Конкурс «Шагни за горизонт» Педагогический проект на тему: «Развитие инновационного педагогического потенциала»
проект на тему

Кривенко Оксана Александровна

Муниципальное общеобразовательное учреждение

города Джанкоя Республики Крым

«Средняя школа № 8»


 

Педагогический проект

на тему:

«Развитие инновационного педагогического потенциала»


Разработала:

Ипанова Оксана Александровна

Учитель начальных классов,

 

Специалист

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx191.46 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

города Джанкоя Республики Крым

«Средняя школа № 8»


Педагогический проект

на тему:

«Развитие инновационного педагогического потенциала»


C:\Users\User\Desktop\книги1 класс\20160901_125129.jpg


Разработала:

Ипанова Оксана Александровна

Учитель начальных классов,

Специалист

Джанкой, 2016

Содержание:

Вступление.......................................................................................................... 3

Глава 1   Понятие и сущность инновационного педагогического потенциала 

1.1.  Развитие педагогического потенциала в условиях инновационной среды в общеобразовательной школе.

1.2.  Препятствия на пути развития инновационного педагогического потенциала и их преодоление.

Глава 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА ШКОЛЫ
2.1.Диагностика уровня инновационного потенциала педагогического коллектива учителей начальных классов .
2. 2. Деятельность педагогического коллектива школы по развитию инновационного потенциала
2. 2 Сравнительный анализ уровня инновационного потенциала педагогического коллектива.

 Заключение…………………………………………………………………… 14

Список литературы…………………………………………………………... 19

Приложение.…………………………………………………………...…….. 21

Вступление

Инновации являются неотделимой частью современности.   Развитие  новых технологий не могло  не повлиять и на образовательную систему.

Огромное количество исследований и переосмысление образовательной деятельности как инструмента подготовки нового поколения к реализации в жизненном пространстве привело к пересмотру, как целей самой образовательной системы, так и средств их реализации.

В настоящее время нет сомнений, что учебному заведению нужны профессионалы непосредственно для организации самого процесса. Кроме того, необходимо учитывать то, что знаний, полученных в процессе высшего образования, уже не хватает на одно поколение, а в области инновационных технологий переподготовкой нужно заниматься постоянно.

Актуальность проекта.  В настоящее время, вместе с изменениями в обществе, происходят преобразования и в образовательной системы. Модернизация российской системы образования говорит о том, что необходимо пересмотреть подходы к формированию и укреплению созидающего потенциала педагогов. Существующие методы работы постепенно утрачивают свою актуальность, уступая месту чему-то новому. От педагогов же зависит то, какие условия будут созданы в школе, какие возможности будут у детей. Педагогический коллектив школы играет важную роль в становлении личности детей, при этом способность учителей к инновационной деятельности является одной из важнейших профессиональных характеристик. Соответственно, необходимо улучшать инновационный потенциал педагогов.

Цель проекта: выявить и обосновать педагогические условия развития инновационного потенциала педагога в профессиональном образовании.

Задачи проекта: 

   изучить научно – педагогическую литературу.

• определить наличие в  школе условий, способствующих развитию учителей начальных классов.

        • разработать программу развития инновационного потенциала среди учителей начальных классов, как систему  отслеживания процесса развития.

         предложить собственные варианты развития инновационного потенциала учителей начальных классов.

Объектом проектирования является педагогический коллектив учителей начальных классов МОУ «Средняя школа № 8», а предметом – управление развитием инновационного потенциала педагогов. 

Инновационный потенциал кадров организации – это способность кадров:

- к позитивно-критическому восприятию новой информации;

- к приращению общих и профессиональных знаний;  

- к выдвижению новых конкурентоспособных идей;

- к нахождению решений нестандартных задач и новых методов решения традиционных задач;  

- к использованию знаний для практической реализации новшеств. Инновационный потенциал педагогического коллектива раскрывается в способности к саморазвитию и реализации инновационных идей, проектов и технологий.  

Глава 1. Понятие и сущность инновационного педагогического потенциала. 

Модернизация образовательной системы требует от педагогических работников соответствия и постоянного развития их созидательного потенциала. Педагогический коллектив школы имеет большое влияние на становление личности учащихся, так способность учителей к инновационной деятельности сегодня считается одной из наиболее важных педагогических характеристик.

По определению педагогического терминологического словаря , инновационный потенциал — это описание возможностей организации по достижению целей за счёт реализации инновационных проектов.

Тогда как Инновация — создание, распространение и применение нового средства (новшества). Деятельность по поиску и получению новых результатов, способов их получения .

Инновация – это новообразование, обновление (появление новых форм или элементов чего- либо).

В отдельных случаях, инновационный потенциал отождествляется с научно-техническим и представляется как «накопленное определенное количество информации о результатах научно-технических работ, изобретений, проектно-конструкторских разработок, образцов новой техники и продукции» .

Еще одним подходом к пониманию сущности инновационного потенциала является ресурсный подход, согласно которому инновационный потенциал рассматривается как совокупность различных видов ресурсов, обеспечивающих осуществление инновационной деятельности субъектом рынка.

Инновационный потенциал педагога – это совокупность профессиональных, социокультурных и творческих характеристик личности, выражающая готовность педагога совершенствовать профессиональную деятельность и наличие внутренних, обеспечивающих эту готовность, средств и методов. Это -  желание и возможность развивать свои интересы и представления, искать собственные нетрадиционные решения возникающих проблем, воспринимать и творчески воплощать уже существующие нестандартные подходы в образовании, реализовывать инновационные идеи, проекты и технологии, проявлять себя как исследователь и  разработчик. 

Сущность инновационного потенциала педагогического коллектива заключается в его способности к саморазвитию и реализации инновационных идей, проектов и технологий. Система показателей инновационного потенциала включает в себя: восприимчивость и отношение учителей к новшествам, подготовленность их к освоению инноваций, уровень новаторства учителей в школьном коллективе, уровень творческой активности педагогов, развитость их коммуникативных связей.

 

Глава 1. 1. Развитие педагогического потенциала в условиях инновационной среды в общеобразовательной школе.

Текущий этап развития образования в России характеризуется значительными переменами, которые меняют условия профессиональной деятельности педагогов. Совокупность вводимых в образовательное учреждение новшеств создают особую среду, в которой трудятся педагоги. Особое качество среды, которое стимулирует педагогов к инновационной деятельности, позволяет рассматривать ее как особый вид профессионально-педагогической среды – инновационную (А.М.Моисеев).

Инновационная среда может по-разному (положительно и отрицательно) влиять на их профессиональное развитие. Во многом это зависит от личностных качеств педагога: его способности быстро и эффективно адаптироваться к новым условиям, уметь осмыслять новшество, быть готовым постоянно обновлять свои знания и умения. Однако, как показывает социальная практика, эти качества формируются не у всех педагогов.

Чтобы влияние среды было позитивным, она должна быть специально организованной, а ее структурно-функциональная модель включать представление о ней как интегральном средстве достижения управленческих целей. Влияние инновационной среды будет позитивным, если при ее моделировании исходить

 а) из задач формирования мотивации к инновационной деятельности;

б) из понимания двойственной природы инновационной среды: как источника новых возможностей и как условие их реализации в практической деятельности;

 в) из задачи создания и реализации методического сопровождения педагогов в инновационной деятельности.

