НЕ МОЖЕТ УЛЕТУЧИТЬСЯ

Слайд 3

Изображение колокола на древней картине

Слайд 4

Применение водолазного колокола Водолазный колокол улучшили, направив в него через шланги свежий воздух Теперь работать на дне моря можно дольше

Слайд 5

Кессоны В кессонах на дне водоемов работать могли несколько человек Использовали их, чтобы ремонтировать под водой корабли, строить мосты и тоннели Кессонами и сегодня пользуются при работе под водой

Слайд 6

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/2014/02/17/prezentatsiya-vodolaznyy-kolokol-k-uroku-vozdukh Ресурс:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подборка материала к занятию курса внеурочной деятельности по математике "Математические фокусы" (3 класс)

Подборка математических фокусов с объяснениями для занятия №9 курса внеурочной деятельности "Математика вокруг нас"....

Презентация к занятию курса внеурочной деятельности "Математические ребусы" (в 2-х частях для 3 класса)

Презентация в 2-х частях к занятию №6 "Математичекие ребусы, их составление и разгадывание" курса внеурочной деятельности по математике "Математика вокруг нас" для 3 класса. Содержит оформленные в вид...

Симметрия. Занятие курса внеурочной деятельности "Геометрика"

Занятие направлено на:применение знаний о симметрии, полученные на уроках окружающего мира, информатики и ИКТ, Истоков;применение умений анализировать формы предметов, объединять предметы по определен...

Конспект обобщающего занятия курса внеурочной деятельности «Физика для малышей» 2 класс по теме "Цвет"

Обобщающее занятие курса внеурочной деятельности "Физика для малышей" по теме "Цвет". Цель занятия - формирование критического мышления через осмысление понятий "цвет", "световой луч", "как получ...

Конспект занятия курса внеурочной деятельности "Информатика для всех" по теме: "Путешествие в страну Инфознайка".

К конспекту занятия прилагаются приложение 1 - жетоны, приложение 2 -  карточки с ребусами и приложение 3 - листочки со словами для печатанья....

Конспект занятия курса внеурочной деятельности "Информатика для всех" по теме: "Информашки".

К конспекту занятия прилагается раздаточный материал для учащихся - ребусы....

Открытое занятие курса внеурочной деятельности "Перезвон" по теме "Праздник Покрова Богородицы"

В разработке занятия используется теоретический материал об истории праздника, традициях празднования. Практическая часть занятия включает в себя изготовление праздничной открытки....