РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ) «ЭКОКЛУБ»
рабочая программа на тему

Габриелян Марина  Эдуардовна

Срок реализации: 2016 – 2018 учебный го

Уровень: внеурочная деятельность для обучающихся 1-4 классов

Количество часов по учебному плану: 1 час в неделю

Количество часов в год: 34 часа

Разработчик:Габриелян Марина Эдуардовна, учитель начальных классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_ekoklub.doc210 КБ

Предварительный просмотр:

  МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №5 им. А.К.ЕРОХИНА

                                                                             г. ТОМСКА

 Рассмотрено                                                                                                            Утверждено                                                                                                                                          

на заседании методического                                              Директор МАОУ СОШ №5

                                                                                                                    им. А. К. Ерохина                                                                                  

 совета протокол № 1_                                                              ___________ А. В. Новак                                                                      

от «_29 » __08_ 2016 г.                                                                  «____» __________

Заместитель директора по НМР

____________ С.А. Сомова

  1.                                                                                                                  

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

(ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ)

«ЭКОКЛУБ»

Срок реализации: 2016 – 2018 учебный год

Уровень: внеурочная деятельность для обучающихся 1-4 классов

Количество часов по учебному плану:  1 час в неделю

Количество часов в год:   34 часа

Разработчик:

Габриелян Марина Эдуардовна, учитель начальных классов

                                                   Пояснительная записка

 Воспитание экологической культуры - актуальнейшая задача сложившейся социально-культурной ситуации начала XXI века.

  В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается значение экологического образования в начальной школе как ответственного этапа в становлении и развитии личности ребенка. Закон «Об экологическом образовании», принятый во многих регионах России, ставит своей задачей создание системы непрерывного всеобъемлющего экологического образования и является основанием для поиска и разработки эффективных средств экологического образования населения. Анализ   теоретической и методической экологической литературы, а также состояния практики экологического образования в начальных школах свидетельствует о необходимости совершенствования всей системы воспитательной работы с младшими школьниками, одной из приоритетной целей которой должно стать становление экологически грамотной личности, способной гармонично взаимодействовать с окружающим миром и осознающей свое место в Природе. Актуальность разработанной программы продиктована также отсутствием в теории и практике экологического образования в начальной школе единой, рассчитанной на весь период обучения, программы дополнительного образования с экологической направленностью для младших школьников.

Программа формирования экологической культуры - это комплексная программа формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья, как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребёнка.

Нормативно-правовой и документальной основой Программы формирования экологической культуры  обучающихся на ступени начального общего образования являются:

1. Федеральный Закон  от 29.12.2012 №273-ФЗ  «Об образовании в Российской  Федерации»

2. Приказ Минобр и науки РФ от 6.10. 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие ФГОС НОО» (зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 г., рег. № 15785)

3. Приказ Минобрнауки РФ от 26.11.2010 № 1241 «О внесении изменений во ФГОС НОО, утвержденный приказом Минобрнауки РФ  от 6 октября 2009 г.  № 373»

       (зарегистрирован Минюстом России 4 февраля 2011 г., рег. № 19707)

4. Приказ Минобрнауки РФ от 22.09.2011 № 2357 «О внесении изменений во ФГОС НОО, утвержденный приказом Минобрнауки РФ  от 6 октября 2009 г.  № 373»

(зарегистрирован Минюстом России 12 декабря 2011 г., рег. № 22540)

5. Приказ Минобрнауки РФ от 31.01.2012г № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент ГОС НОО, ООО, утвержденный приказом Минобр РФ от 5 марта 2004 г.  № 1089»

6. Приказ Минобрнауки РФ от 18.12.2012г № 1060 «О внесении изменений во ФГОС НОО, утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 6 октября 2009 г.  № 373»

(зарегистрирован Минюстом России 11 февраля 2013 г., рег. № 26993)

7. Приказ Минобрнауки РФ от 29.12.2014г № 1643 «О внесении изменений в приказ Минобр науки РФ от 6 октября 2009 г.  № 373 «Об утверждении и введении в действие ФГОС НОО, утвержденный приказом Минобрнауки РФ  от 6 октября 2009 г.  № 373»

(зарегистрирован Минюстом России 6 февраля 2015 г., рег. № 35916)

8. Приказ Минобрнауки РФ  от 31.12.2015г. № 1576 «О внесении изменений во ФГОС НОО, утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 6 октября 2009 г.  № 373» (зарегистрировано в Минюсте России 02.02.2016г. № 40936)

9. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России/ под ред. А.Я.Данилюка, А.М.Кондакова, В.А.Тишкова; Москва, «Просвещение», 2009 (Стандарты второго покаления)

Ценностные ориентиры, лежащие в основе программы. Программа построена на основе общенациональных ценностей российского общества, таких, как  здоровье, природа, экологическая культура, безопасность человека и государства. Программа направлена на развитие мотивации и готовности обучающихся повышать свою экологическую грамотность, действовать предусмотрительно, осознанно придерживаться здорового и экологически безопасного образа жизни, вести работу по экологическому просвещению, ценить природу как источник духовного развития, информации, красоты, здоровья, материального благополучия.