Исходя из того, что в условиях инновационной среды педагог должен быть профессионально компетентным, управленческие решения проблемы профессионального развития должны основываться на четком определении понятия «профессиональная компетентность» и ее структурных компонентов. По мнению ряда ученых, наиболее полно специфика профессиональной компетентности педагогов отражается при рассмотрении ее с позиции трех следующих компонентов: деятельностного (знания, умения, навыки самостоятельного осуществления деятельности, мотивации деятельности, карьерный рост); личностного (знания, умения, навыки в принципы развития личности учащегося, стремление к саморазвитию, умение контролировать свое эмоциональное состояние); социально-коммуникативные (знания, умения, навыки осуществления педагогического общения, позитивный настрой, умение разрешать конфликты) [3].

В условиях инновационной среды особенно назревшей становиться проблема приобщения педагогов к педагогическому творчеству, включение его в научно-исследовательскую, поисковую деятельность. Ориентиром эффективности управления в образовательных учреждениях может стать наличие организационно-педагогические условий для развития творческой деятельности педагога, ориентированной на научно-исследовательскую и экспериментальную работу.

        В нашей школе для повышения эффективности  процесса профессионального развития педагогов успешно решаются следующие задачи:

  • выявляются потребности и запросы педагогов к методической поддержке инновационных процессов;
  • разрабатываются конкретные меры по обеспечению условий методического взаимодействия педагогических работников;
  • постоянно обновляется содержание и формы научно-методической деятельности с учетом запросов педагогических работников;
  • разработана программа развития школы в соответствии с объективной оценкой ее ресурсных возможностей и продуманным поиском резервов развития;
  • создана система научно-методическое обеспечение образовательного процесса на диагностической основе с учетом интересов и возможностей каждого педагога.

Педагоги, часто даже осознав необходимость в изменениях педагогической практики, не всегда могут определить направления этих изменений. Информированность педагогического коллектива в позициях и намерениях органов власти в отношении системы образования позволяет определить границы правового поля деятельности, стратегические направления образовательной практики. Но до настоящих инноваций на этой стадии еще очень далеко. Создание новой практики образования всегда связано с риском, поскольку в педагогике личности педагога и ученика всегда имеют большое, а иногда определяющее значение. Можно представить какими издержками для здоровья и качества образования могут стать любые новшества, если не продумать все этапы его внедрения, не продумать все способы перехода на новую практику, не проанализировать имеющиеся ресурсы, не предусмотреть механизмы минимизации рисков.

Поэтому необходимо специально организовать деятельность руководителя школы, направленную на освоение педагогическим коллективом основ педагогического исследования, осознания необходимости такой деятельности и мотивацию педагогов к постановке педагогических эксперимента.

В нашей школе такая работа организована в нескольких направлениях:

  • обучение педагогическим основам организации инновационной деятельности, технологии постановки педагогического исследования, проектирования и реализации педагогического эксперимента;
  • создание условий для рефлексии профессионального опыта и развития инновационной практики;
  • создание системы поощрения педагогов, занимающихся инновационной деятельностью.

Для определения сущностных характеристик научно-методической деятельности в нашей школе была сделана попытка рассмотреть ее в параметрах творчества. Подбор педагогов, обладающих творческим потенциалом, объединение их в творческие педагогические коллективы и постановка перед ними задач, в решении которых они могли бы раскрыть свои способности - это главная цель того, чтобы в образовательном учреждении начал осуществляться целенаправленный процесс научно-методического обеспечения.

Большое внимание уделяется изучению профессиональной позиции педагогов, мониторингу профессиональных достижений и выявлению инновационного потенциала учителя. Такая работа позволяет определиться с темами педагогических исследований, разработать педагогические проекты и организовать работу по их реализации.

Глава 1.2. Препятствия на пути развития инновационного педагогического потенциала и их преодоление.

Педагогические коллективы образовательных учреждений находятся на недостаточном уровне восприимчивости к педагогическим инновациям, слабо развита мотивационная и профессиональная готовность коллективов к освоению нового, знания педагогов в области педагогической инноватики характеризуются как несистемные и поверхностные (см. результаты первичной диагностики, приложение 3); ¬ встает вопрос о необходимости осуществления планомерного, системного и эффективного управления процессом формирования готовности педагогов образовательных учреждений к инновационной деятельности. Под готовностью педагога к инновационной деятельности можно понимать совокупность качеств педагога, определяющих его направленность на развитие собственной педагогической деятельности и деятельности всего коллектива , а также его способности выявлять актуальные проблемы образования обучающихся, находить и реализовать эффективные способы их решения. Готовность педагога к инновационной деятельности является внутренней силой, которая формирует его инновационную позицию. По структуре это сложное интегративное образование, охватывающее разнообразные качества, свойства, знания, навыки личности. Как один из важных компонентов профессиональной готовности, она является предпосылкой эффективной деятельности педагога, максимальной реализации его возможностей, раскрытия творческого потенциала. Источники готовности к инновационной деятельности достигают проблематики личностного развития, профессиональной направленности, профессионального образования, воспитания и самовоспитания, профессионального самоопределения педагога. Готовность педагога к инновационной деятельности определяют по следующим показателям: 1) осознание необходимости внедрения педагогических инноваций в собственной педагогической практике; 2) информированность о новейших педагогических технологиях, знания новаторских методик работы; 3) ориентация на создание собственных творческих задач, методик, настроенность на экспериментальную деятельность; 4) готовность к преодолению трудностей, связанных с содержанием и организацией инновационной деятельности; 5) владение практическими навыками освоения педагогических инноваций и разработки новых. Первая составляющая готовности педагогов к инновационной деятельности – наличие мотивов включения в эту деятельность. Мотив придает смысл деятельности для человека. В зависимости от содержания мотива инновационная деятельность может иметь разные смыслы для разных людей. Участие в инновационной деятельности может восприниматься: ¬ как способ избегания возможных напряжений в отношениях с руководством и коллегами по работе в случае отказа от участия; ¬ как способ достижения признания и уважения со стороны руководства и коллег; ¬ как способ получения дополнительного заработка; ¬ как выполнение своего профессионального долга; ¬ как способ реализации своего творческого потенциала и саморазвития. Отсутствие мотивации свидетельствует о неготовности педагога к инновационной деятельности. Материальный мотив или мотив избегания неудач соответствуют слабой готовности к инновационной деятельности. Высокому уровню готовности к инновационной деятельности соответствует зрелая мотивационная структура, в которой ведущую роль играют ценности самореализации и саморазвития Любой человек в профессиональной деятельности сможет достигать все более высоких уровней мастерства только изменяясь, только осваивая все новые способы деятельности и решая все более сложные задачи. Работая лишь в режиме репродукции, воспроизведения уже освоенных когда-то способов деятельности, высококлассным профессионалом стать невозможно. Всякий, кто стремится достичь высот мастерства, должен сознавать, что путь туда лежит через критическое отношение к себе, тому, что достигнуто, и поиски путей и средств развития своей практики. Без осознания участия в инновационной деятельности, как ценности для себя лично, не может быть и высокой готовности к этой деятельности. Вторая составляющая рассматриваемой готовности к инновационной деятельности – информирование (информационное поле) о современных требованиях к результатам профессионального образования, инновационных моделях и технологиях образования, условиях их реализации, иначе, о всем том, что определяет потребности и возможности развития существующей педагогической практики. Педагог, слабо ориентированный в инновационных моделях образования и инновационных программах и технологиях, не будет видеть и недостатков образовательной системы ПОО и своей практики, и возможностей их устранения. Третья составляющая готовности к инновационной деятельности – инновационная компетентность педагога, иными словами, комплекс знаний, умений, навыков, личностных качеств педагога, обеспечивающий эффективность использования новых педагогических технологий в реализации инновационных идей. Педагог, подготовленный к инновационной деятельности: ¬ понимает место и роль инновационной деятельности в ОУ, ее связь с образовательной деятельностью; ¬ умеет критически анализировать педагогические системы, учебные программы, технологии и дидактические средства обучения; ¬ умеет разрабатывать и обосновывать инновационные предложения по совершенствованию образовательного процесса; ¬ умеет разрабатывать проекты внедрения новшеств; ¬ умеет ставить цели экспериментальной работы и планировать ее; ¬ умеет работать в рабочих группах внедренческих проектов и проведения экспериментов; ¬ умеет анализировать и оценивать систему инновационной деятельности ОУ; ¬ умеет анализировать и оценивать себя как субъекта инновационной деятельности.

