Тренинг "Остров толерантности"
материал по теме

Фоменко Лилия Викторовна

            Толерантность человека, выходящего в большую жизнь, является фактором социализации и в значительной мере определяет успешность жизненного пути человека.  В связи с актуальностью данной п                  роблемы был разработан тренинг для учащихся начальной школы «Остров толерантности».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интерактивный тренинг «Остров толерантности».

Актуальность мероприятия: 31 декабря 1999 г. в России принят план мероприятий по формированию установок толерантного сознания и профилактике экстремизма в российском обществе. Проблемы межкультурного общения  и толерантности являются весьма актуальными в ХМАО-Югре, Нефтеюганском районе.   Многонациональная среда  - типичная черта и условие жизни современного человека. Народы не просто соседствуют, но и активно взаимодействуют друг с другом.  В современном обществе толерантность должна стать сознательно формируемой моделью взаимоотношений людей, народов и стран.

Важнейшей задачей является формирование у подрастающего поколения умения строить взаимоотношения в процессе взаимодействия с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принять других людей и их взгляды, привычки такими, какие они есть. Именно поэтому в национальной доктрине образования Российской Федерации определены цели, которые содержат:

  • воспитание человека уважающего права и свободы личности, обладающего высокой нравственностью, проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к традициям и культуре других народов;
  • формирование культуры мира и межличностных отношений.

Толерантность человека, выходящего в большую жизнь, является фактором социализации и в значительной мере определяет успешность жизненного пути человека.  В связи с актуальностью данной проблемы был разработан тренинг для учащихся начальной школы «Остров толерантности». 

Практическая значимость тренинга состоит в том, чтобы в доступной форме объяснить и способствовать формированию терпимого и уважительного отношения к людям разных рас и национальностей, уменье видеть в каждом собеседнике прежде всего Человека. Таким образом, выработка толерантного поведения способствует дальнейшему позитивному развитию  ребёнка.

 Цель тренинга:  формирование толерантного отношения друг к другу, установки на принятие другого; понимания важности передачи эмоциональных связей, опыта терпимости и уважения.

Задачи: 

Воспитательные:

  1. формирование толерантных установок;
  2. формирование основ позитивного взаимодействия и эмоциональной отзывчивости  детей между собой.

Развивающие: 

  1. развитие коммуникативных навыков, умения взаимодействовать в группе сверстников;
  2. развитие творческого потенциала учащихся.

Обучающие:

  1. знакомство детей с понятием “толерантность”;
  2. диагностика различий  среди участников тренинга.

Методы работы: беседа, игра, упражнение, групповая работа, диагностическая методика, творческое задание.

Возраст участников:  учащиеся 7-11 лет (ученики начальной общеобразовательной школы).

Оборудование:  классная комната с расставленными столами для групповой работы (4 группы – 4 стола); мультимедийное оборудование; пазлы с картинками из мультфильмов; альбомные листы, карандаши для теста;

карточки с проблемными ситуациями для каждой группы; кусочки «острова толерантности», фломастеры и цветные карандаши для творческого задания.

Время занятия: 45 минут.

Структура занятия:

1) первый этап - организационный: создание психологической комфортности в рабочей группе.

2) второй этап – теоретическо-практический: знакомство с темой тренинга, интерактивные и творческие задания;

3) третий этап -  заключительный: рефлексия.

Ожидаемые результаты: понимание и формирование толерантного отношения друг к другу и различиям в людях, которые их окружают;

развития личности ребёнка и уважения к разным людям; формирования эмоциональной отзывчивости среди детей; умения взаимодействовать в группе, сопереживать и находить конструктивные решения в конфликтных ситуациях;

развития творческого потенциала.

Ход проведения тренинга.

Первый этап.

На экране презентация.

1 СЛАЙД.

- Здравствуйте, ребята. Я рада видеть всех вас на этом занятии!

2 СЛАЙД.

Сегодня мы собрались для того, чтобы отправиться в путешествие по  «Острову толерантности». Путь вам предстоит трудный, но очень интересный.

3 СЛАЙД.

Не сбиться с пути нам помогут правила, которые вы должны соблюдать:

1. Принимать активное участие.

2. Не перебивать друг друга.

3. При ответе поднимать руку.

4. Быть добрым к окружающим.

Теперь можно отправляться в путь.

А что же означает это слово «толерантность» (ответы детей).

4 СЛАЙД.

ТОЛЕРАНТНОСТЬ – это уважение, принятие и понимание многообразия мира. Уважение, принятие и понимание разных людей, разных, но для того, чтобы понять различия надо прежде всего начать общение. А с чего обычно люди начинают общение?