Цель программы «Экоклуб» – формирование основ экологической грамотности обучающихся начальной школы и развитие экологически сообразного поведения у младших школьников. Сохранение и укрепление физического, психического и социального здоровья обучающихся через формирование экологической культуры, способствующей познавательному и эмоциональному развитию ребенка, а также достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

-формирование осознанного отношения к объектам природы, находящимся рядом (формирование экологической культуры);

-формирование убеждения в необходимости и возможности решения экологических проблем, уверенности в правоте своих взглядов, стремления к личному участию в практических делах по защите окружающего мира.

 Задачи программы - формировать интерес к изучению природы родного края; воспитывать умения видеть в самом обычном необычное и удивительное; углублять уже имеющихся знаний о родном крае; изучать и исследовать с детьми конкретные объекты природы; формировать представления о природных сообществах области; формировать представления об охраняемых территориях России и своей области; развитие  знаний и умений по оценке и прогнозированию состояния и охраны природного окружения;  развитие: альтернативного мышления в выборе способов решения экологических проблем, восприятия прекрасного и без образного, чувств удовлетворения и негодования от поведения и поступков людей по отношению к здоровью и миру природы; воспитание ответственного отношения к здоровью, природе, жизни; развитие способности формирования научных, эстетических, нравственных и правовых суждений по экологическим вопросам, сформировать представления об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды.

  Слово «Экология» дословно переводится как «наука о доме», то есть о том, что окружает человека в биосфере. Изучение окружающего мира и его составляющих – растений и животных – помогает ребёнку по–новому взглянуть на природу. Знание закономерностей её развития поможет бережнее относиться к окружающему миру. Ребёнок душой чувствует природу, тянется к взаимодействию с ней, всё воспринимает с любовью. Испытывает восторг, наблюдая за тем или иным явлением или животным. Непосредственно в соприкосновении с природой у ребёнка развиваются наблюдательность и любознательность, формируется эстетическое восприятие окружающего мира.

  Актуальность разработанной программы продиктована также отсутствием в теории и практике экологического образования в начальной школе единой, рассчитанной на весь период обучения, образовательной программы с экологической направленностью для младших школьников. В начальной школе есть предмет «Окружающий мир», на уроках которого дети знакомятся с природой, причём знания даются в общем виде, изучаются общие законы природы. При этом теряется самое главное: за общим мы порой не видим отдельное, конкретное. Дети часто не знают о тех растениях, грибах, рыбах, птицах, зверях, которые их окружают. Предлагаемый материал о природе, животном мире и экологических проблемах родного края отличается новизной. Он предполагает расширение краеведческого кругозора, развитие творческих способностей учащихся.

  Программа «Экоклуб» эколого-биологической и учебно-познавательной направленности с практической ориентацией разработана для учащихся начальной школы 1 – 4 классов. Количество часов в год: 1 класс – 33 часа, 2-4 класс – 34 учебных часа в год.

  В программу включены: темы занятий, содержание работы, формы итогового контроля, опыты и практические работы, экологические проекты, изготовление поделок из природных материалов, экскурсии и прогулки в природу, разработка и создание экознаков, знакомство с определителями, гербаризация, составление памяток, защита проектов и пр.

  Содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.

Практическая направленность курса осуществляется через исследовательские задания, игровые задания, практикумы и опытническую работу.

  Данная программа способствует формированию ценностных ориентиров учащихся, развитию ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма, развитию широких познавательных интересов и творчества.

  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА

Планируемые результаты являются одним из важнейших механизмов реализации Требований к результатам освоения основных образовательных программ федерального государственного стандарта. Планируемые результаты необходимы как ориентиры в ожидаемых учебных достижениях выпускников.

Основанием для «планируемых результатов» к уровню подготовки обучающихся выступает основная образовательная программа начального общего образования  МАОУ СОШ №5 им. А.К.Ерохина. Планируемые результаты, характеризующие систему учебных действий в отношении опорного учебного материала, размещены в рубрике «Выпускник научится …». Они показывают, какой уровень освоения опорного учебного материала ожидается от выпускника. Эти результаты потенциально достигаемы большинством учащихся и выносятся на итоговую оценку как задания базового уровня (исполнительская компетентность) или задания повышенного уровня (зона ближайшего развития).

Планируемые результаты, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих опорную систему, размещены в рубрике «Выпускник получит возможность научиться …». Эти результаты достигаются отдельными мотивированными и способными учащимися; они не отрабатываются со всеми группами учащихся в повседневной практике, но могут включаться в материалы итогового контроля.

Выпускник научится:

-адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других        людей по исправлению допущенных ошибок;

- предлагать помощь и сотрудничество; 

- определять цели, функции участников, способы взаимодействия;

-договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности

- формулировать собственное мнение и позицию;

- координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;

- узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов;

-предвосхищать результат;

-овладеть начальными формами исследовательской деятельности;

Выпускник получит возможность научиться:

-осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;

-записывать, фиксировать информацию об окружающем мире, в том числе с помощью  ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст.

Планируемые результаты освоения обучающимися программы (внеурочной) деятельности к концу 1 класса

Личностные результаты:

 -умение использовать позитивную лексику, передающую положительные чувства в отношении своей Родины

-первоначальная установка на безопасный, здоровый образ жизни через выявление потенциальной опасности окружающих предметов, знакомство с правилами безопасности в быту, при переходе улицы, в транспорте, осознание важности правильной подготовки ко сну, правильного питания, выполнения гигиенических процедур;

- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;

-  экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

- гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;

- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;

- эстетические потребности, ценности и чувства;

Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия

 - планировать своё высказывание (продумывать, что сказать вначале, а что потом);

 -предвосхищать результат.

-адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок.

-концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;

- стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия

-включаться в диалог с учителем и сверстниками;

-формулировать ответы на вопросы;

-слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;

-договариваться и приходить к общему решению;

 -излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

 -ставить вопросы; обращаться за помощью;

- предлагать помощь и сотрудничество; 

- определять цели, функции участников, способы взаимодействия;

- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности

- формулировать собственное мнение и позицию;

- координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

Познавательные универсальные учебные действия

- ставить и формулировать проблемы;

-понимать содержание текста, интерпретировать смысл, применять полученную информацию при выполнении заданий 

- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;

- узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.

-запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью  ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст.

-установление причинно-следственных связей;

-располагать рассматриваемые объекты, события и явления на шкале относительного времени «раньше — теперь».

Предметными результатами изучения курса

В результате изучения обучающиеся  должны  знать/уметь:

К концу первого года обучения обучающиеся должны знать:

1.Секреты живой и неживой природы

2.Условия, необходимые для жизни растений и животных города

3. Нравственные правила обращения с объектами природы

К концу первого года обучения обучающиеся должны уметь:

1.Проводить индивидуальные наблюдения и опытные исследования на выявление признаков предметов.

2.Оказывать помощь птицам в зимнее время

3.Эстетически, эмоционально - нравственно относиться к природе

Планируемые результаты освоения обучающимися программы (внеурочной) деятельности к концу 2 класса

Личностные результаты:

-эстетические чувства, впечатления через восприятие картин природы, архитектурных сооружений и других достопримечательностей г. Томска

-представления о связях между изучаемыми объектами и явлениями действительности (в природе и обществе);

- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;

- эстетические потребности, ценности и чувства;

-  экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

- гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;

Метапредметные результаты

 Регулятивные универсальные учебные действия

-соотносить выполнение работы с алгоритмом, составленным совместно с учителем;

-контролировать и корректировать своё поведение по отношению к сверстникам в ходе совместной деятельности.

-концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;

- адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок.

-предвосхищать результат.

Коммуникативные универсальные учебные действия

-строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);

-готовить небольшие сообщения, проектные задания с помощью взрослых;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- определять цели, функции участников, способы взаимодействия;

- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности

- координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

Познавательные универсальные учебные действия

-понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде записей, рисунков, фотографий, таблиц;

-анализировать объекты окружающего мира, схемы, рисунки с выделением отличительных признаков;

-установление причинно-следственных связей;

- узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.

-запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст.

К концу второго года обучения обучающиеся  должны знать:

1. Элементарные традиции нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормы экологической этики

2. Простейшие взаимосвязи в живой природе, использовать эти знания для объяснения необходимости бережного отношения к природе своего края

3. Знать особенности методов наблюдения за живой и неживой природой

К концу второго  года обучения обучающиеся должны уметь:

1.Уметь выполнять правила безопасного  и экологического поведения в природе

2.Подбирать материал о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России.

 3.Уметь выражать эстетические чувства и переживания творческими средствами.

Планируемые результаты освоения обучающимися программы (внеурочной) деятельности к концу 3 класса

Личностные результаты:

-целостный взгляд на мир в единстве природы, народов и культур через последовательное рассмотрение взаимосвязей в окружающем мире, в том числе в природе, между природой и человеком, между разными странами и народами;

-этические чувства и нормы на основе представлений о внутреннем мире человека, его душевных богатствах, а также через освоение норм экологической этики;

- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;

-установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе знаний о системах органов человека, гигиене систем органов, правилах поведения в опасных ситуациях (в квартире, доме, на улице, в окружающей местности, в природе), правил экологической безопасности в повседневной жизни

-экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

- гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;

- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;

-эстетические потребности, ценности и чувства;

Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия

-предвосхищать результат.

-адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок.

-концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;

- стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия

-ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;

- предлагать помощь и сотрудничество; 

- определять цели, функции участников, способы взаимодействия;

- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности

- формулировать собственное мнение и позицию;

- координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

Познавательные универсальные учебные действия

-анализировать объекты окружающего мира, таблицы, схемы, диаграммы, рисунки с выделением отличительных признаков;

-классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;

-сравнивать объекты по различным признакам;

-осуществлять синтез объектов при составлении цепей питания, схемы круговорота воды в природе, схемы круговорота веществ и пр.;

-устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, объектами;

- ставить и формулировать проблемы;

-  осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;

- узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.

-запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью  ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст.

- установление причинно-следственных связей;

К концу третьего года обучения обучающиеся  должны знать:

К концу третьего года обучения школьники должны знать:

 1.Реальные местные экологические условия.