Учитывая вышеперечисленные факторы, в результате работы над данным проектом были проанализированы способы ознакомления педагога с возникающими инновационными технологиями, а также определена и смоделирована система, способствующая реализации данной задачи;

Так были выведены следующие закономерности, способствующие развитию инновационного педагогического потенциала:

1)                уменьшение необходимости самостоятельного поиска и апробации инновационных технологий приводит к повышению стремления педагога к саморазвитию;

2)                доступ к ним без отрыва от рабочего места сделает необходимость использования инноваций менее тягостным и вынужденным;

3)                взаимообмен опытом с коллегами и специалистами содействует обогащению опыта педагога.

Как результат данного проекта выступают следующие предложения:

·                   на школьном уровне создать систему организованного посещения уроков коллег, как родственного цикла, так и других образовательных предметов (1-2 в неделю);

·                   на районном уровне в методический день посещать мастер-классы или консультации с методическим кабинетом (один раз в месяц);

·                   стимулировать применения инноваций поощрениями, при этом создав технические условия для применения инновационных технологий.

Глава 2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА ШКОЛЫ

Готовых методик измерения отношения к инновациям не разработано, существуют отдельные шкалы, измеряющие установки по отношению к нестандартному мышлению и креативности, тесты по определению творческого потенциала личности и др. Возможна разработка диагностических материалов непосредственно ПОО в рамках внедрения и реализации инновационной деятельности.

 Разработана программа деятельности педагогического коллектива по развитию инновационного потенциала

I. Подготовительный этап

Цель: изучение мотивационной готовности педагогического коллектива к освоению и реализации новшеств.

Содержание деятельности: 

1. Диагностика уровня инновационного потенциала педагогов и педагогического коллектива в целом (тестирование, анкетирование, собеседование и др.).

2. По итогам анализа – выявление основных проблем и принятие решений по их устранению (личностные особенности педагогов, отношение к инновационной деятельности и др.).

3. Выявление потребностей в инновациях, актуальных для ПОО (если направление инновационной деятельности не определено извне).

4. Разработка плана по внедрению и реализации инновационной деятельности(дорожная карта) – инициативная группа.

5. Прогнозирование возможных отклонений от цели, нежелательных препятствий и последствий.

 II. Организационно-просветительский этап

Цель: обеспечение теоретической готовности педагогического коллектива к освоению и новшеств.

 Содержание деятельности:

1. Создание информационного поля:

 проведение научно-методических семинаров по актуальным проблемам;

 посещение психолого-педагогических семинаров и др. мероприятий с целью просвещения и пополнения педагогами базовых научных и методических знаний;

 установление связей с институтами развития образования, привлечение научных работников в качестве консультантов.

2. Внесение изменений в структуру научно-методической деятельности:

 создание временных творческих коллективов, творческих лабораторий;

 создание рабочей группы, курирующей внедрение и реализацию инноваций.

3. Повышение профессиональной компетентности – организованное обучение по инновационной проблематике.

 4. Создание мотивации на достижение успеха. Разработка положения о стимулировании труда педагогических работников ОУ.

III. Практический этап 

Цель: обеспечение практической готовности педагогического коллектива к внедрению и реализации инноваций.

Содержание деятельности:

1. Мониторинг уровня инновационного потенциала педагогического коллектива.

2. Совершенствование системы научно-методической работы, организация ее на двух уровнях:

 внешний – участие в деятельности региональных методических объединений, проблемных семинаров, научно-практических конференций и др. по вопросам инновационной деятельности (выступления, публикации);

  внутренний – работа в рамках цикловых методических комиссий, созданных творческих коллективах.

 3. Определение методических проблем в рамках инновационной деятельности и плана работы над ними (групповые, индивидуальные).

 4. Развитие исследовательских/творческих умений педагогов (организация постоянно действующего семинара, индивидуальных и групповых консультаций).

5. Изменение характера нововведений: от локальных до комплексных, касающихся всех сторон деятельности ПОО: содержания образования, технологий обучения, воспитания и развития обучающихся, создания новых образовательных продуктов (авторских программ, методических материалов и др.), организации образовательной деятельности.

5. Совершенствование структуры управления в условиях работы в инновационном режиме, активное участие педагогов и принятие управленческих решений.

 6. Демонстрация достижений (творческие отчеты, круглые столы, открытые уроки и др.)

 IV. Контрольно-оценочный этап

Цель: определение соответствия между желаемым и реальным уровнями инновационного потенциала педагогического коллектива. Содержание деятельности:

1. Мониторинг уровня инновационного потенциала педагогического коллектива, диагностика отдельных показателей. Оценка в системе показателей:

  восприимчивость и отношение педагогов к новшествам;

 мотивационная готовность педагогов, подготовленность их к освоению и реализации инноваций (диагностика, просветительская деятельность);

  способность генерировать инновационные идеи, создавать новые образовательные продукты и др. (диагностика);

 профессиональная компетентность, включающая в себя практическую и теоретическую подготовленность к реализации инноваций.

 2. Экспертиза и анализ проделанной работы (созданных инновационных образовательных продуктов, полученных образовательных результатов, изменившихся условий реализации образовательной деятельности и др.)

 3. Установление причин рассогласования между желаемыми и реальными уровнями инновационных потенциалов (если имеются).

4. Составление программы деятельности педагогического коллектива по дальнейшему развитию инновационного потенциала и реализации инновационной деятельности.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Процесс развития можно интенсифицировать, если:

         1. Повысить  развитие творческой активности учителей  на основе непрерывного совершенствования структуры методической работы.

        2. Мобилизовать инновационный потенциал педагогического коллектива для развития приоритетного нововведения (непрерывное повышение квалификации учителей, установка на отношение к новому, нормативное и творческое внедрение достижений педагогической науки и передового опыта).

        3.  Интегрировать инновационные процессы, усиливая взаимодействие  между новшествами.

        4. Создать условия поддержки педагогов, занимающихся экспериментальной и  инновационной деятельностью.


Заключение

Результаты исследования II главы позволяют сделать следующие обобщения: достаточный уровень инновационного потенциала педагогического коллектива - необходимое условие системного освоения новшеств; развитие инновационного потенциала педагогического коллектива происходит наиболее успешно в ходе инновационных процессов, протекающих в школе;

- развитию инновационного потенциала способствует специально организованная деятельность по обеспечению психолого-педагогических и организационно-педагогических условий на каждом этапе инновационного процесса; доказательством эффективности и результативности данной деятельности является то, что ее реализация в практике школы позволила повысить уровень инновационного потенциала педагогического коллектива до достаточного для системного преобразования школы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Развитие инновационного потенциала педагогического коллектива школы принадлежит к числу актуальных проблем для системы образования.