Дети: С приветствия.

Игра «Давайте поздороваемся».

Я приглашаю в центр класса по два представителя от каждой команды. Представьте себе, что вы встретили на привокзальной площади приятеля из  другой страны и предлагаю всем вам поздороваться друг с другом разными способами, постарайтесь использовать разные способы приветствия своих товарищей.

Задание понятно?

Итак, начали…

У всех получилось? Интересно было? Спасибо.

Второй этап.

5 СЛАЙД.

   Толерантность объясняется как терпимость, стремление и способность к установлению общения с людьми, умение понять друг друга. Толерантные люди стараются разобраться в своих достоинствах и недостатках.

6 СЛАЙД.

Движемся дальше. Ребята, посмотрите, у нас гости! Да это же они - жители «Острова толерантности».

Попробуйте найти сходства, которые сближают и роднят детей «Острова толерантности».

Дети: У всех есть нос, рот, глаза, уши, пять пальцев на руке.

Посмотрите, какие эмоции на лицах?

Дети: они радуются, веселятся, улыбаются.

Зависит ли настроение от цвета кожи и разреза глаз?

Дети: Нет.

На Земле проживает более 3000 народов. Каждый из них отличается от других своей культурой, песнями. Танцами, языком, на котором люди думают и говорят.

А вы знаете, сколько народов проживает в Нефтеюганском районе? Более 40.

Да, действительно все дети на планете разные, дети разных национальностей и разного цвета кожи, дети, разного вероисповедания и, говорящие на разных языках, дети, живущие в разных условиях. И поэтому мы с Вами должны с уважением, и пониманием относится к таким разным, не похожим друг на друга детям, быть терпимыми.

Ведущий просит каждую группу взять по ореху, а потом в течение 1-3 минут внимательно рассмотреть и запомнить свой орех. Затем орехи складываются обратно в пакет. Ведущий перемешивает их, достаёт по одному и просит каждую группу найти свой. Когда это выполнено, ведущий просит рассказать, по каким признакам им удалось найти именно свой орех, чем он отличается от других.

Обсуждение. Аналогия между орехами и людьми.

• Чтобы увидеть особенности, нужно приглядеться. На первый взгляд, все одинаковые.

• Как судят о ценности ореха?

• Зачем ореху скорлупа? (Люди выращивают скорлупу, чтобы чувствовать себя в безопасности, и не сразу открываются).

7 СЛАЙД.

Все мы разные, очень часто между нами возникают споры и конфликты. Важно уметь преодолевать эту конфликтную ситуацию и сохранять уважение, как к себе, так и к оппоненту.

Я предлагаю вам рассмотреть случаи из жизни, послушайте и скажите, являются эти ситуации конфликтами или нет. И как можно их разрешить?

8 СЛАЙД.

Переполненный пассажирами автобус. Мужчина нечаянно толкнул девочку и не извинился. Девочка больно ударилась и в ответ нагрубила мужчине.

— Эта ситуация является конфликтом? (Да)

9 СЛАЙД.

Девочка попросила  подругу одолжить костюм для выступления. Она  не выполнила ее просьбу. Девочка  разозлилась и обиделась на свою подругу.

— Эта ситуация является конфликтом? (Да)

10 СЛАЙД.

Мальчик на перемене стал обзывать свою одноклассницу. Та в ответ оскорбила его.

— Эта ситуация является конфликтом? (Да)

11 СЛАЙД.

Одноклассники  попросили Олю помочь нарисовать плакат. Оля стала искать отговорки. После разумных доводов ребят о пользе дела,  девочка согласилась и помогла ребятам.

— Эта ситуация является конфликтом? (Нет)

12 СЛАЙД.

Как следует разрешить эти конфликты? (ответы учащихся: не ругаться, не кричать, стараться не разжечь конфликт, а погасить его, выслушать другого).

Если люди  вместе выполняют какие-либо обязанности, правила это значит, что они сотрудничают и они взаимосвязаны между собой.

13 СЛАЙД

Игра «Ниточка».

Правила игры: передавая и разматывая клубочек другому участнику группы нужно назвать качество, помогающее жить в мире со всеми, разматывая клубок ниток.

 Что же у нас получилось?  Мы все связаны друг с другом одной ниточкой. Вот также связаны между собой все люди в обществе.

14 СЛАЙД (слайд с качествами толерантной личности).