 2. Способы охраны природы

3.Некоторые охраняемые растения и животные Кемеровской области

К концу третьего года обучения обучающиеся должны уметь:

1. Анализировать экологические ситуации и искать возможности их решить

2. Использовать знания о способах охраны природы и бережного к ней отношения в трудовой, общественно-полезной, пропагандистской деятельности в школе, на пришкольном участке

3.Проводить поисково-исследовательскую деятельность под руководством учителя или педагога дополнительного образования

Планируемые результаты освоения обучающимися программы (внеурочной) деятельности к концу 4 класса

Личностные результаты:

-основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, ответственного за сохранение её природного и культурного наследия;

-умение осознанно использовать обществоведческую лексику для выражения своих представлений о правах и обязанностях гражданина России, о правах ребёнка, о государственном устройстве Российской Федерации;

-чувства сопричастности к отечественной истории через историю своей семьи и гордости за свою Родину, российский народ, историю России посредством знакомства с достижениями страны, вкладом соотечественников в её развитие;

-начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире, в том числе на основе представлений об историческом развитии родной страны, изменениях в её современной жизни и возможностях собственного участия в построении её будущего;

-навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия

-планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры, делать обобщение);

-планировать свои действия;

-использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности;

Коммуникативные универсальные учебные действия

-включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем и вопросов, проявлять инициативу и активность в стремлении высказываться, задавать вопросы;

-формулировать ответы на вопросы;

-слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;

-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

Познавательные универсальные учебные действия

-понимать, толковать и организовывать свою деятельность в соответствии с условными знаками и символами, используемыми в  других образовательных ресурсах для передачи информации;

-осуществлять поиск необходимой информации из различных источников (библиотека, Интернет и пр.

-понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать прочитанную информацию в виде таблиц, схем, рисунков, моделей и пр.;

-осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

-осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям;

-устанавливать причинно-следственные связи;

-строить рассуждения об объекте, его строении, свойствах и связях;

К концу четвёртого года обучения обучающиеся должны знать:

1.Некоторые методы, стимулирующие самостоятельную деятельность по формированию экологической проблемы

2.Нравственные и правовые принципы природопользования

3. Причины необходимости посильного участия в охране природы родного края

К концу четвёртого года обучения обучающиеся должны уметь:

1.Реализовывать личный опыт в экологических инициативах, проектах

2.Пропагандировать идеи правильного природопользования в борьбе со всем, что губительно отражается на природе

3. Использовать моральные и правовые принципы, нормы и правила экологически грамотного отношения к окружающей природе в реальном поведении

  К концу 4 –го года обучения у школьников будут сформированы представления об общечеловеческих ценностях какими являются: родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание.

При оценке предметных результатов необходимо помнить, что в 1-м классе исключается система балльного (отметочного) оценивания. Недопустимо также использование любой знаковой символики, заменяющей цифровую отметку. (Об  организации  обучения в первом классе четырехлетней начальной школы. Письмо Минобразования   России от 25.09.2000г. № 2021 / 11–13.)

Полученные результаты могут быть занесены в лист наблюдения. Заполнять такой лист может как учитель, так и сам ученик (совместно с учителем и под его контролем).

Освоенные навыки дети и учитель могут отмечать в листах с помощью линеечек или закрашивая определенную клеточку – полностью или частично.

Лист наблюдения

1-я ступень

Ставит цель исследования с помощью учителя

Следует плану, предложенному учителем

Использует источники информации, рекомендованные учителем

2-я ступень

Ставит цель исследования самостоятельно

В целом представляет, как достичь цели

Пытается обнаружить способы получения информации

3-я ступень

Самостоятельно ставит цель исследования и действует согласно этой цели

Самостоятельно планирует и проводит исследовательский эксперимент

Знает, как получить необходимую информацию и использует разные способы ее получения

  Для оценивания осознанности каждым учащимся особенностей развития его собственного процесса обучения наиболее целесообразно использовать метод, основанный на вопросах для самоанализа. Этот метод рекомендуется использовать в ситуациях, требующих от учащихся строгого самоконтроля и саморегуляции своей учебной деятельности на разных этапах формирования ключевых предметных умений и понятий курсов, а также своего поведения, строящегося на сознательном и целенаправленном применении изученного в реальных жизненных ситуациях.

Вопросы для самоанализа могут быть следующими:

Выполнение этой работы мне понравилось (не понравилось), потому что________________________________________________________________

Наиболее трудным мне показалось__________________________________________

Я думаю, это потому, что ________________________________________________

Самым интересным было _________________________________________________

Если бы я еще раз выполнял эту работу, то я бы сделал следующее ________________________________________________________________________

Я бы хотел попросить своего учителя _______________________________________

Все – или наиболее значимые – результаты оценивания должны фиксироваться учителем письменно и храниться в определенной системе, т. е. входить в ПОРТФОЛИО ребенка.

При создании программы использовались материалы программы кружка «Юный эколог» 1-4 классы. Авторы-составители Ю.Н. Александрова, Л.Д. Ласкина, Н.В. Николаева. – Волгоград: Учитель, 2010. – 331с.

II. Содержание программы

Содержание программы внеурочной деятельности «Экоклуб» соответствует целям и задачам  основной образовательной программы, реализуемой в образовательном учреждении для обучающихся 7-11 лет (1-4 класс).

Содержание программы внеурочной деятельности связано с такими учебными предметами, как:

  1. русский язык;
  2. литературное чтение;
  3. окружающий мир;
  4. технология;
  5. изобразительное искусство.