1. Теоретические основы разработки этой проблемы лежат в области педагогической инноватики и управления инновационными процессами.

Инновационный потенциал педагогического коллектива - это его способность к саморазвитию и реализации в сфере образования инновационных проектов, идей, технологий.

2. В исследовании используется следующая разработанная нами система показателей инновационного потенциала педагогического коллектива: восприимчивость педагогов к новшествам; подготовленность их к освоению новшеств;

- уровень новаторства учителей в школьном коллективе;

- уровень творческой активности педагогов;

- развитость коммуникативных связей.

Критерий сформированности восприимчивости к новшествам: учитель постоянно следит за передовым опытом в сфере своей деятельности, стремится внедрить его с учетом изменяющихся образовательных потребностей населения, общества и с учетом индивидуального стиля педагогической деятельности; постоянно занимаетсясамообразованием; показывает приверженность к определенным идеям, развивает их в процессе педагогической деятельности; постоянно анализирует собственную деятельность, привлекает к этому своих учеников, коллег; сотрудничает с научными консультантами; имеет чувство перспективы; открыт к новому, отличному от себя, к инакомыслию. Критерий подготовленности педагогического коллектива к освоению новшеств: информационная,мотивационная и квалификационная готовность учителей к освоению новшеств; наличие у них системы знаний и умений для ведения опытно-экспериментальной работы; отсутствие у учителей антиинновационных барьеров. Критерий сформированности новаторства: высокий уровень новаторства членов педагогического коллектива, значительное преобладание количества «новаторов», «передовиков», «умеренных» в педагогическом коллективе. Критерий сформированности творческой активности учителей: изменение мотивов и потребностей педагогов: увеличение их доли с устойчивой мотивацией на преобразование и постоянное совершенствование педагогической деятельности, ищущих в работе самовыражения, самоутверждения, сопричастности к общим целям и задачам; повышение активности педагогов в подготовке и принятии управленческих решений; увеличение числа педагогов-экспериментаторов, педагогов-инноваторов; развитие нововведений от единичных к комплексным, системным, охватывающим различные стороны педагогического процесса: управленческую; содержательную; технологии обучения, воспитания, развития; режим работы школы.

Критерий развитости коммуникативных связей педагогов: - согласованность действий всех членов педагогического коллектива;

- увеличение количества педагогов, входящих в состав временных творческих коллективов на уровне города и области;

- умение педагогов работать во временном творческом коллективе независимо от состава последнего /различный возраст учителей, степень образования, точки зрения и т.д./.

3. Проведенное исследование позволило установить две группы условий, при которых развитие инновационного потенциала педагогического коллектива происходит наиболее эффективно: психолого-педагогические и организационно-педагогические.

В качестве психолого-педагогических условий, способствующих формированию личностных, психологических механизмов развития инновационного потенциала выступают:

- отсутствие строго регламентированной деятельности, лишних указаний учителю, жестких норм; обязательное пополнение учителем базовых, научных и методических знаний, развитие исследовательских умений; накопление учителем опыта творческих практических решений, делающим его более свободным и уверенным в выборе собственного решения; ощущение педагогами чувства успеха, который является результатом их самостоятельнойдеятельности, активности;

- положительное отношение педагогов ко всему новому, наличие потребности в самоанализе, самоосознании и самооценке в процессе взаимодействия с другими людьми;

- наличие особой рефлексивной среды: в мышлении - проблемных ситуаций, в деятельности - установки на кооперирование, а не на конкуренцию, в общении - отношений, предполагающих доступность собственного опыта для другого и открытость его опыта для себя.

Организационно-педагогическими условиями, связанными с уровнем организации и стимулирования образовательного процесса, являются: наличие достойной, интересной, общественно-значимой цели, которая становится ядром инновационной деятельности педагогического коллектива; благоприятный морально-психологический климат в коллективе, его сплочение, создание «инновационной атмосферы»;

- создание группы единомышленников, которые становятся инициирующим элементом педагогической среды;

- творческий уровень деятельности и профессионализм администрации, ее умение создать в коллективе творческий микроклимат; диагностика инновационной деятельности педагогов и по процессу, и по результату, при этом важно получить положительные промежуточные результаты;

- установление связей с наукой, использование в образовательном процессе школы научных кадров высших учебных заведений; правильная организация и непрерывное совершенствование системы научно-методической работы школы, одной из важнейших задач которой становится организация научно-педагогического эксперимента, формирование и реализация потребностей педагогов в исследовательской деятельности, в повышении педагогического мастерства через различные формы /практикумы, деловые игры т.д./, предоставление педагогам права выбора форм повышения квалификации; создание условий, помогающих педагогу в его профессиональной деятельности: обеспечение литературой, предоставление возможности работать в библиотеке, научная организация труда, забота о времени педагогов, состоянии их здоровья и т.д.;

- развитие информационного обмена внутри и вне школы, использование современных технических средств /компьютерные сети , телекоммуникации и др./; организация управленческой деятельности, мотивирующей и оптимизирующей творчество педагогов: вовлечение их в совместную с администрацией деятельность по планированию образовательного процесса, гарантия свободы творческой деятельности, обобщение и распространение передового педагогического опыта, материальное стимулирование, наличие в школе демократических начал в управлении и социальная защищенность членов педагогического коллектива.

4. Развитие инновационного потенциала педагогического коллектива -управляемый процесс. Управление развитием инновационного потенциала педагогического коллектива - часть осуществляемой в учебном заведенииуправленческой деятельности, в которой посредством планирования, организации, руководства и контроля за освоением новшеств обеспечивается целенаправленность и организованность деятельности педагогического коллектива по наращиванию его инновационного потенциала, повышению уровня его использования и, как следствие, получение качественно иных результатов образования.

В процессе развития инновационного потенциала педагогического коллектива выделяется четыре этапа:подготовительный, организационный, практический, контрольно-оценочный.

Функциональный состав управления развитием инновационного потенциала педагогического коллектива состоит из следующих функций как видов целенаправленной деятельности: информационно-аналитической, мотивационно-целевой, планово-прогностической, организационно-исполнительской, контрольно-диагностической, регулятивно-коррекционной.

Эффективность развития инновационного потенциала педагогического коллектива зависит от реализации этих функций управленческой деятельности на каждом из четырех вышеуказанных этапов.

В исследовании установлено, что для каждого этапа развития инновационного потенциала педагогического коллектива школы необходима целенаправленная управленческая деятельность, результатами которой будут: наподготовительном этапе - мотивационная готовность педагогического коллектива к освоению новшеств, на организационном этапе - теоретическая готовность и повышение мотивационной готовности, на практическом этапе -практическая готовность и на контрольно-оценочном - подбор ресурсов для устранения рассогласования между желаемым и реальным уровнями инновационного потенциала педагогического коллектива школы, корректировка деятельности по его дальнейшему развитию.

5. В исследовании представлена нами разработанная и апробированная программа деятельности по развитию инновационного потенциала педагогического коллектива школы, включающая в себя содержание и формы работы на каждом этапе этой деятельности.

Резюмируя вышеизложенное, можно утверждать, что поставленные в диссертационном исследовании задачи решены, цель исследования достигнута, гипотеза подтверждена.

Дальнейшая разработка проблемы возможна в направлении развития инновационного потенциала не только школы, но и окружающей социальной среды.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

АНКЕТА 1: Восприимчивость к инновациям, новшествам, передовым идеям Определите свою восприимчивость к новому, используя следующую оценочную шкалу: всегда – 3 балла, иногда – 2 балла, никогда – 1 балл.