Толерантный человек должен обладать определенными качествами. Каждый возьмите анкету. Если вы считаете, что у вас это качество личности проявляется очень явно, то поставьте знак «+», знак «0» поставьте напротив тех черт, которые у вас наименее выражены. Этот бланк останется у вас и о результатах никто ничего не узнает, поэтому отвечайте честно. Теперь каждый из вас может самостоятельно сделать вывод: толерантный ли он человек. Если у вас три или более плюсов, то вы толерантны.

15 СЛАЙД «Толерантный человек».

У вас на столах лежат листы с изображением контура человека.

Не важно, где живёт этот человек, сколько ему лет, какой он национальности. Он просто человек. Подумайте и выберите , какие качества характера желательно иметь человеку, живущему на «Острове толерантности».

(Из предложенного списка качеств дети выбирают только положительные, наклеивают на фигурку человека)

добрый        сильный        преданный

весёлый        улыбчивый         чуткий

смелый        честный        внимательный

агрессивный        злой        нечестный

равнодушный        лживый        раздражительный

Созданные фигурки прикрепляются на доску.

Мы создали толерантного человека, а где он будет жить? Это зависит от вас.

Общими усилиями нам предстоит создать карту «Острова толерантности», придумывая названия рек, морей, гор, равнин, городов…(на столе заготовки рек, гор, океанов, ребята должны написать названия). Работа в группах и их представление.

Третий этап.

Вы поняли, что такое толерантность?

Давайте соберём все слова, которые составляют понятие толерантность.

Командам даётся по три минуты, чтобы вспомнить слова, и оформить их на «цветке толерантности».

Уважение       Доброта      Сопереживание      Дружба

Понимание      Поддержка      Терпимость

16 СЛАЙД.

Проявлять толерантность — это значит бережно относиться ко всему живому на нашей планете, вместе бороться с насилием, понимать друг друга, стремиться к мирному будущему.

17 СЛАЙД.

     Творческое задание.

Ребята, у вас на столах лежат кусочки нашей планеты, но для того, чтобы всю планету соединить надо каждому из вас оставить на ней частичку себя. Ведь мы все разные, но мы вместе и будем жить на одной планете толерантности. У вас есть разноцветные фломастеры нарисуйте на своих частях планеты частичку себя, пусть это будут ваши улыбающиеся лица.  А когда все участники команды нарисуют себя, капитаны команд встретятся вместе и соберут планету толерантности. Приступайте.

(звучит песня «Подари улыбку миру»)

18 СЛАЙД.

На Земле под синим небосводом

Создано немалое народом.

Разных стран, обычаев, культур.

Будь толерантен – попросту терпим,

К культурам и обычаям иным,

Все в мире важно, все его лицо

И все достойно быть, в конце концов.

Я надеюсь, что это мероприятие сблизило вас,  и вы будете толерантны по отношению к окружающим вас людям, уважая их и принимая такими, какие они есть. Удачи вам! Спасибо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по формированию установок толерантного сознания у детей младшего школьного возраста: взаимосвязь толерантности с выбором профессий.

Cовременные дети почти ничего не знают о профессиях людей, большинство учеников не знают даже о профессиях своих родителей или о роде их трудовой деятельности. Дети не задумываются о том, как сложен ...

Статья «Толерантность. Пути и средства воспитания толерантности»

. В последние десятилетия понятие «толерантность» стало международным термином, важнейшим ключевым словом в проблематике мира, а 16 ноября объявлено Международным днём толерантности благодаря усилиям ...

Урок милосердия и толерантности во 2 классе на тему "О доброте и толерантности"

Урок милосердия и толерантности во 2 классе на тему: «О доброте и толерантности».  Цели:Познакомить учащихся с понятием “толерантность”, его происхождением, значением и актуальностью его фор...

Статья «Толерантность. Пути и средства воспитания толерантности»

В последние десятилетия понятие «толерантность» стало международным термином, важнейшим ключевым словом в проблематике мира, а 16 ноября объявлено Международным днём толерантности благодаря усилиям ЮН...

Статья "Толерантность. Пути и средства воспитания толерантности"

В последние десятилетия понятие «толерантность» стало международным термином, важнейшим ключевым словом в проблематике мира, а 16 ноября объявлено Международным днём толерантности благодар...

Методическая разработка по формированию толерантности у младших школьников: игровой тренинг для младших школьников "Планета Толерантность"

В занятии дети учатся пониманию толерантности и интолерантности. Задача занятия - научить детей проявлять толерантность — это значит бережно относиться ко всему живому на нашей планете, вместе б...