Место проведения занятий – учебные кабинеты, городской парк,библиотека, предприятия города. 

Содержание программы «Экоклуб» предполагает   следующие виды деятельности: познавательная, игровая, трудовая, художественная, краеведческая, ценностно-ориентировочная, через  беседы, экологические игры, природоохранные акции, тематические линейки, экскурсии, заочные путешествия и другие.

1 класс (33 ч)

Введение (1 ч)

Что такое экология? Знакомство детей с целями и задачами занятий, правилами поведения при проведении практических работ. Выясняем, что такое экология. Экология – наука, изучающая собственный дом человека, дом растений и животных в природе, жизнь нашего общего дома – планеты Земля. Простейшая классификация экологических связей: связи между живой и неживой природой; связи внутри живой природы на примере дубового леса (между растениями и животными, между различными животными); связь между природой и человеком.

1.Мой дом за окном (10ч)

Внешний вид своего дома, из чего сделан, окраска стен, этажность. Дома в деревне и в городе. Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Перечисление всех видов работ по наведению чистоты и порядка в своём доме. Техника безопасности. Распределение обязанностей по уборке школьного двора. Отчёт о выполнении задания. Наблюдение. Выявляем, откуда берётся и куда девается мусор. Наблюдение в природе. Зимние изменения в неживой природе. Какое явление природы бывает только зимой? Из чего состоит снег? Рассказы детей о снежинках. Музыка природы в зимнее время года. Зелёные насаждения перед домом, во дворе школы. Зачем сажать деревья? Как ухаживать? Что мы делаем для здоровья деревьев? Знакомство детей с многообразием птиц, выделением их существенных и отличительных признаков. Среда обитания птиц. Перелётные птицы. Зимующие птицы. Значение птиц в жизни человека. Птицы нашего двора. Помощь птицам в трудное время. Изготовление кормушек. Что вокруг нас может быть опасным? Сигналы светофора. Как обходить автобус, трамвай, троллейбус? Дорожные знаки, их значение. Правила поведения на дороге, в транспорте. Маршрутные листы.

2.Я и моё окружение (12 ч)

Моя квартира. Светлая квартира, цвет обоев, жилая площадь, температура воздуха, покрытие полов, возможности проветривания, природные материалы в квартире, внутреннее убранство, его значение.

Моя семья. Происхождение слова «семья». Маленькое семя, с любовью посаженное в землю, даёт крепкий росток. Занятие и обязанности членов семьи по ведению общего хозяйства. Роль семьи в жизни человека. Помнить мудрую заповедь: «Почитай отца своего и мать, и будет тебе хорошо, и ты будешь долго жить».

Соседи – жильцы. Доброжелательные отношения с ними. Все мы – соседи по планете. Кто наши соседи? Дружба народов, взаимопомощь, уважение традиций. Обычаи и традиции русского народа.

Мой класс. Свет, тепло, уют. Для чего предназначена мебель, растения? Что необходимо сделать для создания уюта в классной комнате? Дежурство по классу. Распределение обязанностей. Отчёт каждой группы о проделанной работе.

Дом моей мечты. Из чего сделан дом? Что в нём будет? Чего в нём не будет? Чтение стихов, художественной литературы о семье, любви, дружбе, труде.

Комнатные растения в квартире, в классе. Познавательное, эстетическое и гигиеническое значение, условия содержания, правила расстановки комнатных растений с учётом приспособленности к условиям существования. Знакомство с комнатными растениями класса. Оценить условия жизни и роста растений: освещённость, частоту полива. Уход за комнатными растениями. Пересадка комнатных растений. Формовка крон и обрезка. Распределение обязанностей за комнатными растениями. Наблюдение изменений произошедших после произведённых работ. Подготовка семян к посеву. Подготовка почвы. Посадка луковиц лука, гороха, проращивание почек на срезанных веточках тополя, сирени. Наблюдение за набуханием почек в классе и в природе

Животные в доме. Знакомство с домашними животными. Кошка и собака – друзья человека. Как ухаживать за собакой и кошкой? Соблюдение требований гигиены и правил безопасности при содержании животных. Клопы, тараканы, моль – меры предупреждения их появления. Чтение рассказов, стихов о домашних животных. Пословицы, поговорки.

3.Гигиена моего дома. (10 ч.)

Уход за квартирой.  Влажная уборка, ремонт, дезинфекция, проветривание. Гигиена жилища. Знакомство с бытовыми приборами. Влияние их на температуру и влажность воздуха в квартире, на жизнедеятельность человека. Правила общения с электрической и газовой трубой. Составление списка бытовых приборов в квартире, кто ими пользуется. Правила безопасности при их эксплуатации.

Гигиена класса.  Режим проветривания класса. Влажная уборка. Дежурство. Уход за комнатными растениями.

Наша одежда и обувь. Знакомство с одеждой и обувью. Их назначение, экологические и гигиенические требования, условия содержания, уход. История появления одежды. Знакомство с русской народной одеждой. Изготовление одежды из природного материала. Как зашить дырку, пришить пуговицу, вычистить щёткой верхнюю одежду? История русского костюма. Моделирование и демонстрация одежды.