1. Вы постоянно следите за передовым педагогическим опытом, занимаетесь самообразованием _____________

2. Вы стремитесь внедрить новые идеи, методики и др. с учетом изменяющихся образовательных потребностей общества и индивидуального стиля Вашей педагогической деятельности ____________ 3. Вы придерживаетесь прогрессивных педагогических идей, развиваете их в процессе педагогической деятельности________

4. Вы сотрудничаете с научными консультантами, коллегами по вопросам совершенствования педагогической деятельности __________

5. Вы видите перспективу своей деятельности, прогнозируете ее? _______ 6. Вы открыты новому? ______ ИТОГО: ______________ баллов

НАБОР ДИАГНОСТИЧЕСКИХ ТЕСТОВ

Тест 1: КАКОВ ВАШ ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ Выберите один из предложенных вариантов ответа. 1. Считаете ли вы, что современная система профессионального образования должна быть улучшена? А) Да. Б) Нет, она и так достаточно хороша. В) Да, в некоторых случаях, но при современном состоянии профессионального образования незначительно. Г) Иное: __________________________________________________________________________________________________ 2. Думаете ли вы, что сами можете участвовать в изменении системы образования? А) Да, в большинстве случаев. Б) Нет. В) В некоторой степени. Г) Иное: __________________________________________________________________________________________________ 3. Считаете ли вы, что некоторые из ваших идей способствовали бы значительному прогрессу в той сфере деятельности, в которой вы работаете? А) Да. Б) Да, при благоприятных обстоятельствах. В) Лишь в некоторой степени. Г) Иное: _________________________________________________________________________________________________ 4. Считаете ли вы, что в будущем сможете что-то принципиально изменить в системе непрерывногопрофессиональногообразования? А) Да, наверняка. Б) Это маловероятно. В) Возможно. Г) Иное: _________________________________________________________________________________________________ 5. Когда вы решаете предпринять какое-то действие в профессиональной сфере, думаете ли вы, что осуществите свое начинание, способствующее улучшению положения дел? А) Да. Б) Часто думаю, но не сумею. В) Да, часто. Г) Иное: _________________________________________________________________________________________________ 6. Испытываете ли вы желание заняться более глубоким изучением дидактики как науки об обучении? А) Да, неизвестное меня привлекает, мне хочется повысить свою компетентность. Б) Нет, все, что мне нужно я уже знаю, меня это не привлекает. В) Интересуют некоторые аспекты. Г) Иное: ________________________________________________________________________________________________ 7. Вам часто приходится заниматься сравнительно новым делом. Испытываете ли вы желание добиться в нем успеха? А) Да. Б) Удовлетворюсь тем успехом, который был достигнут до меня. В) Нет, так как знаю, что успеха добиться невозможно. Г) Иное: ________________________________________________________________________________________________ 8. Если проблема не решена, но ее решение вас волнует, хотите ли вы знать все те теоретические положения, которые могут решить проблему? А) Да. Б) Нет, достаточно знаний передового опыта. В) Нет. Г) Иное: _________________________________________________________________________________________________ 9. Когда вы терпите неудачу, то: А) Какое-то время упорствуете, продолжая начатое. Б) Махнете рукой на затею. В) Продолжаете делать свое дело. Г) Иное: _________________________________________________________________________________________________ 10. По-вашему, профессию надо выбирать исходя из: А) Своих возможностей и перспектив для себя. Б) Значимости и нужности профессии, потребности в ней. В) Преимуществ, которые она дает. Г) Иное: __________________________________________________________________________________________________ 11. Путешествуя, могли бы вы легко пройти по маршруту, который однажды пройден? А) Да. Б) Нет. В) Да, но только в той местности, которая мне понравилась. Г) Иное: __________________________________________________________________________________________________ 12. Сразу после беседы сможете ли вы вспомнить все, что говорили? А) Да, без труда. Б) Запоминаю только то, что меня интересует. В) Всего вспомнить не могу. Г) Иное: __________________________________________________________________________________________________ 13. Когда вы слышите незнакомый термин в знакомом контексте, сможете ли повторить его в сходной ситуации? А) Да, без затруднений. Б) Да, если этот термин легко запомнить. В) Нет. Г) Иное: __________________________________________________________________________________________________ 14. В свободное время вы предпочитаете: А) Поразмыслить наедине. Б) Находиться в компании, в окружении семьи. В) Вам безразлично, вы все равно решаете свою проблему. Г) Иное: __________________________________________________________________________________________________ 15. Вы занимаетесь подготовкой доклада (сообщения). Решаете прекратить это занятие только если: А) Дело закончено и, кажется вам, отлично выполнено. Б) Вы более или менее довольны. В) Вам не все удалось сделать, но есть еще и другие дела. Г) Иное: __________________________________________________________________________________________________ 16. Когда вы одни, то: А) Любите почитать книгу любимого писателя. Б) Любой ценой пытаетесь найти себе конкретное занятие. В) Решаете проблему, связанную с вашей работой. Г) Иное: __________________________________________________________________________________________________ 17. Когда какая-то идея захватывает вас, то вы думаете о ней: А) Независимо от того, где и с кем вы находитесь. Б) Только наедине. В) Только там, где не слишком шумно. Г) Иное: __________________________________________________________________________________________________ 18. Когда вы отстаиваете какую то идею, то: А) Можете отказаться от нее, если выслушаете убедительные аргументы оппонентов. Б) Останетесь при своем мнении, какие бы аргументы ни выдвигали. В) Измените свое мнение, если давление будет сильным. Г) Иное: __________________________________________________________________________________________________ Подсчитайте очки, которые вы набрали, следующим образом: За ответ А - 3 очка. За ответ Б - 1 очко. За ответ В - 2 очка. Сумма набранных очков покажет примерный уровень вашего творческого потенциала. 49 и более очков. В Вас заложен творческий потенциал, который представляет Вам богатый выбор творческих возможностей. Если Вы на деле сможете применить ваши способности, то вам доступны самые разнообразные формы творчества. От 24 до 48 очков. У вас вполне нормальный творческий потенциал. Вы обладаете теми качествами, которые позволяют вам творить, но у вас есть и проблемы, которые тормозят процесс творчества. Во всяком случае, ваш потенциал позволит вам творчески проявить себя, если вы, конечно, этого пожелаете. 23 и менее очков. Ваш творческий потенциал, увы, ограничен. Но, может быть, вы просто недооцениваете себя, свои способности? Отсутствие веры в свои силы мешает вашему творчеству? Вам необходимо больше уверенности. Начните какое-то новое интересное дело и доведите его до конца. Таким образом, Вы и решите проблему. ТЕСТ 2: Самоопределение творческого потенциала личности Инструкция. Уважаемые коллеги! Оцените степень выраженности ваших личностных качеств или частоты их проявления по 9 балльной шкале: очень низкий уровень развития – 1 балл; низкий – 2; ниже среднего – 3; чуть ниже среднего – 4; средний уровень – 5; чуть выше среднего – 6; выше среднего – 7; высокий – 8; очень высокий уровень развития – 9 баллов (отметьте выбранный вами балл самооценки) Спасибо! Как часто начатое дело вам удается довести до логического конца? 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 Если всех людей мысленно разделить на логиков и эвристов, т. е. генераторов идей, то в какой степени вы генератор идей? 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 В какой степени вы относите себя к людям решительным? 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 В какой степени ваш конечный "продукт", ваше творение чаще всего отличается от исходного проекта, замысла? 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 Насколько вы способны проявить требовательность и настойчивость, чтобы люди, которые обещали вам что-то, выполнили бы своеобещание? 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 Как часто вам приходится выступать с критическими суждениями в адрес кого-либо? 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 Как часто решение возникающих у вас проблем зависит от вашей энергии и напористости? 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 Какой процент людей из вашего окружения чаще всего поддерживают ваши инициативы и предложения? 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 Как часто у вас бывает оптимистическое и веселое настроение? 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 Если все проблемы, которые приходилось вам решать за последний год, условно разделить на теоретические и практические, то каков среди них удельный вес практических проблем? 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 Как часто вам приходится отстаивать свои принципы, убеждения? 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 В какой степени ваша общительность, коммуникабельность способствует решению важных для вас проблем? 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 Как часто у вас возникают ситуации, когда главную ответственность за решение наиболее сложных проблем и дел в коллективе вам приходится брать на себя? 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 Как часто и в какой степени ваши идеи, проекты удается воплотить в жизнь? 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 Как часто вам удается, проявив находчивость и даже предприимчивость, хоть в чем-то опередить своих соперников? 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 Как много людей среди ваших друзей и близких, которые считают вас человеком воспитанным, интеллигентным? 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 Как часто вам приходилось коренным образом изменять свою жизнь или находить принципиально новые подходы в решении старых проблем? 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 Как часто вам приходилось предпринимать нечто такое, что было воспринято даже вашими друзьями как неожиданность, как принципиально новое дело? 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 Общий балл: __________ Обработка результатов. Подсчитывается общий балл по всем вопросам теста и определяется уровень развития творческого потенциала личности: средний уровень – 54–72 балла; выше среднего – 90–126 баллов; высокий – 144–162 балла. ТЕСТ «Мотивация успеха» Инструкция: творчество любого из вас нередко зависит от осознания необходимости деятельности. Что побуждает нас творить? Искренне ответьте «да» или «нет» на приведенные ниже утверждения, и, возможно, вы поймете, насколько мотивация успеха влияет на ваши творческие устремления. 1. Я легко раздражаюсь, когда замечаю, что не могу выполнить задание на все 100%. 2. Когда я работаю, это выглядит так, как будто я все ставлю на карту. 3. Когда возникает проблемная ситуация, я чаще всего принимаю решение одним из последних. 4. Когда у меня два дня подряд нет дела, я теряю покой. 5. В некоторые дни мои успехи ниже средних. 6. По отношению к себе я более строг, чем по отношению к другим. 7. Я более доброжелателен, чем другие. 8. Когда я отказываюсь от трудного задания, то потом сурово осуждаю себя, так как знаю, что в нем я добился бы успеха. 9. В процессе работы я нуждаюсь в небольших паузах для отдыха. 10. Усердие – это не основная моя черта. 11. Меня больше привлекает другая работа, чем та, которой я занят. 12. Порицание меня стимулирует сильнее, чем похвала. 13.Я знаю, что мои коллеги считают меня дельным человеком. 14. Препятствия делают мои решения еще более твердыми. 15. У меня очень легко вызвать честолюбие. 16.Когда я работаю без вдохновения, это обычно заметно. 17. Иногда я откладываю то, что должен был сделать немедленно. 18. Нужно полагаться только на самого себя. 19.В жизни мало вещей более важных, чем деньги. 20.Я менее честолюбив, чем многие другие. 21.В конце отпуска я обычно радуюсь, что скоро выйду на работу. 22.Когда я расположен к работе, то делаю ее лучше и профессиональнее, чем другие. 23. Мне проще и легче общаться с людьми, которые упорно работать. 24.Когда у меня нет дел, я чувствую, что мне не по себе. 25. Мне приходиться выполнять ответственную работу чаще, чем другие. 26.Когда мне приходится принимать решения, я стараюсь делать это как можно лучше. 27. Мои друзья иногда считают меня ленивым. 28. Мои успехи в какой-то мере зависят от моих коллег. 29.Я обычно обращаю мало внимания на свои достижения. 30.Когда я работаю вместе с другими, моя работа дает большие результаты. 31. Многое, за что я берусь, я не довожу до конца. 32.Я завидую людям, которые не очень загружены работой. 33.Когда я уверен, что стою на верном пути, для доказательства своей правоты я иду вплоть до крайних мер. Поставьте себе по одному баллу за каждый ответ «да» на вопросы 1-4,6-9, 12-15, 18,19, 21-26, 28, 30, 33. И за каждый ответ «нет» на вопросы 5, 10, 11, 16, 17, 20, 27, 29, 31, 32. Больше 27 баллов. У вас сильная мотивация к успеху, вы упорны в достижении цели, готовы преодолеть любые препятствия. От 15 до 27 баллов. У вас средняя мотивация к успеху, как и у большинства людей. Стремление к цели приходит к вам в форме приливов и отливов. Порой вам хочется все бросить, так как вы считаете, что цель, к которой вы стремитесь, недостижима. Меньше 15 баллов. Мотивация к успеху у вас слабая. Вы довольны собой и своим положением, на работе. Вы убеждены, что независимо от ваших усилий все пойдет своим чередом. АНКЕТА 1 Наличие потребностей в изменении своей профессиональной деятельности и отношение к инновациям 1. Нужна ли глубокая перестройка образовательной деятельности ПОО: (да; нет; частично; затрудняюсь ответить) 2. Если перестройка нужна, то в чем конкретно она должна состоять___________________________________________________________________________________________ 3. Считаете ли вы, что нужно серьезно изменить вашу собственную деятельность (да; нет; частично; иное: __________________________________________________________________________________________________) 4. Какие нерешенные проблемы в своей деятельности вы видите ____________________________________________ 5. Приступили ли вы к обновлению своей деятельности (да; нет; частично;___________________________________) 6. Какие конкретные проблемы решаете, что стремитесь изменить, усовершенствовать, что Вам удалось сделать?___________________________________________________________________________________________ 7. Какие чувства и эмоции Вы испытываете в первый момент знакомства с нововведением, использовать которое Вам предлагают/рекомендуют? Подчеркните один ответ: - Это у нас уже есть. - Это у нас не получится. - Это не решает наших главных проблем. - Это требует доработки.Здесь не все равнозначно. - Есть и другие идеи. - Из этого можно взять отдельные элементы. - Все это требует тщательной проверки. - Надо попробовать – возможно, это даст результат. - Это интересно, попробую у себя в группе. АНКЕТА 2: Восприимчивость к инновациям, новшествам, передовым идеям Определите свою восприимчивость к новому, используя следующую оценочную шкалу: всегда – 3 балла, иногда – 2 балла, никогда – 1 балл. 1. Вы постоянно следите за передовым педагогическим опытом, занимаетесь самообразованием _____________ 2. Вы стремитесь внедрить новые идеи, методики и др. с учетом изменяющихся образовательных потребностей общества и индивидуального стиля Вашей педагогической деятельности ____________ 3. Вы придерживаетесь прогрессивных педагогических идей, развиваете их в процессе педагогической деятельности________ 4. Вы сотрудничаете с научными консультантами, коллегами по вопросам совершенствования педагогической деятельности __________ 5. Вы видите перспективу своей деятельности, прогнозируете ее? _______ 6. Вы открыты новому? ______ ИТОГО: ______________ баллов

Приложение

АНКЕТА 1: Мотивационная готовность педагогического коллектива к освоению новшеств

Если Вы интересуетесь инновациями, применяете новшества, то, что Вас побуждает к этому? Выберите не более трех ответов.