2 класс (34 ч)

1.Вода – источник жизни (11 ч)

Вода в моём доме и в природе.  Откуда поступает вода в дом, на какие нужды расходуется. Куда удаляется? Вода, которую мы пьём. Вода сырая, кипячёная, загрязнённая. Сколько стоит вода? Почему её надо экономить? Как можно экономить воду? Как вода влияет на жизнь растений? Как вода влияет на жизнь животного мира? Как животные заботятся о чистоте? Зачем человеку нужна вода? Как поступает вода в организм человека?  Как расходуется, как выделяется из организма? Водные процедуры, закаливание водой. Почему нужно чистить зубы и мыть руки?

2. Солнце и свет в нашей жизни (10 ч)

Солнце, Луна, звёзды – источники света. Влияние тепла и света на комнатные растения. Наблюдение по выявлению светолюбивых и теплолюбивых комнатных растений. Как животные относятся к свету и теплу. Роль света в жизни человека. Освещённость рабочего места. Глаз – орган зрения. Гигиена зрения. Зарядка для глаз. Влияние ТЭЦ, АЭС, газопроводов на экологическое состояние планеты. Экономия света и тепла. Телевизор, его влияние на окружающих, режим работы, правила просмотра. Источники света и тепла в русской избе.

3. Воздух и здоровье (3 ч)

Свойства воздуха. Зачем нужен воздух? Чистый и загрязнённый воздух. Что нужно сделать, чтобы воздух был чистым? Болезни органов дыхания. Что делать, чтобы не болеть? Вред табачного дыма. Знакомство с комплексом дыхательной гимнастики. Проветривание.

4. Мой край (6 ч)

Растительный и животный мир родного края. Многообразие растений и животных области. Основные  экогруппы растений. Особенности жизни животных области. Знакомство с исчезающими растениями и животными родного края. Причины исчезновения их и необходимость защиты каждым человеком. Красная книга области.

5. Весенние работы (4 ч)

Подготовка почвы к посеву на пришкольном участке. Разбивка грядок. Посадка растений. Уход и наблюдения за всходами.

3 класс (34ч)

Вводное занятие (1 ч)

Томская  область на карте России.

1.Растительный мир Томской области (17 ч)

Растительный мир (общее понятие). Характерные признаки растений.  Сосновые боры г.Томска. Сорняки. Растения, влияющие на здоровье человека. Комнатные растения. Растения Томской области. Лекарственные растения края, посёлка. Раннецветущие растения. Охрана растений. Красная книга Томской области.

2.Насекомые нашей области (8 ч)

Насекомые: виды, места обитания. Насекомые-вредители. Ядовитые насекомые. Где и как зимуют насекомые. Охрана полезны насекомых. Насекомые нашей области. Красная книга области.

3.Рыбы,  обитающие в нашей области (8 ч)

Рыбы, обитающие в реках и озёрах области. Промысловые рыбы. Рациональное их использование. Прудовые хозяйства области. Аквариумные рыбы. Охрана рыбных хозяйств.

4 класс (34 ч)

1.Птицы Томска (15 ч)

Птицы. Птицы нашей области. Кочующие, оседлые, перелётные птицы. Хищники. Водоплавающие птицы. Птицы леса и открытых пространств. Охрана птиц. Красная книга.

2.Животный мир. Звери, обитающие на территории нашей области (19 ч)

Животный мир (общее понятие). Звери, обитающие на территории нашей области. Жизнь зверей зимой. Роль животных в жизни человека. Охрана животных. Красная книга области.

«Преимущественные формы достижения воспитательных результатов во внеурочной деятельности»

Уровни

воспитательных

результатов

Виды внеурочной

деятельности

Приобретение школьником  новых социальных знаний

Развитие позитивных отношений школьника к базовым общественным ценностям

Накопление школьником опыта самостоятельного социального действия

1. Познавательная

- познавательные занятия кружка, факультатива и т.п., направленные на освоение детьми воспитывающей информации (формирование речевых умений, творчески мыслить в решении любых задач.

- познавательные акции (олимпиады, конференции, викторины, экскурсии…), организуемые педагогом для детей.

- детские исследовательские проекты.

- познавательные акции, совместно организуемые школьниками и педагогом в виде КТД.

- детские исследовательские проекты социальной направленности.

- познавательные акции, совместно организуемые школьниками и педагогом для малышей, сверстников, учителей, родителей, представителей окружающего школу социума.

- детские исследовательские проекты с элементами социального проектирования.

2. Игровая

- развлекательные игры, организуемые педагогом;

- интеллектуальные игры, организуемые педагогом;

- ролевые игры, организуемые педагогом.

- деловые игры, организуемые педагогом;  

- развлекательные, интеллектуальные, ролевые, деловые игры, совместно организуемые школьниками и педагогом в виде коллективных творческих дел – КТД

- социально моделирующие игры, организуемые педагогом;

- развлекательные, интеллектуальные, ролевые, деловые, социально моделирующие игры, совместно организуемые школьниками и педагогом для малышей, сверстников, учителей, родителей;

- развлекательные, интеллектуальные, ролевые, деловые, социально моделирующие игры, совместно организуемые школьниками и педагогом для представителей окружающего школу социума.

3. Социальное творчество (социально преобразовательная деятельность)

- социальные пробы (инициативное участие ребенка в отдельных социальных акциях, организованных взрослыми).

-социально-ориентированные коллективные творческие дела – КТД.

 - социальные проекты;

- волонтерство (постоянное инициативное участие ребенка в деятельности на благо отдельных людей и общества в целом).

4. Проблемно-ценностное общение

- индивидуальные и групповые беседы о коммуникативных навыках каждого ребёнка, поведении, морально-этических, правовых нормах и т.п.;

- тренинги формирования социальных навыков.

- тренинги личностного роста;

- свободные дискуссии по проблемам социальной, экономической, политической и духовной жизни людей (проблемно-ценностные дискуссии).

- проблемно-ценностные дискуссии с участием внешних экспертов;

- беседы, дебаты, дискуссии с представителями общества (в том числе и представителями других образовательных учреждений), организуемые за пределами образовательного учреждения.

III. Тематическое  планирование

1-й год обучения

№  раздела

занятия

Тема

Теория

Практика

1

Введение

1

1

Что такое экология?

1

2

Мой дом за окном

6

4

2

Мой дом

1

3

Дом, где мы живём

1

4

Практическое занятие «Уборка школьного двора»

1

5

Откуда берётся и куда девается мусор?

1

6

Экскурсия-прогулка «Краски и звуки зимы»

1

7

Деревья твоего двора

1

8

Экскурсия по территории школы

1

9

Птицы нашего двора

1

10

Практическое занятие «Изготовление кормушек для птиц»

1

11

Дорога из дома в школу

1

3

Я и моё окружение

7

4

12

Моя квартира

1

13

Моя семья

1

14

Соседи-жильцы

1

15

Мой класс

1

16

Практическое занятие «Создание уюта в классной комнате»

1

17

Дом моей мечты

1

18

Комнатные растения в квартире, классе

1

19

Практическое занятие «Уход за комнатными растениями»

1

20

Практическое занятие «Маленький огород на подоконнике»

1

21

Экскурсия в лес

1

22

Животные в доме

1

4

Гигиена моего дома

8

4

23

Уход за квартирой

1

24

Гигиена класса

1

25

Практическое занятие «Гигиена класса»

1

26

Бытовые приборы в квартире

1

27

Экскурсия в школьную кухню

1

28

Природа в квартире и в классе

1

29

Наша одежда и обувь

1

30-31

Русская народная одежда

2

32

Практическая работа «Уход за одеждой»

1

33

Экскурсия в музей

1

Итого: 33 часа

2 –й год обучения

1

Вода – источник жизни

7

3

1

Вода в моём доме и в природе

1

2

Стихи, рассказы о воде и природе

1

3

Экскурсия к водоёму

1

4

Весна в нашем городе

1

5

Экскурсия в Лагерный сад

1

6

Вода в жизни растений

1

7

Вода в жизни животного мира

1

8

Вода и здоровье человека

1

9

Личная гигиена

1

10

Практическое занятие «Как правильно чистить зубы»

1

11-12

Защита проектов «Вода – источник жизни на Земле»

2

2

Солнце и свет в нашей жизни

7

3

13

Солнце, Луна, звёзды – источники света

1

14

Светолюбивые и теплолюбивые комнатные растения

1

15

Практическое занятие по размещению комнатных растений с учётом потребности тепла и света

1

16

Отношение к свету и теплу различных животных

1

17

Практическое занятие «Наблюдение света Солнца и Луны, фонаря, лампы, свечи»

1

18

Электрический свет и тепло в моём доме

1

19

Откуда приходит свет и тепло в мой дом

1

20

Телевизор в моём доме

1

21

Сколько стоят свет и тепло

1

22

Итоговое занятие

1

3

Воздух и здоровье

1

1

23

Воздух и здоровье человека

1

24

Практическое занятие «Уборка в классе»

1

4

Мой край

3

2

25

Растительный мир области

1

26

Животный мир области

1

27

Исчезающие растения и животные родного края

1

28

Экскурсия в краеведческий музей

2

5

Весенние работы

5

29-30

Практическое занятие по подготовке почвы к посеву

2

31-33

Практическое занятие по посадке растений и уход за ними

3

34

Итоговое занятие

1

Итого: 34 часа

3-й год обучения

раз-

дела

за-

нятия

Тема

Теория

Практика

1

1

Введение.

Томская область на карте России

1

2

Растительность Томской области

6

11

2-3

Травы, кустарники, деревья. Сосновый бор.

1

1

4

Экскурсия «Где растут деревья».

1

5-6

Осенние краски природы. Сбор листьев деревьев и создание гербария.

2

7-8

Кустарники. Их роль в жизни человека.

1

1

9-11

Зелёная аптека г.Томска. Сбор и оформление гербариев лекарственных трав.

1

2

12

Растения – сорняки и вредители здоровья человека.

1

13

Комнатные растения. Разведение и уход за ними.

1

14

Викторина «Зелёный мир вокруг нас»

1

15-16

Защита проектов «Редкие растения края»

2

17

Заповедники и заказники Томской области. Создание экознаков.

1

18

Акция «Сохрани первоцвет» Красная книга области.

1

3

Насекомые нашей области

4

4

19

«Мал золотник – да дорог» (О пользе насекомых)

1

20

Насекомые – вредители

1

21-22

Ядовитые насекомые. Первая помощь при травмах, нанесённых насекомыми

1

1

23-24

Насекомые Томской области. Экскурсия в краеведческий музей.