1. Осознание недостаточности достигнутых результатов и желание их улучшить.

2. Высокий уровень профессиональных притязаний, сильная потребность в достижении высоких результатов.

 3. Потребность в контактах с интересными, творческими людьми.

 4. Желание создать хорошую, эффективную школу для детей.

5. Потребность в новизне, обновлении, смене обстановки, преодолении рутины.

6. Потребность в лидерстве.

7. Потребность в поиске, исследовании, лучшем понимании закономерностей.

8. Потребность в самовыражении, самосовершенствовании.

9. Ощущение собственной готовности участвовать в инновационных процессах, уверенность в себе.

10. Желание проверить на практике полученные знания о новшествах.

 11. Потребность в риске, преодолении рутины.

 12. Материальные причины: повышение заработной платы, возможность пройти аттестацию и т. д.

13. Стремление быть замеченным и по достоинству оцененным.

АНКЕТА 4: Барьеры/причины, препятствующие освоению инноваций Если Вы не интересуетесь инновациями и не применяете новшеств, то каковы причины этого: 1. Слабая информированность в коллективе о возможных инновациях. 2. Убеждение, что эффективно учить можно и по-старому, 3. Плохое здоровье, другие личные причины. 4. Большая учебная нагрузка. 5. Небольшой опыт работы, при котором не получается и традиционное. 6. Отсутствие материальных стимулов. 7. Отсутствие интереса. 8. Чувство страха перед отрицательными результатами. 9. Отсутствие помощи. 10. Разногласия, конфликты в коллективе. 11. Иное: ___________________________________________________________________________________________________ АНКЕТА 5: Уровень новаторства педагогов в коллективе К какой группе педагогов, на Ваш взгляд, Вы относитесь? Выберите один из вариантов ответа. Группа А. Вы поглощены новшествами, постоянно ими интересуетесь, всегда воспринимаете их первыми, смело внедряете, идете на риск. Группа В. Вы интересуетесь новшествами, но не идете за ними вслепую, рассчитываете целесообразность нововведения. Считаете, что новшества следует внедрять сразу после того, как они появились в условиях, близких к Вашим. Группа С. Вы воспринимаете новшества умеренно. Не стремитесь быть среди первых, но и не хотите быть среди последних. Как только новое будет воспринято большей частью Вашего педагогического коллектива, воспримите его и Вы. Группа Д. Вы больше сомневаетесь, чем верите в новое. Отдаете предпочтение старому. Воспринимаете новое только тогда, когда его воспринимает большинство учебных организаций и педагогов. Группа Е. Вы последним осваиваете новшества. Сомневаетесь в новаторах и инициаторах нововведений. ОБРАБОТКА АНКЕТ АНКЕТА 1.Методические рекомендации по анализу результатов анкеты При анализе нужно установить, имеет ли место расхождение между ответами на 1 и 3 вопросы, сравнение показателей покажет направленность недовольства учителей. Данные ответов на 5 вопрос позволяет выявить учителей, готовых к переходу или уже работающих в «поисковом режиме». Ответы на 7 вопрос позволяет установить степень надежности и достоверности ответов на 1-6 вопросы и скорректировать. Если выводы анализа отвечающий подчеркивает с 1 по 6 варианты ответов, это свидетельствует о его «скептическом» отношении к новому, 7 – об осуществлении метода «кусочного внедрения» нововведений, 8 – о методе «вечного эксперимента», 9,10 – о готовности использовать новшество. АНКЕТА 2.Методические рекомендации по анализу результатов анкеты Уровень восприимчивости педагогического коллектива к новшествам определяется по формуле: К = Кфакт :Кмакс, гдеК – уровень восприимчивости педагогического коллектива к новшествам; Кфакт – фактическое количество баллов, полученных всеми педагогами; Кмакс – максимально возможное количество баллов. Для оценки уровня ИППК используются следующие показатели: - критический уровень – К < 0,45; - низкий уровень – 0,45< К< 0,65; - допустимый уровень – 0,65< К< 0,85; - оптимальный уровень – К > 0,85. АНКЕТА 3.Методические рекомендации по анализу результатов анкеты Обработка результатов производится путем анализа ответов. Чем сильнее у педагогов преобладают мотивы, связанные с возможностью самореализации личности (п. 2, 6, 8, 13), тем выше уровень инновационного потенциала педагогического коллектива. АНКЕТА 4.Методические рекомендации по анализу результатов анкеты Чем меньше инновационных барьеров у педагогов, тем выше уровень ИППК. АНКЕТА 5.Методические рекомендации по анализу результатов анкеты Чем малочисленнее группыД и Е, тем выше уровень ИППК. Программа развития ИППК является механизмом, обеспечивающим эффективность функций управленческой деятельности. Результатами ее реализации в практике работы ПОО являются:  на подготовительном этапе – мотивационная готовность педагогического коллектива к освоению новшеств;  на организационном этапе – теоретическая готовность;  на практическом этапе – практическая готовность;  на контрольно-оценочном этапе – достижение согласования между желаемым и реальным уровнями ИППК. ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Шкала самооценки инновационных качеств личности Инструкция. Пожалуйста, прочтите нижеприведенные высказывания и оцените степень своего соответствия каждому из них по пятибалльной шкале, поставив отметку в одной из колонок. № п/п Утверждение - вопрос 1 балл (абсолютно не соответствую) 2 балла (почти не соответствую) 3 балла (изредка соответствую) 4 балла (соответствую практически всегда) 5 баллов (полностью соответствую) 1 Я считаю, что изменения - это путь к успеху 2 Для успеха в делах необходимо постоянно развиваться, искать и вносить что-то новое, совершенствоваться 3 Я готов(а) идти на риск ради достижений 4 Мне нравится делать все по-своему, оригинально 5 Для меня важно разнообразие в жизни 6 Встреча с неизведанным, новым не пугает меня 7 Я полагаю, что возможности даются только тем, кто их сам их активно ищет 8 Я творческий человек, всегда стремлюсь создать, придумать что-то новое, свое 9 Я не боюсь ошибок и конструктивно реагирую на них 10 Для меня характерна тяга к исследованию нового, мне нравится изучать, экспериментировать 11 Япринимаю все новое, новинка ценна уже сама по себе 12 Я вполне комфортно чувствую себя в нестабильной среде Ключ: Креативность (4,5,8,10) __________ баллов (4 - 20) Риск ради успеха (3,6,11,12) _________ баллов (4 - 20) Ориентация на будущее (1,2,7,9) _________ баллов (4 – 20) Оценка по каждому показателю: 4 – 9 баллов: низкий уровень 10 – 15 баллов: средний уровень 16 – 20 баллов: достаточно высокий уровень ИТОГО: ________ баллов Общая оценка уровня инновационности личности: 12 – 28 баллов: низкий уровень (скептик, консерватор, ретроград) 29 – 44 балла: средний уровень (нейтрал, рационалист) 45 – 60 баллов: достаточно высокий уровень (новатор, энтузиаст) Типы людей по их отношению к инновациям Тип человека Характеристика Новатор Человек, для которого характерен постоянный поиск возможностей усовершенствования производства и управления, он разрабатывает технические, организационные и иные новинки, вносит инициативные предложения, добивается их внедрения в производство. Его девиз: «Все, что можно усовершенствовать, надо усовершенствовать» Энтузиаст Принимает новое независимо от степени проработки, обоснованности, возможностей использования и полезности. Новинка ценна сама по себе и полезна уже потому, что она отличается от старого. Как правило, берет на себя нелегкий труд по пропаганде и защите еще неокрепших слабообоснованных идей и проектов от критики консерваторов и ретроградов. Преобладание эмоций приводит порой к тому, что он тратит чрезмерные усилия на защиту новинок, которые не имеют практической ценности. Но без них невозможно было бы создать климат одобрения новинок, необходимый для того, чтобы в массе новых предложений не пропустить находки, имеющие принципиальное значение Рационалист Принимает новаторские предложения только после тщательного анализа их полезности, возможностей использования, экономического и социального эффекта, вероятных трудностей на пути внедрения. Принимает нововведения не на эмоциональной, а на рациональной основе. Общий настрой – неустанно работать ради использования научно-технических достижений в производстве. Он, несомненно, за внедрение, но такое, которое защищено со всех сторон основательными проработками. Его участие в инновационном процессе обеспечивает обстановку доверия к инновациям, способствует ускорению их внедрения Нейтрал Действует в зависимости оттого, что ему приказали или как на него повлияли. Отношение нейтрала к новинкам осторожное: инициативы не проявляет, но если есть приказ или распоряжение внедрять что-либо, нейтрал будет стараться делать все так, как от него требуется. К сожалению, в случае непредвиденных затруднений он скорее будет ждать указания, чем проявит смекалку и инициативу, даже если для принятия самостоятельного решения есть благоприятные условия Скептик Не склонен на слово верить ни одному, даже очевидно полезному нововведению. Может стать хорошим контролером проектов и предложений как человек, формулирующий и высказывающий сомнения по поводу всего, с чем он сталкивается. В коллективе, где сильны новаторские тенденции, может приносить пользу своим умением охлаждать пыл людей, склонных к авантюрным проектам и предложениям. Но возглавлять инновационную работу скептик не может, так как он затормаживает процесс настолько, что инновационная деятельность становится невозможной, а сам коллектив распадается или перерождается. В отличие от рационалиста, настроенного на внедрение обоснованных новинок, скептик ведет дело против нововведений Консерватор В принципе тот же скептик, но только его скептицизм практически не имеет границ. Он сомневается, когда нет обоснований инновации и когда рассчитано и проработано все, что необходимо для принятия новинки. Даже когда абсолютно все предусмотрено и обосновано, он все же не склонен соглашаться на инновацию. Консерватор критически относится ко всему, что не проверено опытом. Но почти всегда не доверяет и ссылкам на опыт, требуя все новых и новых перепроверок результатов. По сути, это отказ от какой-либо инноваторской деятельности под предлогом недопущения ошибок и просчетов. Сомнения консерватора не только неконструктивны, но и откровенно вредны. Его девиз: «Никаких новинок, никаких изменений, никакого риска». Любая инновация – это разрушающая сила, которую надо остановить во имя сохранения достигнутого Ретроград Схож с консерватором с той только разницей, что черты консерватора у него предельно заострены. Это проявляется в форме автоматического отрицания всего нового («старое заведомо лучше нового»). Отбрасывание новинок без анализа и до анализа – характерная черта ретрограда. Он обращен в прошлое, но не ради изучения опыта, а для поиска оснований своего предпочтения старого перед новым. Он активен, как и новатор, но эта активность полностью расходуется на то, чтобы повернуть все назад, сдвинуть людей хотя бы на шаг в прошлое. Занимает активную деструктивную позицию в жизни. И все же можно говорить о сферах, где опыт ретрограда может оказаться полезным. Это дизайн, связанный с поиском ретроформ для новых товаров, «под старину», где ретроград может быть полезен как источник информации и «разработчик старины» В реальной жизни эти типы в чистом виде встречаются нечасто. Тем не менее, зная их, можно целенаправленно влиять на людей, формируя поведение для успешного участия в инновационной деятельности. ПРИЛОЖЕНИЕ 3 КРАТКИЙ АНАЛИЗ ПРОВЕДЕННЫХ ДИАГНОСТИЧЕСКИХ ПРОЦЕДУР (по количеству преобладающих ответов респондентов) ТЕСТ 1 «Каков Ваш творческий потенциал» - средний показатель. ТЕСТ 2 «Самоопределение творческого потенциала личности» - уровень средний и выше среднего. ТЕСТ 3 «Мотивация успеха» - средняя мотивация к успеху. АНКЕТА 1. Потребности в изменениях – «частично», «это не решает главных проблем»; изменения собственной деятельности – «нет», «частично», «да» - единичные ответы. АНКЕТА 2.Восприимчивость к инновациям (коллектива в целом): К=0,75 – допустимый уровень. АНКЕТА 3.Мотивационная готовность пед. коллектива к освоению новшеств: ответы 2, 6, 8, 13 (свидетельствуют о высокой потребности в самореализации) – встречаются редко, что свидетельствует о невысокой мотивационной готовности коллектива к новшествам. АНКЕТА 4.Барьеры в освоении инноваций: по количественному признаку – 2-3 барьера (из предложенных 10); по качественным показателям преобладают – «большая нагрузка», «отсутствие материальных стимулов», изредка – «отсутствие интереса». АНКЕТА 5. Уровень новаторства в коллективе - в основном преобладали ответы «Группа С»: «Вы воспринимаете новшества умеренно. Не стремитесь быть среди первых, но и не хотите быть среди последних. Как только новое будет воспринято большей частью Вашего педагогического коллектива, воспримите его и Вы». ШКАЛА САМООЦЕНКИ ИННОВАЦИОННЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ: по итогам анализа преобладают ответы «Средний уровень», единичные - «Высокий уровень». ВЫВОД: необходимо планирование мероприятий (ДПП), по повышению уровня готовности коллектива к инновационной деятельности, а именно: 1) Стажироваочная площадка 2) Курсовое обучение 3) Непрерывно действующий проблемный семинар