2

25

Охрана полезных насекомых. Борьба с вредителями. Создание экознаков

1

26

«Кто важнее? (Игра-викторина «Спор насекомых»)

1

4

Рыбы, обитающие в Томской области

5

3

27

Промысловые рыбы. Рациональное их использование

1

28

Рыбы, обитающие в реках области

1

29

Прудовые хозяйства Томской области

1

30

Аквариумные рыбы.

1

31

Охрана рыбных богатств. Красная книга области.

1

32

Конкурс-игра «Золотая рыбка»

1

33-34

Защита экологических  проектов

2

4-й год обучения

раз-

дела

заня-

тия

Тема

Теория

Практика

1

Птицы г.Томска

12

3

1

Воробей – самая распространённая птица на Земле

1

2

Ворона – «интеллектуальная» птица

1

3

Ворон – красивая и умная птица

1

4

Сорока -белобока – «лесная сплетница»

1

5

«Лесной доктор» - дятел

1

6

Галка – городская птица

1

7

Загадочная птица – кукушка

1

8

«Пернатая кошка» - сова

1

9

Любимая птица – снегирь

1

10

«Сестрички-синички» - самые полезные птички России

1

11

Наш добрый сосед – скворец

1

12

Изготовление скворечников, кормушек

1

13

Красная книга области. Заповедники, заказники. Создание экознаков.

1

14-15

Защита экологических проектов

2

2

Животный мир. Звери, обитающие на территории нашей области.

15

4

16

Заяц – «Длинное ухо»

1

17

Лисица. «Лиса Патрикеевна»

1

18

Серый хищник – волк

1

19

Хозяин леса – медведь

1

20

Любознательный зверёк – белка

1

21

Лесной красавец – лось

1

22

Сердитый недотрога – ёж

1

23

Всеядное животное – барсук

1

24

Бобр – строитель

1

25

Запасливый бурундук

1

26

Рысь – родственник кошки

1

27

Соболь – «дорогой» зверёк

1

28

Косуля - самый маленький европейский олень

1

29

Красная книга области. Заповедники и заказники Томской области. Создание экознаков.

1

30-31

Экскурсия в краеведческий музей

2

32-33

Защита экологических проектов

2

34

Подведение итогов

1

Итого: 34 часа

                     Описание материально – технического обеспечения образовательного процесса

Учебно – программные

1.Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников. - М.:2010.

 2.  Асмолова, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия. –  М.:Просвещение, 2010 - 119с.

3.  Аверина,  Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников / Н.Г. Аверина // Нач. школа. – 2005 - №11 – С. 68-71

3.  Бобкова, Н.Н. Окружающий мир: тематический тестовый контроль в начальной школе.  Волгоград: Учитель, 2007. - 152с.

4. Григорьев, Д.В., Степанов, П.В. Внеурочная деятельность школьников./ Методический конструктор. – М.: Просвещение, 2010 - 223с.

Учебно - теоретические

1. Жарковская, Т.Г. Возможные пути организации духовно-нравственного образования в современных условиях / Т.Г. Жарковская // Стандарты и мониторинг в образовании – 2003 - №3 – С. 9-12

2. Планируемые результаты начального общего образования / [Л. Л. Алексеева, С. В. Анащенкова,   М. З. Биболетова и др.] ; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. – М. : Просвещение, 2009. – 120 с. – (Стандарты второго поколения). – ISBN 9785090210584.

3.Чуракова, Р.Г. Программы по учебным предметам. Базисный план внеурочной  деятельности (Текст): 1-4 кл.: в 2 ч.- М.: Академкнига/Учебник, 2011.- Ч. 1: 240 с.

Учебно – методические

 1.Кропочева, Т.Б. Дидактические игры на уроках природоведения.- Новокузнецк, 1997.- 52с.

2. Кропочева. Т. Б. Нетрадиционные уроки природоведения. Методическое пособие.- Новокузнецк: Изд.ИПК, 1999. - 42с.

 3.Ляшова, Н.Н. Разноуровневые проверочные и тестовые работы по естествознанию. 1-4 классы. -Ростов н/Д: изд-во «Феникс»,2003.- 448с.

4. Маханева, М.Д., Князева О.Л. Приобщение младших школьников к краеведению и истории России: Методическое пособие.- М.: АРКТИ, 2005.-72 с.

5.Рыжова, Н.А. Не просто сказки (экологические рассказы, сказки, праздники). – журнал «Начальная школа», 1998, №10.

6.Тарабарина, Т.И. И учеба и игра: Природоведение. Популярное пособие для родителей и педагогов.- Ярославль: «Академия развития», 1997.-240 с.

7.Цветкова, И.В. Экология для начальной школы. Игры и проекты.- Ярославль: «Академия развития», 1997.-192 с.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления развития личности кружка «Удивительный мир слов» для 2 класса

Настоящая  рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления развития личности кружка «Удивительный мир слов» для 2 класса МОУ «Журавле...

Рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления

Рабочая программа для развития когнитивных способностей детей....

Программа курса внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления "Учимся учиться" для 1 класса

Программа кружка «Учись учиться» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы развит...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Занимательная математика» 4 класc

Результаты освоения курса внеурочной деятельности «Занимательная математика»   Формы оценивания результатов по курсу  Формы работы Содержание программы  Формы оценивани...