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный педагогический проект на тему: «Развитие творческих способностей младших школьников как один из способов повышения образования в условиях ФГОС»

Инновационный педагогический проектна тему:        «Развитие творческих способностей младших школьников из способов повышения образования...

Инновационный педагогический проект на тему: «Развитие творческих способностей младших школьников как один из способов повышения образования в условиях ФГОС»

Инновационный педагогический проектна тему:        «Развитие творческих способностей младших школьников из способов повышения образования...

Инновационный педагогический проект на тему: «Развитие творческих способностей младших школьников как один из способов повышения образования в условиях ФГОС»

Инновационный педагогический проектна тему:        «Развитие творческих способностей младших школьников из способов повышения образования...

Педагогический проект на тему: "Развитие логического мышления младших школьников на уроках математики в рамках УМК "Планета знаний"

УМК "Планета знаний" привлекает меня чёткостью построения содержания курса, направленного не только на обработку знаний, умений и навыков, но прежде всего на развитие логического мышления....

Педагогический проект по теме "Развитие творческого потенциала и жизненных ценностей у младших школьников"

В ходе проекта сформировалось позитивное мышление,активная жизненная позиция.Представлены творческие работы-газеты по разным темам,участвовали в выпуске областного журнала "Бимка",ведётся шефская рабо...

Презентация инновационного педагогического проекта на тему: «Развитие исследовательской активности младших школьников в учебно-воспитательном процессе»

В  современной школе развитие исследовательской познавательной активности является приоритетным направлением учебной и воспитательной работы с младшими школьниками....

Презентация инновационного логопедического проекта на тему: "Развитие связной речи с помощью сказок" ( 1 класс ).

Презентация " Развитие связной речи с помощью сказок" подготовлен как итог проектной деятельности с учениками первых классов....